Рабочая программа внеурочной деятельности «Кубанский фольклор»



Скачать 183.53 Kb.
Дата06.05.2016
Размер183.53 Kb.
Краснодарский край, Славянский район, посёлок Степной

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №7

муниципального образования Славянский район
УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

от «28» августа 2014 года

председатель педсовета

___________ Я.А. Артюхина
Рабочая программа внеурочной деятельности

«Кубанский фольклор»

2014-2015 учебный год


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 9-10 лет

Составитель:

Гарькуша О.В.

1.Пояснительная записка


«Говоря о широкой реке, не следует забывать о ручьях:

они создали реку. Для того чтобы патриотизм был крепким,

плотным, непоколебимым, нужно, чтобы он исходил из любви

к своей маленькой родине, к родному городу, селу, краю».

И. Эренбург

Что такое балачка? Как бы там ни было, но интерес к этому феномену год от года растет.

В настоящее время филологи считают балачку одним из диалектов русского языка. Основной критерий для этого – национальное самосознание носителей диалекта. Подавляющее большинство которых считают себя русскими. Установить чисто лингвистически, к какому языку относится балачка, крайне сложно.

В настоящее время балачка распространена среди пожилых старожилов кубанских станиц. Преимущественно в бывшей Черномории и в некоторых станицах Закубанья. ( На крайнем западе Кубани – в районе Тамани и Темрюка балачку можно встретить и среди более молодых возрастов).

 Считается, что балачку забывают. Во многом это действительно так. Однако многие пожилые люди, знакомые с балачкой с детства, начинают балакать, выйдя на пенсию. Они выходят из официально-деловой сферы, где господствует литературный язык. И возвращаются в неофициальную среду дома и улицы.

Делаются попытки привить балачку и подрастающему поколению. Например, кубанские диалектные слова изучаются на уроках кубановедения. Их знание необходимо для участия в олимпиадах по этому предмету.


С целью осуществления комплексного подхода в работе по усилению внимания к нравственно – патриотическому, этическому, правовому воспитанию школьников возникает необходимость в создании данной программы.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного мною факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о «кубанском языке».

Цель данной программы:

Создание представления о фольклоре и традиционной культуре Кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.



Задачи, решаемые программой:

-сформировать у школьников представления о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества;

- познакомить их с составом и структурой фольклора;

-составить представление о ценностных основах традиционной культуры;

- развивать творческие способности детей;

- формировать у них интерес к научно- исследовательской работе.


Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в течение одного часа один раз в неделю. Программа предназначена для детей 4-го класса.
Основной формой работы являются учебные занятия:

-занятие- встреча

-занятие- экскурсия

-занятие- праздник

-занятие- конференция

-занятие- конкурс

-занятие- выставка.
По окончании обучения учащиеся должны знать:

-колыбельные песни и их характеристики;

-считалки, дразнилки, припевки, заклички- как жанр детского фольклора;

-сказки кубанских казаков;

-особенности содержания праздников; зимних Святок, Масленицы, Пасхи, Троицы;

-особенности вождения Мыланки и Васыля в кубанских станицах;

-музыкальные жанры Великого поста: духовные стихи;

-жанры фольклора связанные с летним периодом;

-жанры свадебного фольклора, родинного, погребального;

-песни с историческими сюжетами, полковые песни;

-пляску и плясовые песни, частушки;

-жанры музыкального фольклора.


Уметь:

-исполнять колыбельные песни, потешки, дразнилки;

-подготовить постановку по сказке кубанских казаков;

-нарисовать рисунок на тему «Зимние Святки», « Пасха в казачьей семье», «Троица в казачьей семье»;

-исполнять фольклорные тексты: вождение Мыланки и Васыля;

-исполнять маслиничные песни, хороводы;

-исполнять песни летнего и осеннего сезона;

-воспроизводить песни, исполнявшиеся при проводах на службу кубанского казака;

-исполнять лирические и плясовые песни кубанских казаков;

- исполнять духовные стихи.


2. Учебно-тематический план.

п/п


Наименования разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

теоретические

практические

выездные




1

Народы, языки и культуры мира

1

1







2

Фольклор

1

1







3

Воинская служба

1




1




4

Труд

1

1







5

отдых







1




6

Праздники

1




1




7

Кубанское казачество и его культура


1

1







8

Первые шаги (колыбельные песни, потешки, игрушки)

1




1




9

Детские игры и песни (считалки, дразнилки, заклички)

1




1




10

Зимние святки

1




1




11

Пословицы, поговорки, загадки

1

1







12

Пасха

1







1

13

Вознесение и Троицы

1

1







14

Лирические и плясовые песни

1

1







15

Сказки

1




1




16

Легенды и былички

1

1







17

Календарный круг как цикл

1

1







18

Зимние Святки

1




1




19

Колядки и щедровки

1







1

20

Коза и Мыланка

1







1

21

Масленица и масленичные песни

1







1

22

Великий пост. Жанры фольклора

1

1







23

Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. Духовные стихи

1

1







24

Исторические песни кубанских казаков

1

1







25

Лето. Труд в поле и фольклор

1




1




26

Свадебный обряд

1




1




27

Свадебные песни причитания

1

1







28

Погребальный обряд. Причитания

1

1







29

Проводы на службу. Песни при проводах на службу

1

1







30

Казак на воинской службе и в станице (одежда,поведение, отношения)

1

1







31

Исследовательская работа «Кубанская балачка в жизни моего поселка»

1

1







32

Исследовательская работа «Кубанская балачка в жизни моего поселка»

1







1

33

Исследовательская работа «Кубанская балачка в жизни моего поселка»

1




1




34

Итоговое занятие

1




1







Итого часов

34

18

11

5

3. Содержание программы

Тема 1. Народы, языки и культура мира

Внешние, физиологические отличия людей. Понятие раса. Понятие этнос, народ как языковой и культурной общности, а следовательно, и отличия друг от друга больших групп людей. Понятие язык. Коммуникативные, интеграционные, культурно- познавательные свойства языка. Понятие традиция, традиционная культура.

Общая географическая и природно- климатическая характеристика России. Распределение народов России по конфессиональной принадлежности: православные (христиане), мусульмане, буддисты.

Природа, среда обитания и традиционные занятия народов России: охотники, рыболовы таежной и приморской зон, скотоводы и земледельцы. Традиционная народная культура и особенности фольклора народов России.

Понятие Кубань: Кубанская область Краснодарский край. Полиэтничность Кубани. 19 век окончание Кавказской войны и начало складывания новых этнических групп: греки, амшенские армяне, немцы, молдоване, болгары, чехи, цыгане, эстонцы. Начало 20 в.- образование компактного поселения айросов. Конец 20в.- появление ереванских армян, крымских татар, курдов.


Тема 2. Фольклор

Фольклор как духовная основа культуры. Основные жизненные и календарные циклы (рождение, проводы на службу, свадьба, Рождество, Новый год, Троица), основные занятия и связь с ними различных видов и жанров фольклора.


Тема 3. Воинская служба

Кубанские казаки –воины и хлеборобы. Воинская служба как основное занятие. Подготовка к службе. Роль фольклора в подготовке казака к службе. Подготовительный разряд. Служба на Кубани и вдали от нее. Царский конвой. Служба в запасе.


Тема 4. Труд

Труд как понятие: разнообразные и необходимые виды трудовой деятельности. Труд и культура. Земледелие и скотоводство, рыболовство- источники существования и экономическая база войска. Скотоводство и птицеводство в жизни кубанских казаков. Обряды, представления и фольклор связанные с ними. Другие виды деятельности: ткачество, гончарство, кузнечное ремесло.


Тема 5. Отдых

Разнообразные формы досуга и отдых в повседневное и праздничное время. Семейные, общинные, индивидуальные формы отдыха. Досуговый фольклор в войске, общине, семье.


Тема 6. Праздники

Праздники и обряды как форма интеграции, социализации и отдыха. Календарные, семейные, воинские, станичные праздники, их фольклорная и игровая составляющие дети.


Тема 7. Кубанское казачество и его культура

Понятие Кубанского казачества, его многосторонняя сущность. Разнообразные компоненты, входящие в понятие культура народа: жилище, одежда, язык, фольклор. черты общественного устройства кубанских казаков: войско, община, семья.


Тема 8. Первые шаги (колыбельные песни, потешки, игрушки

Первый этап в жизни ребенка в казачьей семье. Отношение к рождению мальчика или девочки в семье и общине. Колыбельные песни- первые фольклорные тексты в жизни человека. Потешки: образный строй. Игрушка в традиционной культуре, ее энергетика. Виды кукол, их использование в играх. Обрядовые куклы.

Тема 9. Детские игры и песни ( считалки, дразнилки, заклички)

Игра в традиционной культуре кубанских казаков, ее значение в жизни ребенка. виды игр: ролевые, с предметами. Качества развиваемые игрой: координация движений, ловкость, смелость, выносливость, смекалка. Игровой фольклор: считалки, дразнилки, игровые припевки.


Тема 10. Зимние святки

Рождество, Новый год, Крещение- главные праздники зимних Святок. Содержание праздничного периода: исполнение обрядов, гуляния, увеселения, пение песен и игра на музыкальных инструментах. Обходы домов с вечерей накануне Рождества. Посевание в домах утром Нового года. Одежда и предметы, используемые в обряде.


Тема 11. Пословицы, поговорки, загадки

Малые жанры фольклора, их предназначение в традиционной культуре. Темы, образы, сюжеты пословиц м поговорок. Загадки и их роль в развитии мышления ребенка, его знаний о мире.


Тема 12. Пасха

Праздник Пасхи. Содержание праздника: Воскресение Иисуса Христа. Основные компоненты праздника: обрядовая еда, одежда. Участие детей в празднике Пасхи.


Тема 13. Вознесение и Троица

Вознесение. Содержание праздника. Троица. Содержание праздника. Основные компоненты праздника: украшение домов зеленью, выход в лес, кумление, гадание на венках. Троицкие хороводы.


Тема 14. Игровые припевки

Песня и припевка как часть игры. Игровые хороводные песни с разыгрыванием сюжета. Сюжеты, мотивы, образы, игрового, хороводного фольклора.

Тема 15. Сказки

Сущность жанра сказки. Ее роль в первом этапе жизни ребенка. тематические группы сказок. Ребенок как герой народной сказки. Сказки кубанских казаков, их особенности.


Тема 16. Легенды и былички

Легенды кубанских казаков. Быличка как жанр. Былички кубанских казаков.


Тема 17. Итоговые занятия

Подведение итогов за год. Подготовка и проведение праздника игрового фольклора.


Список литературы для педагога

  1. Белов Василий. Лад. М., 1989.

  2. Бигдай А. Д. Песни кубанских казаков. Т. 1- 2. Краснодар, 1992.

  3. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар, 2006.

  4. Бондарь Н. И. календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Краснодар, 2003.

  5. Бондарь Н. И. Святой угол. 1998.

  6. Варавва И. Ф. песни казаков Кубани. Краснодар, 1996.

  7. Виноградов Г. С. Страна детей. СПб., 1998.

  8. Герд А. С. Введение в этнолингвистику. Курс лекций и хрестоматия СПб., 2005.

  9. Елисеев Ф. И. первые шаги молодого хорунжего. М. ,2005.

  10. Жиганова С. А. свадебные песни в обрядовом пространстве, 2005.

Список литературы для учащихся

1.Альбедиль М. Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. СПб., 1997.

2.Бондарь Н. И. Святой угол. 1998.

3.Захарченко В. Г. Народные песни Кубани. Т. 1- 2. Краснодар, 1997.



4.Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар, 2002.

5.От прибаутки до былины. Русский фольклор. М. ,1991.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница