Результаты работы муниципальной экспериментальной площадки на базе моу сош №5 по проблеме «Формирование патриотизма и гражданственности школьников средствами краеведения» за 2007-2008 учебный год



Скачать 70.83 Kb.
Дата28.04.2016
Размер70.83 Kb.
Результаты работы
муниципальной экспериментальной площадки на базе МОУ СОШ №5
по проблеме «Формирование патриотизма и гражданственности школьников средствами краеведения»
за 2007-2008 учебный год.

Статус муниципальной экспериментальной площадки по проблеме «Формирование патриотизма и гражданственности школьников средствами краеведения» был присвоен экспериментальной площадке МОУ СОШ №5 приказом ГОРОО от 06.12. 2006 года № 580 – ОД « О присвоении статуса муниципальных экспериментальных площадок образовательным учреждениям».

Общее руководство экспериментом осуществляет заместитель директора по УВР Трухинцова И.Ю. Исследовательскую работу по созданию и мониторингу результативности новых методик и технологий обучения и воспитания ведут учителя школы.

Реализация программы осуществляется педагогическим, ученическим и родительским коллективами школы в тесном взаимодействии с общественными организациями и службами города.

Благоприятная воспитательная среда, нацеленность педагогического коллектива на возрождение традиций народной культуры, понимание роли современной школы в духовной жизни родного края содействовали реализации Программы площадки.


За 2007-2008 учебный год экспериментальной работы в УВП образовательного учреждения введен и успешно апробируется новый учебный курс «История Дона»- 6 класс;

созданы авторские учебно-воспитательные программы:



  • факультативных курсов для 5-9 классов: «Знай свой край», «Ростов на Дону - столица Донского края», «Краеведение».

  • воспитательного курса «История Донского края» с циклом классных часов на краеведческие темы (классные руководители 5-9 классов);

Проведена реорганизация в дополнительном образовании: организованы кружки с региональной направленностью:



  • «Юный корреспондент» (руководитель Ряснова С.Н.),

  • «Умелые руки» (руководитель Тимофеева Г.И.),

  • «Донское рукоделие» (руководитель Сулева В.А.);

  • театральной студии «Донцы» (руководитель Орешкевич Ю.С.).

Целенаправленно совершенствовалась система работы по воспитанию у школьников патриотических чувств, ответственности и правового сознания, культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе в соответствии с традициями и обычаями своего народа. В рамках Программы в октябре 2007 года организован и проведен на высоком уровне городской семинар «Формирование установок толерантности в сознании подрастающего поколения». Основная цель – распространение опыта работы педагогов школы по формированию гражданских, нравственных и общекультурных компетенций личности обучаемых, используемых в учебно-воспитательном процессе инновационных технологий. В семинаре принимали участие педагоги 11классов.

Центром гражданско-патриотического воспитания стал школьный историко-краеведческий музей «Истоки». Возглавляет работу музея заведующая школьной библиотеки Сохорева Т.А. В творческую группу по организации деятельности музея входят педагоги: зам. директора по УВР Тимощенко Е.Э., учителя Мельникова Е.А., Смирнова Л.А., Габура И.Н., Сулева В.А. Деятельность музея выполняет образовательную и воспитательную задачи: изучение истории Ростовской области, нашего города, школы, знакомство с жизнью и деятельностью интересных людей, изучение быта народа, культуры и традиций донского казачества. Исследовательская работа учащихся развивает интеллектуальные способности, прививает любовь к родному краю, способствует успешной социализации подростков.

Экскурсионная группа учащихся готовит и систематически проводит тематические экскурсии по музею. В начале учебного года проведена реконструкция всех стендов и экспозиций. Особый интерес посетителей музея вызывает экспозиция «История Донского казачества». Постоянно пополняется фонд музея (совсем недавно в музее появился кованый сундук, в котором казачки хранили одежду). Переоформлены стенды «Бабаков Виталий Викторович – герой России», «Страницы истории» (Солодкин В.И., Занин В.Г.,Трофимов В.Г., Токаревских В.И., Миначев М.К.), «Ветераны – земляки» (материалы о Юркове Б.П.), «Голубев К.А. – почетный ветеран школы, «Освобождение г.Зверево в годы Великой Отечественной войны». Оформлен стенд и накопительная папка о летчике И.А.Докукине. На второй витражной стене располагается выставка репродукций «Великая Отечественная война. Ступени Победы», а также стенд «Маленькие герои большой войны» и выставка «Боевых листков», посвященная 65-й годовщине освобождения города Зверево. К юбилейной дате созданы 2 презентации: «Когда фронтовая дорога по нашему городу пролегала» и « Имя каждого солдата мы свято бережем в сердцах!». Эти работы приняли участие в конкурсе «Библиотекарь Дона-2008».

В музее действуют и постоянно пополняются экспозиции: «С чего начинается Родина», «Сыны Отечества», «Опаленные войной», «Донское казачество», «Это было недавно…»
Учитель Мельникова Е.А., руководитель кружка «Краеведение», провела цикл уроков по изучению истории донского казачества.

4 ноября 2007 года в музее прошел исторический лекторий «Роль казачества в период Смутного времени» (руководитель Мельникова Е.А., ответственные - учащиеся 8-х классов).

Запоминающимся событием стала подготовка и открытие выставки монет «Монеты – великие путешественники». Ребята познакомились с денежными знаками 10-20 веков. Содержательными были беседы на темы «Деньги русских царей», «Денежная реформа Петра 1», «Деньги Советского периода», «Кто рисовал деньги? Человек – тайна»…(руководитель Сохорева Т.А.)

В ходе реализации Программы постепенно разрабатывается и внедряется в практику работы воспитательный курс «История Донского края» с циклом классных часов на краеведческие темы:

«Борьба Руси с печенегами и половцами. Ее отражение в патриотической поэме «Слово о полку Игореве» -( классный час в 7 А классе, кл. руководитель Ряснова С.Н.)

«Вместе – дружная семья: этнический состав населения современного Дона» ( 6 А класс, кл. руководитель Смирнова Л.А.)

«Вклад Донского казачества в историю и культуру России» (6 Б, кл. рук. Чернатынская А.Н.)

«Военная служба казаков. Участие донцов в Отечественной войне 1812 года. Атаман М.И. Платов». ( классный час в 9 Б, кл. рук. Орешкевич Ю.С.)


«История нашего города: возникновение и заселение. Основной состав населения. Занятия жителей» (5 класс, кл. рук. Митрофанова Т.Г.).

Воспитанию трудолюбия, ответственности за выбор профессии посвящены тематические классные часы:



  • «Мои обязанности в семье» (1 – 5 классы);

  • «Профессии выпускников нашей школы» (6класс);

  • «Трудовые традиции Дона»(7 -8классы);

  • «Трудовой подвиг народа Дона в годы ВОВ»(9класс);

  • «Твой трудовой вклад в жизнь школы»(11класс).

В течение учебного года большое внимание уделялось созданию проектов и презентаций:



  • инициативной группой учащихся 9б класса проведена кропотливая исследовательская работа о поэтах казачьего Зарубежья Н.Туроверове и Ю.Гончарове.

  • создана презентация «Формирование правовой культуры старших щкольников и их гражданской активности».

  • 70-летию Ростовской области посвящен проект «Тебя люблю, родимый край».

  • презентация «Поэт в краю степей необозримых (Пушкин А.С. на Дону».

  • буклет «Мы – патриоты России».

Деятельность допризывной молодежи возглавляет клуб «Патриот». Старшеклассниками были спланированы и проведены акции: «Отечество», «Мы - граждане России», Неделя мужества, месячник оборонно-массовой работы, Вахты Памяти.

Одним из примеров активизации общественной деятельности школьников является участие Парламента в конкурсе краеведческих поисковых работ. Каждый класс получил задание на темы истории нашего города:


  • «История образования детской библиотеки им. Докукина» (5 класс)

  • «Глория–Джинс» - компания – создатель джинсовых брендов» (9А)

  • «Наши родители – работники ОВД» (8 А)

  • «История шахты «Обуховская» (7А)

  • «ДК «Дон» (история клуба станции Зверево) (8Б)

  • «Профессии наших родителей: Безрученко Геннадий Александрович – горномонтажник» (7Б)

  • «История железнодорожного вокзала» (6А) и т.д.

На торжественном сборе содружества «Орлята» командиры классов отчитались о проделанной поисковой работе. Ребята проявляют интерес к изучению истории родного края, учатся хранить память поколений, возрождать традиции и создавать новые, пытаются мыслить и искать.
В рамках реализации Проекта «Моя любимая школа» были проведены акции по благоустройству школьной территории, очистке водоемов города, дни экологической безопасности, трудовые десанты по уборке территории. В целях формирования у подрастающего поколения чувства гражданской ответственности за судьбу малой родины, желания участвовать в решении ее экологических проблем, в школе ежегодно проводятся природоохранные акции «День птиц», «Чистой речке – чистые берега», «Берегите воду», «Зеленый дом», туриады и туристические слеты. Учащимися 1А класса создан проект по ознакомлению с окружающим миром «Царица – водица» (классный руководитель Китова И.А.).

Изучению родного края посвятили экскурсии в города: Ростов-на-Дону, Шахты, Азов, Новочеркасск -2, 4, 6А, 8А классы.

Школьное краеведение позволяет классным руководителям вести воспитательно-образовательную работу на богатом конкретном материале, развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности.

В результате реализации Программы «Формирование патриотизма и гражданственности средствами краеведения»



  • Школой проведена необходимая деятельностно–практическая работа, совершенствуется деятельность творческих групп , реализован план 2007-2008 учебного года.

  • Активизированы освоение новых воспитательных технологий современной диагностики уровня воспитанности школьников, разработка новых курсов и программ краеведческой направленности; разработка методических рекомендаций для работников ОУ по реализации гражданско-патриотического воспитания средствами краеведения.

В новом году планируется продолжить поисковую работу, создать новые электронные ресурсы на темы: «Судьба моей семьи в истории города», «Я славлю шахтерский труд», «Школа, я и моя семья».

  • Расширился кругозор, развиваются интеллектуальные способности учащихся на основе проведения исследовательской деятельности. В2006-2007 учебном году в областных конкурсах исследовательских проектов участвовали 4 учащихся, а в 2007-2008 учебном году – 7человек.

  • Увеличилось количество школьников, регулярно участвующих в работе органов управления школой, патриотических объединений, клубов, желающих сочетать общественные и личные интересы (13 учащихся в 2006-2007 учебном году и 21 – в 2008 году);

  • Школа приобрела опыт участия в конкурсах социально-значимых проектов. Она награждена дипломом участника общероссийского конкурса социальных проектов на тему «Наш ГОРОД» в номинации «ГОРОД ДЕТСТВА» в 2007 году, в 2008г. – дипломом за участие в конкурсе экологических проектов «Земля – наш общий дом».


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница