Религии древней Греции и древнего Рима: сравнительный анализ



Дата11.11.2016
Размер121 Kb.
Религии древней Греции и древнего Рима: сравнительный анализ


Критерии

Религия древней Греции

Религия древнего Рима


Краткая историческая справка

  1. III-II тыс. до н.э. Религия эгейской эпохи – остатки фетишизма, культ животных; культ солнца и луны; камней и священных деревьев; открыты изображения антропоморфных божеств, видимо, олицетворяющихся с силами природы.

  2. Сер. II тыс. до н.э. – кон. VI – начало V в. до н.э. Религия собственно древних греков (ранний этап) – следы тотемизма, пережитки промысловых культов. Сохранились представления о вредоносной и лечебной магии. Остатки мужских, погребальных и семейно-родовых культов.

  3. V – III-II вв. до н.э. Политическое объединение Греции – создание общегреческого пантеона олимпийских богов.

  4. III-II вв. до н.э. – IV в. н.э. Эллинизация греческой религии, взаимовлияние западных и восточных религий, появление синкретичных культов.

Утверждение христианства в качестве основной религии – с IV в. н.э.

  1. До кон. VI в. до н.э. Древнейшие формы религий жителей Апеннинского полуострова – культ семейно-родовых духов-покровителей; тотемистические верования, вера в подземное царство. Широко были распространены земледельческие и скотоводческие обряды и верования.

  2. Кон. VI – кон. III вв. до н.э. Объединение Италии под властью Рима и усложнение состава римской общины – создание римского пантеона. Римляне заимствовали культы италийских богов, а в Италии распространились римские боги, которые функционировали наряду с местными богами.

  3. Кон. III – кон. I вв. до н.э. Создание Римской Средиземноморской державы и Эллинизация римской религии. В широких массах почитание древних национальных богов вытеснялось восточными национальными культами.

  4. Кон. I в. до н.э. – 1/3 IV в. н.э. Эпоха Римской империи – религиозное освящение монархической власти. Усиление влияния восточных божеств и проникновение иудео-христианства в Италию.

При Константине I Великом христианство становится официальной религией государства – с 1/3 IV в. н.э.

Вывод: религии древней Греции и древнего Рима проходят разные этапы в своем развитии. Если собственно греческая религия развивалась самостоятельно, практически не испытывая какого-либо влияния, то религия древнего Рима сначала приняла в себя элементы верований италийских племен, а позже на нее оказали влияние религия Греции (эллинизация религии) и восточные культы.

Мифология

Теогония и космогония: сначала зародилось 4 начала: Хаос – первородная стихия, изначальная бездна; Эрос – хтоническая сила, стихия любви, сила космической страсти, которая все сочетает, она обусловила появление всего; Гея – земля, она сама из себя родила небо (Уран), вступила с ним в брак и родила нимф, море (Понт), океан, Кроноса, Энея, разнообразных чудовищ; Тартар – бездна. Также в браке с Ураном Гея родила 12 титанов (олицетворяли дикие, необузданные силы).

1-ый этап в развитии мира – владычество Урана, потом его сверг Кронос – наступил 2-ой этап. Потом Кроноса сверг Зевс, начался 3-ий этап.

Мифы, освещающие эти события, относятся к архаическому периоду развития греческого общества.

Мифы, освещающие период владычества Зевса и олимпийцев относятся к классическому или героическому периоду развития общества и мифологии. В этот период боги уже окончательно антропоморфны, исчезают представления об антропо-зооморфных чудовищах. Главное отличие между человеком и богами в том, что боги бессмертны, а люди нет. Боги мудры и могущественны, не подчиняются законам времени и пространства, могут менять свой облик, изменять ход событий. Они телесны, едят, пьют.

Также в классический период появляются мифы о героях. Герой – это потомок бога и человека, он сверхчеловечен, но смертен. Задача героя – отчистить мир от архаической бесформенности, гармонизовать мир. Самые известные герои – Геракл, Одиссей, Тесей, Персей, Ясон, Орфей и др. Героев можно разделить на 3 группы:


  1. Герои действуют силой, ориентированы на уничтожение того, что является помехой идеальной гармонии в мире. Они необходимы в начале периода, когда много чудовищ, которых надо истребить (Персей, Геракл).

  2. Герои проявляют себя в создании благ и вещей, развивают культуру, творят, но не уничтожают (Орфей, Ясон, Одиссей).

  3. Герой – богоборец. Он стремиться померяться силами с богами, достичь их верховной власти, заменить богов. Он не оставляет свои стремления, даже когда понимает, что усилия тщетны (Прометей, Тантал, Сизиф).

Теогония и космогония: вероятно, мифы, повествующие об этих событиях, заимствованы из древнегреческой мифологии, т.к. практически повторяют ее, только с другими именами богов.

Обожествление императоров: вероятно, обожествление императоров можно считать спланированной идеологической кампанией: войны, которые постоянно ведет Рим, требуют множество жертв, для оправдания которых была создана концепция. Она утверждала представления о Риме, как городе, который боги выбрали для власти над всем миром. Собственно править Римом могли только императоры – боги. К тому же, обожествление личности императора укрепляло его власть.

Вывод: представления о происхождении мира и богов достаточно ярко сформулированы в греческой мифологии, римская же мифология, вероятно, просто заимствует эти мифы вместе с заимствованными богами. Но, в мифологии этих двух регионов существенные различия. Так, например, в Греции не существовало “мифа о городе”, обожествления императоров, в Риме же в свою очередь не было культов героев.

Боги и другие сверхъестест -

венные существа



Известные по древним текстам боги греческих верований персонифицированы, наделены именем, местом в общей иерархии и набором функций. Функции богов обычно выражали особенности генезиса культа божества. Так, божества, возникшие как олицетворение небесных явлений, регулировали состояние погоды и были дарителями плодородия.

В греческой мифологии можно выделить 3 категории богов: уранические (небесные) – Зевс, Афина и др., хтонические (подземные) – Аид, Деметра, эриннии и др., ойкуменистические (земные) – Гестия и др.

Зевс – царь и отец богов и людей, верховное божество. Зевс победил титанов и разделил господство над миром с братьями Посейдоном (бог моря) и Аидом (царство мертвых). В мифах он управлял громом, молнией, небесными явлениями. Зевс изображается восседающим на троне, со скипетром в руках, с орлом около трона.

Гера – старшая дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, с которым она (по самосскому сказанию) 300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своей супругой царицей богов. Как единственная законная жена на Олимпе, Гера – покровительница браков и родов.

Аполлон – сын Зевса и богини Лето, покровитель искусств, целитель и прорицатель. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой.

Гефест – сын Зевса и Геры. Считался отличным кузнецом, он выковал герою Троянской войны Ахиллу оружие и щит. Гефест – бог огня, кузнец.

Артемида – дочь Зевса, сестра-близнец Аполлона. Почиталась как богиня охоты, как владычица зверей и богиня плодородия. Артемида изображалась в короткой одежде с луком и стрелами, в сопровождении оленя.

Афина – богиня мудрости и справедливости. По силе и мудрости она равна Зевсу. Одна из самых известных богинь, покровительствовала ремесленникам (гончарам, ткачихам).

Афродита – богиня любви и красоты. Родилась из пены морских волн. Любовной власти Афродиты были подчинены и люди, и боги (кроме Афины, Артемиды и Гестии). Она пообещала Парису жену – Елену, самую прекрасную из смертных женщин, что стало поводом к Троянской войне.

Гермес – сын Зевса и плеяды Майи. Он – посланец богов, бог дорог, торговцев, путешественников и воров. Изображался в плаще, с крылатым шлемом, с жезлом, обвитым змеями, обут в высокие сапожки с крылышками.

Дионис – бог вина и веселья, покровитель виноделия. Изображался бородатым мужчиной в длинной одежде (иногда обнаженным юношей), в окружении сатиров.

Деметра – богиня плодородия.



Римское представление о божестве сохранило прямую связь с древней индоевропейской основой.

Юпитер – верховное божество, царь неба, отец богов и людей, громовержец. Военный бог, хранитель границ. Юпитер возглавлял архаическую триаду богов (в которой также были Марс и Квирин). В процессе эллинизации пантеона стал отождествляться с Зевсом.

Марс – бог войны, связанный с конем, бог переселений и сельского хозяйства. Отождествлялся с Аресом.

Квирин – первоначально бог сабинян. Бог народного собрания, покровитель плебеев и патрициев, занятых мирным трудом.

Юнона – древнее женское божество латинов и фалисков, покровительница плодородия и материнства, супруга Юпитера в составе Капитолийской троицы. Отождествлялась с Герой.

Минерва – имеет этрусское происхождение, покровительница ремесленников, учителей, врачей, актеров, музыкантов, писателей. Отождествлялась с Афиной.

Наряду с Капитолийской троицей, культом, прежде всего патрициев, существовала плебейская триада.

Церера – древнейшее женское хтоническое божество, покровительница плодородия, животворящих сил и материнства, владычица подземного мира. Отождествлялась с Деметрой.

Либер и Либера – хтонические божества плодородия и виноградарства. Отождествлялись с Дионисом и Ариадной.

Боги фамилий, этнических, профессиональных, земляческих сообществ, присоединенных к Риму городов и народов, образовывали огромный римский пантеон. Он делился на 3 категории: небесные, земные и подземные. К числу древнейших хтонических божеств относятся еще и:

Конс – бог собранного урожая, хранитель зерна.

Опс – богиня посевов и урожая.

Теллус – “мать-земля”, богиня плодородящих сил и подземного мира.

К земным архаическим божествам относятся:

Янус – бог входов и выходов, всяких начинаний и союзов, мифический первый италийский царь. Научил людей кораблестроению и земледелию.

Сатур – царь римского “золотого века”. Научил людей виноградарству, привил навыки общественной жизни.

Веста – древнейшая богиня очага, домашней и городской общины, олицетворяла чистоту и верность, а также нравственный порядок.


Вывод: Римский пантеон богов с самого начала находился под влиянием сначала пантеонов окружающих Рим племен. Но самое глубокое влияние на него оказал именно греческий пантеон. Большинство римских богов отождествляются с греческими богами, сходны с ними по функциям и характеру.

Служители культа

Жречество вплоть до эллинизации не являлось обособленным сословием. Фактически, совершать ритуальные манипуляции со священными предметами, жертвенными животными мог каждый полноправный гражданин. Полис как религиозное сообщество процедурой выборов и назначений определял круг должностных лиц, выполнявших жреческие обязанности. Существовал также институт наследования жреческих должностей, которые занимали из поколения в поколения члены уважаемых родов.

Заметный стимул к специализации религиозной практики был подан развитием храмовых культов. Служба конкретному богу в храме этого бога требовала особых знаний, особого образа жизни. Наиболее рано жречество, как особая корпорация начинает формироваться в Дельфах, в храме Аполлона.



В Риме не было особого жреческого сословия. Служения осуществляли жреческие коллегии. Древнейшей коллегией было Арвальское братство.

На вершине жреческой корпорации стояла коллегия понтификов (до 15 человек), которая занималась контролем за правильностью исполнения богослужения, проведением праздников, календарем, толкованием знамений.

Существовала коллегия фламинов – они обслуживали культы отдельных богов. Также они отправляли культы, связанные с объявлением войны и заключением мира.

Жрецы – авгуры ведали ауспициями.

Коллегия сивиллов занималась толкованием священных Сивиллиных книг.


Вывод: как в Греции, так и в Риме не существовало замкнутого жреческого сословия. Но, если в Риме сложились коллегии жрецов, которые выполняли различные функции (и даже определенная иерархия), то в Греции долгое время жреческие должности были выборными и жречество как определенная корпорация складывается только в определенных областях (на пример в Дельфах).

Ритуальная практика

Государственные священнодействия отправлялись гражданами полиса регулярно в специально установленные сроки, но также и ситуативно в силу возникших бедственных или благоприятных обстоятельств. Государственные культы были обращены, прежде всего, к богам – покровителям полиса. Например, в Афинах регулярно несколько раз в год отправлялись обряды в честь Афины. Часть их была приурочена к этапам земледельческих работ – созреванию плодов, началу сбора урожая и т.д. Главные ритуалы приурочивались к панафинеям, празднику во славу Афины, который учредил Тесей.

Ритуальные песнопения – один из важнейших компонентов греческой религиозной обрядности. Слово, музыка, танец составляли один ритуальный ансамбль греческого торжественного восславления богов, сопровождавшего главные гражданские церемонии. Эти песнопения исполнялись хором.

Наряду с гимнами широкое хождение имели молитвы.

Другое, главное ритуальное действие – это жертвоприношение.



Учреждение и упорядочение важнейших священнодействий приписываются царю Нуме. Он из общего сомна богов выделил наиболее предпочтительных, учредил храмы и установил официальный порядок почитания этих богов в специальные сроки и по особому обряду.

Один из важнейших обрядов – поддержание неугасимого священного огня в храме богини Весты, а каждый год первого марта повторялся обряд возжигания огня.

Огромную роль в государственном культе играл ритуал птицегадания, который проводился перед началом любого важного дела. Толкованием поведения птиц занимались специальные лица – авгуры и магистраты.

Общенародный характер имели лупекарии. Первоначально это был весенний пастушеский обряд. В центре этого обряда стоит культ Фавна, бога растительности и животных.

Кроме общегосударственных обрядов существовали и местные обряды.


Вывод: как в Греции, так и в Риме все культовые действия были коллективными. Они совершались либо всеми жителями полиса (города, общины), либо членами одной семьи. Представлений об индивидуальной молитве ни в Греции, ни в Риме не существовало. Также, в отличие от Греции, в Риме большое значение придавали ритуалам гадания.

Места поклонения

В ранний период существовала практика поклонения богам в той стихии, которую они олицетворяли. Так, существовали священные рощи, источники и т.д. Храмы стали сосредоточением культа в полисную эпоху. Храм вместе с изображением божества считался моделью универсума, в котором это божество властвует и почитается.

Богослужение проводилось на площадке перед храмом – теменос.

Храм часто располагался на акрополе, на возвышении. К храму поднималось по ступеням, которых по обычаю было нечетное количество. Характерной чертой античных храмов были колонны у входа, или колоннада по периметру здания. На фронтоне изображалось божество, в честь которого был сооружен храм, его подвиги, связанные с ним события. Внутри храма находилась статуя божества.

Афинский Акрополь, храм Артемиды на о. Корфу, храм Афины в Эгине, храм Зевса в Олимпии и т.д. До нас дошло также очень большое количество статуй божеств.



В ранний период существовало поклонение богам в священных рощах, у священных ручьев и т.д.

Римские храмы по архитектуре были очень похожи на греческие: та же колоннада, фронтон, украшенные изображением божества и его подвигами.

Храм Весты, Сатурна (сохранился Фасад с восемью ионическими колоннами), Кастора и поллукса (храм Диоскуров), Венеры Родоначальницы, Венеры и Ромы, Веспасиана, храм Антонина и Фаустины и т.д. Кроме того, сохранился нимфей Эгерии (в древности стены грота были отделаны зеленым мрамором, а центральная ниша – белым).

Лежащая в ней статуя венчала фонтан, наполнявший водой бассейн.



Вывод: как в древнем Риме, так и в древней Греции изначально поклонение богам проходило в какой-либо определенной местности, связанной с этими богами. И значительно позже складывается традиция храмовых богослужений. Главной особенностью как греческих, так и римских храмов является колоннада и то, что совершается у храма, а не внутри.

Заимствования

См. в общих выводах.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

Религии древней Греции и древнего Рима очень схожи, особенно в отношении пантеона богов, представлении о судьбе. Но есть и существенные отличия. Например, положение жрецов в Риме было более замкнутым, чем в Греции, хотя ни в Риме, ни в Греции не сложилось особого жреческого сословия. Также, общим для той и другой религий было то, что они были коллективными. Ни в Греции, ни в Риме не сложилась практики индивидуальной молитвы, все культовые действия совершались коллективно, или по-крайней мере, в кругу семьи.

И та и другая религии столкнулись с христианством и уступили ему свое главенствующее положение. Наверное, одной из причин этого было то, что христианство в свою очередь многое взяло из этих религий. К примеру, идею о коллективном спасении, ритуал коллективной молитвы. Греческая, а особенно римская традиция имела богатый опыт обожествления абстрактных понятий (войны, победы, справедливости), что в свою очередь близко христианству. Также, вероятно, из римской традиции была позаимствована идея свободы, как одной из высших ценностей. Только, если в Риме эта свобода тела, то в христианстве – свобода духа.

В заключение можно сказать, что религии античности оказали глубокое влияние на развитие человечества, впервые подняли многие вопросы и дали на них оригинальные ответы.
ЛИТЕРАТУРА:

1) История религии: Учебник: В 2 т. Т.1 / Под общ. ред. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2002.

2) Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т.1, А–К / Гл. редактор С.А. Токарев. – М.: Советская энциклопедия, 1987.

3) Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т.2, К–Я / Гл. редактор С.А. Токарев. – М.: Советская энциклопедия, 1988.

4) Словарь мифов = Dictionarу of World Myth / Под ред. П. Бентли; Пер. с англ. Ю. Бондарева. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

5) Зайцев А.И. Греческая религия и мифология: курс лекций. — М.; СПб: Academia, 2005.



6) Коуэл Ф. Древний Рим. Быт, религия, культура = Everyday life in Ancient Rome / Франк Коуэл; Пер. с англ. О.Д. Сидоровой. — М.: Центрполиграф, 2006.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница