«Развитие психических процессов детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Кайсина Татьяна Вячеславовна



Скачать 83.11 Kb.
Дата10.11.2016
Размер83.11 Kb.
«Развитие психических процессов детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».



Кайсина Татьяна Вячеславовна

воспитатель 1 кв. категории

МДОУ «Детский сад общеразвивающего

вида № 10 «Родничок»

г. Архангельск

Дошкольный возраст – это один из самых важных и значительных этапов всестороннего развития ребёнка. Игра как основной вид детской деятельности обладает уникальными возможностями для развития всех качеств и свойств личности ребёнка. Каждый вид игры, имея свои преимущества, эффективен для развития определённого психического познавательного процесса.

За свою многолетнюю педагогическую практику я заметила, что очень часто родители детей раннего возраста стараются развить психические процессы с помощью сложных заданий, изнуряющих занятий. Семейное общение замещается телевидением и компьютерными играми. Взрослые забывают, что детство - это пора удивительных открытий и главное средство всестороннего развития ребёнка - игра. И именно в игре развиваются необходимые в школьной жизни психические процессы: внимание, память, логическое мышление, речь, восприятие, воображение.

Мной было выделено 4 блока игр:


  • Игры, направленные на развитие восприятия, внимания и памяти;

  • Игры, направленные на развитие речи;

  • Игры, направленные на развитие мышления;

  • Игры, направленные на развитие воображения.

1 БЛОК

В четыре – пять лет ребёнок активно познаёт мир, свойства предметов, знакомится с цветом, геометрической формой, величиной, совершенствует ориентирование в пространстве. В этот период ребёнок – дошкольник лучше запоминает то, что было сделано(а не только услышано и увидено), учится всему на своём опыте, нуждается в контакте с другими. И поэтому, в своей педагогической деятельности я активно использую нетрадиционные материалы (ватные диски, бумажные салфетки, фрукты и овощи), которые направлены на активное восприятие обучающего материала ребёнком. Из ватных дисков делали снеговиков для новогодних открыток, из бумажных салфеток изготовили одуванчики. В рамках проекта «Что у осени в корзинке» лепили из мукосольки фруктов, овощей и раскрашивали их; играли в игры, направленные на развитие вкусового восприятия: «Угадай на вкус», «Узнай и назови», «Угадай предмет», а также на развитие слухового восприятия: «Загадочные звуки», «Найди часы», «Эхо».

Внимание ребёнка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям, ребёнок сосредоточен, только пока ему интересно, и появление нового предмета приводит к переключению внимания на него. В среднем дошкольном возрасте увеличивается устойчивость внимания, и ребёнок начинает овладевать произвольным вниманием. В этот период необходимо активно проводить игры как: «Зайчики – лошадки – бегемоты», «Угадай по цвету», «Угадай, что пропало» и постепенно усложнять игры: «Слушай хлопки», «Что пропало», «Собери бусы». И как положительный результат в моей работе к концу этого года дети начали овладевать произвольным вниманием.

Также в этом возрасте начинают складываться произвольные формы запоминания и воспроизведения. Возрастает объём памяти. И этому активно способствуют игры: «Паровозик», «Что пропало?», «Поменяй местами» и другие.



Игра «Паровозик»


Цель: Развитие внимания и памяти.

Инвентарь: Карточки с картинками.

Содержание: ведущий выкладывает «поезд» из нескольких карточек, а затем он просит ребёнка запомнить расположение вагончиков и отвернуться. Затем он перекладывает одну из картинок, а ребёнок должен вернуть вагон на место. Постепенно количество картинок увеличивается, также можно перекладывать несколько картинок.



Игра «Собери бусы»

Цель: Развитие восприятия, памяти, внимания.

Содержание: ведущий предлагает детям сделать бусы по образцу, по памяти, по предложенному заданию или по своему желанию.


Игра «Зайчики-лошадки-бегемоты»

Цель: Развитие слухового внимания, умения контролировать свои действия.

Содержание: у ведущего в руках волшебный бубен. Нужно внимательно слушать, как он стучит. Тихий звук – дети-зайчики, бегут на цыпочках, звук громче – лошадки, очень громко – топают как бегемоты.
2 БЛОК

Очень важно научить ребёнка ясно выражать свои мысли, планы, настроения, желания. Причём не только с помощью эмоций, но и словами, предложениями, в которых может быть важным каждое слово. Расширить словарный запас ребёнка, развить его логическое и образное мышление поможет знакомство с пословицами и поговорками, объяснение их смысла. В среднем дошкольном возрасте ребёнок связно описывает недавние события; разговор с собой во время игры становиться внутренним; выполнение сложных заданий сопровождается речью; подбирают интересные рифмы.

Пятилетний ребёнок умеет работать по схеме (составляет рассказ, создаёт постройку). Он способен объяснить свои желания, поступки (в его словаре уже около четырёх тысяч слов), пересказать содержание спектакля или фильма. В рамках проекта «Играем вместе» мы совместно с детьми и их родителями рисовали книжки и сочиняли к ним рассказы, стихи. Если в младшем возрасте мы проводили концерты, где рассказывали стихи, то в конце среднего возраста мы показали сказку «Репка», в которой дети сыграли роли, отражая при этом характер героя.

«Расскажи сказку»

Цель: развитие речи, внимания, памяти.

Содержание: ведущий предлагает сложить из частей картинку, а затем спрашивает у детей - из какой сказке этот сюжет, кто из персонажей данной сказки изображён на картинке. Дети рассказывают отгаданную сказку.

«Мини – библиотека»


Цель: развитие речи, навыков самостоятельного составления фраз, расширение словарного запаса.

Предварительная работа: дети и родители делают книжку своими руками. Иллюстрации – цветные отпечатки ладошек детей.

Содержание: ведущий показывает детям рисунок и начинает историю: «Жили – были…», или «Давным-давно…». Тот, кто сидит рядом, продолжает рассказ, и так далее по кругу. Когда очередь вновь доходит до ведущего, он направляет сюжет, делая его более связным, и сказка продолжается.


3 БЛОК

В дошкольный период возникает новый тип активности ребёнка – умственная активность. У ребёнка четырёх – пяти лет мыслительная деятельность освобождается от обязательной опоры на физическое действие. Для этого возраста характерны более высокий уровень обобщения, способность планировать свою деятельность. В этот период у ребёнка начинает развиваться образное мышление, хотя преобладает пока ещё наглядно – образное, также активно развивается предвосхищение. Ребёнок может анализировать объекты по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.д. В играх с детьми мы используем кубики Никитина, Геоконт, простые схематизированные изображения для решения задачи (по какой дорожке пойдёт кошка, чтобы быстрее дойти домой и так далее). Ребенок может строить по схеме, решать лабиринтные задачи. В рамках проекта «Играем вместе» дети совместно с родителями изготовили книжки – загадки, провели игру, где использовались пазлы, ребусы, лабиринтовые задачи.


«Ассоциации»

Цель: развивать мышление, речь, закреплять умение размышлять, сравнивать и анализировать.

Содержание: собрать вокруг центральной карточки с сюжетной картинкой четыре предмета, подходящие по смыслу. Правильно подобранные карточки в собранном виде образуют правильный квадрат.


«Сыщик»

Цель: развитие навыков ориентации в пространстве.

Содержание: ведущий прячет какой-либо предмет и предлагает детям найти его. Ведущий помогает детям, указывая направления поиска.

«Что в моём мешке?»

Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления.

Содержание: ведущий, на глазах у детей кладёт в мешок несколько предметов. Это могут быть игрушки, кубики, предметы одежды. Все предметы называются. Затем ведущий, достаёт из мешка по одному предмету. Когда остаётся последний предмет, спрашивает: «Что осталось в мешке?». Дети называют предмет. Игру постепенно усложняют.
4 БЛОК

В возрасте 4 – 5 лет формируется оригинальность и произвольность воображения. Ребенок может самостоятельно придумать сказку на заданную тему. Именно в этом возрасте очень важно развивать воображение и фантазию ребёнка для формирования творческого потенциала личности. И игры активно способствуют этому. «Герои сказок», «На что похоже?», «Кто сказал?», «Сочиняем сказку», «А что, если…» и многие другие.

Важно отметить, что одна и та же игра зачастую способствует развитию нескольких психических функций и кроме того, является средством физического развития и источником положительных эмоций.

«Герои сказок»

Цель: развитие речи, воображения, внимания.

Содержание: у ведущего в руках мешочек с разными игрушками – животными. Дети по очереди достают игрушку – животное, и рассказывают, в какой сказке есть этот герой, ребенок играет роль, отражая при этом характер героя.

«Семья»

Цель: развитие воображения, познавательно – творческого потенциала, активизация ролевых диалогов.

Содержание: ведущий совместно с детьми обговаривает замысел игры, распределяют роли. Необходимо предоставить каждому ребёнку возможность пробовать себя в престижной роли, проиграв её с ним.

Требования к использованию развивающих игр:

1. Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть подчинены ей.

2. Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо переключиться на другой вид деятельности. Следует постоянно поощрять детей, оказывая им своевременную помощь, делая это незаметно. Ребенку должно быть знакомо чувство успеха.

3. Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности, ребенку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.

4. В игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.

5. Начинать следует с простых игр, постепенно, усложняя и модифицируя.

6. Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования детьми соответствующего возраста.

Активное использование игр для развития психических процессов ребёнка среднего дошкольного возраста даёт положительный результат, что выражается в данных мониторинга уровня развития психических процессов у детей данной возрастной группы.



Таким образом, развитие познавательной сферы ребёнка необходимо планировать, исходя из особенностей памяти, внимания, мышления и других психических функций, характерных для периода дошкольного детства, с учётом ведущей деятельности, новообразования и социальной ситуации развития детей – дошкольников. И поскольку ведущая деятельность дошкольников – игра, именно игре необходимо уделять особое внимание, воспитывая и обучая ребёнка дошкольного возраста, что важно помнить и при подготовке ребёнка к школе. Не изнуряющие ребёнка занятия в детском саду, дома, в школе раннего развития, на подготовительных к школе курсах (а зачастую – во всех этих местах одновременно), а обучение в процессе игры принесёт ребёнку максимум удовольствия и пользы.
Материал подготовила:

методист кафедры ДО Донченко Е.А.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница