Решением очередной 22 сессии Кызылординского областного маслихата от 18 декабря 2013 года №166 Программа развития



страница1/9
Дата04.05.2016
Размер1.82 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Утверждена

решением очередной 22 сессии

Кызылординского областного маслихата

от 18 декабря 2013 года №166


Программа развития

Кызылординской области

на 2011-2015 годы

Город Кызылорда, 2013 год

Содержание




1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ




2.

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ




2.1

Оценка позитивных и негативных сторон состояния Кызылординской области, их влияние на социально-экономическое и общественно-политическое развитие Республики Казахстан




2.2

Анализ социально-экономического положения Кызылординской области







Экономическое развитие

Социальная сфера

Инфраструктурный комплекс

Развитие сельских территорий, экология

Государственные услуги





2.3

Комплексная характеристика основных проблем, рисков, сдерживающих факторов, конкурентных преимуществ и возможностей устойчивого социально-экономического развития Кызылординской области в среднесрочной перспективе




2.4

Анализ действующей политики государственного регулирования социально-экономического развития Кызылординской области




3.

ВИДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА







Ключевые индикаторы




4.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ, ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПУТИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ







Направление 1: Развитие экономики региона







Направление 2: Социальное развитие







Направление 3: Инфраструктура







Направление 4: Развитие сельских территорий, экология







Направление 5: Государственные услуги




5.

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ




6.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ




Наименование программы

Программа развития Кызылординской области на 2011-2015 годы (далее – Программа)

Основание

для разработки



Указ Президента Республики Казахстан от 27 августа 2012 года №371 «О внесений изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года №827 «О системе государственного планирования», Указ Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года №931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан»


Основные

характеристики региона



Территория Кызылординской области составляет 226,0 тыс.кв.км или 8,3% территории республики и расположена на юге Казахстана в пределах Туранской низменности, на Востоке расположены отроги хребта Каратау, на Северо-Западе пески приаральского Каракума, на юго-западе - пески Кызылкум.

В области 7 сельских районов и 3 города, 2 поселка, 263 населенных пунктов.

Население области на 1 января 2013 года составляет 726,7 тыс. человек, плотность населения в среднем на 1 кв. км территории составляет 3,22 человек (по состоянию на 1 января 2013 года).

Административным центром является - город Кызылорда.


Направления


Развитие экономики региона

Социальное развитие

Инфраструктура

Развитие сельских территорий, экология

Государственные услуги


Цели


Программы

Обеспечение роста благосостояния населения на основе развития и эффективного социально- экономического потенциала области


Задачи

Обеспечение устойчивого роста валового регионального продукта (далее –ВРП) и стабилизации инфляционных процессов;

развитие обрабатывающих отраслей экономики;

развитие использования альтернативных источников энергии;

обеспечение продовольственной безопасности области за счет стабильного роста производства и экспорта продукции агропромышленного комплекса (далее - АПК);

обеспечение динамичного развития сферы малого и среднего предпринимательства;

создание благоприятного инвестиционного климата, условий для укрепления и развития сотрудничества, вложения капитала;

повышение конкурентоспособности отечественной продукции, модернизация и диверсификация производства;

увеличение доли казахстанского содержания в инвестиционных проектах области и в закупках товаров, работ и услуг;

повышение качества услуг школьного образования;

увеличение сети дошкольных организаций и улучшение качества предоставляемых услуг дошкольного образования;

создание условий для качественной подготовки конкурентоспособных кадров;

повышение доступности и качества медицинской помощи в Единой национальной системе здравоохранения;

улучшение здоровья населения и снижение бремени социально значимых заболеваний;

содействие и обеспечение устойчивой занятости населения области;

содействие к снижению уровня бедности;

оказание социальной поддержки населению области;

стимулирование роста востребованности отечественного продукта сферы культуры;

эффективная реализация государственной языковой политики на местном уровне;

развитие массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения;

развитие и формирование туристского имиджа и повышение качества предоставляемых услуг;

повышение эффективности государственной информационной политики и взаимоотношения институтов гражданского общества и государства;

расширение участия институтов гражданского общества в реализации Стратегии развития страны;

обеспечение государственной поддержки молодежи;

укрепление общественного порядка и поддержание необходимого уровня безопасности жизни граждан и повышение эффективности борьбы с преступностью, с наркоманией и наркобизнесом;

создание условий по снижению рисков и минимизации ущерба от техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

обеспечение качественными услугами в сфере телекоммуникации и связи;

развитие дорожной инфраструктуры;

развитие транспортных услуг;

развитие жилищно-коммунального хозяйства области;

обеспечение стабильного функционирования систем водоснабжения; обеспечение стабильного функционирования систем теплоснабжения;

обеспечение стабильного функционирования канализационных систем;

развитие сельских населенных пунктов области;

создание условий по сохранению и восстановлению экосистем, воспроизводство лесов и лесоразведение;

повышение эффективности в деятельности местной исполнительной власти



Целевые

индикаторы



Индекс физического объема валового регионального продукта, % к предыдущему году;

индекс физического объема промышленной продукции;

индекс физического объема выпуска продукции обрабатывающей промышленности;

увеличение выработки электрической энергии;

индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства;

индекс физического объема выпуска продукции субъектами малого и среднего предпринимательства;

индекс физического объема розничной торговли;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в %;

рост уровня активности предприятий и организаций в области инноваций (технопарки, бизнес-инкубаторы, индустриальные парки и т.п);

увеличение доли казахстанского содержания в общем объеме закупок товаров, работ и услуг;

уровень удовлетворенности населения доступностью и качеством образования;

охват детей дошкольным воспитанием и обучением;

доля охвата молодежи типичного возраста (14-24 лет) техническим и профессиональным образованием;

уровень удовлетворенности населения качеством медицинских услуг;

ожидаемая продолжительность жизни населения, лет;

снижение общей смертности на 1000 человек (далее – чел.) населения;

уровень безработицы;

доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;

удельный вес лиц, охваченных оказанием специальных социальных услуг (в общей численности лиц, нуждающихся в их получении);

уровень удовлетворенности населения области качеством услуг сферы культуры;

доля населения, владеющего государственным языком;

увеличение охвата населения всех возрастов, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

увеличение совокупного дохода организаций предоставляющих услуги в сфере туристской деятельности;

увеличение доли населения, положительно оценивающего взаимоотношения институтов гражданского общества и государства;

прогнозный уровень доверия населения к органам внутренних дел;

снижение людских и материальных потерь от чрезвычайных ситуаций;

уровень удовлетворенности населения качеством услуг в сфере связи и коммуникаций;

индекс физического объема строительных работ;

ввод в эксплуатацию жилых зданий, в кв.м общей площади;

доля автомобильных дорог местного значения находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии;

объем грузооборота;

объем пассажирооборота;

уровень удовлетворенности потребителей качеством коммунальных услуг;

увеличение уровня доступа населения к централизованному водоснабжению;

увеличение уровня обеспеченности услугами теплоснабжения;

увеличение уровня обеспеченности населения услугами водоотведения;

увеличение количества сельских населенных пунктов с высоким потенциалом развития;

снижение валовых выбросов вредных веществ;

площадь покрытых лесом угодий государственного лесного фонда;

уровень удовлетворенности населения качеством оказания социально-значимых услуг


Источники и объемы

финансирования

Источники финансирования: республиканский и местный бюджеты, собственные средства инвесторов, заемные средства.

Объемы финансирования:

2011 год 210205,6 млн. тенге

2012 год 136619,2 млн. тенге

2013 год 90970,3 млн. тенге

2014 год 65900,4 млн. тенге

2015 год 49156,9 млн. тенге

Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении республиканского и местного бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.



2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ


2.1. Оценка позитивных и негативных сторон состояния Кызылординской области, их влияние на социально-экономическое и общественно-политическое развитие Республики Казахстан
С учетом отраслевой специализации Кызылординская область является аграрно-индустриальным регионом.

Положительной тенденцией является рост уровня развития обрабатывающей промышленности, которому способствовала реализация крупных инвестиционных проектов Карты индустриализации, ориентированных на создание высокотехнологичного производства ванадия, серной кислоты, камышито-стружечных плит, высококачественной щебени, предприятий по переработке сельхозпродукции.

Соответственно, высокий уровень развития наблюдается в строительном секторе, в том числе в жилищном строительстве.

Отрицательным моментом является снижение объемов нефти за 2012 году, при этом наблюдается увеличение объемов валовой продукции сельского хозяйства.

По итогам 2012 года в рейтинге по динамике социально-экономического развития область заняла 3, а по уровню развитости – 16 место.

Ресурсный потенциал. Кызылординская область обладает значительными ресурсами, составляющими потенциал ее уникальных конкурентных преимуществ. Запасы природных ископаемых представлены богатыми месторождениями железных и полиметаллических руд, урана, нефти, поваренной соли, известняка, кварцевых песков.

Экономический потенциал. Кызылординская область является рисоводческим регионом Казахстана с большим потенциалом развития.

Занимая всего 8,3% территории страны, область производит около 90% риса Казахстана, высоко ценимой на внешнем рынке.

Имеются сильные позиции по перспективному развитию животноводства, в том числе мясного направления с высоким экспортным потенциалом.

Наличие пастбищных угодий дает возможность для увеличения поголовья скота и объемов производства животноводческой продукции.

Промышленный потенциал области определяют крупные экспортоориентированные промышленные предприятия, производящие ванадий, уран, свинец, цинк и другие.

Для развития туристического потенциала имеются большие возможности, основанные на имеющихся курортно-рекреационных зонах, историко-архитектурных памятниках, богатые на даты, события. Наличие уникальных зон, как «Зона отдыха Камыстыбас (Камбаш) в Аральском районе», «Центр паломничества Коркыт ата», комплекса «Байконур» создают условия для формирования туристского комплекса мирового уровня.

Транспортный потенциал. Имеющийся транзитный потенциал выражается в экономически выгодном расположении территории области на пересечении (авиационного, железнодорожного и автомобильного) путей, связывающих между собой государства Азиатского региона, Ближнего и Среднего Востока и Европы.

Уровень жизни населения. Улучшения заметны в демографической сфере, наблюдается рост рождаемости и снижение смертности. Повышается продолжительность жизни.

ВРП на душу населения в 2012 году превысил уровень 2007 года в 2 раза и составил 1634,6 тыс. тенге.

Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума в 2012 году по сравнению с 2008 годом, значительно снизилась с 24,3% до 3,8%, что характеризует о повышении доходов населения.

Развитие малого и среднего предпринимательства. В 2012 году зарегистрировано 20813 единиц, количество занятых в них составляет 65695 человек.

За 10 месяцев 2013 года зарегистрировано 22183 единиц, количество занятых в них составляет 70831 человек.

Численность занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса составила 65 695 человек или 104,1% к 2011 году.

За январь-октябрь 2013 года численность занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса составила 70 831 человек или 105,9% к 2012 года.

Выпуск продукции предприятиями малого и среднего бизнеса составил 172,1 млрд. тенге и по сравнению с 2011 годом возрос на 1,9%.

За 10 месяцев 2013 года выпуск продукции предприятиями малого и среднего бизнеса составил 199,4млрд. тенге или 100,2% к 2012 года.

В целом Стратегическая задача области состоит в том, чтобы опираясь на ресурсы нефтегазового сектора, обеспечить подъем обрабатывающей промышленности на базе освоения минеральных и аграрных ресурсов области, развитие конкурентоспособных видов продукции АПК, пищевой промышленности, строительных материалов и стекольной продукции, а так же реализацию транзитного потенциал региона. Это позволит снизить зависимость экономики области от сырьевого сектора, создаст новые рабочие места и обеспечит дополнительные налоговые поступления в местный бюджет.

В области наблюдается существенный дисбаланс в структуре производства – подавляющее преобладание горнодобывающей промышленности над обрабатывающей – 92,8% и 3% соответственно. Такая ситуация делает экономику области уязвимой от колебаний цен на сырье нескольких видов экспортных минеральных ресурсов, а также зависимой от нескольких нефтегазодобывающих компаний.

В этой связи, экономика области нуждается в диверсификации производства в сторону обрабатывающей промышленности, что позволит снизить зависимость экономики области от наличия сырья и цен на него, а также создаст дополнительные рабочие места в производстве.

В ближайшее десятилетие нефтегазовая промышленность останется главным «двигателем» экономического роста в стране. Ключевой задачей региона на перспективу является вопрос проведения масштабных геологоразведочных работ и изучение возможностей начала добычи углеводородного сырья на новых месторождениях.

Несмотря на дефицитность основного ресурса для возделывания растениеводческих культур – водных ресурсов, регион имеет хорошие возможности и перспективы в области животноводства.

Перспективным направлением развития АПК области является отрасль верблюдоводство и производство продукции получаемой от верблюдоводства (шерсть, шубат и др.).

В целях эффективного развития отрасли животноводства необходимо:

развитие племенной базы и повышение генетического потенциала скота;

создание устойчивой кормовой базы и обеспечение полноценного и сбалансированного кормления животных путем увеличения посевных площадей под кормовыми культурами.

Стратегической задачей в использовании потенциала является развитие сети автомобильных и железных дорог, проходящих через территорию области, развитие инфраструктуры перевозок.

Тем не менее, в области имеется ряд экономических и социальных проблем.

Оценивая ситуацию в социальной сфере области, следует отметить, что общей проблемой является слабая материально-техническая база.

Индустрия сферы культуры развивается медленно. В капитальном ремонте нуждаются более трети сельских клубов.

Ситуация на рынке труда области не лишена проблем, важнейшими из которых на рынке труда являются: несоответствие спроса и предложения на рынке труда, потребность в квалифицированных рабочих и технических кадрах, низкое качество рабочей силы, слабая материально-техническая база в профессионально-технических школах области.

Сохраняется безработица, особенно высок уровень молодежной безработицы.

Недостаточная активность малого бизнеса и его вклад в развитие экономики и социальной сферы области.

В области 40% автодорог находятся в неудовлетворительном состоянии. Имеются сельские населенные пункты, не имеющие связи с районными центрами по автомобильным дорогам с твердым покрытием.

Отмечается структурный дефицит кадров. При обеспеченности достаточно высокой занятости ощущается дефицит кадров технических специальностей и специалистов для работы в сельском хозяйстве.

Рост объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу связан с усыханием Аральского моря и деятельностью комплекса Байконур, увеличением количества автотранспорта, низким качеством автомобильного топлива, несоблюдением стандартов загрязнения окружающей среды, нерешенными вопросами утилизации отходов производства.

2.2 Анализ социально-экономического положения Кызылординской области


ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие региональной экономики

Впервые Валовый Региональный Продукт в 2011 году превысил 1трлн. тенге и реальный рост составил 105,5%.

Валовый региональный продукт в 2012 году составил 1 176,5 млрд. тенге и реальный рост составил 103,7%.

В структуре ВРП основную долю занимает промышленность, объем которого составил 548,2 млрд. тенге или 46,6% в общем объеме.

Результаты внешнеэкономической деятельности Кызылординской области со странами мира характеризуются положительной динамикой. Так, объем внешней торговли области в 2011 году достиг 5,2 млрд. долларов США (124,1%), в 2012 году 5,3 млрд. долларов США, что на 1,6% больше чем в 2011 году. При этом достигнуто положительное сальдо внешнеторгового оборота – 4,7 млрд. долларов США.

Инфляция. Проводимые меры по сдерживанию инфляционных процессов и наращиванию собственных мощностей позволяют не допустить необоснованного роста цен на основные продукты питания.

В результате принятых мер индекс потребительских цен на 2011 год составил 100,3%, в том числе на продовольственные товары – 100,3%, непродовольственные товары – 100,6%, платные услуги – 100,1%, на 2012 год составил 106,4%, в том числе на продовольственные товары – 104,3%, непродовольственные товары – 103,7%, платные услуги – 111,9%.

Индекс потребительских цен в октябре 2013 года к декабрю 2012 года сложился на уровне 102,7%. В том числе индекс цен на продовольственные товары сложился на уровне 102,1%, непродовольственные товары – 101,9%, платные услуги – 104,1%.

По сравнению с прошлым месяцем цены на продовольственные товары составили 100,2%, на непродовольственные товары - на 100,4% и на платные услуги - 100,1%.

Промышленность

С учетом проведенной актуализации в Карту индустриализации Кызылординской области включены 23 проекта на общую сумму 140,3 млрд.тенге, из них в региональной карте – 22 проекта с общей суммой 121,5 млрд.тенге, в республиканской карте – 1 проект с общей суммой 18,8 млрд.тенге.

Из 23 проектов в 2010-2012 годах в рамках региональной карты индустриализации реализовано 18 проектов на сумму 78,4 млрд. тенге. Создано 944 новых рабочих мест. В том числе в 2010 году реализовано 9 проектов, где имеется производство молочной продукции, хлебобулочных изделий, высококачественной щебени и асфальта.

В 2011 году реализовано 7 проектов:

-«Организация производства по сборке и производству рисовых жаток ЖРВ-5 и ЖВП-4,9» ТОО СП «Азов-Арал агромаш». Стоимость проекта – 120,0 млн. тенге. Мощность проекта 70 жаток в год. Предприятие стабильно работает, произведено 36 жаток и 24 прессоподборщиков;

-«Строительство мини-цеха по переработке молока» КХ «Шогирли». Стоимость проекта – 50,0 млн. тенге. Мощность проекта 432 тонны молочной продукции в год. Предприятие также стабильно работает;

-«Расширение завода по переработке рыбы» ТОО «СПК «Кызылорда». Стоимость проекта – 150,0 млн. тенге. Мощность проекта - переработка 684 тонн рыбы в год;

-«Строительство газотурбинной электростанции на месторождении Акшабулак» ТОО «Кристалл Менеджмент». Стоимость проекта – 19060,0 млн. тенге. Мощность проекта выработка 724,4 млн. кВт электроэнергии. Предприятие стабильно работает.

-«Строительство цеха по производству томатной продукции» КХ «Тату Агро». Стоимость проекта увеличена с 471,0 млн. тенге на 851,1 млн.тенге. Мощность проекта 3,8 тыс. тонн томатной продукции в год.

-«Строительство завода по производству КСП» ТОО «Алтын бала-08». Стоимость проекта – 450,0 млн. тенге. Мощность проекта 24 тыс. плит в год.

-«Строительство серно-кислотного завода» ТОО «СКЗ-U». Стоимость проекта 32497,3 млн. тенге. Мощность проекта 500 тыс. тонн серной кислоты в год.

В 2012 году реализовано 2 проекта:

-«Строительство кирпичного завода» ИП «Палжанов». Стоимость проекта – 20 млн. тенге. Предприятие стабильно работает;

-«Строительство комплекса "Центр поломничества Коркыт Ата" вдоль автомагистрали "Западная Европа-Западный Китай" ТОО «Дорстрой». Стоимость проекта – 220,0 млн. тенге.

Благодаря реализация вышеуказанных проектов в перечне статотчетностей обрабатывающей промышленности появились новые виды продукции как, фруктовые консервы, макароны, лапша, углеводородные сжиженные газы и серная кислота, которые существенно повлияли на увеличение доли обрабатывающей промышленности.

Одним из важнейших финансовых инструментов реализации ГПФИИР является «Дорожная карта бизнеса 2020», на что в 2012 году из республиканского бюджета было выделено – 1,9 млрд. тенге.

В рамках направления «Субсидирование процентной ставки» региональным координационным советом одобрено 79 проектов, из которых субсидируется 72 проектов, по 5 проектам было предоставлено частичное гарантирование по кредитам.

По направлению «Развитие необходимой инфраструктуры» были проведены работы по подведению инженерной инфраструктуры к 10 объектам, таких как:

1) Создание промышленной площадки в г.Кызылорда (44 га);

2) Создание индустриальной зоны в г. Кызылорда (760 га);

3) Производство бумажных изделий;

4) Строительство теплиц;

5) на разработку ПСД по проекту «Строительство птицефабрики мощностью 6000 тн мяса»;

6) на разработку ПСД по проекту «Организация цеха по производству томатной продукции»;

7) подведение необходимой инфраструктуры по проекту «Организация зоны отдыха «Камбаш»;

8) «Магистральная улица трассы «Кызылорда-Жалагаш»;

9) Организация туристической базы отдыха «Золотые пески;

10) Строительство центра поломничества Коркыт Ата.

В 2011 году промышленными предприятиями области произведено продукции на 1,0 трлн. тенге или 100,2% к 2010 году, в 2012 году на 1,1 трлн. тенге или 101,0% к 2011 году.

В горнодобывающей промышленности и разработке карьеров произведено продукции на 1,0 трлн. тенге или 100,4% к соответствующему периоду прошлого года. Добыто 10,9 млн. тонн сырой нефти.

За 10 месяцев 2013 года промышленными предприятиями области произведено продукции на 1 105,0 млрд. тенге или к соответствующему периоду 2012 года составил 99,7%.

За счет увеличения объема продукции нефтепереработки, химической и легкой промышленности, продуктов питания на 14,2% обеспечен рост производства в обрабатывающей промышленности (произведено продукции на 50,8 млрд. тенге).

В электроснабжении, подаче газа, пара и воздушного кондиционирования индекс физического объема в январе-октябре 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012 года возрос на 15,5%.

Основные проблемы в промышленности:

основной уклон экономики региона направлен на добывающую промышленность, при этом не развивается обрабатывающая отрасль;

низкий уровень инновационной активности предприятий;

отстутствие производств по выпуску продукции в сфере пищевой и легкой промышленности;

отсутствие заинтересованных иностранных и отечественных инвесторов готовых вкладывать средства в развитие инновационных технологий;

низкая конкурентноспособность продукции;

недостаточный уровень экспорта продукции обрабатывающей отрасли.

Агропромышленный комплекс

Объем валовой продукции сельского хозяйства за 2011 год составил 45,3 млрд. тенге или 98,2%. В 2012 году этот показатель составил 48,5 млрд. тенге или 103,5%. В том числе растениеводство 28,9 млрд. тенге (103,7%), животноводства – 18,6 млрд. тенге (101,6%).

В 2012 году общая посевная площадь составила 159,8 тыс. га, что на 4,2 тыс.га меньше чем в 2011 году. В том числе зерновые культуры - 84,2 тыс. га (96,8% к 2011 году), картофель - 8,5 тыс.га (96,6% к 2011 году), технические культуры – 2,0 тыс. га (90,9% к 2011 году), овощи – 6,2 тыс. га (89,9% к 2011 году), бахчевые культуры – 8,5 тыс. га (103,7% к 2011 году), кормовые культуры – 50,5 тыс. га (100,8% к 2011 году).

Собрано 291,0 тыс. тонн зерна (в весе после доработки) (96,7% к 2011 году), 125,4 тыс. тонн картофеля (103,9% к 2011 году), 105,7 тыс. тонн овощей (106% к 2011 году), 147,7 тыс. тонн бахчевых культур (126,9% к 2011 году).

За счет мероприятий, направленных на диверсификацию животноводства, в сельхозформированиях поголовье КРС по сравнению с 2011 годом увеличено на 1,1%, в том числе коровы на 3,2%, лошадей на 9,9%, верблюдов на 3,7%.

За 10 месяцев 2013 года объем валовой продукции сельского хозяйства составил 44,1 млрд. тенге или 100,1% к соответствующему периоду 2012 года. Следует отметить, что данный рост обеспечен за счет увеличения производства продукции растениеводства. В 2013 году урожайность основной культуры - риса составил 48,8 центнера с гектара, что позволило собрать всего 360,8 тыс.тонн риса - шалы.

Для сохранения и повышения урожайности сельскохозяйственных культур особое внимание уделяется вопросу семеноводства.

За последние 4 года районированы 3 сорта риса российской селекции. Планируется районировать еще 2 сорта (Фитш, Анаит). Также внедрен опыт обработки семян риса швейцарским фунгицидом «Селест топ», который позволяет в 2 раза сэкономить семена риса, на 7-10 дней – вегетативный период созревания, а использование воды сократится до 5% и в 2012 году обработано 1472 тонн семян риса препаратом «швейцарский фунгицид «Селест топ».

В животноводстве активно реализуется программа развития экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота. В 2011 - 2012 годах в рамках проекта «Сыбага» во всех сельхозформированиях через АО «КазАгро» было выделено 817,6 млн. тенге кредитов, на что было закуплено 4800 голов маточных коров и 253 голов племенных быков мясного направления, тем самым 2-х годичный план перевыполнен на 165,5%.

В 2013 году 72 хозяйств приобрели 142 голов быков и 2594 коров на сумму 461,5 млн. тенге. Ведутся работы по организации откормочных площадок в Казалинском районе и в городе Кызылорде.

Сегодня по аналогии с проектом «Сыбага» готовятся мастер-планы по развитию верблюдоводства, коневодства, овцеводства. Их реализация станет ощутимым стимулом для развития всего животноводства области.

В агропромышленном комплексе области основными общесистемными проблемами отрасли являются:

Физическая и моральная изношенность сельскохозяйственной техники;

Отсутствие финансовых возможностей хозяйственных структур в приобретении необходимой техники;

Мелкотоварность сельскохозяйственного производства;

Низкий уровень генетического потенциала используемых семян и скота;

Слабая кормовая база, недостаток полнорационных комбикормов и, как следствие, низкая продуктивность скота и птицы;

Нехватка качественного сырья для промышленной переработки и низкая доля отечественной продукции глубокой переработки на внутреннем рынке продовольственных товаров;

Низкий уровень привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики;

Недостаточное развитие сельской кооперации;

Деградация пастбищных угодий;

Задержка ремонта обводнительных сооружений для восстановления отдаленных пастбищных угодий;

Отсутствие в регионе цехов по переработке продукции животноводства (шерсти, шкур, каракулевые смучки).
Малый и средний бизнес, торговля

Отраслевая специфика малого и среднего предпринимательства области характеризуется преобладанием предприятий строительного сектора, торговли и услуг (более 60%).

Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве имеет достаточно стойкую тенденцию к увеличению. Если в 2008 году их количество составляло 54590 человек, в 2013 году оно достигло 70831 человек. Из них в малом предпринимательстве 17000, в среднем 22700, в индивидуальном предпринимательстве 27369, в крестьянском хозяйстве 3762 человек.

Следует отметить, что ежегодно увеличивается количество занятых в малом предпринимательстве, на сегодня в нем занята четверть от общей численности экономически активного населения, что характеризирует высокую активность населения в данном виде деятельности.

Розничный товарооборот области за 2011 год составил 110,7 млрд. тенге или 126,4% к 2010 году, за 2012 год - 119,2 млрд. тенге или 117,9% к 2011 году, за 10 месяцев 2013 года - 103,8 млрд. тенге или 114,8% к 2012 году.

В целом развитие малого и среднего предпринимательства способствует повышению занятости населения и снижению уровня бедности.

Основные проблемы в малом бизнесе:

сложный механизм действующих разрешительных процедур;

низкий уровень доступа малого бизнеса к кредитным ресурсам (вследствие высоких

требований банковских структур при выдаче кредитных ресурсов);

недостаточное участие субъектов малого предпринимательства в инновационной экономике, т.е. слабое использование и внедрение новых научных разработок и технологий при ведении бизнеса
Инновации и инвестиции

Объем инвестиций в основной капитал в 2011 году составил 253,5 млрд. тенге или 109,3%, в том числе увеличены средства предприятий, организаций и населения – на 14,0%, иностранные инвестиции – в 20 раз, местный бюджет на 51,4%, республиканский бюджет на 43,4%.

В 2012 году этот показатель составил 255,9 млрд. тенге или 110,3%, при этом доля иностранных инвестиций в общем объеме составляет 43,5 млрд. тенге, государственная -69,5 млрд. тенге, частная – 143,0 млрд. тенге.

За 10 месяцев 2013 года объем инвестиции в основной капитал с учетом дооценки возросли на 72,1% и составили 256,2 млрд. тенге, в том числе увеличены средства предприятий, организаций и населения – на 53,0%, иностранные инвестиции – на 52,0%, заемные средства – в 3,3 раза, местный бюджет на 49,1%, республиканский бюджет на 36,9%.

Основные проблемы:

слабая межотраслевая экономическая интеграция;

низкая производительность обрабатывающей промышленности;

неразвитость производственной инфраструктуры;

общая техническая и технологическая устарелость предприятий;

неразвитость малого инновационного предпринимательства;

отсутствие внутреннего платежеспособного спроса на передовые технологии и промышленные нововведения;

отсутствие эффективной связи науки с производством

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Образование

В 2011 году по области функционировало 424 дошкольных учреждений, из них 201-детский сад, 223- мини центры. В них воспитывается 26980 детей, это 71,3% детей в возрасте от 3 до 6 лет.

В целях увеличения сети дошкольных организаций открыто 100 миницентров на 4991 мест, 18 частных садов на 990 мест. 100%-ным горячим питанием охвачены дети из малообеспеченных семей.

По итогам 2012 года в области функционирует 450 дошкольных организаций, где воспитываются 29 735 детей, охват детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением составил 38,3%, от 3 до 6 лет 75,0%. По сравнению с 2010 годом количество детских садов увеличено на 52 единиц, количество миницентров на 105 единиц, частных детсадов на 33 единиц.

В 2012 году за счет республиканского бюджета построены и введены в действие 3 детских сада по 280 мест: в поселке Айтеке би Казалинского района, в районе Ипподрома города Кызылорда, №2 в городе Аральск Аральского района.

За счет местного бюджета 2 детских сада по 90 мест, это в поселке и санаторный сад №3 Тасбугет в городе Кызылорда.

На начало 2012-2013 учебного года в Кызылординской области функционирует 290 школ. Контингент учащихся составляет 125729 учащихся.

Были продолжены работы по ликвидации 3-х сменного обучения и решения проблем аварийных школ.

За счет республиканского бюджета в 2012 году введены в эксплуатацию 4 школы: на 1200 мест в поселке Жанакорган, по 600 мест в аулах Бидайкол и Бекежанова Шиелийского района и в ауле Абай Аральского района.

За счет местного бюджета введены 8 школ: по 300 мест в городе Казалинск, в микрорайоне Наурыз города Кызылорды, в ауле Аманоткел Аральского района, на 150 мест на станции Саксаульск Казалинского района, на 250 мест ауле Аралкум и на 50 мест школа с детсадом на 20 мест в ауле Акбасты Аральского района, на 200 мест в ауле Ботабай Шиелийского района и на 100 мест в ауле Кызылтам Кармакшинского района.

В 2013 году ведется строительство 31 школы, в том числе 25 школ строится взамен аварийных.

Сеть организации ТиПО области представлена 37 колледжам с общим контингентом обучающихся более 28 тыс. человек.

Обучение проводится более чем по 88 специальностям, таких как: нефтегазовая сфера, сфера обслуживания, машиностроение, эксплуатация транспорта и др.

Основным показателем качества образования является трудоустройство. Из 5115 выпускников ТиПО 2012 года 3320 трудоустроены (65%).

Основные проблемы в сфере образования:

необходимость дооснащения материальной базы школ, с учетом перехода на 12 летнее обучение;

низкое техническое оснащение и материальная база учреждений профессионально-технической ориентации.
Здравоохранение

В области функционирует около 300 медицинских учреждений, из них 15 больничных организаций, 16 амбулаторных организаций, 12 диспансеров.

На протяжении ряда лет показатель материнской смертности в области остается нестабильный: в 2011 году- 2 случая, в 2012 году – 3 случае, за 10 месяцев 2013 года – 3 случая.

В 2011 году появилась возможность укомплектовать сеть первичной медико-санитарной помощи 124 социальными работниками. В 2011 году приобретено 40 ед. санитарного автотранспорта, 3 дорогостоящих мобильных медицинских комплекса - автоклиники, 3 спецмашины и 6 реанимобилей.

Помимо скрининговых исследований новорожденных детей, беременных женщин, впервые в 2011 году были проведены скрининговые обследования на выявление заболевания сахарным диабетом и артериальной гипертензией.

В результате системных мер, принимаемых в сфере, только за 2011 год общая заболеваемость снизилась на 14,6%, число онкозаболеваний сократилось на 1,3%, смертность от злокачественных заболеваний – на 16,2%, на 18,8 % снизилось число сердечно-сосудистых заболеваний, на 8,8% - заболеваемость туберкулезом, материнская смертность сократилась на 70%, младенческая – на 10,7%, общая смертность снизилась на 5,1%.

В 2012 году проведены 132 телеконсультации по охране материнства и детства, в том числе с республиканскими научными центрами - 43, районами 89. Через санавиацию оказано 192 медицинской помощи, в том числе 16 раз через санавиацию.

В 2012 году в области обеспечен охват скрининговыми осмотрами 39,9% от общей численности населения.

Общее количество обследованного населения возрастных групп, подлежащих скрининговому осмотру, проживающего на территории области составило 223038 человек.

В целом по области отмечается стабилизация основных эпидемиологических показателей по туберкулезу, но тем не менее эти показатели остаются высокими по сравнению с показателями по Республике Қазахстан.

За 10 месяцев 2013 года отмечается снижение показателей заболеваемости от туберкулеза от 85,2 до 76,7 на 100 тыс. населения по сравнению с прошлым годом.

По итогам 10 месяцев 2013 года достигнуто снижение смертности от болезней системы кровообращения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года от 95,4 до 72,2 промилей на 100 тысяч населения.

Снижение смертности от болезней системы кровообращения достигнуто в результате проведения ряда мероприятий.

С 2009 года при областном медицинском центре функционирует кардиохирургический центр, где ведутся работы по поэтапному расширению перечня операционных вмешательств на сердце и сосудах.

Только в 2013 году количество проведенных коронароангиографий (КАГ) составило 584 раз, стентирований коронарных артерий – 224 раза, тромболизисов – 72 раза.

Вместе с тем, не смотря на проводимые мероприятия по уменьшению числа заболеваемости от онкологических новообразований, за 10 месяцев 2013 года показатель по сравнению с 2012 годом увеличился с 107,9 до 110,5 на 100 000 населения.

Для принятия кардинальных мер по улучшению здоровья населения разработана Дорожная карта развития здравоохранения на 2013-2014 годы, которая предусматривает «точечное» решение самых острых проблем: снижение материнской и младенческой смертности, заболеваемости онкологическими, сердечнососудистыми заболеваниями и туберкулезом.

Для решения вопросов сельского здравоохранения возобновлены работы 13 сельских больниц (9 – в 2013 году, 4 – в 2014), которые оснащены необходимыми оборудованиями.

В 2013 году открыты:

- в целях своевременного распознания на ранних стадиях нарушения слуха у детей - сурдологический кабинет в областном консультативно-диагностическом центре;

- в целях улучшения здоровья молодежи – два молодежных центра здоровья;

- центр мужского здоровья при областном медицинском центре;

- в целях приведения в соответствие со штатным нормативом открыты дополнительно 5 бригад скорой помощи, в том числе одна кардиологическая бригада для городской станции скорой помощи (1 бригада для Аральской станции скорой помощи, 1 бригада для Шиелийской станции скорой помощи и 3 бригады для станции скорой помощи по г.Кызылорда).

Создана круглосуточная экстренная стоматология для обеспечения граждан в ночное время, в выходные и в праздничные дни экстренной стоматологической помощью.

Ведется строительство районных поликлиник на 250 посещений в смену в Шиелийском, Сырдарьинском, Кармакшинском и Жалагашском районах. Всего в 2013 году ведется строительство 25 объектов здравоохранения, проводится капитальный ремонт ряда медицинских объектов.

Проводится активная информационно-коммуникационная работа по пропаганде здорового образа жизни, по соблюдению антитабачного законодательства и профилактике социально–значимых заболеваний, налажена работа по межсекторальному взаимодействию и вовлечению всего казахстанского сообщества в формирование здорового образа жизни.

Основные проблемы в сфере здравоохранения области:

дефицит и недостаточный уровень квалификации медицинских кадров;

высокий уровень заболеваемости населения социально - значимыми болезнями;

низкое качество оказания медицинских услуг;

необходимость дооснащения материально-технической базы организаций здравоохранения.
Социальная защита

В 2011 году в соответствии с поручением Главы государства, началась реализация Программы занятости 2020, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года №316 (далее – «Программа занятости 2020»), цель которой - повышение доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости. В целях реализация программы в области утвержден План мероприятий.

Во всех районах и г. Кызылорда созданы региональные комиссии по вопросам занятости, в состав которой включены депутаты маслихатов.

Для успешной реализации Программы занятости специально были созданы 8 Центров занятости.

В 2011 году в целом на реализацию Программы было предусмотрено 2,8 млрд. тенге, из них 1,9 млрд. тенге - направлено на село.

За 2011 год в органы занятости по вопросам участия в Программе обратилось 4985 человек, из которых с 4627 заключены социальные контракты.

В 2012 году уровень фиксированной безработицы составил-0,4%.

Через службу занятости в 2012 году трудоустроено 11908 человека (45,8% от числа обратившихся по вопросу трудоустройства). На общественные работы направлено 8048 человек.

За счет открытия новых производств в реальном секторе, развития малого бизнеса и ввода новых социальных объектов создано 11577 новых рабочих мест.

В соответствии с поручением Главы государства, началась реализация Программы «Дорожная карта занятости 2020», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года №636 (далее – «Программа Дорожная карта занятости 2020»), цель которой - повышение доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости. В целях реализации программы в области утвержден План мероприятий.

Во всех районах и г. Кызылорде созданы региональные комиссии по вопросам занятости, в состав которой включены депутаты маслихатов.

Для успешной реализации Программы занятости специально были созданы 8 Центров занятости.

Кызылординской области в 2013 году на реализацию программы «Дорожная карта занятости 2020» выделено 9 934,4 млн. тенге.

С начала года из обратившихся для участия в программе с 7414 человек заключены социальные контракты. В том числе: самозанятые - 1020, безработные - 6303, малообеспеченные – 91 человек.

По первому направлению обеспечение занятости в рамках развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства выделено 3,7 млрд. тенге на реализацию 98 проектов, запланировано создание 1032 новых рабочих мест.

В 75 населенных пунктах области на ремонт инженерно - транспортной инфраструктуры выделено 2 581,1 млн.тенге.

На благоустройство, озеленение по 10 проектам выделено 230,7 млн.теңге, на ремонт инфраструктуры 4 социальных объектов – 231,1 млн.тенге .

На строительство 9 сельских врачебных амбулаторий предусмотрено 794,6 млн. тенге, из них 731,3 млн.тенге с республиканского бюджета, 63,3 млн.тенге с областного бюджета. Планируется создание 176 новых рабочих мест.

На сегодня во всех районах и городе Кызылорде по данному направлению на созданных рабочих местах трудоустроено 485 участников Программы.

По второму направлению создание рабочих мест через развитие предпринимательства и развитие опорных сел на 1897 человека, предусмотрено 3 026,8 млн.тенге.

На обучение основам предпринимательства предусмотрено 12,9 млн.тенге (390 человек). По результатам проведенного конкурса победителем определен АО «Казагромаркетинг». На сегодняшний день прошли обучение и получили сертификаты 390 участников программы.

По области на микрокредитование было предусмотрено 1 584 млн.тенге, по заявленной потребности районов дополнительно выделено из республиканского бюджета 1 430 млн.тенге.

Уполномоченными органами по микрокредитованию в области определены АО НК «СПК «Байконур» и Кызылординский филиал АО «Фонд развития предпринимательства «Даму».

По третьему направлению - содействие в трудоустройстве через обучение и переселение в рамках потребностей работодателя - для обучения участников предусмотрено 2 662,6 млн.тенге, в том числе:

- на профессиональную подготовку при плане 1000 человек, направлено 1001 человек (1 989,3 млн.тенге);

- на курсы переподготовки при плане 1000 человек, направлено 971 человек (104,8 млн.тенге).

Из завершивших обучение в 2011-2013 годах 5566 человек, обеспечены занятостью 3320 (59,6 %), (в том числе, с 2011 года по сентябрь 2013 года из завершивших обучение 3839 человек 2861 или 74,5 % трудоустроены), трудоустройство 975 участников- невозможно по объективным причинам (поступили в ВУЗы, призваны в армию, переехали и т.д.), по нетрудоустроеным 1271 человек ведется работа по их дальнейшему обеспечению занятостью.

На организацию социальных рабочих мест для 1223 человек выделено 277,0 млн.тенге, на молодежную практику 1253 человек выделено 209,9 млн.тенге.

За отчетный период на социальные рабочие места на 809 предприятиях и организациях трудоустроено 1920 человек, выплачено 250,2 млн.тенге (92,2%). После завершения сроков договора 172 участников трудоустроены на постоянную работу.

На молодежную практику направлены 1770 человек в 929 предприятий и организаций, выплачено 255,3 млн.тенге (87,8 %). После завершения практики 139 человек трудоустроены на постоянную работу.

В области в 2011-2012 годах запланировано строительство 89 жилых домов, в том числе 85 индивидуальных и 4 многоквартирных жилых домов.

В настоящее время завершено строительство 73 жилых домов, в том числе - 71 индивидуальных, один 30-ти и один 60-ти квартирные дома.

В соответствии с Посланиями Главы государства народу Казахстана от 29 января 2011 года «Построим будущее вместе» и от 27 января 2012 года «Социально-эконмическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» приоритетное внимание уделялось адресной помощи наиболее нуждающимся категориям населения, не имеющим возможности самостоятельного выхода из состояния бедности. С этой целью использовались адресная социальная помощь, выплата специальных государственных пособий, жилищной помощи и детских пособий, социальные выплаты отдельным категориям малообеспеченных граждан по решению местных исполнительных органов.

Объективная потребность такой поддержки связана с сохраняющейся в области бедностью. В 2012 году доля населения с доходами ниже черты бедности составила 3,8 %.

За 10 месяцев 2013 года 10323 отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке из средств местного бюджета оказана социальная помощь на сумму 509,5 млн.тенге или по сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность получателей уменьшилась на 0,5%, выплаченная сумма увеличилась на 9,3%.

По оказанию специальных социальных услуг также проводятся определенные работы.

По Кызылординской области на 1 ноября 2013 года согласно централизованной базе данных инвалидов зарегистрировано 27142 инвалидов, из них инвалиды I группы - 2735 человек, инвалиды II группы - 11344 человек, инвалиды III группы - 9142 человек, дети инвалиды до 18 лет - 3921 человек.

На обеспечение инвалидов тифло и сурдосредствами, кресло - колясками, тростями и костылями, протезно-ортопедической и сурдопомощью, санаторно-курортным лечением на 2013 год в областном бюджете предусмотрено 208,3 млн. тенге.

На 1 ноября 2013 года численность одиноких престарелых граждан и инвалидов, обслуживаемых на дому составила 885 человек, детей с ограниченными возможностями, обслуживаемых на дому составила 1107 детей.

На сегодняшний день в государственных медико-социальных учреждениях проживают и получают специальные социальные услуги 692 человек.

В Реабилитационном центре для инвалидов были оказаны специальные социальные услуги 965 инвалидам и престарелым.

В отделениях дневного пребывания 20 детей-инвалидов и 20 инвалидов І и ІІ группы старше 18 лет с психоневрологическими патологиями охвачены специальными социальными услугами.

В отделениях дневного пребывания 387 ветеранов и инвалидов охвачены специальными социальными услугами.

Лечебно-воспитательным благотворительным приютам для детей дошкольного возвраста «Умай», «Шапагат», «Алакай-Нур» оказаны услуги 126 детям-инвалидам с психоневрологическими патологиями, нуждающимся в предоставлении спецсоцуслуг в условиях дневного пребывания и на дому в Аральском, Жалагашском, Шиелийском, Казалинском районах и в городе Кызылорде.

Вместе с тем, постановлением областного акимата №262 от 26 августа 2013 года утверждена «Дорожная карта по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Кызылординской области на 2013-2014 годы».

К основным проблемам относятся:

принадлежность региона к зоне экологического бедствия;

отсутствие предложений рабочей силы при достаточно необходимом его спросе (наличие постоянных вакансий на рабочие специальности);

несовершенство законодательной базы по некоторым вопросам социальной защиты.
Молодежная политика

Стратегической целью молодежной политики является создание благоприятных условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей вне зависимости от социального статуса в целях использования потенциала молодежи в интересах инновационного развития Кызылординской области.

Общая численность молодежи от 14 до 29 лет составляет 204 666 человек.

Для реализации стратегических целей молодежной политики в 2012 году реализовано 15 социальных проектов, в 2013 году реализуется 29 социальных проектов. По результатам которых достигнуто:

по проекту «С дипломом в село»:

-количество специалистов, получивших кредит – 291 человек;

-количество специалистов, получивших подъемные пособия – 271 человек;

По программе «Молодежная практика»:

-трудостроено 1253 человек;

по программе «Жасыл ел» 500 бойцов привлечены на работу по озеленению и благоустройству;

оказана социальная поддержка 3482 обучающимся из малообеспеченных семей для льготного проезда на общественном транспорте;

123 выпусникам школ из малообеспеченых семей предоставлен грант для обучения в высших учебных заведениях;

трудостроенно 800 человек из числа молодежи при реализации социальных проектов.

Основные проблемы:

недостаточный уровень патриотизма среди молодежи;

отсутствие спроса на рынке трудоустройств по отдельным специальностям при наличии высшего образования.


Культура

В течении 2011 года проведено 8746 культурно-массовых мероприятий, в т.ч. совместно с международной организацией «ТЮРКСОЙ» проведен международный фестиваль «Коркыт и мелодии Великой степи», проведены дни культуры трех областей, посвященных 20-летию независимости, в рамках которых мастера искусств области выступили на совместном концерте во Дворце Мира и Согласия. Также был организован караван искусства по столицам республики – Оренбург, Акмечеть, Алматы, Астана.

В 2011 году выпущен сборник, посвященный наследиям знаменитых жыршы, жырау, акынов «Сыр саңлақтары», аудио-книга произведений Турмагамбета Изтлеуова в исполнении Ж. Аккулова, альбом «Тәуелсіздіктің сырлы бояулары», альбом-каталог «Көненің көзі», посвященный произведениям мастеров ручной работы.

В 2012 году в честь 20-летия Независимости впервые по республике организован выпуск уникальной музыкальной антологии «Неповторимые голоса» («Қайталанбас дауыстар»), куда включены голоса 225-и поэтов, писателей, композиторов, певцов, жыршы-термеши, домбристов и других легендарных представителей культуры области.

В год 20-летия Независимости большое внимание было уделено и укреплению материально-технической базы учреждений культуры.

Во всех районных музеях области открыты залы «Независимый Казахстан».

В 2013 году начаты работы по включению самых значимых исторических памятников региона в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница