Рабочая программа учебной дисциплины «История литературы» Код и направление подготовки



страница1/6
Дата07.05.2016
Размер0.97 Mb.
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Тобольская государственная социально-

педагогическая академия им. Д.И.Менделеева»


Исторический факультет

Кафедра истории, философии, культурологии и методик преподавания
Рабочая программа учебной дисциплины

«История литературы»

Код и направление подготовки

050100_62-09-1-2362 «Педагогическое образование»
Профиль подготовки

«Культурологическое образование»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная

Тобольск

2012

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ УМК


Рег. номер:










Дисциплина:

История литературы







Учебный план:
















Автор:

Костецкая Екатерина Викторовна, канд. филол. наук, доцент







Кафедра:

Истории, философии, культурологии и методик преподавания








Содержание
1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………………………..4

2. Место дисциплины в структуре ОП ВПО………………………………………………...…4

3. Требования к результатам освоения дисциплины …………………………………………4

4. Структура и содержание дисциплины………………………………..……………………...5

4.1. Структура дисциплины ………………………………………………………………… .5

4.2. Содержание разделов дисциплины ……………………………………………………. .6

5. Образовательные технологии ……………………………………………….……………...13

6. Самостоятельная работа студентов………………………………………………….……...16

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства……………………..……........18

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля …………………………………...18

7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов………………………………………………………………....19

7.3. Оценочные средства промежуточной аттестации …………………………………….36

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ………………......45

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………………………….... 46

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……....................46


1. Цель освоения дисциплины

Целью дисциплины является развитие у студентов интереса к изучению литературы, формирование представлений о развитии мировой литературы от средневековой до современной, об изменении идейных и эстетических основ, литературных форм, знакомство студентов с наиболее значительными авторами и произведениями зарубежной и русской литературы.


2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата
Дисциплина «История литературы» относится к профессиональному циклу дисциплин и предназначена для студентов исторического факультета, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» по профилю «Культурологическое образование». Наряду с другими учебными дисциплинами цикла предметной подготовки бакалавра культурологического образования история литературы является базовой дисциплиной, так как дает общее представление о развитии мировой литературы, которая является важной составляющей культуры.

Данный курс читается после изучения дисциплин «История культурологической мысли», «История мировой культуры», подготавливающих восприятие и понимание данного курса. Осваивая курс «История литературы», студенты параллельно изучают базовые курсы «История», «Теория культуры», составляющие основу культурологического знания. Дисциплина предполагает изучение зарубежной и русской литературы. Курс предполагает рассмотрение литературного процесса от его истоков до современного момента, отражает смену направлений, основные исторические этапы развития литературы, сосредоточивает внимание на наиболее крупных её явлениях. Тематическая рубрикация программы опирается на хронологический принцип.

Курс в объеме 216 академических часов читается на 1 и 2 курсах обучения во 2 и 3 семестрах. Аудиторных занятий (лекционных и практических) – 76 часов. Самостоятельной работы – 73 часа. Зачетные мероприятия проводятся по окончании 2 и 3 семестров в форме экзамена.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Дисциплина ориентируется на учебно-воспитательный, культурно-просветительный, научно-методический виды профессиональной деятельности. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ОП ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» по профилю «Культурологическое образование»:

а) общекультурных (ОК):

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основные этапы развития литературного процесса;

  • литературные направления и школы;

  • значительных авторов и произведения мировой литературы;

  • основные литературоведческие понятия;

  • основные проблемы, поднимавшиеся русской и зарубежной литературой в различные культурно-исторические эпохи.

Уметь:

  • ориентироваться в литературном процессе мировой культуры;

  • разбираться в особенностях идейно-стилистических направлений в литературе;

  • анализировать творчество писателя исходя из определённого историко-культурного контекста;

  • анализировать художественное произведение (выделять идею, сюжет, героев, конфликт);

  • применять основные теоретические понятия при анализе отдельных произведений или творчества писателя в целом;

  • давать оценку различным литературным феноменам.


Владеть навыками:

  • работы с текстом и анализа художественного произведения;

  • работы с критической литературой;

  • подготовки учебных занятий по литературе с использованием полученных знаний по истории литературы;

  • объяснения учащимся литературоведческих категорий и понятий;

  • формирования духовной культуры школьников;

  • развития у учащихся толерантного отношения к художественным памятникам различных культур и к представителям этих культур.


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 ч.).


4.1. Структура дисциплины

ОДО

 №


Наименование раздела

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

Всего

аудиторные занятия

СР

ЛК

ПЗ

1.

Античность (IX в. до н.э.- V в. н. э.)

II

10

2

4

4

2.

Средние века (V–XIV вв.)




16

2

8

6

3.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.)




12

2

6

4

4.

Литература ХVII-XVIII веков




24

4

12

8

5.

Эпоха романтизма (1789-1830 гг.)

III

16

4

4

8

6.

Эпоха реализма (1830-1880 гг.)




25

4

6

15

7.

Литература рубежа XIX-XX веков

(1880-1914 гг.)






22

4

4

14

8.

Литература ХХ века




24

6

4

14




149

28

48

73

Контроль самостоятельной работы

4










Экзамен

63










Итого 216


ОЗО

 №


Наименование раздела

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

Всего

аудиторные занятия

СР

Контроль

ЛК

ПЗ

1.

Античность (IX в. до н.э.- V в. н. э.)

II

23

2

1

20




2.

Средние века (V–XIV вв.)




21




1

20




3.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.)




22




2

20




4.

Литература ХVII-XVIII веков




24




2

22




5.

Эпоха романтизма (1789-1830 гг.)

III

29

2

1

26




6.

Эпоха реализма (1830-1880 гг.)




28




2

26




7.

Литература рубежа XIX-XX веков

(1880-1914 гг.)






27




1

26




8.

Литература ХХ века




42




2

31

9




216

4

12

191

9

Экзамен














4.2. Содержание дисциплины

№ 

Наименование раздела

Содержание раздела

1.

Античность. (IX в. до н.э.- V в. н. э.)

Античная культура как исток европейской цивилизации. Древнегреческий эпос как род поэзии. Идеал героической этики архаического периода и его отражение в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Древнегреческая лирика VII-VI вв. до н.э., эпохи становления полисной системы. Жанры древнегреческой лирики: элегия (Тиртей, Солон), ямб (Архилох), мелика сольная (Алкей, Сапфо, Анакреонт) и хоровая (Пиндар).

Древнегреческая драма V-IV вв. до н.э. как высший род поэзии в эпоху расцвета полисной демократии. «Поэтика» Аристотеля – первый трактат по теории литературы. Возникновение театра из обрядового действа в честь бога Диониса. Трагедия и комедия как основные жанры античной драмы. Эсхил – «отец трагедии». Поэтика Софокла: монументальность образов и их человечность, «человек, каким он должен быть». Еврипид. Трагедия «Медея»: конфликт между долгом и страстью и двойственное его решение. Комедия как жанр.

Литература Древнего Рима и её национальное своеобразие. «Золотой век» римской поэзии. Роман как новый жанр эпохи кризиса античности и его своеобразие (любовная тематика, стереотипность образов, сюжетов и мотивов, фантастичность как отход от повседневной реальности). Буколический (пастушеский) роман «Дафнис и Хлоя» Лонга и сатирический роман «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея.


2.

Средние века. (V–XIV вв. в Европе)

Средневековая модель мира и человека. Периодизация средневековья. Сословный характер основных направлений литературы: церковная (клерикальная), феодально-рыцарская (светская), городская.

Героический эпос раннего средневековья: ирландский (саги о Кухулине), исландский (эддические песни), англо-саксонский («Беовульф»). Героический эпос позднего средневековья: французский («Песнь о Роланде»), испанский («Песнь о моём Сиде»), немецкий («Песнь о Нибелунгах»). «Песнь о Роланде»: прославление воинской доблести, верности рыцаря монарху, любви к родине, осуждение феодального своеволия.

Рыцарская литература XII-XIII вв. Рыцарский (куртуазный) роман.

Городская (бюргерская) литература. Эпические жанры: фаблио, шванки, басни. Драматические жанры: мистерия, миракль, моралите, фарс, соти. Лирическая поэзия. Ваганты как её носители. Народная смеховая культура.

Проторенессанс (Предвозрождение) – переход к эпохе Возрождения. Дальнейшее обмирщение художественной культуры, интерес к личностному началу в человеке, распространение мистики. Ф. Вийон. Автобиографизм его поэзии. Традиции и новаторство его лирики. Данте как последний поэт средневековья и первый поэт нового времени. Поэма «Божественная комедия».

Специфика древнерусской литературы. Периоды развития древнерусской литературы. «Великое начало литературы». «Литература эпохи «Слова о полку Игореве». «Литература трагического века в истории России». «Литература времени национального подъема» (14 в. -сер. 15в.). «Литература исторических размышлений» (вт. пол. 15 в.). «Эпоха решительного подъема общественного значения литературы» (пер. пол. 16 в.). «Литература государственного устроения» (сер. 16 в.). «На пути к новому литературному сознанию» (вт. пол. 16 в.). «Литература периода формирования ново литературного сознания» (нач. 17 в.). «XVII в. в русской литературе».



3.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.)

Понятие «Ренессанса», хронологические и пространственные границы периода. Антропоцентризм, индивидуализм и универсализм – важнейшие понятия ренессансной культуры. Роль Италии в становлении гуманистической культуры. Ренессансный реализм. Ф. Петрарка. Д.Боккаччо. Жанровое своеобразие «Декамерона». Проблема комического в литературе французского Возрождения. Ф.Рабле и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Реалистический гротеск, карнавализация (М.Бахтин). Национальное своеобразие английского Возрождения. Социальная утопия Т.Мора.

Драматургия Шекспира и многообразие её жанровых форм. Исторические хроники как национальная эпопея Англии («Ричард III»). Утверждение гуманистических идеалов в комедиях («Двенадцатая ночь»). Вечные вопросы в трагедиях «Гамлет», «Ромео и Джульета», «Король Лир», «Отелло».

«Дон Кихот» М.Сервантеса как роман нового типа.


4.

Литература ХVII-XVIII вв.

XVII век как особая историческая эпоха. Педро Кальдерон. «Жизнь есть сон». Классицизм как художественный метод. Идеал героической личности, человека служения. Теория единства (места, времени и действия). Иерархия литературных жанров. Теоретический трактат Буало «Поэтическое искусство». Конфликт долга и чувства как основной конфликт классицистического театра. Мольер и художественные принципы классицизма. Собирательные образы дворянина, буржуа, плебея в комедиях Мольера. Жанры басни и афоризма во французской литературе XVII века (Лафонтен, Ларошфуко).

Просвещение как главное идейное движение XVIII века в Европе. Периодизация английского Просвещения. Общая характеристика романов Дефо и место «Робинзона Крузо» среди них. Д.Свифт и его позиция в просветительском движении. Историческая миссия французских просветителей. Вольтер как философ и писатель. Д.Дидро и энциклопедисты. Поэтика сентиментализма. Л.Стерн. «Сентиментальное путешествие». Психологизм, особенности композиции и стиля романа. Роман «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж.Руссо как выражение сентиментализма писателя. Специфика и периодизация немецкого Просвещения. Г.-Э.Лессинг. Эстетические труды «Гамбургская драматургия», «Лаокоон». Ф.Шиллер. Драмы периода «бури и натиска» («Разбойники», «Коварство и любовь»). «Веймарский классицизм» в творчестве Шиллера (баллады).

Основные этапы творческого пути И.-В.Гете. «Страдания юного Вертера» как исповедь человеческой души. Трагедия «Фауст». История её создания. Социально-политическое, философское, нравственное содержание трагедии.

Периоды развития русской литературы в XVIII в.: Петровская эпоха, 30-50-е гг., 60- пер. пол. 70-х гг., посл. четверть XVIII в. Творческие методы: классицизм, сентиментализм, просветительский реализм. Теория русского классицизма. Тредиаковский, Кантемир, Державин, Ломоносов, Сумароков. Основные этапы развития драматургии: Фонвизин, Державин, Новиков, Радищев.



5.

Эпоха романтизма. (1789-1830 гг.)

Историческая почва, социальные, философские и эстетические предпосылки возникновения романтизма в западноевропейских литературах XIX века. Принципы романтизма как художественного метода. Романтизм в Германии. Города Йена и Гейдельберг – центры нового искусства. Учение об искусстве как о высшей форме познания мира и роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген». Голубой цветок как поэтический символ романтического идеала. Заслуги немецких романтиков в собирании и обработке произведений устного народного творчества. «Семейные и детские сказки» братьев Гримм. Э.Т.А.Гофман. Тема двойничества, искусства в его творчестве. Новеллы «Золотой горшок», «Крошка Цахес». Г.Гейне – поэт и мыслитель.

Романтизм в Англии. Жизненный и творческий путь Дж.Г.Байрона. Поэтическое новаторство (образ романтического героя, жанр лиро-эпической поэмы, лирические отступления). Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда», романтически-бунтарный цикл «восточных поэм» («Корсар», «Гяур»), роман в стихах «Дон Жуан» .В.Скотт – создатель жанра исторического романа. «Айвенго».

Романтизм во Франции. Возникновение жанра исповедального романа. А. де Мюссе («Исповедь сына века»). Социальный роман в творчестве Жорж Санд («Орас»). В.Гюго – глава группы французских романтиков. «Исторический» роман Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Романтизм в США. Роман американского романтизма (Дж.Ф.Купер). Поздний романтизм в творчестве Э.По.

Русская литература первой половины XIX в. Историко-литературный процесс 1800-1840-х гг.: особенности развития. В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков. Литературное развитие 20-30-х гг. XIX в. формирование классической формы романтического конфликта, развитие поэтики реализма. К.Ф.Рылеев. В.К.Кюхельбекер. А.С.Грибоедов. А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь.


6.

Эпоха реализма. (1830-1880 гг.)

Реализм как художественный метод и литературное направление. Социальные и исторические предпосылки возникновения, философская основа, эстетическое своеобразие. Реализм во Франции. О.де Бальзак. Замысел цикла «Человеческая комедия» и его обоснование в предисловии. Обличение буржуазных методов самоутверждения, нравов и морали в произведениях «Гобсек», «Евгения Гранде» и «Отец Горио». Г.Флобер. Критика воинствующего мещанства и духовного убожества в романе «Госпожа Бовари».

Реализм в Англии. Художественное новаторство Ч.Диккенса. У.Теккерей – великий сатирик Англии. Роман «Ярмарка тщеславия». Роман Ш.Бронте «Джейн Эйр»: специфика художественного метода писательницы.

Русская литература 50-60-х гг. XIX в. Культурно-исторический контекст развития русской литературы в 50-60-е гг. XIX в. Н.Г.Чернышевский. Ранние повести И.С.Тургенева (40-50-е гг.). Романы И.С.Тургенева кон. 40- нач. 50-х гг. Поздний период творчества И.С.Тургенева (вт. пол. 60-х-70-е гг.). Поэзия А.А.Фета. Поэзия А.К.Толстого. Проза Н.С.Лескова. Своеобразие историко-литературной ситуации 70-х-80-х гг. XIX в. Типология русского реализма. Л.Н.Толстой. Ф.М.Достоевский. А.П.Чехов.


7.

Литература рубежа XIX-XX веков.

(1880-1914 гг.)



Основные направления философско-художественных исканий времени. Понятие декаданса. Формирование жанра психологический прозы в конце XIX - начале XX веков. Реализм в творчестве Ги де Мопассана. Интеллектуальная проза А.Франса-реалиста. Натурализм как художественный метод. Э.Золя – автор цикла «Ругон-Маккары».

Символизм как художественный метод. П.Верлен, А.Рембо: художественный мир поэзии. Понятие символистского театра и драматургия М.Метерлинка. Понятие «новой драмы». Генрих Ибсен – основоположник нового типа социально-психологической пьесы-дискуссии.

Импрессионизм психологической прозы Кнута Гамсуна. Роман «Голод».

Английский эстетизм. Творчество Оскара Уайльда. Символизм романа «Портрет Дориана Грея».

Джон Голсуорси. «Сага о Форсайтах» как центральное произведение писателя.

Интеллектуальный театр Бернарда Шоу.

Становление реализма в литературе США. Юмор и сатира рассказов М.Твена.

Д.Лондон. «Северные» рассказы: основные темы, идеи.

Социальный смысл и художественные особенности романа Т.Драйзера «Американская трагедия».

Русская проза рубежа веков. Характерные особенности прозы рубежа веков. М.Горький. А.Белый. А.Куприн. Л.Андреев. И.Шмелев, Б.Зайцев, А.Ремезов. Своеобразие общественной и культурной жизни на рубеже веков. К.Бальмонт. В.Брюсов. А.Блок. Н.Гумилев. А.Ахматова. О.Мандельштам. В.Ходосевич. И.Анненский. М.Волошин. Н.Рерих. Поэзия русского футуризма. В.Хлебников. Вл.Маяковский. Б.Пастернак. М.Цветаева. С.Есенин. И.Бунин.



8.

Литература ХХ века

Первая мировая война как важный исторический рубеж и как одна из тем в литературе разных стран. Крушение под воздействием опыта войны концепций буржуазного гуманизма XIX века и формирование как модернистских концепций мира и человека, так и революционных идей.

Модернизм как культурологическая категория и тип творчества. Абсурд как качество реальности, обращение к сфере подсознательного в человеке, принципиальный антиисторизм, мифологизм мышления, новая философия времени, десоциологизация литературы.

Марсель Пруст. Психологическая тема памяти в цикле романов «В поисках утраченного времени». Приём «потока сознания».

Франц Кафка. Персонификация отчуждения в образах новеллы «Превращение», романов «Процесс», «Замок». Абсурд и способы его создания.

Дж. Джойс. Роман «Улисс» - энциклопедия модернизма: мифологизация реальной действительности, «поток сознания», особенности хронотопа, деперсонализация личности. Философские, религиозные и эстетические установки автора.

Тема «потерянного поколения» в литературах разных стран. Эрнест Хемингуэй. Особенности стиля: внутренний монолог, принцип «айсберга», лаконизм.

Эрих-Мария Ремарк. Дегероизация войны в романах «На Западном фронте без перемен» и др.

Немецкая литература 1920-30-х гг. Актуальность исторического жанра в ситуации победы фашистской идеологии (Л.Фейхтвангер, Г.Манн, Т.Манн, С.Цвейг, Б.Брехт).

«Эпический театр» Бертольда Брехта.

Развитие жанра романа-антиутопии в английской литературе. Зарождение традиции в творчестве О. Хаксли («О, дивный новый мир») и продолжение её Д. Оруэллом («Скотный двор», «1984»).

Новейший период (1945-1990 гг.). Исторические и художественные координаты периода. Литература и идеология, политика, религия. Экзистенциализм и его основные категории, нашедшие отражение в мировоззрении и творчестве писателей середины ХХ века: экзистенция, абсурд, выбор, бунт, свобода. Альбер Камю. «Миф о Сизифе» - эссе об абсурде. Повесть–притча «Посторонний». Роман «Чума»: абсурд и его преодоление.

«Театр абсурда» и его идейно-художественные установки. Трагифарсы Эжена Ионеско. «Лысая певица»: нонсенс как средство создания образов, пародия и формирование абсурдной картины бытия через язык. Антидрама С.Беккета «В ожидании Годо».

1960-90-е гг. – время реализации концепции постмодернизма. Проявление нового культурного кода в литературе: антииерархичность и игра высокими и низкими стилями, травестия и бурлеск, пародирование, деконструкция, выявление относительности любой абсолютной истины, отсутствие ценностного стержня, «смерть автора», «присвоение» чужих текстов, цитатность, насыщенность аллюзиями, реминисценциями, смешение жанров, приём игры, мистификации, коллаж. Интертекстуальность как свойство постмодернистского римейка. Романы Д.Фаулза («Коллекционер», «Любимая женщина французского лейтенанта»).

Американская литература. «Молчаливые» 50-е гг. и их отражение в творчестве Дж.Д.Сэлинджера («Над пропастью во ржи»). Движение молодёжного нонконформизма и его преломление в литературе «битников». Кен Кизи («Пролетая над гнездом кукушки»), Д.Керуак («На дороге»).

Художественный мир колумбийского писателя Г.Гарсиа Маркеса. «Магический реализм» в романе-мифе «Сто лет одиночества».

Философско-символические новеллы аргентинского писателя Х.Л.Борхеса. Культурологические парадоксы и интеллектуальная метафоричность в рассказах «Вавилонская библиотека», «Пьер Менар, автор «Дон Кихота», «Три версии предательства Иуды».

Признаки бестселлера на примере произведений бразильского писателя Пауло Коэльо («Алхимик», «Вероника решает умереть»).

Литературный мир Японии.



Типологические особенности развития русской литературы с 1917 г. Этапы. Темы. Проза 1920-х гг.: Б.Пильняк, Замятин, Фадеев, Леонов. М.Горький. Драматургия 1920-х гг.: М.Булгаков. Творчество А.Платонова. Литература 1930-х гг. А.Н.Толстой. Творчество М.Шолохова. Литература периода ВОВ. Литература 1960-70-х гг. Деревенская проза. Тема ВОВ в русской современной литературе. Возвращенная литература. Основные направления современной литературы и ее условность. Литература с реалистической, модернистской и постмодернистской доминантой.
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница