Рождество Христово



страница1/5
Дата02.05.2016
Размер0.9 Mb.
  1   2   3   4   5


Содержание.

  1. Коломенская Наталья Владимировна, учитель начальных классов

МОУ Иванищевская сош, 2 класс

Тема: "Рождество Христово"………………………………………………………………………………………………………..2


  1. Козырева Галина Николаевна, учитель начальных классов

МОУ Золотковская СОШ, 2й класс

Тема: «Семейные традиции» ……………………………………………………………………………………………………..14


  1. Ратникова Ольга Алексеевна, учитель начальных классов

МОУ Курловская СОШ №1, 3 класс

Тема: «Водоёмы нашего края» ………………………………………………………………………………………….….…...20

  1. Карева Алла Рудольфовна, учитель начальных классов

МОУ Курловская сош №1, 4 класс

Тема: «Местное производство, его вклад

в развитие области» ………………………………………………………………………………………………….……….….….32

  1. Колбасова Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов

МОУ Уршельская средняя школа, 4 класс

Тема: «Профессии в моей семье»…………………………………………………………………………………….………….38

  1. Ботова Надежда Сергеевна, учитель начальных классов

МОУ Аксеновская сош, 3 класс

Урок-сказка.

Тема: «Что растёт в саду и на огороде»…………………………………………………………………………………48


  1. Гречко Оксана Валентиновна, учитель начальных классов

МОУ Добрятинская сош, 2 класс

Тема: «Праздник христианской Руси. Осенины»…………………………………………………….…….………….53

  1. Челышева Наталья Ивановна, учитель начальных классов

МОУ Золотковская оош, 3 класс

Тема: «Христофорова Н.В. – член союза.

писателей России»………………………………………………………………………………………………………..…………..57


  1. Бражкина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

МОУ Золотковская оош, 4 класс

Тема: «Знаю ли я свой край»

Игра «Я – гражданин России»………………………………………………………………………………………………...…62


  1. Яланжи Кристина Антоновна, учитель начальных классов

МОУ Неклюдовская оош, 2 класс

Тема: «Праздники Христианской Руси.

Масленица»…………………………………………………………………………………………………………………………………64


  1. Родичкина Надежда Темофеевна, учитель начальных классов

МОУ Лесниковская сош, 3 класс

Тема: Обобщающий урок по разделу:

«Растительный и животный мир

Владимирской области»………………………………………………………………………………………………………….…70

Коломенская Наталья Владимировна

Учитель начальных классов

МОУ Иванищевская сош

2 класс
Тема: "Рождество Христово"

Цели:

Познакомить детей с историей появления праздника;

Познакомить с традициями, обычаями, символом, приметами Рождества;

Познакомить учащихся с новыми словами и понятиями (коляда, ряженый);

Воспитывать уважение к прошлому своего народа, его культуре, традициям и обрядам;

Развивать мыслительные и творческие способности детей.
Ход урока:

  1. Оргмомент

Приветствие детей и гостей.


  1. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Учитель: В нашей стране, как и во всем мире, довольно большое количество праздников.

-Ребята, как вы понимаете, что такое праздник?

Дети: Праздник – это какое-либо торжественное событие вызывающее особое состояние души, эмоциональный радостный подъем.

Учитель: На какие группы можно разделить все праздники?

Дети: Праздники делятся на:

Национальные

Христианские

Семейные

( на доску постепенно вывешивается демонстрационный материал)



3. Актуализация знаний и постановка целей и задач.

Учитель: Все ли праздники празднуют одинаково?

Дети: У каждого праздника есть свой «цвет», своя «музыка», свой «запах»

Учитель: Ребята, закройте глазки, подставьте ручки, и вы догадаетесь, о каком празднике мы будем говорить на уроке. (Дети закрывают глаза, вытягивают руки вперед и когда учитель дотрагивается до ладошек веточкой ели, предполагают, о каком празднике пойдет речь)

Учитель: Этот праздник неразрывно связан с Новым годом, и называется этот праздник-Рождество Христово.

Дети рассказывают стихотворение

«Сочельник в лесу».

Ночь. Мороз. Сверкают звезды

С высоты небес.

Весь в снегу, как в горностаях,

Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна,

Из-за леса выплывает

На дозор луна.

Звезды гаснут. С неба льются

Бледные лучи,

Заискрился снег морозный

Серебром парчи.

Широко раскинув ветви

В шубе снеговой,

Посреди поляны елка

Ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную

Лунный свет упал,

И огнями лед кристаллов

В ветках заиграл.

Бриллиантовые нити

В хвое заплелись,

Изумруды и рубины

На снегу зажглись.

Ясной звездочкой у елки

Светится глава…

Наступает день великий –

Праздник Рождества!

(Н. Хвостов)



4." Открытие" нового знания.

Учитель: К какой из трех групп праздников можно отнести Рождество Христово?

Дети: Рождество Христово - это христианский праздник. ( на доску вывешивается демонстрационный материал

Учитель: Ребята, что необыкновенного вы видите на нашей доске?

Дети: Очень много вопросов

Учитель: Ребята, а вы знаете, какого числа празднуют Рождество в России?

(Предположения детей)

А в Европе? (Предположения детей)

В каком году праздновали Рождество в России первый раз? (Предположения детей)

Что является символом праздника? (Предположения детей)

Какое блюдо является главным на рождественском столе? (Предположения детей)

Какие обряды сопутствуют этому празднику? (Предположения детей)


Учитель: Посчитайте, на сколько вопросов нам сегодня предстоит ответить. ( Ответы детей)
Рассказ учителя.

Рождество Христово - зимний праздник с большим количеством обрядов. Начало Нового года в народе связывали с поворотом солнца на лето. 22 декабря - день зимнего солнцестояния, т.е. самая длинная ночь и самый короткий день.

Люди заметили, что несколько дней, начиная с 22 декабря, в полдень, солнце как бы находится на одном и том же месте - на одной высоте. А с 25 декабря солнце поднимается все выше и выше, день увеличивается, а ночь убавляется.

С введением христианской веры ко дню солнцеворота приурочили рождение Иисуса Христа или праздник Рождество Христово.

В Европе праздник отмечают 25 декабря – это католическое Рождество.

В России-7 января Рождество Христово.

Наступает торжество

К нам приходит Рождество


Дети

1 ученик: Что за праздник у дверей ?

Расскажите поскорей!

Что такое Рождество?

День рождения кого?
2 ученик: Этим чудным зимним днем

Мы о Господе поем.

Воспевают все уста

День рождения Христа.


3 ученик Он родился не в роддоме,

А в сарае, на соломе.

В декабре, среди зимы,

Был таким же, как и мы.


4 ученик Не умел совсем ходить,

Кушать хлеб и говорить.

А лежал он в пеленах

У Марии на руках.


Физминутка ( зарядка для глаз)


Рассказ учителя.

Давным-давно в Палестине в городе Назарете жили всеми уважаемые супруги Иоаким и Анна. Но одно их тревожило - не было у них детей…

Иоаким и Анна горячо молились Богу о том, что бы тот на старости лет послал им сына или дочь, и обещали, что родившееся дитя будет служить господу. Бог услышал молитву и даровал им дочь, которую они назвали Марией. Это было рождение Богородицы. ( см. приложение № 1)

Когда девочке исполнилось 3 года – родители отдали ее на воспитание в храм. ( см. приложение № 2) Дева Мария жила при храме до 14 лет. К тому времени ее родители умерли.

Однажды, по прошествии нескольких лет Дева Мария читала книгу, к ней явился Архангел Гаврил и сказал: « Ты обрела благодать у Бога – вскоре ты родишь сына и дашь ему имя Иисус. Он будет велик и назовется сыном Всевышнего.

( см. приложение № 3)

Явился ангел и к Иосифу, сказав тому, что Мария родит Иисуса. А Иосиф должен будет взять заботу о Марии и ее ребенке на себя.

А сейчас я вам расскажу легенду, которая так и называется

« Святая ночь».

Когда – то один человек, в темную ночь вышел на улицу, чтобы раздобыть огня. Он переходил от хижины к хижине и стучался. « Помогите мне, добрые люди! – говорил он. Моя жена только что родила ребенка, и мне надо развести огонь, что бы согреть ее и младенца»

Но была глубокая ночь, и все люди спали. Никто не откликнулся на его просьбу.

Человек шел все дальше и дальше. Наконец, он заметил вдали мерцающее пламя. Он направился в ту сторону и увидел, что огонь разведен под открытым небом. Множество белых овец спали вокруг костра, а старый пастух сидел и стерег все стадо.

Когда человек, который искал огня, подошел к овцам, он увидел, что у ног пастуха лежат и спят 3 собаки. При его приближении все 3 проснулись и раскрыли свои широкие пасти, точно собираясь залаять, но не издали, ни единого звука. Он видел, как шерсть дыбом поднялась у них на спине, как их острые белые зубы ослепительно засверкали в свете костра, и как они кинулись на него. Он почувствовал, как одна схватила его за ногу, другая – за руку, третья вцепилась ему в горло. Но челюсти и зубы не повиновались собакам, и, не причинив ему, ни малейшего вреда, они отошли в сторону.

Он хотел идти дальше. Но овцы лежали так тесно друг возле друга, спина к спине, что он не мог пробраться между ними. Тогда он по их спинам пошел вперед, к костру. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась.

-От чего же они продолжали спокойно лежать? Ведь они такие пугливые?

Когда человек подошел достаточно близко к огню, пастух поднял голову. Это был угрюмый старик, грубый и неприветливый со всеми. И когда он увидел, что к нему приближается незнакомец, он схватил длинный, остроконечный посох, с которым ходил всегда за стадом, и бросил в него. И посох со свистом полетел прямо в незнакомца, но, не ударив его, отклонился в сторону и пролетел мимо, на другой конец поля.

-От чего же посох не попал в этого человека?

Человек подошел тогда к пастуху и сказал ему: «Друг, помоги мне, дай огня! Моя жена только что родила ребенка, и мне надо развести огонь, чтобы согреть ее и младенца!»

Старик предпочел бы ответить отказом, но, когда он вспомнил, что собаки не могли укусить этого человека, овцы не разбежались от него и посох не задел его, ему стало не по себе, и он не посмел отказать ему в просьбе.

- Бери сколько тебе нужно! — сказал пастух.

Но костер почти догорел, и не оставалось больше ни одного полена, ни одного сучка, лежала только большая куча жару; у незнакомца не было ни лопаты, ни совка, которыми он мог бы набрать себе красных угольков. Увидев это, пастух повторил:

-Бери сколько тебе нужно! – и радовался при мысли, что человек не может унести с собой огня.

Но тот наклонился, выбрал угли из пепла голыми руками и положил их в полу своей одежды. И угли не обожгли ему рук, когда он брал их, и не прожгли его одежду; он понес их, словно это были яблоки или орехи.

-Отчего же угольки не обожгли его?

Когда злой и сердитый пастух увидел все это, он очень удивился: « Что за ночь, в которую собаки не кусают, овцы не пугаются, посох не убивает и огонь не жжет?» Он остановил незнакомца и спросил его:

-Что это за ночь такая? И отчего все животные и вещи так милостивы к тебе?

-Я не могу тебе этого объяснить, раз ты сам этого не видишь ! — ответил незнакомец и пошел своей дорогой, чтобы поскорей развести огонь и согреть жену и младенца.

Пастух решил не терять этого человека из виду, пока ему не станет ясно, что все это значит. Он встал и пошел следить за ним до самого обиталища. И пастух увидел, что у того нет даже хижины для жилья, что жена его и новорожденный ребенок лежат в горной пещере, где нет ничего, кроме голых, холодных каменных стен. Пастух подумал, что бедный невинный младенец может насмерть замерзнуть в этой пещере, и, хотя он был суровым человеком, он растрогался до глубины души и решил помочь малютке. Сняв с плеч котомку, он вынул оттуда мягкую белую овчину и отдал ее незнакомцу, чтобы тот уложил на нее младенца.

И в тот самый миг, когда оказалось, что и он тоже может быть милосердным, глаза его открылись, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать.

Он увидел, что вокруг него плотным кольцом ангелочки с серебряными крылышками. И каждый из них держит в руках арфу, и все они поют громкими голосами о том, что в эту ночь родился Спаситель, который искупит мир от греха.

Тогда пастух понял, почему все в природе так радовалось в эту ночь и никто не мог причинить зла отцу ребенка. Оглянувшись, пастух увидел, что ангелы были повсюду. Они сидели в пещере, спускались с горы и летали в поднебесье; они шли по дороге огромными толпами и , когда проходили мимо, останавливались и бросали взоры на младенца. И повсюду царили ликование, радость, пение и веселье…

Все это пастух увидел среди ночной тьмы, в которой раньше ничего не мог разглядеть. И он, обрадовавшись, что глаза его открылись, упал на колени и стал благодарить Бога.

-Но то, что видел пастух, мы тоже могли бы увидеть, потому что ангелы летают в поднебесье каждую рождественскую ночь. Если бы мы только умели смотреть.

- Это такая же, правда, как то, что мы видим друг друга. Дело не в свечах и лампадах, не в солнце и луне, а в том, чтобы иметь очи, которые могли бы видеть величие Господа.


Учитель: Почему же праздник называется Рождество Христово? (Ответы детей)

Рождение кого прославляют люди? ( Ответы детей)

Первый раз на Руси Рождество отмечали в 988 году, после принятия Христианства на Руси.

Что же является символом праздника? (Предположения детей)

Учитель: Пушистая, зеленая на праздник к нам пришла и много - много радости ребятам принесла…
Дети: Символом является ель.
Учитель: Известно, что впервые в дом на Рождество ель пришла в Германии. Именно здесь, у древних германцев она стала рождественским и новогодним символом.

Стихотворение

«Божья елка»

Ученик:


Ярко звездными лучами

Блещет неба синева…

-От чего, скажи мне, мама,

Ярче в небе звезд сиянье

В ночь святую Рождества?

Словно елка в горном мире

В эту полночь зажжена,

И алмазными огнями,

И сияньем звезд лучистых

Вся украшена она?

Ученица:

«Правда, сын мой,

В божьем небе

Ночью нынешней святой

Зажжена для мира елка,

И полна даров чудесных

Для семьи она людской…

Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там вдали:

Светят в них дары святые-

Для людей - благоволенье,

Мир и правда - для земли…»

(Г. Гейне)

(На доске закреплен рисунок ели, по контуру которого во время чтения стихотворения зажигаются огоньки новогодней гирлянды)


5.Самостоятельная работа.

Легенда о рождественской елке.

(чтение текста вслух на стр.35 « Наш край»)
Выполнение заданий на включение нового знания в систему:

Учитель: Ребята, а чего не хватает на нашей елке?

( Ответы детей)

Давайте и мы украсим нашу елочку. (дети украшают елку маленькими звездочками из самоклеющейся бумаги)


Стихотворение

«Рождество»

Ученик:


Всей семьею в этот вечер

Соберемся за столом.

Скажет мама:

Ученица:

-Может, свечи

Ради праздника зажжем?

Электричество погасим,

Обойдемся без него.

И торжественно украсим

Общий ужин в Рождество.

Пусть огонь веселый скачет

Над малиновой свечой,

И подсвечник тихо плачет

Стеариновой слезой.

( В. Приходько)

( В классе выключается свет, зажигаются свечи)

Учитель: Какие блюда готовят ваши мамы на Рождество? ( Ответы детей)

А оказывается, в канун Рождества готовили специальное сочное рождественское блюдо. Называется оно Сочиво. Это вареная крупа с сухофруктами и медом? (Дети угощают гостей и жюри приготовленным блюдом, и пробуют его сами).


Учитель: А на праздничном столе должно было стоять 12 различных блюд.

В ночь под Рождество люди ходили по деревне, заходили в дома и пели песни.


Стихотворение

«Коляда»

Ученица:



Глубже в небе синева,

Ярче вспыхнула звезда…

Приходила Коляда

Накануне Рождества.

По сугробам снеговым

Шла, смеясь и веселясь,

И к знакомым и чужим

Под окошками стучась.

А за старой Колядой

Колядовщики пришли,

Встали шумною толпой,

Песню звонко повели:

«Уродилась Коляда

Накануне Рождества…»

Светит яркая звезда,

Глубже в небе синева»


(Ученица, рассказывая стихотворение, ходит по классу)

Учитель: Как назывались эти песни? ( Предположения детей)
Дети: Колядки.
И хотя в средние века царь и церковь запрещали колядование на святые вечера, обычай этот сохранился и до наших дней.

Сначала шла колядовать молодежь, а потом взрослые.


Учитель:

Эй, девчонки, парни,

Все, кто молод.

Собирайтесь быстрее

Одевайтесь теплее,

Мороз крепчает,

До костей пробирает

Дети: 1. Берегите нос в большой мороз.

Зима без мороза не зима.

Ой, зимушка лютая все дорожки замела.

(Дети и учитель, наряжаясь в костюмы и маски, поют:)

Ой, ты зимушка, холодная была,

Ой, ты зимушка, морозная была.

Ой - люли, ой – люли

Ой, ты зимушка, морозная была.
Учитель: Собирайтесь-наряжайтесь

По дворам колядовать идем.

Все: Коляда-коляда

Отворяй ворота

Пришла Коляда

Накануне Рождества.


1 ученик: Воробушек летит,

Хвостиком вертит

А вы, люди, знайте,

Столы застилайте,

Гостей принимайте

Рождество встречайте

(Дети вместе с учителем идут по классу, подходят к гостям)

2 ученик: Ты ответь, хозяин добрый, что такое Коляда?


Один из гостей:

-Расскажу я вам, друзья, что такое Коляда. В литературе упоминается языческий бес по имени КОЛЯДА, которому устраивали праздник 24 декабря, т.е. в канун Рождества Христова. От этого беса наши предки ждали урожая и помощи в хозяйстве. Поэтому в песнях «Колядках», которые пелись в деревнях в этот вечер, выражалась надежда на богатство, щедрость и милость Коляды.


Дети(поют) Коляда-Коляда

Кому нет, а кому да!

(хозяева, к которым приходят колядующие, дают детям сладости)

Учитель: Идем, ребята,

К Ивану в хату.

А то, что-то ветер завывает,

Метель заметает.
Дети: 1. Не то снег, что метет,

А то, что сверху идет!

2. Сипит, да дует

Что-то будет.

(Дети идут ко второму столу)
Учитель: Интересны Колядки, услышанные недавно в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области в деревне Перово в 40 км. От Гусь-Хрустального
Дети: Коляда-Коляда

А бывает Коляда

(поют) Накануне Рождества!

Коляда пришла

Рождество принесла.

Хозяин с хозяюшкой,

Слезайте с печки,

(Говорят) Зажигайте свечки,

Открывайте сундучок,

Вынимайте пятачок.

Дети: Да чего же ты, хозяюшка, поделываешь? Давай нам или денег мешок, или каши горшок!
Хозяева: А вы гости дорогие, сперва попляшите, поиграйте, загадки отгадайте. (Дети показывают игру-песню)

Игровая песня.



Выходили красны-девицы

Да из ворот гулять на улицу.

Ой лю-ли, ой лю-ли

Да из ворот гулять на улицу.


Выходили все пригожие

Да молодцам по пояс кланялись.

Ой лю-ли, ой лю-ли

Да молодцам по пояс кланялись.


Выходили добры-молодцы,

Да из ворот гулять на улицу.

Ой лю-ли, ой лю-ли

Да из ворот гулять на улицу.


Выходили все пригожие

Да девицам по пояс кланялись

Ой лю-ли, ой лю-ли

Да девицам по пояс кланялись.


(второй вариант песни)




А бояре, а мы к вам пришли!

Молодые, а мы к вам пришли!


А бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?


А бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.


А бояре, вам какая мила?

Молодые, вам какая мила?

(«бояре» выбирают невесту)

Хозяин:


Играть-петь вы мастера, а загадки отгадывать умеете?

Загадки

В небо-дыра,

В землю-дыра.

Посередине - огонь да вода.

(Самовар)

Зимой все ест,

А летом спит.

Тепло, тепло,

А крови нет.

( Печь)

Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит,

А стоять не велит

(Мороз)
(Дети, совещаясь, называют отгадки)


Дети: Коляда, Коляда

Подавай пирога.

А не дашь пирога

Мы быка за рога.

(Хозяин разламывает пирог)

Колядующие Не ломай, не ломай,

Целиком подавай.
Учитель: Посмотрите вы на них, что у них на ногах?
Гости: Валенки.
Дети: Мы ребята развеселы и удаленьки.
( Дети поют песню « Валенки»)
Хозяин:: Молодцы! Вот вам, ребята, подарков богато, гребите лопатой.
Учитель: Мы так с вами заколядовались, что про урок то и забыли. ( Колядующие садятся на места)

Одной из традиций праздника являются гадания.

- Какие гадания знаете?
Дети:

Гадание на вещах

Гадание на зеркалах

Гадание с башмаком

Гадание с яйцом

Подслушивание.

( см. приложение № 6, № 7)

Существуют и приметы на Рождество.

(Дети читают приметы и отдают их учителю.)

Небо в звездах - урожай на горох.

Если в этот день тепло-весна будет холодная.

В ночь звезд густо - ягод много народится.

На Рожество иней-урожай на хлеб.

Снега глубоки, так и травы хороши и хлеб.

( Дети объясняют смысл примет)
6. Итог. Рефлексия.

Учитель: Ребята, посмотрите на доску, что заметили?

Дети: Мы ответили на все вопросы, которые стояли вначале урока.

Учитель:


О каком же празднике мы сегодня говорили на уроке?

( Ответы детей)

Почему так назвали этот праздник? ( Ответы детей)

В каком году первый раз праздновали Рождество на Руси?

( Ответы детей)

Какого числа отмечают праздник на Руси?

( Ответы детей)

Что является символом? ( Ответы детей)

Каковы обычаи праздника? ( Ответы детей)
-Ну, вот и подошел к концу наш урок.

(Ученица рассказывает стихотворение)


«Сон звезды»

Ученица:



В час рождественского утра

Стал светлеть простор небесный

Долгой ночью весь усыпан

Ярких звезд толпою тесной

Тихо гаснуть стали звезды,

И звезда звезде сказала:

Снилось мне, что этой ночью

На земле я побывала!

Освещенный зал мне снился

И толпа кругом людская.

И детей там было много:

Даже счесть их не смогла я…

Вся в огнях и в ярких блестках,

Елка в зале там стояла

А у елки на верхушке

Гордым блеском я сияла.

От движенья, бега, танцев

Свечки вкруг меня дрожали,

А зеленой ветки иглы

Тихо бок мне щекотали,

Как смеялись дети звонко!

Как у них сияли глазки!

Сколько видела тогда я

У людей любви и ласки!

На людей, на зло земное

Не напрасно ли клевещут?

Я подумала - и в людях

И любовь, и радость блещут!

С ними вместе их весельем,

Счастьем их я наслаждалась…

Даже дети замечали,

Как тогда я улыбалась!

А когда все сняли с елки,

И за мною потянулась

Чья-то детская ручонка,

Я упала и проснулась.



Учитель: Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы!

А с каким настроением вы уходите домой? ( Дети вешают на доску « Показатели настроения»

Домашнее задание на карточках.

Учитель и дети:





Козырева Галина Николаевна

учитель начальных классов

МОУ Золотковская СОШ

2й класс
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница