Решающее слово в споре относительно музыки и песен в Исламе



страница1/4
Дата02.05.2016
Размер0.58 Mb.
  1   2   3   4


Решающее слово в споре

относительно музыки и песен

в Исламе


Первое издание

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Вступление
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:


Несмотря на многочисленные публикации о том, что песни и музыкальные инструменты запрещены Исламом, все же остаются некоторые мусульмане, для которых этот вопрос не совсем ясен. Они желают знать насколько этот запрет однозначен, и нет ли в нем каких-либо послаблений. Сомнение этих людей вопреки ясным и однозначным указаниям Корана и Сунны, а также многочисленным высказываниям праведных предшественников (саляфов) нашей общины объясняется активно внедряемой в наши дни мыслью о том, что музыка является дозволенной и что, якобы, нет указаний ни в Коране, ни в Сунне относительно ее запрета. Данная работа посвящена исследованию того, насколько это заявление соответствует действительности и имеет ли оно под собой хоть какое-либо приемлемое шариатское основание. Эта работа, с позволения Всевышнего Аллаха, даст исчерпывающий ответ всем колеблющимся и сомневающимся в вопросе музыки и песен. А что касается тех, кто знает о запретности музыки, то они с соизволения Аллаха смогут извлечь для себя дополнительную пользу в данном вопросе.

Казалось бы, этот вопрос уже детально разъяснен имамами нашей общины1, и уже не должно быть места какому-либо сомнению. Но, тем не менее, в наши дни появляются люди, которые заявляют, что музыка дозволена, или максимум, что можно сказать о ней, так это то, что она нежелательна, но ни в коем случае не запретна. В качестве подтверждения своих слов они приводят слабые мнения некоторых ученых, которые не соответствуют Священному Корану, достоверной Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и практике его сподвижников. И поскольку слова ученых принимаются только тогда, когда они подтверждаются достоверными и правильными шариатскими аргументами, то их высказывания, которые мало того, что не имеют какого-либо шариатского основания, но еще и противоречат им, не принимаются в расчет и не рассматриваются как самостоятельный шариатский довод. Однако в силу общего невежества, которое, к сожалению, распространилось среди мусульман, а также по причине ограниченного доступа к трудам авторитетных ученых исламской общины, многие мусульмане, прочитав статьи и брошюры этих людей, начинают думать, что относительно данной темы существует приемлемое разногласие среди ученых, и что каждый мусульманин волен выбирать между мнением о дозволенности музыки и мнением о ее запретности. На самом же деле в данном вопросе среди ученых ахлю-Сунна уаль-джама’а нет, и никогда не было разногласий, за исключением тех, кто отклонился от истины относительно этой темы, что и будет разъяснено далее. Разногласия же появляются по той причине, что о религии Всевышнего начинают рассуждать и высказывать свои мнения невежды, не обладающие знанием. Ученые говорили: “Если бы замолчал тот, кто не обладает знанием, то исчезли бы разногласия!” См. “аль-Лятаиф” 41.

Сторонники мнения, что музыка и песни являются дозволенными, ссылаясь на поздних последователей различных мазхабов, утверждают, что все четыре имама считали музыку и песни дозволенными. Воистину, это клевета, возведенная на этих имамов. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия относительно тех, кто приписывал четырем имамам подобные слова, говорил: “Это ложь, возводимая на четырех имамов, ибо они были единогласны в запретности музыкальных инструментов!” См. “Минхаджу-Ссунна” 3/439.

Имам Ибн аль-Джаузи писал: “Первые поколения ученых-шафиитов считали песни запретным, а что касается их дозволения, то это стали говорить их более поздние последователи по причине отсутствия знания и следования за своими страстями!” См. “Тальбису Иблис” 245.

Этого же мнения придерживались и имамы других мазхабов. Более того, не только среди четырех имамов, но и вообще среди имамов первых трех поколений не было разногласий в том, что музыка является запретной, если и были разногласия, то только относительно песен: какие из них дозволенны, а какие нет. Имам Ибн ас-Салях сказал: “Что касается музыкальных инструментов, то знайте, что они запрещены по мнению имамов всех мазхабов и других ученых!” См. “Игъасату-лляхфан” 1/228.

Имам аль-Къуртуби в «Кашф аль-икъна’» сказал: “Что касается свирелей, струн и барабанов, на которых играют женоподобные мужчины, то нет разногласий в запрете слушать их. И я не слышал ни от кого из тех, с чьим мнением считались из первых и последующих имамов, кто бы дозволял это!” Он также сказал: “Каким образом музыка может быть не запрещенной, если она из обычаев пьяниц и нечестивцев, и приводит к страстям, нечестию и безумству2?! Нет никаких сомнений в запретности этого и в том, что занимающийся подобным обвиняется в нечестии и совершении греха”. См. “аз-Зауаджир” 2/337.

Имам аль-Багъауи сказал: “Единогласны ученые в запретности музыкальных инструментов!” См. “Шарху-Ссунна” 12/383.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Никто из последователей имамов не упоминал разногласия в вопросе запрета музыкальных инструментов. Ученые разногласили только относительно простого пения, не сопровождаемого музыкой, является ли это запретным (харам), порицаемым (макрух) или же дозволенным (мубах)!3 См. “Маджму‘уль-фатауа” 11/576.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Ни от кого из праведных предшественников (саляфов) неизвестно, чтобы они дозволяли музыкальные инструменты. Это стали дозволять более поздние поколения, как захириты и суфии, мнение которых не принимается в расчет. И тот, кто передает что-либо о дозволенности этого, тот заблуждается!” См. “ Нузхату аль-Асма” 69.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами говорил: “Музыкальные инструменты как гитара, лютня, цимбал, скрипка, цитра и все прочие инструменты, известные у слабоумных и нечестивых музыкантов, без разногласия являются запретными. И кто передает о том, что в этом вопросе существует разногласие, тот ошибается, или же им настолько овладела его страсть, что она сделала его глухим, слепым и препятствует следованию по прямому пути”. См. “Каффу ар-ра’а” 124.

Хафиз Ибн Касир сказал: “Имамы передали единогласное мнение (иджма’) ученых о запрете музыкальных инструментов”. См. «Масаля ас-сама’» 472.

Таким образом, мы видим, что среди ученых ахлю-Сунна существует единогласное мнение (иджма’) относительно запретности музыки. Это не просто вымышленный иджма’, подобный тем, о которых вопреки мнениям других ученых или даже ясным хадисам заявляют фанатичные последователи некоторых школ. Это иджма’ (единогласное мнение) общины первых трех поколений, что имеет силу шариатского довода, о чем говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, Аллах не соберет общину4 Мухаммада целиком на заблуждении!» Ахмад 5/145, Ибн Маджах 3950, аль-Хаким 1/115. Достоверность подтвердили хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани.

Что же касается разногласий в этом вопросе, то они появились только после трех первых лучших поколений мусульман, да и вообще музыка распространилась в арабских странах только после этих трех поколений. Имам аш-Шатыби говорил: “Никогда у арабов не было музыки в их обычаях, но у них были стихи, которые читались без каких-либо музыкальных инструментов”. См. “аль-И’тисам” 1/368.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Никто во времена трех лучших поколений из праведных мусульман Хиджаза, Шама, Йемена, Египта, Магриба, Ирака, Хорасана не слушал подобные свисты, хлопанья в ладони или бубны. Поистине, это было внесено после них, в конце второго столетия. Когда же имамы увидели это, они стали запрещать подобное”. См. “ Маджму’уль-фатауа” 11/569.

Важное правило гласит: «Единогласное мнение первых поколений не может быть разрушено разногласием последующих!» Если бы каждое противоречие последующих поколений следовало бы принимать в расчет, то вообще бы не осталось единогласного мнения (иджма’) в каком-либо вопросе, ибо не сосчитать тех, кто из последующих поколений стал противоречить единогласному мнению первых!

Что же касается утверждающих обратное и заявляющих о том, что некоторые имамы из трех первых поколений, или более того, что и некоторые сподвижники и их последователи (таби’ун) считали музыку дозволенной, то пусть приведут сообщение от кого-либо из них с непрерывным и достоверным иснадом. Ведь сколько приписали имамам нашей общины того, что они никогда не делали и не говорили! Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Мы требуем привести достоверный иснад от тех, кто приписывает сподвижникам и последователям (таби’ун) слова, в которых они якобы дозволяли музыку!”

Истину сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Слова, переданные от предшественников и ученых, нуждаются в уточнении их достоверности и понимании их смысла также, как в этом нуждаются слова, сказанные об Аллахе и Его посланнике (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 1/246.

Но даже если и предположить, что какой-то имам сказал о том, что музыка является дозволенной, то его слова не могли бы служить доказательством, ибо доказательство в Исламе – это только Коран; Сунна; единогласное мнение (иджма’); мнение сподвижника, относительно которого неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников возразил ему; а также аналогия (къияс) при необходимости и при отсутствии прямого текста Корана или Сунны. А все остальное не является шариатским доказательством. Имам аль-Ауза’и сказал: “Знание – это то, что пришло от сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а то, что не пришло хотя бы от одного из них, не является знанием”. См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1420.

Необходимо отметить, что разногласия или слова ученых сами по себе не являются доказательством, даже если их будет тысяча. Истину сказал Шейхуль-Ислам Ибн Таймия: Поистине, слова ученых должны подкрепляться шариатским доказательством, тогда как шариатское доказательство не подкрепляется их словами!” См. “Маджму’уль-фатауа” 26/202.

Сулейман ат-Тайми говорил: “Если ты возьмешь послабление (рухса) всех ученых, то ты соберешь в себе все зло!” Ибн аль-Джа’д в “аль-Муснад” 1359.

Что касается тех, кто дозволяет музыку, говоря о том, что практически все имамы ее разрешали, то они сделали еще более странное заявление. А именно заявление о том, что ни в Коране, ни в Сунне, нет ни одного прямого указания на запрет музыки и песен, а считающих это запретным, они объявили некомпетентными в этом вопросе. По их словам получается, что все предшествующие имамы, которые, опираясь на Коран и Сунну, считали музыку запретной, некомпетентны. Мы опасаемся за этих людей, что на них падет гнев и наказание Аллаха за попытку с помощью сомнительных доводов дозволить то, что Он запретил. Имам аль-Ауза’и говорил: “Было сказано: «Горе тем, кто обучается не для поклонения, и тем, кто делает запретное дозволенным с помощью сомнительного!»” аль-Аджурри в “Ахлякъуль-‘уляма” 65.

О, мусульмане! Спрашивайте о своей религии ученых, а не различных проповедников, каковых в наши дни великое множество! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, я боюсь для своей общины имамов, вводящих в заблуждение!» Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджах, Ибн Хиббан. Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким, Ибн Касир и аль-Альбани. См. также «Сахихуль-джами’» 2316.

Ибн ‘Умар говорил: Религия твоя! Религия твоя! Поистине – она твоя плоть и кровь! Так смотри же от кого ты берешь свою религию! аль-Хатыб в “аль-Кифая” 122.

Всевышний Аллах в случае неясностей и отсутствии знания повелел нам обращаться к ученым, сказав: «Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете» (ан-Нахль 16: 43).

О, мусульмане! Требуйте у студентов, изучающих религию, чтобы они доносили до вас мнения истинных ученых о том или ином вопросе, именно ученых, а не их собственные мнения!

В связи с тем, что различные проповедники, вернувшиеся из арабских стран, стали распространять идею о дозволенности музыки среди мусульман СНГ, а также из-за частых вопросов на эту тему, мы с соизволения Аллаха решили составить работу по данной теме. В ней мы привели доводы, запрещающие музыку и определенный вид песен, и привели опровержения сомнительных доводов сторонников, дозволяющих их.

Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это – те, кого Аллах повел по прямому пути. Они и есть обладающие разумом!» (аз-Зумар 39: 17-18).
Доказательства из Корана на запрет музыки и песен
Первый аят:

Однозначным доказательством из Корана о запретности музыки и песен является известный аят, но в котором почему-то приверженцы своих страстей не видят доказательства: «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи, чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания, и издевается над этим5. Таким уготованы унизительные мучения» (Лукман 31: 6).

Когда Ибн Мас’уда, сподвижника пророка (мир ему и благословение Аллаха), спросили о словах Всевышнего «праздные речи», он сказал: “Клянусь Аллахом, кроме Которого нет божества достойного поклонения – это песни!”, - повторив свои слова трижды! Ибн Абу Шайба 6/310, аль-Хаким 2/411. Имам аз-Захаби, Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.

Также один из лучших знатоков Корана и сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) Ибн ‘Аббас сказал: “Этот аят ниспослан о песнях и о том, что связано с этим”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 786, Ибн Абу Шайба 6/310. Шейх Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.

Также такое толкование этого аята передается от Ибн ‘Умара. См. “Тафсир аль-Куъртуби” 5/349, “Игъасату-лляхфан” 1/258. А также от Джабира ибн ‘Абдуллаха, который сказал: “В этом аяте речь идет о песнях и тех, кто их слушает”. ат-Табари 21356.

Достоверность этих сообщений сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) не отрицают даже сторонники того мнения, что музыка не запрещена, поэтому нет необходимости подробно разбирать их достоверность.

Рассмотрим это толкование подробней.

Сторонники мнения о дозволенности музыки, говорят, что не все ученые согласились с тем, что в данном аяте речь идет о песнях и музыкальных инструментах, приводя в качестве доказательства, то, что Ибн Хазм6 и другие ученые понимали этот аят иначе.

Это глубочайшее заблуждение, указывающее на отсутствие правильного понимания основ религии! О каком Ибн Хазме, при всем его достоинстве, может идти речь, когда есть толкование сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), самых знающих людей в его общине после него?! Истину сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Тот, кто поменял мазхаб сподвижников и их последователей (таби’ун), а также их толкование (тафсир) на то, что противоречит им, тот ошибается, более того, является приверженцем нововведений! См. «Маджму’уль-фатауа» 13/361.

Далее, толкование Корана сподвижниками или упоминание о причине ниспослания аята имеет положение «марфу’»7, ибо сподвижники о религии от себя не говорили ничего! См. «‘Улюмуль-хадис» 1/24.

В этом нет никаких разногласий среди ученых ахлю-Сунна. Это непреложная истина, а отрицают это лишь приверженцы нововведений наподобие шиитов-рафидитов, обвинявших сподвижников в лицемерии и лжи! Имам аль-Хаким в “аль-Мустадрак” в главе «ат-Тафсир» писал: “Пусть требующий знания знает, что толкование Корана (тафсир) сподвижника, который был свидетелем ниспослания откровений, расценивается у нас как то, что передается от пророка (хукм аль-марфу’)”.

Так, например, если кто-либо из сподвижников говорит о Рае, Аде или о признаках Судного Дня, или говорит о причине ниспослания аята, то это указывает на то, что они переняли это от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Более того, если кто-либо из сподвижников высказал какое-либо мнение по определенному вопросу, и неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников ему возразил, то это также является доводом в Исламе. См. «Худджия къаули-ссахабий» 46-67.

Всевышний Аллах говорит: «А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Аду. Как же скверно это место пребывания (ан-Ниса 4: 115).

Здесь под верующими речь идет о сподвижниках пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку верующими его времени были именно они.

Также Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам!”» (ан-Намль 27: 59).

Ибн ‘Аббас сказал: Избранные рабы – это сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Фатхуль-Къадир” 4/148.

Всевышний Аллах также сказал: «И следуй по пути тех, кто обратился ко Мне» (Лукман 31: 15).

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Каждый сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха) был обратившимся к Аллаху, и поэтому необходимо следовать их пути, поскольку Аллах повел их по прямому пути”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 4/120.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Разделится моя община на 73 группы, каждая из которых будет в Огне, кроме одной». Его спросили: «Кто же будет этой спасшейся группой, о посланник Аллаха?» На что он ответил: «Это те, кто следует тому, на чем я и мои сподвижники» ат-Тирмизи 2641, аль-Хаким 1/128. Достоверность этого хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, имам аш-Шатыби, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.

Что же касается тех, кто отрицал слова сподвижников как довод, то ими были лишь те, кто отклонился от истины, как аш’ариты, му’тазилиты, мутакаллимы (философы) и некоторые поздние ханафиты. См. “аль-Ихкам” 4/120, “ат-Тахсыль” 2/319.

Имам аль-Ауза’и сказал: “Знание – это то, что пришло от сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а то, что не пришло хотя бы от одного из них, не является знанием”. См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1420.

Возвращаясь к аяту и его толкованию. Неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников истолковал данный аят по-другому. Тот же, кто станет утверждать обратное, пусть предоставит довод. Но такого довода нет!

Имам аль-Къуртуби, перечисляя толкование праведных предшественников (саляфов) относительно того, что в данном аяте речь идет о песнях, сказал: “Это самое сильное из того, что было сказано в отношении данного аята, и Ибн Мас’уд трижды поклялся Аллахом, что в данном случае речь идет о песнях!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 14/52.

Но даже несмотря на это некоторые ярые сторонники дозволенности музыки заявляют, что Ибн Мас’уд не защищен от ошибок. Нет никаких сомнений, что не ошибающегося человека кроме пророка (мир ему и благословение Аллаха) нет, пусть даже это сподвижник, но разве заявляющие подобное или те несколько имамов, отошедших от истины в данном вопросе, защищены от ошибок больше, чем Ибн Мас’уд?! Далее, о том, что тот или иной сподвижник или ученый ошибся, следует говорить только при наличии доказательства. И кто же может сказать о том, что Ибн Мас’уд ошибся в этом вопросе, если неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников ему возразил?! Более того, о таком толковании данного аята говорили и другие сподвижники, о чем уже шла речь.

Также за Ибн Мас’удом, Ибн ‘Умаром, Ибн ‘Аббасом и Джабиром относительно этого толкования последовали такие великие знатоки Корана и их ученики, как Са’ид ибн Джубаир, Джабир, ‘Алькъама, Муджахид, Хасан аль-Басри, Ибн Базима, Макъхуль, ‘Амру ибн Са’ид и др. См. “Тафсир Ибн Джарира” № 21353-21362 и “Тафсир Ибн Касир” 3/442.

О мусульмане, скажите, есть ли кто-либо, кто лучше знал Коран, чем сподвижники пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и их ученики?!

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Толкование сподвижников (сахаба) и последователей (таби’ун) о том, что «праздные речи» относятся к пению, достаточно”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/259.

Даже если и принять во внимание, что слова «праздные речи» в аяте имеют самый широкий смыл, то все равно они не исключают песни и музыку. Имам Ибн Джарир ат-Табари, приведя мнение всех саляфов, кто высказывался в отношении данного аята, сказал: “Правильными в отношении данного аята являются слова тех, кто говорит, что сюда относятся любые праздные речи, сбивающие с пути Аллаха, которые запретили слушать Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал обобщенно: «праздные речи» и не сделал каких-либо ограничений, поэтому этот аят является обобщенным, пока не будет доказательства на то, что он является конкретным. И к этому аяту также относится и пение и слова многобожия!” См. “Тафсир ат-Табари” 7/249.

Пусть же тот, кто утверждает обратное, приведет исключающее доказательство на дозволенность песен! Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди говорил: “Этот аят заключает в себе все виды запретных речей, всякое пустословие и ложь, а также весь вздор, который вызывает неверие и неповиновение. Также это касается тех, кто говорит такие вещи, чтобы опровергнуть истину и вести споры в пользу лжи для победы над истиной. Также к этому относятся сплетни, клевета, ложь, оскорбления и проклятия, пение и музыкальные инструменты шайтана, которые не приносят никакой пользы ни в мире этом, ни в мире ином!” См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 337.

То же самое сказал до него и имам аш-Шаукани в своем тафсире «Фатх аль-Къадир».

О том, что к словам «праздные речи» относятся также и музыкальные инструменты, говорил и имам аль-Уахиди в своем тафсире. См. “аль-Уасыт” 3/441.

Также среди сомнений относительно запрета музыки и песен в аяте: «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи, чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания», слова тех, кто говорит: «В данном аяте речь идет именно о том, кто использует «праздные речи» для того, чтобы сбивать с пути Аллаха».

Прекрасный ответ на этот сомнительный аргумент дал шейх Ибн Баз, который сказал: “Это противоречит тому, как поняли саляфы из числа сподвижников и их последователей (таби’ун) этот аят! Поистине, они опирались на этот аят в запрещении песен и музыки и предостережении от них и не связали запрет с таким условием, а они лучше всех знают о смысле слов Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)!” Он также сказал: “Такое понимание противоречит, если поразмышлять, и внешнему смыслу аята: «чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания». В этом аяте указание на то, что эти люди, заслужившие упрек, покупали праздные речи и сбивали с пути Аллаха сами того не зная! Ведь если бы они делали это сознательно, чтобы сбивать с пути Аллаха, то Аллах не сказал бы «безо всякого знания». Ведь относительно того, кто делает что-то сознательно, не говорят: «поистине, он не знает!»” Он также сказал: “И если бы порицание «праздных речей» было бы связано только с целью, а это сбивать с пути Аллаха, то не было бы мудрости в выделении Господом именно этой причины. Ведь в подобном случае (сбивании с пути Аллаха) любая вещь была бы запретной, даже та, которая изначально является любимой для Аллаха, как например поступок того, кто купит Коран, чтобы изучив его, вводить обманом людей в заблуждение! Ведь Коран любим для Аллаха и это слова Его, однако Аллах не любит того, чтобы его рабы покупали его для того, чтобы вводить в заблуждение!” См. “Тахримуль-агъани уаль-маляхи” 27-31, сокращенно.

Таким образом, ограничение запрета в этом аяте на песни именно в случае сбивания с пути Аллаха не является правильным, и такое понимание противоречит тому, как поняли этот аят на запрет песен и музыки саляфы этой общины!

На одном этом аргументе данный вопрос в отношении музыки и песен можно закрыть. И этого вполне достаточно для каждого мусульманина, стремящегося к истине и боящегося должным образом Аллаха. Но мы с соизволения Аллаха продолжим и укажем на не состоятельность доводов сторонников дозволения музыки и песен.
Второй аят:

Великий и Мудрый Аллах, давая Иблису отсрочку до Судного дня, сказал ему: «Соблазняй из них кого сможешь своим голосом» (аль-Исра 17: 64).

Ибн ‘Аббас и Муджахид сказали: “Это песни и музыкальные инструменты”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 13/118, “Тафсир аль-Багъауи” 3/129.

Сказал ад-Даххак: “Речь идет о звуки свирели”. См. “ан-Нукат уаль-‘уюн” 3/255.

Такое же толкование этому аяту дается и в “Тафсир аль-Джаляляйн” 288.

А Хасан аль-Басри сказал, что под голосом Иблиса подразумевается барабан.


Третий аят:

Всевышний Аллах также сказал: «Неужели вы удивляетесь этому повествованию, смеетесь, а не плачете, и забавляетесь?» (ан-Наджм 53: 59-61).

‘Икрима и Суфьян ас-Саури передают, что Ибн ‘Аббас в отношении слова «забавляйтесь» (самидун) сказал: “Речь идет о песнях. Когда неверные слышали Коран, то начинали петь, и тогда был ниспослан этот аят. См. “Тафсир ат-Табари” 25273, “Тафсир Ибн Касир” 4/300.
Таковы доводы Корана. Однако сторонники дозволенности музыки и пения не считают эти аяты доводами, ибо они заявляют о том, что запрет имеет силу только тогда, когда есть прямое, недвусмысленное указание на это. Воистину, это заблуждение. Именно на этом основании о дозволенности музыки заявил в наши дни доктор Юсуф Кардауи. Шейх аль-Альбани об этом говорил: “Он (Кардави) дает людям такие фатауа, которые противоречат шариату. У него множество философских воззрений. Если существует что-либо, запрещенное шариатом, он послабляет это словами: “Здесь нет конкретного текста на запрет этого!”, и по этой причине он сделал дозволенной музыку. Это противоречит единогласному мнению (иджма’) о том, что положения шариата необязательно обуславливаются прямыми текстами!” Сл. “Суфия аль-Бана уаль-Кардауи”.

Действительно, мы часто можем слышать, как сторонники дозволенности музыки и песен говорят: «В этих аятах запрет на музыку и песни не очевиден. Почему же Аллах не сообщил явно о запрете музыки, как сообщил о запрете вина?» Ответ таков: “Запрет в Коране не всегда приходит в явной форме. И в таких случаях подробно разъясняет характер этого запрета Сунна. Именно об этом и сказал Аллах Своему посланнику (мир ему и благословение Аллаха): «Мы послали тебе Напоминание (Коран), чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» (ан-Нахль 16: 44).

Этот аят ясно указывает на то, что невозможно до конца понять Коран, не обратившись к Сунне, ибо если бы было достаточно одного Корана, то Всевышний Аллах не повелел бы пророку (мир ему и благословение Аллаха) разъяснять его.

Так, например, в Коране говорится о колдовстве, высокомерии, зависти, гомосексуализме, все это является запретным в Исламе без каких-либо сомнений. Однако нет прямого коранического текста запрещающего все это! В частности примером такого косвенного запрета может служить история о разврате народа Лута (мир ему), о которой повествуется в Коране. В этой истории мы можем видеть, как Всевышний Аллах строго порицает народ Лута (мир ему) за гомосексуализм и в итоге уничтожает его за это. Очевидно, что подобные действия являются запрещенными. Но разве можно предположить, что отсутствие прямого аята о том, что деяние народа Лута – харам, делает это дозволенным?! Разумный мусульманин никогда не скажет, что музыка и песни разрешены, по причине того, что в Коране отсутствует прямой запрет на это.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница