Развитие финансовых инноваций в российских коммерческих банках



Скачать 340.39 Kb.
Дата11.11.2016
Размер340.39 Kb.
На правах рукописи

Безделев Вадим Андреевич

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ

Специальность 08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону – 2012

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)».


Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Семенюта Ольга Гетовна
Официальные оппоненты: Буряков Геннадий Александрович

д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Южно-

Российский государственный университет

экономики и сервиса», заведующий

кафедрой «Финансы и кредит»



Основин Игорь Аексеевич

к.э.н., Юго-Западный банк ОАО

«Сбербанк России», менеджер программы

Управления развития продаж и производственной

системы Сбербанка в каналах продаж
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Волгоградский

государственный университет»
Защита состоится «23» ноября 2012 г. в 1130 ч. на заседании диссертационного совета Д212.209.02 в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69, ауд. 231.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).
Автореферат разослан «22» октября 2012 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета О.Б. Иванова



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В условиях конечности и ограниченности ресурсов, способных обеспечить экстенсивное развитие, инновационная деятельность становится важнейшим инструментом, обеспечивающим поддержание конкурентоспособности национальной экономической системы в целом, важной составляющей которой являются кредитные организации.

Именно банковская система обеспечивает потребность субъектов экономической деятельности в финансовых продуктах и услугах, организует движение денежных потоков от одного субъекта экономической деятельности к другому.

Эффективная деятельность российских коммерческих банков является важнейшим условием дальнейшего экономического развития страны и во многом предопределяет темпы роста всей российской экономики. Особое значение для повышения эффективности деятельности и обеспечения устойчивого развития коммерческих банков имеют инновации.

В условиях жесткой внутренней конкуренции, присутствующей сегодня на банковском рынке, для коммерческого банка особенно важно обладать удобными инструментами для внедрения новых и совершенствования существующих банковских продуктов, которые позволят удерживать имеющуюся конкурентную позицию и улучшать ее.

Таким образом, вопросы, связанные с инновационной деятельностью кредитных организаций, являются важными и приоритетными как для самих банков, так и для макроэкономической системы в целом, что определяет актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Актуальные проблемы инноваций в целом и финансовых инноваций в частности, в том числе в деятельности коммерческих банков, последние десятилетия исследовались в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Анализ литературных источников показал, что управление инновационными процессами в последнее время рассматривается как важная составляющая теории и практики управления. Эта проблема непосредственно связана с исследованием закономерностей научно-технического прогресса, фундаментальной разработкой которых занимались известные классики научной мысли – А.Н. Авдулов, П.И. Вахрин, В.И. Вернадский, Н.Д. Кондратьев и др. Вопросам сущности инноваций и инновационных тенденций в экономике, а также экономическому содержанию инноваций на финансовых рынках уделяли внимание такие современные отечественные экономисты, как Л.И. Абалкин, В.М. Анынин, В.Н. Архангельский, В.Р. Атоян, Л.Ю. Андреева, И.Т. Балабанов, В.П. Бочаров, В.В. Горшков, С.Д, Ильенкова, А.Г. Кругликов, Л.С. Куклагин, А.И. Пригожин, Р.А. Фатхутдинов, Ю.В. Яковец и другие. Среди зарубежных трудов по управлению инновациями можно отметить работы Т. Бернса, П. Болуина, У. Буковича, П. Друкера, Б. Санто, Й. Шумпетера, Т. Коха, Ф. Минкина, Дж. Синки и других.

Проблемы инновационной деятельности кредитных организаций освещались в трудах таких отечественных исследователей, как А. Бачалов, Ю.И. Коробов, О.И. Лаврушин, Ю. Маслениченков, В. Мехряков, В. Попков, Г. Самойлов, О.Г. Семенюта, А.М. Тавасиев, П. Ребельской, Э. Уткин, В. Викулов, О. Зверев и др.

Несмотря на высокий интерес в научном мире к проблемам финансовых (банковских) инноваций, многие аспекты организации инновационных процессов в кредитных организациях остались вне поля внимания ученых, внимание, как правило, концентрируется на изучении институциональных аспектов межбанковской конкуренции. В частности, дискуссионным остается исследование особенностей инновационных процессов в кредитных организациях, обоснование и алгоритм внедрения инновационных банковских продуктов, основные аспекты формирования инновационной политики коммерческого банка и прочее.

Наличие указанных проблем обусловливает необходимость проведения дальнейших исследований в сфере управления инновационными процессами коммерческих банков, направленных на решение теоретических и прикладных проблем развития банковских инноваций, а также предопределило выбор темы диссертационного исследования, его цели и задач исследования.

Целью диссертационного исследования является развитие теоретико-методических основ управления инновационной деятельностью коммерческого банка, обеспечивающих более оперативное реагирование на изменения рынка банковских услуг в целях разработки и реализации инновационной стратегии кредитной организации.

Для достижения указанной цели в процессе диссертационного исследования поставлены следующие задачи:

– исследовать сложившиеся теоретико-методологические подходы к формированию понятия «инновация» и его основных классификационных признаков;

– проанализировать подходы к организации инновационной деятельности в банковской системе;

– исследовать опыт и основные тенденции внедрения банковских инноваций в России и за рубежом;

– проанализировать параметры инновационного потенциала кредитной организации и особенности его использования;

– сформулировать рекомендации по внедрению и успешной реализации инновационных процессов в коммерческом банке.

Объектом исследования является инновационная деятельность коммерческих банков.

Предметом исследования выступают экономические отношения между участниками инновационной деятельности на рынке банковских услуг.

Теоретико-методологическую основу исследования рассмотренных в диссертации проблем составили концептуальные положения научных трудов отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие особенности развития и внедрения банковских инновационных продуктов и технологий их доставки в условиях роста неопределенности экономики, особенности глобальной и национальной политики денежно-кредитного регулирования экономики в условиях кризиса, а также фундаментальные концепции и гипотезы, представленные в работах российских и зарубежных экономистов, занимающихся вопросами инновационного развития кредитных институтов, основанные на институциональном подходе к реализации стратегий, обеспечивающих устойчивое развитие банковской системы.

Диссертационная работа выполнена в рамках паспорта специальности ВАК 08.00.10  финансы, денежное обращение и кредит, раздела 10 «Банки и иные кредитные организации», п. 10.6 «Межбанковская конкуренция», п. 10.10 «Финансовые инновации в банковском секторе» и п. 10.22 «Новые банковские продукты: виды, технология создания, способы внедрения».



Инструментарно-методический аппарат исследования базируется на системно-функциональном подходе и применении общенаучных методов исследования логического, статистического и ситуационного анализа; в работе нашли конкретное применение методы: наблюдения, сравнения, группировок, системного анализа, аналогового логического моделирования изучаемых процессов, монографического обследования и др.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе законодательных и нормативных актов РФ, официальных данных Федеральной службы государственной статистики, статистических и информационно-аналитических данных Банка России, Федеральной службы по финансовым рынкам, Ассоциации российских банков, материалов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, авторских расчетов и интернет-ресурсов.

  1. Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на представлении о наличии объективных факторов и условий, определяющих направления и характер воздействия на обеспечение инновационной активности коммерческих банков, содержание которых опирается на закономерности эволюционного развития и самоорганизации. Это предполагает разработку новейших механизмов поддержания конкурентоспособности коммерческих банков за счет формирования и внедрения в инновационную деятельность новых конкурентных стратегий и создания условий для гибкого и оперативного управления появляющимися на банковском рынке инновациями, позволяющих минимизировать издержки по достижению конечных целей.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

  1. Анализ процессной структуры инновационной деятельности позволяет обнаружить в ней ряд характерных сущностных особенностей, а именно: рисковый характер, возможность как положительного, так и отрицательного экономического результата, подверженность воздействию рынка и, в частности, силам конкуренции. Поэтому комплексное понимание инноваций должно опираться на их понимании как последовательного, многостадийного процесса, имеющего в своем составе этапы исходной идеи, инвестиций, НИОКР, создания опытного образца, серийного производства и, наконец, массового рыночного производства.

  2. Исследование мирового финансово-банковского сектора на примере его платежного сегмента позволило выявить две важные закономерности. Во-первых, как и в любом инновационном бизнесе, первопроходцы даже прибыльных в будущем технологических решений нередко терпят коммерческие неудачи. Во-вторых, данный рынок является ареной жесточайшей конкуренции, когда выход соперничающих продуктов или сервисов у основных компаний-конкурентов происходит с разрывом всего в несколько лет, а то и месяцев. Поэтому основным содержанием инновационного процесса в современной финансово-банковской сфере является борьба за получение конкурентных преимуществ, а основной стратегической целью – снижение транзакционных издержек (и, как дополнительная цель в ряде случаев, обретение выгодных каналов дистрибуции).

  3. Банковский бизнес представляет собой функционально обособленную систему отношений между банком и клиентами по поводу продажи банковских продуктов на основе использования финансовых инноваций (унифицированных процессов обработки банковской информации, единой технологии совершения банковских операций, введение новых технологий обслуживания). Финансовые (банковские) инновации направлены на увеличение способности бизнеса к открытию новых направлений развития.

  4. Опережающее освоение новых электронных технологий не возможно без формирования общественных навыков массовой финансовой грамотности и применения финансовых технологий. Таким образом, в классификации рисков финансовых (банковских) инноваций необходимо выделять такие группы инновационных рисков, как риск запоздалого и негативного восприятия инноваций пользователями и регуляторами, который может замедлить их развитие и распространение, и риск лоббирования своих интересов владельцами традиционных технологий в ущерб развитию инновации и свободной конкуренции в целом.

  5. Обострение конкурентной борьбы на банковском рынке трансформирует деятельность кредитных организаций, причем указанные изменения могут носить как количественный, так и качественный характер, то есть выражаться как в развитии филиальной сети с целью максимального охвата целевого рынка, так и в развитии продуктового ряда с обязательным учетом показателей контроля качества и сегментацией контингента клиентов с целью удовлетворения потребностей каждой его целевой группы, на основе инновационных технологий, обеспечения полноценного банковского сервиса и банковской политики, направленной на укрепление конкурентных позиций банка на розничном рынке.

  6. Инновационный банковский менеджмент может быть успешно внедрен в российских банках только как часть более широких мероприятий по выработке и применению на практике инновационной стратегии, которая должна строиться на базе долгосрочного внутрибанковского документа, а именно Стратегического плана инновационных мероприятий коммерческого банка.

Научная новизна результатов исследования заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию системы управления инновационной деятельностью коммерческого банка, позволяющих более рационально, нежели существующие подходы, организовать процессы создания и реализации стратегии инновационного развития, а также оценить характер и масштабы влияния инноваций на деятельность кредитной организации.

К диссертационным положениям, которые обладают научной новизной, относятся следующие.



  1. На основе выявленных основных мотиваций инновационной деятельности коммерческих банков – экономической (получение прибыли) и социальной (позитивный социальный эффект) – дополнено содержание понятия «финансовая (банковская) инновация» как изменение, реализующее новые идеи, изобретения, методы, технологии, нацеленное на экономический и (или) социальный эффект, применяемое на рынке в условиях риска, неопределенности и конкурентной борьбы с целью внедрения и использования новых видов товаров, услуг, рынков и (или) новых форм организации деятельности экономических субъектов. Для финансовых (банковских) инноваций приоритетна, безусловно, первая мотивация, однако в роль второй возрастает в современном мире.

  2. Выявлены четыре основных направления внедрения инновационных технологий в банковском деле, а именно: мобильность, интероперабельность, ограничение наличного обращения, повышение лояльности потребителя, содействующих повышению доходности банковских услуг на основе получения инновационной сверхприбыли.

  3. Предложены новые критерии классификации банковских инноваций (по глубине изменения, по виду банковского продукта, по причинам возникновения), которые более полно, нежели существующие подходы, позволяют учесть особенности инновационных процессов кредитных организаций, обусловленные характером банковского продукта, спецификой его разработки и реализации, и на этой основе создают предпосылки для повышения обоснованности управленческих решений, связанных с развитием коммерческого банка;

  4. Дополнены традиционные характеристики конкурентных стратегий банка (стоимостное лидерство, дифференциация и концентрация) новой стратегией – конкуренцией на основе инноваций, которая позволит адаптироваться коммерческим организациям к постоянно меняющимся потребностям клиентов на фоне усиления конкуренции и нарастания нестабильности на финансовых рынках.

  5. Предложена структура внутрибанковского документа «Стратегический план инновационных мероприятий коммерческого банка», включающая алгоритм внедрения инноваций в кредитных организациях, а также использования инноваций в общей системе управления развитием кредитной организации, позволяющий минимизировать издержки по достижению конечных целей:

– разработка стратегии,

– определение главных целей и конечных результатов,

– выработка главных стратегических направлений,

– установка тактических особенностей реализации стратегических направлений,

– улучшение модификаций органов и структур управления;

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью решаемых задач и заключается в том, что полученные в ходе диссертационного исследования выводы развивают и дополняют ряд положений теории развития инновационных процессов и могут служить теоретической основой для дальнейшей ее разработки, прежде всего обоснования моделей, стратегических направлений развития национальной экономической системы.

Теоретические выводы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве теоретико-методической базы при разработке и реализации управленческих решений в сфере банковской инновационной деятельности, при обосновании и реализации целевых программ развития инновационной деятельности, а также при разработке внутрипроизводственных экономических механизмов повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности конкретных коммерческих банков.

Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что разработанные методические положения и рекомендации позволяют практически решать современные задачи по совершенствованию управления инновационной деятельностью кредитной организации, а также обеспечивают возможность принятия более обоснованных управленческих решений относительно конкурентной стратегии коммерческого банка.

Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и практические рекомендации, полученные в ходе исследования, были представлены и получили одобрение на международных, всероссийских и областных научных и научно-практических конференциях, на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) (2007 г., 2008 г.), а также ежегодных научно-практических конференциях, проводимых Юго-Западным банком ОАО «Сбербанк России» (2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г.).

Отдельные результаты исследования учтены Законодательным Собранием Ростовской области, внедрены в практическую деятельность Юго-Западного банка ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Альфа Банк», а также используются в учебном процессе в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) при подготовке студентов профиля «финансы и кредит».

По теме исследования опубликовано 9 печатных работ объемом 3,42 авторских печатных листа, в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, объемом 1,12 п.л.

Логическая структура и объем диссертации. Структура диссертационной работы отражает логику, порядок исследования и алгоритм решения поставленных задач. Текст работы содержит 153 страницы, включая введение, 3 главы, состоящие из 8 параграфов, заключение, библиографический список в количестве 118 использованных источников, 7 таблиц и 34 рисунка.

Диссертация имеет следующую структуру.



ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ (БАНКОВСКИХ) ИННОВАЦИЙ

1.1. Методологические аспекты исследования финансовых (банковских) инноваций

1.2. Роль финансовых (банковских) инноваций в развитии современной банковской системы

1.3. Риски, присущие инновациям в банковском деле



ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ (БАНКОВСКИХ) ИННОВАЦИЙ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ

2.1. Клиенториентированные технологии банковского обслуживания как основная тенденция развития финансовых (банковских) инноваций

2.2. Основные направления внедрения финансовых инноваций в системе продвижения банковских продуктов

2.3. Конкуренция финансовых (банковских) инноваций как фактор экономического развития

ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ПРОДАЖЕ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ И НАРАСТАНИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА



3.1. Общие инновационные направления в сфере банковской деятельности

3.2. Анализ эффективности финансовых (банковских) инноваций в российской банковской системе



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, определяется степень разработанности поставленной проблемы, объект и предмет исследования, формулируется цель и задачи исследования, приведена рабочая гипотеза, излагаются основные положения, выносимые на защиту, элементы научной новизны, теоретическая и практическая значимость результатов работы.

В первой главе «Теоретические основы исследования финансовых (банковских) инноваций» рассмотрены три блока вопросов. Во-первых, рассмотрены методологические аспекты исследования финансовых инноваций; во-вторых, определена роль финансовых инноваций в развитии современной банковской системы; в-третьих, рассмотрены риски, присущие инновациям в банковском деле.

Экономическая теория инноваций периода свободного рынка формируется под влиянием возникновения и широкого развития инноваций в виде саморегулирования рынка, либерализма, свободной конкуренции. Особое место в ряду выдающихся теоретиков этого периода принадлежит:

– А. Смиту, который считал, что изобретать машины полезно с точки зрения повышения производительности;

– Д. Рикардо, продвигающего идеи о техническом прогрессе, о воздействии улучшений в земледелии на ренту, о землесберегающих нововведениях и инновациях;

– Й. Шумпетеру с гипотезой, что в целях своего развития экономика должна осуществлять «новые комбинации».

Активно декларируется соответствующее российской научной школой родство исследуемых нами научных воззрений с так называемой единой теорией циклов, кризисов, инноваций. Основы единой теории заложены всемирно признанным российским экономистом Н.Д. Кондратьевым, который увязал волны изобретений и инноваций с переходом к новому циклу.

Согласно теории Кондратьева Н.Д., периодическое инновационное обновление является всеобщей закономерностью общества в целом и всех составляющих его систем. Инновационная деятельность развивается неравномерно-циклично, волны инновационной активности сменяются спадами. Наблюдаются инновационные циклы разной глубины и длительности.

Опираясь на исследование экономического содержания инноваций и инновационной деятельности, в диссертационной работе обоснован вывод о том, что инновационный процесс представляет совокупность этапов исходной идеи, инвестиций, НИОКР, создания опытного образца, серийного производства и, наконец, массового рыночного производства. На этой основе уточнено понятие «финансовая (банковская) инновация» как поэтапное изменение, реализующее новые идеи, изобретения, методы, технологии, нацеленное на экономический и (или) социальный эффект, применяемое на рынке в условиях риска, неопределенности и конкурентной борьбы с целью внедрения и использования новых видов продуктов, услуг, рынков и (или) новых форм организации деятельности коммерческого банка.



Различают следующие инновации: безналоговые (изобретения, ноу-хау, технологии, продукты и т.п., разработанные впервые и ранее не применявшиеся) и имитационные, которые характерны для определенной стадии развития банковской системы или отдельного банка. Также инновации разделяются на макро-, мезо- и микростадиальные.

Работы начала нынешнего века выделяют в ряду банковских инноваций новые банковские продукты (услуги) на базе новых информационных технологий; виртуальные банковские и финансовые технологии; электронный маркетинг; инновации в области сбора, хранения и аналитической обработки внутренней информации; изменения в квалификации работников; появление новых автоматов-киосков самообслуживания; call-центры. В работе доказано, что ряд важнейших финансовых инноваций необходимо дополнить такими, как электронные наличные (интернет-валюты); мобильные платежи; бесконтактные платежные технологии; применение пластиковых карт в сети Интернет; программы лояльности и др. Если банкам электронные платежи были доступны давно, то рядовой потребитель получил к ним доступ совсем недавно. Рост мощности и падение стоимости компьютеров вместе с развитием технологий сделали электронные денежные переводы реальностью для миллионов во всем мире. В качестве платежного инструмента появились электронные сертификаты на предъявителя. Их основное преимущество – скорость.

Из данных таблицы 1 следует, что за период с 2008 по 2011 гг. заметен стабильный динамичный рост электронных платежей. Отметим, что в ближайшие два-три года эта тенденция только усилится. В России доля безналичных платежей пока составляет не более 10% по отношению к общей массе.

Например, в Европе и Америке их доля уже составляет более 60%, а в некоторых странах проникновение электронных средств оплаты доходит до 80%. Участниками платежной системы России являются учреждения Банка России, кредитные организации (банковские и небанковские) и их филиалы.



Таблица 1 – Развитие электронных платежей в зависимости от способа оплаты1

Способ безналичной оплаты

2008

2009

2010

2011

Пластиковые карты, количество платежей

26,4 млн

37,2 млн

44,9 млн

57 млн

Мобильные платежи, количество транзакций

1,3 млн

2,6 млн

4 млн

8,1 млн

Интернет-платежи, количество транзакций

2,8 млн

4,5 млн

5,8 млн

10,4 млн



группа 2


Рисунок 2 – Проектные риски инвестиций в инновации2
Вторая глава «Анализ мировых тенденций развития финансовых инноваций в банковском деле» посвящена рассмотрению требований к развитию банковской системы в современных условиях, основных направлений внедрения финансовых инноваций в системе продвижения банковских продуктов, а также конкуренции банковских инноваций как фактора экономического прогресса.

Современная стадия развития мировой финансово-банковской индустрии характеризуется, на наш взгляд, пятью главными особенностями (для наглядности автор предлагает использовать название «пять Н»):

    • новые потребности клиентов;

    • новые игроки на стороне предложения;

    • новые технологии;

    • новые рынки;

    • новые продукты.

Данные составляющие инновационного процесса в финансово-банковском секторе проанализированы в диссертационной работе на примере так называемых передовых платежей как наиболее активно развивающегося направления банковских инноваций. Установлено, что развитие данной услуги в России находится на начальном этапе. Количество людей, прибегающих к управлению своими счетами через Интернет, в России значительно меньше, чем в такой небольшой европейской стране, как Бельгия, население которой составляет 10 млн человек.

Передовые платежи нацелены на традиционные потребительские платежные потоки, однако они основаны на использовании новых платежно-расчетных инструментов.

Платежи с помощью транзакционных устройств: бесконтактные технологии (карта, специальные ключи), мобильные и интернет платежи.

Платежи С2В: платежи в магазине за физические товары, карта, наличные деньги, платежи чеками, прямое дебетование (кредитование) счета, онлайн-платежи.

Платежи B2C/G2C: традиционный банковский счет, традиционная карта, предоплаченная карта, счет оператора, счет нового типа.

Платежи Р2Р: внутренние (подарки, деньги детям и т.д.), наличные деньги (металлические и бумажные), международные денежные переводы, заработная плата и выплаты социальных пособий (прямое кредитование, чеки, наличные деньги).

Несмотря на все опасения клиентов относительно безопасности интернет-банкинга, количество интернет-клиентов у банков растет. Основными факторами, которые привлекают клиентов, являются возможность работать с банковскими услугами в любое удобное время и экономия времени при работе с банком через Интернет.


Рисунок 3 – Доля пользующихся интернет-банкингом людей3
Наиболее распространенной финансовой интернет-услугой среди российских банков является интернет-банкинг: 40% из 50 опрошенных российских банков уже предлагают своим клиентам услугу управления банковским счетом через Интернет; 24% оказывают услуги интернет-трейдинга и 13% – интернет-эквайринга. Помимо того, доступ на биржевые торги через Сеть для своих клиентов планируют организовать 33% банков, внедрять услуги банкинга собираются 33% из еще не сделавших это, а эквайринг в Интернете привлекает 17%.

В последние годы начинают меняться требования клиентов к банкам, предоставляющим персонифицированный пакет продуктов. Сформировался отказ от выбора по принципу личных отношений, и на первое место выходит фактор качества предоставляемых услуг. Личные отношения пока остаются на втором месте. На третье место вышел фактор, до последнего времени не фигурировавший в первом ряду, – результативность и эффективность инвестиционной деятельности.

Рисунок 4 – Мотивы использования интернет-банкинга4


Следующим этапом является финансовое планирование, то есть собственно процесс выработки инвестиционной стратегии и методов управления.

Мобильный телефон все активнее применяется в сделках как: канал для банковских услуг (мобильные банковские сделки); устройство по отправке платежей (платежи за физические и цифровые товары, денежные переводы); получатель платежей в разнообразных денежных единицах (получение сообщений о платежах, пунктов лояльности, купонов, ваучеров); устройство по приему платежей («пункт продажи», мобильное предоставление торговым предприятиям возможности принимать безналичные платежи). Результатом внедрения финансовых инноваций в системе продвижения банковских продуктов является ограничение наличного обращения.



Социально-экономическое развитие в постиндустриальном обществе подтверждает, что электронные коммуникации предопределяют характер финансово-банковского бизнеса, его границы в современном мире. Совершенствование финансовых технологий позволяет опосредовать в безналичной электронной форме оборот все большей доли материальных активов.

Таким образом, можно выделить следующие основные направления внедрения инноваций в системе продвижения банковских продуктов: мобильность, интероперабельность, ограничение наличного обращения, повышение лояльности потребителя.

В диссертационной работе анализируется конкуренция финансовых (банковских) инноваций как фактор экономического прогресса. Основанная на инновациях конкуренция, обеспечивая решительное сокращение затрат или повышение качества, угрожает прежним лидерам (даже монополистам!) не сокращением прибылей, а полным банкротством. Это и есть процесс «созидательного разрушения». В этом качестве конкуренция – мощный механизм, который обеспечивает прирост производства и снижение цен. Выйти на рынок первыми – девиз многих инновационно ориентированных организаций.

Итак, к трем конкурентным стратегиям стоимостное лидерство, дифференциация и концентрация, которые, несомненно, характеризуют банковскую конкуренцию, закономерно можно присовокупить и новую, четвертую, стратегию – конкуренцию на основе инноваций. Таким образом, для банковской системы современного типа конкуренция на основе инноваций становится органическим элементом общей конкурентной стратегии.

В третьей главе «Инновационные системы в продаже банковских продуктов в современной России в условиях конкуренции и нарастания мирового финансового кризиса» рассмотрены два блока вопросов. Во-первых, отражены общие инновационные направления в сфере банковской деятельности. Во-вторых, проведен анализ эффективности инноваций в российской банковской сфере.

В условиях современной научно-технической революции, особенно в последнее время, когда Россия вступает в новую стадию экономического развития, введение инноваций приобрело качественно новый характер.

Основные его черты определяются: постановкой инновационного процесса (создание, распространение и использование инноваций) в центр качественных, количественных и структурных изменений; превращением инновационного процесса в постоянно действующий фактор; беспрецедентно высокой скоростью изменений.

Это приводит как в России, так и в мировой банковской практике к следующим инновационным изменениям.

Во-первых, изменение структуры и облика банка в целом:

а) «многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов самообслуживания. За период с 2008 по 2012 гг. количество устройств самообслуживания выросло в 2,82 раза, что говорит о стремительном переходе от формы расчетов наличными деньгами к безналичной;

б) дистанционное обслуживание. Такая система обслуживания в целом получила название «онлайн-банкинг» (online banking). Удаленное управление банковскими счетами может осуществляться различными способами: посредством телефона – телебанкинг (telebanking); персонального компьютера – е-банкинг (e-banking); Интернета – интернет-банкинг (Internet banking); портативных устройств – мобильный банкинг (mobile banking, m-banking).

Во-вторых, появление виртуальных банковских и финансовых технологий: управление банковским счетом, наличные расчеты, электронная подпись, финансовые организации (биржи, банки).

В-третьих, рассредоточение и организационное разделение банка на три элемента: распространение услуг, производственная часть и портфельный банк.

В-четвертых, оптимизация банковской сети: сегментация, изменения в филиалах и в филиальной сети.

В-пятых, структурно-технологическая перестройка мидл- и бэк-офисов. Сбор, хранение и аналитическая обработка внутренней информации. Новые возможности внутреннего контроля и аудита.

В-шестых, изменения в квалификации работников: продукт-менеджер, консультант, специалист по трансакциям и консультациям.

В-седьмых, новые банковские продукты (услуги) на базе новых технологий.

В-восьмых, ментальные инновации.

Осенью 2009 г. Сбербанком была создана Биржа идей («Система 4i»), которая предназначена для повышения эффективности использования знаний и опыта коллектива компании при решении комплекса следующих задач:

– разработка новых продуктов и услуг, востребованных на рынке;

– улучшение выпускаемой продукции и предоставляемых услуг;

– разработка планов вывода продукции на новые рынки;

– улучшение системы управления компанией и разработка новых моделей ведения бизнеса;

– повышение производительности труда и сокращение производственных издержек;

– повышение эффективности основных бизнес-процессов компании.

За первый год действия данной программы банку удалось сэкономить более 1 млрд руб., в то время как чистая прибыль банка по итогам года составила 181,6 млрд руб. по международным стандартам отчетности. То есть 0,6% чистой прибыли банк получил за счет внедрения этого проекта.

В программе приняло участие более 89 тыс. сотрудников банка, что составляет около 40% всего персонала. В период с октября 2010 г. по октябрь 2011 г. Биржа идей помогла сэкономить уже 7 млрд рублей. Более того, за второй год функционирования биржи инициативных сотрудников стало почти вдвое больше: 160 тыс. человек, или около 70% всего персонала.

Финансовую эффективность инновационных продуктов в банковской системе можно увидеть на результатах промежуточных продаж классического банковского продукта – вкладов.

В середине 2011 г. один из крупнейших банков России – Сбербанк, запустил новую продуктовую линейку вкладов, ориентированных на массовый высокодоходный сегмент. Данное решение было принято в связи с резким сокращением доли Сбербанка на рынке вкладов с 49,4 п.п. по состоянию на 01.01.2010 г. до 47,9 п.п. по состоянию на 01.01.2011 г.

Рисунок 5 – Схема работы «Системы 4i»5

При этом в 2011 г. объем средств населения в банках увеличился на 2 051,3 млрд руб. (в 2010 г. – на 2 334 млрд руб.). В относительном выражении он вырос на 20,9% до 11 849,6 млрд. руб. (в 2010 г. – на 31,3%), но доля рынка Сбербанка продолжала неуклонно падать.

Сбербанку необходимо было срочно принять оперативные меры по недопущению дальнейшего снижения доли на рынке вкладов за счет:

– повышения уровня сервиса;

– внедрения новых комплексных продуктов;

– активной экспансии в сегменте состоятельных клиентов.

Был проведен анализ рынка депозитов с учетом срока их хранения.

Соответственно, при разработке принципиально новой продуктовой линейки Сбербанк отдал предпочтение вкладам сроком размещения до 1 года.

В первом квартале 2012 г. ОАО «Сбербанк России» были подведены итоги запуска принципиально новой продуктовой линейки, подведены промежуточные итоги.


Таблица 6 – Доли новых вкладов в общем портфеле

привлеченных средств физических лиц6


Группа

вкладов

01.09.2011

01.10.2011

01.11.2011

01.12.2011

01.01.2012

01.02.2012

Доля в портфеле

Специальное предложение (Максимальный и Управляемый)

49 922 853

57 920 310

100 222 786

174 136 940

255 959 017

323 452 096

9,71%

Онлайн-вклады










672 059

2 015 484

3 835 503

0,22%*

Страховые вклады







108 491

216 631

336 109

405 036

Менее 1%

Инвестиционный

209 225

209 114

183 618

159 077

164 563

114 810

Менее 1%

Портфельный













64 050

72 999

Менее 1%

Из приведенных данных следует, что наибольшей популярностью пользуются вклады в рамках Специального предложения, открываемых в офисах банка под повышенный процент. Другие вклады являются новыми в понимании клиентов и развиваются не так стремительно.

При этом решением Правления ОАО «Сбербанк России» был установлен целевой объем привлечения средств во вклады «Специальное предложение –Максимальный» и «Специальное предложение – Управляемый» за период с 01.10.2011 г. по 31.12.2011 г. в размере 54 млрд руб. В итоге, целевой объем привлечения средств в данные вклады превышен в 4 раза (суммарно 198 млрд руб.).

Инновационный банковский менеджмент может быть успешно внедрен в российских банках только как часть более широких мероприятий по выработке и применению на практике инновационной стратегии. В диссертационной работе предложена методика составления внутрибанковского документа. Разработан стратегический план инновационных мероприятий коммерческого банка, который включает следующие разделы:

Раздел 1. Стратегия

Аналитическая оценка передового опыта банков различных стран и прогноз их инновационного развития.

Раздел 2. Главная цель и конечные результаты

Конечные результаты – создание банка и банковских систем нового поколения, работающих в режиме так называемого инновационного менеджмента.

Раздел 3. Главные стратегические направления:

– автоматизация банковских процессов;

– разработка и внедрение инновационных банковских продуктов (услуг) на базе новых технологий;

– комплексное использование новых информационных и коммуникационных технологий для электронного маркетинга;

– совершенствование форм и методов управления, включая внедрение инноваций;

– изменения в квалификации работников: продукт-менеджер, специалист по трансакциям и консультациям.

Раздел 4. Тактические особенности реализации стратегических направлений

Учет особенностей ситуации в российской банковской сфере.

Раздел 5. Модификация органов и структур управления:

– структурные и функциональные изменения с учетом многоканального обслуживания клиентов, при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов;

– оптимизация банковской сети: сегментация, изменения в филиалах и филиальной сети.

В целях комплексной разработки и реализации указанной Стратегии в коммерческом банке целесообразно создание специальной группы по внедрению инноваций. Основные функции такой группы следующие:

– организовать механизм внедрения инноваций;

– принимать участие в планировании работы банка в целом;

– организовать оперативные группы по внедрению отдельных инноваций и координировать их работу;

– собирать периодически оперативные группы для обсуждения возможностей новых технологий и продуктов;

– поддерживать связь с независимыми специалистами-консультантами;

– оказывать помощь и давать консультации, выяснять возникающие вопросы, предоставлять информацию;

– устанавливать контакты между людьми, обеспечивать внутренние связи во всех направлениях;

– принимать на рассмотрение предложения служащих, доводить их до руководителей более высокого уровня;

– подавать регулярные отчеты о своей работе руководству и информировать о них служащих.

В целом для российских банков ситуация сложная, поскольку они попали в положение «догоняющего развития» по отношению к более передовым западным контрагентам. Однако имеются и некоторые положительные моменты. В российских банках (как относительно новых и небольших структурах по сравнению с огромными западными банками), в известной мере, легче вводить инновации, потому что нет такого сопротивления косной внутренней среды. В старых организациях наблюдается зарегулированность, и они труднее идут на нововведения, особенно связанные с реструктуризацией.

В заключение необходимо отметить, что с точки зрения внутренней среды, на наш взгляд, наблюдается кризис банковского менеджмента в большинстве российских банков. Новые банковские технологии в этих банках находятся на начальной стадии их использования. Лишь немногие банки активно занимаются их внедрением. Новые информационные и коммуникационные технологии преобразуют банковскую деятельность таким образом, что в корне меняется облик современного банка, его инструменты, способы общения с клиентами. Российские коммерческие банки для того чтобы в новом веке выдержать конкуренцию и войти в международную финансовую среду, должны активно и быстро внедрять банковские инновации.

Основные положения диссертационного исследования получили отражение в следующих публикациях:


Статьи в периодических научных изданиях,

Рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ
1. Безделев, В.А. Особенности инновационной деятельности российских коммерческих банков [Текст] / В.А. Безделев // Финансовые исследования. – 2012. – № 2 (35). – 0,47 п.л.

2. Безделев, В.А. Основные направления внедрения финансовых инноваций в системе продвижения банковских продуктов [Текст] / В.А. Безделев // Вестник ОГУ. – 2012. – № 3 (23). – 0,25 п.л.

3. Безделев, В.А. Персонифицированное обслуживание как эволюционная форма банковской технологии [Электронный ресурс] / В.А. Безделев // Управление экономическими системами. – 2012. – № 5. – Режим доступа : http://www.uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=1347. – 0,4 п.л.
Научные статьи и тезисы докладов
4. Безделев, В.А. Развитие инновационных финансовых продуктов в кредитных организациях в условиях глобализации [Текст] / В.А. Безделев // Вопросы финансово-кредитных отношений, учета, аудита и экономического анализа : сб. ст. аспирантов и соискателей. – Ростов н/Д : РИЦ РГЭУ (РИНХ), 2011. – Вып. 9. – 0,34 п.л.

5. Безделев, В.А. Внедрение финансовых инноваций в систему продвижения банковских продуктов [Текст] / В.А. Безделев // Мир современной науки. – 2012 – № 3 (12). – 0,56 п.л.

6. Безделев, В.А. Развитие инновации как категории в кредитных организациях [Текст] / В.А. Безделев // Наука и образование в России и за рубежом : сб. ст. по материалам международ. науч. конф. – М., 2012. – Вып. 3. – 0,4 п.л.

7. Безделев, В.А. Инновационная деятельность кредитных организаций: содержание, особенности и направления развития в России [Текст] / В.А. Безделев // Трансформация финансово-кредитных отношений в условиях финансовой глобализации : материалы VIII Международ. науч.-практ. интернет-конф. – Ростов н/Д : РИЦ РГЭУ (РИНХ), 2012. – 0,1 п.л.

8. Безделев, В.А. Эволюция банковских инноваций в постиндустриальной экономике [Текст] / В.А. Безделев // Рыночная экономика и финансово-кредитные отношения : уч. зап. – Ростов н/Д : РИЦ РГЭУ (РИНХ), 2012. – Вып. 18. – 0,34 п.л.

9. Безделев, В.А. Развитие инновационной финансовой деятельности в кредитных организациях [Текст] / В.А. Безделев // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте – 2012 : сб. науч. трудов по материалам международ. науч.-практ. конф. – Одесса : КУПРИЕНКО, 2012. – Вып. 2. – Т. 1. – ЦИТ : 212-391. – С. 35–40. – 0,56 п.л.

Подписано в печать 18.10.2012. Формат 60х84/16. Объем 1,0 уч.-изд. л.

Печать цифровая. Бумага офсетная. Гарнитура «Times New Roman».

Тираж 120 экз.




1 Составлена автором.

2 Составлен автором.

3 Составлен автором.

4 Составлен автором.

5 Составлен автором на основе официальных данных «Системы 4i» ОАО «Сбербанк России».

6 Составлена автором.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница