Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»



Скачать 221.24 Kb.
Дата11.11.2016
Размер221.24 Kb.

Министерство образования саратовской области



Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнЕдеятельности

2011 г


Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 260807 «Технология продукции общественного питания» (углубленная подготовка).
Организация-разработчик: ГОУ СПО «Саратовский колледж кулинарного искусства»

Разработчик:

Пластинкин В.А.- высшая квалификационная категория, преподаватель-организатор курса «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасности жизнедеятельности» ГОУ СПО «Саратовский колледж кулинарного искусства»
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.




СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6
  1. условия реализации учебной дисциплины


11
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


14

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 260807 «Технология продукции общественного питания».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла


1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:



  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  • применять первичные средства пожаротушения;

  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  • оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:



  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • способы защиты населения от оружия массового поражения;

  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.



1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося- 102 часа,

в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -68 часов;



- самостоятельной работы обучающегося -34 часа.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

-

лабораторные занятия

-

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

создание презентаций




написание рефератов




Промежуточная аттестация в форме зачета




    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасности жизнедеятельности»




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Обеспечение безопасности жизни деятельности




6






Введение

Содержание учебного материала

6

1

Основные цели и задачи учебной дисциплины» Безопасности жизни деятельности».

1

2

Основные термины и определения: среда обитания, природные и техногенные факторы окружающей среды.




3

Производственная среда, опасные зоны и рабочие места.

4

Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации.

5

Экологическая безопасность в общественном питании.

6

Роль дисциплин в процессе освоения основной профессиональной деятельности.

Тема 1.1

Научно- технический прогресс и среда обитания современного человека


Содержание учебного материала

4

1

Воздействие вредных производственных факторов на здоровье человека.

2

2

Требования к производственным помещениям и рабочим местам в общественном питании.

Практические занятия

1. Ознакомление с методами и средствами защиты от вредных и опасных производственных факторов



2




Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Подготовка реферата по теме: «Основные понятия безопасности жизни деятельности».

  2. Подготовка презентации по теме: « Зависимость продовольственной безопасности от природных факторов».

4

Раздел 2.

Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях




12

Тема 2.1.

Чрезвычайные ситуации мирного времени


Содержание учебного материала

1

Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций.

12

2

2

Характерные признаки ЧС: по природе возникновения, по масштабам распространения последствий, по причине возникновения, По возможности предотвращения.

3

Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. Противопожарное оборудование и его расположение на предприятиях общественного питания. Инструкции по пожарной безопасности.

4

Вопросы эвакуации на предприятиях общественного питания.

5

Чрезвычайные ситуации социального происхождения: терроризм, шантаж, мошенничество, разбой, бандитизм, инфекционные заболевания.

6

Организационная структура обеспечения электро безопасности на предприятиях общественного питания.

7

Средства коллективной и индивидуальной защиты от поражения электрическим током.

Практические занятия

1.Отработка тактики тушения пожара. Спасение и эвакуации пострадавших на предприятии общественного питания.

2.Ознакомление с организационной структурой обеспечения электро безопасности на предприятиях общественного питания.


4




Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка презентации по теме: «Организация работы по обеспечению пожарной безопасности на предприятиях общественного питания».



6

2

Раздел 3

Чрезвычайные ситуации военного времени




6

Тема 3.1

Организация защиты населения от оружия массового поражения

Содержание учебного материала

6

1

Характеристика оружия массового поражения: ядерное, химическое, бактериологическое и его поражающие факторы. Защита предприятий общественного питания после применения противником оружия массового поражения.

2

2

Защита при радиоактивном загрязнении. Защита при химическом загрязнении. Обеспечение населения и формирований средствами индивидуальной защиты. Укрытие населения в защитных сооружениях. Средства защиты органов дыхания и кожного покрова.

3

Назначение и задачи гражданской обороны. Основные задачи ГО. Формирования ГО. Режим функционирования ГО. Руководство ГО.

Практические занятия

1.Отработка нормативов по одеванию индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожного покрова.

2.Ознакомление и практическая отработка способов работы на приборах радиационного, химического наблюдения и разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения.


2




Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Подготовка доклада по теме: «Классификация ЧС мирного и военного времени. ФЗ № 68 от 21.12 94 «О защите населения и территорий от ЧС»

2.Подготовка презентации по теме: «Назначение и задачи гражданской обороны»


4

Раздел 4

Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций




8

Тема 4.1

Устойчивость функционирования объектов экономики и технологических систем

Содержание учебного материала

8

1

Понятие устойчивости работы объектов общественного питания. Факторы определяющие устойчивость работы объектов общественного питания. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов.

2

2

Психологические аспекты безопасности в ЧС. Ликвидация ЧС и их последствий. Причины неустойчивости работы предприятий общественного питания.

3

Общие требования безопасности на предприятиях общественного питания. Организация рабочего места. Безопасность при работе с колющими, режущими предметами. Безопасность при обращении с электромеханическим оборудованием в общественном питании.

4

Отрицательное воздействие на окружающую природную среду. Предотвращение загрязнения водоемов сточными водами. Отходы- источник негативных факторов техносферы. Вопросы утилизации твердых и жидких отходов на предприятиях общественного питания.

Практические занятия

1.Определение методов и средств защиты от вибрации на предприятиях общественного питания.

2.Ознакомление с порядком использования приборов дозиметрического и химического контроля.

3.Ознакомление с методами и средствами определения и замера шума на предприятиях общественного питания.



4




Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Подготовка презентации по теме: «Вопросы утилизации твердых и жидких отходов на предприятиях общественного питания».

2.Подготовка реферата по теме: «Устойчивость функционирования предприятий общественного питания в ЧС».

3.Подготовка доклада по теме: «Национальное законодательство и международные конвенции по охране окружающей среды».



8

Раздел 5

Основы военной службы




6

Тема 5.1

Вооруженные силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества

Содержание учебного материала

6

1

Национальная безопасность РФ. Основы обороны государства. История и предназначения Вооруженных Сил. Вооружение и боевая техника Российской армии и флота. Боевые традиции и символы воинской службы.

2

Порядок прохождения военной службы. Назначение на воинские должности. Общевоинские Уставы ВС.

2

3

Виды воинской деятельности. Требования к психологическим и моральным качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива. Подготовка по воинским учетным специальностям.

Практические занятия

1.Ознакомление со структурой Вооруженных Сил Российской Федерации и порядком прохождения военной службы.

2.Ознакомление с особенностями воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил Российской Федерации и других воинских формированиях.


2




Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Подготовка реферата по теме: «Вопросы продовольственного и тылового обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации».

2.Подготовка презентации по теме: «Боевые традиции и символы военной службы.


8

Раздел 6.

Применение медицинских знаний при ликвидации чрезвычайных ситуаций




10

Тема 6.1.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим на предприятиях общественного питания в чрезвычайных ситуациях

Содержание учебного материала

10

1

Оценка состояния пострадавшего и первичные реанимационные меры. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца.

2

Помощь при ушибах, вывихах, переломах конечностей и кровотечениях из ран.

3

Помощь при травмах головы, синдромах сдавливания, переломах позвоночника, внутренних органов.

2

4

Помощь при ожогах, обмораживаниях, замерзании, тепловых и солнечных ударах и при отравлениях.

5

Приемы спасения утопающих и первая медицинская помощь при утоплении, при потере сознания и поражении электрическим током

Практические занятия

1.Отработка вопросов оказания первой помощи при различных отравлениях на предприятиях общественного питания.

2.Ознакомление со способами наложения стерильной повязки при различных травмах.

3.Ознакомление со способами искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

4.Отработка вопросов способов оказания первой медицинской помощи при переломах, ожогах, электротравмах.

5.Ознакомление со способами иммобилизации при переломах.



6




Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Подготовка презентации по теме: «Первичные реанимационные меры по спасению пострадавших».

4




Зачет

2

2

Всего:

102



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины



3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Реализация программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасности жизнедеятельности» требует наличия учебного кабинета.

Современные тенденции развития естественнонаучного образования, необходимость оптимизации процесса обучения требуют наличие в кабинете аудиовизуальных ТСО: видео-двойки, мультимедийного оборудования. Наличие данных ТСО позволяет просматривать и моделировать всевозможные чрезвычайные ситуации, проводить их разбор, обучаться правильным действиям при их возникновении.

Материально-техническое оснащение разделов:

1. Государственная система обеспечения безопасности населения:

- приборы: радиационной, химической разведки, бытовой дозиметр;

- макет простейшего укрытия в разрезе или формате ЭОИ;

- макет убежища в разрезе или формате ЭОИ;

- средства индивидуальной защиты : противогазы, респираторы,

2. Общевойсковой защитный комплект:

- компас:

- визирная линейка;

- комплекты плакатов.

3. Основы обороны государства и воинская обязанность:

- массогабаритный макет 7,62-мм (или 5,45 – мм) автомата Калашникова, 5,6- мм малокалиберная винтовка;

- средства индивидуальной защиты: общевойсковой противогаз, общевойсковой защитный комплект;

- комплекты плакатов.

4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:

- индивидуальные средства медицинской защиты: аптечка АИ пакеты перевязочные ППИ, пакеты противохимические индивидуальные ИПП- 11;

- сумка и комплект медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи (сумка СМС);

-перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри: бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7- м Х 14- см, бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5- м Х 10- см, вата медицинская компрессная, косынка медицинская ( перевязочная), повязка медицинская большая стерильная ,повязка медицинская малая стерильная;

- медицинские предметы расходные: булавка безопасная, шина проволочная ( лестничная) для ног, шина проволочная ( лестничная) для рук, шина фанерная длиной 1-м;

- аппараты, приборы и принадлежности для травматологии и механотерапии: манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная);

Комплект учебной мебели кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности» включает:

-стол для преподавателя;

- стул для преподавателя,

-столы ученические,

- стулья ученические,

- доска.


3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

  1. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», « О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание, М, 1993- 2007

  2. Конституция Российской Федерации (действующая редакция)

  3. Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)

  4. Уголовный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)

  5. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 класс. Под ред. Воробьева Ю.Л.- М., 2006. . Гриф: Минобрнауки РФ

  6. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 класс. Под ред. Воробьева Ю.Л.-М., 2006. Гриф: Минобрнауки РФ

  7. Топоров, И.К.

Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10-11 класс. М., 2006. Гриф: Минобрнауки РФ

  1. Смирнов, А.Т., Мишин, Б.И., Васнев, В.А.

Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.10-11 класс.- М, 2008. Гриф: Минобрнауки РФ

  1. 100 вопросов-100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и контракту: Сборник.- М., 2006. Гриф: Минобрнауки РФ

  2. Смирнов, А.Т.

Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов образовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин, В.А. Васнев, под редакцией А.Т. Смирнова,-8-е издание переработанное - М., 2007. Гриф: Минобрнауки

  1. Армия государства Российского и защита Отечества Под редакцией В.В. Смирнова, - М .,2007. Гриф: Минобрнауки

  2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации (действующая редакция)

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

3

Освоенные умения:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;


практические занятия, контроль текущих знаний: устный опрос, тестирование, экспертная оценка устных ответов (зачет)

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

практические занятия, контроль текущих знаний: устный опрос, тестирование, экспертная оценка устных ответов (зачет)

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;




практические занятия, контроль текущих знаний: устный опрос, тестирование, экспертная оценка устных ответов ( зачет)

применять первичные средства пожаротушения;


практические занятия, контроль текущих знаний: устный опрос, тестирование, экспертная оценка устных ответов (зачет)

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

практические занятия, контроль текущих знаний: устный опрос, тестирование, экспертная оценка устных ответов (зачет)

владеть способами бесконфликтного общения саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;



практические занятия, контроль текущих знаний: устный опрос, тестирование, экспертная оценка устных ответов ( зачет)

оказывать первую помощь пострадавшим;





практические занятия, контроль текущих знаний: устный опрос, тестирование, экспертная оценка устных ответов (зачет)

Усвоенные знания:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противостояния терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

Текущий контроль:

- устный опрос;

- письменный опрос;

- социальные ситуации.



основы военной службы и оборона государства;

Текущий контроль:

- устный опрос;

- письменный опрос;

- социальные ситуации



задачи и основные мероприятия гражданской обороны;


Текущий контроль:

- устный опрос;

- письменный опрос;

- социальные ситуации



способы защиты населения от оружия массового поражения;

Текущий контроль:

- устный опрос;

- письменный опрос;

- социальные ситуации



меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

Текущий контроль:

- устный опрос;

- письменный опрос;

- социальные ситуации



организацию и порядок призыва на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

Текущий контроль:

- устный опрос;

- письменный опрос;

- социальные ситуации



основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воин-

ских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;



Текущий контроль:

- устный опрос;

- письменный опрос;

- социальные ситуации



область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;


Текущий контроль:

- устный опрос;

- письменный опрос;

- социальные ситуации



порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим.


Текущий контроль:

- устный опрос;

- письменный опрос;

- социальные ситуации







База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница