Роман багдасаров русь новый израиль



Скачать 207.23 Kb.
Дата01.05.2016
Размер207.23 Kb.

Роман БАГДАСАРОВ




РУСЬ - НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ




Опыт богословского осмысления Крещения Руси X века



"Да никто же дерзнет рещи яко ненавидими Богом есмы! Да не будет. Кого бо тако Бог любит, якоже ны возлюбил есть? Кого тако почел есть, якоже ны прославил есть и вознесл? Никогоже".

Лаврентьевская летопись

1. ИЗРАИЛЬ. ИУДЕЯ. СИОН. ИЕРУСАЛИМ


Чем являются для нас, русских православных христиан конца XX века, часто встречаемые в Священном Писании и церковной службе понятия: Израиль (Исраиль), колено Иудино, Сион, Иерусалим? Что обозначают эти слова в Ветхом и Новом Заветах?

В истолковании "труднообъяснимых речей, которые встречаются в святых книгах" наши предки пользовались особым словарем "Азбуковником", регулярно поновлявшимся и ограждавшим православных читателей от суетного мудрования. Первые Азбуковники составлены при ближайшем участии святителя Макария Московского в середине XVI века. Следуя святоотеческой традиции, все вышеуказанные понятия в них объясняются прежде всего, духовно:

ИЗРАИЛЬ ("душа, зрящая Творца"): «Истолковывается же Израиль как "зрящий Бога ум" или "видение Божие"; ибо по-еврейски "и-зра", а по-русски "видящий", по-еврейски "Иль", а по-словенски "Бог"».

ИУДЕЯ: «Иуда был сын Иакова, правнук Адама Праотца, от сего Иуды Христос по плоти, потому и земля, уделенная в наследие колену Иудову, называется земля Иудова, она же - Иудея. Толкуется же Иудея - "исповедание", то есть "покаяние".

СИОН. «Сион есть гора, в странах Палестинских, или Синай-гора в

Аравии. Писание называет Сионом град Иерусалим, а иногда - Храм, который в древности создал Соломон. Толкуется же Сион как "вознесённый" или "собрание" или "ближняя стража [охрана]"». Это и верный собор, окружающий жертвенник в храме Божием (Отк 11, 2), т. е. Церковь земная, Воинствующая и внутренний двор, Горний Иерусалим (Отк 21), через который Свет Христов износится во все концы вселенной - Церковь Небесная, Славящая. Название «сионов» носят сосуды для хранения Св. Даров (дарохранительницы).

ИЕРУСАЛИМ. "Израильтяне... обетованную им землю нарекли Иерусалим, сиречь "мирное видение" или "мирное пристанище", поскольку тут получили от пустынных невзгод покой и от языческих нападений обрели мир"1 .

Израильтяне Ветхого Завета имели своим корнем Св. праотца Иакова, нареченного чрез Ангела Израилем, "понеже укрепися с Богом" (Быт 32,28). Это имя наследовали 12 сынов Иакова, положивших начало 12-коленному членению старшей семитской отрасли. Израиль являлся первенцем среди остальных народов, ибо в нем по неоднократному обетованию Господню должен был воплотиться Христос, Истинный Спаситель, Сын Божий. И обетование это не смотря ни на что было Господом исполнено. Исполнено вплоть до мельчайших подробностей, как свидетельствует Евангелие.

Но исполнил ли Ветхозаветный Израиль Завет, установленный через Патриархов, и Закон, данный чрез Пророка Моисея? почтил ли других Пророков, возвещавших ему суды Божии? встретил ли Христа так, как чаяли встретить Господа Его святые предки: Сим и Арфаксад, Авраам и Давид, Соломон и Зоровавель? Нет. Народ, вознесённый на высочайший в расовой иерархии чин "зрящего Бога", узрев Творца во плоти, отрёкся от Него и попытался уничтожить. Так Израиль окончательно перестал быть первенцем, ибо давно уже был недостоин сего звания (Втор 28,58-68; 29,24 - 29; 4 Цар 17,7-23; Иер 7,28-34 и т.д.); вместе с тем осуществилась первая половина благословения Св. праотца Ноя: "Благословен Господь Бог Симов, и будет Ханаан раб ему, и да распространит Бог Иафета и да вселится в села Симова, и да будет Ханаан раб его" (Быт 9,26-27).

2. СИМ И ИАФЕТ


Слова Праотца являются ключом для понимания истории человечества и, обозревая ее, убеждаешься, что вселение Иафета "в шатры Симовы" происходило задолго до Рождества Христова. Уже при исходе сынов Израилевых из Египта "множество разноплеменных людей вышли с ними" (Исх 12,38). Надо полагать, что здесь имеются в виду яфетиды, ибо равноправное общение с хамитами исключалось, а с потомками Ханаана было запрещено (ср.: Быт 15,18-21; 24,3; Нав 23,7 и т.п.).

I Книга Царств именует Св. царепророка Давида сыном Евфратянина Иессея (17, 12). Если бы Иессей или его предок пришел из Месопотамии, подобно Аврааму, то назван был бы по одному из расположенных там халдейских городов; но он назван "евфратянином", т. е. переселившемся с верхнего Евфрата, а не среднего, текущего в Месопотамии2. Давид, родоначальник Царей Израилевых был "белокур, с красивыми глазами и приятным лицом" (16,12), считался младшим из сынов Иессея, однако Господь повелел Пророку Самуилу помазать на царство именно его. Промысл Всевышнего обнимал, таким образом, не только основание династии, но и избрание ветви, в которой воплотится Господь Иисус Христос, "Сын Давидов, Сын Божий", "Лев от колена Иудина" (Отк 5, 5).

Основание Израилева Царства последовало за распадом двух могущественных Арийских государств Малой Азии: Империи Хеттов и Трои (ок. 1200 л. до Р.Х.)3 . Верхнее течение Евфрата издревле было занято Хеттами, равно как часть Сирии с городами Гаматом, Кадешем по р. Оронту и Палестины с землей Мамре (Хевроном). Там, по договоренности с гето-славянским князем Ефроном, Св. праотец Авраам похоронил Сарру, жену свою (Быт 23). Хеттами (гетами) называлось воинское сословие, «каста воинов, всегда располагавшаяся по границам славянских владений... - передовой оплот силы и могущества Славяно-Руссов. Каждое племя имело своих "Гетов" или, как позднее их стали называть греки "Гофов и Готов". Гет - от слова "геть", двигаться вперед, идти в поход ("гей-ты!"). Отсюда же - "гайда!" - гайдуки или гайдамаки. "Гетьман" - предводитель гетов» (Е.П. Савельев4). Древнеегипетские записи о религиозных войнах с хеттами (гитами) XIV-XIII вв. до Р.Х. входят в число древнейших хроник человечества. Протославянское происхождение племён известных под этим названием обосновывалось дореволюционными учёными, но в большевистский период было табуировано5. Не следует также смешивать потомков Иафета хеттов с потомками Ханаана (сына Хамова) - хеттеями. Согласно библейской генеалогии это разные народы. Хеттеи за крайнюю развращенность по указанию Божию подлежали истреблению и порабощению.

При отвоевании у хананейских племен Земли Обетованной израильтяне, обходили, заключая союз, хеттские (славянские) укрепленные города: Гет, Сикелаг и др. в долине Оронта. Среди потомства благословенных Иафета и Сима не существовало никаких препятствий для заключения взаимных браков (те и другие исповедовали Единого Бога), и часть Хеттов ассимилировалась с Израилем. Особенно тесное сближение произошло при Давиде, до возведения на престол служившим воеводой у славянского царя Анхуса, в городе Гете. Имя Анхус поразительно напоминает другое имя - Анхис, которое носил отец троянского героя Энея, первопредка этрусской династии. О славянстве этрусков свидетельствуют Плиний, Юстин, Диодор Сицилийский, Страбон, Тит Ливий.

Из Гета с Давидом пришли в Хеврон, а затем в Иерусалим 600 гетов-славян под началом Еффея. Эти воины составляли ближнюю дружину израильского царя (Сион), не покидавшую его ни при каких обстоятельствах. После предательства Авессалома Давид сказал Еффею: "Я иду, куда случится; возвратись и возврати братьев своих с собою, да сотворит Господь милость и истину с тобою!" И отвечал Еффей царю и сказал: жив Господь, и да живет господин мой царь: где бы ни был господин мой царь, в жизни ли, в смерти ли, там будет и раб твой. И сказал Давид Еффею: итак, иди и ходи со мною. И пошел Еффей Гефянин и все люди его, и все дети, бывшие с ним. И плакала вся земля..." (2 Цар 15,20-23). Тогда же, после моления на горе Елеонской, "бе Давыд грядый к Роса, идеже поклонися Богу ту" (32). Многие жены Давида были яфетического происхождения, в том числе - любимая, мать Царепророка Соломона, белокурая красавица Вирсавия (вдова Урии Хеттеянина, погибшего боярина Царя Давида).

Можно привести ещё довольно примеров тесного взаимодействия семитов и яфетидов в истории Ветхозаветного Израиля, однако обратим внимание на главное: как те, так и другие представлены в родословной Пресвятой Богородицы, происходившей из Иудина, царского колена. В Новой Церкви, утвержденной Её Сыном на Собственной Крови, первенствующее место принадлежит потомству Иафета. Все развитие Христианского мира стало, по сути, исполнением 2-ой части Ноева пророчества. "На Христианской Церкви исполнился блаженного Давида глагол: "Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо я возжелал его" (Пс 131,14)" (Старец Филофей Елеазаровский «Послание о неблагоприятных днях и часах»).



3. ВЕЧНАЯ ТРОЯ И ДУХОВНЫЙ ИЗРАИЛЬ


Указание Вседержителя о созидании Мирового Правоверного Царства ("да распространит Бог Иафета") неразрывно слилось после Рождества Христова с насаждением Православия у тех народов, которые могут его воспринять и подчинением тех, кои воспринять его не могут. Нашедшее в среде римской аристократии тысячи верных исповедников, Христианство стало государственной религией благодаря Св. равноапостольному Императору Константину. Во всемирной столице, отныне пребывают верховные властители Нового Сиона - Царь и Первосвященник. О духовном значении Рима свидетельствует преображение его градостроительной композиции. "Вечный Город" был основан потомком Энея Ромулом, как оживший на Италийской земле образ некогда утраченной Трои, ветхозаветной столицы славянских племен. При Константине Великом, также ведшим род от Энея, град на 7 холмах приводится в символическое соответствие плану Иерусалима. Сам Эней, являлся потомком Дардана, правнука Иафетова, владевшего Эвксинским Понтом и основавшего Трою.

Кроме Палестинского Иерусалима Рим уподоблялся ещё двум столицам, носящим то же название: Небесному Граду Апокалипсиса и городу, который должен был воздвигнуть на земле во славу Пресвятой Троицы новый народ Божий, заступивший место прежнего Израиля. Об этом народе говорит Пророк Исайя, обращаясь к иудеям: "Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа. И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьёт тебя Господь Бог, а рабов своих назовёт новым именем" (Ис 65,13-15).

Итак, по учению Пророков, чин Израиля будет передан другому, верному народу, которому к тому же "наречётся имя новое". Св. Писание здесь имеет в виду один, конкретный народ, духовно именуемый Израилем (Отк 7,4), а не просто "великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков". Сплочение всей паствы Христовой происходит вокруг совершенно определенных, вплоть до указания имен и символов, 12 колен Нового Израиля. Отсюда ясно, что деятельность Св. Константина по переустройству Рима Италийского, а затем - по строительству Нового Рима, на месте Византия, в Восточной Империи, должна была закрепить за римлянами звание Народа-Богоносца, ибо превращало их столицу в Новый град Иерусалим. То, что осуществляется Благоверными Царями на земном пространстве, унаследованном от Бога, то повторяется Преподобными, "царственным священством", в личном подвиге. Вспомним, как вселившись в лесную пустынь, преп. Серафим давал расположенным окрест уединенным местам имена Евангельские: Вифлеем, Назарет, река Иордан, Фавор, Иерусалим, поток Кедронский, Голгофа и т. д., причем, посещая их, читал там соответствующие места из Писания. "Сей от рода Нашего", - произнесла явившаяся ему Царица Небесная.

4. «Я ПОБЕДИЛ ТЕБЯ, СОЛОМОН!»


Описание Нового града Иерусалима встречаем у Товии, Исайи, Иезекииля, Ездры и др. Мысль о переносе столицы была внушена Константину во сне, и он перенёс туда не только градостроительную икону Небесного града, но и тех, кто прежде всего являл "образ и подобие Божие" - благородных римлян, воинов и сенаторов, оставив в прежнем городе лишь рабов, незаконнорожденных и людей низкого сословия (Лиутпранд из Кремоны). Константин, подобно Давиду, основал Новое Иудейское Царство - от него ведут свое родство Христолюбивые Самодержцы. В конце XV в. старец Филофей обращается к Вел. Кн. Василию III, как к правнуку "Великого Константина и блаженного Святого Владимира". На мозаике в соборе Св. Софии Константин стоит справа от Пресв. Богородицы и держит в руках макет Царьграда (храм во имя Святой Софии Премудрости Божией (т.е. Логоса-Христа), был воздвигнут равноапостольным Императором во образ Храма Гроба Господня в Иерусалиме).

На той же константинопольской мозаике слева от Владычицы нашей изображён Император Юстиниан (527 +565), второй Соломон, отстроивший этот собор, после пожара с небывалым дотоле великолепием. Христианство отрицает первичность язычества, являвшегося лишь следствием отступления некоторых народов от Вечного Завета (Быт 9,13) с сыновьями Св. Праотца Ноя. Поэтому готовые колонны для церкви Премудрости Божией свозились со всех древних святилищ Эллады, после забвения Ноева Завета осквернённых идолопоклонством: "от Храма Солнца, который был построен в Риме Царём Аврелианом - 8 столпов привезены равные по ширине, долготе и окружности; от града Эфеса - 8 столпов. Было прежде в Эфесе капище Артемиды знаменитой богини, которое считалось одним из семи чудес вселенной. Также и от Трои, древнего града, и от Кизика-града, и от Афин, от алтаря Неведомого Бога (Деян 17, 23), и со всех островов, и со всей вселенной собрал [Царь] различные дорогие предметы". Юстиниан вырвал из рук язычников, то что по замыслу древних строителей предназначалось для прославления Творца, и вернул Божие Богу. «Написал же Царь окрест святого престола сие: "Твоя от Твоих Тебе приносим раби Твои, Христе..."»

Помимо чтимых древностей эллино-романского мира в Константинополе были сосредоточены главнейшие святыни Восточной Церкви, как например: "верхний устный камень кладезя, на котором Христос сидел в Самарии, Крест, сооружённый Константином Великим против Максентия, икона Пресвятой Богородицы, живописанная Лукой Апостолом, и венцы всех царей, которые были принесены во Святую Софию". Общая масса золотых украшений нового Святого Святых равнялась 2653 центнерам.

«И по окончании её (постройки) Царь как во время триумфального шествия, восседая на квадриге, запряжённой белыми конями, проехал даже до самых врат церкви вместе со всеми боярами и воинами своими. И тогда сошёл с колесницы и встретил его [св.] Патриарх Евтихий со всем клиром своим. Царь же, держа в руке крест, облобызал руку Патриарха и вбежал в церковь пред царские врата. И потом прошёл, спеша, до самого амвона и, стоя против великого схода, воздев руки свои к небу, воскликнул сильным гласом трижды: "Слава Богу! Слава Богу! Слава Богу! Иже сподоби мя и соверших толикое дело пречудное. Победих тя, Соломоне Премудрый, и тебе и всю славу твою и храма твоего". И после того служили святую литургию»6.



5. РИМ ПРОТИВ МИРА


В VII веке Император Ираклий укрепил пошатнувшийся было внутренний порядок в царстве и усилил его военную мощь. После присоединения Персии (629 г.) он возвратил в Иерусалим отвоеванный Св. Крест и частично восстановил державу Александра Македонского. Это всколыхнуло патриотизм греческого населения, заставило вспомнить заветы пращуров. К имени Ираклия и его наследников стал прилагаться эпитет "новый Константин". Они приняли греческий титул "василевс" вместо латинского "император", однако подданных продолжали именовать "римлянами" ("ромеями"). Греки и эллинизированные народы переняли от западных призвание I Рима и усвоили его. Греческий язык вытеснил в качестве официального латинский во всех (кроме языка воинских команд) сферах жизни и прежде всего - в Богослужении и законодательстве. Основополагающим юридическим кодексом Византии являлся Моисеев Закон ("Выборка из данного Богом Израильтянам через Моисея Закона"). Этот свод почти дословно извлечен из текста Септуагинты и рассматривался современниками как судопроизводственная норма.

Государственное и церковное устройство II Рима, называемого также Аlma Roma (Alma - дающая бытие, жизнь) начинает дополняться, приобретая новые "эллино-византийские" черты: например, детально разрабатываются чин венчания на царство, церемониал двора. После созыва VII Вселенского Собора и утверждения иконопочитания (787 г.) василевсы становятся блюстителями Православия не только на обширной территории Империи, но и по всей ойкумене. Держава достигает расцвета в правление Македонской династии (867-1056) и династии Комнинов (1081-1185). "Наша императорская власть, - говорится в "Исагоге", - божественно и неизреченно освящена естественной монархией и владычеством Троицы". Если основатель эллинской династии именуется "новым Константином", то Константин VI, созвавший VI Собор на монофелитов - "новым Юстинианом". Представления греков о себе, как о Новом Израиле прямо выражены в "Тактике" Льва VI Мудрого (886 +912). - Ромеи - избранный народ, призванный приводить к Богу язычников и иноверцев и внушать страх врагам Христа. Война с ними - священный долг ромеев, исполнять который они идут молясь перед битвой о прощении грехов и испрашивая у Бога победу. Лев обращается не просто к армии, а к вооруженному народу, своим подданным и согражданам, призывая пролить кровь за Родину и Веру, за память павших, за братьев, томящихся под игом нечестивых.

Знамя священной войны было развернуто Церковью как ответ на религиозно-политическую агрессию со стороны Ислама. Правда, угроза Византии отнюдь не замыкалась на опасности, исходящей от «сынов Агари». Будущее Православного Царства представлялось в 3-х видах: рабство, потеря Веры, либо война против всего мира, оставившего Православие и открыто враждебного Империи. Ромеи выбрали последнее. Политическая доктрина становится нескрываемо милитаристской. Царь Константин VII Порфироносный декларирует непререкаемое превосходство всего ромейского над всем чужеземным. По мнению византиниста Э. Арвейлер, Константин возродил универсалистскую римскую идею о праве "избранного народа" повелевать ойкуменой, дал богословское обоснование "ромейскому расизму". Единомыслие и твёрдый порядок внутри Империи он связывает с единоязычием, "ромейское устроение" рассматривает как естественное, Божие, а потому - идеальное. Сам Господь сохраняет Империю, а её столица находится под особым Покровительством Богородицы.

Несколько династий и множество правителей сменилось на византийском престоле, однако вплоть до завоевания 1453 года народ Ромеев причислял себя к уделу Божию. Иосиф Вриенний, признавая, что в его время (начало XV в.) "Империя православных стала столь маленькой, что её господство ограничивается городом Императора, осаждаемым со всех сторон", утверждает, при этом, что "везде поминается один Патриарх Вселенной, который в Константинополе, и только один Император, который (участвует) в литургии".

Ещё до падения Византии на звание III Рима претендовали I и II Болгарские Царства, "Священная Римская Империя Германской Нации", Сербия, но ни одно из этих государственных образований не оказалось долговечным...

6. ПОСЛЕДНИЕ СТАНОВЯТСЯ ПЕРВЫМИ


Учение Церкви о Новом Израиле принято, к сожалению, необоснованно суживать до идеи о Третьем Риме и начинать рассматривать как политическую идеологию с довольно поздних уже посланий псковского старца Филофея (1-я половина XVI в.). Обратимся и мы к этому источнику, дабы затем вернуться к началу Христианской Руси и проследить поэтапное претворение в жизнь упомянутого учения.

Ныне все Христианские царства, - пишет схимник Елеазарова монастыря, - попраны «неверными, как говорит Пророк: "Кто отдаст на разграбление Израиль - не Бог ли, перед Которым согрешили?" Девяносто лет, как Греческое Царство разорено и не возобновляется: и всё сие случилось по нашим грехам, потому что предали они православную греческую веру в латинство». Именно так: греческую! Православие никогда не было и не может быть интернационально отвлечённым, ибо сохраняет знание о духовной иерархии, в которой располагаются народы мира. Носителем Истинной Веры всегда был и остается некий конкретный народ, во главе с Царем и Первосвященником, вокруг которого уже сплачиваются остальные, исповедующие ту же Веру. Принцип этот подтвержден Христом и в Новом Завете: "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести.., и будет одно стадо и один Пастырь" (Ин 10,16).

Вернёмся, однако, к старцу Филофею: «…Об этом Пророк Исайя говорит: "Если послушаете меня - благами земными насытитесь, если же не послушаете - оружие вас поглотит!" - ибо уста Господня говорили сие. И опять спросили Апостолы: "Господи, не в этот ли год Ты готовишь царство Израилево?" Иисус же рёк: "Не ваше дело разуметь времена и лета, которые Отец положил в Своё владение"... Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего Государя, согласно пророческим книгам, и это - Российское Царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть».

Господь запретил Апостолам допытываться о сроках устройства на земле Царства Израилева, но заповедал принять Силу Духа Святого и быть Его свидетелями "даже до последних земли" (Деян 1,8), что подразумевало как пространственный, так и временной предел земного существования. Из арийских, яфетических народов Русь приняла Христианство последней. "И вот есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними" (Лк 13,30). Само название "Русь" (Рос) означает в Библии "главу", "старшего", а в индоевропейских (прежде всего славянских) языках - военное сословие, княжескую дружину, знать. Есть ещё одно значение этого слова - светлый (русый) цвет. Русь ведет родство от старших сыновей Иафета: Гомера, Мосоха, Фовела (Тобола) и полнота Ноева благословения безусловно покоится на ней. Поэтому евангельские заповеди исполнялись нашими предками во всей полноте, как во всей полноте сбывались на них пророческие речения. "... Когда зван будешь, придя, садись на последнее место" (Лк 14,10). "Вем ваше жидовское слово, иже ся вы хвалите поведаючи быти семя Симово, - говорил хазарским иудеям на прении о вере Равноап. Кирилл, Просветитель Словенский. - Ино ся в том тобе ничим хвалити. Тако Ной рек сыну своему Симу: "Благословен Бог Симов". Бачиши ли, жиде, иже благословен Бог, а не вы. Вам в том благословеньи ничто же несть. А о нас языцех тако речено быти: "да распространит Бог Афета, да вселится в села Симова". Виждь, жидовине, мы, сыны Афетовы, вселихомся в села ваша; вы, сынове Симовы, изгнани бысте из селения вашего, и разогнани по всей земли. А то ся все сполнило уже на нас, християнех, пространство Афетово".

Принятие Христианства в 988 г. стало конечным вселением в села Симовы и заступлением в чин Нового Израиля. Имена русских царей отныне иудейские (Иоанн, Симеон, Михаил), римские (Константин, Роман) и греческие (Василий, Георгий, Димитрий). Церковные службы, архитектура, градостроительство, приемы искусств и ремесел были переняты от Византии не по бедности, а из послушания младшего (в вере) - старшему. Сознавая себя Народом Божиим, Русь не спешила объявлять об этом во всеуслышание, помня о высоте духовного чина Израиля, а также слова Исайи о "новом имени".

Понять историю нашего Отечества можно лишь сопоставляя её с библейскими повествованиями, заповедями Христа-Спасителя. Только этот принцип является истинным, все же остальные ущербны, ибо не служат славе Господа: "... Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может" (1 Кор 2,12-15).

Обратимся к описанию Никоновской летописью I Крещения Руси во время благовестнического путешествия Св. Апостола Андрея Первозванного.

Прибыв к местоположению Киева, Св. Апостол Андрей «стал под горами на берегу... "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, и будет град великий, и церкви многие Бог [здесь] воздвигнет". И взошёл на горы те и благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошёл с горы, и по [прошествии] длительного времени на тех горах создан был град Киев». В 52 главе Пророка Исайи находим: "Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»" (Ис 52,7).

Вторая Книга Царств рассказывает: "И отделились все Израильтяне от Давида и пошли за Савеем;.. Иудеи же остались на стороне царя своего..." Полководец Царя Давида Иоав приступает к Евелю (Авелю-Беф-Маахе), городу, где укрылся изменник Савей. Евель назван "матерью градам Исраилевым" (2 Цар 20,19). Параллельное место из Летописи. - Аскольд и Дир (не-Рюриковичи) заняли Киев; "и сбежали от Рюрика из Новгорода в Киев много Новгородских мужей". Придя к Киеву с княжичем Игорем, Олег убил самозванцев. "И сел Олег княжить в Киеве, и произнёс: "се буди мати всем градом Русским".

Медление Руси с официальным принятием Христианства не принесло, казалось, ничего, кроме моровых болезней, нашествий иноплеменников, стихийных бедствий, но в итоге оказалось подвигом. Ведь Христова заповедь однозначна: лишь последние могут сделаться первыми. "Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! Сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона!" (Ис 52,2).

"Поэтому народ Мой узнает имя Моё; поэтому узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: «вот Я!»" (Ис 52,6). "Голос сторожей твоих - они возвысили голос, и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион" (Ис 52,8). - 988 год. «По Божию устроению, в то время разболелся Владимир очами, не видел ничего, и была болезнь тяжка весьма; и послала сказать ему [византийская] Царевна Анна: "Если хочешь избавиться от болезни этой, то скорее крестись". Владимир же услышав это, сказал: "Если это так, то воистину велик Бог Христианский, и нет иного Бога кроме Него", и повелел себя тотчас крестить... И в тот момент, когда крестил его Епископ, быстро прозрел и стал здрав, как будто никогда не болел, и прославил Господа Бога Иисуса Христа.., и увидев это, вельможи его, князья и бояре, крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа, и приняли закон Греческий, и была радость великая у всех» (Никоновская летопись). "…ибо вы выйдете неторопливо, и не побежите; потому что впереди вас пойдёт Господь, и Бог Израилев будет стражем позади вас" (Ис 52,12).

7. ЕДИНОКРОВНИКИ БОГОРОДИЦЫ


"Вот, отрок Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесётся и возвеличится" (Ис 52,13). Св. равноап. Вел. Князь Владимир воистину становится Израилем, зрящим Бога. "Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего" (Ис 52,10). Зрячие - узрят. Царский Дом Руси приобретает 12-коленное Израилево членение: "Крестил же Михаил Митрополит 12 сынов Владимировых". Каждому княжичу дается собственный удел в Русской земле, так же, как в древности сыновьям Иакова. Древний Киев приобретает черты Иерусалима и Константинополя. С Царьградом сравнивали этот крупнейший город Европы Адам Бременский и другие путешественники. "Так многие народы приведёт Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чём не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали" (Ис 52,15).

Золотые ворота столицы "были не только и не просто главными, парадными, но и святыми (иногда так и назывались). Они как бы приглашали Господа Иисуса Христа войти в Киев, как входил Он в Иерусалим, и благословить стольный град и землю Русскую". (Известно, что в Иерусалим Спаситель вошел через Золотые ворота, такие же ворота имел Константинополь). «Золотые ворота вели прямо к главной святыне Киева - Софийскому собору... Совершенно понятным становится теперь загадочное, на первый взгляд, обстоятельство, что "каждый или почти каждый, желавший овладеть Киевом" русский князь в эпоху усобиц (в XII веке) "главные свои силы направлял в район Золотых ворот"... Для соперничавших русских князей (христиан) было не безразлично, как войти в Киев, - "дверьми, вводящими во двор овчий", или "прелезть инуде", как "тать и разбойник" (Ин 10,1). И всё это, несмотря на то, что Золотые ворота были сильнее всего укреплены и никому (впоследствии даже - Батыю!) не удалось их взять. Всем, кому удавалось брать Киев, приходилось врываться в него "инуде"» (протоиерей Лев Лебедев)7.

- "…Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый" (Ис 52,1). "О чудо! Как второй Иерусалим на земле явился Киев, и второй Моисей явился Владимир... То новый Константин великого Рима, который крестился сам и людей своих крестил" (Иаков Мних)8.

Осмыслению Крещения Руси - Царицы стран и народов, посвящено "Слово о Законе и Благодати" Митрополита Илариона, начало которого: "Благословен Бог Израилев", Бог Христианский, "что посетил народ Свой и сотворил избавление ему!" Проповедь Илариона растворена смирением: "Итак, будучи чуждыми, наречены мы народом Божиим, будучи врагами, названы сынами Его", - подытоживает Святитель кратковременный для Руси период язычества. Однако величие совершившегося Крещения и уготованного пути были настолько очевидны, что Иларион замечает о Рюриковичах: "Ибо правили они не в безвестной и захудалой земле, но в Земле Русской, что ведома во всех наслышанных о ней четырёх концах земли". Молитва, венчающая Слово, была принята Церковью и торжественно читалась в храмах.

Чтение Св. Писания стало насущным хлебом русской души, причем равно почитался, как Ветхий, так и Новый Завет. "Замечательно, - писал филолог А. Н. Попов, - что библейские лица и события, и особенно все лучшее в них, народ считает русскими и описывает чертами, заимствованными из русской жизни". Наряду с Библией на паремиях полагалась и отечественная летопись, являвшаяся как бы продолжением исторических книг Ветхого Завета. Многочисленные сравнения Великих Князей с Царями и Пророками Израилевыми, древнегреческими Самодержцами и Византийскими Василевсами служили не просто риторическими фигурами, а являлись глубоко продуманной, своеобразно зашифрованной информацией о сокровенном смысле русской истории. Например, грех отца Дмитрия Шемяки, Юрия Углицкого, возымевшего преступное "тщание на начальство великого княжения" сходствовал ни много ни мало с грехом Праотца Адама, домогавшегося "равнобожества". Параллельные события из истории Израиля подводились также после тщательного и богословски точного их осмысления.

Русский народ - именуется в древней письменности "избранной паствой Бога" (Митрополит Фотий), "людьми Господними" (преп. Кирилл Белозерский). Анализируя источники, даже такой предвзятый исследователь, как Н. Ефимов, ставит на первое место в древнерусской идеологии представление о том, что Россия "занимает в путях Промысла место древнего Народа Божия"9.

"Как тогда при Синаххерибе [ассирийском Царе] было, так и ныне, - спокойно отмечает летописец. - Один и Тот же Бог тогда и ныне, единая благодать Божия действует тогда и ныне".

Враги Израиля (а по сути - враги Христа) закономерно становятся врагами русских: агаряне, измаильтяне, моавитяне, содомляне - "имже несть числа"... Царский род России, Рюриковичи, - род Авраамов. Именно этими словами встречает Св. Благоверный Вел. Кн. Димитрий Иоаннович пришедших Ольгердовичей: "Братия милая, которая ради потребы приидосте ко мне, воистину есте ревнители отца нашего Авраама". То же произносит он, молясь Пресвятой Богородице: "... Ты бо, Госпоже, Богом рождена еси, родителя же Твоя единаго Авраама внуцы с нами". И взывая к Небесному Отцу от лица всего народа Св. Димитрий возглашает: "Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои!" Хранитель "удела Божия" - Св. Архистратиг Михаил становится наследственным покровителем Царствующего Дома России.

Русская Земля названа "достоянием Божиим" и это не просто возвышенный эпитет. Постигнуть настоящий смысл данного выражения под силу только искреннему, верному сердцу, как и смысл "Беседы Иерусалимской", где изображена Святая Земля нашей Родины: "... А что с тое страны восточныя восходит луч солнца краснаго, осветит всю Землю Светорусскую, то будет на Руси град Иерусалим начальный, и в том граде будет Соборная и Апостольская Церковь Софии Премудрости Божия о семидесяти верхах, сиречь Святая Святых... Первый градам мать - град Иерусалим; его пасхалия азбучная во всю Землю Светорусскую; а церковь церквам мать - соборная церковь София Премудрости Божия, да в той же церкви стоит Гроб Господень: потому (та) церковь церквам мать... А озеро озёрам мать Ильмень-озеро, что под Киевом градом [так!], потому что взяла в себя триста рек; а море морям мать Акиян море великое, потому что в нём стоит церковь Климента Папы Римскаго..."
Печатается по 1-й публикации с незначительными изменениями: Град-Китеж. 1992. № 5. С.7-11.

РИС. Двуглавый орёл означал благодатное соединение чинов Царства и Первосвященства и являлся государственным символом индоевропейских Империй, последняя из которых - Россия. На снимке: рельефное наскальное изображение двуглавого орла в храме под открытым небом Язылыкая столицы хеттов Хаттусас (1-я пол. III тыс. до Р. Х.).



РИС. Панорама Верхнего Киева в конце IX века.

Примечания:




1 Ковтун Л. С. Азбуковники XVI - XVII вв.: старшая разновидность. Л., 1989. С. 195-197, 251


2 Савельев Е. П. Древняя история казачества. Новочеркасск, 1915. С. 108


3 Симфония... М.: Изд. Моск. Патр., 1988. С. 810


4 Указ. соч. С. 70-71


5 А. Д. Чертковым, председателем Императорского общества истории и древностей российских, Е. П. Савельевым и др.


6 "Описание Св. Софии" Николая Спафария (см.: Древлехранилище Пушкинского Дома: Материалы и исследования. Л., 1990.


7 Богословие Русской Земли как образа Обетованной Земли Царства Небесного // Тысячелетие Крещения Руси. М., 1989

8  Богословские труды. М., 1989. Сб. 29. С. 53


9 Ефимов Н. И. Русь - новый Израиль: Теократическая идеология своеземного Православия в до - Петровской письменности. Казань, 1912




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница