Регламент игры: 4 х 10 мин одним составом по 8 человек волейбол-баскетбол, без перерыва; баскетбол-гандбол, перерыв 3 мин; гандбол-футбол, перерыв



Скачать 143.3 Kb.
Дата07.05.2016
Размер143.3 Kb.
Хаснулин С.А., Отличник физической культуры и спорта России, МБОУ «СОШ №26» г. Кургана

Гумурзаков М.С., руководитель физического воспитания Миасского педагогического колледжа, Челябинская область

Осипов Н.А., Отличник физической культуры и спорта России, КПТ

Кочегин П.В., методист ГАОУ ДПО ИРОСТ

Улучшение здоровья обучающихся Зауралья через использование инновационной технологии «Игровое многоборье фригеймс»
Новая игра и организационно - методическая форма обучения школьников спортивным играм - фригеймс - возникла в Курганской области, в школе №26 города Кургана в 2006-2007 учебном году. Автором идеи является Хаснулин С.А.- Отличник физической культуры и спорта России, предложивший комплексный формат обучения спортивным играм, который не представлен авторами федеральных программам в традиционных технологиях. Фригеймс увеличивает производительность труда учителя физкультуры в 2-3 раза. Настоящий проект реализует комплексный формат обучения и использования спортивных игр в школьной физической культуре и дополнительном образовании, который автор назвал игровое многоборье Фригеймс(Free games с английского «Свободные игры»). Регламент игры: 4 х 10 мин одним составом по 8 человек (волейбол-баскетбол, без перерыва; баскетбол-гандбол, перерыв 3 мин; гандбол-футбол, перерыв
5 мин). Правила стандартные. Подсчет очков: победа – 3 очка, ничья – 2 очка, поражение – 1 очко. Разработан новый протокол для фригеймса.

Новизна данной технологии заключается в том, что:

1) Такой игры в мировой практике не было;

2) Обучение должно идти одновременно по всем названным играм, с детского сада по 11-й класс, параллельно с подвижными играми. Традиционно технология обучения спортивным играм, особенно в начальном звене, сводилась к обучению подвижным играм на материале спортивных игр, а с 5-го класса изучались одна-две спортивные игры. Автор считает, что на уроках в школе должны быть представлены все четыре игры (гандбол, баскетбол, волейбол, футбол) без предпочтения одной из них, а на дополнительных занятиях можно делать акцент на какой-то отдельной игре. Проведенные городские соревнования по новой игре фригеймс и исследования в Курганском государственном университете позволяют сделать вывод о растущей популярности и, главное, высокой эффективности данной игры среди обучающихся.


Сущность фригеймса:

  • Фригеймс - это новейшая в мировой практике форма организации и проведения соревнований среди школьников по волейболу, баскетболу, гандболу, футболу.

  • Фригеймс – часть нового алгоритма для обучающихся в России: фригеймс (волейбол, баскетбол, гандбол, футбол) + легкая атлетика (ходьба, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий) + акробатика с элементами гимнастики (группировка, перекаты, кувырки вперед-назад, стойки, равновесие, подтягивание, подъём переворотом, подъём разгибом, опорные прыжки, лазание и т.д.). Все это входит в алгоритм физического воспитания школьников.

Уровни технологии Фригеймс

1. Организация и проведение соревнований среди обучающихся с 1 по 11 класс.

Фригеймс – новый опыт проведения соревнований в мировой практике. Регламент игры: 4х10 минут одним составом по 8 человек.

Между волейболом и баскетболом перерыва нет, между баскетболом и гандболом перерыв составляет 3 минуты, между гандболом и футболом – 5 минут. За победу присуждается 3 очка, за поражение – 1 очко, за ничью – 2 очка. Схема подсчета очков и определение победителя могут уточняться судьями и представителями команд перед началом состязаний. Например, в случае, когда команды набрали одинаковое количество очков, приоритет отдается той игре, которую определили ведущей перед началом матча посредством жеребьевки.

Фригеймс как спортивное соревнование быстро распространяется по России. Соревнования были проведены в Миасском педагогическом колледже, заинтересовались школы в Башкирии ( г. Учалы). В Кургане в 2008, 2010 и 2011 гг. прошли три первенства города среди школьников, а в 2012 году участвовали в соревнованиях уже 24 школы города Кургана.



2. Фригеймс как технология обучения спортивным играм с 1 по 11 класс.

Фригеймс выступает как инновационная технология обучения спортивным играм в детском саду, школе, ДЮСШ, Вузе. На сегодняшний день в практике доминирует традиционная система обучения спортивным играм: в начальном звене обучают подвижным играм на материале спортивных игр, а с 5-го класса осваивают 1-2 спортивных игры; в старших классах углубленно изучают одну игру по выбору учителя (которая соответствует его специализации).

Новизна фригеймса заключается в том, что предложена новая концепция обучения спортивным играм, т.е. с детского сада нужно обучать основам всех четырех классических игр: волейбола, гандбола, баскетбола, футбола, не отдавая преимущества и не умаляя значения ни одной из игр. В технологии обучения спортивным играм в начальной школе должен быть четко проведен «водораздел» между подвижными и спортивными играми.

Методические приемы обучения спортивным играм на уроке


физической культуры и дополнительных занятиях по технологии игрового многоборья фригеймс:

«Двойка» – на занятии используется два любых вида спортивных игр, которые постоянно меняются (как отработка элементов, так и двусторонняя игра).

«Тройка» – на занятии используется три вида спортивных игр.

«Ритм - 5»- первое занятие – баскетбол; второе занятие – гандбол; третье занятие – волейбол; четвертое занятие – футбол; пятое занятие – 4х10 минут (все игры одновременно). Варианты: 4х7 минут, 4х8 минут и т.д.

«Паровозик» – дети выбирают одну (любимую) игру, и к ней прибавляется другая игра (время проведения меньше). Постепенно изучаются все виды через одну ведущую игру.

«Станции» – одновременно на четырех станциях изучают базовые элементы 4 или 1 игры со сменой мест.

«Шоу бросков и ударов» – на занятии отрабатываются бросковые и ударные элементы игр в различных комбинациях.

«Конвейер Б» – составляется цепочка базовых элементов игры в баскетбол.

«Конвейер В» – составляется цепочка базовых элементов игры в волейбол.

«Конвейер Г» – составляется цепочка базовых элементов игры в гандбол.

«Конвейер Ф» – составляется цепочка базовых элементов игры в футбол.

3. Фригеймс как часть нового алгоритма в школьной физической культуре и в дополнительном образовании .

Старая парадигма физического воспитания и физической культуры находится в стадии существенного изменения, что требует новой комбинации физкультурно – спортивной деятельности в детском саду, школе, вузе, ДЮСШ и новых представлений об алгоритмах этой деятельности.

Выдающуюся роль в конкретных исторических условиях сыграл комплекс ГТО. Представления о физической культуре, физическом воспитании совпадали с двигательной деятельностью, обслуживающей военно-трудовые потребности государства и общества.

Сейчас наблюдается временная потеря ориентиров соотношения представлений о физической культуре, ее теории и практике. Всё зависит от ответа на конкретный вопрос: что преподавать на занятии (в детском саду, школе, вузе), т.е. появляется проблема преемственности и алгоритма, который обеспечивает эту преемственность. Фригеймс является, по замыслу автора, частью новой моторики и новой парадигмы теоретического знания в сфере физического воспитания.

Он базируется на легкой атлетике и акробатике с элементами гимнастики. Считается, что воспитание координационных возможностей обучающихся является одной из главных задач. Игры развивают мышление, воспитывают, легкая атлетика способствует классическому развитию двигательных качеств, акробатика с элементами гимнастики формирует координационно-силовой фон.

Сфера физической культуры, физического воспитания носит практико-ориентированный характер и зависит от конкретных социально-экономических условий, возможностей общества. Нет бассейнов – нет и плавания, нет погоды, нет инвентаря, нет места для занятий – нет и лыжной подготовки. Все заканчивается абстрактными разговорами о пользе физической культуры. Автор предложил жесткий алгоритм в физическом воспитании обучающихся: фригеймс + легкая атлетика + акробатика с элементами гимнастики.

Все это можно давать на любом уровне, в любом учебном заведении, в любое время года («всё под крышей»). Остальное – лыжи, плавание, хоккей и пр. – дополнения к алгоритму. Но все это должен делать один человек – специалист по физическому воспитанию, т.е. появляется проблема подготовки нового специалиста и повышение производительности и труда учителя физической культуры, педагога дополнительного образования.

4. Фригеймс как потребность в новых специалистах и в повышении производительности труда учителей физкультуры (в2-3 раза).

Новая технология требует новых специалистов, новых подходов к обучению. Как результат – уже после 9 класса обучающийся должен уверенно играть в четыре игры, быть достаточно выносливым, сильным, ловким. Это возможно лишь в том случае, когда учитель имеет необходимую квалификацию и ориентируется не на разговоры о пользе всех оздоровительных систем, а обучает классическим играм, легкой атлетике, акробатике с элементами гимнастики в первую очередь.

«Новый» специалист должен четко различать общее и индивидуальное в своей работе. Группа, класс – это «конвейер», здесь технология одна. Один ученик – индивидуальная программа – это другая технология. Учитель физкультуры должен владеть этими видами технологий.

5. Фригеймс и соответствие спортсооружений федеральному государственному образовательному стандарту.

Фригеймс как часть нового алгоритма в физической культуре позволяет по-новому взглянуть на существующие и будущие спортсооружения. Так, например, гандбол оказался «за бортом» технологического проекта спортсооружений. Нет комплексных спортплощадок под все 4 игры. Беговая дорожка и силовой комплекс должны быть рядом. Это унифицированная спортивная площадка. Спортзал должен быть дооборудован для всех игр (гандбол, баскетбол, волейбол, футбол). Акробатическая дорожка также является необходимым элементом спортзала, штанга, гантели и прочее – все это должно быть «под рукой».

Новая игра и технология комплексного обучения спортивным играм (волейбол, баскетбол, гандбол, футбол одновременно с 1 по 11 классы) в школе и спортивных секциях прошла классический путь от появления идеи (декабрь 2006 года) до реализации её в Зауралье как инновационного Социального Проекта по улучшению здоровья обучающихся в Курганской области в 2013 году.

Город Курган стал первой и главной экспериментальной площадкой в России для обоснования проекта. Игра и технология сразу были приняты профессиональным сообществом положительно. Дети ждут соревнований по фригеймсу, и, главное, с большим желанием в них участвуют. Прошло три первенства г. Кургана по фригеймсу, выданы сертификаты на соответствие фригеймса государственным образовательным стандартам ИРОСТом и КГУ. Проведены областные курсы по линии ИРОСТа, четыре областных семинара по технологии комплексного обучения спортивным играм в школе.



14 июня 2010 года из Министерства по спорту пришёл положительный ответ на появление новой игры и технологии. 27 января 2010 года вопрос о фригеймсе был заслушан на Совете общественной палаты Курганской области. Принято обращение к Губернатору Курганской области О.А. Богомолову о реализации нового направления в школьной физической культуре в качестве Социального Проекта в Зауралье. Принят план действий Главным управлением образования по реализации проекта в области (подписан 20 октября 2010 года Б.А. Куганом). Игра и технология комплексного обучения спортивным играм вышли за пределы Курганской области. Проведено первенство Миасского педагогического колледжа по фригеймсу. Отзывы отличные (информация в Интернете).

В 2011-2012 учебном году в Кургане участвовали в соревнованиях уже 24 школы с 1 по 11 классы. На базе КПТ (директор Сапрыгин В.Д.) 8-9 ноября 2012 года проведен Кубок области среди кадетских и общеобразовательных классов. Центральная и местная пресса («Российская газета», «Аргументы и факты», «Зауралье», «Зауральский курьер», «Курган и курганцы») регулярно освещала всё, что связано с фригеймсом. Это является основанием для разработки Социального Проекта по использованию игр и инновационной технологии фригеймс в школьной физической культуре, школьных спортивных кружках и секциях.

Осмысление идеи, создание команды единомышленников, разработка проекта, деловые контакты, планирование, разработка программ, издание учебного пособия, – все это реализовано и составляет сущность подготовительного этапа по внедрению Социального Проекта в Зауралье. Ввод системы управления, оперативное планирование и стимулирование команды, мотивация участников реализации проекта, контроль, координация – это практический этап Социального Проекта «Фригеймс Зауралья».

Социальный Проект предполагает организацию и проведение также и соревнований в следующей последовательности: первенство школ, городов, районов, открытый Кубок Курганской области, УрФО; сделать заявку на проведение Кубка России в Кургане среди кадетских и общеобразовательных классов. Выйти с предложением в Совет по физической культуре при Президенте России о включении фригеймса в юношескую международную Олимпиаду.

Новая игра и технология фригеймс носит развивающий характер и помогает обучающимся успешно интегрироваться в современный Социум. Правительством Курганской области от 25.01.2012г. (Управление по социальной политике) принято решение о поддержке внедрения инновационной технологии игрового многоборья Фригеймс в школьную физическую культуру, кружки и спортивные секции, с целью улучшения здоровья обучающихся Зауралья.

ГлавУО, ИРОСТ Курганской области, КГУ готовы принять и провести Всероссийский семинар по комплексному обучению спортивным играм и созданию одного из алгоритмов по физической культуре во всех образовательных учреждениях: д/сад, школа, техникум, училище, вуз в 2015-2016 году. По мнению автора проекта, физкультурно-оздоровительный проект «Фригеймс Зауралья» является началом будущего олимпийского вида спорта: игровое многоборье фригеймс.

Разработан паспорт Социального проекта «Улучшение здоровья обучающихся Зауралья через внедрение инновационной технологии игровое многоборье фригеймс и определены следующие задачи:



  1. Создать рабочую группу, нормативно – правовую базу для реализации проекта.

  2. Открыть игровые, учебно-методические центры Фригеймс во всех муниципальных образованиях Курганской области.

  3. Провести переподготовку специалистов (повышение квалификации.

  4. Получение образовательной продукции.

  5. Повысить качество образования; овладение обучающимися новой технологией в спортивных играх.

6.Осуществление права обучающихся на получение
современных образовательных услуг через усвоение
классических, олимпийских видов спорта: гандбол, футбол, баскетбол, волейбол.

7. Реализовать проект по развитию игрового многоборья постепенно, исходя из пяти уровней технологии Фригеймс.

8. Создать ВТГ (временную творческую группу). Разработать учебное пособие по Фригеймсу для учителей физической культуры, студентов, педагогов дополнительного образования.

9. Провести курсы по технологии Фригеймс (комплексное обучение специалистов по четырем видам спортивных игр: волейбол, гандбол, баскетбол, футбол одновременно).

10. Осуществить плавный переход от традиционного обучения одной, двум спортивным играм к четырем одновременно с детского сада по 11-ый класс, гибко сочетая обучение подвижным играм на материале спортивных игр и собственно спортивным играм.

11. Использовать поэтапное проведение соревнований по Фригеймсу в учебных заведениях (по 2-м видам, 3-м видам и в полной координации - 4-м видам: волейбол, гандбол, баскетбол, футбол - 4x10', одним составом - 8 человек).

Практикумы, семинары, обмен опытом:

1.Руководители районных МО школ по физической культуре (областное совещание на тему «Производительность труда учителя физической культуры как критерий новизны и эффективности технологии»;

2.Воспитатели детских садов по физической культуре (семинары-практикумы, «круглые столы»);

3.Учителя физической культуры в начальном звене школы (семинары-практикумы на тему преемственности и сенситивные периоды в развитии ребенка);

4.Учителя физической культуры основной и средней школы (семинары-практикумы, мастер-классы, обмен опытом встречи и обсуждения с другими преподавателями ССузов и ВУЗов);

5.Преподаватели физического воспитания училищ, ССузов, ВУЗов (круглый стол - интеграция в социум);

6.Педагоги дополнительного образования (семинары-практикумы составление рабочих программ);

7.Тренеры – общественники (семинары-практикумы, рабочие совещания, обмен опытом, составление рабочих программ, индивидуальные проекты);

8.Вожатые (воспитатели) детских оздоровительных лагерей (семинары-практикумы, курсы, обмен опытом составление рабочих программ для разновозрастных групп и отрядов);

9.Проведение совместных мероприятий по обмену опытом (детские сады + начальное звено школ; учителя физической культуры школ и преподаватели училищ, ССузов, ВУЗов и т.д.);

10.Создать инновационный Зауралький сетевой Проект (учебно-методический центр России) по игровому многоборью фригеймс;

11.Разработать систему исследований по фригеймсу по всем уровням технологии (ГлавУО, КГУ, ИРОСТ);

12.Провести системный мониторинг на соответствие материально-спортивной базы федеральному государственному образовательному стандарту;

13.Сформировать игровую лигу по фригеймсу (ГлавУО).



Ожидаемые конечные результаты, перспективы:

- повышение производительности труда учителя физической культуры в 2-3 раза через использование технологии игрового многоборья фригеймс;

-повышение интереса обучающихся к спортивным играм и, как следствие, увеличение занимающихся среди обучающихся физкультурой и спортом, улучшение их здоровья;

- обеспечена поддержка инновационной деятельности и в сфере физической культуры и спорта;

- повышается уровень профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих реализацию проекта по игровому многоборью фригеймс;

- реализован профессиональный, общественный интерес к новой технологии;

- создана «игровая лига»;

- система игровых центров по фригеймсу;

- апробирован и утверждён график местного, областного и межрегионального уровня проведения соревнований.

- рассмотреть вопрос о проведении Российской конференции в Зауралье по комплексному обучению спортивным играм как части алгоритма на уроках физкультуры и спортивных секциях в образовательных учреждениях (детские сады, школы, училища, техникумы ВУЗы) в 2015 – 2016г.

- провести Российскую (Международную) конференцию на опыте внедрения игрового многоборья фригеймс в школьную физическую культуру в Зауралье.

Результаты инновационной деятельности:

- увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом как на уроках, так и во внеклассной работе;

- улучшение уровня физической подготовленности обучающихся, их физического развития;

- создание системы проведения соревнований по игровому многоборью фригеймс в школах и других образовательных учреждениях (тестовые соревнования по программному материалу - самодиагностика учителей физкультуры):

1. подготовительные группы детских садов

2. 1 классы

3. 4 классы

4. 9 классы

5. 11 классы;

-организация и проведения соревнований между школами по месту расположения;

-открытый Кубок района по игровому многоборью среди школ.(4;9;11 классы);

-открытый зональный Кубок по игровому многоборью (сборные команды школ);

-финал Кубка области по игровому многоборью (сборные команды школ);

-отработать методику развлекательных физкультурно-оздоровительных шоу-соревнований по игровому многоборью фригеймс в «ключевом» блоке (д/сады + начальное звено школы по типу соревнований «Две звезды»);

-проведение матчевых встреч по фригеймсу УРФО;

-провести пробные турниры по фригеймсу в КГУ и ШГПИ на педагогических факультетах. Создание областной студенческой лиги по фригеймсу;

-сделать заявку в правительство РФ о включении игрового многоборья фригеймс в студенческую спартакиаду;

-проведение международного турнира по фригеймсу (Россия, Казахстан).

-проведение соревнований по игровому многоборью фригеймс в детских оздоровительных лагерях, по месту жительства, сотрудничество со школами подготовки вожатых



Результат воспитательной деятельности :

- усвоение общих схем поведения в группе;

- ответственность за решение перед товарищами в группе;

- воспитание культуры эмоций;

- регуляция сферы эмоционального и интеллектуального в командной борьбе.
Учредить номинацию «Лучший фригеймер» среди мальчиков и девочек, юношей и девушек:

1. Подготовительной группы д/садов

2. Класса

3. Параллели

4. Школы

5. Района

6. Города

7. Области

8. Детских оздоровительных лагерей

9. По месту жительству

Разработка эмблемы «Лучший фригеймер». Описание статуса: лучший «фригеймер» не допускает неконтролируемых действий: удары, броски, захваты, оскорблений по отношению к товарищам по команде, соперникам и болельщикам, нарушение спортивной этики, уверенно владеет базовыми элементами всех четырех спортивных игр: баскетбол, волейбол, гандбол, футбол, знает основные правила спортивных игр, является ярким и самым полезным игроком в команде.

Таковы некоторые аспекты реализации Проекта «Фригеймс Зауралья».






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница