Роль музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения на уроках истории Работу Погодина Людмила Ростиславовна, учитель истории моу «Эльбарусовская сош»



Скачать 216.69 Kb.
Дата28.04.2016
Размер216.69 Kb.
Роль музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения на уроках истории

Работу выполнила:

Погодина Людмила Ростиславовна,

учитель истории

МОУ «Эльбарусовская СОШ»,

429565, Чувашская Республика, Мариинско- Посадский район, д. Эльбарусово, ул. Центральная, д.4. тел. 8 (242) - 39-2-42

2009
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………2-3


  1. Основная часть

    1. Ход урока……………………………………………………………………………4-10

  2. Заключение………………………………………………………………….........................11

Библиографический список………………………………………………….............................12

Приложения 1…………………………………………………………………………………....13

Приложения 2……………………………………………………………………………………14

Введение

Сейчас в стране много говорят о модернизации среднего образования, подготовки молодежи к жизни в сложных, быстро меняющихся условиях. В нормативных документах, отражающих стратегию модернизации образования, обозначено, что одной из целью образования является - становление личности, обладающей способностью к самореализации, самоопределению, развитию творческих начал в пределах конкретных сред: социальной, природной, технической. Через пространство культуры реализуется воспитательный процесс в образовательной системе.

Современный этап развития всех общественных систем страны предъявляет особые требования к участию молодежи в изучении своего края через самостоятельную поисково-исследовательскую работу.

В рамках «Регионоведения» и в соответствии с учебным планом в МОУ «Эльбарусовская СОШ» изучаются чувашский язык и литература, история Чувашии, культура родного края.

Ведутся научно-исследовательские работы с участием школьников. При подготовке к научно-исследовательской работе могут быть использованы разные источники: учебники, научная литература и периодика, словари, географические карты, схемы, таблицы видеоматериалы, слайды, ИКТ, мультимедийные энциклопедии, электронные атласы.

Музеи по своей природе входят в систему научно-исследовательских учреждений. Комплектование музейного собрания, если оно не подменяется простым сбором экспонатов для экспозиций, обязательно связано с проведением исследования. В процессе формирования коллекций музей находит предметы музейного назначения, которые документируют процессы и явления, протекающие в обществе и природе, обнаруживают в них проявление тех или иных закономерностей в развитии общества и природы, пополняют фонды соответствующими материалами. Каждый из музеев уникален и неповторим.

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусств, техникой, производством и его отраслями. Это связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельностей.1

В здании Шоршелской общеобразовательной школы Мариинско-Посадского района 14 декабря 1972 года был создан музей космонавтики, вначале как школьный музей. В то время в фондах музея было около 350 экспонатов. В сен­тябре 1978 года он преобразован в филиал Чувашского республиканского краеведческого музея. В 1985 году в музее была проведена реэкспозиция. Отреставрирован и перенесен во двор музея дом Николаевых, построен павильон для автомобиля "ЗИС-110", на котором встречали Андрияна Николаева после первого космического полета в Чувашии. В апреле 1993 года музей стал филиалом Чувашского национального музея. 2 ноября 2001 году Шоршелский музей космонавтики переехал в новое здание. В Шоршелах появилось здание необычной конструкции и необыкновенной красоты. В новом здании оформлены 4 экспозиционных зала и открыт астрономический класс с планетарием. На открытии нового музея присутствовал Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров, который оставил запись в Книге отзывов. В октябре 2006 года музей стал работать как ГУК "Мемориальный комплекс летчика - космонавта СССР А.Г. Николаева". В этот комплекс входят: стела - ракета, бронзовый бюст А.Г.Николаева, сад - парк им. А.Г. Николаева, Музей космонавтики, Дом-музей Николаевых, часовня, где похоронен дважды Герой Советского Союза, летчик - космонавт СССР А.Г.Николаев.

В настоящее время экспозиция музея расположена в 5 залах. В фондах музея хранится около 6000 экспонатов, среди которых ряд уникальных - спускаемый аппарат космического корабля "Восток", космическая одежда, личные вещи летчика - космонавта СССР А.Г.Николаева, космический скафандр Героя России летчика - космонавта Н.М. Бударина.

Президентом республики Н.В. Федоровым была поставлена задача, открыть при музее класс астрономии и географии, оснащенный современной аудио-видеотехникой, компьютерным оборудованием, астрономическими и географическими приборами для проведения занятий. Этот зал занимает центральное место в музее. В этом классе установлены глобусы звездного неба, Луны, Марса, телескоп, карта звездного неба, модель планетной системы, видеомагнитофон, телевизор, компьютер и демонстрационный экран для просмотра фильмов. Создание астрономического класса имеет большое воспитательное значение, открывает перед посетителями музея широкие возможности в изучении и освоении космического пространства.

Открытие нового здания музея космонавтики имеет большое значение в деле нравственно-патриотического воспитания молодежи. Проведение встреч, занятий со школьниками позволит полнее познакомить посетителей музея с достижениями космонавтики, окажет огромное влияние на формирование у юношей и девушек активной жизненной позиции, становление гражданственности подрастающего поколения. Фонды музея никогда нельзя считать полностью скомплектованными, а хранящиеся в них предметы окончательно изученным, поскольку методы научного исследования постоянно совершенствуются, и это создает дополнительные возможности для получения новых данных, ранее неизвестных знаний о музейных предметах.

В селе Шоршелы вполне можно проводить как смешанные, краеведческие экскурсии, так и учебные; здесь достаточно богатый материал, раскрывающий особенности профессии космонавта. В последние годы много говорится о необходимости создания методики проведения учебных экскурсий на местах. Хотелось бы дальше развивать это направление в педагогике и в методике преподавания истории.


Цель мероприятия:


  • Ознакомление с мемориальным музеем космонавтики им А.Г.Николаева

  • Совершенствование новых видов поисково-исследовательской деятельности

  • Формирование национального самосознания подрастающего поколения

Оборудование: слайды, книга А.Г.Николаева «Тĕнче уçлăхĕнче», иллюстрации.

Учащиеся должны усвоить: что человечество и космос неразрывно взаимосвязаны; К. Э. Циолковский - ученый, изобретатель, основоположник научной космонавтики

Тип урока – комбинированный, урок-экскурсия

Форма работы – групповая, индивидуальная

Урок проводится в 9 классе в канун юбилея А.Г.Николаева,

II. Основная часть

Человечество не останется вечно на Земле…

Э. Циолковской



Ход урока

  1. Запишите слова – ассоциации к слову «Космос», записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме. Сгруппируйте их, составьте кластер







































В 1957 г. в СССР был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин открыл человечеству дорогу в космос. 11 августа 1962 года в 11 часов 30 минут по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль «Восток – 3».


Ученики знакомят экспонатами музея .

1-я группа. Зал «Шоршелы – родина космонавта А.Г. Николаева»

Осмотр экспозиции начинается с дома Николаевых, в котором прошло детство Андрияна.



Слайд. Родился будущий космонавт 5 сентября 1929 года в крестьянской семье. Родители - Анна Алексеевна и Григорий Николаевич родом с Шоршелы. Здесь они поженились в 1922 году, вступили в колхоз, работали в животноводстве, растили хлеб.

В своих воспоминаниях Андриян Григорьевич пишет: «Мать у меня очень спокойная, добрая, я бы сказал, тихая. Она никогда нас не ругала, о если велела что сделать, то это больше походило на просьбу, чем на требование. Отец был покруче. Не скрою, давал иногда и нахлобучку. Но тут, же отходил и вроде оправды­вался перед нами, малышами»

В лютый декабрь 1944 года отец умер, а матери посчастливилось прожить долгую жизнь. Умерла она в 1987 году, в возрасте 87 лет. Своих детей они воспитали добрыми, трудолюбивыми, честными. На колхозных полях и лугах прошло детство Андрияна, его братьев Ивана и Петра, сестры Зинаиды.

В доме собраны подлинные вещи семьи Николаевых: посуда, домашняя утварь, воссоздающие интерьер самой обычной крестьянской избы.

Маленькое крылечко ведет в темные сени, где стоит громоздкий самодельный ткацкий станок, по соседству с ним – другие предметы домашнего обихода: скальницы для наматывания ниток вручную, ступа, пест. На стене - березовые веники, пучки лекарственных трав, здесь же — отполированное от частого употребления коромысло. Сени опоясала деревянная скамейка.

В самом доме почти полкомнаты занимает печь, на которой когда-то в холодные зимние вечери укладывалась вся семья. Над маленьким столиком — керосиновая лампа. Вдоль стен – лавки, покрытые домоткаными дорожками. В углу – массивный деревянный сундук, в котором хранилась одежда семьи Николаевых: женские платья и мужские рубашки, украшенные национальной вышивкой, сурпаны. полотенца. Над сундуком — зеркало с вышитым полотенцем, на стене рядом – радиоприемник и фотография Андрияна со старшим братом Иваном.


2-я группа. Зал «От школьной парты до космического старта»

Слайд. Школа в Шоршелах открыта в 1884 году. В 1937 году Андриян пошел в первый класс Шоршелскую семилетнюю школу, занимавшей церковное здание. В этой школе Андриян проучился первые четыре года. В музее воссоздан класс, сохранилась парта, за которой он сидел. На учительском столе лежат тетради поурочных планов первой учительницы Клавдии Ивановны Семеновой, классный журнал, детекторный радиоприемник, собранный Андрианом, глобус, по которому знакомился с нашей планетой будущий космонавт-3. Не думал тогда деревенский мальчуган, что ему придется облететь Землю много-много раз.

Почти двадцать лет проработала К. И. Семенова в Шоршелах. И лишь после первого полета в космос Андриян Григорьевич узнал из газет, что его первая учительница, так хорошо говорившая на чувашском языке, – русская.

В своих воспоминаниях Клавдия Ивановна рисует облик пытливого, настойчивого, шустрого, но самого обыкновенного мальчика.

Клавдия Ивановна стремилась поощрять коллективизм и взаимовыручку ребят. «Если кто-то по рассеянности забывал ручку, я не давала свою,— вспоминает старая учительница,— обращалась к классу: — «Кто поможет, ребята?» Одним из первых всегда поднимал руку Андриян». Она много читала ребятам, часто водила их на природу, работала с ними на пришкольном участке.

Андриян рос обыкновенным мальчиком, но все, же стремление к звездам заложил ему любимый учитель физики Иван Михайлович Романов. Он всегда что-нибудь мастерил с ребятами, развивал у них инициативу. С высокого откоса Цивиля Андриян и его сверстники запускали самодельные модели, выполненные под руководством учителя. Учитель ходил с ребятами в ночное, вместе работал на уборке урожая. Рассматривали звездное ночное небо, читали его до рассвета.

Были у Андрияна Григорьевича и другие учителя жизни, но это уже в Мариинско-Посадском лесотехническом техникуме, куда он поступил после окончания семилетки в 1944 году. О тех годах Андриян Григорьевич вспоминает: «Бывало всяко. Шла война, и голодали, и в холодном общежитии жили. Одевались, кто во что горазд. Как ни трудно было, но жили неплохо».

После окончания техникума в 1947 году Андриян Николаев был направлен на работу в Деревянский леспромхоз треста «Южкареллес». На дорогу получил напутствие матери: «Трудись так, чтобы люди хвалили. Народная-то похвала – дороже золота». В 1950 году призвали в армию. Окончил курсы воздушных стрелков в 1951 году и был направлен в училище военных летчиков, завершил учебу в 1954 году. Служба военного летчика началась в Подмосковье.

В конце 1959 году двадцать летчиков были отобраны для подготовки к космическим полетам. Среди них был и наш земляк А. Г. Николаев. С 1960 года Андриян Николаев - в Звездном городке, в первой группе космо­навтов. Он вместе с остальными участвовал в разработке первой в мире методики подготовки человека к полету в условиях космоса.

Космонавты интенсивно тренировались на бегущей дорожке, в баро, - тепло- и сурдокамерах, на вибростенде и центрифуге.

Когда был создан корабль — тренажер, стало ясно, что тренировать «двадцатку» неудобно, дело идет очень медленно. Посоветовавшись, решили выделить небольшую группу – шесть человек. Сделать это было непросто, т.к. все летчики оправды­вали надежды. Андриян попал в первую шестерку.

А. Г. Николаев, как и пять его товарищей, был подготовлен в полном объеме для первого одновиткового орбитального полета в космос. Сдав зачеты, он терпеливо ждал решения руководства.

В первый полет Андриян Григорьевич не попал. Он стал дублером командира «Восток-2» Германа Титова. Оба тренировались по программе суточного полета. Герман Титов в те дни сказал: «Дублер Андриян Николаев. Человек удивительного хладнокровия и железной выдержки».

11 августа 1962 года мир услышал известие: «В Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль «Восток-3». Пилотирует его гражданин Советского Союза летчик-космонавт майор Николаев Андриян Григорьевич». Это свершилось всего лишь через 16 месяцев после гагаринского полета. Перед полетом «Восток-3» академик С. П. Королев сказал о командире: «Спокойствие и выдержка – это его первый девиз. Он отличный летчик, замечательно знает технику».
3-я группа. Зал «Основоположники космонавтики»

Слайд. Зал решен в виде символической арки, в центре которой помещен макет первого искусственного спутника Земли, запущенного 4 октября 1957 года.

Оригинально вписались в интерьер зала и являются своеобразным эпи­графом ко всей экспозиции слова Константина Эдуардовича Циолковского (1857—1935)—советского ученого и изобретателя в области аэро-и-ракетодинамики, теории самолета и дирижабля, основоположника научной космонавтики: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

В детстве он почти полностью потерял слух и с 14 лет учился само­стоятельно, в 1879 году экстерном сдал экзамен на звание учителя. Всю жизнь преподавал физику и математику (с 1879 года в Калуге). Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения. Его технические идеи находят применение при создании ракетно-космической техники. Именем Циолковского назван кратер на Луне.

В экспозиции показаны труды К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», «Цели звездоплавания», «Космические ракетные поезда».

Учение Циолковского о завоевании космоса развивали пионеры космонавтики Н. И. Кибальчич, Ф. А. Цандер, Ю. В. Кондратюк, С. П. Королев, В. П. Глушко, М. К. Тихонравов, Г.Н. Бабакин. Их фотопортреты можно увидеть в экспозиции.
4-я группа. Зал «Космос дорога без конца»

Зал посвящен пилотируемым космическим полетам и воспринимается как внутреннее пространство космического корабля. Специальные цветные витражи, красочные диорамы, цветовая гамма создают мир космоса.



Слайд. 12 апреля 1961 года на орбиту искусственного спутника Земли был выведен «Восток-1» - первый пилотируемый корабль, который вел летчик-космонавт СССР Ю. А. Гагарин. В экспозиции фотографии космического корабля «Восток», фотографии Ю. А. Гагарина с С. П. Королевым и А.Г.Николаевым.

В августе 1962 года был осуществлен первый в мире групповой полет двух кораблей, которые пилотировали сын чувашского народа А. Г. Николаев и украинец П.Р. Попович. Полет доказал возможность длительного пребывания в космосе, свободного перемещения космонавтов в кабине корабля, проведения радиосвязи между кораблями и телепередач на центральное телевидение и «Интервидение». Андриян Григорьевич пробыл в космосе 95 часов, облетев вокруг Земли 64 раза, Павел Романович Попович совершил 48 витков.

Народный поэт Чувашии П. Хузангай в те дни писал:

Вы взметнулись, как жар-птица,

В солнечные дали...

Мать не спит над Волгой где-то.

Над Днепром — другая.

Не смыкают глаз поэты, вам стихи слагая.

Стихов о Космонавте-3 в Чувашии сложено много: и реалистические, и романтические, и фантастические. Были песни, меньше, правда, прозы.

В экспозиции можно увидеть листки бортового журнала «Востока-3», за­полненные рукой А. Г. Николаева, фотографии, отображающие встречу героя космоса у себя на родине в Шоршелах. На витринах — номера французской газеты «Юманите», посвященные полетам Ю. Гагарина и А. Николаева, книги о нашем космо­навте-земляке, космическая пища, по­бывавшая на «Востоке-3».

В октябре 1964 года в космос стартует «Восход». Впервые на ракете в космическое пространство отправляется не пилот – одиночник, а группа людей: В. М. Комаров, ученый К. П. Феоктистов и врач Б. Е. Егоров.

Модернизированный «Восход-2» позволил совершить новый шаг в осво­ении околоземного пространства. Летчик-космонавт А. А. Леонов 18 марта

1965 года в специальном скафандре вышел в открытый космос.

Две диорамы «Старт космического корабля» украшают зал «Космос — дорога без конца». Здесь же, в витрине, размещена полетная одежда космического комплекса «Салют-Союз», теплозащитный костюм и гид­рокомбинезон, предназначенные для аварийной обстановки, ложемент кос­монавта. Напротив смонтирована диорама «Космический корабль на орбите». Размещен наземный аварийный запас «Гранат—1», скафандр типа «Ястреб». Именно в таком скафандре впервые в мире в открытый космос вышел А. А. Леонов.

Новый этап в развитии пилотируемых полетов был ознаменован созданием космических кораблей серии «Союз». Первый пилотируемый полет состоялся в апреле 1967 года. Испытывал «Союз» бывший командир «Восхода» Владимир Комаров, полет его, как известно, закончился трагически. Полтора года после этого шли доработки – первым, кто испытывал доработанный корабль, был летчик-испытатель Георгий Тимофеевич Береговой.

«Союз» предназначался для отработки процессов автономной навигации, управления, маневрирования, сближения, стыковки и проверки принципов создания и обслуживания околоземных орбитальных станций. В январе 1969 года два состыковавшихся корабля позволили космонавтам В. А. Шаталову, Б. В. Волынову, А. С. Елисееву, Е. В. Хрунову создать в космосе прообраз будущей орбитальной станции – того самого «космического поселения», о котором писал К. Э. Циолковский.

Свой второй космический полет А. Г. Николаев совершил вместе с В. И. Севастьяновым на корабле «Союз-9». Полет продолжался 17,8 суток – с 1 по 19 июня 1970 года. Корабль сделал 286 оборотов вокруг Земли, пролетев 11.889.070 км. Важнейшей частью этого полета являлись широкие медико-биологические исследования по изучению влияния факторов длительного космического полета на организм человека. Космонавты вели отработку систем ручного управления кораблем. Экипаж выполнил обширную программу научно-технических исследований и экспериментов народнохозяйственного значения.

В экспозиции—листки бортжурнала «Союз-9», личные вещи Андрияна Григорьевича: ручка, шлемофон, медицинский пояс с датчиками, часы «Полет», а также снимок Лунь», выполненный Николаевым с космического корабля «Союз-9». Фотографии: спускаемый аппарат «Союз-9», совершивший мягкую посадку, А. Г. Николаев на пресс-конференции, посвященной полету космического корабля «Союз-9». В особой витрине разложены образцы космической пищи. Их внешний вид, малая дозировка, оригинальные сочетания продуктов вызывает у посетителей большой интерес.

В этом зале оформлена также витрина, посвященная международным космическим полетам. Советский Союз осуществляет программы между­народного сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях со многими государствами и международными организациями.

Всем памятны июльские дни 1975 года, когда многолетний, напряженный труд увенчался стыковкой на орбите нашего космического корабля «Союз» и американского «Аполлона».

Вместе с советскими товарищами в космос на наших кораблях стартовали космонавты – исследователи из Чехословакии, Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Монголии, Кубы, Румынии, Франции и ряда других государств. А тогда, в 1975 году, состыковавшись, А. Леонов, В. Кубасов, Томас Стаффорд, Вене Бранд и Дональд Слейтон образовали первый международный экипаж. Сотрудничество стран по программе «Интеркосмос» предусматривает сотрудничество в пяти основных областях: национальные исследования космического пространства, связь через искусственные спутники Земли, космическая метеорология, космическая биология и медицина, изучение ре­сурсов Земли из космоса. В центре зала – спускаемый аппарат космического корабля «Востока»

Потолок зала – часть Звездного неба с наиболее характерными созвез­диями, видными с наших широт. Экспозицию зала «Космос—дорога без конца» дополняют два турникета: один – с портретами советских космонавтов, а содержание второго раскрывает тема: «Космос – народному хозяйству» Широко показано, что в наши дни экономика высокоразвитого государства немыслима без достижений космических наук. Спутники связи, метеорологические, природоведческие, навигационные помогают получить точный прогноз погоды, осуществлять телевизионные репортажи прокладывать курс кораблю. Только космическая метеоинформация позволяет сохранить ежегодно для народного хозяйства свыше 1 миллиарда рублей.

Каждый запуск спутника—это новый шаг к познанию мира, в решении насущных проблем человечества.
5-я группа Зал «Общественная деятельность А.Г. Николаева» Слайд. В экспозиции музея широко освещается общественно-политическая деятельность А.Г, Николаева, генерал-майора авиации (1970), дважды Героя Советского Союза (1962, 1970), летчика-космонавта СССР (1962), кандидата технических наук (1975), члена КПСС с 1957 года. С 1963 по 1968 год он был командиром отряда космонавтов. В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. С 1974 года – первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов имени Гагарина. В 1981 году А. Г. Николаеву присуждена Государственная премия СССР за работу в области космических исследований. Он является почетным членом Международной академии астронавтики.2

В экспозиции представлены ксерокопии его диплома об окончании Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, диплома кандидата технических наук и аттестата старшего научного сотрудника. Показана его генеральская форма.

Космонавт-3 награжден золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР, высшей наградой Международной академии астронавтики — премией имени Д. и Ф. Гуггенхеймов, золотой медалью «Космос», медалью де Лаво, золотой медалью имени Ю. А. Гагарина, орденами: Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями, а также иностранными орденами и медалями. Нашему земляку присвоены звания Героя Социалистического Труда НРБ, Героя Труда СРВ. Героя МНР. А. Г. Николаев является почетным гражданином городов Калуга, Караганда. Смоленск. Ржев, Ленинакан, Махачкала, Нальчик, Каспийск, Чебоксары, Дархан (МНР), София, Петрич, Стара-Загора, Варна, Плевен (НРБ), Карлови-Вари (ЧССР), Буира (Алжир). Его именем назван кратер на Луне.

Нелегкую работу первого заместителя начальника Центра подготовки космонавтов А. Г. Николаева совмещает с работой депутата Верховного Совета РСФСР нескольких созывов.

В этом зале широко освещена его депутатская деятельность, показаны депутатские билеты, письма избирателей, фотографии рассказывают о встречах с избирателями, со своими земляками. Здесь же находятся алая лента и диплом Почетного гражданина города Чебоксары, а также подарки, преподнесенные А. Г. Николаеву во время поездок по нашей стране и другим странам мира.
Группа 6. Зал «Колхоз имени космонавта А.Г. Николаева»

Экспозиция зала начинается объемно – декоративной композицией «Слава трудовому народу», символизирующей основу нашего государства – союз рабочего класса и крестьянства.



Слайд. После полета А. Г. Николаева в космос земляки решили назвать свой родной колхоз его именем. В начале 1964 года колхоз возглавил один из видных организаторов колхозного производства республики В. В. Зайцев, Герой Социалистического Труда. Невысокая урожайность поднялась за короткое время до 33—35 ц /га, денежный доход хозяйства превысил 2 млн. рублей. В 1971 году колхоз был награжден орденом «Знак Почета». В экспозиции представлены многочисленные награды колхоза им. А. Г. Николаева.

После ухода В. В. Зайцева на заслуженный отдых колхоз возглавил младший брат космонавта П. Г. Николаев (1936—1985). За это время колхоз добился новых весомых успехов. В 11-ой пятилетке хозяйство было награждено переходящим Красным Знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС (1981. 1983) и переходящим Красным Знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ (1982, 1984).

Центральной усадьбой колхоза является село Шоршелы. Сегодня Шоршелы — современное село с благоустроенными домами, привлекающее не только отдельными оригинальными сооружениями, но и композицией застройки в целом. Внутри каждого жилого микрорайона - утопающие в зелени дворы, хозяйственные и игровые площадки. В единый архитектурный ансамбль входят Дом культуры, школа, торговый центр, детский сад, больница и другие объекты культурно-социального назначения. Проект планировки и застройки села Шоршелы в 1978 году удостоен Диплома второй степени ВДНХ СССР.

В экспозиции показана фотография, на которой сняты представители кол­хоза имени космонавта Николаева в Звездном городке после вручения молочно-товарной ферме вымпела им. Ю. А. Гагарина в 1980 году. В зале имеется стенд, посвященный открытию бронзового бюста дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации, летчика-космонавта СССР А. Г. Николаева 24 августа 1977 года.

Шоршелский музей космонавтики ведет большую собирательскую и научно-просветительную работу. Фонды музея насчитывают 1500 экспонатов. Ежегодно музей посещает около 50 тыс. человек, проводится 1000 экскурсий, более 50 массовых мероприятий.3
Слово учителя. В нашей школе работает школьный музей. Он открыт в 2004 году, в нем насчитывается более 150 экспонатов. До открытия школьного музея многие экспонаты находились в краеведческих уголках кабинетов истории, чувашского языка и литературы. В музее имеются следующие экспозиции: «Никто не забыт, ничто не забыто», уголок воинской славы, интерьер крестьянской избы, «Умелые руки», есть выставка книг и журналов. Экспонаты музея составляют хозяйственные инструменты, которые использовались при изготовлении домашней утвари. Изготовление каждого вида посуды имела свою специфику. Долбленые сосуды были удобны для хранения зерна, круп, муки и многих других сыпучих продуктов. Можно увидеть аккуратно заправленную деревянную кровать с подзором, в рабочем состоянии ткацкий станок.

Отдельный раздел составляет плетёная обувь из лыка. Здесь можно увидеть женские и мужские обуви – лапти. Собраны праздничные и повседневные одежды – рубахи, платья вышитые в традиционном стиле. Все это было собрано учащимися и учителями школы под руководством Кондратьевой А.М.

Ежегодно музей активно участвует в районной акции «Музей и дети». В ходе этой акции организуются экскурсии в школьный музей, в районные музеи и музеи республиканского значения. Учителя готовят классные часы, беседы, встречи, виртуальные экскурсии, школьники участвуют районной в научно-практической конференции. По материалам музея пишут рефераты, готовят стендовые доклады.


  1. Творческая мастерская.

Составить синквэйн с данными словам: музей, звезда, небо. Синквэйн – это стихотворение, которое требует синтез информации.
Звезда!

Яркая, светлая

Манит, зовет, блестит

Такая ты далекая, заветная

Мечта /автор Майорова Ирина 9б класс
Небо!

Далекое, неизвестное,

Понять, узнать, мечтать

Всегда к себе манит

Метеорит / автор Соколова Светлана 9б класс

Музей!


Красивый, прибранный

Пришел, услышал, увидел

Об этом я мечтал

Мемориал / автор Андреев Александр 9а класс





  1. Викторина – обобщение

Вопросы для обсуждения и закрепления

Сколько галактик известно человечеству?

Когда впервые обнаружена «Черная дыра»?

Кто был основоположником космонавтики?

В каком году А.Николаев вошёл в состав космонавтов.

В 1970 г. на корабле «Союз 9» А.Николаев был командиром корабля, а кто был бортинженером?

Как называется автобиографическая повесть, написанная Андрияном Николаевым?

Перечислите наших земляков летчиков-космонавтов?



Задание на дом: Написать эссе на тему эпиграфа урока «Человечество не останется вечно на Земле…» Подведение итогов. Сообщение отметок.

Заключение

В ходе данного урока ученики ознакомились с мемориальным музеем космонавтики имени А.Г.Николаева в форме виртуальной экскурсии. Данный урок-экскурсия помогает совершенствовать поисково-исследовательской деятельности учащихся, формировать их национальное самосознание, развивает кругозор учащихся о космосе. На уроке проделаны учащимися разные виды работы: работа дополнительным материалам, иллюстрациями, выступления сопровождались с показом слайдов, составили синквэйн, работа с вопросами, составление кластера.

Урок был проведён автором, учителем истории 2 категории МОУ «Эльбарусовская СОШ» Погодиной Л.Р. 5 сентября в 2009 году на открытом уроке в 9 классе и на районном фестивале методических идей учителей общественных дисциплин.

.

Библиографический список 1 Общая музеология: Программа курса для студентов университетов. Томилов Н.А. Омск.2001

2. В.А.Иванова, П.Р.Попович «Андриян Николаев».Ч.1989

3. Антонова З.С., Рымшина Н.Е. «Шоршелский музей космонавтики, Ч., 2000

4. А.Г.Николаева «Тĕнче уçлăхĕнче», Ч,1969

Приложения 1

Школьный музей МОУ «Эльбарусовская СОШ»
Раздел: Наши земляки – участники Великой Отечественной войны

Раздел: Утюги





Приложения 2
Раздел: Изделия из лыка

Раздел: Ткацкий станок






1 ¹ Общая музеология: Программа курса для студентов университетов. Томилов Н.А. Омск. 2001.

2 В.А.Иванова, П.Р.Попович «Андриян Николаев». Ч. 1989


3 Антонова З.С., Рымшина Н.Е. «Шоршелский музей космонавтики, Ч., 2000



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница