Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для учащихся 5-9 -х классов. Программа включает четыре раздела: •



страница1/5
Дата16.11.2016
Размер1.07 Mb.
  1   2   3   4   5
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа пос.Самарский

муниципального района Волжский Самарской области


Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №___от_______

___________ Л.В.Фещенко

«___»___________2013г


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________ Н.В.Кузнецова

«___»___________2013г.



«Утверждаю»

Директор ГБОУ ООШ пос.Самарский

Приказ №___от________

________А.А.Арзамасцев

«___»____________ 2013г.






Рабочая программа
по географии

для 5-9 классов

учителя

Арзамасцевой Екатерины Юрьевны

2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка

Ведение

Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для учащихся 5-9 -х классов.

Программа включает четыре раздела:

• «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета география; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном; описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

• «Содержание учебного предмета, курса», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.

• «Календарно-тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

• «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания географии в современной школе.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:


  1. Закон РФ «ОБ образовании»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  4. Планируемые результаты основного общего образования;

  5. Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. География 5 – 9 классы;

  6. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  7. Авторская программа по географии. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ, 2012 год издания;

  8. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);

  9. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

  10. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ ООШ пос. Самарский.


Используемый УМК:

«Классическая» линии, выпускаемая издательством «Дрофа», рекомендованная МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год и, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:



Учебники: География. Начальный курс.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.-М.:Дрофа,2012

География. Начальный курс. 6 класс (авторы Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова);

География материков и океанов. 7 класс (авторы В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев);

География России. Природа. 8 класс (автор И. И. Баринова);

География России. Население и хозяйство.9 класс (авторы В. П. Дронов, В. Я. Ром).

Рабочие тетради: География. Начальный курс. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику/ Н.И. Сонин, С.В. Курчина. - М.:Дрофа,2012

Методическая литература: методическое пособие для учителей, И. И. Баринова - М.:Дрофа,2012, Электронное мультимедийное издание к учебнику

Дидактический материал: География. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 5 класс/ И.И. Баринова, Т. А. Карташева.-М.: Издательство «Экзамен», 2013
Общая характеристика учебного предмета, курса

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.



Целями изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Ученик научится:


  • осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознавать целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представлять Россию как субъект мирового географического пространства, ее место и роль в современном мире;
    осознавать единство географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;

  • бережно относиться к окружающей среде, осознает необходимость ее сохранения и рационального использования

Ученик получит возможность научиться:

  • осознанию своей этнической принадлежности; усвоению гуманистических и традици-

онных ценностей многонационального российского общества;

  • готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей линии образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом личных познавательных интересов;

  • формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;

  • осознанию значимости и общности глобальных проблем человечества; - сознательно и компетентно решать моральные проблемы на основе личностного выбора;

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • экологической культуре на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;



Метапредметными результатами освоения программы по географии заключаются:

5 класс

Ученик научится:



  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения;

  • развивать фантазию, воображение, интуицию, визуальную память;

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно приобретать исследовательский опыт, формирующий способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

  • формировать способности к целостному восприятию природы;

  • эстетически подходить к любому виду деятельности;

ИКТ-компетентность:

Ученик научится:



  • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

  • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;

  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права;

Ученик получит возможность научиться:

  • избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;

  • с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;

  • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические

  • особенности восприятия информации человеком.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности:

Ученик научится



  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

  • отличать факты от суждений, мнений и оценок;

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект;

  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

Ученик научится:



  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы);

  • откликаться на содержание текста (связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников)

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления;

  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект


6класс

Ученик научится:



  • формировать активное отношение к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • любить и уважать природу своей Родины;

  • воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другому восприятию мира;

  • развивать исследовательское мышление как неотъемлемую часть целостного мышления человека;

  • развивать фантазию, воображение, интуицию, визуальную память;

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно приобретать исследовательский опыт, формирующий способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

  • формировать способности к целостному восприятию природы;

  • эстетически подходить к любому виду деятельности;

ИКТ-компетентности:

Ученик научится:

осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

- формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения;

- использовать возможности электронной почты для информационного обмена;



- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;

Ученик получит возможность научиться:

- использовать возможности ИКТ в научной деятельности, связанной с географией;

  • проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;

  •  целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

  •  осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности:

Ученик научится:

- планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям и оценкам;

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект;

- использовать догадку, озарение, интуицию; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;

- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

Ученик научится:

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

Ученик получит возможность научиться:

- находить способы проверки противоречивой информации;

- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации;

- критически относиться к рекламной информации.
7 класс

Ученик научится:

- уважительно, бережно и с любовью относиться к природе;

- активно относится к сохранению богатств природных ресурсов;

- воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

- развивать исследовательское мышление как неотъемлемую часть целостного мышления человека;

- развивать фантазию, воображение, интуицию, визуальную память;

- проводить наблюдение под руководством учителя;



Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно приобретать исследовательский опыт, формирующий способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

- формировать способности к целостному восприятию природы;

- эстетически подходить к любому виду деятельности;

ИКТ-компетентность:

Ученик научится:

- учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации изображений, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

- выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений в соответствии с поставленной целью;

- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;

- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;

- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания

Ученик получит возможность научиться:

- различать творческую и техническую фиксацию изображений;

- использовать возможности ИКТ в исследовательской деятельности, связанной с географией;

- понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники;

- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности:

Ученик научится:

- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

- выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме;

- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания;



Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

- использовать догадку, озарение, интуицию;

- использовать некоторые приёмы научного исследования природы: наблюдение, эксперимент;

- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;

- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

Ученик научится:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между различными частями текста , объяснять назначение рисунка, графика, таблицы и т. д.;

- сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, находить необходимую единицу информации в тексте;

- откликаться на содержание текста:связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о природе; находить доводы в защиту своей точки зрения;

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении;

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Ученик получит возможность научиться:

-  выявлять скрытую информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала: таблиц, рисунков, графиков с информацией текста;

- находить способы проверки противоречивой информации;

- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации;

-  критически относиться к рекламной информации;

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
8 класс

Ученик научится:



  • активному сохранению природы своей Родины;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • развивать исследовательское мышление как неотъемлемую часть целостного мышления человека;

  • развивать фантазию, воображение, интуицию, визуальную память;

  • устанавливать причинно- следственные связи;

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно приобретать исследовательский опыт, формирующий способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

  • формировать способности к целостному восприятию природы;

  • эстетически подходить к любому виду деятельности;


ИКТ-компетентность:

Ученик научится:

- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;

- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;

- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;



  • размещать в информационной среде различные информационные объекты;

  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

  •  использовать некоторые методы получения знаний, характерные для географических и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать возможности ИКТ в исследовательской деятельности, связанной с географией;

  • взаимодействовать в социальных сетях с целью обмена информацией по учебной и исследовательской деятельности;

  • участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;

  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности:

Ученик научится:

- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

- выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме;

- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

- использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, эксперимент;

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания;

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

- использовать догадку, озарение, интуицию;

- использовать некоторые приёмы научного исследования природы: наблюдение, экперимент;

- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;

- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

Ученик научится:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между различными частями текста , объяснять назначение рисунка, графика, таблицы и т. д.;

- сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, находить необходимую единицу информации в тексте;

- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о природе; находить доводы в защиту своей точки зрения;

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- находить в тексте требуемую информацию;



Ученик получит возможность научиться:

-  выявлять скрытую информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала: таблиц, рисунков, графиков с информацией текста;

- находить способы проверки противоречивой информации;

- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации;

-  критически относиться к рекламной информации;

-  анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
9 класс

Ученик научится:

- активному сохранению природы своей Родины;

- планировать и проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- развивать исследовательское мышление как неотъемлемую часть целостного мышления человека;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- давать определения понятиям;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей и делать выводы;

- обобщать понятия;

- осуществлять сравнение и классификацию;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно применять исследовательский опыт, формирующий способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

- ставить проблему, аргументировать её актуальность;

- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

- организовывать исследование с целью проверки гипотез;

- делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
ИКТ-компетентность:

Ученик научится:

- осуществлять информационное подключение к локальной сети и сети Интернет;

- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;

- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;

- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

- размещать в информационной среде различные информационные объекты;



Ученик получит возможность научиться:

- использовать возможности ИКТ в исследовательской деятельности, связанной с географией;

- взаимодействовать в социальных сетях с целью обмена информацией по учебной и исследовательской деятельности;

- участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;

- проводить естественнонаучные измерения, вводить результаты измерений и обрабатывать их, в том числе статистически;

- осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности:

Ученик научится:

- самостоятельно планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

- находить и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме;

- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

- самостоятельно использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, теоретическое ;

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания;

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

- использовать догадку, озарение, интуицию;

- использовать такие естественнонаучные методы и приёмы как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

- целенаправленно и осознанно развить свои коммуникативные способности;

- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество и ценность выполненного проекта.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

Ученик научится:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опрой на предыдущий опыт;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: выявлять и объяснять соответствие между различными частями текста, объяснять назначение рисунка, графика, таблицы и т. д.;

- находить необходимую единицу информации, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, находить необходимую единицу информации в тексте;

- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о природе; находить доводы в защиту своей точки зрения;

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- структурировать текст; использовать в тексте таблицы и изображения;

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы.

- интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок
Ученик получит возможность научиться:

-  выявлять скрытую информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала: таблиц, рисунков, графиков с информацией текста;

- находить способы проверки противоречивой информации;

- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации;

-  критически относиться к рекламной информации;

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Предметные результаты
5 класс

Ученик научится:



  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания; моделировать географические


6 класс

Ученик научится:



  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

  • приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


7 класс

Ученик научится:



  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Ученик получит возможность научиться

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.


8 класс

Ученик научится:



  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

  • различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;

  • оценивать воздействие географического положения России, и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.


9 класс

Ученик научится:



  • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Ученик получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации, гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

  • составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

  • выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.


Планируемые результаты
Выпускник научится:

объяснять:

- основные географические понятия и термины, результаты выдающихся картографических открытий и путешествий;

- следствия движения Земли по своей орбите, явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека, географическую зональность;

- географические особенности природы материков и мирового океана, географию народов Земли, различия в хозяйственном освоении территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;

- причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;

- определять на местности, плане и карте расстояния направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природных комплексов;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды и её влияния на формирование культуры народов, районов и центров производства важнейших видов продукции;




Ученик получит возможность научиться:

- составлять краткую географическую характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её выделения;

- находить и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов, явлений, территорий и их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала и экологических проблем;

- ориентированию на местности и определению разницы во времени территорий с учётом часовых поясов;

- чтению карт различного содержания;

- наблюдению за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности с целью адаптации к природным условиям;

- решению практических задач по определению качества окружающей среды в своей местности;

- проведению самостоятельного поиска информации по различным источникам: картографическим, статистическим, геоинформационным и т.д.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 272, из них 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классе и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.


В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на начальной ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


Примерная программа по географии для основного общего образования составлена из расчета часов, отведенных на предмет базисным учебным (образовательным) планом образовательных учреждений общего образования, с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Инвариантная часть любого авторского курса географии для основной школы должна полностью включать в себя содержание примерной программы, на освоение которой отводится 180 ч. Оставшиеся 58 ч авторы рабочих программ могут использовать или для введения дополнительного содержания обучения, или для увеличения времени изучения тех тем, на которые разделена примерная программа, если она используется в качестве рабочей.

Согласно учебному плану ГБОУ ООШ пос. Самарский на 2013 – 2014 учебный год на изучение предмета «география» в 5 классе отводится 1 учебный час в неделю и того 34 часа в год.

По программе авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, на изучение предмета «география» отводится 1 учебный час в неделю и того 35 часов в год. В связи с этим, в примерную программу были внесены следующие изменения в 5 классе:





п/п

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница