Роль сми в политической жизни общества



Скачать 118.64 Kb.
Дата11.11.2016
Размер118.64 Kb.
Торговкина Наталия Петровна

учитель истории и обществознания

высшей категории

ТЕМА: “РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА”.

Цели урока:

1) изучить, какую роль играют СМИ в политической жизни общества; рассмотреть роль СМИ в обществе и проанализировать различные теории, существующие по этому вопросу;


2) воспитывать интерес к политической жизни общества, активную гражданскую позицию;

3) развивать умение работать с разнородными источниками социальной информации (в т.ч., неадаптированными), критически осмысливать информацию, которая содержится в СМИ; продолжить работу по развитию навыков аргументированного выбора собственной позиции.




Тип урока: Урок изучения нового материала.

Дидактические средства обучения: презентация урока, раздаточный материал по теме.

Основной вид деятельности учителя на уроке: работа с подготовленным электронным наглядным пособием, организация обсуждения ключевого вопроса учащимися.

Основной вид деятельности учащихся: работа с ключевым вопросом урока с помощью разных средств: электронное наглядное пособие, разнородные источники социальной информации; деятельность, направленная на получение обобщенного представления материала в виде конспекта или схемы, аналитическая деятельность на уроке, в которой участвуют как учитель, так и учащиеся, направлена на анализ представленного материала, выбор домашнего задания ; социологическое исследование; презентация результатов исследования.

Необходимость и оправданность применения мульти-медиа .

Графические изображения основных этапов урока (ключевой вопрос, содержание понятия СМИ, признаки и функции СМИ, результаты социологического исследования, опорная конспект-схема) позволяют более полно представить определённые политические явления.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока: сообщение темы урока, цели урока и мотивация учебной деятельности.

Обеспечение мотивации принятия учащимися цели учебного-познавательной деятельности.

Обоснование эпиграфа урока-как целеполагание

Подготовка к изучению нового материала через актуализацию опорных знаний

Организация работы над цитатами

Обсуждение и выбор цитаты.

Изучение нового материала

Организация работы с текстом

Выделение функций СМИ, точек зрения на роль СМИ

Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

Анализ социологического исследования

Постановка задания на дом

Постановка опережающего задания.


Выбор уровня.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Проект урока

СТРУКТУРА УРОКА.

1.Вводное слово учителя.

2.Мотивация, формулировка ключевого вопроса урока .

3.Изучение нового материала:

-понятие СМИ

- теории о роли СМИ в современной жизни

- результаты социологического исследования учащихся

-функции СМИ в политической жизни общества

4.Закрепление изученного материала.

5.Домашнее задание.

Конспект урока.


Вводное слово учителя: Что происходит в стране и в мире? Как к этому относиться? Как мы должны поступать? Что правильно, а что нет? Что благотворно, а что вредно? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, институт, друзья. Решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Именно СМИ задают и тиражируют тот поток стереотипов, которыми мы руководствуемся за пределами хорошо знакомой нам сферы деятельности.

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Роль средств массовой информации в политической жизни».


Что мы относим к СМИ? (ученики отвечают)

Перед вами два определения понятия «СМИ». Какое из них относится к понятию «средства массовой коммуникации»? и Какое понятие употребляется в политологии?

( в широком смысле -1, т.к. речь идет о разных видах передачи информации в массовой аудитории, в узком смысле -2, т.к. речь идет об оперативном информировании о событиях в мире).

1)СМИ – средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории.

2)СМИ – совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, стране, определенном регионе, а также для выполнения специфических социальных явлений.

Т.о. ключевым словом является слово - информация, а так как, мы говорим о политической жизни общества, то главной для нас будет политическая информация.

1.Мотивация, формулировка ключевого вопроса урока.

Cобытием 2004 года в г.Димитровграде стала закладка памятного камня на Аллее журналистов. Почетное право открыть камень было предоставлено Маргарите Казанцевой, отдавшей долгие годы газетному делу. Памятник символизирует солидарность людей, призванных словом и делом служить сплочению общества, противостоять угрозе насилия и терроризма. Для украшения аллеи использованы высказывания знаменитых исторических деятелей. (Слайд )


Какое из этих высказываний и почему, по вашему мнению, подходит в качестве эпиграфа нашего урока?

Заголовки увеличивают размер событий. Д.Голсуорси.(писатель 19в., автор «Саги о Форсайтах»)

О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом - историки, о настоящем - журналисты. Ж.Петан.(словенский афорист)

Гласность – это такой продукт, которого не бывает, не может быть слишком много. А.Аграновский(советский журналист).

Комментарии свободны, но факты - священны. С.Ч.Престунч.

Современные средства информации хорошо тем, что дают нам возможность ворчать в глобальном масштабе. Л.Питер (педагог и литератор).

Учитель:Основная функция СМИ – сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств. Неограниченный круг потребителей. Распространение информации осуществляется в специальных формах. Работа СМИ носит периодический либо постоянный характер. Однонаправленность информационного потока от СМИ к потребителю (однако, современные технологии дают возможность осуществлять обмен информацией в режиме реального времени)

Существуют разные теории о роли СМИ в современной жизни. (слайд )




ТЕОРИИ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция навязывания повестки дня


СМИ указывают, о чем нам следует думать в первую очередь

Теория социального   научения

Человек усваивает поведение, которое пропагандируется СМИ

Теория культивирования

СМИ формируют мировоззрение человека.

Теория использования и удовлетворения

Рассматривает, как человек использует СМИ и какое удовлетворение от них получают.



Теория социализации

Анализирует, как знания становятся частью наших представлений о том, что значит быть взрослым членом общества.


Используя текст №1, приведите примеры, ракрывающие основные положения этих теорий.

Работа с текстом.

Люди считают, что СМИ служат тому, чтобы отражать окружающий нас мир. В информационных сообщениях говорится о том, что случилось в мире сегодня. Комедийные телесериалы отражают ценности, образ жизни и привычки различных слоев общества. Телевизионные мелодрамы и журнальная беллетристика отражают проблемы и вопросы, с которыми зрители и читатели сталкиваются в повседневной жизни. Присутствие насилия и низкопробных стереотипов лишь отражает уродливую реальность несовершенного мира. Реклама отражает наши потребности и желания. С этой точки зрения масс-медиа – это своего рода окно, через которое мы смотрим на реальный мир.


Существуют и иные взгляды на массовую коммуникацию. Возможно, что мы считаем некоторые события и вопросы важными потому, что именно таковыми их представляют в новостях. Комедийные сериалы могут изображать определенные ценности, образ жизни и привычки, которые затем подхватываются обществом. Телевизионные мелодрамы затрагивают вопросы, на которые затем обращают свое внимание зрители. Стереотипы, увиденные по телевизору, незаметно учат юных зрителей тому, что представляют собой различные группы людей, а постоянное присутствие на телеэкране насилия прививает нам мысль, что мир – жесток. Реклама убеждает людей, что у них есть определенные потребности и желания, о которых они просто не знали ранее. С этой точки зрения роль СМИ не сводится к отражению того, что происходит вокруг нас. Скорее, они конструируют мир, который затем становится реальностью для потребителя. Этот мир может быть принят телезрителями, которые зачастую не подозревают о подобных скрытых процессах, считая, что их всего лишь развлекают. Через некоторое время образ мира, каким его сконструировали СМИ, может настолько укорениться в нашем сознании, что мы будем неспособны отличить его от реальности.
В заданиях ЕГЭ по обществознанию есть задание на выбор предложения с фактическим и оценочным суждением. Выберите и отметьте в тексте, по 2 предложение с фактическим и оценочным суждением. (Ф,О) .

Физкультминутка!!!



(Слайд)

Вы согласитесь, что современный человек не однозначно относится к СМИ? Давайте познакомимся с результатами социологического исследования.

Презентация результатов исследовательской работы.


1.Каково влияние СМИ на жизнь общества?

1.Предлагает готовые модели поведения, превращая

общество в бездумную массу потребителей информации,

которые прекращают думать и анализировать информацию,

упрощая тем самым процесс манипулирования



22ч-46%.

2.Пытаются привить обществу систем у общих ценностей

4ч. - 8%

3.Формируют внутреннюю готовность аудитории воспринимать

какой-либо объект или эпизод действительности, определенным

образом меняя не только сознание людей, но и социальные установки


20ч - 42%

3.

4.Затрудняюсь ответить




2 ч. - 4%


(слайд)

2.Ваш главный источник информации?


1 телевидение

21ч .- 41%

2 радио

3ч. -6%

3 периодическая печать

4ч 8%

4 интернет

22ч- 44%

5другие люди (родители, учителя, друзья

и т.д.)


3ч -6%

6 вообще не получаю

политическую информацию,

т.к. не интересуюсь ею.


0

(слайд)

3.Какая из точек зрения на отношение рядового гражданина к СМИ ближе вам?


.1.К политической информации лучше не обращаться, поскольку она лишь сбивает с толку и портит настроение.



2. Разобраться в политической информации под силу лишь немногим, поскольку это требует определенной подготовки.

14ч 35%

3.Не обращаясь к политической информации невозможно выработать свою собственную гражданскую позицию.


23ч 58%

4.Другое мнение


4ч 10%

Мы провели социологический опрос о роли СМИ в жизни общества. Участвовало в опросе 40 человек, в возрасте от 16 до 50 лет. Было задано 3 вопроса, участники могли выбрать несколько вариантов ответа.

На вопрос «Каково влияние СМИ на жизнь общества?» - 46% ответили, что СМИ предлагают готовые модели поведения, превращая общество в бездумную массу потребителей, 8 % считают, что СМИ пытаются привить обществу систему общих ценностей, 42 % думают, что СМИ меняют не только сознание людей, но и социальные установки, т.е влияют на восприятие действительности,4 % испытали затруднения с ответом.

На вопрос о главном источнике информации 42% назвали телевидение,44 %- Интернет, 6 % - радио,12 %- периодическую печать.,5 % получают информацию от других людей и все, так или иначе, интересуются вопросами политики.

Третий вопрос о точке зрения рядового гражданина на отношение к политической информации в средствах массовой информации выявил, что СМИ никому не испортили настроения (0 %). 35 % считают, что необходима специальная подготовка, для того чтобы разобраться в политической информации. 58 % считают, что политическая информация помогает выработать гражданскую позицию, и 10 % имеют своё(другое) мнение.

Мы предлагаем сравнить, как отвечали на некоторые вопросы

школьники и дети. Думаем, что это будет интересная и полезная информация.

Телевидение - главный источник политической информации для 100 % взрослых и 45 % школьников., Интернет - является источником информации для 62 % учеников и 38 % учителей. А периодическая печать, как источник информации, используется только взрослыми(50 %) и вообще не используется школьниками.

42 % школьников считают, что СМИ влияют на восприятие действительности, а взрослые уверены в этом на 100 %,т.е. все.

61 % учеников и 50 % взрослых согласны, с тем что СМИ предлагают готовые модели поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что СМИ оказывают влияние на жизнь общества, в том числе и политическую. Ответ на вопрос о роли СМИ в жизни общества неоднозначен и зависит от возраста анкетируемых, их жизненного опыта и мировоззрения.


Как выдумаете, чем объясняются такие результаты исследования?


Учащиеся анализируют результаты, объясняя как свой личный, так и коллективный выбор.

Роль СМИ в политике проявляется прежде всего в их функциях. Назовите, каковы функции СМИ в политической жизни (слайд). Откройте учебник стр.195 Приведите примеры проявления данных функций.

1.Информационная (сообщения о событиях в мире)

2.Выбор и комментирование информации, её оценка (передача «Сталин с нами»)

3.Политическая социализации( передача «Сталин с нами», сообщение о экологическом форуме в Копенгагене)

4.Критика и контроль(работа органов местной власти-коррупция)

5.Представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику(передачи о работе Государственной Думы)

6.Формирование общественного мнения.(отношение к партии «Единая Россия»)

7.Мобилизационная(подготовка к выборам)


Учитель: Роль СМИ тем более возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением.

Во-первых, именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развертывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем является одним из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удаленных территориях либо в недоступных для них коридорах власти.

Во-вторых, многие темы, неприятные для власти, могут если и не замалчиваться, то подаваться фрагментарно, в искаженном виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о ситуации.

В-третьих, эффективным средством манипулирования общественным мнением оказывается наклеивание ярлыков – «боевик», «вор», «предатель», «бездельник» и т.п. особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением.


В-четвертых, для более эффективного манипулирования практикуется создание социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления

(Слайд)

Что добавила работа на уроке к нашему пониманию о роли средств массовой информации в политической жизни? ( средства массовой информации не могут быть полностью независимыми; газеты имеют больше власти, чем правительства; СМИ является первой властью, а не четвертой; СМИ не являются властью вообще, потому что ими руководит правительство; сильное правительство не должно обращать внимание на критику со стороны прессы и т.д.)


4. Закрепление материала. (слайд)

Соотнесите функции СМИ в политической жизни и их конкретные проявления.


7. Подведение итогов урока. Домашнее задание (слайд)



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница