Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников



Скачать 463.2 Kb.
страница1/3
Дата15.11.2016
Размер463.2 Kb.
  1   2   3
Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников

Колчин Дмитрий Валерьевич,


учитель географии МОУ Мокеевской средней общеобразовательной школы Ярославского муниципального района Ярославской области
Введение

Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества, сыном своего Отечества.

В последние годы наше Отечество изменилось. Критически пересматривается его прошлое. Но у нас не будет другого Отечества и другой истории. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторяя их ошибок. Сегодня в отношении людей к Родине, ее истории определились два полюса: на одном – глубокое, неистребимое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом – вандализм и циничный отказ от своего Отечества. Между ними большое количество переходных вариантов. В этой зоне колеблющихся, неустойчивых и находится большая часть молодежи. Таким образом, современная молодежь стоит перед проблемой выбора. Проблема усложняется тем, что опыта ребенка недостаточно для того, чтобы разобраться самостоятельно в сложившейся ситуации, сделать выбор. Для того, чтобы он был готов к этому, необходим социальный опыт, который приобретается в активной социально значимой деятельности. Одним из путей решения проблемы является краеведческая деятельность, позволяющая эффективно осуществлять процесс социального становления личности ребенка.

В ходе краеведческой деятельности учащийся:


  • получает коммуникативные навыки, учится пользоваться ими в различных обстоятельствах деятельности и общения;

  • осваивает различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества;

  • получая новые знания в ходе поисковой и исследовательской работы, ученик не только оценивает их значимость для общества, людей, но и делает их ценностными лично для себя;

  • чувствует свою сопричастность к социально-значимым событиям, явлениям, действиям;

  • приобретает возможность практической реализации знаний и навыков;

  • приобретает реальную возможность самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации;

  • у учащихся с одной стороны формируется чувство гордости, а с другой беспокойство за будущее своего края.

Краеведческая деятельность поможет понять подрастающему поколению, что будущее России в их руках, что страна будет такой, какой сделают ее люди, то есть мы с вами.

Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является патриотическое воспитание. Л. Н. Толстой писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества». Любовь к Родине деятельна, сопричастна с ее историей, природой, достижениями и проблемами, это фундамент общественной и политической систем, духовно – нравственная основа их жизнедеятельности. Именно образование призвано собрать воедино все общественно значимые установки, отечественные традиции, сохранить уникальную национальную культуру народов России. Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, своей стране, о родном крае. Роль географии в патриотическом воспитании подрастающего поколения является ведущей в общеобразовательной школе.

Школьное краеведение в настоящее время получило новый импульс, связанный с усилением региональной политики, с социальным и экономическим развитием территорий. Региональные факторы приобретают приоритетное значение в экономике, в жизни каждого человека. В среднем образовании также усиливается региональный компонент, что предъявляет повышенные требования к изучению географии своего края.

Таким образом, проблема патриотического воспитания актуальна, своевременна и современна. В ее решении велика роль географического краеведения, так как разнообразные формы, методы, приемы патриотического воспитания в условиях сельской школы позволяют приобщить ребенка к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности, воспитать личность учащегося в духе активного созидательного труда, развивать духовность человека, формировать его гражданственность.

Целью моей методической разработки является обобщение собственного опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся через краеведческую деятельность по географии в условиях сельской Мокеевской средней общеобразовательной школы.

Объектом исследования является учебно – воспитательный процесс. Предметом – система краеведческой работы в преподавании географии: урочная и внеклассная деятельность по предмету (краеведческий кружок, поисково-исследовательская работа, связь с научными учреждениями, школьные музеи, коллективные творческие дела и т.д.). Как правило, перечисленные формы работы выстраиваются на исторических, культурных традициях, ценностях своего микрорайона, области.

База исследования – школа, социум, микрорайон.

Методы исследования:



  1. Библиографический метод.

  2. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

  3. Изучение опыта работы, накопленного в педагогической практике.

  4. Обобщение собственного опыта работа.

  5. Методы изучения эффективности краеведческой деятельности: анализ результатов деятельности учащихся; наблюдение; опрос, анкетирование, беседы; изучение продуктов деятельности учащихся.

  6. Оценка прессы, вышестоящих органов, изучение результатов участия в различных конкурсах, олимпиадах, слетах.

Значение патриотического воспитания в сельской школе

Возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству, - именно такими положениями я руководствуюсь, организуя краеведческую деятельность учащихся сельской школы. Они созвучны с идеями, нашедшими отражение в последних документах правительства, направленных на преобразование российской школы.

В январе 2002 года принята «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», в которой отмечается: «Роль образования страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества. В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала».

Модернизация образования – это политическая и общегосударственная, общественная и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» уделяется особое внимание сельской школе. В частности указывается: «Для обеспечения равных возможностей сельских школьников в получении полноценного общего образования необходимо осуществить специальные межведомственные меры по развитию сельской школы, ее модернизации, которая должна быть направлена на повышение роли школы в социальном развитии села и поселка, в подготовке трудовых ресурсов страны. Реструктуризация школы на селе не должна определяться задачей экономии бюджетных средств, поскольку во множестве сельских местностей именно школа выполняет функции основного центра социокультурной жизни».

Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития национальных культур народов России, повышения ценности русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности.

Данный документ должен стать новым шагом в разработке современной образовательной политики России, общие принципы которой определены в Законе РФ «Об образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, а также в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Именно образование в первую очередь должно собрать воедино современные социально значимые ценности и общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Целью патриотического воспитания является формирование у молодежи гордости за свою страну, уважительного, бережного отношения к ее истории, культуре, формирование активной позиции в защите интересов своего государства, экологического мировоззрения, социальной ответственности, стремления внести собственный вклад в развитие своей малой родины: области, города, села.

Велика роль сельской школы как основного центра социокультурной жизни в патриотическом воспитании подрастающего поколения.



Современные особенности краеведческой работы в сельской школе

На основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» созданы региональные программы. Департамент образования администрации Ярославской области утвердил региональную «Программу совершенствования патриотического воспитания детей и подростков Ярославской области». Цель Программы – формирование, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданско–патриотического становления личности на основании скоординированной и целенаправленной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций. В данных программах краеведение выделяется как ведущий вид деятельности в формировании патриотического чувства и гражданственности. Называются программы муниципальных округов, среди них программа Ярославского МО «Малая родина», которая имеет следующие направления: «Истоки наши», «Культурное наследие», «Экология», «Память». В данное время эта программа получила дальнейшее развитие. На основе обобщенного опыта краеведческой деятельности в муниципальном округе разрабатывается программа детского движения «Наследники Ярославичей». Краеведы Мокеевской школы являются инициаторами данного движения, активными участниками разработки программы действий, гимна, эмблемы. В основе программы действий – краеведение. Учащиеся школ округа получают эффективное средство связи обучения с внеклассной деятельностью, с жизнью, наукой, творчеством.

Под краеведением понимается всестороннее изучение какой – либо определенной территории. Объектами изучения являются социально – экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона. Краеведение прочно вошло в учебно – воспитательный процесс общеобразовательных школ.

Непочатые запасы прекрасного таит в себе древний Ярославский край. Былинный ростовский край и заповедные места по рекам Обноре и Соти, богатый историческими воспоминаниями Переславский уезд и далекое Пошехонье… Подчас необходимо бывает снять с глаз завесу предубеждения, отрешиться от пренебрежительного отношения к скромным сельским памятникам, не зная которых, мы никогда не сможем в полной мере оценить шедевров художественного наследия, завещанного нам предками.

Нашими земляками собран богатый материал по истории, культурному и природному наследию родного края. Среди них особого внимания заслуживает работа А. А. Титова «Ярославский уезд», в которой он отражает интересные факты из истории и быта наших земляков в XIX веке. В частности, он подробно рассказывает о развитии земледелия, мелких предприятий, торговли в Ярославском уезде. Особое внимание уделено отхожим промыслами и характеристике ярославского расторопного мужика. Что касается местности, в которой находится наша школа, в этой книге содержится интересная информация об Ушаковских харчевнях, необычном деревянном декоре сельских построек, располагавшихся на Владимирском торговом тракте.

Материал, собранный писателями-краеведами является прекрасным дополнением к школьным учебникам. Он использован при составлении карты «Ярославская область. Природное и культурное наследие». Изданы учебные пособия: «Родной край» (рассказы о природе Ярославской области для учеников начальной школы). Авторы данного пособия В.Н. Баранов, Б.В. Поярков, И.А. Баунова, Ю.А. Белоусов доступно и занимательно рассказывают об особенностях ландшафта Ярославщины, ее растительности, животном мире, геологическом прошлом края. В заключении даны краткие сведения о хозяйстве области. Учебное пособие «География Ярославской области» для учащихся 6-8 классов, авторами которого являются В.Н. Баранов, Ю.А. Белоусов, А.А. Сорин, служит добрым помощником в изучении природы родного края. Из него школьники узнают, как формировался современный рельеф области, где размещаются полезные ископаемые, знакомятся с особенностями почв, сезонными изменениями в природе. Значительное место в книге отводится животному и растительному миру Ярославии. В учебном пособии «Экология Ярославской области» для учащихся 8-9 классов (авторы Е.Ю. Колбовский, В.А. Щенев, В. Л. Рохмистров) раскрывается экологическая ситуация, складывающаяся в нашей области. Она показана на фоне экологической обстановки в мире и в России.

В 1999 году вышел «Атлас Ярославской области. География. История.». Атлас содержит богатый картографический, текстовой и иллюстративный материал.

К сожалению, пока нет учебника по географии Ярославской области, но прекрасным помощником для учителя являются Методические рекомендации «Уроки и экскурсии по географии Ярославской области» автором которых является В.А. Щенев профессор кафедры экономической географии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. В рекомендациях изложен минимум географической характеристики территории области, даны советы по изучению отдельных тем и проведению экскурсий.

Большинство авторов данных пособий были моими преподавателями в студенческие годы. Именно с тех пор появился у меня интерес к краеведческой деятельности. Во время полевых практик и в свободное от занятий время я побывал во многих уголках Ярославского края. Мои курсовые и дипломная работы посвящены изучению малых рек Ярославской области. Во время своих путешествий я сделал много фотоснимков, которые сейчас использую на уроках. Два из них напечатаны в учебных пособиях: «Экология Ярославской области» (фото «Знаменитый синий камень в Переславском районе», седьмой лист цветного вкладыша); «Атлас Ярославской области. География. История.» (фото «Осыпной волжский берег», стр. 7).

Школа, в которую я пришел работать, находится в Ярославском МО. Она имеет сложившуюся систему работы, одним из основных видов деятельности которой является краеведение. Программа Ярославского МО «Малая родина» и детское движение «Наследники Ярославичей», как очередной этап ее развития дают возможность краеведам нашей школы расширить диапазон своих действий, упорядочить их, делиться опытом работы с краеведами других школ, оценивать его на фоне района, дают стимулы для дальнейшей активной деятельности и возможность подключить к краеведению ребят младших и средних классов.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница