Рекомендации но нормативно-правовому и организационному обеспечению создания моделей развития сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающих условия для получения качественного общего образования независимо от места жительства



Скачать 302.34 Kb.
Дата03.05.2016
Размер302.34 Kb.
Рекомендации но нормативно-правовому и организационному обеспечению создания моделей развития сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающих условия для получения качественного общего образования независимо от места жительства
Перспективными моделями развития сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающих условия для получения качественного общего образования независимо от места жительства в Московской области рассматриваются следующие:

  • Базовая школа с сетью филиалов

  • Модель «Социокультурный комплекс»

  • Модель «Школа - детский сад».

  • Модель «Ресурсный центр»

Принятию решения о реализации соответствующих моделей предшествует работа по анализу состояния сети и социально-экономических условиях ее функционирования. На основании анализа разрабатывается и утверждается муниципальная программа развития сети общеобразовательных учреждений, определяющая объекты для реорганизации, сроки ее проведения и порядок финансирования. Обязательным условием является проведение разъяснительной работы с населением населенных пунктов, расположенных на территории реорганизуемых школ.


Базовая школа с сетью филиалов
Определение модели

Базовая школа - относительно крупное, обеспеченное современными средствами обучения и квалифицированным педагогическим персоналом образовательное учреждение 1-й, 2-й и, по возможности, 3-й ступени общего образования, в котором организована транспортная доставка детей из близлежащих населенных пунктов и (или) обучение детей в филиалах школы, расположенных в этих населенных пунктах.

Базовая школа является юридическим лицом и имеет организационно-правовую форму муниципального бюджетного учреждения.

При создании базовой школы образуется школьный округ - территория, обслуживаемая этой школой. Округ не нуждается в специальном органе управления, поскольку его функции фактически выполняет администрация базовой школы. Границы школьного округа определяются решением местной администрации.

Создание базовой школы предполагает реорганизацию входящих в школьный округ малокомплектных и малочисленных сельских школ путем их присоединения к базовой школе в качестве ее филиалов.

Базовая школа по отношению к филиалам функционально выступает в качестве ресурсного центра, так как она в лучшей степени укомплектована учебным оборудованием, имеет более сильные и квалифицированные педагогические кадры.

Базовая школа, оснащенная телекоммуникационным и компьютерным оборудованием, может быть центром дистанционного обучения.

В базовую школу зачисляются (переводятся) с согласия родителей все дети, обучающиеся в ее филиалах, а также и все работники филиалов, поскольку школа является единым юридическим лицом. Обучающиеся филиалов проходят в базовой школе итоговые аттестации.


Определение филиалов (отделений).

Филиалы не являются юридическим лицом, имеют правовой статус структурных подразделений базового учреждения и действуют на основании положения о филиале и доверенности директора базовой школы.

Общие нормы федерального законодательства, содержащиеся в статье 55 Гражданского кодекса РФ, определяют филиал как обособленное подразделение юридического лица, выполняющее все или часть его функций и расположенное вне места его нахождения (то есть за пределами административных границ населенного пункта).

Такое же структурное подразделение, расположенное в населенном пункте по месту нахождения юридического лица, с точки зрения закона не считается филиалом и может иметь любое иное наименование, например, дошкольное отделение - детский сад, отделение начальной школы и др. При этом не имеет юридического значения, в каких зданиях (в одном или нескольких), в каком месте того же населенного пункта располагаются эти структурные подразделения.

Возможны различные варианты создания базовой школы с комбинациями филиалов и отделений, расположенных как в одном и том же населенном пункте, так и в разных населенных пунктах. Например, в базовую школу реорганизуется средняя школа, в качестве филиалов к ней присоединяются основная школа и детский сад, расположенные в другой местности, и в качестве отделения базовой школы к ней присоединяется также начальная школа, расположенная в том же населенном пункте.

По решению уполномоченного органа местного самоуправления в состав базовой школы могут также включаться на правах филиалов или отделений бывшие учреждения дополнительного образования. Если в состав базовой школы входят образовательные учреждения иных типов (дошкольного, дополнительного образования), то деятельность базовой школы регулируется также и типовыми положениями соответственно о дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, принимаемыми на федеральном уровне власти.


Правила создания базовой школы.

При создании и комплектовании базовых сельских школ необходимо соблюдать следующие общие требования законодательства:



  • обеспечение доступности общего образования всех уровней для детей, проживающих на территории базовой школы;

  • обеспечение качества обучения, более высокого в сравнении с другими
    школами региона;

  • обеспечение свободного выбора обучающимися и их родителями классов и
    профиля обучения.

В соответствии с установленным федеральными законами распределением полномочий между уровнями государственной власти и управления организация и обеспечение общего образования отнесены к полномочиям местного самоуправления. Поэтому решения о реорганизации сельских школ, о создании базовой школы принимается органами местного самоуправления - муниципальными органами. Решение оформляется принятием правового акта - постановлением представительного органа местного самоуправления или главы администрации.

Условием проведения реорганизации является наличие программы реструктуризации, принятой местными органами самоуправления, в которой определяются объекты реструктуризации по соответствующей модели.

Местные органы самоуправления проводят экспертизу, предусмотренную требованиями федерального законодательства, определяют базовые школы, сельские школы, подлежащие переводу в статус филиалов, и школьные округа.

Глава местной администрации издает распоряжение о реорганизации малокомплектных школ путем присоединения их к базовой школе. При этом важно точно соблюдать используемую Гражданским кодексом РФ терминологию: «реорганизация путем присоединения», а не «закрытие» (нелегальный термин) или «ликвидация». При реорганизации согласия схода местных жителей закон не требует, тем не менее, орган управления образованием проводит разъяснительную работу с жителями населенных пунктов, расположенных на территории реорганизуемых сельских школ и обеспечивает оформление перевода обучающихся этих школ в соответствии с заявлениями родителей.

Базовая школа совместно с органом управления образованием готовит и принимает: изменения в уставе базовой школы; локальный правовой акт «Положение о филиале школы», регистрирует эти документы в государственных регистрационных органах.

Процедура реорганизации проводится в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ. Согласно предписаниям ГК РФ оформляются предусмотренные кодексом документы (передаточный акт):

"Статья 59 ГК. Передаточный акт и разделительный баланс

1. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.2. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Статья 60. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о
реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

2. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

3. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут
солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица
перед его кредиторами...»
Правовое оформление реорганизации образовательных учреждений.
Решение о реорганизации сельских школ принимается уполномоченным органом местного самоуправления с учетом результатов обязательной экспертизы, проводимой местными органами управления, как это требует Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» N 124-ФЗ:

«... Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей

...2. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно - профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения».

Состав экспертной комиссии, формулировки конкретных вопросов, подлежащие экспертной оценке, и сроки экспертизы определяются органом местного самоуправления.

Гражданское законодательство различает реорганизацию и ликвидацию юридических лиц. В отличие от ликвидации при реорганизации происходит полное правопреемство, то есть все права и обязательства реорганизуемых юридических лиц, в том числе имущественные, переходят реорганизуемым юридическим лицам.

Реорганизация сети образовательных учреждений регламентируется нормами Гражданского кодекса, которые предусматривают пять видов реорганизации юридических лиц (см. ст. 57 ГК РФ). Для реформирования сети образовательных учреждений по модели "Базовая школа - сеть филиалов" применяются правила реорганизации путем так называемого "присоединения". Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

С точки зрения закона присоединение означает для присоединяемого учреждения утрату его статуса юридического лица и переход в правовое положение (статус) структурного подразделения другого юридического лица. Фактически реформируются оба учреждения: учреждение, к которому присоединяется другое учреждение на правах подразделения, изменяет свою структуру (и, следовательно, устав), принимает по передаточному акту права и обязательства присоединяемого учреждения.

Реорганизация путем присоединения считается завершенной с момента государственной регистрации устава базовой школы в территориальных органах Федеральной налоговой служба РФ и исключения из государственного реестра юридических лиц присоединенных учреждений.


Данная модель с точки зрения нормативно-правового обеспечения, предполагает различные варианты нормативных документов:

а) Малочисленная (до 10 обучающихся) начальная общая образовательная (НШ) школа преобразуется в филиал основной или полной общей образовательной школы, расположенной в другом населённом пункте:

- дополнения в Договор школы с учредителем;

- положения о филиале;

- дополнения в Устав основной школы;

- перечень требований к содержанию передаточного акта;

- примерный текст приказа органов управления образованием (ОУО) о реорганизации, изданный во исполнение распоряжения (постановления) муниципальных органов;

- образец записи в трудовую книжку работников малокомплектной школы.

б) Организация обучения школьников 5 и 6 классов в филиалах основных или средних (полных) школ на базе начальных школ:

- договор аренды;

- договор безвозмездного пользования (ссуды);

- договор о совместной деятельности (простое товарищество);

- положение о филиале;

- примерный текст приказа ОУО;

- договор между муниципалитетами о пользовании имуществом (аренды, ссуды, простого товарищества);

- примерный текст доверенности заведующему филиалом;

в) Открытие филиалов в образовательных учреждениях основного общего образования в других населённых пунктах для обучения в них обучающихся начальных и 5-6 классов, проживающих в этих населённых пунктах:

- Дополнение к Уставу образовательных учреждений;

- положение о филиале;

- примерный текст приказа ОУО;

- договор между муниципалитетами о пользовании имущества (аренды, ссуды, простого товарищества),

- примерный текст доверенности заведующему филиалом.

г) Открытие в близлежащих населенных пунктах на базе начальных образовательных учреждений филиалов образовательных учреждений среднего (полного) общего образования для обучения в филиалах 5 и 6 классов:


  • Дополнение в Устав образовательного учреждения;

  • положение о филиале;

  • примерный текст приказа ОУО;

  • договор между муниципалитетами о пользовании имуществом (аренды, ссуды, простого товарищества);

  • примерный текст доверенности заведующего филиалом


Локальное правовое обеспечение

Реформирование сети сельских образовательных учреждений требует не только издания правовых актов и юридического оформления со стороны муниципальных органов управления, но и значительных изменений внутришкольного локального правового регулирования, а также внесения изменений в договор с учредителем.


В частности, необходимо разработать и принять дополнения и изменения в устав базовой школы, отражающие новую структуру школы и содержание ее деятельности. В уставе школы должны быть обозначены филиалы и структурные подразделения, выполняющие образовательные функции. К уставу школы прилагаются дополнения: положения о филиалах и отделениях школы, принятые в качестве локальных актов органами управления школы и утвержденные учредителем. Устав вместе с дополнительными локальными актами входят в состав пакета документов, необходимых для государственной регистрации базовой школы.

Примерная структура «Положения о филиале (отделении) школы» содержит минимально следующие разделы:

  • общие положения, статус подразделения, цели и задачи;

  • основы образовательной деятельности;

  • структура филиала;

  • управление филиалом, полномочия заведующего;

  • имущественные права филиала, учет имущества на отдельном балансе филиала;

  • порядок изменений и дополнений в Положение о филиале;

  • основания и порядок упразднения филиала.

Директор базовой школы разрабатывает и подписывает доверенность руководителю филиала, в которой отражаются конкретные полномочия, предоставляемые школой филиалу. Такими полномочиями могут быть право подписания договоров от лица школы по отдельным вопросам деятельности, право приема на работу в филиал школы работников, зачисления обучающихся и другие в зависимости от усмотрения директора школы, делегирующего свои полномочия руководителю филиала (отделения).

Реорганизация также требует внесения изменений в должностные инструкции работников, изменений условий трудовых договоров с работниками и правил внутреннего трудового распорядка школы в соответствии с новой организацией работы.


Регулирование отношений в коллективе школы

Перевод (зачисление) в базовую школу обучающихся реорганизуемых школ осуществляется в общем порядке с письменного согласия родителей и оформляется приказом о зачислении. При этом перемена образовательного учреждения не означает для обучающегося изменение фактического места обучения: в большинстве случаев обучающиеся, особенно младших классов, будут продолжать обучение в бывшей школе, реорганизованной в филиал базовой школы, но получат возможность обучения в самой базовой школе, если, например, будет организована транспортная доставка или проживание в интернате при школе, либо имеется возможность самостоятельного посещения базовой школы с соблюдением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами (СанПиН).

В соответствии со статьей 75 Трудового кодекса РФ при реорганизации школы трудовые отношения с работниками продолжаются с их согласия. Следовательно, педагогические и другие работники реорганизуемой школы имеет право на продолжение работы в базовой школе в той же должности и на тех же условиях трудового договора. Эти правила касается всех работников, включая руководителей присоединяемых учреждений.

Однако юридическое оформление трудовых отношений в связи с реорганизацией в ряде случаев требует изменения штатного расписания. Например, в школе не может быть два директора, поэтому другим руководителям реорганизуемых учреждений предлагается перевод на должность "заместителя директора - заведующего филиалом (отделением)".

Возможно как введение в штаты новых должностей работников, так и проведение сокращения штата или численности работников. При этом необходимо руководствоваться процедурами увольнения по сокращению штата или численности, установленными Трудовым кодексом РФ: подлежащим сокращению работникам (с учетом их преимущественного права на оставление на работе - см. ст. 179 Трудового кодекса РФ) вручается письменное уведомление о сокращении за два месяца до увольнения, при наличии другой работы предлагается эта работа. Работник может быть уволен в случае отказа от предложенной работы или отсутствия вакансий. Если в учреждении имеется выборный профсоюзный орган, то не ранее, чем через месяц до увольнения работодатель направляет документы в профсоюзный орган для получения мотивированного мнения по вопросу увольнения данного работника. Следует отметить, что даже незначительное нарушение установленной законодательством о труде процедуры увольнения в случае судебного спора приводит к признанию увольнения незаконным и восстановлению работника даже в тех случаях, если школа, в которой он работал, уже формально-юридически не существует, или должность, в которой он работал, сокращена.

В случае, если базовая школа имеет школьную передвижную лабораторию, учителю, работающему в лаборатории и постоянно выезжающему за пределы населенного пункта, необходимо предложить изменение трудового договора и внесение в договор с его согласия условия о работе в другой местности (разъездном характере работы), т.к. согласно трудовому законодательству работа в другой местности является существенным условием трудового договора и требует согласия работника.

Для справки приводим текст статьи 73 Трудового кодекса РФ.

«...Статья 73. Изменение существенных условий трудового договора

По причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускается изменение определенных сторонами существенных условий трудового договора по инициативе работодателя при продолжении работником работы без изменения трудовой функции.

О введении указанных изменений работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Если работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в организации работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы - вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья.

При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 статьи 77 настоящего Кодекса".

Такие же изменения вносятся в трудовые договоры с другими работниками, для которых планируется осуществление (временно или постоянно) работы в другой местности, например, в филиалах, и наоборот, - работниками филиалов, для которых планируется временная или постоянная работа в базовой школе. При невозможности получения согласия на изменение существенных условий трудового договора работник уведомляется письменно за два месяца о предстоящем изменении, ему предлагается имеющаяся (после реорганизации) другая работа, в случае отказа от изменения трудового договора и(или) перевода на другую работу работник подлежит увольнению по пункту 7 ст. 77 Трудового кодекса РФ с соблюдением процедуры, предусмотренной статьей 73 кодекса и выплатой денежной компенсации.

Аналогичные изменения существенных условий трудового договора могут потребоваться и в отношении других работников, если это необходимо для организации базовой школы.

Модель «Социокультурный комплекс»

Определение модели.

Социокультурный образовательный комплекс - образовательная организация, представляющая собой интеграцию общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования, реализующая программы дошкольного и общего образования, программы дополнительного образования, и обладающая разветвленной сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования (музыкальное, художественное, спортивное, иное), а также материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования и воспитания современные технологии. Теоретически возможно включение в комплекс также учреждений профессионального образования, культуры, спорта на основе договора о совместной деятельности или на основании закона государственных органов власти субъекта федерации о передаче отдельных полномочий местным органам самоуправления, решения местных органов самоуправления об объединении подведомственных учреждений культуры, образования и спорта.

Реструктуризация образовательных учреждений по модели социокультурного комплекса осуществляется практически во всех регионах-участниках эксперимента, что говорит о востребованности такой формы взаимодействия в социальной сфере в настоящее время.





Нормативно-правовое регулирование федерального уровня

Основным правовым документом, нормы которого используются при создании социокультурного комплекса является Гражданский кодекс Российской Федерации, поскольку именно в нем определяются требования к организационно-правовым формам различных, организаций, их имущественные и личные неимущественные права и обязанности и отношения с собственником (учредителем).

В частности, ст. ст. 48 и 49 ГК РФ содержат понятие и устанавливают правоспособность юридического лица, необходимые учредительные документы предусмотрены в ст. 52 ГК РФ. Правовой статус организации - юридического лица в форме учреждения определяется ст. ст. 120, 296 - 300 этого же кодекса. Нормы Гражданского кодекса во многом дублируются и уточняются в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» № 7тФЗ от 12 января 1996 года.

Главный акцент в нормативно-правовом обеспечении делается на локальные акты самих объединяющихся в комплекс учреждений социальной сферы, а при создании комплекса превалирующее значение имеют нормативные и ненормативные (т.е. распространяющиеся только на конкретный случай и не предназначенные для многократного использования) правовые акты органов местного самоуправления: постановления представительных органов местного самоуправления, распоряжения и приказы главы местной администрации и исполнительных органов местной администрации и т.п.

В случае включения в состав социокультурного комплекса, создаваемого как единое юридическое лицо, учреждений, реализующих программы профессионального образования, в полном наименовании комплекса указывается его статус по образовательной программе наиболее высокого уровня, т.е. образовательного учреждения начального или среднего профессионального образования.
Варианты правового оформления

Возможны три варианта правового оформления социокультурного комплекса (центра):



  • единое учреждение со статусом юридического лица, имеющего соответствующие структурные подразделения;

  • ассоциация (союз) разных юридических лиц также со статусом юридического лица;

  • организация без прав юридического лица, основанная на договоре о совместной деятельности и состоящая из разных юридических лиц.

Сельский социокультурный образовательный комплекс на договорной основе представляет собой сотрудничество юридических лиц и создается, как правило, на основании постановления главы районной администрации в соответствии с которым учреждения, участвующие в социокультурном комплексе, заключают между собой договор (договоры) о, совместной деятельности. В качестве участника договора (стороны) договора могут выступать органы местного самоуправления независимо от того, есть у данного органа статус юридического лица или нет, однако их права и обязательства по договору должны быть ограничены рамками закрепленной за ними компетенции (см. ст. 125ГКРФ)

Прим.: Статья 125 ГК РФ предусматривает, что от имени муниципальных образований участниками гражданских правоотношений выступают органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Хотя федеральными законами о местном самоуправлении предусмотрено, что органы местного самоуправления имеют, как правило, статус юридических лиц, однако не установлено, какие органы (структуры) местного самоуправления должны быть зарегистрированы в форме учреждений управления как юридические лица. Органом местного самоуправления сможет быть структурное подразделение администрации без прав юридического лица (т.е. не учреждение) и, тем не менее, в рамках своих полномочий наделенное правом участника гражданских правоотношений ст. 125 ГКРФ.

Для создания социокультурных комплексов на договорной основе необходимы следующие документы:



  • программа реструктуризации, принятая местными органами самоуправления;

  • положение о социокультурном комплексе;

  • положение о координационном совете;

  • договор или несколько договоров для установления юридически значимых отношений между участниками социокультурного комплекса.

Комплекс может включать в себя учреждений: среднюю общеобразовательную школу, детский сад, районную школу искусств, дом культуры, сельскую библиотеку, центр внешкольной работы, районный логопедический центр и некоторые другие структуры местного социума, в том число медицинские.

Социокультурный комплекс, созданный на основе договора, нуждается в координационном органе управления любого вида, состава, в соответствии с договором о совместной деятельности. Как правило, в состав координационный органа включаются руководители учреждений, объединившихся в социокультурный комплекс, и представители заинтересованных общественных организаций (родительских комитетов, организаций ученического самоуправления и др.), представители от органов местного самоуправления.

Координационный совет социокультурного комплекса, созданного на договорной основе, может обладать только совещательными (рекомендательными) правомочиями и не может иметь властных управленческих полномочий. Вместе с тем стороны - участники договора могут быть обязаны по условиям договора согласовывать определенные действия с советом. Но поскольку стороны договора в соответствии с гражданским законодательством равны, постольку и в отношениях между ними не допустимы административные правоотношения, основанные на подчинении.


Сельский социокультурный комплекс на административной основе представляет собой единое юридическое лицо (чаще всего среднее общеобразовательное учреждение), вокруг которого сосредотачивается деятельность социальных структур муниципального образования с целью рационального использования бюджетных средств и ликвидации дублирования в работе. Такое объединение позволяет обеспечивать оптимальные условия полноценного воспитания и образования детей дошкольного и школьного возраста, их разностороннее развитие, социальную защиту, а также эффективно использовать социокультурные и производственные возможности социального окружения школы, его кадровые и материальные ресурсы для полноценной социализации личности.

Муниципальное образование как собственник муниципального имущества вправе на основании ст. 120 ГК РФ создать учреждение для выполнения функций социального характера. Закон не ограничивает такое учреждение только строго определенным видом деятельности.

В штатном расписании социокультурного комплекса, созданного на административной основе как единое юридическое лицо, рекомендуется предусмотреть дополнительные ставки заместителя директора по видам деятельности, социального педагога, педагогов дополнительного образования и другие.

Если в результате создания социокультурного комплекса на административной основе новое учреждение планирует реализацию других образовательных программ, то необходимо получение лицензии на образовательную деятельность в соответствии с новыми образовательными программами.

Для создания социокультурного образовательного комплекса на административной основе в форме единого юридического лица требуется решение местной администрации (либо представительного органа местного самоуправления) как уполномоченных собственником (муниципалитетом) органов. Создание такого комплекса ничем не отличается от создания любого муниципального учреждения. Проблемы административно-правового характера могут возникнуть при определении вида деятельности в процессе регистрации, при определении статей бюджетного финансирования и ведомственной принадлежности.

Алгоритм создания социокультурного комплекса предполагает разработку концепции реструктуризации и реформы социальной сферы органами местного самоуправления, реорганизацию местных ведомственных органов управления, утверждение и регистрацию устава социокультурного комплекса, наделение его имуществом (передачу имущества) на праве оперативного управления и выделение бюджетного финансирования, назначение руководителя и хозяйственной службы до получения лицензии на право ведения образовательной деятельности, комплектование необходимым персоналом, получение лицензии и зачисление обучающихся.

Более реально создание социокультурного образовательного комплекса путем реорганизации (слияния или присоединения) существующих муниципальных учреждений. Социокультурный образовательный комплекс может быть создан путем реорганизации на основе ранее существовавших на данной территории учреждений социальной сферы. При создании таких социокультурных комплексов вносятся изменения в учредительные документы общеобразовательного учреждения (устав) и другие локальные нормативные акты учреждения. В частности, регистрируется новая редакция устава; директор учреждения утверждает новые правила внутреннего трудового распорядка и должностные инструкции работников. По инициативе руководителя учреждения в необходимых случаях могут быть пересмотрены условия трудового договора с работниками, коллективного договора с трудовым коллективом учреждения, но только с добровольного согласия другой стороны указанных договоров.

Вхождение учреждения в состав социокультурного комплекса, созданного либо на административной, либо на договорной основе, может служить правовым основанием для "внутренней" структурной реорганизации учреждения, например, сокращения штата или численности работников, изменения их функциональных обязанностей, введения новых должностей и т.д. Порядок изменения существенных условий трудового договора с работниками учреждений, включаемых в состав социокультурного образовательного комплекса, подробно рассмотрен выше в разделе, посвященном реструктуризации сельских образовательных учреждений по модели "Базовая школа - сеть филиалов".

Анализ федерального законодательства, регламентирующего разные отрасли социальной сферы определенно свидетельствует о том, что социокультурный комплекс как единое юридическое лицо может существовать только в статусе образовательного учреждения, поскольку учреждения, не имеющие статуса образовательного учреждения, в соответствии с действующим законодательством не могут получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности, пройти аттестацию и государственную аккредитацию. Что касается разных требований к уставу и органам управления различных видов учреждений социальной сферы, то эти вопросы юридико-технического характера решаются при разработке устава.
Договор о совместной деятельности как основная правовая форма социокультурного комплекса.

Главной содержательной характеристикой договора о совместной деятельности, отличающей его от вех прочих видов договоров является его комплексный характер. Договорными обязательствами охватывается широкий спектр деятельности. Поэтому, как правило, такой договор нуждается в программном обеспечении - он заключается при наличии разработанной концепции и программы совместной деятельности.

Договор может заключаться между различными организациями (учреждениями) социальной сферы, входящими в социокультурный комплекс на правах участников
договора. Для договорной формы не имеет значения ни ведомственная принадлежность, ни то, что участники договора могут иметь разных учредителей (собственников).

Для вхождения в комплекс необходимо лишь право участника на подписание договора и


согласование со своим учредителем. При создании социокультурного комплекса на
основе договора все учреждения - участники договора полностью сохраняют свой статус,
самостоятельный баланс или смету, нормативное финансирование из бюджета собственника. ;:

Порядок и требования к заключению договора простого товарищества устанавливаются Гражданским кодексом РФ статьями 1041 - 1054. Кроме того, к регулированию отношений по договору применяются общие требования Гражданского кодекса о сделках (форма сделки, условия недействительности и т.д.), об обязательствах и общие положения о договорах, предусмотренные соответственно главой 9 (сделки), главами 21 - 26 (обязательства) и главами 27 - 29 (общие положения о договорах).

Положения специальной главы 55 (Простое товарищество) наиболее детально регламентируют этот вид договора. По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для достижения не противоречащей закону цели. Участники договора осуществляют вклады в общее дело, которыми признается все то, что участник вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.

При этом вклады предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами. :

Внесенное товарищами имущество, которым они обладали да праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства.

Внесенное товарищами имущество, которым они обладали по основаниям, отличным от права собственности, используется в интересах всех товарищей и составляет наряду с имуществом, находящимся в их общей собственности, общее имущество товарищей.

Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре юридических лиц. Пользование общим имуществом товарищей осуществляется по их общему согласию, а при недостижении согласия в порядке, устанавливаемом судом. Обязанности товарищей по содержанию общего имущества и порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей, определяются договором.

При ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора. При совместном ведении дел для совершения каждой сделки требуется согласие всех товарищей.

В отношениях с третьими лицами полномочие товарища совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется доверенностью, выданной ему остальными товарищами, или договором простого товарищества, совершенным в письменной форме.

Товарищ, совершивший от имени всех товарищей сделки, в отношении которых его право на ведение общих дел товарищей было ограничено, либо заключивший в интересах всех товарищей сделки от своего имени, может требовать возмещения произведенных им за свой счет расходов, если имелись достаточные основания полагать, что эти сделки были необходимыми в интересах всех товарищей. Товарищи, понесшие вследствие таких сделок убытки, вправе требовать их возмещения.

Решения, касающиеся общих дел товарищей, принимаются товарищами по общему согласию.

Порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело.

Соглашение, полностью освобождающее кого-либо из товарищей от участия в покрытии общих расходов или убытков, ничтожно.

Прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей. Соглашение об устранении кого-либо из товарищей от участия в прибыли ничтожно.

Учреждения, объединяющиеся в социокультурный комплекс на основе договора, составляют договор в свободной форме, предусматривают в нем все условия взаимодействия, права и обязательства сторон, ответственность и другие «стандартные» реквизиты договоров, такие как полные наименования, адреса, банковские счета, уполномоченных на подписание лиц и т.п.

Модель «Ресурсный центр»

Правовая форма Ресурсного центра.

В соответствии с нормами федерального законодательства муниципалитеты в рамках их полномочий, бюджетных доходов и собственного имущества вправе определять, учреждать и финансировать из бюджета необходимые для их деятельности любые муниципальные учреждения и муниципальные унитарные предприятия.

Для создания и юридического оформления ресурсного центра (далее – РЦ), выполняющего те или иные задачи реструктуризации, необходимо выбрать оптимальную правовую форму.

Анализ действующего российского законодательства показывает, что при этом может быть использован широкий спектр разных способов организационно-юридического оформления: РЦ может быть создано в виде отдельного самостоятельного (так называемого «сетевого») учреждения с правами юридического лица, либо в виде структурного подразделения образовательного учреждения, либо - структурного подразделения органа управления образованием. Для создания РЦ не исключается использование договорных форм (в виде многостороннего договора о совместной деятельности, или набора необходимых двусторонних договоров либо комбинации разных договоров как предусмотренных, так и не предусмотренных Гражданским кодексом РФ),

Наиболее приемлемо создание Ресурсного центра в качестве подразделения крупной школы. Преимущества этого варианта организации Ресурсного центра состоят в том, что Цент де-юре становится образовательной организацией (ее частью) со всеми вытекающими отсюда возможностями и льготами.

Оформление Ресурсного центра в виде структурного подразделения требует согласно нормам гражданского законодательства принятия ряда документов:



  • изменения устава школы в части ее структуры;

  • принятие положения о Ресурсном центре в форме локального нормативного
    акта с последующим утверждением учредителем;

  • утверждения руководителем организации нового штатного расписания;

  • утверждения должностных инструкций работников Центра.

Недостатком создания Ресурсного центра в статусе подразделения образовательного учреждения нивелирующим все другие достоинства такого статуса является отсутствие полномочий у муниципалитета "по финансовому обеспечению образовательного процесса" отнесенных к полномочиям субъекта РФ. Поскольку к полномочиям субъекта РФ отнесены полномочия по финансированию заработной платы работников общеобразовательных учреждений, то муниципалитет не вправе за счет собственного бюджета оплачивать труд работников Ресурсного центра, являющегося структурным подразделением школы. Такая оплата возможна только при наличии у школы денежных средств из внебюджетных источников.
Ресурсный центр в правовой форме договора

Действующий Гражданский кодекс РФ прямо предусматривает возможность заключения не только договоров, перечисленных и регламентируемых в Кодексе, но также и договоров, которые не перечислены и не регламентированы в Кодексе, но и не противоречат «общим началам и смыслу» гражданского законодательства (см. ст. ст. 6, 8 и 421 ГК РФ). Такие "свободные" договоры подлежат судебной защите в случае их нарушения наравне с другими договорами. Равным образом допускается и применение так называемых "смешанных" договоров, содержащих в себе элементы различных договоров, предусмотренных ГК РФ (пункты 3 и 2 ст. 421 ГК РФ). Указанные договоры, как правило, называются на практике договорами взаимопомощи, сотрудничества и т.п.

Использование договорной формы открывает самые широкие возможности для юридического оформления объединения ресурсов. При заключении двустороннего или многостороннего договора (или любой комбинации договоров) в принципе не имеет значения ни форма собственности участников договора, ни их принадлежность тому или иному ведомству, тому или иному «уровню» государства. В договоре наравне с юридическими лицами могут участвовать физические лица - граждане. Участие в договорах органов государственного или местного управления, не имеющих статуса юридического, также допускается, но ограничено правомочиями этих органов, определяемыми положениями о них. (См. ст. ст. 124. 125 ГК РФ).

Для договорного оформления Ресурсного центра рекомендуется использовать элементы договоров простого товарищества (совместной деятельности) (см. выше) и ссуды (предоставления имущества в безвозмездное пользование).

Все эти договоры юридически действительны, если не противоречат прямым запретам законодательства либо «его общим началам и смыслу». Вопрос о действительности любого договора может быть решен только судебным органом.

Модель «Школа - детский сад».
Школа детский сад - образовательная организация в форме учреждения, реализующая программы дошкольного и общего образования и представляющая собой интеграцию дошкольного общеобразовательного учреждения и общеобразовательной школы, создаваемая в сельских поселениях с малой численностью жителей дошкольного и школьного возраста, работающая в едином режиме и по единому плану.

При создании школы - детского сада обычно детский сад реорганизуется путем присоединения к школе и становится структурным подразделением школы (например, дошкольным отделом). При этом юридически (и практически) не имеет значения вид общеобразовательной школы - начальная, основная или средняя.

Для реорганизации детского дошкольного учреждения требуется издание соответствующего постановления (распоряжения) местного органа управления, уполномоченного принимать решения о реорганизации подведомственных учреждений, и приказ (во исполнение постановления или распоряжения) органа управления образованием.

Решение о реорганизации должно приниматься с учетом результатов экспертизы, проводимой местными органами управления, как это требует Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ (см. выше).



После проведения экспертизы и издания приказа о реорганизации разрабатывается новый устав школы - детского сада и регистрируется в органах государственной регистрации. Согласно нормам гражданского законодательства при такой реорганизации происходит полное правопреемство: права, обязательства (как имущественные, так и личные неимущественные) переходят в полном объеме к юридическому лицу (школе). Следовательно, проблемным вопросом может стать вопрос о трудоустройстве работников детского сада, все обязательства по трудовым договорам которых переходят к школе. В случае проведения сокращения штата или численности работников необходимо строго руководствоваться процедурами увольнения по сокращению штата или численности, установленными трудовым кодексом РФ: подлежащим сокращению работникам (с учетом их преимущественного права на оставление на работе - см. ст. 179 Трудового кодекса РФ) вручается письменное уведомление о сокращении за два месяца до увольнения, при наличии другой работы предлагается эта работа. Работник может быть уволен в случае отказа от предложенной работы или отсутствия вакансий. Если в учреждении имеется выборный профсоюзный орган, то не ранее, чем через месяц до увольнения работодатель направляет документы в профсоюзный орган для получения мотивированного мнения по вопросу увольнения данного работника. Следует отметить, что нарушение установленной законодательством о труде процедуры увольнения, как правило, приводит к признанию увольнения незаконным по жалобе уволенного работника.







База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница