Рекомендации родителям: игры для развития речи



Скачать 37.67 Kb.
Дата06.05.2016
Размер37.67 Kb.
Рекомендации родителям: игры для развития речи

Воспитатель группы продленного дня Долотова Галина Геннадьевна

Новейшие медико – психологические исследования показывают стойкую связь трудностей овладения письмом и чтением с недостаточным речевым развитием. Причины недостаточно сформированной (бедной) речи разнообразны: это и недостаток речевого общения, как с взрослыми, так и со сверстниками, и объективные психофизиологические особенности (слабость фонематического восприятия, нарушение акустико – артикуляционного аппарата и пр.), затрудняющие процесс овладения родным языком, и педагогические огрехи родителей и воспитателей, не уделявших должного внимания расширению представлений ребёнка об окружающем мире, его приобщению к чтению, а также игровому развитию в дошкольный период.

Вам сказали, что у вашего ребёнка бедная речь. Это значит, он не знает низкочастотных слов, то есть слов, которые употребляются нечасто. Незнание многих слов или их смысла приводит к тому, что ребёнок не может, не только красиво, но и понятно изложить свои мысли. Иногда даже родители не в состоянии понять своего малыша, когда тот пытается пересказать только что просмотренный фильм или поведать о том, что с ним приключилось во время прогулки. Бедность речи может стать причиной неудовлетворительных отметок за пересказы, изложения, сочинения, а также негативного отношения ребёнка к чтению в частности (ведь, читая, ученик не понимает значение большей части слов, а значит, и смысла произведения в целом) и к учёбе вообще.



Не оставляйте решение этой проблемы на потом. Начните сами занятия с ребёнком по развитию речи.

Чтобы узнать или запомнить низкочастотные слова, ребёнку нужно лишь повседневное общение с вами. Гуляя по парку, он с помощью ваших объяснений быстро поймет , что такое золотая осень, ясное небо и т.д.

Развитию речи также помогают различные игры.

Игра в слова.

Участники по очереди называют слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова. Можно взять определенную тему, например, фруктовую: грушаабрикоссливаайва..



Цепочка слов.

Необходимо изменить в данном слове и в каждом последующем одну букву так, чтобы получилось новое слово: мак – рак – рок – рог..



Из одного – много.

Составит из одного большого слова много маленьких, используя только буквы данного слова (можно ограничить по времени, можно соревноваться друг с другом): Буратино – нота, утро, брат, батон и т.д.



Ассоциации.

К определенному слову в течение 5 – 10 минут придумывают слова, которые ассоциируются у ребёнка с данным словом: каникулы – юг, гулять, футбол, отдых, игра, купаться и т.д.



Целое животное.

Можно играть в компании 2 – 3 человек. Ведущий даёт задание: например, описать белочку. Все дети говорят по очереди по одному предложению:

- У белочки рыжая шубка и пушистый хвост.

- Она маленькая и юркая.

- Это животное обитает в лесу.

- Белочка любит грызть орешки.

Проигрывает тот, кто не придумывает следующее предложение. В конце игры можно нарисовать это животное.

Балда.

Один участник загадывает слово, указывая, из какой оно области (транспорт, цветы), и обозначая его первую и последнюю букву, а общее их количество заменяется черточками: клён – к - - н. Другой называет буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встаёт на своё место, в неверно названная – превращается в буквы слова балда. Игра прекращается, когда слово угадано или составлено слова балда.



Буква.

Найти слова, в которых есть определенная буква (начале, середине, конце): буква П пыль, лампа, тулуп и т.п.

Очень полезно составлять рассказы по картинке или серии картинок. Здесь я рекомендую обратиться к книге О.В. Чистяковой «Составляем рассказ по картинке» издательство «Литера» 2009 год. Также можно придумывать (позднее и записывать) новые окончания к уже известным произведениям, например, вспоминая русскую народную сказку «Колобок», придумываем хороший конец («Колобок на новый лад») и т.п.

Обязательным условием развития речи школьника является чтение художественной литературы. Если ребёнок читает еще плохо, читайте ему сами, контролируя, чтобы он водил пальцем по строчкам, следя за вашим чтением. При этом обращайте внимание на трудные, непонятные слова и выражения, объясняйте их смысл. Просите ребёнка делать рисунки к прочитанным книгам. При выборе книг для своего ребёнка следите. Чтобы они соответствовали его возрасту, были разнообразной тематики и обязательно учитывайте индивидуальные интересы своего ребёнка. Иллюстрации должны быть яркими. Совместное рассматривание иллюстраций подтолкнёт маленького читателя к дальнейшему чтению. Обязательно обсудите прочитанную книгу: «Понравилась книга или нет», «Почему?», «Что запомнилось, удивило, огорчило?» и т.п. Очень хорошо, если в семье есть традиция семейного чтения.

Вот несколько примеров игр, для улучшения техники чтения:



Ремонт слов.

«Отремонтируй» слова, из которых сбежали буквы: звтрк, птц, мсц (завтрак, птица, месяц).



Слово в слове.

Найти новое слово в данном слове: пожар, столица, жеребёнок (жар, стол, ребёнок).



Добавь букву.

В начале или в конце слова добавить букву, чтобы получилось новое слово: мех, пар, точка (смех, парк, уточка).



Слова – загадки.

Поставить буквы слова в заданной последовательности и отгадать новое слово: ракета (36145), масло (31542) (карета, смола).

Такие игры помогут вашему ребёнку преодолеть сложности в чтении, а главное – не потерять интерес к самому процессу чтения.

Желаю успехов!



Воспитатель группы продленного дня Долотова Галина Геннадьевна.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница