Редкие растения Забайкальского края, занесённые в Красную книгу



Скачать 67.56 Kb.
Дата02.05.2016
Размер67.56 Kb.
ВДНОШ. 1-Б класс. Учитель: Сайбель Наталья Анатольевна.

Урок: Ознакомление с окружающим миром. Технология. (интегрированный).

Тема: Редкие растения Забайкальского края, занесённые в Красную книгу.

Цель урока: Дать возможность учащимся узнать, какие редкие растения Забайкальского края занесены в Красную книгу и нуждаются в охране.

Задачи урока: 1. Формировать у учащихся умение высказывать своё мнение, обобщать, анализировать, делать выводы.

2. Закреплять умение работать с бумагой. Соблюдать правила техники безопасности при работе с клеем. Закреплять умение выполнять аппликации из мятой бумаги.

3. Воспитывать бережное отношение к родной природе, любовь к Забайкальскому краю; уважительное отношение друг к другу при работе в парах и в группах.
Этапы урока.
1. Самоопределение в учебной деятельности. ( Мотивационный момент).
Пролетела перемена, вот позвал звонок всех в класс.

Ждёт дискуссия и тема на уроке нас сейчас.


Давайте поприветствуем друг друга: - Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!

Ты прекрасней всех вокруг!

- Подарим улыбки нашим гостям!

- Похвалим себя: - Мы умные, мы разумные!

Мы сегодня трудимся!

Всё у нас получится!


2. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в действии. Включение детей в деятельность.
Пальчиковая гимнастика.

«Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел».

Работа в парах. На партах – деревянные пазлы (лист и цветок).

- Картинка рассыпалась. Соберите, пожалуйста, её. Работаем в парах. Результат – один.

- Что у вас получилось? (лист, цветок).

- Что это? (части растений).

- Какие части растений вы ещё знаете? (корень, стебель, плод).

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о растениях).


Физминутка «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее».

Вверх и вниз, вверх и вниз-

Это, мама, не каприз!

Вправо, влево, вправо, влево –

Посмотри, как королева!

Посмотреть по сторонам нужно нам, так нужно нам.

Головою покрутить не забыть, не забыть.

И незнайками побыть – плечи вверх и опустить!

- Какие группы растений вы уже знаете? (комнатные, дикорастущие, культурные).

- Чтобы узнать, какова тема сегодняшнего урока, мы пригласим сюда Козлову Алину и Гараева Вадима. Внимание на экран.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Вступление.

На уроках окружающего мира мы много говорили о растениях Забайкальского края, о том, что по вине человека многих растений на земле остаётся всё меньше и меньше. Перед нами возникла проблема: что можем сделать мы, учащиеся 1-го класса, чтобы сберечь редкие растения нашего края?

В этом году мы приняли участие в научно-практической конференции на уровне школы и заняли 1-ые места. Исследовательская работа нас очень заинтересовала. Работая над проектами, мы узнаём много нового и интересного. К сегодняшнему уроку мы решили приготовить презентацию о редких растениях Забайкальского края. Пусть ребята нашего класса и гости посмотрят на эти растения. Такую красоту уничтожать нельзя!


Слайд 1. А у нас в Забайкалье сопки малиновые!

Вы небось и не знаете, что такое - багул?

Вы напрасно стараетесь жизнь мне сделать счастливою,

Всё равно я однажды в Забайкалье сбегу!


Слайд 2. Багул широко распространён в Забайкалье. Это одно из лучших декоративных растений. Особенно красив в период цветения в мае и осенью – в осеннем наряде. Используется в медицине при лечении головных болей. В пищу употребляют лепестки багула, имеющие приятный и сладкий вкус. Используют для приготовления салатов и маринования огурцов. Из веточек багула люди составляют букеты и экибаны, тем самым нанося вред растению.
Слайд 3. Прострелы (ургуй, подснежники).

Раноцветущее травянистое растение. Уже в апреле – начале мая можно увидеть крупные фиолетово- синие «мохнатые» цветки на коротких (10-15 см) сильно опушённых стеблях. Сильное опушение позволяет им переносить ночные заморозки. Настой прострела используют путём втирания при ревматизме и невралгии. На одном месте прострел растёт 5-7 лет. Занесён в Красную книгу.


Слайд 4. Купальницы (жарки).

Жарки – красиво цветущее растение семейства лютиковые. Цветки жёлтого и оранжевого цвета. В последнее время численность их уменьшается. Жарки истребляют на букеты в зонах массового отдыха людей. Как редкий вид, он включён в Красную книгу.


Слайд 5. Бадан толстолистный.

Это многолетнее травянистое растение. Цветёт в мае-июне. Живёт 40-45 лет. В Забайкальском крае растёт в хвойных лесах, по берегам горных речек и ручьёв. Используют как лекарственное растение для медицинских целей. В пищу употребляют богатые крахмалом корневища. Из-за деятельности человека запасы бадана постоянно сокращаются.


Слайд 6. Венерины башмачки. Три вида: капельный, известняковый и крупноцветковый.

Название дано за красоту цветка, по форме напоминает туфельку. Уничтожается людбми при сборе на букеты. Вырубку леса, выпас скота способствуют вымиранию редкого растения. Все виды башмачков подлежат охране на территории Забайкальского края и занесены в Красную книгу.

Слайд 7. Ветреница длинноволосая.

Время цветения – весна – совпадает с периодом ветров. Тонкий нежный стебелёк ветреницы качается от любого ветерка. Ветреница – ядовитое растение. В народной медицине применяется как болеутоляющее средство.


Слайд 8. Кошачья лапка.
Многолетнее травянистое растение. Бархатистые соцветия напоминают кошачьи лапки. Долго сохраняет свой вид в зимних букетах. Кошачьи лапки – лекарственное растение. Применяется в качестве желчегонного средства.
Слайд 9.
Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок…

Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.
- О каких же растениях шла речь в презентации? (о редких растениях Забайкальского края, нуждающихся в охране).

- Почему каждый слайд на красном фоне? (потому что красный цвет – сигнал опасности).

- Какова тема нашего урока? (Растения Забайкальского края, занесённые в Красную книгу).
3. Выявление причины затруднения и постановка целей деятельности.

- Вы посмотрели презентацию. Как вы поняли, почему таких прекрасных растений в нашем крае становится всё меньше с каждым годом? (люди собирают букеты, вырубают леса, пасут скот, лесные пожары, вытаптывают).

- Какова цель сегодняшнего урока? Как вы думаете? (запомнить эти растения, не губить их, использовать приобретённые на уроке знания в реальной жизни).

4. Построение проекта выхода из затруднения. (Открытие детьми нового знания).


- А чтобы лучше мы запомнили охраняемые растения Забайкальского края, мы сейчас будем работать в группах.

1 группа.

«Территория творчества».

Перед вами на столе лежат заготовки. Ваша задача: составить аппликацию из мятой бумаги «Цветущий багульник» и защитить свою работу. Вы должны представить этапы работы, дать название творческому проекту.

Сначала вспомним правила: 1. Всё, что берём правой рукой, лежит справа. Всё, что берём левой рукой, лежит слева.

2. Как пользуемся клеем? (наносим на бумагу при помощи кисточки, избегать попадания в глаза!).


2 группа.

Экспериментальная площадка.

Работа с ТПО. Стр. 39.

На большом листе нарисовать запрещающий знак «Не губи растения!»

Вы должны в своём выступлении рассказать, какую вы работу выполнили. Почему придумали именно такие знаки, к чему они призывают?
3 группа.

Книжный уголок.

Составление «Красной книги».

- Почему обложка красного цвета? (Красная книга – это сигнал бедствия).

На пустых страничках вы должны из приготовленных заготовок наклеить растения, которые нуждаются в охране. Можно использовать книги, которые мы рассматривали. Растения вы должны обязательно подписать. Дома вы готовили стихи. Нам очень приятно будет их послушать.
Минутка релаксации.

- Закройте глаза. Представьте тёмное летнее ночное небо, а на нём сверкают яркие звёзды. И вдруг одна звёздочка сорвалась и покатилась вниз. Загадывайте желание.


5. Первичное закрепление во внешней речи.

Выступление ребят.

1 группа. Ребята представляют свою работу – аппликация «Цветущий багульник».
- Мы приготовили коллективную работу. Это аппликация «Цветущий багульник».

При изготовлении мы использовали технику работы с мятой бумагой.

Этапы работы:

1.бумага нужных цветов режется на маленькие треугольники.

2.каждый треугольник смачивается в воде, затем слегка отжимается.

3.из отжатой бумаги скатываются жгутики нужной формы.

4.затем влажные жгутики раскладываются на клеёнке до полного высыхания.

- Эту работу мы выполнили заранее, сделав нужное количество заготовок.

Сегодня на уроке мы наклеивали заготовки из мятой бумаги на заранее приготовленную основу с плоскостной аппликацией.

2 группа. Запрещающий знак «Не губи растения!»


Правила друзей природы:

Не ломай ветки деревьев и кустарников.

Не повреждай кору деревьев.

Не собирай берёзовый сок.

Не рви на лугу и в лесу цветы.

Не сбивай цветы, даже несъедобные.

Не лови бабочек, стрекоз, шмелей.

Не разоряй птичьи гнёзда.

Не разоряй муравейники.

Не лови диких животных и не приноси их домой.

Не шуми в лесу, парке.

Не оставляй в лесу и на улице мусор.

3 группа. «Красная книга».

Охраняется Красной книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!

Красная книга, Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Красная книга, Красная книга!

На Земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.



Релаксация. Оценивание по оценочной шкале.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница