Рождественские колядки



Скачать 294.73 Kb.
Дата19.11.2016
Размер294.73 Kb.
Рождественские колядки
Перед тем, как стучать в дверь, колядовщики начинают петь:
Первенчики-другенчики,

Летели голубенчики,

По той они сторонушке.

Там пышки, лепешки, (2 раза)

Медовый сахарок.

Шишел вышел, вон пошел,

За собою всех повел.


  • Здравствуйте, хозяева дорогие!

  • Не мало ли вас? Не хватает ли нас?

  • Можно ли у вас поколядовать?


Если хозяева разрешили, то колядовщики продолжают петь:
Заходила Коляда

Ко Ивану во двор…

У Ивана во дворе

Три терема стоят…


Как во первом терему


Месяц – батюшка,

Во втором терему

Красно солнышко

А во третьем терему


Часты звездочки


  • Месяц батюшка – Иван Петрович (имя хозяина)

  • Красно Солнышко, его женушка – Еленушка (имя жены)

  • А часты звездочки – их деточки (можно назвать их имена)

Когда чествуют хозяев дома, то, произнося их имена, низко кланяются.

  • Всякий дом хозяином хорош!

  • Хозяин добр – дом хорош!

  • Хозяин худ – и в доме то ж…

- В этом доме, сразу видно – порядок, достаток! Да! Порядок человека не портит…

  • В кошельке густо, так и в доме не пусто…

  • У кого густо, а у нас? У нас–то пусто!

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду,

А я в хату иду.

Печка топится,
Блинов хочется.


  • Дайте колбасу, домой понесу!

  • Дайте другую, я пощедрую!

  • Дайте и третью, не гоните плетью.

  • Мы, колядовщики, без проказ не на час.

  • А вы хозяева дорогие, за шутку не сердитесь, в обиду не вдавайтесь!

  • За хлебом и солью всякая шутка хороша!..

  • Стоит тебе, хозяин крякнуть да денежкой брякнуть, уж мы тебя повеселим, потешим!


После этих слов идут с мешком, поют песню:
Шла коза по бору, по бору.

Рвет траву-лебеду, траву-лебеду.

Рвет, и берет,
Во беремечко кладет.

Заяц-месяц, где был? - В лесе.

Что делал? – Лыко драл!

Куда клал? – Под колоду.

Доставай все из комода!..


  • Кто людей веселит, за того весь свет стоит!

  • Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем!

  • Мы до того дожили, что все прожили! Щи ушли, был мосол, да собаки унесли…

  • Пели, пели, да есть захотели.


Поют песню, в шутку угрожая хозяевам, если они не одаривают гостей.
А колядные – блины ладные.

Кто не даст ножку – уведем кошку.

Кто не даст хлеба - стащим с печки деда.

Кто не даст ветчины - разобъем чугуны.

Кто не даст лепешки – разобъем окошки!

Вы несите поскорей – не томите вы гостей!

- На наш веселый товар всегда запрос!

- Захочешь добра, посыпь серебра.

- Нам лишняя денежка – карману не тяга.

- Был бы ум, будет и рубль.

- Не будет ума, не будет и рубля!

- Открывайте сундучки,

Подавайте пятачки –

- Вам для потешки,

А нам на орешки…



  • Веселитесь вы хорошо, а вот мешочек наш почти пустой… Надо бы еще в него положить: колбаски, сальца, хлебушка, еще чего-нибудь…


Эти слова одна группа колядовщиков поддерживает, а другая говорит:


  • Люби дома, что захочешь, а в гостях – что дают.

  • На безрыбье и рак рыба…

  • В поле и жук – мясо…

  • Голод проймет, станешь есть, что бог дает…




  • Хозяева дорогие! Спасибо вам за хлеб и соль!




  • Желаем вам жить, богатеть, добра наживать, лиха избывать!




  • Добру в вашем доме, дай бог, расти, а худу по норам ползти…




  • С Новым годом! С Рождеством Христовым! Многие вам лета!




  • Счастья вам, здоровья полную чашу!!!



На все поздравления хозяева посыпаются зерном пшеницы, овса…



Рогожи – Богородск – Ногинск



Краевед: Наш город не удивит обилием архитектурных сооружений, садово-парковых ансамблей или кварталами изумительной планировки. Но в нем есть свои яркие достопримечательности. Мы любим свой город за его историю, уходящую в глубь веков, за старинные дома и первый в мире памятник В.И.Ленину, за взметнувшиеся ввысь купола Богоявленского собора и новые кварталы Заречья, за реку Клязьму, которая несет свои воды через весь город.
Чтец: Города, конечно, есть красивей,

Больше, величавей и древней.


Сколько их у матушки России,

У великой Родины моей!

Знаю я, на карте Генеральной

Наш Ногинск отмечен не всегда.

В Клязьме отражаются зеркальной

Многие другие города.

Время счет отсчитывает скоро:

Слышу я биение сердец.

225 лет живет наш славный город –

Труженик, строитель и творец!



Рогожи



Краевед: История Московского края гласит, что на месте города Ногинска находилось древнее село Рогожи. Оно-то и послужило основанием для учреждения уездного города Богородска в составе Московской губернии.

Первое упоминание о с.Рогожи находится в перечне дворовых селений духовной грамоты Московского великого князя Ивана Калиты. Оно (упоминание) относится к 1339 году. В духовной же грамоте его внука – великого князя Дмитрия Донского, написанной в 1389 году, упоминаются Рогожи как волость.



Любознательный: Почему здесь возникло село?


Краевед: На месте теперешней Ново-Ногинской фабрики и усадьбы Недумова, западнее фабрики, в III – II тысячелетиях до н.э. находилась неолитическая стоянка людей льяловской культуры. Чуть выше, западнее, на месте дворов у домов № 8 – 12 по Рабочей улице были обнаружены курганные могильники славян-вятичей, сооруженные в 1Х – Х1 веках. Это объясняется тем, что наши предки – славяне селились в устьях речек. Селище располагалось ближе к реке, а курганные кладбища были выше селища. Вполне могло быть, что славяне поселились в устье речки Рогожи, а курганы поэтому и оказались на горке.

Не исключено, что где-то у берега Клязьмы на господствующей горке было место игрищ и гуляний, с идолом или другими атрибутами языческой культуры.

Эти места очень почитались и оберегались славянами. На этих ритуальных точках происходили стычки между славянами-язычниками и проповедниками христианства. Не вдруг пришла новая вера. Огнем и мечом утверждали ее зачастую. Борьба была длительной, упорной.

Быть может, и тут, учитывая наличие селища и почитаемость ритуального места коренным населением, была впоследствии поставлена церковь. Потом на престоле этой церкви или поблизости и возникали более поздние новые постройки. При рытье траншеи для фабрики «Красная лента» обнаружили под папертью собора старые захоронения, могилы были и под предмостной насыпью. Существующая церковь заняла часть старого кладбища.


Краевед: Из истории известно, что великий князь Иван Калита был ревностным строителем Москвы как стольного города его небольшого в то время Московского княжества, которое он также хлопотливо старался расширить за счет приобретения мирным путем тех или иных территориальных владений из других удельных княжеств по соседству. Возможно, что и село Рогожи было приобретено им же, а может быть даже и еще его отцом, князем Даниилом Александровичем. Времени возникновения с.Рогожи в истории Подмосковья не обнаруживается. Возможно, оно могло возникнуть не позднее конца Х111 или начала Х1У в.
Любознательный: Кто придумал название?
Краевед: Наименование села Рогожи этимологически связано с названием грубой мочальной ткани – рогожи. В старину мочало и рогожи широко использовались в домашнем, торговом и ремесленном обиходе в качестве увязочного материала, мягкой тары, подстилок, покрытий и пр. Возможно, что в седую старину это селение славилось выделкой рогож, а потому и было прозвано Рогожей. Но могло это селение и перенять название речки Рогожи – притока Клязьмы, на берегу или близ которой основалось это поселение. Третья версия связана с названием растения рогоз, что в большом количестве произрастал по берегам рек.

Что собою представляло с. Рогожи до Х1У в., нам ничего неизвестно. Можно только предполагать, что являлось оно обычным крестьянским селением на положении дворцовой вотчины. И только благодаря переписным и дозорным книгам Московского уезда ХУ1 – ХУ11 вв. мы кое-что узнаем о жизни этого села. В частности, нам стало известно, что село к этому времени стало ямской слободой, называемой Старым Рогожским ямом (ямом называлась станция на больших дорогах или трактах, где производилась смена лошадей и возниц или ямщиков, а сама перевозка чиновников и почты называлась ямской гоньбой).
Историк: Ямщики в России считались привилегированным сословием. Они пользовались льготами, например, имели бесплатные покосы, получали «государево жалованье».

Служба ямщиков заключалась в том, чтобы давать лошадей и по очереди возить великокняжеских, а позже царских гонцов и вообще людей, едущих по поручению или по приглашению царского двора (иноземных послов и сопровождавшую их свиту). За известную плату ямщицкими лошадьми мог воспользоваться всякий, кто имел деньги и кому в том была необходимость. Проезд до Суздаля стоил 1 рубль («Судебник» ХУ века).

Мирная служба ямщиков была, однако, не менее трудна, а подчас и не менее опасна, чем служба стрельцов. В бурю и непогоду, в зной и холод, в дождь и засуху мчались по дорогам земские упряжки. Поспешность иногда была так велика, что ямщикам было даже разрешено в случае, если лошадь утомлялась или падала, не достигнув яма, брать другую лошадь у первого встретившегося проезжего или в ближайшем селении. Потом этих лошадей возвращали владельцам и платили за них прогонные деньги. А быстрая езда по тогдашним дорогам была делом опасным. Недаром про быстро едцщего человека говорили, что он «скачет сломя голову».

Ехали на перекладных от одного яма до другого. Пока на станции перепрягали лошадей, ямщик и путники успевали отогреться и закусить. Затем они мчались дольше. Когда ямщик особенно торопился и не хотел терять времени, он оповещал о своем приближении к яму особым оглушительным свистом. Услышав этот условный знак, из яма тотчас же выводили свежих лошадей. Это называлось «ездить на почтовых». Езда на почтовых стоила дорого. За каждый прогон с пассажира взимали деньги. Люди, не имевшие особенно срочных дел и лишних денег, ездили «на обывательских», тащились на паре или тройке крестьянских лошадок, не меняя их всю дорогу.

Скорость движения по дорогам Руси была по тем временам очень высокой. До Владимира от Москвы можно было доехать за одни сутки, до Нижнего Новгорода – за 3-4 дня.
Краевед: Старый Рогожский ям находился в ведении ямской канцелярии в Москве, располагаясь в 40 верстах от нее на «большой Володимерской дороге» и на берегу Клязьмы. По некоторым данным, с.Рогожи стало ямским с 1506 г. Быть же ему ямским, надо полагать, способствовал счастливый случай, так как оно находилось как раз на конце первого от Москвы 40-верстного перегона, на которые членились в то время все ямские тракты на Руси. Спрашивается, почему этот Рогожский ям назывался Старым? Да, видимо, только потому, что он был уже не у дел и по указу царя Ивана Грозного ямщики этой слободы были причислены к Московской Рогожской ямской слободе. Это видно из писцовых книг 1628 г., в которых с. Рогожи именуется не просто Старым Ямом, а как бы уточняется: «Старый Рогожский оставленный ям», а его ямщики – добровольцы «ямскую гоньбу гоняют на Москве с рогожскими ямщиками вместе» (по-видимому, имеются ввиду столичные ямщики Рогожской слободы). Те же ямщики, которые по старости своей или по другим причинам не могли заниматься ямской гоньбой, оставались в родном селе, занимаясь хлебопашеством или каким-нибудь сподручным ремеслом.

О закрытии Рогожского яма в ХУ11 в. свидетельствует перечисление шести ямских станов между Москвой и Владимиром, в числе которых Рогожского яма нет, но зато первым от Москвы на Владимирском тракте ямом, на 26-ой версте, значится деревня Кутузово, а на 24-ой версте от этого яма – д.Буньково.

Один исследователь ямских и почтовых учреждений на Руси заметил, что в ХУ1 в. ямщики стали жить благоустроенными слободами в собственных домах, занимаясь гоньбой и хлебопашеством. Эту характеристику вполне можно отнести и к селу Рогожи как к бывшей ямской слободе. Именно благодаря своему вековому положению при ямской службе, оно, несомненно, благоустраивалось и расширялось. И это было не только следствием доходности и льготности ямской службы, но в значительной мере и просто от станционного назначения селения, где могла быть доходность от торговли продовольствием и фуражом для проезжающих по тракту путников, от ремонта дорожных экипажей и конской сбруи, ковки лошадей, содержания постоялых дворов и т.д. Может быть, все это и отличало данное селение от соседних с ним и определило именно его, а скажем, не Буньково, стать городом.

Вот некоторые сведения о с. Рогожи ХУ11 – ХУ111 вв.

В 1628 г. село состояло из 38 дворов, а в 1646 г. их стало уже 50, из которых 44 принадлежали ямщикам с их семьями, а 6 – служителям церкви и местной администрации. Все дома и церковь были деревянными, и только в 1767 г. на месте старой церкви была построена каменная в честь Богоявления с приделом в честь угодника Николы. В связи с упадком ямского промысла у жителей Старого Рогожского Яма стало развиваться бумаго- и шелкоткачество. В 1773 г. там уже насчитывалось 54 ткацких станка.

Заметим, кстати, что село Рогожи до 1781 г. исполняло функции станового центра местного полицейского досмотра. Территория Рогожского стана отграничивалась с юга руслом Клязьмы, а его северная граница проходила чуть южнее Черноголавля (ныне Черноголовка), с восточной стороны границей служила речка Дубенка, а на западной – Воря.


Любознательный: Почему церковь в нашем городе поставлена в низине, у самой реки, под городом?

Краевед: Такое расположение церкви в Северо-Восточной Руси не было исключением. Точно так же в низине под горой, у самой реки, поставлена, например, церковь в селе Спасском под Угличем. Однако колокольня видна от Углича за 12 км и от деревни Плеснино за 6 км. Колокольня нашей Богоявленской церкви видна из Успенска вдоль старой Владимирки за 4 км. Хорошо просматривается она и от деревни Ельня – за 5 км. В ясную погоду видна от деревни Бездедово за 10 км, от Никольской церкви в городе Лосино-Петровском – за 18 км. Вот и низина!

Церкви в Богослове, Успенске, Ногинске, в Сосновом бору, в Лосино-Петровском стоят у самой Клязьмы.

Река Клязьма издревле была торговым путем. Множество населенных пунктов заложили славяне-вятичи на берегах этой реки. А потом и церкви появились.

Как утверждают знатоки истории и старины, а также известно из летописи церкви села Осовец: на заре возникновения северо-восточной Руси вдоль реки Клязьмы между Владимиром и Москвой возникла сторожевая линия. Упоминаются в записи сторожевые курганы в окрестностях Павловского-Посада: Городок, Демидовы Горы, Свиная гора. Еще недавно высился сторожевой курган на лугу между р.Шерной и Буньковской фабрикой. Если смотреть от этого кургана на церковь в Богослове, то кажется, что все церкви до города Лосино-Петровского стоят на видимых точках.

Может быть, первые церкви и возникли вблизи сторожевых курганов, так как с этих мест хорошо просматривалась местность вдоль речной поймы и заливных лугов. Это же наблюдается и по реке Шерне. Еще до появления церквей дым со сторожевого кургана виднелся очень далеко, и об этом знали все.

Богородск



Краевед: В годы правления императрицы Екатерины 11 в России прошла административная реформа, и село Рогожи было преобразовано в уездный город Богородск. Вот что говорится в высочайшем ее Императорского величества повелении Сенату от 5 октября 1781 года.: «К удобнейшему правлению, к доставлению жителям ближайшего суда и расправы и способствованию быстрейшего рассмотрения их челобитных, главнокомандующему в Москве князю Долгорукому-Крымскому, в конце будущего 1782 года открыть Богородский уезд, вследствии того переименовать ямское село Рогожу в город Богородск».

Архитектору Ван-Лейму было поручено разработать план Богородска. 16 января 1784 года комиссией при Сенате он был утвержден. Город на плане имел вид прямоугольника, с трех сторон обрытого земляным валом и в качестве северной границы имевшего Клязьму. Как и полагалось, число «душ» на территории будущего уезда составляло около 30 тысяч, а население города Богородска – чуть более 500 жителей.

Территория Богородского уезда значительно превышала нынешний Ногинский район. В его состав входили Сергиев Посад, село Зуево (ныне г.Орехово-Зуево), село Павлово (г.Павловский Посад), часть Щелковского района, нынешняя территория города Электростали и часть Раменского района.

5 октября 1782 года состоялось торжественное открытие Московской губернии и, одновременно, Московского и Богородского уездов. 7 октября в Кремлевском дворце дворяне губернии, «разделяясь поуездно в разных покоях», выбирали уездных предводителей дворянства. Богородские дворяне выбрали предводителем генерал-поручика С.А.Всеволожского.

По архивным данным, в это время в Богородске находятся: «церковь во имя Богоявления Господня, присутственные места, городская школа, винный и соляные амбары – все деревянные. Домов: дворянских – 2, священно- и церковно-служителей – 5, разночинских – 5, купеческих – 28, мещанских – 9, ямских – 7, пивоварня – 1. Ярморки в городе бывали две – мая 9 и декабря 6, на которых крестьяне привозили разные съестные припасы, а купцы в городе торговали мелочным товаром».

Город размещался на площади около 3-х квадратных километров. Переправа через Клязьму производилась посредством парома и только в одном месте – у выхода на Троицкую дорогу, ведущую в Троице-Сергиеву Лавру.

В Богородском уезде народные умельцы изготовляли войлоки для хомутов и седел, сыромятные кожи для сбруи, колеса и оси. Особенно было развито домашнее ткачество.

Еще в петровскую эпоху в первую четверть ХУ111 в. широко развивались мелкие и крупные мануфактуры. Здесь уже использовали в качестве механической силы ветер и воду. В поселке Обухово, который назывался тогда Обуховской подгородной слободой, были открыты пороховой завод и бумажная фабрика.

Примерно в то же время в селе Купавна была основана Купавинская шелковая фабрика купца Я.Земскова.

О жителях Богородска говорили: «… в частной и личной жизни поселяне довольно вежливы, расторопны, услужливы и смелы, здоровы и крепки. Роста же большей частью большого, а женщины недурны…».


Любознательный: Когда появился первый герб Богородска и что он представлял собой?
Геральдик: В 1781 году был создан и утвержден первый герб города Богородска. Составлен он герольдмейстером Волковым с учетом общих геральдических правил. По установившейся для уездных городов традиции, в верхней части помещался герб губернии, в данном случае – Москвы (на красном поле конный воин поражает копьем змея). Народная молва донесла до нас, что на коне изображен святой Георгий – защитник и освободитель земли Русской. Нижняя часть герба отражает историю города. На золотом фоне (символе справедливости, добра и великодушия) изображено мотовило – простейшее приспособление для ручной размотки. Выбор этого инструмента для герба не случаен. К моменту создания герба в Богородском уезде 70 из 82 существовавших фабрик были шелковыми. Занимая последнее место в губернии по численности населения, уезд был в числе первых по уровню развития кустарной и мелкой промышленности.

В середине Х1Х века были утверждены новые правила для составления гербов. В первый числах октября 1881 года утверждаются новые гербы Москвы и двенадцати уездных городов Московской губернии, в том числе и Богородска. Теперь губернская символика помещается в верхнем левом углу щита, всадник повернут влево, его копье венчает восьмиконечный крест, змей превращен в дракона. Таким образом воин, «ездец», превратился в мифического Георгия Победоносца. Эти изменения старинной эмблемы произошли под влиянием иностранцев, пришедших на службу в русское герольдическое ведомство, которые не понимали русскую национальную символику, но знали легенду о подвиге святого Георгия, освободившего царевну Аи от злого дракона.

Вместо мотовила в золотом поле щита появилось шесть червленных (красных) пустых ромбов (пустой или сквозной ромб означал перекрестие утка. Через эти отверстия проходил ткацкий челнок). Такая символика подчеркивала ярко выраженный текстильный характер промышленности Богородского уезда, который к тому времени стал одним из самых промышленно развитых в Российской империи. Просуществовал этот герб, созданный герольдмейстером Кене, до 1917 года.

Был еще третий – герб Ногинска, рисованый местным художником Б.Ромбаумом в советское время. И вот кольцо замкнулось.


Любознательный: Как наш край связан с именем Емельяна Пугачева?
Историк: Восстания крепостных крестьян издавна вспыхивали то в одной, то в другой части обширной Российской империи. С ними легко справлялись местными средствами. Но то, что произошло во второй половине ХУ111 столетия, вошло в русскую историю как крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева (1773 – 1775 гг.)

Как известно, восстание было разгромлено, а Пугачев пленен 14 сентября 1774 года. «…Пугачева отправили в Москву, где участь его должна была решиться, - пишет А.С.Пушкин в «Истории Пугачева». – Его везли в зимней кибитке на переменных обывательских лошадях… Он был в оковах. Солдаты кормили его из своих рук и говорили детям, которые теснились около его кибитки: «Помните, дети, что вы видели Пугачева». Во всю дорогу он был весел и спокоен».

Целое войско (более 300 человек) днем и ночью сторожило в пути пленного Пугачева. Правительство и в первую очередь сама императрица были перепуганы масштабностью восстания. Екатерина в одном из писем к своему постоянному заграничному корреспонденту барону Гримму писала: «Маркиза Пугачева везут теперь в Москву, связанного, окрученного, словно медведь, а в Москве его ожидает виселица».
Краевед: В холодный полдень 3 ноября конвой с Пугачевым проследовал через село Рогожи. Все лавки были закрыты. Сотни жителей, мастеровых, ямщиков и крестьян ближайших помещичьих усадеб, молча следили за повозками с пугачевцами и окружавшими их солдатами. В этот же день конвой прибыл в село Ивановское, расположенное в 29 верстах от Москвы. Здесь Пугачева встретила команда гусаров и члены правительственной следственной комиссии.
Историк: Ранним утром 4 ноября Пугачева ввезли в Москву. Он был виден всем. Скованный по рукам и ногам кандалами (только нижние кандалы весили 1 пуд 6 фунтов и имели в длину 1 аршин 4 вершка), сидел он внутри железной клетки, установленной на высокой повозке. По всему пути от Рогожской заставы до Красной площади улицы запрудили многотысячные толпы народа. В 9 часов Пугачев был доставлен на Монетный двор и заключен в массивный полуподвал, переделанный под тюрьму.

Снова обратимся к Пушкину. «Он был посажен на Монетный двор, где с утра до ночи, в течение двух месяцев, любопытные могли видеть славного мятежника, прикованного к стене и еще страшного в своем бессилии. Рассказывают, что многие женщины падали в обморок от его огненного взора и грозного голоса».

Казнь Пугачева и его сообщников совершилась в Москве, 10 января 1775 года.

Пугачев и его ближайший сподвижник Перфильев были четвертованы, трое других – Шигаев, Падуров и Торнов – повешены.
Любознательный: Свидетельницей каких еще исторических событий была Владимирка?
Краевед: В 1552 году Иван 1У по этой дороге вел 150-тысячную московскую рать на штурм Казани. В октябре того же года Казань была взята, Казанское ханство пало.

Законное чувство гордости вызывает и тот факт, что по Владимирской дороге в 1784 – 1785 годах проезжал прославленный русский полководец А.В.Суворов. В 100 верстах от Богородска в селе Ундол находилось родовое имение Суворовых, в котором в указанные годы жил Александр Васильевич.

Невдалеке от Ундола на реке Пекше расположено село Андреевское, в котором в 1797 году останавливался, возвращаясь из ссылки, первый русский идеолог революции А.Н.Радищев.



Пушкиновед: С Владимиркой связана, пожалуй, одна из самых романтических страниц в жизни А.И.Герцена. В апреле 1835 года Герцен был выслан из Москвы в Пермь, затем в Вятку, а в конце 1837 года переведен во Владимир. Во время ссылки у него завязалась переписка с воспитанницей тетки, сиротой Натальей Захарьиной. Находясь во Владимире, Александр Иванович через своего друга договаривается о встрече и похищении Натальи. 8 мая через Рогожскую заставу по Владимирке Герцен вместе с похищенной невестой возвращается во Владимир: «В Бунькове, пока меняли лошадей, мы вошли на постоялый двор. Старушка-хозяйка пришла спросить, не надо ли чего подать, и добродушно глядя на нас, сказала: «А хозяюшка-то у тебя молоденькая да пригожая, и оба-то вы, господь с вами, парочка!» Мы покраснели до ушей».
Любознательный: Какой след оставила Отечественная война 1812 года в истории нашего города?
Краевед: Город и уезд пережили временную, девятидневную оккупацию отрядами наполеоновской армии после занятия ею Москвы.

24 сентября 1812 год 6-тысячный отряд солдат и кавалеристов при 15 орудиях армии маршала Нея по пути из Москвы занял город Богородск, превратив его в свой опорный пункт. Из города в разных направлениях отправлялись для сбора провианта и фуража небольшие группы завоевателей с повозками. В деревнях начались мародерства и грабежи.

Впоследствии, в архиве была найдена запись песни богородских партизан, начинавшаяся словами:

Как в осенню да в пору

Шел француз к мому двору:

Бонапартов генерал

Богородск завоевал…

Крестьяне, объединившись, давали отпор непрошеным гостям. Самым удалым из крестьянских вожаков был павлово-посадский крестьянин Герасим Курин. Он создал отряд численностью 5300 пеших и 500 конных, вооруженных отбитым у врага оружием. Со своей дружиной он ежедневно участвовал в стычках с неприятелем и всегда выходил победителем. Отряд Курина уничтожал французских фуражиров, отбивал обозы с награбленным имуществом и продовольствием. Позднее Герасим Курин был награжден солдатским Георгиевским крестом.

Очистив Вохонскую волость (ныне Павлово-Посадский район) от захватчиков, Курин повел свою дружину к Богородску, чтобы выгнать неприятеля из города, но французов там не нашел. Они уже выступили из города на соединение со своей главной армией, оставив Богородск опустошенным, разграбленным и, возможно, подожженным. Современник Герасима Курина писал о нем: Во всех делах он имел особую расторопность, смелость и отважность, в глазах его сверкал огонь любви к Отечеству».

Другим прославившимся командиром конного партизанского отряда, сдерживавшего натиск раздробленной наполеоновской армии, был Егор Стулов.

Как гласят предания земли Богородской, крестьянка деревни Соколово Прасковья, одна оборонявшаяся от шести французов, убившая вилами троих из них, изранившая и обратившая в бегство остальных, так и осталась для потомства Прасковьей без фамилии.

«Да, были схватки боевые, да говорят еще какие…»


Но город возрождается, вновь освящаются оскверненные храмы.

В 1815 году в Богородске проживает 596 жителей, в том числе: мужского пола – 350, женского – 246. Преобладание числа мужчин объяснялось числом военнослужащих, расквартированных в городе – 135 человек. Домов в городе было 78, все они деревянные. Город занимал площадь в полгектара. Можно предположить, что город в те времена размещался в квадрате между современными улицами: Трудовой и 9-го Января, Рабочей и 111 Интернационала. Стало развиваться фабричное текстильное производство. Начало было положено в 1825 году, когда Анисим Елагин перенес свое шелкоткацкое заведение из деревни Гаврилово в город Богородск, возведя в нем первую шелкоткацкую фабрику (ныне Новоногинская)

В последующие годы основываются фабрики Захара Саввича Морозова, Шалаева, Шибаева, Бруновых, Зотова, Памфиловых, Сопова и др.
Любознательный: Правда ли, что А.С.Пушкин бывал в наших краях?
Пушкиновед: Вспомните расположение ямщицких станций в пушкинское время. Первая из них находилась у нынешней деревни Новая, вторая – в Богородске, третья – в деревне Платава. (сегодняшние Ожерелки Орехово-Зуевского района), четвертая – в городе Покрове Владимирской области и так далее. В письмах Александра Сергеевича сначала невесте, а потом жене Наталье Николаевне неоднократно упоминается и Богородск, и упоминаемая под ним «вторая станция». Так считал наш известный краевед Е.Андрианов.

26 ноября 1830 года Пушкин пишет из Болдина Н.Н.Гончаровой: «Не будь я в дурном расположении духа, когда ехал в деревню (т.е. в Болдино), я бы вернулся в Москву со второй станции, где узнал, что холера опустошает Нижний». Значит, именно в Богородске Пушкин узнал о начавшейся холере, которая потом надолго задержала его в Болдино той знаменитой осенью 1830 года, которая подарила нам десятки вдохновенных произведений, в том числе и две главы «Евгения Онегина».

Собираясь из Болдина в Москву, еще не подозревая, что он на пять дней застрянет в Платаве в холерном карантине, Пушкин пишет Н.Н.Гончаровой 30 сентября 1830 года: «Вы очень добры, предсказывая мне задержку в Богородске лишь на 6 дней…»

В 1833 году А.С.Пушкин едет за Волгу, в Оренбург и Уральск для сбора материалов, которые потом легли в основу его исторического повествования «История Пугачева». 2 сентября 1833 года он пишет из Нижнего Новгорода своей жене Наталье Николаевне: «…На второй станции, где не давали мне лошадей, встретил я некоторую городничиху, едущую с теткой из Москвы к мужу. Она приняла меня за смотрителя, весьма дурно и нараспев начала меня усовещать и уговаривать: как вам не стыдно? На что это похоже? Две тройки стоят на конюшне, а вы мне ни одной со вчерашнего дня не даете – Право? – сказал я и пошел взять эти тройки для себя. Городничиха, видя, что я не смотритель, очень смутилась, начала извиняться и так меня тронула, что я уступил ей одну тройку, на которую она имела все возможные права…»


Краевед: К концу Х1Х века Богородский уезд по числу рабочих мест (более 23 тысяч) уступал только городу Москве и значительно превосходил другие уезды.

В 1896 году в Богородске было уже 111 каменных и 1930 деревянных здания, в их числе жилых домов: каменных 65 и деревянных 790.

В городе проживали представители почти всех сословий: дворяне, мещане, купцы, священнослужители, крестьяне.

Раз в три года местные дворяне собирались в Богородске для решения своих и общественных дел, избирали предводителя. В 1900-х годах предводителем богородских дворян был С.Д.Самарин.

В городе было уже 16 храмов, среди них: Богоявленский собор, построенный на средства государства Российского (на его колокольне с 1890 года находился самый крупный из всех уездных церквей России колокол весом в 1250 пудов – ок. 21 тонны); Тихвинский храм, сооруженный попечением богородских купцов и благотворителей, а также на средства верующих и мирян; старообрядческий храм во имя Пророка Захарии, Успенский храм на Памфиловке, был еще старообрядческий молельный дом А.И.Морозова. Существовал и один мужской Николо - Бирлюковский монастырь.

Развитию города способствовало появление новой, более удобной и сподручной транспортной связи его с Москвой и другими районами страны. Дело в том, что в 1861 году было закончено сооружение участка Московско-Нижегородской железной дороги от Москвы до Владимира. Линия дороги прошла в 14 км южнее Богородска, и на этом месте была построена станция Богородская. Немедленно же до этой станции из города было проложено каменное шоссе.

Через 24 года железная дорога «дошла» и до Богородска и Глухова. В Богородске был построен небольшой вокзал, который просуществовал до недавнего времени. Таким образом, с 1886 года Богородск стал связан железной дорогой с Москвой и другими городами, что способствовало притоку рабочей силы.

Благодаря инженерным разработкам И.И.Радченко и А.В.Винтера турбина первой в России районной электростанции на торфе «Электропередача» выдала электрический ток первым потребителям.

Появлялись новые, большие и модные, магазины, трактиры, гостиницы и прочие доходные заведения «на московский манер». Из наиболее видных были магазины И.Д.Балашова (швейные машины, велосипеды), П.С.Кочетова ( велосипеды, музыкальные инструменты, игрушки), Антонова (железоскобяные товары), Козырева (обувь), Лопанцева (торговля мукой и большой трактир), Г.Ф.Камзолова (гастрономия и большой трактир), Т.Г.Кокова (гастрономия и бакалея), Немухиных (гастрономия), Мурашкина (колбасное производство и торговля), Егунова ( пекарня и булочная).

В городе была больница, 7 начальных школ, с 1860 года существовало женское купеческое училище, преобразованное позднее в полную гимназию. В 1911 году начало действовать реальное училище для мальчиков.

В конце 90-х годов Х1Х века в Богородске появилась первая типография красильного фабриканта Г.С.Ломакина. В 1906 году впервые появилась газета «Богородская жизнь», затем издавался еженедельник «Богородская неделя», коммерческий листок «Богородск», были и другие издания.

В 1892 году был сооружен небольшой стадион для обучения велосипедной езде и тренировки спортсменов-велосипедистов, только что начавших входить в моду. Этот велотрек существовал до 1909 года под громким названием «Циклодром». Вторым новшеством у культурной жизни города этого времени явилось открытие в 1907-1908 гг. коммерческого кинематографа фабрикантом Памфиловым. Вскоре появился кинотеатры «Колизей», «Фантазия». Еще позднее – «Волшебные грезы» и «Ампир».

К числу новшеств надо отнести и появление в 1908 году аптеки, владельцем которой был расторопный фармацевт – коммерсант некий Гиль. Он быстро завоевал у богородцев доверие и авторитет. Его аптека на центральной улице города существует до сих пор, ее ногинчане называют «старой аптекой» в отличие от новой аптеки, что на улице Советской.

Современники отмечали: «…Впечатление благоустройства довершается отсутствием на улице пьяных в праздничные дни.

Вообще рабочие Богородска и его окрестностей резко отличаются благообразием и какой-то особой степенностью в речах и поступках: приезжему не придется встретить ничего похожего на безотрадные картины обычной жизни наших заводов и фабрик…».

В том же, 1908 году, произошло еще одно замечательное событие: в самом центре города архитектором Кузнецовым было возведено прекрасное здание женской гимназии. По преданию, зданий подобной оригинальной архитектурной отделки было всего восемь в России. Это здание построено в стиле «модерн».


Любознательный: В чем его особенности?
Искусствовед: «Модерн» - термин, в переводе на русский язык означающий «современный», «юный», «новый» стиль. Модерн стремится к отрицанию старых форм, штампа, шаблона и утверждает новые формы, находя их непосредственно в природе. В это время возникают новые материалы: бетон, пластмасса, металлы. Художник стремится показать их в действии, в движении, чтобы материал взаимодействовал с пространством и другими конструкциями и деталями. Железный каркас – сходство со стеблем растения, парадная лестница дома Рябушинского в Москве – чередование расчлененных волн. Модерну, точнее зданию, исполненному в стиле модерн, присущи качества живого, развивающегося организма, наделенного силами роста, биологической и духовной жизнью.

Прекрасным образцом этого стиля и стало здание женской гимназии, где теперь находится школа № 2. Здание не бросается в глаза яркостью своей окраски или какой-то экстравагантной деталью, а выделяется нестандартностью и многообразием форм, из которых оно как бы вылеплено. Наибольшее внимание привлекает могучий выступ – ризалит в центре здания с расположенным в нем входом. Упругие линии, скульптурная монолитность ризалита придают динамизм всему строению, заставляют его жить. Отдельные объемы как бы перетекают один в другой.

Здание необходимо осматривать, медленно обходя его со всех сторон. Это маленькое путешествие не будет скучным, все время глаз будет находить что-то интересное и привлекательное. Вас поразит большое разнообразие окон, их можно насчитать не менее десятка типов.
Краевед: С этой школой связано имя народного артиста Советского Союза, организатора и руководителя русского народного хора – Александра Васильевича Свешникова. В этой школе учился всемирно известный клоун Олег Попов.

Удивительны, порой, переплетения человеческих судеб. На картине Валентина Серова «Девочка с персиками» изображена Вера Саввишна Мамонтова. Став взрослой, она вышла замуж за предводителя Богородского уездного дворянства Александра Дмитриевича Самарина и была в течение нескольких лет попечительницей женской гимназии у нас в городе.


Искусствовед: Другим замечательным примером стиля модерн служит здание школы № 10. Это бывшая фабричная школа повышенного типа. Построена Морозовым и предназначалась для подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих Глуховской мануфактуры. Это здание развитого модерна, более скромного и рационального. Здесь широко используется любимый материал модерна – изразец, придающий зданию оригинальный зеленовато-желтоватый оттенок.
Краевед: В Богородском реальном училище в 1910-х годах учились двое юношей – Александр Перегудов и Борис Вогау. Александр Владимирович Перегудов (1894-1989) всю свою жизнь и творчески и житейски связал с нашим краем. Произведения писателя, обладавшего наблюдательным глазом охотника и изумительным чувством юмора, являются художественной летописью наших мест. В творчестве Бориса Андреевича Пильняка – Вогау (1894 – 1938) годы, проведенные в Богородске, тоже переломились в художественные образы. Недаром исследователи отмечали: «…Жизнь героев Пильняка протекает на улицах русской провинции, у стен древних кремлей и соборов, среди каменных домов и купеческих лавок, в комнатах, уставленных старинной мебелью, фикусами и геранями, устланных коврами и ковриками. Россия, провинция…»
Краевед: Революцию город пережил тихо, главные классовые баталии разворачивались рядом, в Москве.

Хроника Богородска этих лет сообщает, что 16 апреля 1918 г. в городе состоялся 1-ый уездный съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов, а 15 августа - 1-ый уездный съезд крестьянской бедноты. Вскоре прошел и 1-ый съезд учителей, который стал инициатором создания в городе одного из первых в Советской России народного университета «Труд и наука». При фабриках создавались школы ликвидации неграмотности (ликбезы).

Это были трудные годы. Достаточно сказать, что если в 1917 году в городе насчитывалась 41 тыс. жителей, то в 1923 г. – 11790. Сказалось все: и жертвы гражданской войны, и голода, и болезней, и просто утечка рабочей силы по окрестным селам в поисках пропитания.

Очень трудно было и с самыми необходимыми промышленными товарами. В отчете Богородского отдела народного образования за 1921 год говорилось, что за полугодие ученикам было выдано по половинке карандаша, по одной тетради на ученика и по одной ручке на четырех учеников.

Однако уже в 1924 году в городе был пущен электрический трамвай по трассе Истомкино - Глухово через центральную часть города (это был второй после г. Баку трамвай в уездных городах России). В конце того же года в первом из уездных городов России в нашем городе была завершена жилищная электрификация. Построены новые фабрики, школа № 5, появились драмтеатр и медучилище.
Искусствовед: Наш всеми любимый театр возник на основе передвижной театральной труппы, которая выступала в клубах уезда, а базой ее было здание кинотеатра «Колизей» в центре города. Семен Федорович Пшеницын, вернувшийся в гражданской войны, страстно влюбленный в театр (ему принадлежат слова: «Нет, не мог жить в те годы наш город без театра, не мог») сумел объединить художественные силы города и уезда. Репертуар театра соответствовал времени: «Шторм» В.Н.Билль-Белоцерковского, «Враги» Б.Лавренева и др. В Богородск на гастроли приезжали великие русские актеры О.Л.Книппер-Чехова, В.И.Качалов, М.И.Жаров. Они помогали молодой труппе своими советами. Первым режиссером театра стал И.М.Туманов, в будущем народный артист СССР, лауреат Государственных премий, профессор ГИТИСа.
Краевед: Название «Богородск» не сочеталось с изменениями, происходившими в молодой советской стране, поэтому встал вопрос о переименовании города. В 1930 году Богородск, по предложению М.И.Калинина, был переименован в Ногинск.
Любознательный: А почему город получил такое название?
Краевед: В конце 20-х годов когда усилились гонения на русскую православную церковь, закрывались храмы, а служителей культа ссылали, некоторые слои жителей стали выражать недовольство тем, что город носит старое, дореволюционное религиозно-церковное название. Этот вопрос широко обсуждался на страницах уездной печати, свое веское слово высказали делегаты 7-го уездного съезда профсоюзов. Предлагали наш город назвать в честь революционерки-народоволки нашей землячки Татьяны Ивановны Лебедевой – Лебедевск или Татьяно-Лебедевск.

Были предложения назвать город Первомайском или Пролетарском. Но, пожалуй, самым убедительным было предложение 75-ти текстильщиков Ново- Богородской (ныне Ново-Ногинской) фабрики. Они писали: «Все наши фабрики в городе – чисто текстильные предприятия. И будет вполне правильным назвать его городом Текстиль».

И вот в мае 1929 года было вынесено решение исполкома горсовета о переименовании Богородска в гор.Текстиль. Однако это решение надо было утвердить в вышестоящих инстанциях. Но Президиум ВЦИК принял решение о переименовании Богородска в Ногинск, в память деятеля рабочего движения, большевика В.П.Ногина, проработавшего несколько лет на фабриках Богородска.

Ногинск
Краевед: Город развивался, строился, благоустраивался. С 1929 по 1937 год открылись восемь новых предприятий, в том числе «Кардолента», чулочная фабрика, Новогребенная фабрика, хлебозавод и др. В 1935 году вышла первая пластинка («Марш веселых ребят» И.Дунаевского) на Ногинском заводе грампластинок. Состоялись первые выпуски учащихся педагогического техникума и медучилища.
Историк: 22 июня 1941 года грянула война. За короткое время фашисты оказались у стен столицы. В соответствии с планом «Тайфун» противник обходом Москвы с северо-запада и юга хотел замкнуть «клещи» окружения в районе Ногинска.
Краевед: В самом начале войны в городе было сформировано несколько батальонов народного ополчения общей численностью 1700 человек. Свыше 36 тысяч ногинчан ушли на фронт, из них более 2 тысяч – добровольцами. Ногинчанам в те суровые дни 1941 года пришлось срочно возводить противотанковый ров и противотанковые заграждения. На строительство ежедневно выходило до 2000 человек, среди них много старшеклассников. Общая протяженность рва 12 км. Его ширина была до 8 метров и глубина 4 метра. Следы оборонительного вала сохранились до сих пор, а около пос. Благовещенье установлен памятный знак об этом сооружении.

Жители города отдавали свои деньги в фонд обороны. Только в октябре 1941 года было внесено 3 миллиона 511 тысяч рублей наличными и 1 миллион 920 тысяч облигациями.

В городе было 13 госпиталей. Сотни жителей стали донорами.

Великая Отечественная война закончилась победой советского народа. 14 767 наших земляков пали смертью храбрых.

За ратные подвиги более 10 тысяч ногинчан удостоены правительственных наград, а 30 уроженцев и жителей Ногинска отмечены высоким званием Героя Советского Союза.

Навечно останутся в нашей памяти имена


Песня о Богородске
После окончания войны предприятия Ногинска перешли на выпуск мирной продукции. В 1947 году были изготовлены первые образцы топливных насосов – так в городе родился завод топливной аппаратуры.

Строится здание для музыкальной школы, начинает работу кинотеатр «Рассвет», заселяются первые высотные дома.


Город мой – один в моей России,

Я живу в нем, радости деля.

Сколько же вложили все усилий,
Чтоб похорошела вся земля!
Я хожу по городу вдоль улиц,

По дорожкам, с детства дорогим,

Городом любимым я любуюсь,

Ведь Ногинск с годами стал другим.


Улицы прямее стали, краше,

Утопает в зелени земля.

Город мой – Отечество ты наше,

Мне не полюбить тебя нельзя.


Я люблю проспекты, парки, скверы,

Я люблю Торбеево свое.

В будущее лучшее я верю,

Ведь Ногинск – Отечество мое.


Краевед: За последние годы наш город преобразился. Строятся новые микрорайоны, благоустраивается центр города, восстанавливается исторический облик торговых рядов, гостиницы и открывается фонтанный комплекс.

Сегодня в Ногинске проживает 104 тыс. жителей, а в Ногинском районе более 203 тысяч. Ногинский район является одним из самых крупных промышленных районов Московской области. Основу его экономики составляют промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, малый и средний бизнес и другие сферы.

В городе 101 учреждение культуры: библиотеки, школа искусств, художественная школа, парки культуры и отдыха, кинотеатры, Дом художника, краеведческий музей. Мы гордимся нашим единственным в Московской области театром.

6 средних специальных образовательных учреждений готовят квалифицированных специалистов.

В городе есть свое телевидение и программа «Радио Ногинска», большой популярностью пользуются газеты «Волхонка» и «Богородские вести».
Песня о Богородске
Чтец: За что вы любите родной город? С этим вопросом мы обратились к студентам и преподавателям нашего техникума. И вот что они сказали.
Видеоинтервью
Ногинску – двести двадцать пять!

Как быстро время пролетело.

Ногинску – двести двадцать пять,
Глядит он в будущее смело.
Провинциальный городок,

Ты стал теперь под стать столице,

Среди лесов, полей, дорог

России - матушки частица.


Свой город любят стар и млад,

Ты хорошеешь год от года,

И купола церквей горят

Над городом светло и гордо.


Фонтанов многоструйный ряд

И мостиков крутые арки

К себе приковывают взгляд

И в хмурый день, и утром ярким.


Расти, Ногинск, и процветай,

Тебе мы говорим с любовью,

Под солнцем Родины сияй,

Любимый город Подмосковья!


Гимн Богородскому краю

История любви, или День города








База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница