Развитие экономики Тверской губернии на рубеже XIX-XX веков



страница1/3
Дата11.05.2016
Размер0.82 Mb.
  1   2   3

Приложение 8. Урок на тему: «Развитие экономики Тверской губернии на рубеже XIX-XX веков». Авторы: Николаев Александр Евгеньевич (МОУ СОШ №1 п. Селижарово), Гусарова Ирина Вячеславовна ( МОУ Горицкая СОШ «Образовательный центр»), Хрыпов Сергей Владимирович ( МОУ Селищенская СОШ)

Эпиграф:


Я на мир взираю из-под столиков:

Век двадцатый, век необычайный!

Чем столетье интересней для историка,

Тем оно для современника печальней



Н. Глазков

Пояснительная записка

Урок проводится в в форме практической работы, является уроком анализа и синтеза знаний по теме «Экономика губернии на рубеже XIX–XX веков». На уроке предусматривается фронтальная и групповая деятельность учащихся, рассказ и объяснение учителя, беседа, написание синквейна. Материал урока может быть использован как при изучении курса краеведения, так и изучаться в рамках курса истории России XX века. Время урока 2 часа. Выбор модели урока предоставляется учителю.



Планируемые результаты

  • предметные: получат представление об особенностях развития Тверского края в начале XX века, о современной исторической науке, ее специфике и методах исторического познания

  • метапредметные: умеют: анализировать исторические документы, делать выводы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную деятельность; ориентироваться в социальных и экономических событиях, оценивать их последствия

  • личностные: имеют положительную мотивацию саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества

Цели и задачи

  • Рассмотреть характерные особенности развития экономики Тверской губернии на рубеже веков

  • Определить место губернии в экономической жизни России.

  • Познакомить с тенденциями развития сельского хозяйства.

  • Охарактеризовать основные черты промышленного производства.

  • Продолжить формирование навыков и умений работы с историческими источниками и документами, данными статистики.

  • Развивать историко-аналитическое мышление.

  • Воспитывать уважение к истории родного края.

Основные понятия: батрак, подушная подать, государственный сбор Оборудование: ноутбук или компьютер, видеопроектор с демонстрационным экраном, тексты исторических источников, статистические данные в виде таблиц, учебник, карта Тверской губернии.

Ход урока

Актуализация знаний

О чём или о ком идёт речь?



  1. Крестьянин, освобождённый по реформе 1861 года от крепостной зависимости, но не переведённый на выкуп.

  2. Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками.

  3. Договор помещика с крестьянами о размерах надела и условиях выкупной операции.

  4. Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли.

  5. Преобразование в какой–либо сфере государства.

Ответы: временнообязанный, народные посредники, уставная грамота, «отрезки», реформа.

Тема нашего занятия «Развитие экономики Тверской губернии на рубеже XIX-XX веков».

Ну что мы знаем о мире-

О древнем? О средних веках?..

Что дважды два, - не четыре?

Что правда горит на кострах?

А в сущности, что же мы знаем о дедах?

Имен не сберечь?

Беспамятство сила презлая,

Об этом сегодня и речь.

Годы плетут свои сети,

Как сыплет безвременья снег!

…А меньше всего на свете

Мы знаем наш собственный век…

Сегодня на уроке перед нами стоит задача выяснить характерные особенности развития экономики в Тверской губернии и определить место губернии в экономической жизни России.

План урока


  1. Население

  2. Промышленность

  3. Сельское хозяйство

  4. Торговля

  5. Транспорт

Изучение нового материала.

По переписи 1897 г. в Тверской губернии числилось 1812825 жителей. По числу жителей она занимает 25 место среди губерний Европейской России,

по густоте населения — 32-е. В конце XIX в. в Тверской губернии на селе жило около 90% населения, городские жители составляли около 9% всего населения (153637 человек). Крестьяне составляли 87% населения, мещане — 6%, отставные нижние чины с семьями — 4%, войско и бессрочноотпускные — 1%, все остальные сословия — 2%.

Учащимся предлагается самостоятельная работа в группах с историческим источником.



  • Из краткого обзора цифровых данных по Тверской губернии по итогам

Всеобщей переписи населения 1897 г.

Уроженцы

Городское

население



Сельское

население



Мужчины

Женщины

Кол-во женщин на 1000 мужчин

местные

65,24

95,33

96,04

94,76

1219

Других уездов Тв.г

22,52

2,91

2,31

3,38

1,829

Других губерний

12,14

1,75

1,64

1,85

1,407

Других государств

0,10

0,01

0,01

0,01

535




  • Сведения о распределении населения Тверской губернии по сословиям

Сословия и состояния

дворяне потомственные

дворяне личные, чиновники

Лица духовного звания

Потомственные и личные почетные гражлане

купцы

мещане

крестьяне

Войсковые казаки




Муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен




2459

3224

3051

3649

7483

10035

1819

2088

2434

2609

38621

46195

737727

904155

31

38




  • Сведения о естественном движении населения Тверской губернии за 1899 г.




Мужского пола

Женского пола

всего

Родилось в городах

2132

1962

4094

Родилось в уездах

46197

44036

90233

Во всей губернии

48329

45998

94327

Умерло во всей губернии

29685

27267

56952

Умерло в городах

1589

1507

3096

Умерло в уездах

28096

25760

53856

1-ая группа: выяснить количество людей проживающих в городах и в сельской местности, количество мужчин и женщин.

2-ая группа: каков сословный состав Тверской губернии.

3-ья группа: дать сведения о естественном приросте населения Тверской губернии.

В конце XIX - начале XX века в Тверской губернии шел активный процесс модернизации экономики. Это выразилось, как в создании крупной промышленной индустрии, определившей место региона в общероссийском и международном разделении труда, так и в формировании местной буржуазии и пролетариата, стирании старых сословных перегородок, росте социальной и предпринимательской активности населения.

Экономика Тверской губернии в конце XIX - начале XX века входила в хозяйственную систему России как составная часть общего хозяйственного организма. Развитию экономики Тверской губернии данного периода были присущи те же черты, что и всему народному хозяйству страны: равномерный и последовательный экономический рост, сосуществование крупной развитой, прежде всего текстильной промышленности, огромная роль железных дорог в развитии хозяйства региона, привлечение иностранных предпринимателей к участию в промышленном производстве.

Вместе с тем, процесс модернизации промышленного производства в Тверской губернии имел и свои особенности. Тверская губерния развивалась как часть Промышленного Центра, с развитой текстильной промышленностью и разнообразными кустарными промыслами, однако она являлась окраиной этого промышленного района, в которой все характерные черты были выражены в ослабленном виде. При этом соседние более развитые районы, черпали здесь ресурс рабочей силы и сырья, топливо и продукты питания.

Последние десятилетия XIX в. стали периодом быстрого развития промышленного производства Тверской губернии.

Морозовская мануфактура стала одной из крупнейших в России. Сообщение обучающегося о фабрике Морозова (опережающее задание): «В 1884-1896 гг. морозовская фабрика была среди текстильных предприятий крупнейшей не только в Тверской губернии, но и во всей России. Изделия Тверской мануфактуры продавались в Москве, а также на Нижегородской, Ирбитской и Урюпинской ярмарках, большое количество товаров шло на Украину, в Среднюю Азию, Сибирь, Крым и на Кавказ. Фабрика выпускала миткаль, бумазею, сатин, рубчик, бязь суровую и крашеную, коленкор, мадаполам, ситец – всего 27 видов различных текстильных изделий 49 сортов. Свои товары Морозовы широко рекламировали на международных и всероссийских промышленных выставках. В 1865 году на Московской мануфактурной выставке изделия Морозовской фабрики были отмечены большой серебряной медалью, а на Всероссийской выставке 1870 года в Петербурге – государственным гербом. В начале 90–х гг. фабриканты закупают большое количество нового оборудования, расширяют здания котельных с целью перевода производственных помещений с дорогого газового на более дешёвое электрическое освещение и на электросиловую тягу оборудования. О мощности Морозовской фабрики свидетельствует такой факт. Уже в 1890 году она выпускала почти столько же продукции, сколько остальные пять текстильных фабрик губернии». (Г.Т. Шпыхов, В.В. Костюковский. Пролетарка. М., 1985.)

В Твери открылась крупная ткацкая фабрика Залогина, в Вышнем Волочке — текстильные предприятия Прохорова. К 1900 г. в Тверской губернии размещалось свыше 15% ткацких станков страны. Поначалу на текстильных предприятиях использовали американский хлопок, но более выгодно оказалось перейти на сырье из Средней Азии. В 1873 году в Твери был построен механический завод, на котором изготавливали детали для текстильных машин.

В 1896 г. французская вагоностроительная фирма взяла в аренду на 90 лет участок земли в Твери под строительство завода. 11 апреля 1897 года был высочайше утвержден устав французского завода (ныне Тверской вагоностроительный завод) и вскоре предприятие начало выпуск вагонов. На заводе работало около 2 тыс. человек.

В Корчевском уезде развивалось фарфорово-фаянсовое производство. Новоторжский уезд был известен бумажной мануфактурой Кувшинова (и сейчас предприятие расположено в Кувшиновском районе Тверской области).

Эти предприятия оставались самыми крупными в губернии. Прочии производства не отличались большим размахом, перерабатывая в основном местную сельхозпродукцию. На таких предприятиях работало много крестьян из близлежащих уездов, которые искали заработок в городах. Соответственно, некоторые мелкие предприятия действовали с осени до весны, а летом закрывались или уменьшали мощности. Самыми распространенными среди подобных производств были солодовые, кожевенные, крупяные, винокуренные и лесопильные. Однако нередко они разорялись, не выдерживая конкуренции с тогдашними промышленными гигантами, постоянно расширявшимися.

В связи с изменениями, произошедшими в экономике Тверского края, меняется значение некоторых городов и уездных сел. Одни из них становятся центрами промышленности и торговли, другие приходят в запустении.

Одним из значительных в экономическом отношении городов являлся Ржев. До 1870 г. здесь преобладали мелкие производства — свечные, паточные, пенькопрядильные и солодовые. С прокладкой железной дороги Вязьма-Лихославль появились новые заводы и фабрики, в том числе писчебумажная. Увеличение производства льна превратило Ржев в крупнейший центр его отгрузки. Кимры быстро становились крупным промышленным центром. За последнее десятилетие века население здесь увеличилось на 4 тыс. человек. Оставаясь селом, Кимры превосходили и свой уездный город Корчеву, и Старицу, и Весьегонск, и Зубцов. Большинство кимряков занимались ремёслами, 75% жителей села не имели лошадей и коров. Более половины из них шили обувь, многие торговали.

В Зубцове крупная промышленность развивалась слабо. По этому показателю город занимал последнее место среди тверских уездных центров. Железные дороги и паровое судоходство на Волге снизили традиционное значение Зубцова как крупной пристани. Многие ремесленники и мещане, жившие за счет торговли, переселялись в более оживлённые центры. За вторую половину XIX в. численность населения уменьшилась в городе до 3 тыс. человек. Снизилось экономическое значение Старицы, в Кашине промышленные производства были, в основном, мелкими.



Далее обучающимся уместно предложить проанализировать данные из годового отчета Тверского губернатора за 1899 год о распространении фабрично-заводской промышленности по городам и уездам.


Уезды

Производительность в рублях

Число рабочих

Число фабрик и заводов







В городах

В уездах

В городах

В уездах

Тверской

18761952

13561

2579

62

62

Корчевской

1395384

2

2440

1

47

Калязинский

506006

138

766

14

20

Кашинский

237672

37

178

5

4

Бежецкий

1104890

177

238

12

37

Весьегонский

178828

58

150

7

24

Вышневолоцкий

6386418

1512

5792

17

46

Осташковский

1029575

976

22

19

8

Ржевский

1938494

1549

583

25

14

Зубцовский

144557

158

111

10

5

Старицкий

487746

9

176

3

29

Новоторжский

3379455

286

1559

27

14

По губернии

35550977

18463

14594

202

270


Ожидаемые ответы: на основе анализа можно выяснить число фабрик и заводов в городах и уездах (самое большое кол-во в Твери и Тверском уезде- 62 и 62 соответственно, наименьшее кол-во в Старице и Старицком уезде-3 и 29 соответственно); определить число рабочих в городах и уездах; а также производительность промышленных предприятий губернии по уездам и в губернии в целом.

На развитии производства и размещении промышленных предприятий в губернии сказывалось наличие транспортных магистралей – рек и железных дорог. Близость к транспортным путям (в первую очередь к Николаевской железной дороге) способствовала бесперебойному снабжению тверских пред­приятий сырьём и необходимым оборудованием, а также оперативному решению вопросов сбыта готовой продукции.

Царствование Николая I стало эпохой в организации огромного дорожного хозяйства империи: при нём магистральные трассы впервые стали по-настоящему проезжими на протяжении круглого года. К 1860-м годам страна подошла с гораздо лучшими путями сообщения, чем в начале века, чему способствовала новая система управления в дорожном хозяйстве. Теперь за подрядчиком осуществлялся контроль, однако даже в центральной России оставалось слишком много непроезжих дорог и недоступных мест. 
Вторая половина XIX века в дорожном строительстве отличилась бурным ростом железных дорог, что не могло не сказаться на уменьшении роли дорог, уже созданных. Теперь старые дороги стали «питательными ветвями железных дорог», то есть приняли второстепенное значение. 
С 1895 года был образован централизованный в масштабах Тверской губернии дорожный фонд, средства которого могли направляться на техническое усовершенствование дорожного дела и расширение сети местных дорог. 
Состояние дорожной сети губернии на рубеже XIX - XX веков отличалось крайней неравномерностью по различным уездам. В Тверском уезде преобладали замощённые пути длительного пользования (155 верст), в маленьких уездах - грунтовые дороги.
К концу XIX века наступила эра автомобилей. Естественно, что дорожное строительство должно было подстраиваться под новую технику. В 1896 году создаётся настоящая дорожная служба с техническим персоналом. 
В начале XX века рабочих для осуществления дорожных работ не хватало, и были очень распространены «недели фронта» (горожане выходили на улицы, очищали их от мусора и грязи и занимались ремонтом дорог).

Развитая железнодорожная сеть, как известно, есть «кровеносная система» государства, без которой невозможны ни технический прогресс, ни успешное развитие хозяйства страны в целом. Потому строительству железных дорог и состоянию транспорта вообще в период с 1897 по 1917 гг. уделялось так много внимания. Правительство форсировало развитие железнодорожного строительства, что выражалось в системе концессионных мер. Концессии содействовали тому, что частные лица с большим желанием начинали строительство железнодорожных магистралей.



При объяснении последующего материала используется карта Тверской губернии, на которой учитель показывает объекты, о которых идет речь.

В Тверской губернии проходят железные дороги: Николаевская (187 в.), Рыбинско-Бологовская, Новоторжско-Вяземская, Красный-Холм — Кашин, Москва — Савелово (Кимры), всего на протяжении 646 верст; кроме того, с января 1901 г. открыто временное движение по строящейся линии Волоколамск — Великие Луки (около 140 вер.). Грузов в 1899 г. по железным дорогам в пределах Тверской губернии отправлено 55642 тысяч пудов, получено 45310 тысяч пудов.

Из 54 станций - важнейшие: по Николаевской железной дороге — Тверь (отправлено и разгружено товаров 5018 тыс. пуд.), Вышний Волочок (4571 тыс. пуд.), Новоторжская (3507 тыс. пуд.), Спирово (3235 т. пуд.), Калашниково (2202 т. пуд,); по Рыбинско - Бологовской железной дороге — Савелово (5579 т. пуд.), Бежецк (5582 т. пуд.), Максатиха (2443 т. пуд.); по Новот.-Вяз. — Ржев (8976 т. пуд.), Торжок (4552 т. пуд.). Масса лесного материала (св. 4 млн. пуд.) из пределов Тверской губернии отправляется (по Николаевской железной дороге) через станцию Завидово, находящуюся в Московской губ., в 2 в. от тверской границы.

Нельзя сбрасывать со счетов и водные пути сообщения. В 1899 г. на 68 пристанях Волги и ее притоков отправлено 3680 судов и 70336 плотов, с грузом в 44430 т. пудов; разгружено 3297 судов и 62771 плотов (39399 т. пудов). По бассейну Западной Двины из Тверской губернии отправлено 11370 плотов, весом в 4850 т. пудов; на Мсте и ее притоках снято с воды дров россыпью 8243 т. пудов. Главная масса грузов, идущих водою — лес и дрова. Из пристаней наиболее значительными были: по Волге — Тверь (разгружено 25837 т. пудов), Ржев (разгружено 4753 т. п.), Старица (отправлено 1643 т. п.); по Тверце — Торжок; по Мологе — Весьегонск.

Активно использовался и гужевой транспорт. В конце XIX- начале XX века в Тверской губернии было шоссейных дорог 207 верст, грунтовых около 2500 верст.

Затем детям предлагается на основе рассказа учителя распределить на пьедестале, закрепленном на доске, места для вышеперечисленных видов транспорта в их значении для экономики края.

Ожидаемый результат: 1-е место - железнодорожный транспорт (изображение паровозика); 2-е место - водный транспорт (изображение кораблика); 3-е место - гужевой транспорт (изображение телеги).

Одним из важных показателей экономического развития является торговля.



Используя источник и материалы учебника установите, как развивалась торговля в Тверской губернии.

Документ 1.

Торговых заведений в отчетном году в губернии состояло: в городах 4431, в уездах 6980, всего 11411. (…)

Кроме того, к числу торговых учреждений можно отнести существующие в губернии общества потребителей, которых в минувшем году было 7: 3 в городах и 4 в уездах. Всех членов в обществах насчитывалось к 1 января 1900 года свыше 2000 человек, причем оборотного капитала им принадлежало около 50000 рублей и запасного до 10000 рублей. В течение года обществами потребителей продано товара на 487044 руб. Почти все общества действовали вполне успешно, получив от своих операций чистую прибыль. Первое место в этом отношении по размеру оборотов и прибыли занимает общество потребителей при фабриках Товарищества мануфактур К. Прохорова и сыновьями в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком уезде.

Открытие обществ потребителей имело влияние на удешевление предметов продажи. (…)

Ожидаемые ответы: общее количество торговых заведений в губернии (11411); кол-во торговых заведений в городах (4431) и в уездах (6980); кол-во обществ потребителей (7: 3 в городах, 4 в уездах); каков их оборотный капитал (50000 рублей); на какую сумму продано товаров (487 044 руб.); кому принадлежало 1-е место по размеру оборотов и прибыли (общество при фабриках Товарищества мануфактур Прохорова); каково значение открытия обществ потребителей (удешевление предметов продажи).

К 1898 г. в Тверском крае было 6942 торговых предприятий (из них 62, 6% в городах). Их годовой оборот составлял 76445 тыс. р. Крупными торговыми центрами были: гг. Тверь, Ржев, Бежецк, Торжок, Вышний Волочек и Красный Холм, селения Кушалино (Тверского у.), Кимры, Горицы (Корчевского у.), Семендяево, Талдом (Калязинского у.), Кесова гора (Кашинского), Кесьма, Смердынь (Весьегонского), Спас Есеновичи (В. Волоцкого), Молодой Туд (Ржевского), Ульяновское (Зубцовского), Лотошино, Микулино-Городище (Старицкого) и Баранья Гора (Новоторжского); станции железных дорог: Николаевской — Спирово и Новоторжская (в Осташкове), Рыб.-Бологовской — Троица, Бруссово, Максатиха, Савелино.

Имела место и ярмарочная торговля (126 ярмарок). Наболее значительные — в г. Весьегонске, в с. Кимры, у м-ря Николы Теребень, в Вышневолоцком уезде (4 ярмарки), в с. Молокове Бежецкого уезда. (Все объекты показываются учителем на карте Тверской губернии).

Главные предметы торговли: по вывозу — лес, дрова, овес, лен, пенька, кожи, бумажные ткани, обувь; по ввозу — товары мануфактурные и бакалейные, химические продукты, пшеница, мука ржаная.

Постоянным спросом внутри страны пользовались тверские вагоны, железнодорожные платформы и цистерны, бумага, фарфор, фаянс, хрусталь, канаты, верёвки, пеньковая пряжа, а также лес и ткацкая продукция. Лесоматериалы и хлопчатобумажные ткани отправлялись также за границу (ткани – главным образом в Китай и другие азиатские страны).

Теперь нам необходимо рассмотреть развитие сельского хозяйства нашего края. Класс делится на две группы, каждая получает свое задание.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница