Роль школьного музея в процессе формирования этнической культуры



Дата14.11.2016
Размер42 Kb.

Роль школьного музея в процессе формирования этнической культуры


Винограденко Т.В.,

учитель истории, руководитель школьного музея

МОУ «Тишанская СОШ» Волоконовского района
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема этнокультурного воспитания детей. Одной из главных задач, которую ставит перед собой школа, является укрепление духовной связи поколений, сохранение и возрождение русских традиций, нравственно-патриотическое воспитание учащихся. Воспитание чувства единения со своим народом, приобщение детей к традициям своего народа, к богатствам национальной культуры и родного языка через живое художественное творчество - это лишь некоторые основы возрождения этнической культуры

В данных условиях особое значение приобретает этнопедагогическая работа музея, в процессе которой возможно оказание реальной помощи по преодолению этнокультурных барьеров и снижению риска возникновения этнокультурного шока в процессе межкультурных коммуникаций индивидов. В процессе данной деятельности необходимо сделать акцент на формировании гражданско-патриотических качеств и национального самосознания, расширении кругозора, овладении практическими навыками поисковой, исследовательской и творческой деятельности, воспитании познавательных интересов и творческих способностей, совершенствовании образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Наш музей использует разные формы работы в этом направлении, но можно выделить общую тенденцию: стрем­ление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к ис­тории, искусству, интеграции и творческому развитию отдельной личности.

Гордостью нашего музея является наша «Русская горница». В нашей горнице тихо, тепло уютно, как в добром гостеприимном доме, здесь царит свежевыбеленная красавица печь, даже пахнет здесь не по музейному, а по-домашнему. Она щедро дарит тем, кто в нее входит с распахнутым сердцем тепло домашнего очага. Именно в горнице происходят встречи с народными умельцами нашего села, которые рассказывают детям о традиционных ремеслах нашего края: вышивке, ткачестве, кружевоплетении.

В настоящее время здесь собрана уникальная коллекция старинных предметов быта, представлена крестьянская утварь (прялка XVIII века, гребень, старинная вышивка, самотканый ковер ), народные игрушки, наряды и атрибуты к календарным праздникам, предметы народного декоративно-прикладного творчества, имеется место для сменной композиции, где выставляются лучшие детские работы и совместные творческие работы детей и родителей по декоративно – прикладному искусству.

Особое место занимает в нашем музее русский народный костюм. Здесь можно увидеть плетеную обувь из лыка: женские и мужские лапти. Собраны праздничные и повседневные одежды – рубахи, платья вышитые в традиционном стиле. Русский народный костюм – это источник творчества. Он является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Белгородский народный костюм соединил в себе множество видов ремесел и рукоделия. Знакомство учащихся с народным костюмом, его изучение и исследование является одним из интереснейших занятий.

Но, чтобы музей постоянно действовал педагогам, приходится много работать в поиске новых форм работы и отработки традиционных. Это выставки, экспозиции, занятия – экскурсии, уроки-практикумы, музейные праздники, игры, театрализованные представления.

Музейные фонды широко используются в учебно-методической и воспитательной работе школы:

- при написании школьных сочинений на темы: «Традиции и обычаи нашего села», «Быт наших предков»;

- при подготовке уроков истории при изучении тем о народной культуре и быте, фольклорных традициях;

- при организации воспитательных классных часов, встреч с интересными людьми.

Учащиеся школы занимаются исследовательской работой. По музейным материалам были написаны исследовательские работы по художественно-эстетическому направлению: «Святочный фольклор села Тишанка», «Традиции русской вышивки», «Панева-один из элементов народного костюм нашего края», «Свадебные традиции села Тишанки».

Традицией стало проведение в нашей школе таких мероприятий, как Святочные посиделки, фольклорный праздник «Живая душа народа», проводы зимы, Троица. Народная культура изучается детьми во вполне доступных формах. Используются игры, песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки, обычаи. Дети изучают, как в старину отмечали народные праздники. Все действия праздника инсценируются, чтобы показать, как происходило по обычаю, традиции. Дети с удовольствием разучивают и поют фольклорные песни, водят хоровод, играют в народные игры.

Народные игры на занятиях, в повседневной жизни, во время праздников вносят разнообразие в их жизнь, доставляют им радость, вызывают интерес к русскому фольклору.

Издревле на Руси было принято угощать чаем. Проведение игры –чаепитие «Чай по-русски» знакомит детей с этим напитком, его историей, рецептами, приемами заварки и русскими традициями чаепития.

Подготовка и проведение таких мероприятий позволяет приобщить детей к активному познанию традиций родного края, развивать художественно-эстетические способности, способствует формированию целостного восприятия народного искусства, как части культуры русского народа, чувства патриотизма, нравственной культуры.


Этнокультура представляет широкие возможности для преодоления тенденции бездуховности, играет большую роль эстетическом развитии ребенка, способствует формированию качеств, отвечающих представлениям

истиной человечности, приобщает к опыту народа, через собственное творчество.



Тонкость душевной жизни, способность понимать другого человека, быть в родстве с природой, с культурой и историей своего народа и человечества, чувствовать себя частичкой единого мира, любить свою Родину-все это помогает сформировать этнокультура.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница