Развитие прыгучести у баскетболистов 15-16 лет на основе системной организации скоростно-силовой подготовки 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры



Скачать 231.2 Kb.
Дата03.11.2016
Размер231.2 Kb.
На правах рукописи

Ерёмин Илья Владимирович



РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ

13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры




Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук
Майкоп – 2007
Работа выполнена в институте физической культуры и дзюдо

Адыгейского государственного университета


Научный руководитель: кандидат педагогических наук,

доцент Немцева Н.А.


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор Федякин А.А.,

доктор педагогических наук,

профессор Золотарёв А.П.

Ведущая организация: Ставропольский государственный университет.

Защита состоится 6 июля 2007 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.001.01 Адыгейского государственного университета по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Университетская, 208.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АГУ.

Автореферат разослан 5 июня 2007 г.




Учёный секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Коджешау М.Х.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Для соревновательной двигательной деятельности в баскетболе характерно значительное проявление скоростно-силовых способностей. Это обусловлено тем, что основу соревновательной двигательной деятельности баскетболиста составляют различные виды бега, прыжков, бросков мяча – двигательные действия, которые в условиях земной гравитации и противодействия соперника требуют проявления значительной мышечной силы в краткие промежутки времени. В связи с этим скоростно-силовой подготовке баскетболистов уделялось и уделяется заслуженно много внимания (В.М. Левин, 1970; Н.И. Волков, В.А. Данилов, В.М. Корягин, 1977; Л.В. Костикова, 1980; И.А. Горбашев, 1984; Т.А. Ботагариев, 1990; З.М. Хромаев с соавт., 1990; Л.В. Костикова, Е.А. Чернова, 1996; В.М. Корягин, 1997; М.В. Леньшина, 199; Ю.М. Портнов с соавт., 1999; С.Г. Лавренов, Л.Г. Львова, Н.А. Гусев, 2002 и др.).

Одними из наиболее значимых элементов соревновательной деятельности баскетболиста, эффективность выполнения которых прямо зависит от уровня скоростно-силовых способностей, являются различные виды прыжков. Несомненно, что различие игровых ситуаций, особенностей взаимодействия партнёров и противодействия соперников обусловливают применение игроками широкого круга прыжков.

Однако в практике тренировки и научных исследованиях преимущественно исследуются и анализируются результаты в ограниченном круге видов прыжков. В большинстве случаев это – прыжок вверх толчком двух ног с махом руками и прыжок в длину с места (Аль Кхатиб Ахмад, 2000; В.М. Корягин, 2001; А.М. Власов, 2004; Р.А. Корнеев, 2004; Ю.М. Портнов с соавт., 2004 и др.).

Между тем, имеются сведения, что, во-первых, результат в прыжке в длину с места и прыжке вверх толчком двумя ногами тесно взаимосвязаны (И.В. Саркисян, 1981), эти тесты идентичны, поэтому, логично выбирать один из них, более схожий по структуре движений с соревновательной деятельностью. Во-вторых, в литературе имеются данные о том, что показатели прыгучести в некоторых видах прыжков не имеют тесной взаимосвязи. Так, в результате исследований Г.А. Аладашвили (1999) у футболистов установлена лишь слабая взаимосвязь между результатами в прыжках вверх с разбега толчком одной ногой и двумя ногами с одной стороны и результатами в прыжке вверх толчком двумя ногами с махом руками, с другой, а между результатами в прыжках в высоту с разбега толчком двумя и одной ногами автором установлена тесная взаимосвязь.

В то же время, не систематизированы основные виды прыжков, характерных для соревновательной двигательной деятельности баскетболиста, не выявлено преимущественное применение тех или иных видов прыжков игроками, отсутствуют исследования особенностей взаимосвязи прыгучести в прыжках с места и разбега в баскетболе, а также в промежуточных разновидностях прыжков – с шага, слабо изучены особенности взаимодействия с опорой в различных видах прыжков, наконец, отсутствуют исследования по организации средств и методов развития прыгучести в годичном цикле подготовки у баскетболистов. Между тем, наличие подобных научно обоснованных данных позволило бы значительно повысить эффективность процесса скоростно-силовой подготовки баскетболистов в части развития прыгучести. Сказанное определяет проблему исследования. Особенно остро проблема дифференцированной скоростно-силовой подготовки стоит в возрасте 15-16 лет, так как по имеющимся в спортивной практике данным, отсутствие или недостаточный объём соответствующих скоростно-силовых упражнений в этом возрасте не позволяют позже восполнить функции сократительного элемента и упругих компонентов, часто приводят к травмированию мышечно-связочного аппарата (Б.В. Валик, 1974; Л.С. Дворкин, 1996; А.А. Федякин, 1999; Т. Бомпа, 2003 и др.), не дают возможности реализовать имеющийся уровень координационной подготовленности (А.П. Золотарёв, 1997).



Актуальность решения этой проблемы обусловлена тем, что разработка научных основ и содержания методики развития прыгучести у юных баскетболистов и её внедрение в практику тренировки позволят в значительной степени повысить уровень прыгучести и, как следствие, эффективность многих технических приёмов защиты и нападения, положительно скажутся на росте спортивного мастерства, дадут тренерам возможность использования прогрессивных вариантов тактики.

Объект исследования. Процесс скоростно-силовой подготовки баскетболистов 15-16 лет.

Предмет исследования. Методика развития прыгучести у баскетболистов 15-16 лет, основанная на системной организации средств скоростно-силовой подготовки.

Целью диссертационного исследования являлась разработка методики развития прыгучести у баскетболистов 15-16 лет в годичном цикле подготовки с учётом особенностей соревновательной прыжковой двигательной деятельности игрока.

Для достижения цели перед исследованием были поставлены следующие задачи:



  1. Выявить основные виды прыжков, характерные для соревновательной двигательной деятельности в баскетболе, определить частоту их применения в игре.

  2. Установить степень взаимосвязи уровня прыгучести в различных видах прыжков, характерных для соревновательной двигательной деятельности баскетболистов.

  3. Выявить особенности взаимодействия с опорой в различных видах прыжков.

  4. Разработать методику развития прыгучести у баскетболистов 15-16 лет и экспериментально показать её эффективность.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что методика развития прыгучести у баскетболистов 15-16 лет окажется более эффективной, если её исходными положениями будут знания об основных видах прыжков, применяемых баскетболистами, о гетеро- и гомогенности проявлений прыгучести в различных видах прыжков, об особенностях взаимодействия с опорой и механизмах, определяющих достижения в различных видах прыжков.

Методологическую основу исследования составляют современные представления о целостности и всеобщей взаимосвязи явлений и процессов окружающей действительности, материальности окружающего мира.

Теоретическая основа исследования. Исследование базируется на общих принципах спортивной тренировки, изложенных в трудах А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева, В.Н. Платонова, концепции физических (двигательных) качеств В.М. Зациорского, теоретических положениях силовой и скоростно-силовой подготовки в спорте, разработанных Ю.Н. Верхошанским, А.Н. Воробьёвым, В.В. Кузнецовым, Л.С. Дворкиным, А.М. Дорониным, В.И. Жуковым, представлениях о направленности скоростно-силовой подготовки в баскетболе А.Я. Гомельского, Е.Л. Мартыновой, И.А. Горбашева, В.И. Сысоева, Т.А. Ботагариева, В.М. Корягина.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование, анализ видеозаписей, тензодинамометрия, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), математико-статистический анализ экспериментальных данных.



Организация исследования. Исследовательская работа проводилась с декабря 2003 по сентябрь 2006 года и была условно разделена на несколько этапов. На первом этапе с декабря 2003 по октябрь 2004 года были осуществлены отбор и анализ литературы по проблемам скоростно-силовой подготовки баскетболистов. В эти сроки была определена проблема исследования, сформулирована рабочая гипотеза, поставлены цель и задачи работы, были выбраны методы для решения задач исследования.

На втором этапе в сентябре-октябре 2004 года был проведён анализ видеозаписей Чемпионата России 2003-2004 г. среди мужских команд суперлиги, позволивший выявить основные виды прыжков, применяемых в баскетболе.

На третьем этапе с ноября 2004 по март 2005 года решалась вторая задача исследования. В эти сроки было проведено тестирование прыгучести у 106 юных баскетболистов 15-16 лет. В эти же сроки было проведено анкетирование 32 тренеров, позволившее определить особенности реальной организации процесса скоростно-силовой подготовленности, направленного на развитие прыгучести юных баскетболистов 15-16 лет.

На четвёртом этапе в апреле 2005 года был проведен второй педагогический эксперимент, в котором 20 баскетболистов из команд Динамо-АГУ (высшая лига, дивизион "А") и АГУ (студенческая лига, дивизион "Юг"), выполняли прыжки на тензоплатформе.

На пятом этапе летом 2005 года были разработаны основные положения методики развития прыгучести, определены средства и методы, а также намечена последовательность их введения в тренировочный процесс в годичном цикле подготовки юных баскетболистов.

На шестом этапе с сентября 2005 по июнь 2006 года был проведён формирующий педагогический эксперимент, направленный на подтверждение разработанной методики.

Летом 2006 года с целью расширения доказательной базы по решению первой задачи исследования был проведен анализ видеозаписей четырёх матчей ведущих баскетбольных команд Европы: третьего матча финала Чемпионата России 2004-2005 г. ЦСКА-Динамо, Чемпионата России 2005-2006 г. ЦСКА-Химки, ЦСКА-ТАУ Керамика (в рамках Евролиги), ЦСКА-FCB (Барселона) (полуфинал Евролиги). В результате этого была установлена частота применения квалифицированными баскетболистами различных видов прыжков.

В заключение был проведён всесторонний анализ и обобщение полученных результатов.



Достоверность результатов работы обеспечена современной теоретико-методологической базой, подтверждается непротиворечивостью и преемственностью итогов различных этапов исследования, соблюдением метрологических требований к тестам, корректной статистической обработкой полученных данных, экспериментальным подтверждением теоретических положений.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

– на основе анализа соревновательной двигательной деятельности выявлены основные виды прыжков, характерных для соревновательной двигательной деятельности в баскетболе, определена частота их применения квалифицированными баскетболистами;

– установлено, что результаты в прыжках толчком двумя ногами и толчком одной ногой слабо связаны друг с другом, а результаты в различных разновидностях прыжков толчком двумя ногами, также как и в прыжках толчком одной ногой имеют сильную статистическую взаимосвязь;

– установлена специфика взаимодействия с опорой в прыжках, характерных для соревновательной двигательной деятельности баскетболиста: показано, что время взаимодействия с опорой больше в прыжках с места, чем с разбега, а величина максимальных усилий мышц одной ноги больше в прыжках толчком одной ногой, чем в прыжках двумя ногами;

– разработана методика развития прыгучести у баскетболистов 15-16 лет, сутью которой является системная организация средств и методов скоростно-силовой подготовки на основе знаний об основных видах прыжков, применяемых в баскетболе, о механизмах, определяющих результат, и специфике проявления прыгучести в различных видах прыжков, и экспериментально показана её эффективность.

Теоретическая значимость результатов диссертационной работы заключается в том, что теория подготовки баскетболистов дополнена следующими данными:

– об основных видах и разновидностях прыжков, характерных для соревновательной двигательной деятельности в баскетболе, а также о частоте применения их квалифицированными баскетболистами;

– о специфичности проявлений прыгучести в прыжках толчком двумя ногами и одной ногой;

– о специфике взаимодействия с опорой в различных видах прыжков;

– о возможностях целенаправленной методики развития прыгучести в тренировке баскетболистов 15-16 лет (величины приростов показателей прыгучести в различных видах прыжков).

Практическое значение диссертации определяется тем, что обоснованы направленность и содержание скоростно-силовой подготовки баскетболистов 15-16 лет, имеющей целью развитие прыгучести, в каждом их четырёх макроциклов годичного цикла; внедрение результатов работы в практику тренировки баскетболистов 15-16 лет позволило значительно повысить их прыжковую подготовленность, что подтверждается актом внедрения.

На защиту выносятся следующие положения:

– в соревновательной двигательной деятельности в баскетболе с различной частотой применяются следующие виды прыжков: 1) толчком двумя ногами: а) после паузы, б) с одного шага, в) с разбега (приставляя ногу и после напрыгивания на две ноги); 2) толчком одной ногой: а) с одного шага, б) с разбега;

– проявления прыгучести баскетболистов специфичны в прыжках толчком двумя ногами и толчком одной ногой, что требует специальных средств и методов их развития и тестирования;

– время взаимодействия с опорой больше в прыжках с места, чем с разбега, а величина проявляемых усилий значительно больше в прыжках толчком одной ногой, что определяет различие биомеханических и физиологических механизмов, обеспечивающих эти прыжки, специфику прыжковой подготовки баскетболистов;

– методика развития прыгучести у баскетболистов 15-16 лет, разработанная на основе знаний об основных видах прыжков, применяемых в баскетболе, специфике проявлений прыгучести в различных видах прыжков и механизмах, определяющих результат в этих прыжках, более эффективна, чем традиционная.

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Диссертация изложена на 165 страницах машинописного текста и содержит 7 таблиц, 21 рисунок и 13 приложений. Список литературы включает 168 источников, из них 33 – зарубежных авторов.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение видеозаписей Чемпионата России по баскетболу среди команд суперлиги 2003-2004 г.г. (мужских команд) позволило разработать классификацию прыжков, характерных для соревновательной двигательной деятельности баскетболиста (рис. 1).



Ранее выделяли лишь прыжки толчком двумя ногами с места и разбега и прыжки толчком одной ногой с разбега (Е.Л. Мартынова, 1986; Ю.М. Портнов, 1988 и др.). При этом считалось, что прыжки толчком двумя ногами наиболее часто выполняются с места.

Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) частоты применения различных видов прыжков в матчах ЦСКА с командами Динамо (2005), Химки (2006), FCB (2006) и ТАУ-Керамика (2006) позволили констатировать достоверные различия в применении (p<0,001) различных видов прыжков. Однако наиболее часто применяемыми оказались прыжки толчком двумя ногами с одного шага (приставляя или отставляя ногу – рис. 2).

Прыжки толчком двумя ногами непосредственно с места выполняются достаточно редко (рис. 2), в тех случаях, когда игровая обстановка не позволяет выполнить один шаг с тем, чтобы использовать затем накопленную энергию упругих компонентов мышечно-связочного аппарата.

В следующем разделе работы на основе анализа результатов комплексного тестирования прыгучести у 106 баскетболистов 15-16 лет было установлено, что уровень прыгучести в традиционном тестовом упражнении (прыжке вверх толчком двумя ногами с места) у них в целом невысок (рис. 3): 33 человека не выполнили нормативы программы (43 и 44 см для учебно-тренировочных групп третьего и четвёртого года обучения – Ю.М. Портнов с соавт. (2004)).

При этом результаты в прыжке с места толчком двумя ногами не имеют выраженных различий с результатами ни в прыжке с места толчком двумя ногами после паузы, ни с результатами в прыжке толчком двумя ногами с одного шага (p>0,05). Это показало преобладание у обследованных баскетболистов функции сократительного элемента над функцией упругих компонентов, иными словами силовая подготовленность оказалась на более высоком уровне, чем скоростно-силовая. Юные баскетболисты показали гораздо более высокие результаты в прыжке с разбега толчком двумя ногами, чем толчком одной ногой.

Корреляционный анализ результатов комплексного тестирования прыгучести дал основания считать, что проявления прыгучести в прыжках толчком двумя ногами и одной ногой обладают выраженной специфичностью. Как видно из данных табл. 1, результаты во всех видах прыжков, в которых отталкивание выполняется двумя ногами, имеют сильную статистическую взаимосвязь (r от 0,79 до 0,91).

Таблица 1

Взаимосвязь показателей прыгучести в различных видах прыжков у баскетболистов 15-16 лет




Виды прыжков

Виды прыжков

1

2

3

4

5

1

Толчком двумя с места

ххх













2

Толчком двумя после паузы

0,85

ххх










3

Толчком двумя с 1 шага

0,88

0,87

ххх







4

Толчком одной с 1 шага

0,16

0,15

0,19

ххх




5

Толчком двумя с разбега

0,79

0,86

0,91

0,10

ххх

6

Толчком одной с разбега

0,18

0,15

0,10

0,70

0,13

Также сильная взаимосвязь обнаружена между результатами прыжков, в которых отталкивание выполняется одной ногой (0,70). В то же время между результатами прыжков, выполняемых одной и двумя ногами, обнаружена лишь слабая взаимосвязь (r от 0,10 до 0,19).

Выяснение причин отсутствия взаимосвязи между результатами в прыжках толчком одной и двумя ногами могло бы во многом обосновать направленность скоростно-силовой подготовки юных баскетболистов с целью совершенствования прыгучести. В связи с этим было проведено исследование особенностей взаимодействия с опорой в различных видах прыжков у 20 баскетболистов (по 10 игроков из команд Динамо-АГУ и АГУ).

В результате анализа данных тензодинамометрии были выявлены ярко выраженные отличия времени взаимодействия с опорой у прыжка толчком двумя ногами после паузы без маха и с махом руками (табл. 2).



В связи с тем, что в них отсутствует фаза подседания, время взаимодействия с опорой в этих прыжках меньше, чем в прыжках толчком двумя ногами с места и с одного шага. Наличие же предварительного растягивания мышц в прыжках толчком одной и двумя ногами с одного и трёх шагов разбега, а также в прыжках в глубину обусловило то, что время взаимодействия с опорой в этих прыжках намного меньше, чем в прыжках после паузы и прыжке толчком двумя ногами с места.

Несмотря на столь ярко выраженные различия времени взаимодействия с опорой в прыжках после паузы толчком двумя ногами и прыжками с разбега и в прыжке в глубину толчком двумя ногами между высотой этих прыжков обнаружена сильная взаимосвязь (r от 0,70 до 0,76). Также достоверные различия времени взаимодействия с опорой обнаружены в прыжках толчком одной ногой с одного и трёх шагов разбега. В то же время результаты (высота) этих прыжков сильно взаимосвязаны (r=0,72). Различия времени взаимодействия с опорой в прыжке толчком одной ногой с одного шага и прыжке толчком двумя ногами с трёх шагов разбега минимальны (p>0,05). Однако результаты (высота) в этих прыжках имеют лишь слабую взаимосвязь (r=0,33). На основании этих данных сделано заключение о том, что время взаимодействия с опорой, во многом определяющее степень участия в отталкивании механизмов мышечного сокращения и рекуперации энергии, не определяет специфику проявления прыгучести в различных видах прыжков.

В то же время, обнаружены выраженные различия величин максимальных усилий, проявляемых одной ногой, в прыжках толчком двумя и одной ногой (табл. 3).

Столь выраженные различия величин максимальных усилий, проявляемых в прыжках толчком одной и двумя ногами, позволяют считать, что в прыжках толчком двумя ногами высокопороговые двигательные единицы не задействованы (в отличие от прыжков толчком одной ногой).

Это и определяет специфику прыгучести в прыжках толчком одной и двумя ногами. Полученные данные позволяют заключить, что отсутствие в скоростно-силовой подготовке баскетболистов упражнений с большими отягощениями, а также достаточного объёма прыжковых упражнений с отталкиванием одной ногой не позволяет эффективно совершенствовать прыгучесть в прыжках толчком одной ногой.

С целью изучения реального опыта скоростно-силовой подготовки было проведено анкетирование 32 тренеров (10 высшей и 22 первой категории), работающих с юными баскетболистами.

Обработка результатов анкетирования позволила сделать вывод о том, что методы применения средств скоростно-силовой подготовки направлены скорее на развитие прыжковой выносливости, чем прыгучести. Так, дозировка средств в подходе или число подходов в тренировке в подавляющем большинстве случаев превышает имеющиеся в литературе рекомендации. Ни один из опрошенных тренеров не применяет соответствующих средств для поддержания достигнутого уровня прыгучести в соревновательном периоде, только 46,9% опрошенных применяют их в предсоревновательном периоде. В то же время многие из тренеров, применяющих в предсоревновательном периоде средства развития прыгучести, используют такие упражнения, как прыжки из полного приседа с продвижением вперёд, выполняя за тренировку до 340 (!) повторений.

Полученные данные давали основания предполагать, что применение разработанной методики, основанной на системной организации средств скоростно-силовой подготовки в годичном цикле и применении метода максимальных усилий позволит более эффективно развивать прыгучесть баскетболистов 15-16 лет.

Для проверки этого предположения был проведён формирующий педагогический эксперимент, в начале которого были сформированы контрольная и экспериментальная группы (по 12 человек), не имевшие достоверных различий по показателям прыгучести, роста, веса, возраста, а также по результативности дистанционных бросков (по Ю.М. Портнову с соавт. (2004)) в прыжке.

За время эксперимента у испытуемых произошли изменения уровня прыгучести и результативности дистанционных бросков, гораздо более выраженные в экспериментальной группе. Как видно из данных табл. 4, юные баскетболисты из экспериментальной группы в конце эксперимента показали достоверно более высокие результаты во всех видах прыжков и дистанционных бросках.

Таблица 4



Показатели прыгучести и результативности дистанционных бросков в конце формирующего педагогического эксперимента

Тесты

Результаты (х )

Достоверность различий*

эксперим.

контроль.

Толчком двумя после паузы (см)

52,14,54

46,75,35

7,151

Толчком двумя с места (см)

53,14,80

47,53,42

10,774

Толчком двумя с 1 шага (см)

55,85,89

48,24,24

13,392

Толчком одной с 1 шага (см)

53,73,98

46,94,36

15,679

Толчком двумя с разбега (см)

66,34,50

59,35,69

11,440

Толчком одной с разбега (см)

64,95,11

54,54,98

25,580

Дистанционные броски (%)

56,79,85

50,812,40

4,628

*Приведены расчетные значения F-критерия (по данным однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA)); граничные значения: F0,05=4,301, F0,01=7,945, F0,001=14,381.
Таким образом, достоверно более высокие результаты во всех применявшихся тестах подтверждают большую эффективность разработанной методики развития прыгучести по сравнению с традиционной. Это позволяет рекомендовать её к применению в тренировочном процессе баскетболистов 15-16 лет.

ВЫВОДЫ

              1. В соревновательной двигательной деятельности в баскетболе применяются следующие виды прыжков: 1) толчком двумя ногами: а) с места (после паузы и без паузы), б) с одного шага, в) с разбега (приставляя ногу и после прыжка); 2) толчком одной ногой: а) с одного шага, б) с разбега (с махом ногой и без маха ногой).

Несмотря на возможные различия в частоте применения тех или иных технических действий в зависимости от тактического построения игры, уровня подготовленности игроков и команды в целом и действия других факторов данные видеоанализа игр квалифицированных баскетболистов позволяют считать, что наиболее часто применяются в игре прыжки толчком двумя ногами с одного шага, толчком двумя ногами с разбега и толчком одной ногой с разбега; реже применяются прыжки толчком двумя ногами с места, прыжки толчком одной ногой с одного шага, и ещё реже – прыжки толчком двумя ногами после паузы.

              1. Между результатами в прыжках толчком двумя ногами: после паузы, с места, с одного шага и разбега обнаружена сильная статистическая взаимосвязь (у баскетболистов 15-16 лет по данным педагогического тестирования r от 0,79 до 0,91, у баскетболистов команд Динамо-АГУ и АГУ по данным тензодинамометрии r от 0,71 до 0,85). Сильная статистическая взаимосвязь обнаружена в прыжках толчком двумя ногами с наиболее выраженным проявлением механизмов мышечного сокращения (после паузы) и рекуперации энергии упругих компонентов мышечно-связочного аппарата (прыжок вверх после прыжка в глубину) (у баскетболистов команд Динамо-АГУ и АГУ по данным тензодинамометрии r=0,70). Также сильная статистическая взаимосвязь обнаружена между результатами прыжков толчком одной ногой: с одного шага и с разбега (у баскетболистов 15-16 лет по данным педагогического тестирования r=0,70, у баскетболистов команд Динамо-АГУ и АГУ по данным тензодинамометрии r=0,72). Между результатами в прыжках толчком двумя ногами и одной ногой обнаружены лишь слабые и очень слабые взаимосвязи, или взаимосвязь отсутствует (у баскетболистов 15-16 лет по данным педагогического тестирования r от 0,10 до 0,19, у баскетболистов команд Динамо-АГУ и АГУ по данным тензодинамометрии r от 0,02 до 0,45).

Сказанное обусловливает применение специфических тестов для определения уровня прыгучести в прыжках толчком двумя ногами и одной ногой, а также специфических средств для развития соответствующих форм проявления прыгучести.

              1. Время взаимодействия с опорой имеет ярко выраженные отличия в прыжках, характерных для соревновательной двигательной деятельности баскетболиста, выполняемых с места и с разбега: в прыжках с разбега оно намного меньше. Время взаимодействия с опорой в прыжках толчком двумя ногами с разбега несколько больше, чем одной ногой с разбега, но различия недостоверны (p>0,05).

В то же время максимальные усилия, проявляемые одной ногой, в прыжках толчком одной ногой (одного шага и с разбега) намного превышают максимальные усилия, проявляемые одной ногой, во всех прыжках толчком двумя ногами, в том числе в прыжках в глубину (с высоты 40 см). Это позволяет считать причиной специфичности прыгучести в прыжках толчком одной ногой наряду с особенностями координации движений именно величину проявляемых усилий и определяет необходимость применения больших отягощений, а также достаточного объёма прыжков толчком одной ногой в процессе развития прыгучести у баскетболистов 15-16 лет.

              1. Методика развития прыгучести у баскетболистов 15-16 лет в годичном цикле, основанная на системной организации средств скоростно-силовой подготовки и учитывающая особенности прыжковой деятельности в баскетболе оказалась более эффективной, чем традиционная методика. Это выразилось в более высоких темпах прироста показателей прыгучести и достоверно (от p<0,05 до p<0,001) более высоких результатах в различных видах прыжков, характерных для соревновательной двигательной деятельности в баскетболе, в экспериментальной группе в конце формирующего эксперимента. Также достоверно более высокими оказались в экспериментальной группе показатели результативности дистанционных бросков, выполняемых в прыжке.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. В общеподготовительных микроциклах упражнения скоростно-силовой подготовки, направленные на развитие прыгучести, должны выполняться в большом объёме, но с небольшой интенсивностью.

  2. В специально-подготовительных микроциклах объём упражнений скоростно-силовой подготовки должен сокращаться, а их интенсивность – повышаться. Средства развития прыгучести должны сочетаться с упражнениями технической подготовки.

  3. Целесообразно в общеподготовительных микроциклах применять большое число средств скоростно-силовой подготовки и значительно сокращать его в специально-подготовительных микроциклах и доводить до двух-трёх средств, имеющих высокую степень специализированности, в предсоревновательных микроциклах.

  4. В возрасте 15-16 лет большего суммарного эффекта от применения средств развития прыгучести можно добиться при преимущественно разнонаправленном характере скоростно-силовой подготовки в четырёх макроциклах годичного цикла.

  5. Целесообразна следующая преимущественная направленность процесса развития прыгучести в четырёх макроциклах подготовки годичного цикла: а) укрепление мышечно-связочного аппарата; б) общая силовая и скоростно-силовая подготовка; в) развитие максимальной силы; г) развитие способности проявлять максимальную силу в краткие промежутки времени (мощности).

  6. Необходимость, вследствие особенностей календаря соревнований, иметь высокий уровень физической (в том числе скоростно-силовой) подготовленности через ограниченные промежутки времени (от 8 до 11 недель) в значительной мере сокращает возможность использования в тренировке баскетболистов 15-16 лет "блокового", концентрированного построения скоростно-силовой подготовки, приводящего к временному снижению уровня прыгучести.

  7. В предсоревновательных и соревновательных микроциклах необходимо применение средств скоростно-силовой подготовки в небольшом объёме и со средней интенсивностью для поддержания достигнутого уровня прыгучести.

  8. Наибольшая эффективность скоростно-силовой подготовки подразумевает чередование нагрузок и отдыха, поэтому средства развития прыгучести целесообразно применять три раза в неделю: в первый, третий и пятый день микроцикла.

Список работ, опубликованных по теме диссертации:

  1. Ерёмин, И.В. Вопросы развития прыгучести у баскетболистов / И.В. Ерёмин // Современные технологии в спортивных играх: мат. всерос. науч.-практ. конф. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – С. 148-150.

  2. Ерёмин, И.В. К проблеме развития прыгучести у баскетболистов / И.В. Ерёмин // Проблемы физического воспитания и спорта: реалии и перспективы: науч. тр. кафедры лёгкой атлетики Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2005. – С. 186-198.

  3. Ерёмин, И.В. Контроль и развитие прыгучести у баскетболистов / И.В. Ерёмин // Физическая культура, спорт и туризм в Южном Федеральном округе: состояние, тенденции, перспективы: мат. пятой рег. науч.-практ. конф., 2005. – С. 45-46.

  4. Ерёмин, И.В. Особенности взаимодействия с опорой в различных видах прыжков, характерных для соревновательной двигательной деятельности в баскетболе / И.В. Ерёмин // Физическое воспитание и спорт: проблемы и решения: науч. тр. кафедры лёгкой атлетики Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2006. – С. 157-168.

  5. Ерёмин, И.В. Уровень и взаимосвязь показателей прыгучести баскетболистов 15-16 лет в различных видах прыжков / И.В. Ерёмин, Н.А. Немцева // Физическое воспитание и спорт: проблемы и решения: науч. тр. кафедры лёгкой атлетики Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2006. – С. 67-74.

  6. Ерёмин, И.В. О прыгучести баскетболистов в различных видах прыжков / И.В. Ерёмин // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 12. – С. 38.



Ерёмин Илья Владимирович


РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Участок оперативной полиграфии АГУ,



усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница