Резьба по камню, изображение высеченное, выбитое или процарапанное на камне



Дата18.11.2016
Размер86.4 Kb.
Петроглиф -

резьба по камню, изображение высеченное, выбитое или процарапанное на камне

Задолго до появления письменности люди нашли способ отразить и передать свои мысли об окружающем мире с помощью изображений на скалах. Ученые различают два вида примитивных произведений. Те, что наносились на скалу краской, называют писаницами. А те, что выбивались с помощью каменного или металлического инструмента, - петроглифами или гравировками. Древние рисунки можно найти во многих точках планеты, они встречаются и в пещерах, и под скальными навесами, да и просто под открытым небом.
Сегодня в 120 странах насчитывается

до 140 тысяч памятников древнего художественного промысла,

а общее число обнаруженных доисторических фигур приближается

к 35 миллионам.



Скалы через тысячелетия донесли до нас удивительные и во многом загадочные послания людей, имена которых науке неизвестны. Есть только предположение, что авторами примерно 70 процентов наскальных рисунков могли быть охотники, а остальные созданы племенами, промышлявшими земледелием и скотоводством.

В 1926 году, студент-этнограф из Ленинграда Александр Линевский, изучавший быт поморов в беломорском селе Выгостров, совершил научное открытие. На острове Шойрукшин, недалеко от ревущего порога, он обнаружил несколько сотен наскальных изображений. Спустя 10 лет ленинградскому археологу Владиславу Равдоникасу удалось найти в окрестностях Выгострова много новых скоплений наскальных памятников - Старая Залавруга, Ерпин Пудас, вторая группа на острове Шойрукшин.

В 60-е года экспедиция под руководством Юрия Савватеева обнаружила свыше тысячи новых петроглифов на Залавруге, а также на маленьких безымянных островках к северу от села Выгостров. В общей сложности в Беломорье к 70-м годам прошлого века было открыто более двух тысяч рисунков на скалах и не менее 40 древних поселений, относящихся к эпохам от неолита до средневековья.

Петроглифы выбиты только в двух местах в Карелии:

на мысах и островах восточного берега Онежского озера и на островах реки Выг недалеко от ее впадения в Белое море - на расстоянии более 300 км друг от друга по прямой. Сегодня ученые предполагают, что эти территории были всегда привлекательны для проживания охотников и рыбаков. Подходили они и для древних святилищ, потому что представляют собой невероятно живописные и впечатляющие природные ниши с выходами скальных пород. Вдоль уреза воды они слегка пологие, гладкие, отшлифованные ледником и набегающими и отступающими волнами - настоящие готовые полотна для гравировок.


Сколько лет наскальным рисункам Карелии?

Точно не менее шести тысяч. Однозначно можно сказать, что гравировки были высечены еще до появления на свет египетских пирамид и древнейших цивилизаций Шумера и Аккада.

Петроглифы Карелии включены в

мировой список 100 памятников,

находящихся под угрозой

разрушения.

В одном ряду

с ними находятся

Великая китайская стена и

Долина царей с гробницами фараонов

Петроглифы являются уникальным памятником древнейшей культуры человечества. Это памятник – «наш» и, что ещё важнее, - наших детей и внуков.

Петроглифы нужны и служат людям уже сегодня, обогащая их историческую память. Они бесценны, это часть наших духовных ценностей, нашего национального достояния.

Карельские петроглифы – выдающиеся памятники, пользующиеся мировой известностью. "Каменная летопись", "Библия каменного века" - так их характеризуют исследователи. В конечном счете, ценность карельских петроглифов сопоставима с такими памятниками, как Кижи и руны "Калевалы".

И по сей день, ученые открывают новые рисунки или же неизвестные ранее важные детали старых изображений. Одна из причин таких сюрпризов - плохая сохранность многих наскальных фигур. Время не пощадило их: выбитая часть сильно потемнела и зачастую сливается по цвету и фактуре с поверхностью окружающих скал, рельеф их стал мельче. Особенно сильно стерлись рисунки, расположенные у самой воды, постоянно омываемые волнами озера.

Еще сильнее сглаживают изображения ледоходы. Высота ледяных торосов достигает здесь 5 - 6 метров. Порой они отрывают от скал целые куски, ставят их в неустойчивое положение, а иногда сталкивают в пучину озера. Чуть выше, куда не достигают волны, рисунки разъедают мхи и лишайники. Трещины и разломы среди скал, многочисленные выбоины и шрамы свидетельствуют о постоянной разрушительной работе стихии, уничтожившей десятки изображений. Но основная масса их все же сохранилась и настолько, что поддается фотографированию без подкраски.

В Карелии вандалы

уничтожают петроглифы.

Стало известно, что в Карелии вандалы уничтожили уникальные наскальные петроглифы, включенные в число 100 памятников истории мирового значения. В августе 2002 года на полуострове Кочнаволок Онежского озера в Карелии был совершен акт вандализма. Неизвестные уничтожили большое количество петроглифов. Наскальные рисунки повреждены неким острым предметом, а рядом высечены свежие надписи.


Как сберечь памятник
Со времени открытия петроглифов Беломорья остро стоит вопрос сохранения этого уникального памятника.

Следы кострищ, въевшиеся в скалу масляные пятна, подтеки, оставшиеся после попыток туристов сделать копии, увы, все это появилось в наши дни на скалах, пребывавших в целости и сохранности не одно тысячелетие.

Как только сходит снежный покров, многочисленные экскурсанты стремятся в наши края приобщиться к древним тайнам.

Все бы хорошо, да оставляют после себя туристы горы мусора, и, по словам исследователей, эрозия скальных поверхностей, вызванная большой рекреационной нагрузкой на памятники, может быть довольно серьезной.

Что же делать? Ответить на этот вопрос постарались дать карельский археолог Н. Лобанова и ученые из Норвегии К. Хельскуг и А.-С. Хиген, став инициаторами проекта «Сохранение и презентация наскальных памятников Беломорья».

В плане - исследовательские работы, документирование (в том числе описание петроглифов, выявленных в последнее время), а также организация безопасного для памятника посещения туристов. Планируется, в частности, проложить к группам рисунков деревянные мостовые, благоустроить прилегающую территорию, обучить сторожей и гидов.






Храним прошлое – думаем о будущем

Краеведческий музей в нашем городе был основан в 1961 году. Он выполняет функции хранителя исторических ценностей, ведет научно-исследовательскую деятельность, занимается просветительской работой среди местного населения. Беломорский музей обладает широкими перспективами развития, в том числе и в такой важной сфере деятельности, как туризм. Туризм является одним из перспективных направлений, которое позволяет музеям сегодня выжить, вести полноценную экспозиционную, выставочную, научно-просветительскую работу. Рост экскурсионного обслуживания на петроглифах наблюдался в 2002 году – 4,5 тысяч человек и в 2003-м – 5 тысяч. Затем количество заказанных музею экскурсий снижается – до 1 тысячи в прошлом году. Но это не значит, что туристов стало меньше. По наблюдениям сотрудников музея, количество неорганизованных посещений в 2-3 раза больше числа экскурсантов, обслуженных музеем.


«Бесовы следки» восстановят?

 

Бесовы следки. Эту группу петроглифов знают во всем мире. Все, кто их видел, единодушны в своем мнении. Зрелище – незабываемое. Только, увы, взглянуть на знаменитую цепочку следов и саму фигуру Беса проблематично: павильон давно закрыт для посетителей.



Старожилы рассказывают, каким был этот павильон когда-то. Встречала посетителей экспозиция, рассказывающая о древней истории края. Скалу с петроглифами подсвечивали специальные фонари. Со смотровой площадки экскурсанты любовались «каменной рекой» - обнажившимся после строительства ГЭС руслом Выга.

Выбитые стекла, осыпающаяся штукатурка, трещины на стенах и потолке – это уже впечатления побывавших здесь экскурсантов первой половины 90-х. Вскоре здание было закрыто. А ремонт все откладывается.

Пока продумываются и обсуждаются различные проекты, территории карельских петроглифов остаются практически бесхозными. Участились случаи их порчи, а при проведении экскурсий по Залавруге, например, туристы передвигаются прямо по наскальным рисункам.

Нельзя не сказать о летних лагерях для детей и подростков, которые организуют карельские педагоги на территориях петроглифов. Работа ведется большая, дети с удовольствием работают и отдыхают в необычных условиях вблизи древних поселений человека.


«Беломорские петроглифы остаются беззащитными перед современными варварами».


Главной проблемой в сохранении древних наскальных изображений на побережье Белого моря остается отсутствие их охраны. Уникальные рисунки первобытного человека остаются беззащитными перед современными варварами, которые уже неоднократно пытались выбить новые изображения и устраивали кострища по соседству с петроглифами. Ирина Соболева выразила также обеспокоенность аварийным состоянием павильона над скалой с самой известной группой Беломорских петроглифов "Бесовы следки", который был закрыт для посещения в конце 90-х гг. прошлого столетия.. Беломорские петроглифы считаются самым крупным скоплением древних наскальных рисунков в Европейской части России. Здесь открыто более 2 тысяч изображений, выбитых на поверхности скал в эпоху неолита IV-III тысячелетия до нашей эры.


Каменный щит Карелии.
Это место уникально не только своими петроглифами. Здесь, на Залавруге, выходят на поверхность мощные и прочные каменные плиты, которые в других местах таятся под тонким слоем мха и почвы. Это верхушка Балтийского кристаллического щита, громадной каменной платформы, которая появилась на поверхности Земли 3 миллиарда лет назад и до сих пор испытывает чуть заметные поднятия.

Верхний слой щита постепенно разрушается и уносится ветрами и водами.

За время долгого существования каменный щит Карелии потерял свою монолитность – поверхность скал испещрена шрамами времени: разломами, трещинами.

Земля медленно «дышит», «ворочается» в глубине.




Петроглифы выбиты, т. е. углублены в поверхность скалы, точечными ударами камня, скорее всего кварца, глубина выбивки разная от поверхностной до глубокой, обычно 2 – 3 мм.
Большинство фигур выбито сплошь по всей площади силуэта, это даёт контраст между поверхностью скалы и более светлым рисунком.
Преобладают выбивки в профиль и в фас. Размеры фигур в среднем от 15 до 60 см, но встречаются и очень большие единичные фигуры более 2 метров.




Среди фигур преобладают лодки, большинство из них

с гребцами.

Второе место по численности занимают изображения людей, затем лесных зверей (лоси, олени, медведи, лисицы),

морских зверей (белухи, тюлени), птиц.

Встречаются редкие и оригинальные фигуры –

изображения деревьев, лука и стрел, гарпунов, змей, ловушек, цепочки следов зверей, людей: пеших и лыжников.

Композиции показывают сцены основных занятий древнего человека: морской промысел, охота на лесных зверей и птиц разными способами, а так же враждебные столкновения и поединки.






























База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница