Роль традиционной культуры в развитии личности женщин



страница1/9
Дата01.05.2016
Размер1.88 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА ИМ.

А. БАХОВАДДИНОВА АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ

ТАДЖИКИСТАН
На правах рукописи
ЧАТРИ ШАХРБОНУ ИСМАИЛ
РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ

ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН

(На материалах Ирана)

Специальность: 09. 00. 11 – социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

КАНДИДАТА ФИЛОСОФСКИХ НАУК


Научный руководитель:

Шоисматулоев Шоназар–член-корреспондент

АН РТ, доктор социологических наук, профессор.


ДУШАНБЕ – 2014

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ ЖЕНЩИН В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА……………………………………………………………………12

1.1. Определение понятийного аппарата развития общества ……….........12

1.2.Социально-философские, социологические и социально-психологические теории развития общества, личности и женщин……………………………30

1.3. Функциональный подход к изучению общества и его развития…… 60


ГЛАВА II. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН В ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ………………………….…………………….81

2.1. Процесс влияния ислама на социально - экономическое, политическое

и культурное развитие женщин………………………………………….81

2.2. Развитие личности женщин в Иране в области обучения, занятости и

политической деятельности………………………………......…………..102

2.3. Сравнение достижений Ирана с развитыми государствами на основе

индекса человеческого развития……………..……..…….……….….115

Заключение ……………………………………………………….……….. 135

Список использованной литературы……………..……………………….142

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современном мире женщины участвуют во всех сферах экономической, социальной, политической, культурной и семейной жизни общества. Во многих странах третьего мира реализуются стратегии по уменьшению ограничений для развития личности женщин. Согласно таким стратегиям они должны всесторонне участвовать в выполнении программ и планов по развитию. Исламская идеология не подталкивает мужчину и женщину на конкуренцию и выяснение отношений, зачастую вызываемых эгоистическими стремлениями показать превосходства в гендерном плане. Вместо этого ислам развивает в представителей обоих полов чувство ответственности и альтруизм, дабы обеспечить тем самым счастливую жизнь всем членам семьи. При наличии неоходимых условий и возможностей женщины могут, наряду с мужчинами, участвовать в повседневной жизни общества. Существование гендерного неравенства непосредственно связано с ограничениями и противоречиями в мусульманском обществе. Эти ограничения создают противоречия между положением женщин в Исламе и существующей ситуацией в мусульманском обществе.

На протяжение истории мнения простого народа смещивались с традициями и легендами относительно роли и место женщин в Исламе. Поэтому следует отделить мнения простого народа о религии от религиозных текстов. Обеспечение участия женщин во всех сферах и процессах деятельности общества является стратегическим направлением Исламской Республики Иран. Всесторонное участие женщин Ирана в различных областях общественной жизни можно рассмотреть как логически реализуемая стратегия исламской культуры, охватывающая шариатскими законами. Ислам, как религия, упорядочивающая все стороны жизни человека, принимает во внимание морально-физические характеристики обоих полов и, исходя из этого, распределяет общественные функции. Иначе говоря, институту семьи, как инфраструктуре и фундаментальной ячейке человеческого сообщества оказывается пристальное внимание. В этой связи необходимо отметить, что в деле упорядочения отношений между мужчиной и женщиной в семье, ислам отводит главную роль не мужчине или женщине, а семье в целом. Правовые установления ислама, касающиеся прав и обязанностей мужчин и женщин в рамках семьи или общества, как правило, направлены на укрепление основ института семьи.

В данной диссертации рассматривается влияние культуры на развитие личности женщины Ирана в пространстве Ислама и вклад женщин в развитии исламского общества. В Иране произошли коренные изменения в социальной жизни общества, в том числе в социальном положении женщин, способствующие повышению её авторитета и роли во всех сферах жизни общества. Исходя из этого, особую актуальность приобретает проблема исследования вопросов места и роли женщин в победе исламской революции, происходившихся изменениях в политической, социальной и культурной жизни иранского общества.

Игнорирование роли и места женщин в социальной жизни - экономической, социальной, культурной, религиозной, семейной, политической и других сферах, может привести к появлению радикальных взглядов и подходов к роли и месту женщин в жизни общества. Во многих исследованиях, проведенных в прошлом или на современном этапе, основное внимание обращено роли и место различных социальных слоев и групп в происходящих социальных событиях и процессах. Но, к большому сожалению, в социальном и культурном отношении роль женщин в происходящих процессах часто остается вне поля зрения исследователей. Во многом к исследованию социальной роли женщины подходят как к социальной группе, интересы которой отличаются от интересов мужчин. Очень часто роль и интересы женщин, как социальной группы, рассматриваются в зависимости от общих классовых, социальных, этнических, религиозных и групповых интересов.



Степень научной разработанности темы. Исследователи различных областей обществоведения – историки, философы, социологи политологи, психологи и т.д. в своих исследованиях недостаточно раскрывают вопросы социально-экономического и социально - политического положения женщин в Исламской Республике Иран. В труды ученых Ирана, России, Таджикистана и стран Запада анализируются трансформационные процессы, происходящихся в странах Востока, в том числе место и роль женщины в политической жизни Исламской Республики Иран.

К числу работ общетеоретического характера можно отнести работы С.Л. Агаева, А.З. Арабаджаняна, М.С. Иванова, Н.М. Мамедовой, Л.Е. Склярова и др. авторов, в которых исследована политическая история Ирана в ХХ веке, особенности экономического развития Ирана в 50-70-е годы, предшествующие победе исламской революции, ход развития революционных процессов во второй половине 70-х годов ХХ века и победа исламской революции в Иране.

Вопросы развития политических процессов в Иране после победы исламской революции, социально-экономического развития страны в последних десятилетиях ХХ и в начале ХХI вв. нашли свое отражение в трудах Д. М. Анаркуловой, С. Зибакалам, Ф. Раджаби, З. Ибрахими, Х. Баширия и др. исследователей.

Особую актуальность в понимании политологических истоков проблем, связанных с осмыслением таких понятий и определений, как «политическое участие», «права женщин», «политическая активность», отношение лидеров ИРИ к проблемам женщин, участие женщин в проводимых мероприятиях исламского правительства приобретают работы лидеров исламской революции - Аятолла Рухулла Хомейни и Сайида Хаменеи и других, которые определяют основные направления политического курса исламского правительства.

Проблема прав и места женщин в исламе, имеющая теоретический и практический характер, всегда занимала особое место в работах религиозных деятелей и в исследованиях ученых теологов. Этот вопрос исследован в трудах М. Мутаххари, С.М. Хаменеи, Ш.М. Мехди, Аятолла Джавади Амули, Г. Инсафпур и др.

Несмотря на наличие работ, посвященных отдельным периодам развития женского движения, участия иранских женщин в различных сферах жизни общества – экономики, социальной жизни (образование, здравоохранение), политики, культуры и т.д., в Исламской Республике Иран и других странах Востока, вопросы участия женщин в социальной жизни не стали предметом отдельного исследования.

Абут Волос американский исследователь относительно теорий и подходов к участию женщин в социальной жизни пишет, что дискуссия об участии женщин в социальной жизни общества и способов ее осуществления продолжается во всем мире уже в течение столетий. Взгляды, идеи и подходы по этому вопросу прошли долгий путь эволюции. В современном мире, в том числе в мусульманских странах наблюдаются три теоретические подходы к проблеме социального участия женщин: радикальный, традиционный и так называемий сбалансированный»1.

С точки зрения ислама и Корана участие женщин в социальных и политических делах является свидетельством зрелости веры и убеждений. С этой точки зрения, ислам рассматривает судьбу отдельных членов общества во взаимосвязи с другими ее членами, и поэтому возлагает на мусульман, как мужчин так и женщин, определенные обязанности, наделяет определенными правами и ответственностью. Задача лидеров исламских стран заключается в призыве людей к участию в социальной жизни общества без разделения их по признакам пола.

Дайхим и его едномышленники из Ирана для ознакомления с концепцией женщин предлагают 5 этапов: первым этапом является благополучие, которое охватывает предотвращение насилия между мужчинами и женщинами. Второй этап - доступность: проходя первый этап, женщины сталкиваются с неравенством. Женщины в большинстве случаев не имеют достаточного доступа к труду, занятости, заработной плате, обучению и навыкам. Третий этап - осведомлённость: на данном этапе женщины осознают существования социальной системы, где пытки и насилия носят традиционный или законный характер. Четвёртый этап – участие: участие женщин при определении потребностей, трудностей, разработке программ, в управлении делами и контроля за их выполнением. Пятым этапом является - контроль: сторонники этой точки зрения за контроль, то есть за баланс между мужчинами и женщинами.2

Нигохдори - иранский исследователь считает, что все мусульманские учёные уделили особое внимание необходимости участия женщин в развития экономических, политических, социальных и культурных сфер.3 Фотима Шамс Наджафободи, персидский исследователь пишет, разве религия противоречит развитию и инновации? Связано ли развитие женщин в западном обществе с её нерелигиозностью и разве отсталость женщин нашего общества связано с религией? На эти вопросы она ответила следующим образом: «с точки зрения социологии нерелигиозность объясняется таким образом, что религия это связь между личностью и Богом, границы религии не могут охватить больше этого. Другими словами, развитие культурной, социальной, экономичесой и политической сторон общества остаются вне влияния религии.4

Исследования, посвященные вопросам участия женщин в политической жизни Исламской Республики Иран, становились предметом острых дискуссий, не только внутри страны, но и за ее пределами. В этом отношении можно упомянуть работу З. Аятоллахи, в которой рассмотрены вопросы политического участия женщин с точки зрения ислама и официальной доктрины ИРИ. Н. Мусафа в своем исследовании анализировала различные аспекты политического участия женщин в Исламской Республике Иран на трех уровнях: на уровне местных органов государственной власти, участия женщин в деятельности высшей законодательной и исполнительной власти, а также вопросы участия женщин в деятельности НПО.

Большую помощь в исследовании вопросов, связанных с борьбой иранских женщин за достижение своих политических прав в течение ХХ в. оказала работа М. Кар,5 принадлежащая к числу самых успешных исследований по проблемам женщин в Иране.

Вопросам участия иранских женщин в социально-политической жизни страны была посвящена Международная научная конференция, в работе которой приняли участие российские и иранские ученые.

Целью диссертационного исследования является определение места и роли женщин в экономической, политической, социальной и культурной жизни иранского общества. Данная цель предполагает решение следующих задач:

- определить влияние социального развития исламского государства на повышение роли женщин в укреплении семьи;

- определить влияние культурного развития исламского общества на получение образования женщинами;

- выявить влияние политического развития исламского государства на участие женщин в политической жизни общества;

- выявить влияние экономического развития исламского общества на участие женщин в развитии науки, технологии и повышение уровня занятости;

- определить положение женщин в исламском обществе, исходя из индекса человеческого развития.



Объектом диссертационного исследования является развитие женщин в различных социальных, культурных, экономических и политических аспектах.

Предметом диссертационного исследования является место и роль женщин в социальной, политической и культурной жизни иранского общества на современном этапе.

Теоретико - методологическая основа исследования.

Работа основа на теоретические положения классических и современных подходов и концепций изучения роли и места женщин в социальной и политической жизни общества, в том числе исламской доктрины женского вопроса. В диссертации были использованы методы системного, сравнительно-исторического анализа, принципы логического и ретроспективного анализа событий и явлений. Использование системного и структурно-функционального подходов позволило определить ключевые понятия исследования, проанализировать социокультурные механизмы данного процесса.

Цель и задачи исследования обусловили необходимость использования междисцилинарного подхода, с помощью которого возможно изучение проблемы в комплексе и который обусловливает использование методов, применяемых в социальной философии, социологии и психологии.

Информационной базой исследования послужили религиозные тексты, труды ученых, посвященных женскому движению, гендерному равенству, публикации книг, журналов государственных, международных и общественных организаций, положения и выводы, содержащиеся в стратегических и программных документах, выступления и заявлений руководителей Исламской Республики Иран, статистические данные.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном социально-философском анализе проблемы места и роли женщин в современной Исламской Республике Иран, определения особенностей обеспечения прав и свобод женщин в системе исламского правления, участия женщин в социальной, политической и культурной жизни страны.

Отдельными элементами научной новизны исследования являются следующие:

- впервые анализированы основные этапы развития женского движения в Иране, участия женщин в проводимых реформах в период проведения политики модернизации, которые составили основное содержание политики иранского правительства в 50-60-е годы, предшествующие исламской революции;

- предпринята попытка исследовать и определить основные положения исламской доктрины женского вопроса, отношения лидеров исламской революции и руководителей Исламской Республики Иран к женской проблеме, их видения места и роли женщин в системе исламского правления;

- всесторонно исследованы вопросы исламского понимания гендерного равноправия, основные принципы и нормы исламского понимания социально-политического участия, анализированы основные этапы становления политического участия женщин в ИРИ;

- анализированы основные положения закона ИРИ «О женщинах», в котором определены основные принципы и подходы государственной политики по отношению женщин, поддержки и поощрения женского движения;

- всесторонно обосновано положение о том, что в современном Иране без широкого и активного участия женщин в социальной, политической и культурной жизни общества невозможно достижение устойчивого развития страны.

- проведен сравнительный анализ современного Ирана в индексах развития ЮНЕСКО с развивающими странами.



Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в ней исследуются малоизученные аспекты роли женщин в Исламе, особенно в Исламской Республике Иран. Полученные результаты могут содействовать решению проблем, связанных с равноправным участием женщин во всех сферах общественной жизни, послужат концептуально-методологическим основанием для дальнейших научных исследований в этом направлении. Проведенное исследование расширяет теоретические основы и рамки изучения женского вопроса в Исламской Республике Иран.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее научные результаты, выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке государственной политики в области защиты прав и свобод женщин, более активного их вовлечения в решении задач, стоящих перед иранским обществом. Теоретические обобщения и материалы диссертации могут применяться в процессе преподавания социологических дисциплин, написании спецкурсов по современной истории Ирана и т.д.

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждена на заседаниях отдела социологии и отдела социальной философии Института философии, политологии и права им. А.Баховаддинова АН РТ. Основное содержание диссертационного исследования отражено в 2 книгах и 4 научных статьях, опубликованных в рецензируемых изданиях. Отдельные положения и выводы были изложены на международных и региональных научно-теоретических конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ ЖЕНЩИН В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

    1. Определение понятийного аппарата развития общества.

Любое развитие представляет собой преобразующий комплекс мероприятий, который охватывает все стороны жизни общества. Термин «развитие» стал широко распространяться после Второй мировой войны. Слово «развитие» в словаре понимается и приводится как выход из «тупикового (вакуумного) состояния». Исходя из теории перестройки (обновления) «тупиковое состояние» характеризует традиционное общество со свойственными ему культуры и ценностей и чтобы стать модеонизированным необходимо выйти из данной стадии развития».6

Касательно данного обстоятельства учёный Бринштоин придерживается следующего мнения: «Усилия и старания, направленные на обеспечение развития, сопровождаются определённой стоимостью, ценностью, с которой у некоторых возникает противоречие»7. Устранение недостатков и победа над нехваткой продовольствия, бедностью и заболеваниями, являющимися основной и существенной болью человечества, считаются основной целью развития. В некоторых теориях внимание обращено на характерные черты благосостояния и снижения уровня бедности и несостоятельности, которые имеют отношения к развитию.

В своей знаменитой книге «Современные проблемы «третьего мира» или «Драма Азии» шведский экономист и социолог, лауреет Нобелевской премии Гуннар Мюрдаль яснее, чем многие до него, выразил распространённую в радикальном крыле буржуазных экономистов точку зрения, согласно которой экономические факторы развития не являются доминирующими для стран «третьего мира». Г.Мюрдаль и его сторонники выдвинули свою социологическую концепцию причин отсталости стран этого района, отсутствия у них достаточного прогресса, низкого жизненного уровня8.

Г. Мюрдаль считает, что для успешного технического и экономического развития, или как принято ныне считать, для модернизации жизни, решащее значение имеет коренное изменение отсталых, неэффективных социальных и политических институтов. Только предпринимая, одновременно и параллельно с технико-экономической модернизацией, меры по изживанию устаревших взглядов и воззрений, господствующих в психологии народа, можно добиться прогресса. Мюрдаль не без основания считает необходимым изменение взглядов населения на жизнь и труд, на отношение к работе.

Среди всех слоёв населения Южной Азии, утверждает он, не развита ответственность за соблюдение высокой трудовой дисциплины, порядка, аккуратности и пунктуальности. Всё ёще сильны суеверия, очень низка способность к быстрому реагированию на всё новое и приспособлению к нему. Не развито экспрементирование, здоровое честолбие, предприимчивость, инициатива. В психологии населения превалирует покорность перед влстями и эксплуатацией, низка способность населения к коллективным действиям. Всё это парализует технико-экономическую модернизацию, резко снижает её результативность, а, следовательно, предопределяет увеличение и без того крупного разрыва в уровнях жизни экономически передовых и отсталых стран современного мира9.

В 1957 г. Г. Мюрдаль, находясь в Индии, приступил к занявшему более 10 лет исследованию проблем слаборазвитых стран Азии. Результаты этого исследования нашли свое отражение в получившей большую известность книге «Азиатская драма»: исследование бедности народов» (Asian Drama: An Inquiry into the Poverty of Nations, 1968).

Эта трехтомная работа вызвала большой резонанс во всем научном мире благодаря своему беспристрастному подходу, энциклопедической насыщенностью фактическим материалом, хотя, выводы, к которым приходит автор, порождали скорее пессимизм в отношении перспектив развития азиатского региона. Мюрдаль стремился доказать, что только глубокие реформы в области контроля над ростом народонаселения, распределения пригодных для обработки земель, а также здравоохранения и образования могут обусловить быстрое экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии и решение острых социальных проблем региона. Оценивая роль политических институтов с точки зрения их участия в этом процессе, автор приходил к выводу, что мягкие правительства стран этого региона слишком слабы, чтобы побороть то, что он называл кумулятивными силами нищеты.

Говоря о помощи со стороны индустриальных стран Запада, Мюрдаль допускал, что она может сыграть важную роль, но только тогда, когда она будет применена в верном направлении. В целом же он считал такую помощь лишь вспомогательным средством. Стремясь к установлению принципов свободы во всем мире и обеспечению одинаковых возможностей, Мюрдаль без тени колебания указывал на то, что политика индустриальных держав затрудняет достижение развивающимся странами удовлетворительного темпа развития. Выводы и оценки Мюрдалья дали основание называть его бодрым пессимистом, имея в виду сочетание в его идеях традиций либерализма XIX в. и социалистических теорий с весьма пессимистическими оценками современного развития.

Как выразился Гуннар Мюрдаль: развитие означает спасение от когтей бедности и несостоятельности. Пути достижения этих целей и достижение желаемого результата проходят через разработки проектов.

Относительно данной проблемы Брукфилд придерживается следующего мнения: развитие мы можем определить, как движение вперёд по направлению к целям, благосостоянию, уменьшению несостоятельности, безработицы и неравенства10. В продолжении можно отметить, что «Развитие в полном смысле состоит из сложного комплекса, охватывающего качественный и количественный подъём производства продукции и сервиса (обслуживания), повышение уровня жизни, улучшение социального состояния общества, стабилизацию, нормализацию порядка и управления им, сокращение бедности, снижение безработицы, обеспечение всеобщего благосостояния, эффективного научно - технологического развития в определенном обществе»11.

В другом выражении, «если интрепретировать слово «развитие», как понятие сугубо научное, то оно состоит из постоянной нищеты и бедности старой системы, рождения и развития новой жизненной системы, которая призвана служить данной системе в качестве новой исторической ступени и необходимого условия».12

То есть, по нашему мнению, развитие и процветание являются как бы многоплановым, многосторонним процессом, определяющим дальнейшие различные направления и указывающим верный путь для продвижения вперёд всей экономической системы. В особенности, когда улучшаются показатели в производстве продукции и получении чистой экономической прибыли, то в характере социально-управленческих структур и повышении качества уровня жизни населения также будут наблюдаться изменения к лучшему. «Развитие во многих случаях» включает в себя даже нравы и обычаи, традиции и убеждения населения»13



Экономическое развитие: понятие развитие очень часто отождествляется с понятием экономического развития, хотя между этими двумя понятиями существуют различия, заслуживающие обсуждения. Экономическое развитие охватывает количественные показатели экономики. Экономическое расширение или распространение, в свою очередь, охватывает сложный комплекс и близок к понятиям изменения и преобразования, чем к понятию экономического развития.

С точки зрения Питера Дурнора экономическое развитие состоит из пакета возможностей и совершенствования человеческого потенциала, необходимых для снижения бедности. Уменьшение диапазона общей бедности, безработицы и неравенства экономического развития неотделимы друг от друга.

Как утверждает Серз: «в случае экономического развития одной страны, напрашивается вопрос, почему бедность, неравенство и безработица выдвинулись на первый план, то есть стали проблемой №1? Всегда, когда они с более низкой ступени поднялись на более высокую, тогда, несомненно, то или иное государство проходило какую-либо ступень развития. Всякий раз, когда проблемы бедности, неравенства и безработицы обостряются, а трудности усиливаются, тогда даже простому смертному не взбредет в голову назвать результаты работы развитием, если даже доход на душу населения вырос вдвое14. Маклуп пишет: «Экономическое развитие состоит из умения использовать источники производства, подобно тому, как экономическое развитие должно содействовать получению постоянной прибыли для каждого члена общества»15. Так же сказано, что экономическое развитие это есть процесс, промежуток времени, при котором научно-технологические основы производства из традиционного состояния переходят в состояние модерна16.

В итоге можно заключить, что экономическое развитие это есть процесс, промежуток времени, при котором экономические и социальные основы общества претерпят изменения таким образом, что результаты подобных изменений и преобразований станут явными и приведут, в первую очередь, к уменьшению экономического неравенства и изменениям в производственной базе, распределении и производстве моделей потребления. На основании этого можно сказать, что для возникновения экономического развития необходимо организовать взаимосвязанные сети, состоящие из комплекса продукции и доходов, с принятием во внимание внутренних ресурсов и с учётом взаимозависимости с другими странами. Однако, для достижения таких результатов, а также для равного и справедливого распределения национального дохода и улучшения уровня жизни населения, необходимо, прежде всего, обеспечить прочность политического строя, укрепление безопасности, создание политических, социальных и экономических основ в соответствии со сложившимися условиями. Если подобное состояние, положение дел в государстве не имеет места, то надо направить все усилия для их создания. Политическое мнение, образ мышления, мировоззрение и социальное положение также, в свою очередь, должны быть направлены на достижение этих целей и во имя развития приведены в соответствие с обществом. Несомненно, экономичесое развитие включает в себя и социальное развитие и оба взаимно дополняют и совершенствуют друг друга и служат развитию общества в качестве живого свода. Основные реформы, изменение основ и образа мышления также в большинстве случаев необходимы для для достижения целей развития.17

Большинство экономистов капиталистических стран в полемике относительно экономического развития всегда обращают особое внимание на то, что страны третьего мира длительное время стремяться решить вопрос экономического развития в рамках особой экономической теории.

Западные экономисты в 40-50 годах прошлого столетия ко всем отсталым странам мира относились со снисхождением, высокомерием, как к бедным странам. Отсюда выходит, что развитие, в процессе своего обогащения, согласно убеждениям запада, может означать рост производства, а в отдельных случаях и глубокие преобразования.

Политические изменения, последовавшие после Второй Мировой Войны и в целом изменения ситуации в мире, пробуждение и развитие национального самосознания народов, находившихся под колониальным гнётом и достижение ими политической независимости, помимо использования экономической помощи, иногда посредством порочных, развращённых правительств, были выразителями факторов и причин, которые привели к изменениям, заслуживающим внимания, во взглядах мыслителей.

В середине 60-х годов прошлого столетия большинство исследователей считали и признавали развитие более широким понятием, чем собственно экономическое развитие. По поводу этого Гуннар Мюрдаль пишет: «Экономическое развитие всегда было одним из социально-политических вопросов»18. В свою очередь, Торп уверен, что идея экономического развития должна уступить место более широкому понятию – сициально-экономическому. Данная новая склонность явно отслеживается в неразвитых странах при внедрении социальных факторов при определении причин отсталости, а понятие развития является основным показателем, но показывает отречение от натуральной экономики. В свою очередь, этот новый процесс может служит своего рода почвой, фундаментом для социального, культурного и политического развития.



Социальное развитие: социальное развитие неразрывно связано с образом жизни людей в обществе и в физических измерениях (размерах) оно есть своего рода индикатором повышения общего уровня жизни, путем создания налаженных, гармоничных и оптимальных условий на основе снижения уровня бедности, обеспечения населения продовольствием, здравоохранением, жилой площадью, занятостью, образванием и качественным проведением свободного времени. На данной основе можно утверждать, что социальное развитие есть одним из многообразных взаимных взаимодействий, возникающих в каждом данном обществе вместе с развитием цивилизации. Социальное и культурное развитие два взаимодополняющих и взаимосвязанных аспектов, которые в обязательном порядке приводят к росту различий19. Социальное развитие содействует улучшению социального положения людей в обществе. Такое улучшение достигается путём коренных изменений общественной жизни по разработанной научной теории, подходящей к условиям данного общества.

Всказываются мнения, что социальное развитие в сравнении с такимими понятиями как экономическое развитие и развитие экономики является более широким понятием. В современный период, вопросы, касающиеся культурного, демократического общества, общества социальной справедливости, социального благосостояния явлются одним из важных и актуальных тем, составляющим целью экономического развития.

В современной политике и программах всегда подчеркивается, что компоненты развития — социальные, экономические, экологические и культурные — тесно взаимосвязаны и не могут осуществляться изолированно друг от друга.

Глобализация и либерализация ставят новые задачи в области социального развития. Растет озабоченность в плане достижения более справедливого распределения благ глобализации. Существует насущная потребность улучшить процесс направления благ либерализованной торговли и инвестиций в сторону снижения остроты проблем бедности, увеличения занятости и содействия социальной интеграции.

Деятельность общественных организаций в социальной сфере все более ассоциируется с подходом, в основе которого «ориентация на человека», когда личность, семья и община ставятся в центр стратегий развития. Особое внимание уделяется социальному развитию отчасти из-за того, что в международных делах вновь возобладают экономические и политические проблемы, причем часто за счет таких социальных сфер, как здравоохранение, образование и народонаселение или отдельных социальных групп, в частности, женщин, детей и престарелых.

Большинство созванных ООН глобальных конференций делают акцент на проблемах социального развития и стремятся способствовать расширению фронта борьбы с нищетой, безработицей и социальной дезинтеграцией.

Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития 1995 года впервые в истории предложила международному сообществу выработать новый подход к концепции социальной ответственности в 21 веке. Отличительными чертами Саммита явились его всеобъемлющий охват, этическая база и призыв к поиску новых форм сотрудничества как внутри отдельных стран, так и на международной арене. Копенгагенская декларация о социальном развитии и ее 10 обязательств составляют единый глобальный «общественный договор» глобального уровня. Главы 117 государств и правительств, при поддержке министров других 69 стран, приняли Копенгагенскую декларацию о социальном развитии и Программу действий.

Правительства взяли на себя обязательство решать глубокие социальные проблемы, с которыми сталкивается население мира, посредством решения трех общих для всех стран ключевых проблем: ликвидацию нищеты, содействие расширению занятости и содействие социальной интеграции, в первую очередь, бедствующих групп. Саммит наглядно подтвердил наличие чувства коллективной решимости рассматривать социальное развитие в качестве одного из важнейших приоритетов национальной и международной политики, а также сделать человека центральной фигурой развития.

Состоявшаяся через пять лет специальная сессия Генеральной Ассамблеи (Женева, 2000 год), вновь подтвердила центральное положение этих принципов и согласилась с новыми инициативами, включая разработку координированной международной стратегии в области занятости и поиск новаторских источников государственного и частного финансирования программ в области социального развития и борьбу за ликвидацию нищеты. А также, впервые установила глобальную цель — сократить к 2015 году наполовину долю населения, живущего в условиях крайней нищеты, — ставшую впоследствии одной из Целей развития тысячелетия.

Культура и культурное развитие: понятие культуры, как и понятия общество и развитие, наиболее часто встречаемые в обществоведении. «Культура состоит из ценностей определённой группы, норм, которых она придерживается и которыми руководствуется, а также метериальных благ, которых производит. Ели ценности - абстрактные чаяния, стремления, желания, то нормы являются определенными правилами, беспрекословное соблюдение которых является аксиомой. Нормы являются показателями дозволенного и недозволенного в социальной жизни. Культура тесно связана с правилами и законами жизни членов определенного общества, с их традициями и обычаями, материальными благами, которые они производят. Общество делится на противоположные системы, объединяющие воедино людей, имеющих совместную, смешанную и одинаковую культуру. Ни одна культура не может существовать вне общества. Также, общество не может функционировать без культуры. Культурные противоречия между народами относятся к различным видам общества, социальные перемены оказали воздействие на совершенствование человеческой культуры»20

Понятие «культурное развитие» начало обсуждаться и рассматриваться с начала 1980 х годов. Культурное развитие в отличие от экономического, социального и политического развития акцентирует внимание на удовлетворение нематериальных потребностей людей в обществе.

Таким образом, культурное развитие это есть процесс, который с происходящими изменениями в разуме, восприятии, познании, способностей и доверий, приводит к формированию в обществе особых личностей, результаты которого имеют прямое отношение к развитию человека.Выражаясь другими словами, процесс культурного развития это есть избавление от ненужных элементов, которые создают препятствия культурному развитию. Отдельные ученые с научной точки зрения дали следующую оценку данному вопоросу: «ожидания от куьтурного развития это перемены, происходящие посредством исключения необратимых культурных элементов в определенном обществе и вследствие этого осуществляется воздействующий контроль над естественной и социальной средой. В этом необратимом процессе возникают образование, наука, знание, техника и элементы, которые имели место и ранее, а также элементы, образовавшиеся от них, которые дополнят данное развитие»21 (438, 21).

В ходе данной полемики в рамках культурного развития, в отдельных случаях, выдвыгаются точка зрения, в соответствии с которой, культурное развитие понимают как забвение, резать и рвать прошлые традиции. Когда в действительности, «культурное развитие не есть отторжение прошлых традиций, поскольку обычаи и традиции являются богатыми ресурсами, резервуаром хранения прошлого опыта общества. Развитие происходит на основе распространания традиций и обычаев и опыта прошлого, а не путём их отрицания. Развитие есть процесс, при котором правила и обычаи и опыт прошлого в новых условиях в соответствии с новыми потребностями заново переосмысливаются и перестраиваются. И, таким образом, само общество в итоге становится носителем груза и мощью человеческого потенциала. В этом отношении понятие «культурная идентичность» неразрывно связано с понятием развития.22

Распространённое значение культуры и культурного развития охватываются всеми моделями, изучаемыми в обществе, в котором формируются и передаются посредством символов. Можно придти к выводу, что культура отличительный знак человека в отношении других существ природы, включает в себя все достояния общества или групп, как язык, искусство, ремесло, знание, религия, поведение, нравы и обычаи и даже матеральные принадлежности23. Культурное развитие является одним из характерных черт развития, которое встречается во всех сторонах человеческой жизни, где скрыто, а где и открыто.

Политическое развитие: политичекое развитие это понятие, которое стало обсуждаться и распространяться в литературе после второй мировой войны и подвергалось множеству диспутам и полемикам в рамках политической науки и обществознания. Вокруг этого понятия существуют самые противоречивые точки зрения.

По мнению некоторых учёных и исследователей, политическое развитие является ничем иным, как основным условием для создания необходимой экономической и промышленной ситуации в обществе. Таким образом, политическое развитие это формирование политических условий и необходимой власти для осуществления экономического развития.

Следующее понимание политического развития основывается на испольнительную дееспособность правительства и большей реализации общей политики.

Третье определение политического развития возникло стараниями великих теоретиков социологов, которые оценивают уровень развития по «новым» подходам и традиционным моделям. Таким образом, развитие исследуется в том случае, когда накопившиеся наблюдения и соображения займут известные стандартные места.

Также существует понимание, что политическое развитие, это когда общая дееспособность, вся система и потенциал государственного управления и общества объединены в одно целое.

И последнее видение политического развития это вступление в новый мир вместе с созданием одного государства и одной нации с современными производственными отношениями.

По взгляду Лусина Пой, одного из известных специалистов по теории политического развития, понятие политическое развитие употребляется как минимум в десяти различных значениях: политические последствия экономического развития, политика - образец традиционного общества, политический модернизм, осуществитель нации-страны, экономическо-управленческое развитие, мобилизация общественности и участие, установление демократии, перемены, систематизированная, стойкая эволюция, мобилизация мощности24.

Человеческое развитие: в настоящее время понятие «человеческое развитие» применяется в СМИ чаще, чем когда-либо, а также оно встречается довольно часто в политических и экономических сферах. Концепция человеческого развития широко анализирована впервые в 1990 году в Докладе ПРООН о развитии человека. Согласно этой Концепции, основная цель развития должна быть направлена на обеспечение людей возможностью более широкого выбора. Измерением, которое устанавливает уровень человеческого развития, являются равный доступ людей к качественным знаниям, достойному рабочему месту и достаточной оплате труда, а также возможность пользоваться квалифицированной медицинской услугой.

"Человеческое развитие это процесс расширения возможностей человека. Важнейшие из них, это возможность прожить долгую и здоровую жизнь, получение знаний и иметь достойный уровень жизни. И если данные возможности не доступны, то и многие другие возможности остаются недоступными"25.

Далее в Концепции говорится, что на сегодняшний день богатство страны определяется не природными ресурсами, а людьми этой нации. То есть, в стране, в которой созданы возможности широкого выбора своим гражданам, царит благосостояние и благополучие за счет всестороннего развития людей. Но люди должны рассматриваться не как средство, а как конечную цель достижения прогресса в социально-экономическом развитии страны. Следовательно, концепция человеческого развития пропагандирует основную идею, что «Настоящее богатство нации это её люди».
Начиная с 1990 года, рассчитывается индекс человеческого развития – составной индекс, определяющий средний уровень достижений страны в следующих трех основных измерениях человеческого развития:
1. индекс ожидаемой продолжительности жизни, которого в определенной степени можно считать отражением состояния системы здравоохранения и социального обеспечения страны;

2. индекс уровня образования, отражающий степень грамотности взрослого населения (15 лет и старше) и охвата населения начальным, средним и высшим образованием и таким образом характеризующего состояние системы образования страны;

3. индекс ВВП на душу населения, указывающий на уровень доходов граждан страны.

Каждый из этих компонентов человеческого развития в целом охватывает несколько важных и основных человеческих возможностей. Для этих трех компонентов человеческого развития предложена система показателей, регулярно вычисляемых и сопоставимых практически для всех стран мира.



Устойчивое развитие: В действительности устойчивое развитие человека является стерженем самого процесса развития26. Понятие устойчивого развития является комплексным и охватывает собой все человеческие стороны, как социальную, экономическую, культурную и иные необходимые. 27

Одним из необходимых условий сохранения и развития человеческого потенциала как на индивидуальном, так и на социальном уровне является устойчивость человеческого развития. Концепция устойчивого развития была предложена, а точнее, сформулирована на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в 1992 г. в Рио-де-Жанейре. Первоначально эта концепция была ориентирована на решение глобальных проблем выживания человечества на фоне взаимодействия природы и общества. История самого термина “устойчивое развитие” фактически началась с Декларации Конференции ООН по окружающей среды (Стокгольм, 1972 г.), а также с работ Римского клуба, когда была отчетливо осознана и обозначена проблема негативных последствий техногенных трансформаций социоприродных систем. Созданная в результате Международная комиссия при ООН по окружающей среде и развитию поставила задачу сформировать соответствующую программу, для названия которой было предложено понятие “устойчивое развитие”, которое было закреплено как термин на упомянутой Конфереции ООН в Рио-де-Жанейре.



Женское развитие: в мировом масштабе только после второй мировой войны, ООН посвятил десятилетие с 1960 - го по 1970 годы экономическому развитию. Место и статус женщины в обществе не были определены и ни у кого в мыслях не было обратить внимание на эту проблему, в том числе у составителей программы. И время было выбрано неудачное. Однако, впервые в десятилетке с 1980 - го до 1990 – го гг. было обращено внимание на роль женщин по проблемам детородства и их потенциальным возможностям в обеспечении прибыли и росту продукции в обществе. ООН объявила данное десятилетие десятилетием женщин и приложила много энергии и усилий для того, чтобы повысить роль, статус этого мероприятия, включить в Программы и проекты вопросы, касающиеся женщин, обратить внимание женским вопросам, вообще, и их роли в программах развития, в частности. Наметили комплекс преобразований, который должен был отразиться во всех жизненных сферах. Добрую половину, а может и более в мировом масштабе составляют женщины. В процессе развития все политические и вместе с ним и культурные структуры должны быть подвержены преобразованиям и в их составе могли бы функционировать даже психиатрические службы. Женский вопрос должен рассматриваться в этих рамках.

Одна из важных сторон экономического развития - социальное развитие, которое призвано превратить современное общество в общество развития статуса и положения жещин. Женщина это влиятельный член общества. И поэтому она может сыграть передовую роль в решении ответственных задач, проявить себя с самой лучшей стороной. Одним из ответственных моментов является то, что женщина должна внедрить, распространить понятие развития в соцальной сфере, быту, подготовить соответствующую почву для свободной деятельности и в длительном пути борьбы за свои права, стремиться, наравне с мужчинами, вносить свою лепту в общее дело. Сила и энергия женщин ни в коем случа не должны быть меньше, чем у мужчин. Другими словами, только, таким образом, представляется возможным обеспечить общество устойчивыми темпами развития, создать благоприятные условия для реализации принятых планов. Женщины должны стремиться как можно больше и чаще принимать участие в различных социальных и экономических сфкрах общественной жизни и таким путём вывести из себя усталость, побороть бедность, безвыходное положение и принести обществу развитие и процветание. Достижение такого положения в обществе, означает принятие инициатив, является борьбой с отставанием и победу над ним.

Как написано в священном Коране: «Должно быть, Всевышний не изменяет судьбу народов, рода и племени, если сами они не будут стремиться изменить своё положение»28. С точки зрения ислама женщина в обществе имеет две совершенные роли: явную, открытую, публичную и вторую - скрытую, тайную. Тайная или невидимая роль - это есть роль управления семьей, воспитания детей; все происходящее дома, в кругу семьи, исполнителем которого является женщина, нигде не отражается и ни по какой национальной статистики не проходит. Открытая или прозрачная роль женщины в обществе происходит путём участия в общественной жизни, притом активной, посредством трудовой деятельности и находит своё отражение во всех статистических данных. Кроме этого, данный процесс имеет положительные последствия, которых коротко можно определить следующим образом: повысится доверие к роли женщин, будут пресекаться бесполезная трата свободного времени, времени отдыха, появится свобода мысли, метериальная независимость, чистое, прозрачное и ясное программирование жизненной деятельности с оптимальным проведением времени, повышением уровня экономической мощи и благосостояния семьи, что может явиться причиной извлечения ещё большей пользы от научно-исследовательских возможностей и отдыха и развлечений детей и т.п.

В заключении можно сказать, что в отношении занятости и привлечения женщин к труду в современном обществе во многих случах мы сталкиваемся со многими препятствиями, которые преграждают путь женщине к активному ее участию в различных социально-экономических отраслях, что в итоге приводит к лишению общества плодов оптимальной, громадной рабочей силы.

В обществе, которое стремится к тому, чтобы не отстать от процесса мирового развития, должны создаваться все условия для плодотворного труда женщин. И эти преобразования в интересах нашего общества. Создание любого важного новшества, преобразования, в первую очередь, нуждается в подготовке к нему и не совершается сразу и в одночасье. И нашему обществу необходимо использовать на благо дела силу и энергию женщин специалистов для достижения цели развития страны и создавать условия для привлечения к общественному труду других женщин для этой плодотворной деятельности.

1.2.Социально-философские, социологические и социально-психологические теории развития общества, личности и женщин

Объективность и систематичность процесса изучения человеческого поведения и общества произошло только в конце 18-го в. Само становление научного подхода для понимания мира коренным образом изменило мировоззрение ученых и интерпретацию данных исследований. Не всегда удачные попытки делались с позиций рационализма и критицизма устранить основанное на традиции и религии объяснение то в одной, то в другой области знаний.

Как часть этого важного интеллектуального процесса(как и физики, химии, биологии, других наук) интерпретировали появления социологии. И важно отметить, что оно происходило на фоне радикальных перемен, которые произвели в Европе две великие революции 18-го и 19-го веков. А неоспоримым остается тот факт, что под воздействием упомянутых преобразований необратимо изменился образ жизни людей, имеющий тысячелетнюю историю. Две революции, первая французская 1789 г. ознаменовала собой торжество над традиционным общественным порядком таких светских идей и ценностей, как свобода и равенство. Эта мощная и динамичной сила, со временем распространялась по всей планете и стала основой современного мира. А вторая революция, начавшаяся в Англии в конце 18-го века, была по сути промышленной революцией, так как способствовала решению целому ряду социальных и экономических преобразований, происходивших наряду с разработкой таких технических новшеств, как энергия пара и машины. Увеличение количества промышленных предприятий привел к огромной миграции крестьян на фабрики и переходу к индустриальному труду, что вызвало быстрый рост городских районов и стало предвестием новых форм общественных отношений.

Считается, что наука об обществе, о которой мечтали представители критического утопического социализма, во многом возникла благодаря учению французского философа Огюста Конта (1798—1857). По Конту, общество –целостная функциональная система, элементы и подразделения которой тесно взаимосвязаны между собой. И оно основано на разделение труда. О.Конт первый из всех философов и социологов, кто видел в разделении труда нечто иное, чем чисто экономическое явление. Разделение труда, считал он, «самое существенное условие общественной жизни», если рассматривать его «во всем его рациональном объеме, т.е. видеть его в совокупности всех наших разнообразных действий, вместо того, чтобы ограничить его – как зачастую принято – одними материальными отношениями». С этой точки зрения, констатирует он, «оно приводит непосредственно к тому, чтобы увидеть не только индивиды и классы, но также во многих отношениях и различные народы, участвующие своим особым способом и в определенной степени в необъятном общем деле теперешних сотрудничающих между собой работников с их предшественниками и даже с их разнообразными преемниками. Итак, именно непрерывное распределение различных человеческих работ составляет главным образом общественную солидарность и становится элементарной причиной возрастающей сложности и объема социального организма»29. Основные идеи Конта относительно разделения труда — это идеи дифференциации деятельности и кооперации людей, или, говоря иначе, разделение обязанностей и комбинаций усилий.30

Общество постоянно находится под властью сил количества и богатства, или того и другого. И это состояние общества, полагал О. Конт , является вполне нормальным. А государство — это высокоразвитая политическая форма, которая необходима для объединения специализированных частей, составляющих общество. В обществе вместе с властью мирской, утверждал Конт, существует и власть духовная. Политика, несомненно, может быть разумной и неразумной. «Разумная политика, — писал О. Конт, — не может задаваться целью заставить развиваться человечество, которое приводится в движение собственными импульсами согласно закону, столь же неотвратимому, как закон гравитации. Но она задается целью облегчить развитие человечества, просвещая его».31

Закон трех стадий интеллектуальной эволюции человечества сформулирован О.Кантом. Суть которого в том, что «весь общественный механизм покоится, в конечном счете, на мнениях, на идеях».32 Именно смена идей, полагал он, обусловливает переход общества от одного состояния к другому. Огюст Конт выделяет теологическую, метафизическую и позитивную стадии, через которые проходят действия людей. Однако решающая роль в этом движении принадлежит прогрессивному развитию человеческого разума, и связанных с этим способом мыслительной интерпретации мира. От господствующих способов мышления произведены все социальные институты, формы социальной организации, способы и образы социальной жизни. Люди на теологической стадии обращаются к сверхестестственным, божественным силам, чтобы объяснить окружающие их факты и события. А на метафизической стадии они уже освобождаются от богов, но обращаются к определенным общим понятиям (таковы, например, понятия «всемирного эфира», «инстинктов», «человеческой природы»). Лишь на позитивной стадии они предпринимают научные исследования, обращаются к эмпирическим фактам, выявляют путем наблюдения зависимости между этими фактами. Только общество, жизнь которого проникнута наукой, является высшей, самой совершенной ипостасью общественного организма, как бы венцом его творений и дел33.

Трактовка фазы развития в виде дихотомии – как противопоставление более раннего, «военного» общества современному, «промышленному» принадлежит Герберт Спенсеру. На войну, завоевание и оборону, ориентировано первое, которое сильно централизованно, самодостаточно в экономическом отношении, настроено на коллективизм, на подчинение блага и интересов отдельного человека общим интересам, применяет насилие и репрессии, ценит лояльность, послушание и дисциплину. «Промышленное» общество ориентировано на развитие производства и торговли, имеет децентрализованный характер, связано экономически с другими обществами, индивидуализировано, блага отдельного человека считает высшей ценностью, регулирует социальную жизнь системой добровольных контрактов, ценит инициативу, новаторство, независимость. А переход от военного к промышленному обществу является результатом общего «закона эволюции», тенденции к дифференциации структур и функций в общественном организме (появление все новых и новых групп, институтов, организаций; углубляющейся специализации в действиях членов общества)34.

Р.Е.Парк и другие американские теоретики считают, что величайшим вкладом Г.Спенсера, вероятно, являлась его теория функциональной дифференциации, организации и интеграции. Из неё следует, что общество по существу, является экономической системой, в которой люди совместно живут и работают, потому что они приносят пользу друг другу. Основным общественным процессом является соревнование, из-за которого возникает социальный порядок. Он характеризуется ростом структуры, большей сложностью взаимосвязанных функций и большей степенью интеграции, по мере того как процесс соревнования охватывает все большее и большее количество людей. А стабильность системы обеспечивается благодаря переплетению эгоистических интересов и привычек, заключающихся в этих интересех35.

Другой известный представитель эволюционизма Льюис Г. Морган – американский антрополог, идеи которого оказали сильное влияние и на социологию, отходит от дихотомического представления и снова возвращается к многозвенной модели. Его концепция состоит из трех эпох: дикость, варварство и цивилизация,каждая из которых делится на еще меньшие фазы. А границы между ними, как и границы внутренних фаз, определяются крупными научными открытиями и изобретениями. Так, в эпоху дикости это умение добывать огонь, изобретение лука, гончарного круга, в эпоху варварства – начало скотоводства, земледелия, обработка железа, в эпоху цивилизации – изобретение алфавита и письменности. И все изменения в характере институтов, в формах организации общества, в идеологии следует представлять как производное от этого главного развития-развития техники36.

Вильфредо Парето в своем Трактате по общей социологии» (1916 г.) создал первую теорию исторических циклов в социологии. Социальная система, согласно его представлениям, находится в непрерывном движении, представляет собой процесс перехода от равновесия через дестабилизацию к нарушению равновесия. Состояние системы в каждой фазе определяется характером господствующих элит, прежде всего правящих, то есть тех, чьи решения являются обязательными для других и в чьих руках находится власть. В условиях, когда мера соотношения между способными и неспособными к управлению переходит определенный предел, прежнее общество разрушается, старую элиту сменяет новая. Так, это и есть путь революции. Постепенное обновление правящей элиты, в состав которой всегда попадают люди, не отвечающие критериям, которыми должен обладать правящий слой,является лучшим способом сохранения стабильности 37.

Эволюционистские идеи в конце 19-го и начало 20 –го вв. находят свое развитие у Эмиля Дюркгейма. Он как и Спенсер, пытается предоставить развитие общества в дихотомической парадигме. От организационных форм, опирающихся на «механическую солидарность», к таким, в которых доминирует «органическая солидарность» эволюционирует человеческое общество. По Дюркгейму, из-за низкого уровня разделения труда традиционным обществам присуща механическая солидарность. Так, из-за того, что большинство членов общества занято сходными видами деятельности, их объединяет общий опыт и всеми разделяемые верования. Верования, в свою очередь, обладают силой подавления, так что у отдельного человека остается мало возможностей для инакомыслья. Основу механической солидарности, таким образом, составляет консенсус и сходство верований. Но под влиянием индустриализации и урбанизации стало расти разделение труда, содействующее распаду этой формы солидарности. Э.Дюркгейм доказывал, что специализация и растущая социальная дифференциация современных обществ приведут, к новому порядку, характеризующемуся органической солидарностью. А общества, которым свойственна органическая солидарность, сплочены благодаря экономической взаимозависимости людей и признанию важности сотрудничества. Как только разделение труда охватывает новые сферы, люди становятся все более зависимыми друг от друга, поскольку каждый нуждается в товарах и услугах, которые предоставляют занятые иными профессиями. Именно в процессе формирования социального консенсуса отношения экономического обмена и взаимозависимости приходят на замену общим верованиям38.

В ряде других теориях второй половине ХХ в., рассматривающих проблемы изменений и развития, эволюционизм нашел свое продолжение .Это теория модернизации и теория постиндустриального общества.

Первая считается ответом на исторический опыт, связанный с обретением независимости и самостоятельности бывшими колониальными странами, так называемого третьего мира. Известный ученый Петер Штомпка определяет модернизацию как движение общества через осознанное осуществление определенных намерений, целей и планов к признанной модели современности, чаще всего к образцу какого-нибудь существующего общества, признанного современным. Т.е. это постепенное достижение такого образца, преодоление пропасти, отделяющей от него, выравнивание опоздания39.

Сложившаяся новая ситуация характеризуется тем, что высокоразвитые и отсталые страны сосуществуют друг с другом. Метрополия и периферия, вот что составляет мир. Образец современности это цивилизация Запада, которая распространяется по всему миру. Т.е. отсталые в своем развитии страны должны двигаться вслед, стремясь догнать передовые страны при косвенном, опосредованном участии или непосредственном вмешательстве наиболее развитых стран.



В середине ХХ в.появилась теория зависимости. Анри Гюндер Франка, Пол Борон и Вол Риштоин являются её сторонниками . Эта концепция касается постколониального периода, когда непосредственная политическая зависимость хотя и устраняется, однако ей на смену приходит сильная неоколониальная экономическая зависимость. Она находится в парадигме отношений так называемого первого и третьего мира, однако черпает многие данные, главным образом, из опыта Латинской Америки и поэтому имеет определенные признаки ограниченности40.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница