Рабочая учебная программа по дисциплине «Человек и мир в киноискусстве» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература»



Скачать 173.26 Kb.
Дата01.11.2016
Размер173.26 Kb.
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации

Кафедра современной русской литературы



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Человек и мир в киноискусстве»

для специальности «050301.65 – Русский язык и литература»

по циклу СД.В.2специальные дисциплины

(дисциплины и курсы по выбору)





Очная форма обучения

Курс – 5


Семестр – 9

Объем в часах всего – 48

в т.ч.: лекции – 24

практические занятия – 0

самостоятельная работа – 24

Зачет – 9 семестр





Екатеринбург 2012


Рабочая учебная программа по дисциплине «Человек и мир в киноискусстве»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2012. – 14 с.

Составитель:

Багдасарян О.Ю.. канд. филол. наук, доцент кафедры современной русской литературы

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры современной русской литературы УрГПУ,

Протокол от №13 от 6 июня 2012 г.


Зав. кафедрой _______________ Н.В.Барковская

Директор ИФК и МК __________ Н.И. Коновалова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса – сформировать у студентов представления о специфике кинематографа как вида искусства, об основных тенденциях развития киноискусства, о своеобразии взаимоотношений кино и других видов искусства, в частности, литературы.

В задачи курса входит:

- знакомство с историей возникновения кинематографа, определение места кино в ряду других видов искусств;

- выявление основных этапов развития кино, знакомство с наиболее значительными кинематографическими направлениями и школами, знакомство с творчеством наиболее значительных деятелей кино;

- формирование начального умения анализировать художественные фильмы.         

Курс состоит из двух частей. Первая включает в себя цикл занятий, сосредоточенных в основном на знакомстве с историей развития кинематографа. Специфика этих занятий в том, что они неизбежно совмещают лекционную подачу материала с просмотрами и последующим обсуждением фильмов.

Вторая часть спецкурса посвящена некоторым аспектам взаимодействия кино и литературы, в частности, проблеме экранизации литературного произведения. Литература существует не дискретно, осознание ее бытия в медиальных контекстах, тесной связи с кинематографом необходимо для понимания современной культурной ситуации.

На сегодняшний день кинематограф – значительная и неотъемлемая часть мировой культуры. Кино и телевидение во многом определяют культурный фон, в котором существует человек, поэтому подготовка специалиста в области гуманитарных наук невозможна без приобщения к опыту и поискам мирового кинематографа.

В рамках курса предусмотрено большое количество просмотров с последующим обсуждением. Часть из них может быть осуществлена во внеучебное время (например, на заседаниях Киноклуба).

Курс рассчитан на один семестр, в конце обучения студенты пишут рецензию на один из просмотренных (самостоятельно или на занятии) фильмов.

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

Студенты, завершившие изучение дисциплины, должны:

- понимать специфику искусства кино, обладать теоретическими знаниями об основных средствах кинематографической выразительности, об истории развития кинематографической техники;

- ориентироваться в основных этапах развития мирового кинематографа, иметь представление о творчестве крупнейших мастеров кино; уметь определять основные стилистические черты авторского кинематографа;

- разбираться в основных жанрах кинематографа, понимать их своеобразие; видеть эстетические особенности разных кинематографических традиций и влиятельных направлений национальных кинематографов;

- иметь представление о связях кино с другими видами искусства, осознавать специфику экранизации как одной из разновидностей взаимодействия кино и литературы.



Учебно-тематическое планирование
Учебно-тематический план очной формы обучения




п/п

Наименование темы


Всего тру-доем-кость

Аудиторные часы

Самост. работа

Всего

Лекции

Практич. занятия

Лаборат. работы

1

Кино в системе видов искусств. Специфика языка кино.

5

2

2

-




3

2

Возникновение кино. Первые десятилетия кинематографа.

7

4

4

-




3

3

Развитие языка немого кино в 1920-е гг.

7

4

4

-




3

4

Развитие звукового кино. Кинематограф в 1930-е годы. Кино военного времени

7

2

2

-




3

5

Основные тенденции развития в мировом кино второй половины 20 века.

7

4

4

-




3

6

Кино на современном этапе

5

2

2

-




3

7

Взаимодействие литературы и кино

в первые годы существования кинематографа.



5

2

2

-




3

8

Концепции экранизации литературного произведения.

7

4

4

-




3

Итого

48

24

24

0

0

24



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Часть I. История кино
Тема 1. Кино в системе видов искусств. Специфика языка кино.
Система видов искусства, определение кинематографа как искусства. Кино и фотография: фиксаторский характер «новых искусств», принцип «двойной трансформации» (Ю. Лотман) в кино.

Кинообраз и зрительское восприятие. Особенности кинонарратива: презумпция осмысленности. Линейное, ассоциативное, полифоническое повествование в кино.

Основные выразительные средства кино: кадр, план, монтаж. Виды монтажа. Развитие средств кинематографической выразительности.

Фильмы для просмотра:

Париж, Техас (В. Вендерс)

Тень вампира (Э. Мэридж)

Сказка сказок (Ю. Норштейн)



Тема 2. Возникновение кино. Первые десятилетия кинематографа.
Предпосылки возникновения кино. Волшебный фонарь как система, проецирующая изображение. Тауматро Джона Пэриса. Опыты Жозефа Плато (1829 г.), изобретение фенакистоскопа. Зоотроп Уильяма Хорнера и др. приспособления, воспроизводящие движение объектов. Камера обскура, изобретение и развитие техники фотографии.

Кинетограф («записывающий движение», снимающее устройство) и кинетоскоп («показывающий движение», воспроизводящее устройство) Т. Эдисона и У.Диксона.

Изобретение синематографа братьями Луи и Огюстом Люмьерами, первый киносеанс (28 декабря 1895 года).

Кинопостановки Жоржа Мельеса: использование «спецэффектов» (кинотрюки, волшебные превращения, двойная экспозиция, др.), принцип театральной организации кадра. Первый фантастический фильм в истории кино («Путешествие на луну» Ж. Мельеса). Формирование основных линии кино: хроникальная (кинематограф братьев Люмьер), игровая (фильмы-феерии Ж. Мельеса).

Развитие выразительных возможности кино в творчестве Д.У. Гриффита: освобождение камеры от театральной условности, разработка принципов киномонтажа.

Русский дореволюционный кинематограф. Организация отечественного кинопроизводства. Формирование кинопрофессий (актер, режиссер, оператор, сценарист). Первые русские режиссеры (Протазанов, Гардин, Бауэр, др.). Звезды отечественного немого кино. Распространение мелодрамы, исторических фильмов, экранизаций классической литературы в российском кинематографе.


Фильмы для полного или частичного просмотра:

Фред Отт чихает (Т. Эдисон, У. Диксон)

Выход рабочих с фабрики Люмьер. Прибытие поезда. Политый поливальщик. Игра в карты. Завтрак младенца (Братья Люмьер).

Ужасная ночь. Человек-оркестр. Путешествие на Луну. (Ж. Мельес).

Большое ограбление поезда (Э.С. Портер).

Много лет спустя (Д.У.Гриффит).

Миражи (П. Чардынин).

Тема 3. Развитие языка немого кино в 1920-е гг.
Совершенствование технической базы киноиндустрии. Развитие языка кино. Формирование национального кинематографа.

Разработка визуальных возможностей и психологизма в немецком кино 20-х гг. Поэтика немецкого кинематографического экспрессионизма. «Кабинет доктора Калигари» Р. Вине. Идея «субъективной камеры» в немецком кино. Фильмы Ф.В. Мурнау («Носферату», «Последний человек»). Неоромантические и экспрессионистские черты в фильмах Фрица Ланга.

Французский киноавангард 1910-20-х гг. «Фотогения» Л. Деллюка. Импрессионистские поиски Жана Ренуара и Дмитрия Кирсанова. «Чистое кино» Р. Клера, Ф. Леже. Сюрреализм во французском кино: фильмы-«рейограммы» Ман Рея, «Андалузский пес» и «Золотой век» Л. Бунюэля и С. Дали.

1920-е в США. «Продюсерский период», формирование системы звезд. Развитие американской комедии. Школа Мак Сеннета. Традиция фильмов-слепстиков. Комедийные персонажи Г. Ллойда и Б. Китона. Творчество Ч. Чаплина: от фильмов-балетов к полнометражным киноисториям.

Развитие киноязыка в творчестве советских кинематографистов. Художественные поиски Дзиги Вертова, Л. Кулешова, Вс. Пудовкина, С. Эйзенштейна.
Фильмы для полного или частичного просмотра:

Кабинет доктора Калигари (Р. Вине)

Носферату. Последний человек (Ф. Мурнау)

Механический балет (Ф. Леже)

Морская звезда (Ман Рей)

Андалузский пес (Л. Бунюэль, С. Дали)

Родственники жены (Б. Китон)

Наконец в безопасности (Г. Ллойд)

Банк. Огни большого города. Великий диктатор (Ч. Чаплин)

Человек с киноаппаратом (Д. Вертов)

Броненосец Потемкин (С.Эйзенштейн)

Тема 4. Развитие звукового кино. Кинематограф в 1930-е годы. Кино военного времени.
Появление звука в кино и новые выразительные возможности. Первый звуковой фильм - «Певец джаза» А. Кросланда. Эксперименты советских режиссеров со звуковым кино. Концепция звукозрительного контрапункта С. Эйзенштейна, В. Пудовкина и Г. Александрова.

Развитие киноидустрии в США. Продюсерская система кинопроизводства. «Золотой век» Голливуда. Знаменитые режиссеры и актеры Голливуда. Голливуд и его роль в становлении жанра мюзикла. Кино 40-х гг. Возникновение жанра «фильм нуар». «Гражданин Кейн» О. Уэллса: усложнение нарратива, авторские находки в создании «субъективного повествования».

Советская кинематографическая система. Творчество А. Довженко. Работы С. Эйзенштейна: первый звуковой фильм режиссера и концепция звукозрительной монтажной полифонии. «Иван Грозный» (1944, 1945 гг.).

Европейское кино в 1930-40-е гг. Усложнение киноповествования. Лирико-поэтическое направление в кино Франции: «Под крышами Парижа» Р. Клера, «Аталанта» Жана Виго. «Поэтический реализм» М. Карне. Драматургия «Набережной туманов»: «уголовная драма с метафизическими подпорками» (А. Шемякин). Влияние лирико-поэтического направления на французское кино второй половины 20 века.

Японский кинематограф 1930-х гг. и военного времени. Использование выразительных возможностей «предметного мира», длинного плана и глубинной мизансцены. Творческие находки Кэндзи Мидзогути.
Фильмы для полного или частичного просмотра:

Голубой ангел (Й. фон Штернберг)

Гражданин Кейн (О. Уэллс)

Мальтийский сокол (Дж. Хьюстон)

Александр Невский. Иван Грозный (С. Эйзенштейн)

Аталанта (Ж. Виго)

Набережная туманов (М. Карне)

Тема 5. Основные тенденции развития в мировом кино второй половины 20 века.
Эволюция киноэстетики во второй половине 20 века: появление и утверждение цвета как важного средства выразительности, разнообразие форматов кадра.

Европейское кино.

Развитие кинематографа в послевоенный период: новые имена и творчество метров. Зарождение «неореализма» в итальянском кино 1940-х гг. Фильмы Р. Росселлини, В. де Сика, Дж. де Сантиса и др. Тематика и основные эстетические приемы неореализма, обновление выразительных средств кино.

Фильмы Ф. Феллини. Формирование авторского стиля и основные мотивы творчества. Разработка техники «потока сознания» в фильме «8 с половиной».

Творчество М. Антониони. Новый способ раскрытия психологии человека в «трилогии некоммуникабельности» (нивелирование интриги, дедраматизация действия, прием «странствующей камеры», использование эстетики «индустриального пейзажа» - «Красная пустыня»). Английский («Блоу-ап») и американский (Забриски пойнт») фильмы режиссера.

Французский кинематограф 1960-х гг. «Новая волна» и принципы «Кайе дю синема». Фильмы Алана Рене, Франсуа Трюффо, Жана-Люка Годара, Клода Шаброля и др.. Модернизация техники съемки, обновление киноязыка. Отказ от эстетического моделирования реальности, цитатность ранних фильмов «новой волны». Влияние «новой волны» на развитие мирового кинематографа. Формирование идеи авторского кинематографа.

Эволюция кинематографического стиля Р. Брессона. Понимание кино как «выражения сущностных сторон бытия, находящих лишь косвенное воплощение в видимом поведении людей». Современное французское кино: режиссеры и актеры.

Возрождение немецкого кинематографа в 60-е годы. Расцвет «нового немецкого кино». Творчество Р.В. Фассбиндера, А. Клюге. В. Херцога, В. Вендерса и др.

Скандинавский кинематограф. Повествовательная техника К.Т. Дрейера – классика датского кино. Творчество И. Бергмана и Л. фон Триера.

Восточноевропейский кинематограф второй половины 20 века. Художественные искания в польском и чехословацком кино 60-80-х гг. (творчество А. Вайды, А. Мунка, И. Менцеля и др.)

Американское кино. Послевоенный кинематограф Америки. Саспенс А. Хичкока. «Социальное кино» 60-х гг. Тенденции в американской киноиндустрии 60-80-хх гг. и возникновение «независимого кино». Режиссерские работы А. Пена, С. Кубрика, Ф.Ф. Копполы, М. Скорсезе и мн. др. Новая жизнь мюзикла в 60-70-е гг.: фильмы Дж. Кьюкора, Уайлера, Б. Фосса. Новое Телевидение vs Кино. Демократизация киноискусства.

Крупнейшие школы азиатского кино. Расцвет японского кинематографа. Творчество А. Куросавы, его влияние на европейский кинематограф. Фильмы Я. Одзу. Уникальные жанры азиатского кинематографа.



Поиски отечественного кинематографа. «Оттепельное» кино СССР. Осмысление войны в киноискусстве 60-х и 70-х годов. Творчество С. Параджанова, А. Тарковского, А. Германа, К. Муратовой. Развитие жанра комедии в кино СССР. Творчество Г. Данелия, Э. Рязанова, Л. Гайдая.
Фильмы для полного или частичного просмотра:

Рим – открытый город (Р. Росселлини)

Ночи Кабирии. 8 с половиной (Ф. Феллини)

Ночь. Забриски пойнт (М. Антониони)

На последнем дыхании (Ж.-Л. Годар)

400 ударов (Ф. Трюффо)

Седьмая печать (И. Бергман)

Заводной апельсин (С. Кубрик)

Расемон (А. Куросава)

Любовное настроение (В. Кар Вай)

М. Калатозов «Летят журавли»

Зеркало (А. Тарковский)

Мой друг Иван Лапшин (А. Герман)
Тема 6. Кино на современном этапе
«Жанровое» и «авторское» кино. Жанры массового кинематографа. Авторское кино в системе массовой культуры.

Постмодернистские тенденции в кинематографе разных стран. Экспериментальные построения и интеллектуальные игры в творчестве Питера Гринуэя. Эстетизация насилия в фильмах К. Тарантино.

Современное российское кино. Творчество мэтров и новые имена.

Развитие национальных кинематографов.


Фильмы для полного или частичного просмотра:

Короткометражные фильмы П. Гринуэя

Бартон Финк (И. и Н. Коэны)

Матч-пойнт (В. Аллен)

Три истории (К. Муратова)

Молох (А. Сокуров)

Изображая жертву (К. Серебренников)

Волчок (В. Сигарев)

Жить (В.Сигарев)
Часть II.
Литература и кино: проблема экранизации литературного произведения.
Тема 7. Взаимодействие литературы и кино

в первые годы существования кинематографа.
Конвенциональный характер киноязыка. Кадр как единица «киноречи». «Изначальная словесность» киноискусства.

Сближение кинематографа и литературы в первые годы существования кино. Секуляризация литературы на фоне нового вида искусства. Литература как сфера для заимствования эстетического опыта.

Русская киношкола. Песня и романс как источники сценария. «Понизовая вольница или Стенька Разин и княжна» (1908 г.). Процессы интеграции и заимствования в кинематографе начала 20 века.
Фильмы для просмотра:

Золушка (1902 г., Ж. Мельес)

Понизовая вольница (1908 г., В. Ромашков, А. Дранков)

Тема 8. Концепции экранизации литературного произведения.
Экранизация как вариант взаимодействия литературы и кинематографа. Место экранизаций в русском кинопроизводстве.

Основные типы фильмов, снятых по произведениям литературы. Концепция Н. Зоркой. Экранизация-лубок. Экранизация-иллюстрация. Экранизация-интерпретация. Экранизация-фантазия («по мотивам»). Л. Аннинский: Экранизация по прочтению. Сочетание разных художественных типов экранизаций.

Споры отечественных киноведов и критиков об экранизации как эстетическом феномене. Основные подходы к экранизациям.

Воспроизведение «духа и сути первоисточника» (А. Базен, З. Кракауэр).

Экранизация как воплощение исторического мышления, перечитывание оригинала, в котором полемизируют два времени (В. Шкловский, Е. Левин, Ю. Богомолов).

Экранизация как свободный межсемиотический перевод. (Каган М.С., Копылова Р.) Конструкции экранного прочтения.

Ю. Аронсон об экранизации как переводе: проблема истины оригинала и закона «непереводимости».

Экранизация в свете идеи интермедиальности как способа осмысления феноменов литературы.

Влияние кино на смежные искусства и литературу. Развитие идеи Тынянова о формирующем значении для литературы внелитературных рядов. Изменение культурного фона под действием возросшего визуального опыта.
Фильмы для просмотра:

Пиковая дама (1916, Я. Протазанов)


Самостоятельная работа студентов


  1. Подготовка группового доклада и выступление с ним на занятии, посвященном творчеству советских кинематографистов 1920-х гг.

Темы:

- «Концепция монтажа аттракционов С. Эйзенштейна»,

- «Проект «Киноглаза» («жизнь врасплох») Д. Вертова»,

- «Кинематографические эксперименты Л. Кулешова»,

- «Творческая судьба Вс. Пудовкина»

2. Написание рецензии на один из современных отечественных или зарубежных фильмов (по выбору студента)


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Зоркая Н.М. История советского кино. СПб.: Алетейя, 2005. (фонд кафедры).

2. Аронсон О. Коммуникативный образ: Кино. Литература. Философия. М.: НЛО, 2007. URL: onlinelib.net/index.php?newsid=94831

Дополнительная литература

Александров Г. Эпоха и кино. М.: Политиздат, 1983. ( 1 экз., фонд кафедры).

История зарубежного кино. 1945-2000. Учебник для вузов / Сост.  и отв. ред. В. А. Утилов. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 1 экз.

История отечественного кино / Отв. ред. Л. В. Будяк. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. (1 экз, фонд кафедры)

Караганов А. Первое столетие кино. Открытия, уроки, перспективы. М.: Материк, 2006. (1 экз., фонд кафедры).

Кино: Энциклопедический словарь. Гл. ред. С.И. Юткевич, М.: Сов. энциклопедия,1987. URL: www.biblioclub.ru/dictionaries.php?action=dict&dict_id=64

Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю. Об искусстве. Спб: Искусство-СПб, 1998. (2 экз.).

Эйзенштейн С.М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. URL: Lib.Ru: Сергей Эйзенштейн lib.ru/CINEMA/kinolit/EJZENSHTEJN/

Ямпольский М. Язык-тело-случай: Кинематограф в поисках смысла. М.: НЛО, 2004. (1 экз., фонд кафедры).

Периодические издания:


  1. «Искусство кино»

  2. «Киноведческие записки»


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Ресурсы сети Интернет:

Энциклопедия отечественного кино: www.russiancinema.ru

Журнал Искусство кино - www.kinoart.ru

Киноведческие записки - http://www.kinozapiski.ru/

Сеанс - http://seance.ru/

Театральная библиотека (раздел, посвященный кино): http://biblioteka.teatr-obraz.ru/taxonomy/term/145/9

Проект «Иное кино»: http://www.inoekino.ru/

Книги о кино: http://zmier.info/

Актеры немого кино: http://www.nemoekino.ru/
Учебные видеозаписи:

История американского кино от Мартина Скорсезе (1995 г.)

История русского кино от Сергея Сельянова (1995 г.)

История французского кино от Жан-Люка Годара (1995 г.)

История английского кино от Стивена Фрирза (1995 г.)

История японского кино от Нагисы Осимы (1994 г.)



СВЕДЕНИЯ ОБ авторах программы

Багдасарян Ольга Юрьевна, канд. филол. наук. Доцент кафедры современной русской литературы УрГПУ

Телефон рабочий: (343) 235 76 66

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Человек и мир в киноискусстве»

для специальности «050301.65 – Русский язык и литература»

по циклу СД..В.4специальные дисциплины

(курсы по выбору)


Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. .

Тираж экз. Заказ .



Уральский государственный педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница