«Растения луга»



Дата19.11.2016
Размер83.3 Kb.
Учитель начальных классов Бариновского филиала ГБОУ СОШ с. Утевка: Нацевич Е.А.

«Растения луга»

 

(окружающий мир, 2 класс по УМК «Начальная школа 21 века»).

 

Тема урока: «Растения луга».

 

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием растений луга и их значением в жизни человека.


Задачи:

1.Сформировать у детей понятие об особенностях строения луговых растений и их отношении к свету. Познакомить школьников с наиболее распространенными травами, обитающими на лугу: клевером луговым, васильком луговым, фиалкой трехцветной, тимофеевкой луговой, мятликом луговым, донником желтым, лютиком едким, одуванчиком обыкновенным, гвоздикой травянкой, тысячелистником обыкновенным.

2. Ознакомить учащихся со значением лугов в жизни человека. Раскрыть результаты влияния деятельности человека на луг как природное сообщество и ознакомить с мерами по охране растений луга.

3.Продолжить работу по формированию у младших школьников навыков чтения и аналитико-синтетической деятельности, умению классифицировать, обобщать.


Оборудование: презентация, интерактивная доска, документ – камера, цифровой микроскоп, гербарий, система PROCLASS 
Ход урока.

Повторение домашнего задания:

 

1. Кроссворд. (спроецирован с помощью документ – камеры на интерактивной доске)



П

Л

А

В

У

Н

Е

Ц







 

У

Т

К

А

 













 

Г

О

Л

О

В

А

С

Т

И

К







 

По горизонтали:

1.1.Хищный жук, который хорошо летает и отлично плавает.

- Что помогает жуку-плавунцу передвигаться в воде?

-Может ли жук-плавунец продержаться под водой 30 минут? Обоснуйте свой ответ.

1.2. Одна из водоплавающих птиц обитающих на болоте (предок домашней птицы).

- Почему утка может плавать, а цапля нет?

1.3.Как называется личинка лягушки?

- Как головастик приспособился к жизни в воде?


По вертикали:

1.4.Природное сообщество нашей местности.

Ребята, кто догадался, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

 

2.Объявление темы урока.


Тема нашего урока «Растения луга».

- Что бы вам хотелось узнать о растениях, обитающих на лугу?


3.Сравнительная характеристика двух природных сообществ леса и луга.

 

Обратите внимание на эти два рисунка. Что на них изображено? (Работа с презентацией)



«ЛУГ» «ЛЕС»

Чем луг отличается от леса?

- Что общего вы нашли в этих двух природных сообществах?

Мы выяснили, что травы растут и на лугу и в лесу. Однако, травянистые растения луга отличаются от трав, растущих в лесу. Почему ландыши мы не встречаем на лугу, а ромашку в лесу? (ответы детей0



5.Знакомство с растениями-обитателями луга.

Чем же богат луг? ( на нём много цветов, лекарственных трав) (Отгадывание загадок о растениях луга, на доске показ рисунков из презентации0

Белая корзинка
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)

Есть один такой цветок,


Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик)

Бело-розовый цветок

И кружавчиком листок

Поле, луг он украшает,

Хоть трава вся выгорает,

И в жару и в холод

Он растёт и молод. (Тысячелистник)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звука нет.(колокольчик)

6.Беседа, позволяющая дать характеристику морфологического строения растений и работа с текстом учебника с.119- 121.

-Очень красивый получился луг! А сейчас попробуем назвать эти растения.  

(Дети читают хором названия растений)

-Что общего у всех растений-обитателей луга?

-Чем эти растения отличаются друг от друга?

 (спроецирован с помощью документ – камеры на интерактивной доске рисунки растений из учебника)

      - Почему этому растению люди дали такое необычное название – тысячелистник?

(просмотр изображения и чтение текста с. 119).

 

 - На какое садовое растение похожа фиалка трехцветная?



(просмотр изображения и чтение текста с. 119).

 

 -Почему листья донника называют тройчатыми?



(просмотр изображения и чтение текста с.120).

 

-Найдите среди растений луга те, у которых, как и донника, тройчатые листья?



(Работа с цифровым микроскопом, рассматривание листьев растений из гербария) 

 -Какое другое название есть у клевера?

(Чтение четверостишия о клевере)

 

-Среди растений луга можно встретить лютик едкий, который в народе часто называют   куриной слепотой. Как вы думаете, почему люди дали этому растению такие необычные названия?


7.Физкультминутка (упражнения для глаз)

 

8. Значение лугов в жизни человека. (Беседа и решение экологической задачи)

 

        Итак, мы с вами совершили путешествие по лугу. Конечно, на лугу произрастают не только травы, с которыми мы сегодня работали на уроке. Там встречаются сотни других травянистых растений, с ними вы познакомитесь в старших классах. А сейчас поговорим о роли растений в жизни человека.



-Что же дают луга человеку? Как люди их используют?

 

8.1. Сбор лекарственных трав. (Чтение статьи под рубрикой «Путешествие в прошлое» с.120)

-Какие еще лекарственные растения обитают на лугу?

 

8.2.Место отдыха людей.

(Чтение текста «На лугу» с.117-118, с последующей беседой)

-Понравился ли вам рассказ?

-Какие строки у вас повысили настроение? Почему?

-Какие строки вас огорчили?

-Почему вы осуждаете поступок мальчика?

 

(Познакомить школьников с правилами поведения на лугу



(работа с презентацией)

  

Решение экологической задачи.

 

Мы иногда не задумываемся о последствиях своих поступков и причиняем непоправимый вред природе. Я предлагаю решить вам одну интересную задачу.



 

«Летом 20 учащихся второго класса гуляли на лугу. Возвращаясь домой, каждый ребенок сорвал по 3 ромашки. Сколько растений погубили школьники, если известно, что одна ромашка после цветения образует 100 семян?»

 

8.3. Луга – место, где пасут домашних животный и заготавливают для них корм на зиму.

      - Рассмотрите рисунок с.122.  (спроецирован с помощью документ – камеры на интерактивной доске)

-Какое событие изображено на рисунке?

- В какой период жизни растения люди начинают сенокос?

 

 9. Беседа по картине А. А. Пластова «Сенокос».



 

     Луга привлекают человека неповторимой красотой цветущих трав,   пьянящим ароматом воздуха. Эту красоту воспевают в своих произведениях поэты и художники. Обратите внимание на репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова.

 

-Понравилась ли вам картина? Чем?



-Как бы вы назвали эту картину? Почему?

-Что вы видите на переднем плане картины?

-Удалось ли художнику выразить на полотне щедрость лета? Как?

-На что похожи буйные заросли луговых трав?

-Что изображено справа?

-Кто находится в центре картины?

-Каково отношение косцов к труду?

 

 Ребята, такую картину мог написать только человек наблюдательный и горячо любящий природу. Художник с тонким мастерством передает щедрость русского лета, прозрачность утреннего воздуха, световые блики на лицах и одеждах косцов, на белых стволах берез.



Переднюю часть холста он превратил как бы в живописный красочный ковер.

Такой прекрасный уголок с луговыми растениями, зелеными или заснеженными лесами   вы можете увидеть в любой части нашей необъятной Родины. Для этого только нужно уметь наблюдать за окружающим миром, и природа раскроет вам свои тайны.

 

10.Подведение итога урока.

 

     А сейчас попробуем выяснить в какой степени вы смогли решить задачи, поставленные в начале урока.



- Что вы узнали о луге?

-Какие растения обитают на лугу?

-По каким признакам вы отличаете друг от друга луговые растения?

-Как расположены растения луга? Почему на лугу мирно уживаются и высокий колокольчик и низкорослая гвоздика-травянка?

-Как люди используют луга?

 

11.Задание на дом:

 

      Выразительно читать текст с.117 - 123; выучить наизусть стихотворение с.121.



 

12. Тестирование

А сейчас проверим, как вы запомнили содержание нашего урока. ( Тестирование проводится с помощью системы PROCLASS.)



  1. На лугу растут: а) травянистые растения б) деревья в) кустарники

  2.  Растением луга является: а) берёза б) тысячелистник в) кувшинка

  3. На лугу не встретишь: а) клевер б) донник в) дуб

  4. Чего луг не даёт человеку: а) лекарственные травы б) корма для животных в) брёвна 5. Выбери правило поведения на лугу: а) не рвать охапками цветы б) поджигать сухую траву в) уничтожать гусениц


13. Рефлексия:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я понял…

Что особенно меня удивило…



Посмотрите, на доске нарисованы цветок и трава. Если вы думаете, что сегодня на уроке вы всё запомнили, то нарисуйте бабочку на цветке. Если вам кажется, что ещё что-то нужно подучить то нарисуйте свою бабочку на траве.

(Несколько детей рисуют на интерактивной доске, остальные на партах)


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница