Развитие творческого потенциала одаренных детей через участие в дистанционных олимпиадах в федеральной целевой программе «Одаренные дети»



Скачать 33.62 Kb.
Дата05.11.2016
Размер33.62 Kb.
Николаевская Тамара Александровна, учитель географии МОУ «СОШ № 19» г.Энгельса
Развитие творческого потенциала одаренных детей через участие в дистанционных олимпиадах
В федеральной целевой программе «Одаренные дети» говорится о том, что «создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества». При этом под одаренностью понимается такое качество психики человека, которое позволяет ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, поскольку основными признаками высокой одаренности считаются: раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности.

Индивидуальная работа с учащимися, проявляющими повышенный интерес к изучению предмета географии, призвана стимулировать их творческую деятельность.

Личностно-ориентированный подход при работе с данной категорией учащихся должен опираться на ярко выраженную специфику обучения одаренных детей, которая выражается, прежде всего, в том, что эти дети проявляют большую самостоятельность при обучении и в помощи взрослых нуждаются в меньшей степени, нежели их одноклассники.

Одним из способов доступа к необходимой информации, в т.ч. и о различных олимпиадах, и конкурсах является интернет. Учащиеся нашей школы принимают участие не только в тематических интеллектуальных состязаниях: «Золотое руно», «Кенгуру» и т.д., но и в интеллектуальных лично-командных онлайн-викторинах «Битва городов» и «Турнир эрудитов», которые не имеют строгой тематики. Так, в «Битве городов» все вопросы каждого тура из разных отраслей знаний, в «Турнире эрудитов» каждый последующий тур игры посвящен какому-то определенному разделу знаний: «Архитектура», «География», «Музыка» и т.д. Благодаря тому, что это игры лично-командные, мы все - команда, но каждый вносит свой вклад в общую копилку баллов.

В настоящее время существует большое количество различных конкурсов и олимпиад по географии, проводимых как в очном, так и в дистанционном режимах. Функции учителя в этих условиях заключаются в том, чтобы направить, проконсультировать, помочь с организацией участия, при этом постараться не потерять из виду одаренных детей, помочь найти каждому ребенку какой-то свой, лично ему интересный конкурс. Так, в частности, дистанционный Всероссийский Молодежный географический чемпионат, проводимый ежегодно в октябре месяце Центром развития одаренности в г. Перми, предполагает, начиная с 6 класса, участие детей, проявляющих повышенный интерес к изучению географии. Пример задания для учеников 8-9 класса, имеющего максимальную сложность – 5 баллов: «По фамилии какого полярного исследователя названа единица измерения расхода воды океанических течений? А) К.Борхгревинк; Б) В.Визе; В) Ф.Нансен; Г) Х.Свердруп; Д) Э.Толль». Межрегиональная олимпиада Московского государственного педагогического института рассчитана на учащихся 10-11 классов и направлена на поиск будущих абитуриентов, поскольку победители первого (заочного) тура, на второй (очный) приглашаются в Москву, с перспективой обучения в данном вузе в случае победы. Задания олимпиады имеют практическую направленность, предполагают высокий уровень навыков работы с Интернет-ресурсами, чтение карт, решение задач, моделирование и т.д. Например, задания 1 тура олимпиады 2009-2010 учебного года: «В 1960 году Жак Пикар в батискафе «Триест» опустился в Марианский желоб на глубину 10910 м. 2 августа 2007 г. Российские глубоководные обитаемые аппараты «Мир» совершили погружение на дно Северного Ледовитого океана в точке географического полюса, достигнув глубины 4302 метра. Какой батискаф оказался ближе к центру Земли? Подтвердите свой ответ расчетами». Или, «На картосхемах (в задании приводится картосхема) представлен проект возможного укрупнения часовых поясов на территории России. Представьте, как изменится исчисление времени, если данный проект будет осуществлен». Традиционным стало проведение Московским институтом открытого образования Дистанционной обучающей олимпиады по географии, для участия в которой желательно наличие сайта команды-участницы. Так, учащиеся нашей школы, в течение двух лет принимавшие участие в этой олимпиаде, свои работы разместили на двух специально созданных сайтах: для Олимпиады ДООГ-2009 - http://tam195707.narod.ru/, и для Олимпиады 2010 - http://tam195707.narod2.ru/. На игровой странице сайта, созданного для участия в ДООГ-2009, учитывая интересы детей, мы разместили коллекцию ссылок на географические игры. Участие в играх «Города России», «Крупнейшие города мира» позволяет учащимся развивать интерес к географии, а появление фамилии ученика в списке десятка лучших игроков – позволяет учителю испытать гордость за своего воспитанника.



Таким образом, участие в интеллектуальных состязаниях, является одним из способов раскрытия творческого потенциала, потенциальной одаренности учащихся.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница