Руководитель похода: Ибрагимова Б. У



Скачать 151.88 Kb.
Дата08.11.2016
Размер151.88 Kb.
МКОУ «Башлыкенткая СОШ им. Ш.Г.Шахбанова»

Материалы однодневного похода на тему:



Руководитель похода: Ибрагимова Б.У.



Башлыкент 2015г

Цели:

- популяризация самодеятельного туризма;

- привитие любви к природе, родному краю;

- привлечение учащихся к активному участию в туристско-краеведческом движении « Отечество»;

- расширения кругозора по вопросам экологии, биологии, истории, культуры и традициям родного края.

Участники: учащиеся 8-11 классов,члены ДОО «Наследники»

Маршрут похода.

Школа- святые места( Гамзатда пир, Джума мечеть) -водохранилище села- река «Башлы озень»- родник «Корага булакъ».



Дата проведения: 30 мая 2015 г.

Отчет о проведенном однодневном походе « Здравствуй лето» в МКОУ «Башлыкентская СОШ им. Ш.Г.Шахбанова»

30.05.2015 г я старшая вожатая Башлыкентской СОШ , организовала поход с учащимися 8-11 классов. Маршрутом нашего похода являлась школа –святые места села –водохранилище – родник.

Я рассказала детям в каком году и благодаря кому была построена новая средняя школа.В сентябре 2009г.благодаря бывшей главе района Мураду Шихсаидову была построена новое типовое здание школы на 510 ученических мест и весь учебно - воспитательный процесс прохродит в данном здании школы.

1 сентября С 1998 года Башлыкентская СОШ носит имя своего выпускника - Ш.Г. Шахбанова, погибшего при исполнении своего служебного долга.

    

             02.11.2011 года директором школы назначается Кадиева Мадина Абдуллаевна, плодотворно работающая по сей день. В школе созданы все условия для успешной организации учебно-воспитательного процесса и получения высокой результативности. 

После рассказа о школе, мы с детьми направились в поход, и по дороге я рассказала детям о истории возникновения села Башлыкент.



Селение Башлыкент расположено в 113 км. от столицы нашей республики г. Махачкалы и 57 км.северо-западнее древнего города Дербента, в предгорье и является одним из старинных сел Каякентского района.С южной стороны течёт река «Башлы-озень»(Арт-озень),которая впадает на озеро Аджи. В 1877 году в Дагестане вспыхнуло крупное антироссийское восстание, одним из центров которого стал аул Башлы. За не покорность, аул был полностью разрушен генералом Комаровым. Впоследствии населению бывшего аула в течение 5 лет не позволяли селиться на прежнем месте. И только в 1882 году бывшим жителям разрешили вернуться, но в место одного аула было образовано три: Верхний Башлы (позже Капкайкент), Средний Башлы (позже Джаванкент) и Нижний Башлы (позже Александркент). При образовании нового аула, в знак покорности ему было присвоено имя Александркент в честь императора Александра III. После революции село переименовывают в Джалалкент в честь революционера и видного государственного деятеля Джалалутдина Коркмасова. В 1937 году Коркмасов был репрессирован, а село вновь переименовано в Башлыкент.

У нас в селе очень много святых мест, куда приезжают даже с других районов, и мы с детьми решили пройтись по этим местам. Когда мы поднимались в гору Арапатав где находится святое место « Гамзатда пир». По дороге нам встретился старейшин села Алирза агъав. Он узнав куда мы направляемся очень обрадовался, что наши дети чтят светые места и интересуются их историей . Детей заинтересовала история святых мест и попросили рассказать историю возникновения этих мест.Алирза агъав с удовольствием рассказал детям историю всех святых мест.



Вот одна из них:

Святое место села Башлыкент (Гамзатта пир) Он расположен на вершине горы Джавантав у подножия которой стоит Башлыкент. По всей вероятности в древности здесь была аульская мечеть,и называлось это место Арапатав. Те,кто не мог по разным причинам совершить хадж поднимались на эту гору, что приравнивалось, по их мнению, к поломничеству. Да и сейчас старожилы так называют эту гору и считают её святыней. На вершине горы находится могила Гамзатты – святого, умершего молодым. Бытуют разные легенды об этом пире. Всё, что ни попросишь у могилы Гамзатты, исполняется, кроме любви. Часто у гамзатты просят ребёнка те женщины, у которых долго нет детей. В случае рождения сына называют именем Гамзатта. Он умер молодым человеком, не имея невесты, и умирая, сказал, чтобы к нему поднимались с музыкой, песнями и танцами, а также когда остаётся 200-250 метров до святого места все собирают маленькие камни (7штук) .Держа в руке камушки, каждый поднимающийся читает 1-ю Фатиха и къулху суры из Корана, а потом дойдя до могилы эти камушки бросают вниз со словами « пусть для меня закроются ворота ада, пусть моё посещение станет великой стеной перед злостью и завистью». Ребятам очень понравился история Гамзатта пира, и они последовали всем советам Алирза агъав. Остальные пиры также имеют много преданий и помогают человеку в тех или иных начинаниях.



По дороге в святые места.



Гамзатта пир, который расположен на горе Арапатав.





Вид села Башлыкент с горы Арапатав.



С горы Арапатав мы спустились к Джума мечет , который построен на территории бывшего села Башлы ( Эсгикент). Мы в мечете встретились с Умужат эчюв, которая следит за порядком, и попросили рассказать нам, когда и кем была построена этот мечет-медресе, и почему он был построен именно на этом месте. Она рассказала что Джума мечет в была построена в 2000году депутатом Государственной Думы нашим сельчанином Балашовым Балашем Курбанмагомедовичем. Умужат эчюв рассказала нам много интересного о старом Башлы ( Эскигент).В старом Башлы было 8 квартальных мечетей и одно кафедральная – джума – мечеть. Джума-мечеть, согласовано сохранившимся сведениям среди стариков, находилась на восточной окраине села у реки. Здесь же на родном местечке-майдане-джамаат собирался для решения важных хозяйственных, военно-политических, культурных, религиозных дел. Эта традиция собираться здесь по большим праздникам, на майдане у старого селения Эсгигент, надо сказать,сохранилась до наших дней.



Джума мечет в Эскигенте.





После Джума мечети мы с ребятами направились к Водохранилище «Башлы».

Водохранилище построено на реке Башлычай или Артозень в 1983– 1984 г.г. Это земляная дамба длиной около 100м. Вместимость 1 млн. 200тыс. куб. Максимальная глубина 24 метра. Оросительная система сети под плотиной 11-12 км. Она рассчитана на павадковые воды. Плотина когда заполняется то она выбрасывает излишек воды, имеется специальная система Дамба с одной стороны облицована железобетонными плитами. Зимой в нём накапливается вода, а весной и летом эту воду используют для орошения садов, огородов и виноградников. Водохранилище имеет огромное хозяйственное значение для всех трёх селений Башлыкент, Капкайкент, Джаванкент.

Из бассейна вода по трубам поступает по домам всем жителям села. Жители села полностью обеспечены питьевой водой, благодаря этому водопроводу.

От водохранилища по реке мы спустились к роднику « Корага булакъ»











Родник «Корага булакъ» был построен в 1935 году главой администрации села Мусаевым Абдулгамидом. Родник находится на окраине села. Летом вода в роднике холодная, а зимой теплая. В 1975году вода в родникевысохла и жители села брали воду











Пословицы и поговорки, записанные нами в селе Башлыкент.

Если много знаешь, мало говори

Одно дерево, не станет садом.

Не знающий говорить, с ударом убежит.

«Если хочешь узнать (что такое) плохое. Измеряй его( в качестве мерки возьми) хорошим»

«говорящий «на»- его друг, говорящий «дай»- его враг»

«В кастрюле скупого и гусь с овцу выглядит»;

«Отчий аул, хоть затмение луны будет светел»;

«В доме , где ребенок, и раненый найдет облегчение»;

«Доброе слово заложит основу счастью»;

«Если у отца слова не пристойные, то сыну трудно приходится»;

«Свою скирду не видит, у других стог видит»,



Обычаи, обряды и традиции башлыкентского народа и джамаата моего села.
Одной из значимых традиций является в нашей жизни свадьба. 
В большинстве случаях, когда рождались дети или когда они были еще маленькими, родители договаривались между собой, заключали вроде сделки о будущей невесте и женихе. Эти договоры и соблюдались за редким исключением. Эти договоры могли нарушить только крупные ссоры, при которых были бы нанесены тяжкие оскорбления при джамаате или раны при драке. Сватов посылали немного, одежду (наряды) для невесты покупали мало : 2-3 платья, шаль, платок, бусы, кольцо, серьги, чувяки, передник, браслеты, серебряный пояс, нагрудные подвески (къазяхал), головной убор(дунча), подчеркнутые изделия из серебра покупали состоятельные семьи. Накануне свадьбы подруги (почти все девушки села) собирались у невесты, которая не показывалась людям.

В этот вечер парень и девушка (родственники жениха) обходили все дома сельчан, приглашая их на свадьбу. Особо оповещали тех, кто завтра должен идти за невестой. Такая же пара (иногда только девушки без парня ) со стороны невесты тоже приглашала сельчан принять участие на свадьбе. Накануне свадьбы один из родственников жениха обходит близлежащие села и приглашал на свадьбу желающих, а родственники или кунаки – обязательном порядке. 

В день свадьбы с утра у жениха и невесты родственники режут корову, быка или баранов (по своим возможностям) и готовят угощения для приглашенных. Примерно через 2-3 часа после восхода солнца один из родителей невесты отправляет девочку или мальчика к родителям жениха сообщить им, что можно прислать людей (иногда указывали количество) за невестой.

К полудню, покушав у жениха, его родственники, друзья (кого оповестили накануне) шли за невестой, беря с собой наряды невесты. Как бы оповещая родственников невесты о том, что они вышли и идут за невестой, стреляли в воздух. С песнями, танцами и с возгласами в поддержку поющих или танцующих по пути, шли за невестой. Родители невесты встречали их и приглашали за стол.
Покушав, они шли к комнате или дому, где находилась невеста. Подруги невесты, каждому кто пришел (кого послали за невестой) дарили чантал – навязанные на нитки, вроде гирляндой, бусы, подушечки, нитки – все разноцветное: это знак того, что этот человек был послан за невестой.

После получения этих подарков они уходили. После полудневного намаза родители невесты приглашают всех (в основном людей старшего поколения) односельчан кушать. Подавали им суп с толокном и каждому в руки кусок мяса, размеры которого зависели от материального состояния родителей невесты.

К заходу солнца опять возвращались посланцы за невестой. К этому времени родственники невесты собирали своих родственников, приглашенных еще накануне (в основном молодежь), которые должны сопровождать невесту в дом жениха. За 1,5-2 часа до захода солнца сельский мулла с двумя свидетелями (по приглашению жениха) и отцы или уполномоченные от лица жениха и невесты собираются в доме соседа или в другом месте для заключения брака – магьар. Родственники жениха приносили для этих лиц кушанье.

Посланцы за невестой и сопровождающие невесту кушают вместе или сначала посланцы, а потом сопровождающие и выходят, в это время (когда они кушают) заранее назначенные на эту должность две родственницы (одна отцовской, другая по материнской линии) наряжают невесту.

Посланцы, стоя у дверей стараются успокоить выход невесты из дому. При выходе из дома невесты (при переходе через порог) обязательно стреляли. Как бы оповещая жениха и его родных о том, что невеста вышла из дому и уже на пути.

Родственники невесты назначают старшего (его слово должно быть законом для остальных) которому вручается бахIаралъулхIура» – на острую палку втыкают лепешку, сверху мясо – грудинку барана, на острие яблоко, а на поперечной планке – яблоки, груши или сладости.

Почти половину пути, посланные за невестой шли впереди, а невеста с сопровождающими шли позади. На полпути вперед выходили сопровождающие с невестой. И на всем протяжении пути к дому жениха этот кортеж двигается медленно с песнями, танцами, шутками. На пути продвижения кортеж в одном (обязательно) или в двух местах дорогу перекрывали жердями, балками. Без подарка перекрывающим дорогу кортеж не пропускали. Дарили специально заранее заготовленное в доме жениха лепешку, сыр, мясо.

К приходу невесты в доме жениха шла подготовка к встрече сопровождающих с невестой. Жених с заранее назначенными двумя друзьями (один по материнской, другой по отцовской линии) ждали невесту и сопровождающих. 

У ворот жениха старший у сопровождающих передает одному из старших со стороны жениха. У входа в дом невесту встречали родители жениха. 

При выходе из своего дома и при входе в дом жениха невеста сопротивляется, делая вид, что она без желания покидает родительский дом и без желания входит в дом жениха. Как только невеста и сопровождающие входят в дом, посланные за невестой, не входя в дом, уходят. Входят только те, кто будет обслуживать сопровождающих невесту. В доме жених и его друзья стоя встречают невесту и сопровождающих. Невесту уводили в дом, где новобрачные должны были провести первую ночь. Совершив ночную молитву, невеста с подругами ждала прихода жениха и его друзей и через некоторое время шли в дом. По приходу жениха, подруги невесты уходили, оставив их. Друзья жениха должны были охранять покой новобрачных.

Рано утром друзья, которые в большинстве случаях бодрствовали до утра, будили молодоженов и заставляли наводить порядок в доме.

Утром родители жениха с родственниками и соседями готовили утренник: блины, мясные чуреки, (курзе) плов или другое кушанье, которыми угощали всех, кто приходил приветствовать новобрачных или родителей жениха. Родители угощали стариков, больных и своих родственников, которые не могли приходить к ним. Рано утром к новобрачным приходили и ее подруги, чтобы к приходу людей нарядить ее.

Родители жениха сразу после полудневного намаза, приглашали на обед всех сельчан (обычно приходили те, кто не принимал участие в этих торжествах – старшее поколение).

После обеда один из родственников (обычно отец или старший из тухума) приподнимает платок, которой была укрыта невеста (голова невесты), потом начинались танцы. Сначала танцуют друзья жениха с подругами невесты, а потом жених с невестой. По завершении танцев, посиделок, все опять шли кушать в дом жениха. Все родственники жениха, последние за невестой жених с друзьями и музыканты, (как только покушают) выходили провожать сопровождавших невесту. 

Оставив невесту с родственниками жениха, поблагодарив за оконченное гостеприимство родителей жениха и всех, вышедших их провожать, сопровождающие с такой же БахIаралъулхIура, но подготовленное уже родственниками жениха возвращались к родителям невесты. Покушав здесь и сообщив родителям невесты как их приняли в доме жениха и о нарушениях со стороны сопровождающих, старший вместе со своими товарищами уходили. Подруги невесты с собой приносили в дом родителей невесты все полученные подарки и деньги.
На этом все заканчивалось. Через сутки жених с невестой в сопровождении двух мужчин и двух женщин с кушаньями шли в дом родителей невесты, которые тоже готовили хороший ужин для них. Подарки невесты, которые были у ее родителей, она могла забрать с собой на следующий день, она тоже из своих подарков дарила что либо родственницам жениха (уже мужа).
(Многое из указанного сохранилось и поныне.)

Послесвадебные обряды .

У всех жителей нашего села – после свадьбы, у других через неделю, у других через месяц - совершается обряд "къайынчакъырыв", "къайынларчакъырыв" (приглашение родни невесты в дом жениха).
Кроме того, в одних семьях через неделю, в других - раньше, в третьих - позже молодой муж официально посещает дом своих родителей. В сопровождении свиты его вводят в общее помещение, где находились все его близкие родственники. 
Но, несмотря на этот акт, молодой муж продолжает избегать встреч со своими родителями, старшими братьями и посещает жену как будто бы тайно. Этот обычай широко распространен у многих народов Дагестана.
Невеста в сопровождении къуда къатын и подруг входит в хозяйственную комнату.
В некоторых селах свекровь в этот день торжественно вручала невесте сито и корыто, в селении Башлыкент невестке в одну руку давали мед, в другую масло.
В прошлом этот обряд имел не только хозяйственный, но и магический смысл: он должен был обеспечить молодым добрую и счастливую жизнь. Кроме того, он символизировал фактическое приобщение жены к семье мужа.
С этого дня молодая активно включалась в хозяйственную деятельность семьи. Однако же право на выход за пределы дома она получала только после обряда "сувгъачыгъыв" (хождения за водой). Невеста к этому событию готовится тщательно – одевает легкий платок , собирает подруг и соседей, толпой идут за водой раздавая конфеты. Это по традиции сохранилась по сей день. Раньше немного отличалась, за водой с молодой отправлялись ее подруги, молодые женщины - родственницы жениха, соседки, молодые парни. Девушки брали с собой гармонь. По пути раздавались заготовленные заранее угощения. Самый лучший подарок отдавали первому встретившемуся на пути. Можно предположить, что в далеком прошлом подарки, раздаваемые невестой, должны были умилостивить духов и тем обеспечить благополучие дома.
У родника молодая старалась набрать воду, а юноши ей всячески мешали. Преодолев их сопротивление, она наполняла кувшины всем присутствующим. Таким образом испытывали терпение, выдержку молодой и ее хозяйственные навыки.

 После этого обряда невеста получает право выходить на улицу, посещать общественные праздники, похороны, принимать участие в полевых работах. В то же время новобрачная не должна показываться без особой необходимости на глаза свекра, а в прошлом вообще не разговаривала с ним до самой смерти, если тот сам не проявлял инициативы. Она не могла разговаривать и с другими старшими мужчинами - близкими родственниками мужа. Кроме того, невеста не должна была называть по имени родственников мужа, как мужчин, так и женщин, и потому придумывала для них уважительные обращения.
Через несколько дней после свадьбы начинается, раньше и сейчас по традиции, серия приглашений молодых родственниками мужа и родителями невесты. Но право па первое приглашение имел всегда хозяин дома, где поселялся жених на время свадьбы. Только после посещения этого дома молодых начинали приглашать все остальные родственники. Очередность устанавливалась в зависимости от старшинства и близости родства.
Родственники мужа во время визита к ним молодых дарят им что-нибудь.Пока молодая находилась в доме родителей, ей делались всевозможные подарки, как родственниками, так и соседями. Если она оставалась в доме отца продолжительное время, родственники, кроме того, по очереди приглашали и приглашают ее к себе в гости. Все, что молодая получала в родном доме от родителей и родственников, входило в состав ее личного имущества, присоединялось к ее приданому, создаваемому в результате родственной взаимопомощи. Этим заканчивался весь цикл послесвадебных обрядов и обычаев, который длился несколько месяцев. Эти обычаи в моем селе сохранились
Подруги невесты поют:

Во дворе яблоня, Чтобы на нее подниматся в чувяках. Мы везем невесту; Чтобы сплошь в шелка одевалась.

Из плетня я вязала прутик Для челнока к прядильнему станку. Мы везем невесту; Чтоб она была княгиней на весь этот квартал.

Песня встречи невесты сестра жениха с халалаем.

Халалай .халалай для нас. Пусть каждый день такая радость будет нам, Пусть эта радость не покинет нас! Кто позавидует этой нашей радости, Пусть сам не радуется своей жизни!

Пусть дом моего брата Будет обращен к луне! Сегодня начинаем свадьбу, Пусть это будет в добрый час!

ДЖАМААТ ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ
Разные обстоятельства объединяют людей. Их объединяет не только родство, добрососедство, общая профессия, общая земля, общие интересы и многое другое. Самой крепкой формой сближения людей у народов Дагестана является джамаат. Джамаатом у дагестанцев называют жителей одного населенного пункта. «Уважаемый джамаат!» - - так принято обращаться в с. Башлыкент собравшемуся народу.
Уважаемым становится джамаат, где люди соблюдают порядок в дисциплину.
Ассаламу Алейкум!
У нас и с давних времени сохранилась по традиции, приветствие мужчин. 



2 часть


Башлы- самое влиятельное селение Низовой части округа,называемой жителями городом. Аул Башлы распологается в виде амфитеатра, занимая подножия горы Джавантав на юге-востоке, охватывая частично и равнинную полосу до самой реки Башлыозень, с современными селениями-Капкаякент и Джаванкент.





Гёз сув использует для лечебных целях дельтахрек выходить источники по местным названиям Адилхан булакъ, Баш булакъ, Ачи булакъ. Для использование питьевой воды поступает в родники вода из реки Гамри озень, которое протекает из северной, северо -западной части территорий с. Джаванкент.



Святое место села Башлыкент (Гамзатта пир) Он расположен на вершине горы Джавантав у подножия которой стоит Башлыкент. По всей вероятности в древности здесь была аульская мечеть,и называлось это место Арапатав. Те,кто не мог по разным причинам совершить хадж поднимались на эту гору, что приравнивалось, по их мнению,к поломничеству.































База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница