Роль бразилии в интеграционных процессах в западном полушарии в конце ХХ начале ХХI вв



Скачать 445.19 Kb.
страница1/3
Дата09.05.2016
Размер445.19 Kb.
  1   2   3


На правах рукописи

Хван Мария Сергеевна




РОЛЬ БРАЗИЛИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ В ЗАПАДНОМ ПОЛУШАРИИ В КОНЦЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI ВВ.

Специальность: 07.00.03

Всеобщая история (новая и новейшая)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Москва 2009

Работа выполнена на кафедре истории и политики стран Европы и Америки Московского государственного института

международных отношений (У) МИД России

Научный руководитель: – доктор политических наук,

профессор Сударев Владимир Петрович

Официальные оппоненты: – доктор политических наук,

профессор Мартынов Борис Федорович

– кандидат исторических наук

доцент Забелина Татьяна Юрьевна

Ведущая организация: – Московский государственный университет



(МГУ) имени М.В. Ломоносова

Защита состоится «____» _____________ 2009 г. в ________ на заседании Диссертационного совета Д 209.002.03 по историческим наукам при Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России по адресу: 119454, Москва, пр-т Вернадского, 76.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГИМО (У)

МИД России.

Автореферат разослан «____» _____________ 2009 г.
Ученый секретарь

Диссертационного совета, д.и.н., проф. Емельянов А.Л.




  1. Общая характеристика работы

В настоящее время роль Бразилии в интеграционных процессах в Западном полушарии непрерывно возрастает. За последние два десятилетия интеграционная политика этой страны настолько активизировалась, что теперь ее можно с полным основанием называть естественным лидером латиноамериканской интеграции. И такое положение вещей вполне объяснимо.

Бразилия – крупнейшее государство Латинской Америки: по своей территории (8,5 млн. кв. км) она занимает пятое место в мире, а по численности населения (свыше 180 млн. чел.) – шестое. Это единственная в регионе самодостаточная страна с огромным ресурсным и экономическим потенциалом. Сегодня Бразилия – это государство, являющееся членом крупных международных сообществ, участие в которых способствует ускорению его экономического и социального развития. Все это позволяет говорить о том, что Бразилия имеет шансы стать одной из ведущих держав XXI столетия.

Однако необходимым условием развития страны является укрепление отношений с другими государствами региона. Именно региональная интеграция и является главным приоритетом внешней политики Бразилии.



Актуальность темы обусловлена несколькими взаимосвязанными факторами.

Во-первых, в последнее время Бразилия существенно нарастила свой экономический потенциал, а также сумела добиться самообеспечения нефтью. Объем ВВП Бразилии на 2007 год составил 1313,9 млрд. долл. в текущих ценах, в то время как еще в 2003 г. он составлял 553,6 млрд. долл. В ноябре же 2007 г. Программа ООН по развитию впервые включила Бразилию в список стран с высоким уровнем человеческого развития. В этой связи немалый интерес представляет анализ того, останется ли Бразилия верна создаваемой ею системе регионального сотрудничества, или же, учитывая смену администрации в США, сосредоточит свои усилия на стремлении войти в «клуб» великих держав, «оставив в стороне» Латинскую Америку.

Во-вторых, немалое значение имеет тот факт, что в настоящее время происходит возрастание роли Бразилии в построении сбалансированного многополюсного мира. Сегодня эта страна не без оснований претендует на место постоянного члена Совета Безопасности ООН и на членство в «большой восьмерке», на заседания которых бразильского президента уже неоднократно приглашали. Кроме того, руководство Бразилии активно продвигает идею налаживания сотрудничества «восходящих стран-гигантов», в число которых, помимо Бразилии, входят Россия, Индия, Китай, ЮАР, а также Аргентина и Мексика и которые призваны стать гарантами возобновления правового порядка в международных отношениях. Так, в мае 2008 г. в Екатеринбурге состоялся первый в истории саммит министров иностранных дел так называемых стран БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая), продемонстрировавший их стремление предпринимать конкретные шаги по созданию нового миропорядка.

И, наконец, в-третьих, с момента своего прихода к власти в 2003 г. Луис И. Лула да Силва стал активно укреплять латиноамериканскую интеграцию. Создание по его инициативе Южноамериканского сообщества наций (ЮАСН) в 2004 г. отнюдь не случайно. Именно оно было призвано явиться противовесом спонсируемому США проекту Зоны свободной торговли Америк (АЛКА), создание которой грозило поглощением латиноамериканских рынков.



Основные цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ роли Бразилии в интеграционных процессах в Западном полушарии на тех или иных этапах ее развития, оценка влияния на интеграционную политику Бразилии становления демократической политической системы в стране, а также определение соотношения латиноамериканской и межамериканской интеграции в шкале приоритетов внешней политики Бразилии. Обозначенные выше цели исследования определили постановку следующих задач:

 Исследовать роль Бразилии в интеграционных процессах в Западном полушарии в контексте конкретно-исторических условий, проследить историю развития отношений Бразилии с другими государствами Латинской Америки, а также с США и определить, как двусторонние связи с этими государствами воздействовали на общую интеграционную политику страны.

 Выяснить, оказали ли влияние на роль Бразилии в интеграционных процессах особенности ее внутреннего развития, определить, насколько серьезным было воздействие на ее интеграционную политику пребывания у власти военных в 60-е – 80-е годы ХХ века, а также их ухода, проведения в стране неолиберальных реформ и отказа от них.


  • Оценить роль Бразилии в создании и консолидации Общего рынка стран Южного Конуса (Меркосур) и Южноамериканского союза наций (УНАСУР), а также определить ее позицию на переговорах по созданию Зоны свободной торговли Америк (АЛКА); выяснить, какие факторы обусловили активизацию интеграционных усилий Бразилии в последние годы, а также, почему, несмотря на это, АЛКА до сих пор не была создана.

Предметом исследования являются интеграционные процессы в Западном полушарии, рассматриваемые сквозь призму бразильской внешней политики. Объектом исследования является политика Бразилии в отношении интеграционных объединений Западного полушария, в частности Меркосур и УНАСУР, поскольку именно Бразилия форсировала их создание, а также АЛКА, поскольку в течение всего процесса обсуждения ее создания Бразилия являлась одним из главных переговорщиков, который и провалил этот проект.

Новизна исследования заключается в том, что ни в отечественной, ни в зарубежной историографии до настоящего момента не было отдельного исследования, посвященного роли в интеграционных процессах в Западном полушарии одного из основных их участников – Бразилии. Латиноамериканская и межамериканская интеграция обычно рассматривались изолированно, акцент делался на межгосударственном взаимодействии в Западном полушарии, а не на участии в интеграционных процессах какого-то одного государства, не на его интеграционной политике.

В диссертации предпринята попытка взглянуть на интеграционные процессы в Западном полушарии именно с бразильского ракурса, оценить роль Бразилии в создании тех или иных региональных объединений, показать как преемственность интеграционной политики Бразилии, так и новейшие тенденции в ее развитии.

Несмотря на то, что в теме диссертации хронологические рамки ограничиваются периодом с конца ХХ до начала ХХI вв., в первой главе автор сознательно выходит за временные ограничения, проводя анализ формирования интеграционной политики страны с колониальных времен. Это обусловливается тем, что исторический анализ взаимодействия Бразилии с другими странами региона позволяет глубже понять причины того, какую роль эта страна играет в интеграционных процессах в настоящее время.

Главное внимание уделяется периоду с конца ХХ в. до начала ХХI в. Это обусловлено тем, что в конце ХХ в., а точнее в 1985 г., в Бразилии начался демократический транзит, оказавший значительное влияние на активизацию интеграционной политики страны, а создание таких «детищ» Бразилии, как Меркосур и УНАСУР, и провал переговоров по созданию АЛКА во многом обусловлены тем, какую политику проводили первые демократические правительства. В начале же ХХI в., а именно в 2003 г., к власти в Бразилии пришел ее нынешний президент, националистически ориентированный политик Луис И. Лула да Силва, в 2006 г. переизбранный на второй срок. Уже по итогам 2008 г., когда Лула да Силва находился в середине своего второго мандата, можно сделать некоторые выводы относительно всей его деятельности на посту президента, и главный из них заключается в том, что роль Бразилии в интеграционных процессах в Западном полушарии существенно возросла.



Научная значимость диссертации заключается в том, что в ней проанализирована политика бразильских правительств в отношении латиноамериканской и межамериканской интеграции, исследована роль Бразилии в создании новых интеграционных структур Западного полушария, предпринята попытка выявить взаимодействие внутриполитических процессов страны-лидера Южной Америки с ее интеграционной политикой, а также определить тенденции дальнейшего развития этой интеграционной политики.

Практическая значимость заключается в том, что анализ интеграционной политики Бразилии позволяет получить более полное представление об этом государстве, призванном стать одним из полюсов будущего многополярного мира. В настоящее время Бразилия является крупнейшим торговым партнером России в латиноамериканском регионе (в 2007 г. объем торгового оборота между нашими странами составил 5,2 млрд. долл.). Происходит и укрепление сотрудничества между Бразилией и Россией в рамках БРИК. Учитывая это, представляется, что материалы данной диссертации могут иметь определенную ценность для организаций и ведомств, работающих в сфере международных отношений, в том числе МИД России, для разработки политики нашей страны в отношении Бразилии и всего латиноамериканского региона. Кроме того, опыт участия Бразилии в интеграционных объединениях вполне может быть использован для развития отношений России со странами СНГ, а опыт взаимодействия Бразилии с такими странами, как, например, США или Куба, может учитываться при построении отношений России с последними.

Материалы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности и при подготовке лекционных курсов и учебных материалов по истории международных отношений, новейшей истории и истории Бразилии в высших учебных заведениях.



Методология исследования была построена таким образом, чтобы обеспечить целостное понимание роли Бразилии в интеграционных процессах в Западном полушарии и совместить системный подход с традиционным обобщением фактического материала. Автор руководствовался в своей работе принципами научной объективности, неразрывной взаимосвязи внутренней и внешней политики, общего и частного в явлениях международной жизни; стремился следовать принципу историзма, т.е. исследовать роль Бразилии в интеграционных процессах не как «вещь в себе», а в тесной взаимосвязи с конкретными историческими условиями. Автор стремился использовать элементы формационного и цивилизационного подходов, применять такие научные методы, как анализ и синтез. С методологической точки зрения автор видел свою задачу в том, чтобы интегрировать конкретно-страновую специфику в общий контекст международных отношений в Западном полушарии. При этом автор стремился творчески использовать как отечественные, так и зарубежные разработки в области системного анализа, концепции многоакторности современных международных отношений.

Существенную методологическую поддержку автор обрел в работах Позднякова Э.А.,1 который рассматривает закономерности взаимодействия системы межгосударственных отношений и внешнеполитической деятельности государств, изучает движущие силы системы, ее структуру; и Хрусталева М.А.,2 который исследует методологические проблемы международных отношений, выявляет факторы, влияющие на формирование и реализацию внешней политики государства.

Из новейших работ следует, в первую очередь, отметить коллективную монографию Богатурова А.Д., Косолапова Н.А. и Хрусталева М.А.,3 в которой рассматриваются узловые вопросы теории и методологии анализа международных ситуаций, а такие важнейшие аспекты современной мировой политики, как многополярность, самоопределение наций, глобализация, идеология и др., исследуются с теоретико-методологических позиций.

Немалое значение в процессе написания диссертации имели монография Гаджиева К.С. и сборник статей под редакцией Леоновой Е.Ю.4 В первой из этих работ впервые в российской науке раскрываются основополагающие принципы и содержание геополитики как самостоятельной научной дисциплины и одновременно как сферы политической деятельности государств, описывается геополитическая картина мира и тенденции ее изменения. Во второй же рассматриваются стержневые проблемы мировой истории, экономики и социологии развивающихся стран, раскрываются такие понятия, как глобалистика, транссистемная теория, региональные подсистемы.

Что касается соотношения процессов глобализации и взаимодействия локальных цивилизаций, парадигм нового мира и теорий будущего мироустройства, то эти вопросы рассматриваются в работах российского исследователя Уткина А.И. и всемирно известных зарубежных авторов С. Хантингтона и Ф. Фукуямы.5

Кроме того, важную роль при написании настоящей работы сыграл учебник под редакцией Торкунова А.В.,6 в котором раскрывается сущность и значение долгосрочных тенденций мирового развития, дается подробный обзор развития международных отношений в основных регионах современного мира.



Научная достоверность диссертационной работы обусловливается тщательным отбором источников и сопоставлением различных оценок тех или иных исторических событий.

Источниковую базу исследования в основном можно разделить на три группы.

В первую из них вошли выступления политического руководства Бразилии, а именно: интервью, речи и послания президентов, высказывания членов правительства этой страны, посвященные ее внешней политике.7 Источники этого типа дают достаточно полное представление о том, какую политику проводили различные правительства Бразилии в отношении интеграционных процессов в Западном полушарии, о том, как они оценивали события, происходившие в регионе на том или ином историческом отрезке.

Вторую группу источников составили договоры и соглашения о сотрудничестве между Бразилией и другими государствами полушария, декларации и протоколы, пакты и планы действий, совместные заявления и послания лидеров латиноамериканских государств. Сюда также можно отнести договор об образовании Меркосур.8 Основная часть этих источников позволила автору исследования проследить динамику формирования различных интеграционных группировок, в частности Меркосур и УНАСУР, проанализировать эволюцию интеграционной политики страны.

В третью группу источников вошли статистические данные, позволившие проследить динамику экономического развития как самой Бразилии, так и интеграционных объединений.9

В качестве самостоятельного источника следует выделить Конституцию Бразилии 1988 г.10, документ, в котором впервые после двадцатилетнего правления военных были закреплены основные демократические принципы.

При написании работы автор также опирался на статьи и научные публикации как из отечественных, так и из иностранных журналов,11 и на материалы прессы Бразилии, посвященные отношениям этой страны с другими латиноамериканскими государствами и ее деятельности в рамках различных организаций.12



Степень разработанности темы в научной литературе. Проблематика роли Бразилии в интеграционных процессах в Западном полушарии на настоящий момент еще не получила должного освещения в отечественной и зарубежной литературе. Автор опирался на те предшествующие труды и исследования, которые условно можно подразделить на четыре группы.

В первую группу вошли работы, посвященные внутреннему развитию Бразилии, а также комплексные исследования по ее внутренней и внешней политике. Ко второй группе следует отнести работы, в которых рассматривается история межамериканских отношений и интеграционных процессов в Западном полушарии, а также исследования, в которых описывается латиноамериканская политика США. В третью группу входят работы, посвященные истории исключительно Латинской Америки и латиноамериканской интеграции, а также двусторонним отношениям Бразилии и Аргентины. И, наконец, в четвертую группу вошли труды, посвященные анализу общей внешней политики Бразилии.

При этом автор использовал работы как отечественных, так и зарубежных авторов.

Что касается отечественных авторов, то здесь, в первую очередь, следует назвать тех исследователей, чьи труды по времени в основном относятся к советскому периоду и которые внесли огромный вклад в развитие отечественной латиноамериканистики.

Это, конечно же, Гонионский С.А., который, опубликовав в 1960 г. первое монографическое исследование по проблеме межамериканских отношений13, стал своеобразным первооткрывателем этой темы. Этот исследователь также является автором комплексного труда, посвященного изучению истории 20 стран Латинской Америки, в особенности в послевоенный период (1945 – 1963 гг.).14

Это Гвоздарев Б.И., опубликовавший ряд работ, посвященных как латиноамериканской, так и межамериканской интеграции. Среди его трудов следует особо отметить книгу, посвященную истории создания и деятельности (до 60-х гг. ХХ века) «межамериканской системы», в частности Организации американских государств, и коллективную монографию под его редакцией, в которой рассматривается внешняя политика стран Латинской Америки после Второй мировой войны.15

Также следует отметить работы Глинкина А.Н. Одной из самых выдающихся работ советского периода является книга Глинкина А.Н.16, в которой впервые были освещены история Бразилии, вопросы внешней и внутренней политики страны в 1939 – 1959 гг. Большое внимание в этой работе было уделено борьбе бразильского народа за укрепление национальной независимости. В другой работе этого же автора описывается идеология и политика военного режима, анализируется роль крупнейшей страны Латинской Америки в международных делах.17 Среди новейших работ, в написании которых принимал участие Глинкин А.Н., следует назвать, во-первых, коллективную монографию ИЛА РАН под редакцией Глинкина А.Н.,18 в которой проводится анализ сложного процесса структурных реформ Бразилии за десятилетний период, начиная с 1985 г., и, во-вторых, уникальные по своему характеру коллективные монографии ИЛА РАН под редакцией Глинкина А.Н., посвященные интеграционным процессам в Западном полушарии.19

Кроме того, следует выделить такого историка, как Шульговский А.Ф., который одним из первых исследователей в советской литературе начал рассматривать латиноамериканские страны не как пассивные, а как автономные субъекты международных отноше­ний, имеющие исторические корни и перспективы самостоятель­ного развития. Так, в одной из книг под его редакцией, в которой рассматриваются основные политические и идеологические течения в латиноамериканском национализме20, это сложное явление впервые трактуется с диалектических позиций, как феномен, способный питать стремление латиноамериканских государств к региональному единству.

Среди отечественных авторов немалая роль также принадлежит Забелиной Т.Ю. и Сосновскому А.А., которые в своей совместной работе21 анализируют важнейшие проблемы в социально-экономической и политической жизни Бразилии в 1964 – 1984 гг., описывают «бразильское чудо» и частично рассматривают внешнюю политику военных правительств.

Комплексному анализу как внутренней, так и внешней политики Бразилии, важнейших проблем развития этой страны на отдельных этапах ее истории посвящена коллективная монография сотрудников ИЛА АН СССР под редакцией Вольского В.В.22 Работы Караваева А.П. и Мишина С.С.23 посвящены изучению исключительно социально-экономического развития Бразилии, в работе последнего подробно рассматривается такой вопрос, как положение трудового народа. В исследовании же Коваля Б.И.24 анализируется политическая история Бразилии.

В работах Окуневой Л.С.25 рассматриваются концепции бразильской политологии по проблемам развития и модернизации, проблемы перехода Бразилии от авторитаризма к демократии, выявляются наиболее значимые тенденции и этапы политической истории этой страны. В частности, в новейшей монографии «Бразилия: особенности демократического проекта. Страницы новейшей политической истории латиноамериканского гиганта (1960-е гг. – 2006 г.)» проанализирована политика последних президентов Бразилии Ф. Э. Кардозо и Л. И. Лулы да Силвы.

К литературе, посвященной изучению внешней политики Латинской Америки, относится несколько типов работ.

Во-первых, это те исследования, в которых проводится комплексное исследование внешней политики Латинской Америки и событий, оказывающих на нее воздействие на различных этапах истории, анализируется роль латиноамериканских стран в международных отношениях, а также в той или иной степени затрагивается вопрос межамериканского взаимодействия. Помимо уже упомянутых работ под редакцией Глинкина А.Н. и Гвоздарева Б.И., это также работы Борисова А.Ю., Сударева В.П. и Хачатурова К.А.26

К этой же группе относятся работы, в которых оценивается место Латинской Америки в мировой экономике и международных экономических отношениях. Так, в коллективной монографии сотрудников ИЛА РАН под редакцией Шереметьева И.К.27 приводится последовательный анализ неолиберальных реформ по странам, а в работе Бобровникова А.В., Тепермана В.А. и Шереметьева И.К.28 рассматриваются изменения, произошедшие в экономике стран Латинской Америки на рубеже ХХ и ХХI веков, впервые подробно анализируются последствия воздействия неолиберальных преобразований на развитие реального сектора экономики и социальной сферы. В исследовании РАН под редакцией Ларина Е.А.29 рассматривается история как внутриполитического, так и экономического развития стран Латинской Америки после Второй мировой войны и до середины 90-х годов ХХ века. А в книге Давыдова В.М. и коллективной монографии сотрудников ИЛА РАН под редакцией Сударева В.П. рассматривается феномен «левого поворота».30

Отдельно следует выделить работы российского латиноамериканиста Мартынова Б.Ф., в которых он затронул темы, недостаточно исследованные на сегодняшний день. Это, во-первых, книга, в которой он оценивает влияние цивилизационных и геополитических особенностей Латинской Америки на формирование представлений о безопасности, рассматривает эволюцию доктрин и политики безопасности латиноамериканских стран в ХХ веке.31 Далее, это монография, посвященная личности барона Рио-Бранко, который в течение десяти лет (с 1902 г. по 1912 г.) являлся министром иностранных дел Бразилии и фактически заложил основы интеграционной политики этой страны.32 В своем новейшем учебном пособии Б.Ф. Мартынов рассматривает актуальные проблемы истории международных отношений стран Латинской Америки в ХХ в. и в начале ХХI в.33 И, наконец, в совместной работе Константиновой Н.С. и Мартынова Б.Ф.34 рассматриваются проблемы формирования имиджа России в Бразилии.

Помимо всего вышеперечисленного из отечественных работ следует также выделить трехтомный труд коллектива авторов «История международных отношений и внешней политики СССР, 1917 – 1987 гг.», а также уже упоминавшийся выше учебник под редакцией Торкунова А.В.35, в которых рассматривается не только внешняя политика СССР и России, но и международные отношения в целом, исследуются экономические, военно-политические и идеологические факторы мировой политики.

Что касается работ зарубежных авторов, то они по времени относятся как к периоду до окончания «холодной войны», так и к периоду после ее окончания, но в целом отличаются объективностью и беспристрастностью.

В первую очередь, здесь следует отметить работу, опубликованную при Университете Сан-Пауло под редакцией Алфредо Боси и коллективную монографию американских авторов, опубликованную при Американской академии искусства и науки36, в которых исследуется как внутренняя, так и внешняя политика Бразилии, рассматриваются вызовы, стоящие перед этой страной в начале ХХI века. В монографии бразильского исследователя Бориса Фаусто37 рассматривается история внутреннего политического и экономического развития Бразилии за 500 лет ее существования.

Абрахам Лоуэнталь в своем исследовании38 анализирует взаимозависимость США и Латинской Америки. Будучи представителем либерального направления американской политической мысли ХХ века, он в своей работе говорит о том, что США «упустили» Латинскую Америку, поскольку не обращали внимания на ее нужды. В коллективной же монографии чилийских авторов под редакцией Рохаса Аравены В.39 рассматривается, к каким последствиям привело провозглашение в 1990 г. Дж. Бушем-старшим «Инициативы для Америк», а также, как к этой инициативе отнеслись латиноамериканские государства.

Отдельные аспекты взаимодействия латиноамериканских стран рассматриваются в монографии колумбийского политического деятеля Аполинара Диаса-Кальехаса, а также в работе, опубликованной министерством иностранных дел Бразилии по итогам Второй национальной конференции по внешней политике и международной политике.40 В ежегодниках, составленных аргентинским историком Эральдо Муньосом и опубликованных редакцией Prospel41, рассматриваются как внутренняя и внешняя политика каждой из латиноамериканских стран за определенный год, так и общие для всего региона проблемы. А в таких латиноамериканских изданиях, как коллективная монография, опубликованная в Мексике в 2002 г., работа, опубликованная Межамериканским банком развития в 1985 г., работа венесуэльских авторов, опубликованная в 2002 г. Андским Университетом, монографии бразильского исследователя Эстера Буэно Соареша и колумбийского ученого Леонардо Карвахала Х., а также в работе американских историков под редакцией Риордана Роэтта42 и др., анализируются интеграционные процессы в Латинской Америке, рассматривается история создания и функционирования основных интеграционных группировок, существующих в регионе.

Что касается общей внешней политики Бразилии, то этот вопрос исследуется в монографии современного бразильского автора, профессора Пауло Фагундеса Визентини, работе, опубликованной правительством Бразилии по итогам Семинара по внешней политике Бразилии на ХХI век, и книге, составленной бразильцами Желсоном Фонсекой Жуниором и Валдемаром Карнейру Леао.43 Кроме того, в монографии известного бразильского историка и публициста Бандейры Мониза, а также в сборнике трудов бразильских авторов, составленном Моникой Хирст,44 рассматривается тема взаимодействия Бразилии и Соединенных Штатов Америки, причем первая из этих работ посвящена анализу проникновения США в Бразилию с колониальных времен до военного переворота 1964 г., а вторая – истории взаимоотношений этих двух государств со второй половины 70-х годов – до второй половины 80-х годов, то есть в тот период, когда в Бразилии начался демократический транзит. А в работах аргентинских исследователей Фелипе А.М. де ла Балсе и Либорио Хусто45 проводится сравнительный анализ внутренней и внешней политики Бразилии и Аргентины в историческом ракурсе, описываются двусторонние отношения этих стран, а также оценивается их значение для континентальной интеграции.

Особо следует выделить работу, опубликованную правительством Бразилии по итогам Семинара по политике безопасности на ХХI век, в которой рассматриваются концепции безопасности, национальная стратегия Бразилии в ХХI веке.46 Наконец, очень ценными оказались работы, в которых рассматривается место Бразилии в международных отношениях, описывается отношение этой страны к общемировым проблемам. Это книга, опубликованная фондом Alexandre de Gusmão по итогам Первой национальной конференции по внешней политике и международной политике, работа, составленная бразильцем Эштевао Шавесом ди Резенди Мартиншем и учебник по международным отношениям, изданный под эгидой Католического университета города Бразилиа.47

Завершая обзор литературы, на которую диссертант опирался в процессе написания настоящего исследования, следует еще раз отметить, что, несмотря на то, что все вышеперечисленные работы способствовали получению адекватного представления об истории внутреннего и внешнеполитического развития Бразилии, ее взаимодействия со странами Западного полушария, ни в одной из них не была предпринята попытка оценить роль Бразилии в континентальной интеграции. Эта задача была поставлена автором диссертации впервые.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации отражены в публикациях, а также апробированы на научной конференции молодых латиноамериканистов «Ибероамериканский мир глазами молодых ученых» (13 – 14 июня 2006 г.), на 4-м Конвенте Российской ассоциации международных исследований «Пространство и время в мировой политике и международных отношениях» (22 – 23 сентября 2006 г.), и в ходе чтения диссертантом лекций по внешней политике Бразилии.

Структура. Диссертация состоит из введения, трех глав, подразделяющихся на параграфы, заключения и библиографии.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница