Рекомендации к анализу хорового сочинения в классе дирижирования



Скачать 91.95 Kb.
Дата28.10.2016
Размер91.95 Kb.
РЕКОМЕНДАЦИИ

к анализу хорового сочинения в классе дирижирования.
Освоение произведения, предназначенного для хорового исполнения, рекомендуется начинать с подготовительной работы по всестороннему анализу партитуры с триединой целью:

  1. Чтобы студент лучше усвоил музыкальный и литературный текст произведения;

  2. Анализ необходим для выявления технических и вокальных особенностей произведения, определения интонационных, ритмических и дикционных трудностей, которые могут возникнуть в процессе его разучивания.

  3. На основе анализа студентом под руководством преподавателя составляется исполнительский план произведения, определяются выразительные средства для его воплощения.

Материал раздела «Общие сведения о произведении и его авторах» рекомендуется поручить студенту для самостоятельного изучения :

- жизнь и творчество композитора и автора стихов;

- общественно-исторические условия, в которых создавалось произведение;


  • типичные черты хорового письма композитора и место данного произведения в ряду других его сочинений;

  • анализ литературного текста произведения: его содержание, тема, идея, основные художественные образы, особенности стихотворной формы, литературный жанр;

  • сравнение текста хорового произведения с поэтическим оригиналом. Раскрыть лирический подтекст.

Анализ музыкальной формы, как системы музыкальных средств воплощения содержания произведения, рекомендуется вести в классе, в творческом содружестве педагога и студента:

  • найти взаимосвязь речевой и музыкальной ритмоинтонации, её образный смысл;

-отметить принципы музыкального развития (повторяемость, контрастное сопоставление, варьиро-вание);

  • составить ладотональный план: основная тональность, тональность отдельных частей, определить способы модулирования, отклонения;

  • определить музыкальную форму произведения, выбор которой композитором во многом зависит от особенностей построения стиха;

- определить структуру каждой части, установить цезуры, фразировку, зафиксировать кульминации частей и всего произведения, проанализировать каденции в связи со структурой текста;

- отметить особенности гармонического языка, гармоническое исследование (обращения, удвоения, неаккордовые звуки)

- расшифровать термины и ремарки композитора, редактора;

- установить жанр хоровой музыки, в связи с чем определить стиль исполнения и эмоциональное содержание дирижирования (гимн, серенада, колыбельная, баркарола, песня-романс, хоровая миниатюра, хоровая обработка, переложение, оперно-хоровой жанр др.).



При анализе мелодии следует учитывать:

а/ внешние признаки: соотношение скачков и плавного движения, подъемов и спадов, поступательное или остинатное движение, распевность или прерывистость мелодии;

б/ внутренние признаки: образно-эмоциональный смысл интонаций, наличие задержаний, интонаций вздоха; полутоновые интонации; ритмическое оформление, увеличенные интервалы, опевание звуков, ладовое значение окраски мелодии;

в/ разнообразные виды мелодий: лирическая, драматическая, сумрачная, "угловатая", мужественная, волевая, элегическая, стонущая, мягкая, утончённая и т.п.


При анализе ритма, его смены связывать его с развитием содержания:

- размер 3/4 характерен для вальса;

- размер 4/4 характерен для маршеобразной хоровой музыки;


  • размер 3/2 характерен для монументальной и повествовательной музыки;

  • несимметричные размеры свойственны русской народной песне;

-размер 6/8 характерен для жанра баркаролы.
При анализе хоровой фактуры рассматривать её как соединение функциональных элементов:

  • сочетание мелодической функции одного из голосов с гармонической других при одинаковом ритме, называемое гомофонно-гармоническим складом хоровых партий;

  • сочетание нескольких самостоятельно развивающихся мелодических линий (партий), называемое полифоническим складом;

  • сочетание трёх основных функций голосов: мелодической, гармонической и контрапунктической, когда одновременно сочетаются два или несколько голосов с мелодической функцией, называемое смешанным складом.

При анализе сопровождающей партии аккомпанемента необходимо рассматривать не только его фактурные признаки:

- аккордовое изложение с дублированием мелодии;

- собственно аккордовое изложение;

- аккомпанемент с двойными нотами;

- аккомпанемент с ритмическими сложностями;

-аккомпанемент с полифоническими элементами, но и его роль в раскрытии идейно-художественного содержания:



  • дублирование хоровых голосов;

  • гармоническая поддержка;

  • инструментальное вступление и заключение;

  • создание эмоционального и психологического настроения.


В вокально-хоровом анализе наряду с характеристикой хора, хоровых партий, состава певческих голосов, их диапазона и тесситуры, основное внимание следует уделить выявлению всех особенностей и вокально-хоровых трудностей:

а/ интонационных:

- интонирование партий в высоком регистре и подвижном темпе;

-поступенный ряд больших секунд;

-полутоновые интонации и хроматические последовательности;

- ряд кварто-квинтовых скачков;

- увеличенные и уменьшенные интервалы и аккорды;

- отдельные вступления хоровых партий;

- внезапная смена тональности;

б/ ритмических : '

- исполнение произведений со смешанным или переменным размером;

-смена группировки длительностей в такте;

-исполнение пунктирного ритма;

-исполнение затактовых шестнадцатых;

-наличие в партитуре триолей, квинтолей, септолей;

-наличие синкоп.

в/ дикционных:

-отнесение согласных, оканчивающих слог, к последующему слогу при тесном стыке слов;

-краткое и четкое произнесение согласных в «закрытых» слогах;

-краткое произношение шипящих и свистящих согласных;

-произнесение удвоенных гласных и согласных как одного;

-особе произнесение многобуквенных слогов (с выпадением фонем, вымолчкой и т. п.);

-выявление несовпадений метрических акцентов в музыке и ударений в словах («двойное ударение» при пении);

-хоровые скороговорки;

-интонирование согласных на высоте следующих за ними гласных.

При анализе

При анализе хорового ансамбля рассматривать его, как комплекс частных ансамблей: интонационного, тембрового, динамического, строя, метроритмического, агогического, дикционно-орфоэпического, тесситурного, ансамбля фактур изложения.

Значительное внимание следуете уделять анализу ансамбля и соответствия тесситурных и динамических условий хоровых партий, учитывая закономерность, что с повышением тесситуры динамические возможности голосов возрастают.



АНАЛИЗ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ВЫНОСИМОГО НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ДИРИЖИРОВАНИЮ.
ОБЩИЕ СВЕДИНИЯ О ПРОИЗВЕДЕНИИ И ЕГО АВТОРАХ.
Краткие сведения о жизни и творчества композитора и поэта, об их эстетических взглядах, конкретных общественно-исторических условиях, в которых создавалось произведение или которые нашли в нём отражение.

Типичные черты хорового письма композитора, место данного произведения в ряду других.

Анализ содержания произведения в целом, его идея, сюжет, основные художественные образы, особенности стихотворной формы, жанр. Сравнение поэтического оригинала с текстом хорового произведения, раскрыть лирический подтекст произведения.
МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.

Выявление музыкальной формы произведения, анализ мелодии, гармонии, метроритма, темпа, фактуры и других выразительных средств. Установление взаимосвязи речевой и музыкальной ритмо-интонации, её образный смысл. Установление принципов музыкального развития: контрастное сопоставление, повторяемость варьирование. Определение ладотонального плана произведения. Для выявления ФОРМЫ определяются тональный план, особенности гармонического и метро-ритмического языка, расшифровываются термины и ремарки композитора устанавливаются цезуры, определяется структура каждой из частей, находятся интонации и динамика отдельных фраз, фиксируются кульминации частей и всего произведения, анализируются каденции в связи со структурой текста. Выбор музыкальной формы определяется особенностями построения стиха, поэтому целесообразно сначала проанализировать строение стиха.

При определении ЛАДА и ТОНАЛЬНОСТИ необходимо разобрать весь тональный план и тональности отдельных частей произведения, определить способы модулирования и отклонения.

ЖАНР хоровой музыки помогает определить стиль исполнения и эмоциональное содержание дирижирования.

МЕЛОДИЮ следует анализировать как по внешним признакам /соотношение скачков и плавного движения, подъёмов и спадов, поступательного и остинатного движения, распевность или прерывистость мелодии/, так и по внутренним /выражение музыкального образа, чувств, мыслей: это образно-эмоциональный смысл интонаций, наличие задержаний, интонаций вздоха, ритмическое оформление, полутоновые интонации, увеличенные интервалы, опевание звуков, ладовое значение окраски мелодии./

Виды мелодий могут быть разнообразными: лирическая, драматическая, "угловатая", сумрачная, мужественная, волевая элегическая, стонущая, мягкая, утончённая и т.д.

Выбор РАЗМЕРА произведения, а также смена его вызываются развитием содержания и обусловлены им. /Например, размер 3/4 характерен для вальса, 4/4 – для маршеобразной хоровой музыки, 3/2 – для монументальной и повествовательной. Несимметричные размеры характерны для народной песни и т.п./

ТИПЫ ФАКТУР, чаще всего встречающиеся в хоровой практике: гомофонно-гармоническая, полифоническая и смешанная.

В анализе АККОМПАНЕМЕНТА выявляется его роль в раскрытии "идейно-художественного содержания: создание эмоционального и психологического настроя, дублирование хоровых голосов, гармоническая поддержка, обогащение партитуры, инструментальное вступление и заключение и т.д.

ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ.
Характеристика типа, вида хора и возможного исполнительского коллектива, способного реализовать замысел композитора.

ТИП ХОРА различается по составу певческих голосов, которые делятся на мужские, женские и детские. По качеству соединения голосов определяются четыре типа хоров: мужской, женский, детский, смешанный.

Первые три типа состоят из однородных голосов, в смешанном соединяются мужские и женские или мужские и детские голоса. Существует и пятый тип: НЕПОЛНЫЙ СМЕШАННЫЙ хор при соединении женского хора и одной мужской партии, а также мужского хора и одной женской партии. Юношеские, молодёжные хоры, в которых мужские голоса объединяются в одну совмещенную партию.

ВИД ХОРА определяется количеством хоровых партии в произведении: одноголосный, двухголосный, трёхголосный и т.д. При анализе хоровых партий указывается их диапазон, а также диапазон всего хора.

ТЕССИТУРА /высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса/ может быть средняя, высокая и низкая, а также удобная или неудобная. Если в процессе исполнения голос продолжительное время звучит напряжённо, тесситура считается неудобной.

ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ ТРУДНОСТИ при роботе над интонацией, строем, дикцией, ритмом, ансамблем и т.д.

Основные ИНТАНОЦИОННЫЕ трудности:


  • интонирование мелодии в высоком регистре и подвижном темпе;

  • поступенный ряд больших секунд, полутоновые интонации и хроматические последовательности;

  • ряд кварто-квинтовых скачков, увеличенные и уменьшенные интервалы и аккорды;

  • отдельные вступления партий, исполнение органного пункта;

  • внезапная смена тональности, октавные унисоны и энгармонизмы. Основные РИТМИЧЕСКИЕ трудности:

  • исполнение затактовых шестнадцатых, триолей, синкоп, квинтолей, септолей, исполнение пунктирного ритма.

Основные ДИКЦИОННЫЕ трудности:

  • правильное формирование гласных, чёткое и ясное произношение согласных;

  • отнесение согласной, оканчивающей слог к следующему слогу при тесном стыке слов;

  • интонирование звонкой согласной на высоте следующей за ней гласной;

  • одновременное и чёткое произношение согласных в конце слова;

  • большое количество шипящих и свистящих звуков, а также сочетание двух одинаковых или сходных гласных;

  • многобуквенные слоги, хоровые скороговорки;

  • несовпадение метрического акцента музыки и логического ударения в тексте.

При анализе ХОРОВОГО АНСАМБЛЯ учитывать, что тесситурные условия оказывают на него большое влияние, что динамические возможности голосов прямо пропорциональны тесситурным условиям.

Ансамбль хора является совокупностью частных ансамблей: интонационного, ансамбля строя, тембрового, динамического, метроритмического, агогического, дикционно-орфоэпического, тесситурного и ансамбля фактур изложения.



С нарушением одного из частных ансамблей разрушается ансамбль хоровой звучности в целом.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница