Ролевые игры в обучении иностранному языку



Скачать 70.37 Kb.
Дата01.05.2016
Размер70.37 Kb.
Багрова А.Я.

к.п.н. доцент

Московский институт лингвистики

Ролевые игры в обучении иностранному языку

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие учёные, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой неожиданно способности любого человека.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1) в качестве самостоятельного метода для освоения определённой темы;

2) как элементы (иногда весьма существенные)какого-то другого метода;

3) в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения);

4) возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:

♦ созидание психологической готовности учащихся к речевому общению;

♦ обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

♦ тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

В методике учебные игры классифицируют: по виду деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); по характеру педагогического процесса (обучающие, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические и др.); по характеру игровой деятельности, выделяют предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, ситуативные, проблемные.

Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все они способствуют формированию речевых навыков.

Овладение грамматическим материалом прежде всего создаёт возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят быстрого удовлетворения. Применение игровых методов обучения помогает сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Например, ряд грамматических игр могут быть эффективны при введении нового материала.

Формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и вторичного закрепления.

Опыт убеждает, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несёт в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода обучения − способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков, характерные качества речевого умения могут быть проявлены во время проведения игр.

Остановимся более подробно на ролевой игре.

Ролевые игры известны как весьма действенная и привлекательная технология обучения при условии, что она не используется в качестве развлечения, а носит учебный характер. Ролевые игры занимают особое место в практике обучения иностранным языкам. Они заметно активизируют учебный процесс, делают его личностно значимым для обучаемых, дают возможность активизировать их речемыслительную деятельность.

Под ролевой игрой понимают обучение через общение, групповое взаимодействие на основе активной деятельности участников и подчеркивающей самостоятельный инициативный характер деятельности в игре, состоящей из проблемных ситуаций, объединённых общим сюжетом и общей учебной целью.

Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений. Она даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Социальная значимость ролевых игр состоит в том, что в процессе решения определённых задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) игровая/коммуникативная задача;

е) игровая ситуация.

Технология ролевой игры состоит из следующих этапов: этап подготовки, этап объяснения; этап проведения (процесс игры); этап анализа и обобщения.



1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и чётко представлять характерные особенности действующих лиц.

2. Этап объяснения. На данном этапе идёт ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил.

3. Этап проведения – процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определённые роли.

4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем ещё стоит поработать. В заключении учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.

В рамках концепции личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам интересны ролевые ситуативные игры проблемной направленности. Это проигрывание в процессе взаимодействия участников игры определённой ситуации с целью показа в игровой форме разных возможных способов решения проблемы и возможных последствий такого решения. В отличие от дискуссии в процессе ролевой игры её участники как бы «проживают» ситуацию, принимая на себя роли персонажей, попавших в данную ситуацию. В этом случае также возможны дискуссии, но они ведутся не от имени самого учащегося, а от имени его персонажа.

В качестве примера приведём тематику, ситуации и речевые роли нескольких ролевых игр:
I. ТЕМА игры: самопредставление учащихся, представление членов своей семьи


Ситуации для учебного речевого проигрывания

Речевые роли

1) Ответы на вопросы о себе, своих привычках и хобби, вопросы обслуживающего персонала в школе, библиотеке.

1) учитель, учащиеся, библиотекарь, служащий школы.

2) На дне рождения своих ровесников и их родителей. При описании фотографий в семейном альбоме зарубежному гостю, друзьям в летних международных языковых школах.

2) родители, друзья, гости, учащийся.


II. ТЕМА игры: учёба, поведенческий этикет, традиции в школьной жизни


Ситуации для учебного речевого проигрывания

Речевые роли

1) Обсуждение (уточнение) распорядка дня, расписания занятий. Оказание помощи зарубежному гостю в нахождении классных комнат, спортивного зала, кабинета директора, учительской, гардероба, столовой. Традиции в школьном общении. Покупка напитков, бутербродов, сладостей в школьном буфете.

1) ученик, директор, секретарь, зарубежный гость, продавец, учитель.

2) Зарубежные и национальные школьные праздники. Школьные концерты и выступления

2) конферансье, участники концертов и праздников.



III. ТЕМА игры: проезд на транспорте

Ситуации для учебного речевого проигрывания

Речевые роли

1) оплата проезда в транспорте в нашей стране и за рубежом; ответы на вопросы водителя о месте, до которого необходимо взять билет; правильный выбор денежных знаков, расспрос пассажиров о нужной остановке в транспорте. Поиск потерянной вещи.

водитель, пассажир, пассажиры в транспорте, покупатель, кассир.

2) Ответы на вопросы при покупке проездного билета на станции и в транспорте, оказание помощи незнакомому человеку в ориентировке в городских маршрутах, правилах проезда в транспорте, покупке билета и правилах его компостирования



Ролевые игры могут выступать в качестве самостоятельной технологии, либо входить конструктивным элементом в другие технологии, например метод проектов. В этом случае сам метод проектов, не теряя своих отличительных характеристик, принимает вид ролевой игры. В других случаях ролевая игра может использоваться участниками проектной деятельности при защите проекта.

Эффективность использования ролевой игры при обучении иностранному языку определяется следующими факторами:

− компетентностью участников игры (знание социокультурных особенностей персонажей, ситуаций общения и др.);

− решение поставленной проблемы с учётом исторических, культуроведческих и прочих особенностей контекста ситуации;

− активностью участников ролевой игры;

− творческим подходом к поиску решения проблемной ситуации;

− достоверностью моделируемой ситуации.



Любая обучающая игра, включая ролевую, имеет образовательный смысл, который заключается в формировании и дальнейшем совершенствовании навыков, необходимых в реальных условиях.

Литература

Полат Е.С. Современные педагогические технологии // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. – М.: Титул; 2010. – С. 330-381.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница