Рассказа «Демоническая женщина»



Скачать 80.21 Kb.
Дата12.11.2016
Размер80.21 Kb.
Тэ́ффи

настоящее имя



Наде́жда Алекса́ндровна Ло́хви́цкая,

1872 года[1], Санкт-Петербург —

1952 года, Париж) -

  русская писательница и поэтесса,

автор знаменитого рассказа

«Демоническая женщина».


Имя при рождении:

Надежда Александровна Лохвицкая

Псевдоним:

Тэффи

Дата рождения:

24 апреля (6 мая) 1872(1872-05-06)

Место рождения:

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:

6 октября 1952(1952-10-06) (80 лет)

Место смерти:

Париж, Франция

Гражданство:

 Российская империя
 Франция

Род деятельности:

прозаик, поэт

Годы творчества:

19011952

Жанр:

сатира, фельетон

Язык произведений:

русский, французский

В 1910 году в издательстве «Шиповник» вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористические рассказы»




Когда я была ребенком,
Так девочкой лет шести,
Я во сне подружилась с тигренком -
Он помог мне косичку плести.

И так заботился мило


Пушистый, тепленький зверь,
Что всю жизнь я его не забыла,
Вот - помню даже теперь.

А потом, усталой и хмурой -


Было лет мне под пятьдесят -
Любоваться тигриной шкурой
Я пошла в Зоологический сад.

И там огромный зверище,


Раскрыв зловонную пасть,
Так дохнул перегнившей пищей,
Что в обморок можно упасть.

Но я, в глаза ему глядя,


Сказала: "Мы те же теперь,
Я - все та же девочка Надя,
А вы - мне приснившийся зверь.

Все, что было и будет с нами,


Сновиденья, и жизнь, и смерть,
Слито все золотыми звездами
В Божью вечность, в недвижную твердь".

И ответил мне зверь не словами,


А ушами, глазами, хвостом:
"Это все мы узнаем сами
Вместе с вами. Скоро. Потом." ТЭФФИ






Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью.

После эмиграции сатира и юмор постепенно перестают доминировать в ее творчестве, наблюдения над жизнью приобретают философский характер.





ТЭФФИ

Писать Надежда Лохвицкая начала ещё в детстве, но литературный дебют состоялся лишь в тридцатилетнем возрасте. Первая публикация Тэффи состоялась 2 сентября 1901 года в журнале «Север» — это было стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный…».


Мне снился сон безумный и прекрасный,

Как будто я поверила тебе,

И жизнь звала настойчиво и страстно

Меня к труду, к свободе и к борьбе.
Проснулась я... Сомненье навевая,

Осенний день глядел в мое окно,

И дождь шумел по крыше, напевая,

Что жизнь прошла и что мечтать смешно!..

Поэтический сборник «Семь огней» был издан в 1910 году. Книга осталась почти незамеченной на фоне оглушительного успеха прозы Тэффи. Всего до эмиграции писательница опубликовала 16 сборников, а за всю жизнь — более 30. Кроме того, Тэффи написала и перевела несколько пьес.

Следующим её шагом было создание в 1911 году двухтомника «Юмористические рассказы», где она критикует обывательские предрассудки, а также изображает жизнь петербургского «полусвета» и трудового народа, словом, мелочную повседневную «ерунду». Иногда в поле зрения автора попадают представители трудового народа, с которыми соприкасаются основные герои, это большей частью кухарки, горничные, маляры, представленные тупыми и бессмысленными существами. Повседневность и обыденность подмечены Тэффи зло и метко. Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из «Этики» Бенедикта Спинозы, который точно определяет тональность многих ее произведений: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе — благо».

Следуя традиции Чехова, Тэффи представляет огромное разнообразие человеческих типов.

В ее книгах изображены мелкие чиновники, журналисты, путешественники и целый ряд чудаков.

Все вместе они создают образ «человеческой комедии».

С большой изобретательностью Тэффи использует богатство комических приемов, ситуаций, каламбуров.

Юмор Тэффи добродушен в высоком смысле этого слова.

Он выдает добрую душу самой писательницы.

Она не унылый моралист.

Ее рассказы — не только обвинительный приговор «человеческой комедии».

Основной эффект произведений Тэффи сравним с той характеристикой, которую немецкий философ Э. Кассирер определяет как «симпатическое видение». Оно приближает нас к реальности человеческого мира и растворяет наше презрение к человеку в смехе.





С 1920 по 1940 год никакой другой писатель, наверное, не имел такой популярности в эмигрантской среде, как Тэффи. Издательства, газеты, журналы во всех эмигрантских колониях издавали ее произведения. Она была любимицей в Париже, Берлине, Варшаве, Шанхае, Харбине.

Где бы ни появлялась писательница, она вызывала бурную реакцию слушателей. Вот как об этом пишет Лоло:

А вот и Тэффи! Зал хохочет,

На миг тоску забыть он хочет...

Что же отличает поэтику Тэффи?

- лаконизм, выпадающий кристаллами афоризма;

- жесткая и вместе изящная драматургия сюжета;

- внимание к каждому слову, к каждому знаку препинания.

Сама Тэффи писала об этом так: «В миниатюре взвешено каждое слово, каждое движение. Оставлено только самое необходимое».

С возрастом, в подтексте ее стихов все чаще звучит грусть, печаль, меланхолия, даже трагизм. Но ни в коем случае не безысходность.



Против пессимизма и безнадежного взгляда на жизнь Тэффи знает средство, всю жизнь выручавшее ее.

Об этом средстве она хорошо сказала в стихотворении «Подсолнечник», строки из которого могут служить эпиграфом и к поэзии, и к прозе Тэффи:



И если черная над нами встала тень —

Мы смехом заглушим свои стенанья.

В 1912 году писательница создает сборник «И стало так», где описывает не социальный тип мещанина, а показывает обыденность серых будней, в 1913 году — сборник «Карусель» (здесь перед нами образ простого человека, раздавленного жизнью) и «Восемь миниатюр», в 1914 году — «Дым без огня», в 1916 году — «Житьё-бытьё», «Неживой зверь» (где писательница описывает ощущение трагичности и неблагополучия жизни; положительным идеалом для Тэффи здесь являются дети, природа, народ).

Как постоянный автор журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» (Тэффи печаталась в них с первого номера, вышедшего в апреле 1908, до запрещения этого издания в августе 1918) и как автор двухтомного собрания Юмористических рассказов (1910), Тэффи снискала репутацию писателя остроумного, наблюдательного и беззлобного.

Одним из любимых афоризмов Тэффи, который она взяла в качестве эпиграфа к первому тому своих «Юмористических рассказов» (1910), была мысль из шестой части «Этики» Б. Спинозы: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе — благо».

Однако читатели почувствовали и другую ноту в ее «сатириконовских» рассказах. Ее можно определить по-разному. Это и ирония над естественными слабостями человека, не переходящая в сатиру и в чем-то даже оправдывающая их. Это и явственные ноты печали и лиризма, которые будут усиливаться в последующих книгах, и трагическая струя, становящаяся столь пронзительной в одном из лучших сборников Тэффи «Неживой зверь» (1916), не понятая многими современниками и определяемая ими как неизвестно откуда идущий пессимизм.

Но Тэффи владеет не только искусством «добродушного» смеха. Она умеет сочетать «смех» и «слезы» в своих лучших произведениях, несомненно относящихся к высокому искусству, секрет которого почти невозможно описать в точных терминах. Писательница находит способ соединить смех и слезы, добродушную иронию и сатиру, улыбку и трагическое видение мира. Естественно, очень часто такие рассказы продолжают традиционную для русской литературы тему «Маленького человека».

Тэффи обладала талантом говорить на любую тему легко и изящно, с неподражаемым юмором, знала «тайну смеющихся слов». М. Адданов признавал, что «на восхищении талантом Тэффи сходятся люди самых разных политических взглядов и литературных вкусов».

Считалось, что Тэффи отличает тонкое понимание человеческих слабостей, мягкосердечие и сострадание к своим незадачливым персонажам. В эмиграции у Тэффи вышло больше десятка книг прозы и только два стихотворных сборника: «Шамрам» (Берлин, 1923) и «Passiflora» (Берлин, 1923). Подавленность, тоску и растерянность в этих сборниках символизируют образы карлика, горбуна, плачущего лебедя, серебряного корабля смерти, тоскующего журавля. Мотивы тоски по родине, мотивы ностальгии определяли ее творчество на протяжении многих лет.

Но своей лучшей книгой она считала сборник рассказов «Ведьма».

«Все о любви» (1946) - озаглавлен один из последних сборников Тэффи, в котором не только переданы самые прихотливые оттенки этого чувства, но много говорится о любви христианской, об этике православия, выдержавшей те тяжелые испытания, что были ей уготованы русской историей 20 в. Под конец своего творческого пути – сборник «Земная радуга» (1952) она уже не успела сама подготовить к печати – Тэффи совсем отказалась от сарказма и от сатирических интонаций, достаточно частых как в ее ранней прозе, так и в произведениях 1920-х годов. Просветленность и смирение перед судьбой, которая не обделила персонажей Тэффи даром любви, сопереживания и эмоциональной отзывчивости, определяют основную ноту её последних рассказов.



К произведениям Тэффи в литературных кругах относились крайне положительно. Писатель и современник Тэффи Михаил Осоргин считал её «одним из самых умных и зрячих современных писателей». Скупой на похвалы Иван Бунин называл её «умницей-разумницей» и говорил, что её рассказы, правдиво отражающие жизнь, написаны «здорово, просто, с большим остроумием, наблюдательностью и чудесной насмешливостью».


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница