Развитие малого и среднего предпринимательства в монголии 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства) 08. 00. 14 Мировая экономика



страница1/3
Дата09.11.2016
Размер0.49 Mb.
  1   2   3


На правах рукописи

ХУМБААН ЛУНДЭНБАЗАР

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В МОНГОЛИИ

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(экономика предпринимательства)

08.00.14 – Мировая экономика



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва 2011

Работа выполнена на кафедре государственного и муниципального управления ГОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Орлов Андрей Владимирович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Воронова Татьяна Андреевна


кандидат экономических наук,

Параскева Светлана Бальжиновна

Ведущая организация – ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет

экономики и права»

Защита состоится 15 июня 2011 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д212.196.05 при ГОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» по адресу: 115998, Москва, Строченовский пер., дом 7, ауд. 306.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Автореферат разослан 13 мая 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наук, доцент В.Д. Свирчевский

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы исследования. Экономические преобразования в Монголии вызвали пересмотр многих научных концепций. Особое значение приобрела переоценка отношений в сфере рыночной экономики, в которой предпринимательство и прежде всего малое и среднее является ключевым фактором хозяйственной деятельности.

В практике государственного управления в Монголии объектами программно-целевого подхода выступают как формирование государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), так и приоритетные социально-экономические направления развития. Инструментом реализации целевой поддержки и прежде всего МСП являются целевые комплексные программы. Правовая, финансовая, информационная поддержка государством малых и средних предприятий осуществляется посредством целевых установок с использованием экономических механизмов. Малое и среднее предпринимательство как раз и является тем сектором экономики, развитие которого на протяжении последних лет осуществляется на основе комплексных целевых программ. Прослеживается и новая тенденция, когда центр тяжести в регулировании поддержки МСП смещается на региональный уровень.

В то же время действующие программы государственной поддержки и развития МСП не дают еще ощутимых результатов в форме позитивного влияния на экономику регионов Монголии. В этой связи необходимо улучшить методологию разработки и реализации целевых программ.

При этом принципиальное значение приобретает смещение акцентов в бюджетном процессе с «управления бюджетными расходами на «управление по результатам».

Применение программно-целевого подхода на уровне субъектов (регионов) Монголии должно способствовать интеграции МСП в региональный хозяйственный комплекс на основе адресности и децентрализации мер активной финансовой и имущественной поддержки малых и средних предприятий.

Научно-практическая значимость решения этих вопросов и предопределила выбор данной темы диссертационного исследования и его основные задачи.



Степень разработанности темы. Значительный вклад в теорию развития предпринимательства внесли такие ученые, как А. Смит, Ж.Б. Сей, Р. Кантильон, К. Бодо, Ф. Уокер, Й. Шумпетер, Д. Маккеланд, П. Друкер, А. Шапиро, Г. Пиншо. Применение программно-целевого подхода в системе государственного регулирования экономики, в том числе в секторе МСП, нашло отражение в работах Н. Агурбаша, В. Афанасьева, И. Беловой, Е. Бухвальда, П. Бунина, А. Виленского, В. Высокова, В. Волконского, О. Вороновской, И. Грачева, В. Грибова, В. Генералова, Н. Гловацкой, А. Дадашева, Н. Егорова, М. Еваленко, В. Ильина, В. Иноземцева, Ю. Крюкова, Л. Колесниковой, А. Колесникова, М. Лапусты, М. Лычагина, Л. Мамедовой, А. Нешитого, А. Омарова, А. Орлова, В. Руве, В. Савченко, Н. Сычева, К. Таксира, В. Фадеева, А. Филиппович, А. Чепуренко, А. Шулуса и др.

Механизмы государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе на основе программно-целевого подхода исследовались и разрабатывались В. Аньшиным, А. Бирюковым, К. Брюмером, С. Дзантиевым, Д. Евенко, Э. Иорданской, Я. Кайлем, В. Мишиным, О. Муняевым, Никульшиным, О. Писаренко, Е. Поповой, Е. Поповым, А. Руновой, В.Сорокиной, Д. Сорокиным, Т. Срокиной, С. Ткачук, С. Филиным, А. Хасановым, А. Чепуренко, Б. Ясиной, а также монгольскими учеными Л. Оюунцэцэг , Б. Нарангэрэл, Д. Бадарч.

В то же время, эти исследования не позволяют говорить о наличии целостной современной концепции развития монгольского МСП и применения программно-целевого подхода как формы государственной политики поддержки МСП на региональном уровне. Несмотря на большой интерес монгольских исследователей к названной проблематике, многие принципиальные вопросы только обозначены, но не решены.

Речь идет о выявлении особенностей и принципов организации программно-целевого управления МСП в рамках развития регионов. Для эффективного содействия развитию МСП в Монголии и регионах, а также в отраслях промышленности (в частности, отрасли, связанной с производством изделий из кашемира) важно представлять его природу, понимать характер его взаимосвязей с выявлением основных тенденций развития МСП, его особенностей и рисков в зависимости от изменяющихся внешних условий. Выработка скоординированной государственной политики, учитывающей интересы МСП, способствует достижению желаемого экономического роста, повышению уровня жизни населения, социальной стабильности.



Целью диссертационного исследования являются решение научно-практической проблемы развития малого и среднего предпринимательства в регионах Монголии на основе совершенствования программно-целевых методов разработки и управления государственными целевыми программами развития и поддержки малого и среднего предпринимательстваприменительно к монгольской экономике, а также предложение методических рекомендаций по формированию и реализации государственных целевых программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе на региональном и отраслевом уровнях.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих основных задач:

– выявить особенности и тенденции развития малого и среднего предпринимательства в экономике Монголии и ее регионов на основе анализа зарубежного опыта применения программ, механизмов, методов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, государственной политики, современного состояния и региональных особенностей развития и государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Монголии;

– определить роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии региона и специфические региональные факторы, влияющие на его состояние и перспективы развития;

– выявить тенденции современной государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства на основе анализа практики применения программно-целевого метода и зарубежного опыта применения программ, механизмов, методов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

– провести анализ на основе зарубежного опыта применения программ, механизмов, метода государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

– предложить систему современного информационного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства Монголии;

– обосновать критерии оценки эффективности программ развития малого и среднего предпринимательства Монголии:

– разработать рекомендации по повышению эффективности реализации программ развития малого и среднего предпринимательства (на примере кашемировой отрасли Монголии);

– разработать методические основы формирования среднесрочной программы развития малого и среднего предпринимательства в Монголии;

– практически обосновать реализуемость рекомендаций по повышению эффективности этих программ для развития малого и среднего предпринимательства Монголии.

Объектом исследования является развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, а также методы его государственного регулирования на региональном уровне.

Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с государственной поддержкой малого и среднего предпринимательства.

Теоретической и методологической основой послужили фундаментальные и прикладные исследования российских, монгольских и зарубежных ученых в области теории предпринимательства, теории и методологии управления государственными целевыми региональными и муниципальными программами поддержки и развития МСП. В ходе исследования использовались методология системного подхода, программно-целевые методы управления, методы и приемы экономического анализа.

Информационную базу исследования составили материалы Госкомстата Монголии, статистические данные по МСП, материалы социологических исследований институтов поддержки предпринимательства ряда общественных организаций, а также информация, собранная автором на ряде субъектов малого предпринимательства Монголии.

Научная новизна исследования заключается в развитии программно-целевого метода управления в системе государственного регулирования малого и среднего предприниматель-ства Монголии, включая разработку целевой программы «Повышение конкурентоспособ-ности национальных перерабатывающих предприятий кашемировой отрасли Монголии на 2011-2015 годы» и до 2020 г., а также информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства, на основе выявленных тенденций и особенностей малого и среднего предпринимательства в экономике Монголии и ее регионов и разработанной классификации его функций.

Основные элемента научной новизны, разработаны лично автором и выносимые на защиту, являются следующие:

1. Разработана классификация функций малого и среднего предпринимательства по социально-экономическим признакам, отличающаяся дополнением к известным функциям: репродуктивной, предпринимательской, производственной, управленческой и представления капитала, региональной функции как важнейшей из обеспечивающих развитие регионов Монголии, сочетание экономических интересов монгольских регионов и Монголии в целом и вывод конкурентоспособной монгольской продукции на международные рынки.

2. Выявлены тенденции и особенности развития малого и среднего предпринимательст-ва в экономике Монголии и ее регионов, заключающиеся в том, что 1) малый бизнес искусственно тиражируется (с наращиванием оборота отдельное малое предприятие отделяет от себя новое аффинированное малое предприятие, не перерастая в среднее вследствие высоких транзакционных издержек перехода малого бизнеса в средний), 2) государственная поддержка малых и средних предприятий не получила развития, 3) инфраструктура малого и среднего предпринимательства развивается неустойчиво и особенно в отдаленных регионах, 4) не хватает производственных мощностей, 5) уровень менеджмента не достаточно высок, 6) низкая конкурентоспособность отдельного субъекта малого и среднего предпринимательства на ресурсном и товарном рынке.

3. Развитие программно-целевого метода управления в системе государственного регулирования малого и среднего предпринимательства Монголии, включающие 1) разработку методического инструментария формирования государственных целевых программ в виде матрицы программно-целевого управления в регионах, включающую сочетание условий и факторов, влияющих на развитие регионов, уровень развития малого и среднего предприни-мательства в регионах и программу, обеспечивающую повышение конкурентоспособности продукции малого и среднего предпринимательства за рубежом и его вклада в ВВП; 2) обоснование необходимости интеграции государственных адресных инвестиционных программ, государственных и ведомственных целевых программ поддержки малого и среднего предпринимательства как составных инструментов системы государственного стратегического управления в общую систему использования программно-целевых методов в управлении развитием малого и среднего предпринимательства и экономики регионов Монголии для комплексного и системного решения вопросов, связанных с развитием и совершенствованием системы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства, обеспечения реализации государственных приоритетов социально-экономического развития Монголии в целом, развития конкурентных рынков; 3) разработку рекомендаций по повыше-нию эффективности реализации этих программ; 4) обоснование необходимости введения дополнительных к официальным критериев оценки эффективности программ развития мало-го и среднего предпринимательства, конкретизирующих финансовые ресурсы по каждому из направлений реализации программы, эффективность вложенных средств и уровень развития инновационного предпринимательства в промышленности, в том числе в перерабатывающих отраслях.

4. Определены направления дальнейшего развития информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства, включая создание государственного центра информа-ционно-аналитического обеспечения инфраструктуры поддержки малого и среднего пред-принимательства и региональных информационно-аналитических центров в виде некоммер-ческих организаций на базе структур поддержки малого и среднего предпринимательства для предоставления информационно-консультационной поддержки и содействия малым и средним предприятиям Монголии, заинтересованным в установлении и развитии взаимовы-годного делового сотрудничества, а также информационного и технологического обеспече-ния принятия управленческих решений руководителями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

5. Разработана государственная целевая программа «Повешение конкурентоспособ-ности национальных перерабатывающих предприятий кашемировой отрасли Монголии на 2011-2015 годы» и до 2020 г., включая механизм ее реализации и экономическое обосно-вание, дополнительные к официальным критерии оценки эффективности и рекомендации по повышению эффективности реализации программ развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающая повышение конкурентоспособности продукции кашемировой отрасли, формирование системы поддержки национальных перерабатывающих предприятий, создание 20 комплексных перерабатывающих предприятий, до 400 малых и средних предприятий по производству трикотажных изделий с 7000 рабочими местами.



Соответствие содержания диссертации избранной специальности. Диссертацион-ное исследование выполнено в рамках Паспорта специальностей кода ВАК: 08.00.05, область исследований п. 10.3 Анализ закономерностей и тенденций развития современного предпри-нимательства, п. 10.8 Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности (сущность, принципы, формы, методы); основные направления формирования и развития системы государственного регулирования и поддержки МСП.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, подтверждается изучением и использованием положений научных трудов российских, монгольских и зарубежных ученых-экономистов в области тео-рии предпринимательства, теории и методологии управления государственными целевыми региональными и муниципальными программами поддержки и развития МСП, использова-нием программно-целевого подхода в системе государственного регулирования экономики, в том числе в секторе МСП, применением механизмов государственной поддержки МСП на основе программно-целевого подхода, анализом методических материалов, отчетной инфор-мации, подготовленных на государственном уровне в сфере МСП, оценкой мониторинга поддержки МСП, законодательных и нормативно-правовых актов Монголии, регулирующих экономическую деятельность субъектов МСП, выполнением расчетов и обоснований, справ-ками о внедрении.

Практическая значимость диссертационного исследования. Основная часть выводов и рекомендаций автора по повышению эффективности реализации программ развития МСП использована органами власти и управления субъектов Монголии при разработке стратегических направлений социально-экономического развития региона; при разработке и реализации целевых региональных и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства. В настоящее время разработанная автором государственная целевая программа «Повышение конкурентоспособности национальных перерабатывающих предприятий кашемировой отрасли Монголии на 2011-2015 годы» получила поддержку Правительства и рассмаривается на уровне Парламента Монголии. В частности, в Парламент внесен законопроект о выпуске Правительственных бондов на 100 млрд туг. (около 95 млн дол.), которые предполагается использовать в качестве льготных кредитов при финансировании инвестиционных проектов в кашимеровой отрасли. Результаты проведенной работы могут быть использованы также в учебном процессе для преподавания спецкурса «Государственное и муниципальное управление».

Апробация работы. Авторские материалы использовались в процессе принятия управленческих решений и программно-стратегических разработок развития малого и среднего предпринимательства Монголии, в частности при разработке целевой программы «Повышение конкурентоспособности национальных перерабатывающих предприятий каше-мировой отрасли Монголии на 2011-2015 годы», в Департаменте промышленной политики и координации Министерства сельского хозяйства, легкой промышленности и продовольствия Монголии (cправка о внедрении прилагается). Основные положения исследования обсуж-дались и были одобрены на кафедре государственного и муниципального управления ГОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» (г. Москва, ноябрь 2010г.). Отдельные положения диссертации обсуждались и получили положительную оценку на Международных научно-практических конференциях: «Национальная инноваци-онная система: тенденции развития», г. Улан-Батор, 27.04.2007 г.; «Проблемы коммерциали-зации научных исследований как основы модернизации экономики региона. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства», г. Иркутск, 20-22 мая 2010 г.; «Экономика России: посткризисный период», г. Москва, 2010 г.

Публикации. Содержание диссертационной работы отражено в 9 публикациях общим объемом 7,78 п.л. (лично автора 3,2 п.л.), в том числе в 3 статьях в 3 научных журналах, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Минис-терства образования РФ, общим объемом 3,12 п.л.

Структура работы. Поставленные цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка литературы, содержащего 107 наименований. Работа содержит 143 страницы основного текста, проиллюстрированного 19 рисунками и 17 таблицами. Имеется 3 приложения, проиллюстрированных 1 рисунком и 5 таблицами.

Во введении дано обоснование темы исследования, показана ее актуальность; сформулированы цель и задачи работы, дана ее логическая схема; приведены сведения о научной новизне, теоретической и практической значимости полученных результатов; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В главе 1 диссертации проанализированы концепции, теории, понятие предпринима-тельства, его роль, сущность, отличительные характеристики и виды. Для исследования выбранных проблем рассмотрен понятийный аппарат, используемый в данной научной сфере. Проанализированы также государственная политика в сфере развития МСП Монголии, проанализирован международный опыт поддержки и развития МСП.

В главе 2 проанализированы современное социально-экономическое состояние Мон-голии, современное состояние и региональные особенности развития ее МСП, государствен-ное регулирование развития МСП (на примере анализа кашемировой отрасли).

В главе 3 предложены организационное и методическое обеспечение программно-целевого подхода в МСП Монголии, включая информационное обеспечение, критерии эффективности реализации и обоснование рекомендаций по повышению эффективности реализации государственных целевых программ поддержки и развития МСП Монголии, а также разработана государственная целевая программа «Повышение конкурентоспособности национальных перерабатывающих предприятий кашемировой отрасли Монголии на 2011-2015 годы» и до 2020 г.
ОCНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
По данным ООН, в мировой хозяйственной системе МСП являются работодателями почти для 50 % трудового населения всего мира. Объем производства в сфере МСП в различных странах составляет от 33 до 67 % ВНП. В условиях периодических кризисов, а также при реструктуризации экономики и в процессе перехода к постиндустриальному развитию происходит спад производства в традиционных отраслях промышленности при постоянном сокращении занятости.

В этих случаях ярко проявляется одна из важнейших особенностей МСП – возмож-ность быстрой генерации новых рабочих мест, что в значительной мере ослабляет социальную напряженность в депрессивных зонах. Например, в США за период 1976-1993 гг. крупные предприятия потеряли 500 тыс. рабочих мест, а сектор МСП за это время создал 3,2 млн новых рабочих мест (табл. 1).

Таблица 1 – Уровень развития и роль МСП в экономике различных

Страны


Количество

МСП


(х1000 шт.)

Количество

МСП на


1000 жителей

Занято в

МСП, млн чел.



Доля МСП в об-щей численности занятых, %

Доля МСП в ВВП страны, %

Великобритания

2630

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-54

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

США

21000

80,2

73

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Монголия

945

8

8,1

10

9-11

Приведенные данные указывают на фундаментальную роль МСП в социально-экономической и политической жизни каждой страны, так как в секторе МСП действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина ВВП.

С переходом к рыночным отношениям в Монголии развернулись большие социально-экономические преобразования: были приватизированы государственные и кооперативные предприятия, в результате чего в стране появился и стал развиваться быстрыми темпами частный сектор. Однако сравнение уровня развития МСП в разных странах показывает, что Монголии предстоит еще пройти значительный путь по реструктуризации своей экономики для перехода от системы крупного и во многом еще монополизированного производства к гармоничному сочетанию крупных, средних и малых предприятий. Одно из благоприятных условий для развития МСП – это правовая среда и государственная политика, проводимая со стороны государства.

Государство уделило большое внимание формированию законодательных основ рыночной экономики, было разработано и утверждено значительное число законов и правовых актов. Парламентом Монголии в 2007 г. принят закон о малом и среднем предпринимательстве. В рамках этого закона определены «основные направления поддержки и развития малого и среднего предпринимательства», и введено понятие «субъекты малого и среднего предпринимательства». В рамках закона и государственной целевой программы (далее – ГЦП) развития МСП и государственной политики были созданы центры развития МСП в аймаках Завхан, Гови-Алтай, Дархан и в районах Сонгино хайрхан, Баянзурх г. Улан-Батора с целью поддержки малых и средних предприятий. Эти центры проводят обучение и консультации с гражданами и предпринимателями и обеспечивают их информацией. Постановлением Правительства при Министерстве сельского хозяйства, продовольствия и лесой промышленности Монголии в 2008 г. было создано Агентство по поддержке развития малого и среднего предпринимательства.

С целью поддержки МСП в 2009 г. были выделены из госбюджета 30,8 млрд туг. Коммерческие банки и местные органы власти направили 30% общей суммы кредитов, на поддержку. Всего охвачены кредитами на 3 года 21 аймак, 1528 хозяйственных организаций, 366 предприятий под 12 % годовых 1. В результате этого 995 хозяйственных организаций обновили технику и технологии, создали 5502 новых рабочих мест, было сохранено 18 700 рабочих мест (табл. 2).

Таблица 2 – Результат реализации льготных кредитов в 2009 г.



п/п


Аймаки

Количество

хозяйственных организаций



Финансирование, млн туг.

Новые рабочие места

1

Архангай

70

845,0

186

2

Баян-Улгий

83

741,5

150

3

Баянхонгор

50

774,3

200

4

Булган

85

864,0

150

5

Говь-Алтай

63

727,65

173

6

Дархан уул

38

769,25

54

7

Дорноговь

59

780,4

64

8

Дорнод

71

604,2

141

9

Дундговь

42

638,4

257

10

Орхон

44

765,0

180

11

Увурхангай

60

640,1

144

12

Умнуговь

46

716,9

172

13

Сухбаатар

54

780,0

328

14

Сэлэнгэ

55

741,0

62

15

Тув

164

1093,8

392

16

Увс

64

699,3

205

17

Ховд

86

850,0

250

18

Хувсгул

70

744,6

397

19

Хэнтий

54

700,4

132

20

Улан-Батор

242

7802,0

1090

Структура предоставления льготных кредитов по отраслям следующая: производство продовольствия – 18 %, сельское хозяйство – 26%, легкая промышленность – 24 %, стройматериалы – 11%, другие отрасли – 21 %. Из всех заемщиков 30,1% составляют вновь начинающие производство, 69,9% расширяют свой бизнес (рис. 1).



Рис. 1. Кредитование по отраслям
По данным государственного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства, в 2009 г. кредиты выданы 257 организациям в размере 1-3 млн туг., 309 организациям в размере 3-5 млн туг., 443 организациям в размере 5-10 млн туг., 276 организациям в размере 10-20 млн туг., 117 организациям в размере 20-30 млн туг., 130 организациям в размере 40-50 млн туг. (рис. 2).

Рис. 2. Льготное кредитование по отраслям


Из госбюджета на поддержку МСП в 2010 г. выделено 30 млрд туг. Эти средства реализуются через коммерческие банки «Хаан», «Хас», «Хадгаламж», «Голомт», «Капитрон», «Улан-Батор». Осваиваются государственные кредитные гарантии для предпринимателей. На лизинг из госбюджета направлено 5 млрд туг., развивается страхование кредитов. Несмотря на серьезность проблем, связанных с монгольским малым и средним бизнесом, он имеет серьезные перспективы дальнейшего развития.

Малое и среднее предпринимательство – значительное и сложное явление социально-экономической жизни Монголии. По данным департамента государственной статистики на 01.01.2007 г. на территории Монголии зарегистрировано 48,9 тыс. малых и средних предприятий, из них 30,1 тыс. осуществляют свою деятельность. Из действующих предприятий 96 % имеют меньшее 50 работников, 167 хозяйственных организаций платят налоги по высшим тарифа, это составляет 90,9 % налоговых поступлений от МСП. На рис. 3 представлены динамика роста зарегистрированных малых и средних предприятий по Монголии в целом.




  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница