Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и опоп во по направлению и профилю подготовки



Скачать 266.35 Kb.
Дата08.11.2016
Размер266.35 Kb.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт филологии и журналистики

Кафедра общего языкознания
Алишина Ханиса Чаидатовна


ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК)

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение (Языки народов Российской Федерации (татарский язык)),

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2014


:

Алишина Ханиса Чаидатовна. Языки народов Российской Федерации (татарский язык) Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение (Языки народов Российской Федерации (татарский язык)), очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2014, ___ стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ОПОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Языки народов Российской Федерации (татарский язык) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено проректором по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Лабунец Н.В., доктор филологических наук, профессор

© Тюменский государственный университет, 2014.

© Алишина Ханиса Чаидатовна, 2014.



Пояснительная записка

    1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Языки народов Российской Федерации (татарский язык)» ставит своей целью установление уровня знаний аспирантов по важнейшим вопросам современного общего, тюркского и башкирского языкознания, а также истории лингвистических учений.

Основные задачи дисциплины:

а) восполнить существующий в современном языкознании пробел о формировании исторической системы личных имен татарского населения юга Тюменской области,

б) дать аспирантам возможность познакомиться со спецификой системы мужских и женских личных имен и фамилий сибирских татар XVIII – XX вв.,

в) проанализировать фонетические, комбинаторно-сочетательные, семантические, этногенетические признаки антропонимов.


    1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Языки народов Российской Федерации (татарский язык). Дисциплина для аспирантов специальности 45.06.01 Языкознание и литературоведение (Языки народов Российской Федерации (татарский язык)).
Таблица 1

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5



Государственный экзамен

+

+

+

+

+



Выпускная квалификационная работа

+

+

+

+

+




    1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ПК-9 способность демонстрировать знания основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка, теории коммуникации, филологического анализа интерпретации текста, представления об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии; владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке;

ПК-10 владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем; владение базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;



ПК-11 владение навыками участия в научной дискуссии, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований.
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):
Знать: основные научные издания в области русского и татарского языкознания; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества

    Уметь: применять на практике базовые навыки сбора и анализа лингвистических фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий

    Владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 5, курс 3. Форма промежуточной аттестации – кандидатский экзамен, контрольная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 академических часа, из них 100 ч. выделенных на самостоятельную работу.



  1. Тематический план.

Таблица 2





  1. Тема

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    1. Итого часов по теме

    1. из них в интерактивной форме

    Формы контроля

    лекции

    семинарские (практические) занятия

    лабораторные занятия

    самостоятельная работа

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    1

    Язык как общественное явление. Методологическая основа языкознания. Языковая система, ее функционирование и развитие. Синхрония и диахрония. Методы описания языка.


    4

    4




    20

    28

    2

      Опрос

    2

    Классификация тюркских языков, основные типологические особенности. Древнейшие памятники тюркской письменности.

    4

    4




    20

    28

    2

      Тест, ответ на семинаре

    3

    Слово и понятие. Способы и средства номинации. Семантический аспект слова.

    4

    4




    20

    28

    2

      Тест, ответ на семинаре

    4

    Тюркская ономастика. Историко-лингвистический и этнокультурный аспекты изучения тюркской ономастики.

    4

    4




    20

    28

    2

    Контрольная работа

    5

    История исследования татарской фонетики. Применение экспериментальной фонетики в татарском языкознании. Структура слов в тюркских языках.


    6

    6




    20

    32

    2

    Экзамен




    ИТОГО:

    22

    22




    100

    144

    10



    Содержание дисциплины.

Тема 1. Язык как общественное явление. Методологическая основа языкознания. Языковая система, ее функционирование и развитие. Синхрония и диахрония. Методы описания языка.

Язык и речь. Их разграничение и соотношение. Роль языка в процессе коммуникации. Язык и мышление, их соотношение. Язык как система знаков. Понятие знака. Понятие информации. Структура языкового знака. План содержания и план выражения. Форма и субстанция. Соотношение языкового знака и действительности. Значение и смысл. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты языка.

Языковая система, ее функционирование и развитие. Синхрония и диахрония.

Строение языковой системы. Элементы и структура. Ярусное строение языка. Построение лингвистической теории. Метод моделирования. Общие и частные теории.

Структура науки о языке. Описательное языкознание. Историческое и сравнительно-историческое языкознание. Типология, социолингвистика, психолингвистика, прикладная лингвистика. Когнитивная лингвистика, лингвокультурология.

Методы синхронного описания языка. Таксономический метод, его особенности. Генеративный метод. География распространения тюркских языков.



Тема 2. Классификация тюркских языков, основные типологические особенности. Древнейшие памятники тюркской письменности.

Классификация тюркских языков, основные типологические особенности. Фонетические, морфологические, синтаксические особенности, общие для тюркских языков. Особенности лексического состава, восстанавливаемого для пратюркского состояния.

Классификации В.В.Радлова, Ф.Е.Корша, А.Н.Самойловича, С.Е.Малова, Н.А.Баскакова и других. История изучения тюркской семьи, различные направления тюркологии. XIХ век – начало университетского периода в развитии тюркологии. Становление Казанской школы востоковедения и тюркологии. Руническое письмо. Язык рунических памятников – наддиалектное койнэ. Жанры рунической письменности. Древнеуйгурское письмо. Тип памятников на древнеуйгурском языке. Традиции древнеуйгурской литературы в средневековье.

Арабское письмо и роль арабо-персидской традиции в литературном языке тюркских народов.

Формирование региональных тюркских литературных языков в XIII-XIV вв. Роль караханидской литературной традиции. Культурные центры, сыгравшие роль в формировании письменных литературных языков.

Характер письменного языка в донациональный период. Особенности формирования литературных языков в советский период. Этапы усвоения разных типов алфавита. Проблемы возврата к латинской графике.


Тема 3. Слово и понятие. Способы и средства номинации. Семантический аспект слова.

Способы и средства номинации. Семантический аспект слова. Лексико-семантическое поле. Лексическое значение слова, типы лексического значения. Явление полисемии. Лексическая омонимия, антонимия, синонимия.

Исторические формирования лексики тюркских языков. Пратюркская лексика. Ареальные особенности тюркских языков. Кыпчакская группа тюркских языков. Лексический состав татарского языка. Арабо-персидские, монгольские и другие элементы в татарском языке. Русские, европейские заимствования и особенности их функционирования.

Социально-функциональная характеристика лексики татарского языка. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, терминологическая и профессиональная лексика, жаргоны и арго. Экспрессивно-стилистическая характеристика лексики татарского языка. Стилевое расслоение лексики и ее характеристика. Активный и пассивный состав лексики. Устаревшие слова и их типы. Неологизмы и их типы.


Тема 4. Тюркская ономастика. Историко-лингвистический и этнокультурный аспекты изучения тюркской ономастики.

Историко-лингвистический и этнокультурный аспекты изучения тюркской ономастики. Топонимия. Антропонимия. Гидронимия. Татарская ономастика. (труды Г. Ф. Саттарова, Ф.Г. Гариповой, Г.Р.Галиуллиной и др.)

Современные структурно-семантические методы изучения значения слов.

Фразеология татарского языка. Определение состава и принципы классификации.

Формирование и развитие татарской лексикографии. Типы словарей.
Тема 5. История исследования татарской фонетики. Применение экспериментальной фонетики в татарском языкознании. Структура слов в тюркских языках.

История исследования татарской фонетики (работы К. Насыйри, Дж. Валиди, Г. Алпарова, Ф. Исхакова, Г. Ф. Саттарова, Ф.Ю. Юсупова, Ф.М. Хисамовой, и др.). Применение экспериментальной фонетики в татарском языкознании (В.А. Богородицкий, Г. Шараф, У. Байчура, Х.Х. Салимов, Т. Ибрагимов и др.).

Вокализм пратюркского (первый и непервый слог). Реконструкция общетюркского вокализма. Вокализмы современных тюркских языков. Вокализм татарского языка, принципы классификации гласных фонем. Разные взгляды на эту проблему (Г. Алпаров, У. Байчура, Х.Салимов и др.). Закон сингармонизма. Редукция гласных. Соотношения гласных татарского литературного языка и диалектов.

Консонантизм пратюркского (анлаут, инлаут, ауслаут). Реконструкция общетюркского консонантизма. Проблема ларингальных признаков. Ротацизм-зетацизм и ламбдаизм-сигматизм. Консонантизмы современных тюркских языков. Консонантизм татарского языка. Фонетическая природа заимствованных согласных. Фонетические изменения в области согласных фонем. Соотношения согласных татарского литературного языка и диалектов.

Тюркская просодика. Различные теории ударения. Фонетическая природа тюркского ударения. Проблема словесного ударения в татарском языке, фразовое ударение. Структура тюркского слога. Типы слогов. Интонация и интонационные конструкции.

Морфонология современных тюркских языков. Исторические истоки особенностей морфонологического уровня современных тюркских языков. Основные морфонологические явления, характерные татарскому языку (М.З.Зәкиев, Д.А.Сәлимова).




  1. Планы семинарских занятий

Тема 1. Язык как общественное явление. Методологическая основа языкознания. Языковая система, ее функционирование и развитие. Синхрония и диахрония. Методы описания языка.

Язык как система знаков. Понятие знака. Понятие информации. Структура языкового знака. План содержания и план выражения. Форма и субстанция. Сравнительно-исторический метод, его цели и задачи. Методика установления языкового родства. Понятие языковой семьи. Понятие праязыка. Внутренняя реконструкция. Генеалогическая классификация языков мира. Классификация алтайских языков. Основные типологические особенности алтайских языков. Тюркские языки как генетически родственная группа.



Тема 2. Классификация тюркских языков, основные типологические особенности. Древнейшие памятники тюркской письменности.

Классификация тюркских языков, основные типологические особенности. Фонетические, морфологические, синтаксические особенности, общие для тюркских языков. Особенности лексического состава, восстанавливаемого для пратюркского состояния. Классификации В.В.Радлова, Ф.Е.Корша, А.Н.Самойловича, С.Е.Малова, Н.А.Баскакова и других.



Тема 3. Слово и понятие. Способы и средства номинации. Семантический аспект слова.

Слово как единица словарного состава языка. Слово и понятие. Способы и средства номинации. Семантический аспект слова. Лексико-семантическое поле. Лексическое значение слова, типы лексического значения. Явление полисемии. Лексическая омонимия, антонимия, синонимия.



Тема 4. Тюркская ономастика. Историко-лингвистический и этнокультурный аспекты изучения тюркской ономастики

Топонимия. Антропонимия. Гидронимия. Татарская ономастика. (труды Г. Ф. Саттарова, Ф.Г. Гариповой, Г.Р.Галиуллиной и др.)

Фразеология татарского языка. Определение состава и принципы классификации. Формирование и развитие татарской лексикографии. Типы словарей.

Тюркская просодика. Различные теории ударения. Фонетическая природа тюркского ударения. Проблема словесного ударения в татарском языке, фразовое ударение. Структура тюркского слога. Типы слогов. Интонация и интонационные конструкции.

Морфонология современных тюркских языков. Исторические истоки особенностей морфонологического уровня современных тюркских языков. Основные морфонологические явления, характерные татарскому языку (М.З.Зәкиев, Д.А.Сәлимова).

Способы словообразования (фонетический, лексико-семантический, суффиксальный, ­словосложение и др.) и типы слов в татарском языке. Различные взгляды на природу образования сложных слов (А.А.Юлдашев, Ф.А.Ганиев и др.)

Место тюркских языков в морфологической классификации языков. Проблема классификации частей речи и грамматических классов в тюркских языках. Теория и история вопроса в тюркском и татарском языкознании. Система частей речи в тюркских языках. Радловский период в истории отечественной тюркологии. Этапы деятельности В.В.Радлова (1837-1918), основные труды. Его роль в становлении тюркологической науки.

Тема 5. История исследования татарской фонетики. Применение экспериментальной фонетики в татарском языкознании. Структура слов в тюркских языках.

Части речи и их грамматические категории. Грамматическое значения и его реализация в речи. Структура тюркской словоформы. Многозначность грамматических значений в слове. Функционально-семантические категории. Принципы классификации предложений в тюркском и татарском языкознании. Древнейшие памятники тюркской письменности. Руническое письмо. Язык рунических памятников – наддиалектное койнэ. Жанры рунической письменности. Древнеуйгурское письмо. Тип памятников на древнеуйгурском языке. Традиции древнеуйгурской литературы в средневековье.



  1. Темы лабораторных работ. (Лабораторный практикум)

Не предусмотрены.


  1. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы аспирантов.


Таблица 3




Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Язык как общественное явление. Методологическая основа языкознания. Языковая система, ее функционирование и развитие. Синхрония и диахрония. Методы описания языка.


Чтение и реферирование обязательной литературы, составление конспектов

Ответ в устном опросе

20

2

Классификация тюркских языков, основные типологические особенности. Древнейшие памятники тюркской письменности.

Чтение и реферирование обязательной литературы, составление конспектов

Ответ в устном опросе

20

3

Слово и понятие. Способы и средства номинации. Семантический аспект слова.

Чтение и реферирование обязательной литературы, составление конспектов

Ответ в устном опросе

20

4

Тюркская ономастика. Историко-лингвистический и этнокультурный аспекты изучения тюркской ономастики.

Чтение и реферирование обязательной литературы, составление конспектов

Ответ в устном опросе

20

5

История исследования татарской фонетики. Применение экспериментальной фонетики в татарском языкознании. Структура слов в тюркских языках.


Чтение и реферирование обязательной литературы, составление конспектов

Ответ в устном опросе

20




ИТОГО:







100



  1. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.


Контрольные задания.

  1. Язык как система знаков. Понятие знака. Понятие информации. Структура языкового знака. План содержания и план выражения. Форма и субстанция.

  2. Сравнительно-исторический метод, его цели и задачи. Методика установления языкового родства. Понятие языковой семьи. Понятие праязыка. Внутренняя реконструкция. Генеалогическая классификация языков мира.

  3. Классификация алтайских языков. Основные типологические особенности алтайских языков. Тюркские языки как генетически родственная группа.

  4. Классификация тюркских языков, основные типологические особенности. Фонетические, морфологические, синтаксические особенности, общие для тюркских языков. Особенности лексического состава, восстанавливаемого для пратюркского состояния.

  5. Классификации В.В.Радлова, Ф.Е.Корша, А.Н.Самойловича, С.Е.Малова, Н.А.Баскакова и других.

  6. Радловский период в истории отечественной тюркологии. Этапы деятельности В.В.Радлова (1837-1918), основные труды. Его роль в становлении тюркологической науки.

  7. Древнейшие памятники тюркской письменности. Руническое письмо. Язык рунических памятников – наддиалектное койнэ. Жанры рунической письменности. Древнеуйгурское письмо. Тип памятников на древнеуйгурском языке. Традиции древнеуйгурской литературы в средневековье.

  8. Слово как единица словарного состава языка. Слово и понятие. Способы и средства номинации. Семантический аспект слова. Лексико-семантическое поле. Лексическое значение слова, типы лексического значения. Явление полисемии. Лексическая омонимия, антонимия, синонимия.

  9. Тюркская ономастика. Историко-лингвистический и этнокультурный аспекты изучения тюркской ономастики. Топонимия. Антропонимия. Гидронимия. Татарская ономастика. (труды Г. Ф. Саттарова, Ф.Г. Гариповой, Г.Р.Галиуллиной и др.)

  10. Фразеология татарского языка. Определение состава и принципы классификации. Формирование и развитие татарской лексикографии. Типы словарей.

  11. Тюркская просодика. Различные теории ударения. Фонетическая природа тюркского ударения. Проблема словесного ударения в татарском языке, фразовое ударение. Структура тюркского слога. Типы слогов. Интонация и интонационные конструкции.

  12. Морфонология современных тюркских языков. Исторические истоки особенностей морфонологического уровня современных тюркских языков. Основные морфонологические явления, характерные татарскому языку (М.З.Зәкиев, Д.А.Сәлимова).

  13. Способы словообразования (фонетический, лексико-семантический, суффиксальный, словосложение и др.) и типы слов в татарском языке. Различные взгляды на природу образования сложных слов (А.А.Юлдашев, Ф.А.Ганиев и др.)

  14. Место тюркских языков в морфологической классификации языков. Проблема классификации частей речи и грамматических классов в тюркских языках. Теория и история вопроса в тюркском и татарском языкознании. Система частей речи в тюркских языках.

  15. Части речи и их грамматические категории. Грамматическое значения и его реализация в речи. Структура тюркской словоформы. Многозначность грамматических значений в слове. Функционально-семантические категории.

  16. Принципы классификации предложений в тюркском и татарском языкознании.

Вопросы к экзамену:


  1. Язык и речь. Их разграничение и соотношение. Роль языка в процессе коммуникации.

  2. Понятие знака. Понятие информации. Структура языкового знака. План содержания и план выражения. Форма и субстанция.

  3. Языковая система, ее функционирование и развитие. Синхрония и диахрония.

  4. Сравнительно-исторический метод, его цели и задачи. Методика установления языкового родства.

  5. Методы типологического исследования, их цели и задачи. Понятие языкового типа. Сопоставительно-типологическое и контрастивное изучение языков.

  6. Методы социолингвистического исследования. Предмет и статус социолингистики.

  7. Гипотеза об Алтайской и Урало-Алтайской общности языков. РКлассификация алтайских языков. Тюркские языки как генетически родственная группа.

  8. Классификация тюркских языков, основные типологические особенности.

  9. История изучения тюркской семьи, различные направления тюркологии.

  10. Древнейшие памятники тюркской письменности. Руническое письмо.

  11. Слово как единица словарного состава языка. Способы и средства номинации. Семантический аспект слова.

  12. Тюркская ономастика. Историко-лингвистический и этнокультурный аспекты изучения тюркской ономастики. Топонимия.

  13. Формирование и развитие татарской лексикографии. Типы словарей.

  14. Вокализм пратюркского (первый и непервый слог). Реконструкция общетюркского вокализма.

  15. Консонантизм пратюркского (анлаут, инлаут, ауслаут). Реконструкция общетюркского консонантизма.

  16. Тюркская просодика. Различные теории ударения.

  17. История изучения словообразования в тюркологии. Функциональная классификация аффиксов, взаимодействие между их различными группами.

  18. Способы словообразования (фонетический, лексико-семантический, суффиксальный, ­словосложение и др.) и типы слов в татарском языке.

  19. Части речи и их грамматические категории. Грамматическое значения и его реализация в речи. Структура тюркской словоформы. Многозначность грамматических значений в слове. Функционально-семантические категории.

  20. Имя существительное. Проблема выделения падежа в тюркских языках.

  21. Прилагательные-наречия. Целесообразность выделения в отдельную часть речи.

  22. Тюркские местоимения и их словоизменение. Классификация местоимения в татарском языке по значению и соотношению с другими частями речи.

  23. Тюркские числительные. Особенности числительных в древнетюркском языке.

  24. Тюркская глагольная система. Грамматические категории глагола. Финитные и нефинитные глаголы и их особенности.

  25. Вспомогательные части речи. Взаимодействие их между собой и с другими частями речи.

  26. Принципы классификации предложений в тюркском и татарском языкознании.



  1. Традиционное грамматическое членение предложения на главные и второстепенные члены.

  2. Актуальное членение предложения и порядок слов в предложении. Стилистические функции порядка слов в татарском языке.

  3. Присоединение как специфическая черта разговорного синтаксиса. Стилистическое использование явления присоединения (парцелляция).

  4. Синтаксис разговорной речи и конструкции, характеризующие ее.

  5. Уровень освоения дисциплины оценивается согласно требованиям, изложенным в паспорте каждой из указанных компетенций.

  1. Образовательные технологии.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки в учебном процессе используются лекционные занятия, самостоятельная работа аспирантов с различными архивными данными, словарями, проведение полевых исследований языка, интерактивные занятия.

  1. Образовательные технологии

Мастер-класс ведущих ученых Татарстана д.ф.н., с.н.с. ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ Ф.С. Баязитовой, Д.Б. Рамазановой

Встреча с учеными-тюркологами, приехавшими на научно-практическую конференцию «Тумашевские чтения»

Руководство аспирантов работой секции «Актуальные проблемы тюркологии» на университетской студенческой научной конференции ТюмГУ


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

10.1. Основная литература:

  1. Благова, Г.Ф. История тюркологии второй половины XIX – начала XX века в России: очерки по истории тюркского языкознания в России / Г.Ф.Благова. – Москва: Институт языкознания РАН, 2012. – 310 с.

  2. Дементьева, Эльвира Шарипзяновна Лингвистические основы формирования двуязычия: русско-татарский консонантизм [Электронный ресурс] / Э. Ш. Дементьева ; Тобольская гос. соц.-пед. акад.. - Тобольск : [б. и.], 2012. - 128 с. - Библиогр.: с. 108-126. - ISBN 978-5-85944-330-7. Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/438489/ Дата обращения: 14.09.2014.

  3. Глазунова, О.И. Философия языка и проблемы современной лингвистики / О.И.Глазунова. – Москва: Ленанд, 2014. – 400 с.

  4. Колесов, И.Ю. Общее языкознание [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие [для студентов и аспирантов филологических направлений подготовки высшего профессионального образования] / И.Ю.Колесов: учебно-методическое пособие [для студентов и аспирантов филологических направлений подготовки высшего профессионального образования] / И.Ю. Колесов; Алтайская гос. пед. Акад., Лингвистический ин-т. – Барнаул, 2012. – 99 с. Режим доступа: http://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/1489/ Дата обращения: 1.10.2014.

  5. Степанов, Ю.С. Основы общего языкознания / Ю.С.Степанов. – 3-е изд., - Москва: Либроком, 2011. – 272 с.

10.2. Дополнительная литература:

1. Гайнетдинова, А.С. Словообразование имен существительных в тоболо-иртышском диалекте сибирских татар: автореф.дис. … канд.филол.наук: специальность 10.02.02 - Языки народов Российской Федерации (татарский язык). / А.С.Гайнетдинова. – Тюмень, 2005. – 24 с.

2. Горячева, М.А. Российская Федерация. Функционирование языков в современном образовательном пространстве / М.А. Горячева; под ред. В.Ю. Михальченко. - М.: «Новый хронограф», 2010. - 272 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228450. Дата обращения: 14.09.2014.

3. Кибрик, Е.А. Малые языки и традиции: существование на грани Вып. 1. Лингвистические проблемы сохранения и документации малых языков / Под ред.А.Е.Кибрика. – М., Новое издательство, 2005. – 252 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=66607. Дата обращения: 14.09.2014.

4. Самтакова, К. Б. Топонимы юго-восточных приграничных районов Республики Алтай в сопоставлении с монгольскими топонимами [Электронный ресурс] : монография / К. Б. Самтакова ; Горно-Алтайский гос. ун-т. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайский гос. ун-т, 2013. - 184 с. Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/644701/. Дата обращения: 14.09.2014.

5. Суперанская, А.В. Общая теория имени собственного / А.В.Суперанская. – Москва: URRS, 2009. – 368 с.

6. Порль О.А., Литературный текст и сопоставительная грамматика русского и татарского языков: учебное пособие / О.А.Порль, И.И.Просвиркина, Н.М.Дмитриева; Оренбургский гос.ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с.

Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=259329. Дата обращения: 14.09.2014.

7. Фукс К. Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К.Ф.Фукс: переложение на современный русский язык А.Г. Хорошавиной; науч.ред. и предислов.И.И.Бикеева; Институт экономики, управления и права (г.Казань). – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 108 с.

Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=257990. Дата обращения: 14.09.2014.



10.3. Интернет – ресурсы:

http://www.dic.academic.ru

http://www.intertat.ru

http://www.magrifat.ru

http://www.tatar-ile.ru

http://www.altaica.ru

http://www.matbugat.ru

http://gabdullatukay.ru

http://www.ak-kalfak.ru

http://www.tatartele.ru

http://www.altaica.ru
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

Лингвистические информационные ресурсы (словари, национальный корпус татарского языка и т.д.). Презентации, видеоконференции с учеными РТ.


12. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Центр информационных технологий ТюмГУ;

Информационно-библиотечный центр ТюмГУ;

Мультимедийные кабинеты ИГН;

Электронная библиотека, содержащая издания и учебно-методическую литературу по дисциплине;

Аудиторный фонд ИГН, в том числе кабинеты, оборудованные компьютерами с соответствующим программным обеспечением;

Компьютерные классы с выходом в Интернет;

Электронная почта, интернет-форумы, ЖЖ;

Групповые и индивидуальные консультации по вопросам выполнения самостоятельной работы в режиме on-line;

Сайт кафедры общего языкознания;

Фонд кафедры общего языкознания;

Фонд кабинета татарского языка и литературы.


13. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа аспирантов заключается в подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам, написание эссе, статей, реферата и т.п. Кроме того аспиранту необходимо выполнять домашние задания на закрепление наиболее сложных вопросов, работать со справочной литературой, заниматься подбором концептуальных источников, что позволит формировать самостоятельное мышление по изучаемой тематике, провоцировать на творческий поиск решений научной проблемы и способствовать умению аргументировать собственную позицию.

Для лучшего усвоения материала лекций аспиранту необходимо:


  1. написание конспекта лекции;

  2. повторение и доработка материалов лекции;

  3. изучение разделов основной и дополнительной литературы;

  4. подготовка к диалоговой беседе с высказыванием собственного мнения по изучаемой проблеме.

Дополнения и изменения в рабочей программе на 201 / 201 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ____________________ « »_______________201 г.
Заведующий кафедрой ___________________/___________________/

Роспись Ф.И.О.






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница