Рассказе А. В. Костюнина «Орфей и Прима»



Скачать 150.45 Kb.
Дата20.11.2016
Размер150.45 Kb.
Тема: Анималистический образ собаки в рассказе

А.В.Костюнина «Орфей и Прима».
Содержание

Введение .............................................................................................................2


Глава 1 Образы животных в мифологии и художественной литературе.....................................................................................................3

Глава 2. Анималистический образ собаки в рассказе А.В.Костюнина «Орфей и Прима» как маркер духовного состояния общества

2.1 образ собаки как маркер духовного состояния общества........................5

2.2 Антропоморфическая лексика как способ создания образа

собаки ................................................................................................................7
Заключение ..........................................................................................................10

Список использованной литературы ..................................................................11



Введение

Образы животных в литературе – это своего рода зеркало человечности общества. Человек и животное - это не новая тема в мировой литературе. В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе «нового времени» животные выходят на один уровень с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек «проверяется на человечность» отношением к животному.

В своем исследовании мы выявляем роль анималистического образа в рассказе А.В.Костюнина «Орфей и Прима» [3]. Актуальность исследования определяется необходимостью выявить роль анималистического образа в художественном произведении как показателя духовного состояния общества, как маркера человечности, гуманизма, нравственности. С данного ракурса рассказ Костюнина еще не рассматривался.поэтому еще в начале нашей работы была выдвинута гипотеза: анималистический образ в художественном произведении есть маркер духовного состояния общества

В ходе исследования решались такие задачи:



- Определить понятие анималистического образа в художественном произведении;

- Определить идейное содержание рассказа посредством характеристики анималистического образа, анализа эпизодов;

- Выявить антропоморфическую лексику повести;

- Выявить роль анималистического образа в художественном произведении.

Был разработан план работы над темой исследования, намечены этапы и процедура исследования:


  1. Выбор темы, определение круга решаемых проблем;

  2. Изучение научной литературы по теме;

  3. Сбор и анализ фактического материала;

  4. Анализ художественного произведения;

  5. Написание работы.

Работая над темой исследования, решая поставленные задачи, мы использовали следующие методы: синтез и анализ; прием контекстного анализа; обобщение, классификация, метод сплошной выборки.

Научная новизна исследования состоит в том, что рассказ А.В.Костюнина не рассматривался с точки зрения анималистического жанра. В работе предпринята попытка выявления роли анималистического образа как средства постижения идейного замысла художественного произведения. Практическая значимость работы заключается в том, что работу можно использовать для разработок факультативов, элективных курсов по литературе.



Глава 1 Образы животных в мифологии и художественной литературе

Анималистическая литература имеет старые корни. В период активного индустриального развития обращение к природе и народным сказаниям, связанным с особенностями климата и пейзажа, приобретает характер идейно-эстетического вызова.

Если в отдельных художественных произведениях животные всегда оставались животными, то в анималистических произведениях — животные очеловечиваются до такой степени, что порою оказываются лишь поводом для рассуждений о человеческих проблемах и нравах.

Образы животных в литературе, взаимоотношения человека и животного, животное в жизни человека – это не новая тема в мировой литературе. Ее возникновению предшествовал долгий исторический путь, корни его лежат в глубокой древности, когда начиналось зарождение жизни на земле. Долгий эволюционный путь надолго объединил человека и животного. Животное помогло выжить человеческому роду на этом нелегком пути. Поэтому именно животное превозносится человеком, ему поклоняется человек, ему посвящает свои творения в скульптуре, архитектуре, живописи, и, наконец, литературе.

Роль животного в мифологии исключительна велика. В мифопоэтическом сознании животные выступают как один из вариантов мифологического кода, на основе которого могут составляться мифы и мифологизированные сказки. Животные в мифологии – способ объяснения человеком самого себя и окружающей природы. Мифологическая персонификация себя в природе положило начало тотемическим мифам. Тотем позволяет связать данный человеческий коллектив с данной территорией, прошлое – с настоящим. Тотемические предки обычно представлены конкретными видами животных. Элемент анимализма здесь возникает в связи с промыслом, верованиями, духами-покровителями. Все эти мотивы, в конечном счете, приводят к космогоническим мифам, в которых роль творца принадлежит животному. В мифах некоторых народов многие животные участвуют в мироустройстве. И в древнейших памятниках изобразительного искусства животные являются основным объектом изображений [5].

В художественной литературе изображение животных является способом образно-эмоционального воздействия на читателя. Содержание произведений, где представлены образы животных, отличаются повышенной эмоциональностью. Изображение жизни людей через образы животных – вот одна из главных задач анималистического жанра в художественной литературе.

В художественной литературе изображение животных является способом образно-эмоционального воздействия на читателя. Содержание произведений, где представлены образы животных, отличаются повышенной эмоциональностью. Изображение жизни людей через образы животных – вот одна из главных задач анималистического жанра в художественной литературе[2].

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Таких произведений в мировой литературе достаточно: роман Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра», повесть Д. Лондона «Белый клык», повесть Л. Толстого «Холстомер», А.П. Чехов «Каштанка», Л. Андреев «Кусака» [4] и др.

Основная мысль каждого из названных произведений – единство человека и животного, желание найти утраченную гармонию между человеком и природой. В одних произведениях повествуется о судьбе животного, в других - герои-животные сами рассказывают о своей судьбе, размышляют о перепетиях жизни. Это особенно ярко прослеживается в рассказе л.Н. Толстого «Холстомер».

«Холстомер» - это история счастья, горя и сострадания, рассказанная лошадью. Холстомер переходит из рук в руки, от одного хозяина к другому, он видит много горя, ему пришлось испытать столько несправедливости и зла, что он научился жалеть других. Л.Н. Толстой рассказывает о судьбе лошади, наделяя его, словно человека, мыслями и чувствами. Этот прием дает ему возможность изобличить хозяев Холстомера – злых, жестоких людей, озабоченных стяжательством.

Классикой мировой художественной литературы является повесть Джека Лондона «Белый клык». Наблюдения великого автора пропущены сквозь призму восприятия умного животного. Белый клык, попав из мира хищников к людям, познает, что мир людей не менее суров и жесток, что в мире людей царят звериные инстинкты.

В рассказе Леонида Андреева «Кусака» маленькая дворовая собачка становится своеобразным мерилом, маркером духовности, гуманности человеческого общества.

Рассказ А.Костюнина «Орфей и Прима» можно смело поставить рядом с этими произведениями. Этот рассказ об настоящей любви двух гончих, о счастливых днях и трагической судьбе.

Глава 2. Анималистический образ собаки как маркер духовного состояния общества

А. Костюнин – известный писатель современности, Председатель Совета директоров, автор блестящих повестей, рассказов, эссе. Тематика произведений Костюнина разнообразна. История и современность, жизнь деревни и города, военная пора и мирная жизнь – основные темы его творчества. Емкость и содержательность, психологизм и лиризм – привлекательное своеобразие писательского таланта.

Творческим достижением писателя является рассказ «Орфей и Прима», заставляющий каждого задуматься, переосмыслить.

В произведении А.Костюнина «Орфей и прима» описывается случай на коммерческой охоте с русскими гончими. Рассказ начинается неожиданно: главный герой решил получить удовольствие от охоты на зайца. Заонежье… Короткий осенний день… Неприветливый, заинтересованный в деньгах егерь Николай Фомич («Осенний помет у породистых гончаков сохранять не принято…их не продать потом»). Чуть позже они разговорились. Егерь до тонкости знает свое дело: «Гончая охота – как натянутая стрела», «собака ладистая – значит правильно слажена», «залиться – это когда гончак, подняв зверя, - «помкнув» его,- гонит, щедро и беспрерывно отдавая голос».

О главных героях, Орфее и Приме, мы узнаем из рассказа егеря («Наша Прима-балерина весной пошла по наклонной». «Через некоторое время Орфей опять на свободе».) Так слова егеря раскрывают свободолюбивый характер Орфея и своенравность Примы. Именно такие герои способны на настоящие чувства. Их историю любви можно поставить в пример многим человеческим любовным отношениям: «Он давай ее отсюда, снаружи тащить», «Ломилась на встречу, изнутри… - так хотелось к нему на свиданку». Эту часть рассказа можно назвать экспозицией.

В основной части рассказа глазами рассказчика мы видим, как проходит настоящая русская охота с гончими. Удивительно, что главными героями этой охоты становятся не люди, а собаки. «Гон звенел на все голоса… Впереди, вожаком, Орфей» . «Счастливый удоволенный гончак забрел в центр лужи и лег в бурую жижу, озорно пуская пузыри». «Орфей лежал на краю поляны, на спине, задрав вверх дрожащие окровавленные лапы. Не скулил. Даже на это не было сил». Орфей с охоты так и не вернулся.

В этот же день Прима щенилась и «словно ждала кого-то». В ногах у самки беспомощно копошились детеныши. «Сука почуяв не доброе завыла».

Самый напряженный, волнующий эпизод рассказа (кульминация), когда егерь топит новорожденных щенков Примы: «Шевелящаяся живая масса с бульканьем скрылась. Лишь один из щенков, крепыш, видно в батю, не сдаваясь, поднялся по телам своих братьев и вытянул головку наружу. Николай березовым прутиком легонько притопил его».

Развязка рассказа – герой-рассказчик уезжает, преследуемый раздирающим душу, пронзительным воем суки. Поражают своей глубиной последние строчки рассказа: «Но странное дело: всякий раз, когда мне случается читать или слышать про созвездие Гончих Псов, я невольно вспоминаю Орфея и Приму — русских гончих, страстью которых торговали под заказ. Не знал я еще тогда, что Звезды не продаются! Звезды светят всем одинаково».

А. Костюнин использует принцип антропоморфизма, наделяя животных человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию, противопоставляя погрязший в грехах мир людей более гуманному миру Природы, животных.

За историей собак скрываются большие человеческие и социальные трагедии. Глубоко проникая в психологию животного, автор показывает мир добра и зла. Повесть пронизывает мысль не только о человеческом равнодушии, но и об аморальности поступков человека, меркантильности его существования.

«Человеческие» качества собак:

Собаки в рассказе проявляет упрямство— это негативное проявление упорства вопреки разумным доводам. Упрямство может являться своеобразной формой протеста жесткого подавления развивающейся самостоятельности, инициативности, любознательности. Иногда оно может выражаться и как результат обиды на окружающих. Например, автор подчёркивает это качество такими словами: «Наша Прима-балерина весной пошла по наклонной. Нарочно залетела!...»



Расчетливость кабеля Орфея проявляется в его осмотрительности. Он все делает с умом: учитывает обстановку, обстоятельства, действует с расчетом («Видно было по всему — не просто так смотрит. Он думает!»).

Любовь суки Примы — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. «Поводя белесой мордой, она легонько рычала, что-то в сердцах выговаривая егерю. Вставала у него на пути. Не давала Николаю вынести Орфея на руках к машине. Путалась под ногами и скулила. Кобель попытался вырваться с рук ей навстречу».

Собаки в рассказе проявляют честность -  моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед самим собой. «Она (Прима) с достоинством, трепетно несла свой заветный груз…». Орфея можно назвать своеобразным «контролером» справедливости действий своего хозяина: «Кобель приоткрыл глаза и укоризненно посмотрел на хозяина. По-моему, он и до этого момента не спал, а лишь притворялся и всё слышал».



Смущение Орфея - состояние неловкости, застенчивости и замешательства. «Пес после упрека так сконфузился, что клянусь, большего смущения я не видел при подобных обстоятельствах ни у одного человека».

Орфей в рассказе проявляет выносливость — способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. «Орфей лежал на краю поляны, на спине, задрав вверх дрожащие окровавленные лапы. Не скулил. Даже на это не было сил… как вдруг оттуда ему пахнуло в нос свежим, дурманящим, животворящим запахом красного зверя… И погнал.».



Страдание суки — совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки. «Звериный вой суки будоражил ночную тьму. Прима бесновалась, кидалась на глухую к ее горю дверь сарая, ударялась в нее всем своим телом, падала, поднималась, снова и снова билась, но ничего не могла исправить».

По отношению к собаке раскрывается истинное лицо егеря Николая Фомича – жесткого и меркантильного человека.


2.2 Антропоморфическая лексика как способ создания браза собаки

Антропоморфизм  — явление приписывания богам человеческих качеств, уподобления его человеку. Мировоззренческая концепция, выраженная номинативными средствами языка. Согласно этому принципу, неодушевлённые предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие человеческой природой, могут наделяться человеческими качествами, физическими и эмоциональными. Рассматриваемые объекты в состоянии, в частности, способность чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.

Языковые реконструкции свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идёт гроза, небо хмурится и т. п.). Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевленные объекты (камень, скала, дерево, солнце), живые существа (волк, олень, лев), а также вымышленные сущности (ангелы, домовые).

Различаются следующие значения данного термина:


  • Мировоззренческий принцип, выражаемый различными, прежде всего, номинативными средствами языка. В соответствии с этим принципом неодушевленные предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие природой человека, наделяются человеческими качествами, физическими и психическими;

  • Прием поэтической речи, состоящий в том, что предмет изображения уподобляется человеку, либо наделяется человеческими свойствами

Таким образом, антропоморфизм – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.

Использование приема антропоморфизма в художественной тексте ведет к использованию автором особой лексики – антропоморфической. Антропоморфическая лексика – особый состав слов, характеризующий человека, но используемый в произведении для описания и характеристики животного[6].



Антропоморфическая лексика в повести

Композиционная часть

Лексика

Выводы

Экспозиция

Глагольная лексика: остались, не считала себя виноватой, трепетно несла, изредка ложилась, прикрыв глаза, сообразил, застыли в забытьи, едва повёл головой, сник, весной пошла по наклонной, нарочно залетела, мужики будут крутиться возле неё, раз «гуляет», с ним спуталась, замыкала, останавливалась, прислушивалась, притворялся и всё слышал, перестал делать вид что спит, сама стерва помогла, ломилась на встречу, ходил-ходил, прыгнул на будку,.

Именная лексика: остались без подмены, что ей до прибыли, до репутации хозяина и сорванных контрактов, сосредоточенно, подолгу, соски ее томились, коварство суки, укоризненно посмотрел, брюхатую русскую суку, сука не считала себя виноватой, она с достоинством, вся в себе, нарочно залетела, устало поднявшись, вырывает его с гвоздя, изобразил полное равнодушие, замыкала цепочку Прима, она останавливалась, прислушивалась к ночи.

В экспозиции мы знакомимся с главными героями, Орфеем и Примой, видим историю их отношений. Особая лексика, использованная автором, подчеркивает их настоящие чувства, переживания, серьезность отношений: Прима вот-вот должна щениться.

Завязка

Глагольная лексика: подняли гвалт , ворчала, что-то в сердцах выговаривая , вставала, путалась, попытался вырваться, перетаптывались.
Именная лексика: ей навстречу, после упрека так сконфузился, с радостью, с азартом, без понуждения, страсть в них должна взыграть, не в силах более сдерживать своего волнения, в нетерпении, возбужденно пробежали.


В завязке мы видим как идет подготовка к охоте с гончими. Лексика подчёркивает значимость собак в этом старинном действии. В завязке передаются чувства героев.

Развитие событий

Глагольная лексика: ищут, проверяют, подал голос, не может оторваться, Стон раскатом прокатился , забрёл, стомились, лежал, не скулил, попробовал подняться, не смог, идет и оглядывается, повалился, устал, ждала, подалась.

Именная лексика: активно работали в полазе, победно прорвало, Впереди, вожаком, счастливый и удоволенный гончак забрел в центр лужи и лег в бурую жижу, озорно пуская пузыри, Орфей лежал на краю поляны, не скулил, не было сил, С азартом, страстно, к нашему появлению отнеслась равнодушно, беспокойно вытягивала, высасывали семь ртов, собака подалась из конуры, почуяв недоброе, сосал маткину грудь, безмятежно посапывал, животу матери.

Дальнейшие события демонстрируют профессиональность собак в деле охоты, выносливость Орфея, умение идти до конца, а также материнские чувства и предчувствие трагедии Примы.

Кульминация

Глагольная лексика: будоражил, бесновалась, кидалась, ударялась в нее всем своим телом, падала, поднималась, снова и снова билась, но ничего не могла исправить, безмятежно жмурясь, не вернулся.

Именная лексика: безмятежно возехались, не ожидая от жизни ничего, кроме хорошего, поднялся по телам своих братьев и вытянул головку наружу, малышей отнесли, Ни ночью, ни под утро Орфей не вернулся.

Жизнь человеческая полна испытаний, борьбы, чувств и переживаний. Собачья жизнь тоже полна схваток, борьбы и разочарований.

«Очеловечивание» животных в художественном произведении требует использования особой лексики. Именно антропоморфическая лексика делает эту повесть наиболее пронзительной.

Таким образом, использование антропоморфической лексики в повести способствует «очеловечиванию» анималистического образа. Перед читателем предстает образ собаки, которая думает, страдает, переживает, мыслит. Орфей и Прима в рассказе переживают настоящие человеческие чувства: радость, сострадание, боль. Судьба этих собак – это маркер уровня духовного развития общества.

Автор не делает разницы между животным и человеком. Формула "Человек – царь природы" после прочтения его повести кажется величайшим заблуждением.
Заключение

Изучив теоретическую основу темы, литературный опыт, использовав указанные методы и исследовав сюжетную линию повести и мы пришли к следующим выводам:



  • Анималистический жанр – это произведение, где животные очеловечиваются до такой степени, что оказываются поводом для рассуждения о человеческих проблемах и нравах;

  • Анималистический образ в художественном произведении образ животного, обладающего человеческими качествами, человеческой психологией, созданного для раскрытия идейного замысла, маркер человеческой морали, уровня духовного благополучия общества;

  • Антропоморфизмы  — явление приписывания животным человеческих качеств, уподобления его человеку. Мировоззренческая концепция, выраженная номинативными средствами языка. Антропоморфическая лексика наделяет животное человеческими качествами, физическими и эмоциональными.

Судьба Орфея и Примы поучительна: их чистая душа зверя, как лакмусовая бумажка показала человеческие пороки, основанные на корысти, жадности, равнодушии. Острое ощущение вины человека перед преданной беззащитностью домашнего зверя. «Орфей и Прима» - это горькая история о благородной, преданной любви двух существ, павших жертвой предательства, человеческого равнодушия.

Судьба собаки – это показатель уровня духовного развития социума. Мученичество Примы и смерть Орфея «просветляют» и очищают косное, меркантильное социальное пространство, в котором собаки прожили свою короткую жизнь.



Литература

  1. Детская литература,учебное пособие для учащихся школьных отделений пед.училищ,-Москва, «Просвещение»,1977

  2. Колмачевский Л., Животный эпос на Западе и у славян. Казань, 1982

  3. А. Костюнин. Орфей и Прима.

  4. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М.В. Кожевникова и П.А.Николаева. М.. 1987

  5. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. –М., 1993

  6. Словарь литературоведческих терминов, Ред.: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., Просвещение, 1974

  7. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Уч. Пособие для студентов, М., Просвещение, 1976




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница