Рабочая учебная программа по дисциплине «Анализ литературного произведения»



Скачать 101.59 Kb.
Дата10.05.2016
Размер101.59 Kb.

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«Уральский государственный педагогический университет»

Факультет русского языка и литературы

Кафедра современной русской литературы


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Анализ литературного произведения»

для специальности «050403.65 – Культурология»

по циклу ДПП.В.1 –дисциплины предметной подготовки

дисциплины и курсы по выбору

Очная форма обучения Курс – 1

Семестр – 1

Объем в часах всего - 50

в т ч: лекции – 20

практические занятия - 4 самостоятельная работа – 26

Зачет – 1 семестр






Екатеринбург 2010


Рабочая учебная программа по дисциплине «Анализ литературного произведения»

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2010. – 9 с.


Составитель:

Петров Илья Вадимович, кандидат филологических наук, доцент кафедры современной русской литературы УрГПУ


Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры современной русской литературы УрГПУ

Протокол №10 от 6 мая 2010 г.


Зав. кафедрой Н.В. Барковская
Декан_________ Н.И.Коновалова


1. Пояснительная записка

Курс «Филологический анализ текста» является одной из важнейших составляющих в общем ряду культурологических дисциплин. Студенты знакомятся с различными методиками анализа литературного произведения. Каждая из этих методик призвана дать представление об эстетическом объекте как о внутренне завершенном целом, имеющем свои собственные законы. Благодаря этой работе существенно обогащаются их представления о художественной форме как таковой.

Цель курса состоит в практическом применении знаний полученных при изучении литературоведческих дисциплин. Студенты овладевают навыками анализа литературного произведения в разном аспекте – от постижения связи между внутренней и внешней формой до рассмотрения параметров жанровой формы в целом. Предполагается более детальное изучение таких категорий как «метод», «жанр» и «стиль» в их применении к отдельному произведению.

Задачи курса:

  • показать связь между внутренней и внешней формой произведения;

  • рассмотреть взаимодействие разных подсистем художественного произведения;

  • научить навыкам анализа жанровой формы;

  • заложить подходы к исследованию индивидуального стиля.

  • воспитать эстетический вкус

Данный курс является практическим развитием тех навыков и знаний, которые были заложены при изучении курса «Литературоведение»

2. Учебно-тематическое планирование

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения



Наименование темы

Всего трудо-емкость

Аудиторные часы

Самостоят. работа

Всего


Лекции

Практ. зан.

Лабор. зан.

1

Общие принципы филологического анализа художественного произведения

10

4


4

-

-

6

2

Анализ лирического произведения

10

4


4

-

-

6

3

Жанровый анализ произведения . Принципы миромоделирования

14

8


4

4




6

4

Своеобразие лирических жанров

8

4


4

-

-

4

5

Стилевой анализ произведения

8

4


4

-

-

4




ИТОГО:

50

24


20

4

-

26

3. Содержание дисциплины

Общие принципы филологического анализа художественного произведения


Понятие художественной формы в ее связи с содержанием произведения. Основные грани искусства. Специфика словесного творчества. Слово как средство создания художественного образа. Разные типы художественных образов. Произведение как сложное и внутренне завершенное художественное целое. Понятие внутренней и внешней формы – связь между ними. Основные компоненты внешней формы – речевая и ритмико-мелодическая организация текста. Произведение как носитель образа мира. Роль субъектной организации и хронотопа в создании образа мира. И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: своеобразие хронтопических образов.

Анализ лирического произведения


Понятие ритма и метра в лирическом произведении. Основные категории метрической системы. Понятие стопы как эталона гармонии в стихе. Различные виды стоп и их роль в создании интонации произведения. Интонация как средство раскрытия «основного эмоционального тона в стихотворении». Связь мелодики стиха с авторским миропереживанием. Лестница ритмообразующих элементов. Движение мелодики в стихотворении А. Блока «Россия». Роль пиррихиев в создании ритмического своеобразия стихотворения.

Выразительные средства художественной речи и их связь с категорией стиля. Роль выразительных средств в раскрытии пафоса произведения. Лексические выразительные средства и их эстетическая функция. Специальные выразительные средства. Развернутая метафора в стихотворении Н. Заболоцкого «Гроза». Роль выразительных средств в создании образа мира в произведении.




Жанровый анализ произведения. Принципы миромоделирования


Категория жанра в традиционном литературоведении и ее классификационный характер. Узость подобной трактовки. Жанр как закономерность, определяющая посторонние образа мира в произведении. Разные типы миромоделирования: непосредственное запечатление, иллюзия всемирности, метафорический, метонимический, ассоциативный. Роль древних типов миромоделирования в современной литературе. Место категории жанра в системе «метод – жанр – стиль». Диалектический характер этой триады. Теоретическая модель жанра как инвариант построения образа мира в произведении. План содержания и план жанровой структуры – их взаимосвязь. План жанровых мотивировок и его конвенциональный характер.

Своеобразие лирических жанров


Принципы построения образа мира в лирике. Жанр сонета. Композиционные особенности этой художественной формы. Сонет как философская драма мира и человека. Жанр элегии и его составляющие: философский тон, память как конструктивная основа, двоемирие. Своеобразие элегического жанра в творчестве В.А. Жуковского. Жанр баллады. Специфика балладного лиризма. Трансформация жанра баллады в лирике Н. Гумилева («Заблудившийся трамвай»). Поэма как лироэпический жанр. Своеобразие построения поэмы «Реквием» А. Ахматовой. Взаимодействие лирической и эпической линии внутри этого произведения.

Стилевой анализ произведения

Различие между лингвистическим анализом стилистики художественного текста и литературоведческим анализом стиля литературного произведения. Функциональная концепция стиля: эстетические функции стиля; различие между стилем и жанром; роль стиля в обеспечении идейно-эстетической целостности художественного произведения. Семантика стиля: стиль и пафос произведения; стиль и мировосприятие. Стиль как закономерность: основные принципы создания стилевого единства (интонирование и “интегральность” образных ассоциаций). Стиль как система: основные носители стиля, их соотнесенность. Категории стиля. Объемы понятия “стиль”: стиль произведения, стиль писателя, стилевые течения, “стилевая формация”, “стиль эпохи”.Взаимодействие стиля с другими художественными структурами: стиль и жанр, стиль и творческий метод.




Практические занятия

1.Жанровый анализ рассказа В. Шкушина «Осенью»

2. Жанровый анализ поэмы А. Ахматовой «Реквием»



  1. Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности

В качестве самостоятельной работы студентам предлагается выполнить жанровый анализ рассказа, показать способ создания образа мира внутри этой жанровой формы.

Примерный план анализа жанра рассказа

I. Жанровое содержание.

1. Определите тематику рассказа.

2. Раскройте его проблематику; на какие вопросы старается ответить герои?

3. Какова глубина и широта охвата жизненного материала?

4. Какой родовой смысл выражен в жанровом содержании рассказа:

а) эпический (обретение гармонии личности с всеобщими законами бытия)?

б) лирический (объективная ценность субъективного мира личности)?

в) драматический (борение между субъективной волей личности и объективными законами бытия)?

II. Носители жанра.

1. Субъектная и интонационно-речевая организация повествования:

а) какой тип субъектной организации представлен в рассказе? Основные субъектные формы;

б) чья точка зрения воплощена в зоне безличного повествования? Как соотносятся зона героя и зона безличного повествователя?

в) выделите основные интонационно-речевые слои в несобственно прямой речи героев;

г) как соотносится каждая из субъектно-речевых зон с определенной стороной сознания, характера и судьбы героя? Каково отношение автора к каждой из этих точек зрения? Сделайте вывод о состоянии внутреннего мира героев;

д) раскройте художественный смысл, заключенный в субъектной организации рассказа. Особое внимание обратите на диалогизм позиций безличного повествователя и главного героя.

2. Пространственно-временная организация:

а) как организовано художественное время в рассказе?

б) какую роль в организации хронотопа играют образы вечности?

в) сделайте вывод о смысловой наполненности всего хронотопа рассказа. Какой масштаб обобщения и художественного анализа заключен в образах хронотопа?

3. Ассоциативный фон:

а) выделите сверхтекстовые "знаки времени". Докажите необходимость этих образов для понимания внутреннего мира героя;

б) проследите за подтекстными связями в рассказе на примерах;

в) сделайте вывод о соотношении прошлого и настоящего, вечного и злободневного в художественном мире рассказа.

III. Какая нравственно-философская мера человеческой жизни воплощена в жанровой структуре рассказа? Какова эстетическая оценка, выраженная через систему носителей жанра (герой и эпоха, герой и вечные ценности бытия)?

IV. Сделайте вывод об основных принципах миромоделирования, осуществленных в жанровой структуре этого рассказа.



5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
1. Студент, изучивший дисциплину, должен знать

  • основные литературоведческие категории;

  • основные принципы миромоделирования:

  • основные носители жанрового и стилевого содержания.

2. Студент, изучивший дисциплину, должен уметь

  • находить связь между внутренней и внешней формой

  • анализировать параметры образа мира, заключенного в произведении

  • анализировать экспрессивность стилевых форм.


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. 4-е изд. – М.: Флинта, 2009. – 520 с.URL: http://www.biblioclub.ru/book/83071/

  2. Купина Н.А., Николина Н.А. Филологический анализ художественного текста. Практикум  2-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. URL: http://www.biblioclub.ru/book/83376/
  3. Лейдерман Н.Л. , Петров И.В. Поэтика литературного произведения . - Екатеринбург, 2009. – 178 с. (15 экз)

  4. Лейдерман Н.Л. Теория жанра. – Екатеринбург: НИЦ «Словесник», УрГПУ, 2010. =- 845 с. (10 экз).

Дополнительная



    1. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильев, Ю. В. Казарин. – Екатерибург : УрГУ, 2005. - 496 с. (5)

    2. Барковская, Н.В. Методические принципы анализа литературного произведения в школе– Екатеринбург: УрГПУ, 2008. – 117с. (10 экз)

    3. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2006. (8 экз.).

    4. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М.: Академия, 2010. (10 экз.)

Периодика

Журналы «Вопросы литературы»

«Филологический класс»

«Новое литературное обозрение»




  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:



- карточки раздаточного материала;

- технические средства обучения (компьютерная техника).


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница