Рассказ по плану. 2 группа образ Катерины. 3 группа проблемы, поставленные в повести (письменно)



Скачать 60.53 Kb.
Дата16.11.2016
Размер60.53 Kb.
Урок внеклассного чтения по повести В. Белова «Привычное дело».

Цели: 1. Продолжить знакомство с творчеством вологодского писателя В.И. Белова.

2. Продолжение работы над развитием навыка анализа литературного краеведения; тематика и проблематика повести; работа над образом главного героя.

2. Содействовать воспитанию чувства патриотизма, любви к малой родине, воспитанию культуры семьи, семейной памяти.

Оформление:


  • портрет писателя;

  • выставка книг;

  • рисунки учащихся, кластеры.


Задания к уроку:

  1. Чтение текста, пересказ эпизодов.

  2. Сообщение о В.И. Белове.

  3. Инсценирование (по выбору).

  4. Создание проектов по темам:

1 группа – сложный план образа Ивана Африкановича, рассказ по плану.

2 группа – образ Катерины.

3 группа – проблемы, поставленные в повести (письменно)

4 группа – природа на страницах повести, ее роль.
Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

  1. Вступительное слово учителя.

Повесть «Привычное дело» в контексте русской литературы второй половины XX века.
В 60 – 70 г. 20 века русские писатели довольно часто обращаются к теме современной деревни – Белов, Шукшин, Распутин, Астафьев, Евгений Носов.

Эта проза получила название «деревенской». Лучшее из написанного «деревенщиками» давно обрело черты классической литературы. Ну, а произведением, наиболее ярко высветившим сам характер этого направления, ее идеальным образцом, является повесть Белова «Привычное дело».

Свободно переходя от повествования к сказу, охотно давая слово персонажам, владеющим меткой русской речью, обильно введя в повесть частушки, сказку, Белов дает возможность читателю не со стороны увидеть тот мир, в котором прожил всю свою жизнь Иван Африканович Дрынов и его односельчане. Белову очень важно утвердить в читателе уверенность в справедливости законов народного бытия.

Жизнь героев повести подчинена извечному распорядку, который определяется чувством долга. Приходит пора – нужно пахать, сеять, убирать урожай, заготовлять дрова. Нужно семью завести, детей, о близких позаботиться. Все это привычное дело, как говорит главный герой повести Иван Африканович Дрынов.



· Попытайтесь определить цель нашего сегодняшнего урока (учащиеся определяют цели, учитель корректирует)


  1. Сообщение учащихся о жизни и творчестве В.И. Белова (если раньше не были знакомы с творчеством писателя).



  1. Обсуждение повести.

    1. Понравилась ли повесть?

    2. Кто из героев больше запомнился?

    3. Все ли понятно, не возникли ли вопросы в связи с событиями, о которых вы узнали из повести?

    4. Перескажите понравившиеся эпизоды или зачитайте строки, заставившие вас сопереживать героям повести.

    5. Составление кластера (коллективная работа на тему: «основные события в повести «Привычное дело», в тетради и на доске).

3. Защита проектов.


1 проект– образ Ивана Африкановича Дрынова.

Варианты плана – на доске (можно посмотреть перед уроком).

Рассказ о главном герое.
Примерный план:


  1. Иван Африканович – депутат сельского совета, колхозник. Черты характера:

  • трудолюбие;

  • талантливость (мастер на все руки);

  • совестливость;

  • терпение, послушание;

  • склонность к выпивке.

  1. Иван Африканович – муж и отец:

  • любовь к жене, тоска по ней (конец повести);

  • любовь к детям;

  • помощник, опора в домашних делах.

  1. Иван Африканович – защитник Родины (орден Славы за лично совершенный подвиг).

  2. Иван Африканович – философ:

  • о принадлежности, привязанности к своему миру (когда уезжает – происходят с ним неприятные истории);

  • о природе (любовь к земле);

  • о смысле жизни.

5). Вывод:

Иван Африканович – крестьянин, проживший всю жизнь в родном селе. Один только раз на несколько лет расстался он с родными краями: ушел на войну защищать Родину и вернулся израненный, с орденом «Славы» (Текст) Иван Африканович живет по совести. Праведной его жизнь не назовешь: и выпить может, во хмелю – буянить, смешен, когда выступает в роли свата (Текст) . Но главное – то, что сам сильнее других будет укорять себя за слабохарактерность. Живет в нем совестливость, которая не позволяет переступить извечные законы нравственности.


Как бы жизнь ни трепала его, он остается верен самому себе и тому миру, который является для него своим. Он терпеливо, привычно тянет свой тяжкий воз.

Инсценирование, глава 4 «И пришел сенокос» (начало: « Вечером взял он с собой Гришку»)

В главном герое нашли глубокое выражение исконные качества народного характера, которые всегда обеспечивали ему цельность, устойчивость, способность вынести все, это: трудолюбие, честность, ощущение себя частицей своего мира.

Прочно стоит на Земле Иван Африканович, потому что она для него родная: здесь его семья, близкие ему люди, здесь все, чем жива его душа. Вне этого мира ему попросту нет жизни: как только он покидает родное село, с ним происходят нелепые истории. (Текст)

Оставаясь наедине с собой, он способен подняться до философского осмысления жизни: «Жись. Везде жись. Под перьями жись, под фуфайкой жись. Женки вон печи затопили. Канителятся у шестков – жись. И все добро, все ладно. Ладно, что и родился, что детей народил. Жись, она и есть жись».

Эта мысль, возникнув, поддержит его в самые тяжкие минуты, когда после смерти любимой жены он ощутит острую тоску, которая давит его к земле, и одиночество.
Выразительное чтение (конец повести: «Иван Африканович сидел на могиле жены…»)
2 проект – образ Катерины (часть 1, глава 4; часть 5, глава 2; часть 1, глава 3)

Самые проникновенные страницы – те, где автор рассказывает о высоком и прекрасном чувстве Ивана Африкановича и Катерины (Текст)

Красивых слов герой не говорит, просто нет ему без нее жизни, и для Катерины он один на всем белом свете. Со смертью жены жизнь теряет для Ивана Африкановича смысл, но остаются дети – надо жить ради них.
3 проектпроблематика повести (не просто назвать проблемы, а связать с текстом, доказать).

Социально – экономические:


  • тяжелый труд в колхозе;

  • бесправие колхозников;

  • перегибы (с сенокосом);

  • уход людей из деревни (урбанизация);

  • запустение земель;

  • проблема пьянства.

Нравственно – философские:

  • любовь к родине;

  • принадлежность человека к своему миру;

  • красота родной земли, природы;

  • любовь Ивана и Катерины;

  • нескончаемость жизни, ее смысл.


4 проект – природа на страницах повести.

Жизнь крестьян неотделима от природы, она является постоянным участником почти всех работ в деревне.

Природа в повести В.И. Белова – это не фон, на котором разворачивается действие, она – свидетельница, участница жизни крестьян. Разные времена года проходят перед нами: и тихая, солнечная весна с плотным настом, и лето, украшенное пышной зеленью и птичьим пением, и дождливая, сумрачная осень. Вот Иван Африканович пешком идет в больницу, куда увезли жену, на душе у него тревожно, он очень волнуется, - и на улице ветер, глубокий снег, метель, он идет с закрытыми глазами, наощупь. Природа разделяет тревогу, печаль героя, когда он в лесу заблудился, ему очень одиноко, сильно шумит лес, дождь, хмурая погода (глава 7, часть 2).

Если в жизни героев, Ивана и Катерины царит спокойствие, лад - и в природе то же самое: чистое небо, «спит осинник», появляется «несмелая зелень», встает тихая утренняя заря, все тихо и торжественно (глава 3 (конец), глава 4, часть 1).

Особую роль играет в повести описание родника, несколько раз эта художественная деталь встречается в тексте. Именно здесь, у родника, остановились с новорожденным Иваном отдохнуть его родители – сколько сразу слов с одним корнем! Здесь же они прощались, когда Иван Африканович уезжает, и чистые, холодные струи воды помогли Катерине прийти в себя от горя (глава 5, часть 1).

Когда Иван Африканович возвращается домой, не зная, что его жена умерла, он ищет родничок, чтобы попить – и не находит его: на том месте лишь искореженная земля. И читатель, еще не зная о трагедии, может предположить, что что-то случится (или случилось) трагичное. (Текст, глава 5, часть 3)

Таким образом, природа в повести Белова «Привычное дело» радуется вместе с героями, грустит и печалится с ними, разделяет их горе – она тоже участник событий, поэтому автор и очеловечивает ее, часто используя олицетворения.

Вывод:

«Привычное дело» - дом, в который хочется вернуться. Здесь в каждом слове, в каждой фразе, запятой живет то самое патриархальное сознание, которое освящено трудом, любовью, заботой друг о друге и которое в настоящее время, к сожалению, безвозвратно утрачено. На таких трудолюбивых, честных, нравственно чистых людях, как Иван и Катерина, и держалась деревня в середине и конце XX века.






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница