«роль народного ополчения в истории россии», посвященной 400-летию народного ополчения под предводительством козьмы минина и дмитрия пожарского



страница1/5
Дата19.11.2016
Размер0.83 Mb.
  1   2   3   4   5





МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
НА ТЕМУ «РОЛЬ НАРОДНОГО
ОПОЛЧЕНИЯ В ИСТОРИИ РОССИИ»,
ПОСВЯЩЕННОЙ 400-ЛЕТИЮ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ КОЗЬМЫ МИНИНА И ДМИТРИЯ ПОЖАРСКОГО


6 ноября 2012 года

САМАРА
2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. День народного единства: новый праздник
    с многовековой историей.

    СМИРНОВ Юрий Николаевич, д.и.н., профессор, декан исторического
    факультета Самарского государственного университета 5

  2. Кризис русской государственности:
    технология смуты и народное ополчение.

    САВЕЛЬЕВ Петр Иванович, д.и.н., профессор, директор института
    управленческих технологий и аграрного рынка Самарской
    государственной сельскохозяйственной академии
    12

  3. Царь и крестьянин: избрание Михаила Романова
    и подвиг Ивана Сусанина как символы окончания Смуты.
    АРТАМОНОВА Людмила Михайловна, д.и.н., профессор,
    директор социально-гуманитарного института Самарской
    государственной академии культуры и искусств, зав. кафедрой
    истории Отечества
    20

  4. Участие предков известных деятелей Самарского края
    в освобождении Москвы в октябре 1612 года.
    ПОДДУБНАЯ Раиса Павловна – к.и.н., доцент, заслуженный работник
    культуры, лауреат Губернской премии литературы и искусства 30

  5. Роль органов местного самоуправления
    в Отечественной войне 1812 года.

    АЛЕКСУШИН Глеб Владимирович, д.и.н., доцент,
    проректор по связям с общественностью Самарской академии
    государственного и муниципального управления
    39

  6. Сталинградское народное ополчение
    (к 70-летию Сталинградской битвы. Стенограмма).

    ЗЕМСКОВ Николай Алексеевич, аспирант кафедры истории
    и зарубежного регионоведения Московского городского
    педагогического университета
    45

  7. Патриотизм сегодня и завтра.
    (Стенограмма)
    КАБЫТОВ Петр Серафимович, д.и.н., профессор,
    советник ректора Самарского государственного университета,
    заведующий кафедрой российской истории Самарского
    государственного университета
    48

Дорогие друзья!
Разрешите мне сердечно приветствовать всех вас от имени Самарской Губернской Думы и от себя лично на сегодняшней научно–практической конференции!

Хочу подчеркнуть, что это – уже не первая наша подобная конференция.


Так, в прошлом году в этих стенах прошла конференция молодых ученых–историков, посвященная вопросам становления народного единства в различные периоды истории России. В этом году наша конференция имеет особый смысл и особое звучание, потому что она проводится в Год российской истории.

Уважаемые друзья! В 2012 году мы с вами уже отметили ряд крупных юбилеев, связанных с ключевыми и незабываемыми датами в истории Отечества:

– 1150–летие российской государственности;

– 200–летие Бородинской битвы;

– 400–летие победы народного ополчения Минина и Пожарского.

И я, пользуясь случаем, хочу искренне поздравить всех вас с прошедшим Днём народного единства, который наша страна отметила позавчера. Несмотря на свою молодость – ему всего 8 лет, этот праздник с каждым годом наполняется всё новыми и новыми смыслами.

С каждым годом вместе с развитием страны мы обретаем и новое понимание истории нашего государства. И я думаю, не ошибусь, если скажу, что дата
4–е ноября уже стала важным и значимым праздником, который, действительно, объединяет все поколения россиян, вызывает у каждого чувство патриотизма
и гордости за свою Отчизну. Это происходит потому, что в основе этого праздника лежит глубокое уважение к гражданскому подвигу народа и героической истории нашей Родины.

Ровно 400 лет назад наши предки – люди разных вер, сословий


и национальностей – объединились для того, чтобы спасти страну, отстоять российскую государственность. 4–го ноября 1612 года воины народного ополчения во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским освободили Москву от иностранных захватчиков. Это был ярчайший образец героизма
и сплоченности всего народа. И это было подлинное национальное единение, когда сам народ решал свою судьбу.

Великий русский историк Николай Карамзин писал:

«История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества. Отдадим справедливость их усердию, но не менее – и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием».
Уважаемые друзья! Роль народного ополчения в истории России, о которой мы сегодня говорим, действительно, очень велика. Но настолько же верно
и то, что эта роль еще не до конца изучена наукой. Думаю, что вы, как профессиональные историки, согласитесь с этим. Ведь народное ополчение сыграло огромную роль не только в ходе военных действий. Не менее велика
его роль в воспитании патриотизма, формировании патриотических традиций – как у поколений современников тех далеких войн и сражений, так и у нынешнего
и будущих поколений россиян.

Сегодня на нашей конференции еще прозвучат подробные доклады о Дне народного единства, о народных ополчениях 1612–го, 1812–го, 1941–го годов. Поэтому я не буду много говорить. Хочу лишь привести слова Президента России Владимира Путина: «Будущее страны может быть построено только на прочном фундаменте. Таким фундаментом может быть только патриотизм.

От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь
и приумножить себя саму. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя
как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».
Дорогие друзья! Сегодня обновленная Россия находится на новом этапе своего дальнейшего развития и духовного возрождения. Сегодня мы и все граждане России гордимся многовековой историей своей страны. А это – гарантия того, что великие патриотические традиции будут жить, что молодые поколения будут воспитываться в духе верности и любви к своей Родине. И это – гарантия того, что обновление нашего государства и общества будет продолжено.

Для всех нас история, служение Отечеству – это не просто красивые слова. Для нас это – связь времен, связь поколений. Это – то, что всегда помогало России преодолевать самые тяжелые испытания. История учит нас: сильная


и успешная Россия – это единая Россия. История учит: сила державы –
в единстве её граждан.

Сегодня особенно важно единение народа на главном направлении развития страны – ее всесторонней модернизации. Поэтому такие понятия, как единство страны, сила государства, патриотизм народа, и сегодня являются ключевыми


и важнейшими для всех нас.
Дорогие друзья! Выражаю уверенность, что в Год российской истории
вы достигнете новых успехов и высот в науке и культуре. Желаю конференции плодотворной и конструктивной работы, а всем вам – здоровья, счастья, благополучия и успехов во всём!
Председатель
Самарской Губернской Думы
САЗОНОВ Виктор Федорович


ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА:
НОВЫЙ ПРАЗДНИК С МНОГОВЕКОВОЙ ИСТОРИЕЙ

СМИРНОВ Юрий Николаевич,
д.и.н., профессор, декан исторического факультета
Самарского государственного университета

У народа России есть свои героические страницы в каждой из эпох.
На протяжении всей истории страны духовный подъем, гражданское мужество
и патриотический порыв в пору самых тяжелых испытаний, совпадали и дополняли друг друга. Защита Отечества становилась одновременно свидетельством чувства любви к Родине, важнейшей гражданской добродетелью и подвигом
во имя веры. Спасение страны зависело не только от стойкости, профессиональной подготовки и вооружения ее воинов, но и от готовности представителей разных групп российского общества отринуть усобицы и придти к согласию, объединиться для решения общенациональных задач.

Выбор из целой цепи важнейших звеньев отечественной истории одного события в качестве праздничного дня – дело, конечно, случайное. Этот выбор ничуть не умаляет значения тех памятных дат, что не стали «красным днем календаря». Он свидетельствует лишь о предпочтениях, в чем–то обоснованных, а в чем–то субъективных, того времени, которое нуждается именно в этом празднике.

Так получилось, что в начале XXI века страна вспомнила об уроках почти четырехсотлетней давности. Наверное, это случилось, потому что мы вспомнили полузабытое, но емкое слово «Смута», поскольку не сумели описать рациональными понятиями современных политических доктрин то, что наваждением накатило
на страну сначала в начале, а затем и в конце ушедшего 20–го века. А раз страна волей–неволей признала свое состояние новой Смутой, то обращение к памяти
о том, как наши предки уже одолевали Смуту прежнюю, неизбежно должно было породить надежды на грядущее преодоление нынешнего нестроения.

Смута в начале XVII в., которой посвящена обширная историография, затрагивающая и историю самого «Дня народного единства»1, действительно стала одним из самых опасных испытаний для российской государственности. Вместе с тем, именно в ходе этого испытания народ нашей страны после долгих лет кровопролитных междоусобных войн и восстаний, разорения и голода, вооруженного вмешательства и прямой агрессии западных соседей (Польши, Литвы, Швеции) проявил способность самоорганизоваться, чтобы восстановить духовные основы и политическое единство России, изгнать иностранных интервентов.

Вера народа, духовная стойкость и самоотверженность в тех условиях представлялись единственным средством национального спасения и возрождения государственности. Не оставалось бесспорных наследников царского престола,
а последний законный российский государь Василий Шуйский был свергнут
и оказался в польском плену. Представители тогдашней «элиты» общества – московских бояр – предали страну, впустив в столицу интервентов и присягнув польскому королю. Северо–западные земли вместе с Великим Новгородом были оккупированы шведами. Страну заполоняли и грабили разбойничьи шайки тогдашних «полевых командиров», фактически не признававших ничьей власти. Россия практически исчезла с политической карты, во всяком случае, так представлялось ее недругам, захватчикам и мародерам.

Православная церковь, возглавляемая патриархом Гермогеном, была духовным вдохновителем сопротивления врагам. Она же долго оставалась единственным организационным его оплотом при отсутствии монарха


и представительных органов власти.

Сам Гермоген в 1589 г. стал казанским митрополитом. Когда власть захватил Лжедмитрий I, Гермоген прибыл в Москву. Он потребовал от самозванца, чтобы его невеста Марина Мнишек обязательно перешла из католичества


в православие. Несговорчивого Гермогена тогда удалили из столицы. После свержения самозванца новый царь Василий Шуйский помог Гермогену стать
в 1606 г. патриархом. У патриарха и царя бывали разногласия по ряду вопросов, но при низложении Василия Шуйского Гермоген пытался защитить его
от заговорщиков–предателей, протестовал против вступления польско–литовских войск в Москву. Несмотря на угрозу физической расправы, Гермоген отказался подписать боярскую грамоту, которая предписывала московским послам подчиниться польскому королю и выполнить все его требования. В устных проповедях и в письменных посланиях убеждал Гермоген народ стоять против иноземцев и призывал гнев Божий на изменников. Интервенты арестовали патриарха и уморили его голодом. Гробница патриарха, умершего 17 февраля 1612 г. и причисленного к лику святых, находится под сводами главного собора Московского Кремля – Успенского.

Обезглавив вслед за государством церковь, интервенты и их сообщники все же не сломили волю народа. Русские города и земли взяли инициативу спасения страны в свои руки. Особенно активным было многонациональное Поволжье. Жители Казани оповещали другие города страны: «Мы и всякие люди Казанского государства, и князья, и мурзы, и татары, и чуваши, и черемисы (марийцы – Ю.С.), и вотяки (удмурты – Ю.С.), согласясь с Нижним Новгородом и со всеми городами поволжскими, с горными и луговыми (правобережными и левобережными – Ю.С.), с горными и луговыми татарами и луговою черемисою на том, что нам быть всем в совете и в соединенье, за Московское и Казанское государство стоять, друг друга не побивать, не грабить и дурного ни над кем не делать; …а выбрать бы нам на Московское государство государя всею землею Российской державы»2.


К этому соглашению поволжские города, земли, народности пришли в августе 1611 г.

Непосредственное руководство созданием общенародного движения–«ополчения» взял на себя торговец мясом Козьма Минин, который 1 сентября


того же года был избран земским старостой (главой местного самоуправления – Ю.С.) Нижнего Новгорода. Он предложил ввести специальный налог на вооружение
и содержание войска, призвал вносить добровольные пожертвования. Призыв был услышан. Сам Минин, человек исключительно честный и вместе с тем очень предприимчивый, стал казначеем и административно–хозяйственным руководителем «Совета всея земли» – нового российского правительства. Оно было сформировано
в противовес власти засевших в Москве нескольких изменников–бояр, которых народ презрительно прозвал «Семибоярщиной».

Старинное слово земство, производное от «земли», приобрело новый смысл. В отсутствии законного царя из документов исчезло слово «царство» для обозначения Московского государства. Символом и носителем суверенитета стал народ российской земли – «земство». Это слово стало обозначать всех участников освободительного движения, которое именовалось земским ополчением.

Казанцы при всей активности нижегородцев оказались в делах ополчения
не последними. Они собрали средств и воинов не меньше своих соседей. Бывший казанский митрополит, патриарх Гермоген ушел из жизни, успев перед смертью
из заточения передать благословение руководителям и участникам ополчения.
Из Казани же в ополчение пришел и главный его духовный символ. В войске появилась икона Богоматери, чудесно найденная целой и невредимой после пожара в 1579 г. на казанском пепелище. В память об этом первом из чудес иконы царем Иваном Грозным было установлено празднование ее обретения 8 июля старого или 21 июля нового стиля. В преданиях утверждается, что она являлась списком с иконы, написанной по преданию апостолом и евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы. Оригинал этот находился сначала в Иерусалиме,
а позднее был вывезен императрицей Евдокией, женой императора Феофила,
в Константинополь, где хранился во Влахернском храме.

Был ли с ополченцами подлинник или список чудесно обретенной иконы,


о том до сих пор идут споры, хотя существенной разницы нет. Обе иконы, прибывшая в Москву и остававшаяся в Казани, прославлены чудесами, как и еще несколько десятков списков Казанской Божией матери, известных на всю Россию или местночтимых. В 1904 г. монастырь в Казани, в котором находился чудотворный образ, был ограблен. Целью грабителей был, прежде всего, дорогой оклад почитаемой иконы из серебра и драгоценных камней. Несмотря на то,
что похитителя, вора–рецидивиста, удалось схватить, тот ничего не сказал
о судьбе иконы. Существует множество версий местонахождения святого образа, однако икона до сих пор не найдена. К сожалению, это давало повод для неуместных политических спекуляций. Так, ныне покойный римский понтифик Иоанн–Павел II, фактически предлагал передать РПЦ имеющийся у него список Казанской иконы, оказавшийся, впрочем, более поздним, чем утраченная святыня, в обмен на разрешение посетить Россию. Не добившись этой цели, папский престол все же вернул православным русским людям эту икону, написанную предположительно в начале XVIII в.

Вслед за нижегородцами и казанцами все новые города и земли присоединялись к ополчению. Как рассказывают современники, Минин проявлял необыкновенную щедрость в отношении служилых людей. Они охотно шли


на службу в ополчение, покидая свои дома или отряды других командиров. Дело было не столько в жаловании, сколько в том, что жизнь обретала смысл. Можно было пробудиться от долгого безделья, когда было неясно, кому и ради чего надо служить, или очистить совесть от вольных и невольных преступлений, совершенных за время пребывания под командой авантюристов, разбойников
и изменников. Значительно пополнили войско изгнанные захватчиками с родины жители Смоленской земли. Они понимали, что только с помощью других русских земель можно будет возвратить Смоленск, что и произошло через сорок лет, когда окрепшая Россия вернула свой древний город из–под власти поляков
и литовцев. Под стенами Москвы ждали помощи волжских ратей ополченцы Рязани, Зарайска и других южнорусских городов, а также те казачьи отряды, которые решили прекратить участие в мятежах и разбоях, выступив заодно
со «всей землей» – земством.

По предложению Минина, военное командование в ополчении было поручено князю Дмитрию Пожарскому. Его уговорили покинуть родовую вотчину Мугреево Суздальского уезда, где он находился на излечении от ран, которые получил


во время безуспешной попытки восстания в Москве против интервентов
и изменников. Князь к этому времени прославился несколькими успешными боями против отрядов интервентов, самозванцев, авантюристов. Эти победы, начало которым положила оборона г. Зарайска, не могли внести перелом в военные действия, но зарекомендовали князя храбрым, опытным и удачливым полководцем. Последнее было немаловажно в глазах людей, привыкших,
к сожалению, к поражениям. Теперь затеплилась надежда на чудо, составными частями которого должны были стать заступничество Казанской Божией Матери, упорство Минина, военное счастье Пожарского, единение всех, кто поверил
в близкое возрождение России.

Передовые отряды ополчения Минина и Пожарского подошли к столице


24 июля 1612 года, а в августе подоспели главные силы, после чего в предместьях Москвы и в самом городе развернулись бои с интервентами, как окруженными
в Кремле, так и стремившимися помочь осажденным. В результате польско–литовский гарнизон в Кремле оказался без подкреплений и провианта, поскольку все попытки интервентов снять осаду были отбиты ополченцами.

По преданию, архиепископу Арсению, находившемуся в плену у интервентов в Кремле, было ночью видение преподобного Сергия Радонежского, который поведал, что Бог, по предстательству Богоматери, дарует победу российскому воинству. Слух об этом вышел из стен Кремля, достиг ополченцев и вдохновил


их на решительные действия. После молебна перед Казанской иконой 22 октября войска Минина и Пожарского штурмом овладели укреплениями Китай–города, прикрывавшими Красную площадь и подходы к Кремлю. Участь осажденных там интервентов была решена. 26 октября они капитулировали. Москва была освобождена, что стало важным шагом к дальнейшему восстановлению государственной власти и суверенитета.

В начале 1613 г. был созван Земский собор, представительство на котором получили все территории и сословия, принявшие участие в освободительной борьбе от крестьян и казаков до духовенства и патриотически настроенной части боярства. После того, как 21 февраля собор избрал нового царя, которым стал Михаил Федорович из рода Романовых, спасители Отечества скромно отошли


в тень политической жизни. Дмитрию Пожарскому пожаловали звание боярина. Он по–прежнему служил на ратной службе, хотя уже не был на первых ролях
из–за недостаточной знатности и родовитости. Скончался он в 1642 г. и похоронен в Спасо–Евфимьевом монастыре в г. Суздале.

Козьма Минин царским указом получил высокий чин думного дворянина,


200 рублей годового жалованья и двор в Нижегородском кремле. Он умер в 1616 г. Погребен великий патриот России в стенах кремля своего родного города.

Память о героях и их подвигах не была утрачена. Еще в 1636 г. на средства князя Дмитрия Пожарского для прославленной на всю Россию иконы, бывшей


в его войске, на Красной площади Москвы выстроили собор во имя Казанской Божией Матери (разрушен при советской власти и восстановлен в конце XX века). С того времени в день 22 октября стал совершаться крестный ход из Кремля
в Казанский собор. Этот праздник иконы Казанской богоматери отмечали сначала только в Москве. В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче, сыне избранного
в 1613 г. на царство Михаила Романова, повелено было праздновать его «во всех городах по все годы» как торжественное воспоминание о спасении Москвы
от врагов заступлением Божией Матери ради ее Казанской иконы. Император Павел I подтвердил включение осеннего чествования Казанской иконы в число «годовых табельных дней», т.е. официальных государственных праздников.

В народных представлениях осенняя Казанская стала одним из самых любимых праздников («На Казанскую один день престол (праздник) справляли,


на другой спохмел держали, на третий – снова здорово»), символизировавшим окончательный поворот природы к зиме, о чем свидетельствует множество пословиц и поговорок: «До Казанской не зима, с Казанской не осень», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет!», «Выезжаешь
о Казанской на колесах, а полозья в телегу клади», «Бывает, что на Казанскую
с утра дождь дождит, а к вечеру сугробами снег лежит», «С Казанской у нас – тепло морозу не указ». К празднику приурочивали традиционные ярмарки, а также свадьбы («Кто на Казанской женится – счастлив будет, не раскается») и расчеты сезонных работников с хозяевами («И рад бы хозяин попридержать батрака,
да нельзя: Казанская на дворе», «На Казанскую у хозяев и пузатая мошна худеет, а у бедных и тощая толстеет»).

Вслед за Москвой храмы, посвященные Казанской иконе Богоматери,


стали появляться в других русских городах и землях. Самым грандиозным
и знаменитым стал Казанский собор в Петербурге на Невском проспекте, возведенный по проекту зодчего Воронихина. Этот храм в северной столице
было освящен в 1811 г. Страна готовилась к двухсотлетию освобождения
Москвы от интервентов, о котором, кроме церковного предания о заступничестве Казанской иконы Богоматери и православного праздника в ее честь,
напомнил недавно вышедший и пользовавшийся огромной популярностью труд
Н.М. Карамзина «История государства Российского». Судьба распорядилась так, что вместо юбилейного праздника на российскую землю пришла новая беда – нашествие Наполеона, «гроза Двенадцатого года».

Победа над Наполеоном в сознании народа вновь оказалась связанной


с заступничеством Богородицы, поэтому Казанский собор в Петербурге стал мемориалом воинской славы. Именно сюда были снесены знамена, захваченные у врага, и ключи от европейских городов, покорившихся русскому оружию.
В самом соборе похоронили М.И. Кутузова, который здесь молился перед Казанской иконой накануне отбытия на должность командующего русской армией. Ему же в 1837 г. был поставлен у собора памятник.

Не забывала своих героев и древняя столица России. По всей России шел сбор средств на установку в Москве памятника руководителям освободительного движения 1612 года – Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Как встарь идею ополчения, так и теперь замысел памятника поддержали люди разных сословий, занятий, национальностей. Этот замысел реализовали уже после Отечественной войны 1812 года. В 1818 г. в Москве был установлен памятник Минину


и Пожарскому работы скульптора И.П. Мартоса, который стал первым скульптурным монументом в городе. В сознании людей он воспринимался
не только как дань памяти событиям двухсотлетней давности, но и как символ победы в недавней войне, освобождения древней столицы от нового врага,
ее восстановления после страшного пожара. На памятнике запечатлена сцена обращения Минина к Пожарскому, который, вслушиваясь в речи нижегородца
и следуя решительному взмаху его десницы, забывает о своих ранах, готовится встать на ноги и взять в руки оружие (идею подсказал тот же Н.М. Карамзин).

Стоявший в центре Красной площади памятник в послереволюционные годы отодвинули к храму Василия Блаженного, чтобы он не мешал прохождению парадов и демонстраций трудящихся. Когда же над страной вновь нависла смертельная опасность, имена Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского опять прозвучали как исторический пример, достойный подражания, в обращениях руководителей страны к ее народу, который вел Великую Отечественную войну против новых полчищ захватчиков. Правда, в советское время день Казанской Богоматери оставался только религиозным праздником без официального государственного статуса.

Новая власть сделала первую попытку возродить чествование героев 1612 года не только в церковном обиходе, когда Федеральным законом от 13 марта 1995
в число «дней воинской славы (победных дней) России» был включен «День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год)». Однако неудачной оказалась выбранная датировка – 7 ноября. Она обрекала этот день
на полное забвение в тени очередной годовщины Октябрьской революции для одной части нашего общества или официального «Дня согласия и примирения» – для другой. К тому же 7 ноября по григорианскому счету («новому стилю»), соответствует 28 октября 1612 года по юлианскому (православному церковному) календарю, когда все основные события в Москве уже закончились и ничего существенного в тот день не произошло.

Более правильным шагом стало возвращение к старой традиции привязки праздника освобождения Москвы ко Дню Казанской иконы Божией Матери –


22 октября по юлианскому (церковному) или 4 ноября по григорианскому (гражданскому) календарю3. Впрочем, данное соотношение чисел двух календарей справедливо только для XX–XXI вв. В XVII веке 22 октября древнего юлианского календаря соответствовало 1 ноября современного европейского календаря. Таким образом, 4 ноября стало датой, совмещающей пока сразу
два события. По православному календарю это 22 октября – праздник иконы Казанской Богоматери, исторически связанный с началом штурма Китай–города. Однако, строго говоря, в самом 1612 году 4 ноября «нового стиля» соответствовало бы 25 октября юлианского календаря, т.е. кануну капитуляции польского гарнизона в Кремле.

Хронологические подробности отступают на задний план перед глубинным смыслом праздничной даты. Страницы истории, на которых запечатлелась борьба за независимость и суверенитет России, за возможность для ее народа самостоятельно развиваться по избранному им самим пути служат уроком новым поколениям. Они и сейчас призывают граждан страны следовать общероссийским традициям духовности, гражданственности, патриотизма.

Перед нами не просто «День освобождения Москвы силами народного ополчения», о котором мало кто знал за 10 лет его существования в календаре (мелким шрифтом, да и то не в каждом календарном издании). Это не только праздник иконы Казанской богоматери с многовековой традицией, объединяющий православных верующих. На первый план выходит державная, межэтническая
и межконфессиональная составляющая праздника. Он действительно становится Днем народного единства в память о событиях, где проявилось единение россиян вне зависимости от языка, веры, сословия.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница