Региональное сотрудничество участников Форума азиатских морских и рыбохозяйственных университетов в сфере морского образования и подготовки кадров



Скачать 101.58 Kb.
Дата08.05.2016
Размер101.58 Kb.
Региональное сотрудничество участников Форума азиатских

морских и рыбохозяйственных университетов в сфере

морского образования и подготовки кадров.
Профессор Цзинсо Пак, Колледж морских наук,

Корейский Морской Университет, г. Пусан, Корея



Резюме
ВВЕДЕНИЕ
Хотя Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) в некоторой степени может гарантировать получение моряками должного образования и подготовки, необходимых для обеспечения безопасной работы судна, но спрос на морских специалистов в настоящее время значителен, и нехватка таких квалифицированных специалистов внушает беспокойство. В докладах Международной Федерации Судовладельцев, а также Балтийского и Международного Морского Совета говорится, что к 2015 г. нехватка капитанов торгового флота по всему миру составит 27000, в то время как недавние исследования сообщают о цифре в 83900 человек. На фоне беспрецедентного роста количества заказов на строительство новых судов, которое характеризуется бумом на судоходном рынке с 2004 г, недостаток кадров станет еще более очевидным. После постройки работа на этих новых модернизированных судах должна осуществляться моряками, компетентными во всех областях, с тем, чтобы обеспечивать надежную, экологически безопасную и эффективную работу (Международная Морская Организация, агитационная кампания «Выходим в море») [1].

Увеличивающаяся по всему миру потребность в квалифицированных морских кадрах – это лишь одна из тех серьезных проблем, с которой столкнулась всемирная морская индустрия в уходящем десятилетии, но совершенно очевидно, что решение данной проблемы станет основной задачей в будущем.

Нынешний финансовый кризис в некоторой степени снижает спрос на морские кадры, но, не смотря на то, что некоторые суда не используются, а старые демонтируются, совершенно очевидно, что спрос значительно возрастет снова, когда экономика выйдет из кризиса.

Набор студентов, их обучение и качество морского образования и подготовки кадров (МОПК) станут главными факторами при увеличивающемся спросе, что, несомненно, откроет широкие возможности институтам МОПК по всему миру для сотрудничества с основными заинтересованными сторонами (отраслями промышленности, руководящими организациями и моряками) [2].

Целью данной работы является обзор основных проблем, с которыми столкнется мировая морская индустрия в следующем десятилетии, а также выявление основных возможностей для развития Форума азиатских морских и рыбохозяйственных университетов в целях содействия решению данных проблем и удовлетворения будущих потребностей индустрии.
ДАННЫЕ

За последнее десятилетие в целях соответствия требованиям по перевозке грузов наблюдался значительный рост числа торговых судов, совершающих рейсы по всему миру. В исследованиях Балтийского и Международного Морского Совета Manpower 2005 Update были выделены ключевые выводы и задачи [3].


Баланс спроса и предложения

В исследовании говорится, что нехватка кадров к 2015 году увеличится до 27 000, что нам и демонстрирует таблица, приведенная ниже:






2005

2015

Избыток/Недостаток

%

Избыток/Недостаток

%

Капитан торгового флота

-10, 000

-2.1%

-27, 000

-5,9%

Специальности рядового состава морского флота

135,000

18.8%

167,000

26,6%


Изменение национального состава

В докладе также отмечается продолжающийся сдвиг рынка рабочей силы от традиционных морских стран (Восточная Европа, Япония, Северная Америка и тд.) в Восточную Азию, Индийский субконтинент, Восточную Европу и Китай. Этот факт говорит о необходимости повышения квалификации азиатских моряков для получения более высоких должностей, чтобы избежать нехватки кадров в дальнейшем.







Зависимость от возраста морских специалистов в странах организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В настоящее время мировой флот по-прежнему опирается, главным образом, на морские кадры из стран ОЭСР. Однако более 25% из них уже старше 50 лет, а более 50% старше 40 лет. Большинство из них имеют должности капитана или старшего механика. Если эти люди выйдут на пенсию, и им не найдется соответствующей хорошо подготовленной и квалифицированной замены, то последствия могут быть самыми тяжелыми.


Согласно имеющейся информации, в отличие от стран ОЭСР, сравнительно небольшое количество моряков из Восточной Азии или Индийского субконтинента остаются работать на флоте, когда им уже более 50 лет (менее 8% всех моряков из Восточной Азии в возрасте старше 50 лет). Таким образом, вероятно, что моряки из Азии заменят моряков из стран ОЭСР, вышедших на пенсию в том случае, если значительное число морских специалистов продолжит выходить на пенсию к 50-ти годам.


Увеличение спроса

Международная консалтинговая компания Drewry Shipping Consultants опубликовала новое исследование по поводу проблемы нехватки морских кадров, которая, по-видимому, становится все более значимой. В докладе говорится, что в настоящее время недостаток морских специалистов составляет 33,000, в то время как мировой спрос на них составляет 498 000, и, основываясь на современных тенденциях, прогнозируется, что к 2013 году эта цифра увеличится и достигнет 56 000. Даже если под влиянием нынешнего экономического кризиса 10 % всех заказов на строительство новых судов будет отменено, и 10 % судов пойдет на металл, то согласно прогнозам, недостаток морских кадров увеличится до 42, 700 в течение четырех лет.

Статистика может варьироваться, но факт остается фактом: наблюдается серьезный недостаток морских кадров, который окажет значительное воздействие на морские операции, если эта проблема не будет решена в срочном порядке. Морская индустрия уже испытывала негативное влияние от сокращения периодов отпусков, увеличения объема работы и быстрого продвижения работников по служебной лестнице без должного опыта [2].

В последние годы также усиливается административное давление. Введение Международного кодекса по охране судов и портовых средств наряду с уже существующими кодексами: Государственным портовым контролем, Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и др. усилило давление административных органов. Всестороннее рассмотрение Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) говорит о необходимости введения дополнительных обязательных требований к подготовке кадров (программы по подготовке BRM&ERM).


ПРАКТИКА НА СУДНЕ
Во время проведения конференций и собраний в качестве еще одной серьезной проблемы, с которой столкнулись морское образование и институты по подготовке морских кадров стали ограниченное число учебных судов и незначительные возможности для практики на учебных судах.[4].

Практика на судне – это обязательное требование, выдвинутое Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. Не смотря на то, что нехватка квалифицированных морских кадров с каждым днем оказывает все большее влияние на морскую индустрию, было установлено, что курсантам необходимо получать опыт во время практики на хорошо укомплектованных высококлассных судах. В настоящее время эту точку зрения разделяют такие заинтересованные в этом деле стороны, как Международная Морская Организация.

Основная задача практики на судах на сегодняшний день состоит в предоставлении возможности получения опыта работы на торговом флоте. Необходимость увеличения количества кают для прохождения курсантами обязательной практики на судне поставила морскую отрасль перед фактом того, что недостаток свободных кают для этой цели достиг критической отметки. И не только нехватка свободных кают, но и недостаток инструкторов для прохождения курсантами практики на судне. Инструктора на торговых судах, которые в обычное время несут вахты, перегружены повседневными обязанностями на борту судна. И нельзя не согласиться, что курсанты, проходящие обязательную подготовку на борту судна, представляют собой дополнительную ответственность и нагрузку для моряков, работающих на судне. На сегодняшний день реальность такова, что контроль качества за прохождением практики каждого отдельного курсанта на значительно отличающихся между собой торговых судах является одной из главных проблем, с которой столкнулось морское сообщество.

Таким образом, необходимо признать, что существует очевидное противоречие между развивающимся флотом и нехваткой квалифицированных морских кадров, что снижает безопасность и эффективность мореплавания.

Подготовка является важнейшим компонентом, вместе с тем некоторые ключевые параметры обучающей программы не были одобрены Международной Морской Организацией в постановлениях ПДМНВ. Требование работы в море на протяжении целого года является чрезвычайно проблематичным, кроме того на большинстве торговых судов члены экипажа не проводят обучение. Практика на торговом судне в настоящее время варьируется по качеству и в значительной степени не подлежит контролю.
КОРПОРАТИВНЫЙ ПОДХОД и ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Становится очевидным, что людские ресурсы представляют наибольшую ценность для морской индустрии, и осознание этого факта будет способствовать развитию программ морского обучения и подготовки кадров в 21-ом веке. Однако это потребует эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон и поиска средств и ресурсов, как от национальных правительств, судоходных компаний, внутренних инвестиционных фондов, так и от других доступных ресурсов.

Институты по подготовке морских кадров и морскому обучению должны будут более тесно сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами, чтобы находить эффективные пути решения и удовлетворять потребности, как морской индустрии, так и самих моряков. В то же время административные органы должны стимулировать такое взаимодействие и выделять соответствующие средства на его поддержание.

Кроме того, сотрудничество между самими институтами морского обучения и подготовки кадров получит еще больший импульс для дальнейшего развития, как в индивидуальном порядке, так и через ассоциации МОПК, такие как Международная Ассоциация Морских Университетов и Форум азиатских морских и рыбохозяйственных университетов.

В 21 веке краткосрочные цели МОПК будут определяться решением проблем, связанных с нехваткой морских специалистов, включая удовлетворение растущих потребностей в ресурсах институтов МОПК по всему миру. А долгосрочные цели будут сфокусированы на развитии и обучении новых морских кадров и восстановлении устойчивых темпов профессионального роста.

Также будет необходимо достигнуть улучшения в качестве обеспечения мировых институтов МОПК необходимыми ресурсами в том случае, если будут подняты все стандарты по работе данных институтов. Данных целей можно достичь путем проведения согласованных мероприятий, таких как сотрудничество в области науки и образования, эффективное регулирование и контроль обеспечения МОПК ресурсами, усовершенствование моделей образовательных курсов и работы ассоциаций МОПК, таких как Международная Ассоциация Морских Университетов, GlobalMET и Форум азиатских морских и рыбохозяйственных университетов.

Первым шагом на пути развития МОПК мирового уровня может послужить разработка стандартизированного учебного пособия по основным предметам МОПК. Также необходимо разработать совместный проект по программе BRM&ERM, которая будет являться обязательной согласно Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ).

Проблема прохождения практики на судне набирает обороты и представляет серьезную угрозу для мореплавания. Поэтому любое решение должно быть разработано при активном сотрудничестве морской индустрии с другими отраслями и организациям (Международной Морской Организацией, Международная Палатой Судоходства, Международной Организацией Труда). Маловероятно, что предложенные решения будут иметь успех без участия ключевых игроков морской индустрии.

Корейский Морской Университет, будучи одним из главных членов Форума азиатских морских и рыбохозяйственных университетов, предпринял попытку разрешить следующие задачи:

- предоставление возможностей для университетов-членов Форума AMFUF организовывать практику на учебных судах КМУ;

- совместная программа проведения практики на судах (обмен курсантами), в целях получения опыта работы курсантами на различных видах судов (учебные парусные суда, теплоходы, торговые суда);

Но перечисленных мер недостаточно для выхода из критической ситуации, поэтому мы предлагаем создание региональной программы, которая раз и навсегда покончила бы с проблемой судовой практики низкого качества для курсантов за счет более эффективного использования учебных судов, имеющихся в регионе. Я бы назвал эту идею «Программа практики на судах для членов Форума азиатских морских и рыбохозяйственных университетов (AMFUF OBT Program)».

Мы считаем, что также заслуживает внимания развитие новой инициативы по подготовке кадров, стандартизированного учебного плана, и программы, которая бы позволила:

- объединить активную и своевременную поддержку главных судоходных компаний или фондов с развитием и финансированием морской индустрии.

- подготовить стандартизированный журнал отчета морской практики, учитывая вид судна;

- создать инструкторскую базу для прохождения практики на судне;

- снизить потребности в финансировании в процессе разработки и утверждения предложенной программы;

- расширить учебную базу для размещения всех курсантов и учебных судов с тем, что гарантировать внедрение предложенной программы во всем регионе.

Подводя итоги, можно сказать, что институты по морскому образованию и подготовке кадров не смогут справиться с глобальными проблемами без активного участия всех заинтересованных сторон и развития сотрудничества между институтами МОПК. Им придется приложить немало усилий, чтобы справиться с такими глобальными проблемами как:

- возрастающий спрос на морских специалистов

- смещение рынка трудовых ресурсов с Запада в Восточную Азию

- зависимость от возраста морских специалистов

- контроль качества за проведением учебной практики на судах, в особенности на судах торгового флота

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что региональное сотрудничество между университетами- членами AMFUF – это отличный способ для разрешения задач мировой морской индустрии.


ССЫЛКИ
[1] «Выходим в море» - кампания по привлечению к работе на флоте, ММО

[2] Andrew Hair (2009), Развитие морского образования и подготовка кадров для

будущих потребностей морской индустрии, IAMU AGA 10, сентябрь 2009,

С- Петербург, Россия.

[3] Институт Warwick по исследованиям в области занятости (2005), БИМКО/МФС

издание Manpower 2005 Update, декабрь 2005



[4] E. Barsan & C. Muntean (2009), Подготовка инструкторов для прохождения

практики курсантами на судах, , IAMU AGA 10, сентябрь 2009, С- Петербург,

Россия.

[5] Jerzy Listewnik (2009), Институты морского образования и подготовки кадров на

пути претворения в жизнь девиза агитационной кампании «Выходим в море»,



IAMU AGA 10, сентябрь 2009, С- Петербург, Россия.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница