Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2011



Скачать 161.82 Kb.
Дата30.10.2016
Размер161.82 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Томский государственный университет

УТВЕРЖДАЮ
Декан исторического факультета

________________В.П. Зиновьев

«____»___________________200__г.

История средних веков

Рабочая программа
Направление 030600 – История

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Томск – 2011




  1. Цели освоения учебной дисциплины

Получить базовые представления об основных тенденциях развития и специфике истории западноевропейской средневековой цивилизации, ее месте в системе координат доиндустриальных обществ, связи современной истории европейского Запада и средневековой истории; повысить профессиональный уровень работы с различными типами источников; научиться использовать полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности в период прохождения педагогической практики, а также по окончании вуза.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 - история.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по отечественной, а также «Истории античности», «Истории Древнего Востока», «Истории Отечества».

Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение всеобщей истории и предваряет курсы по истории позднего Средневековья и Нового времени»


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • историю основных этапов исторической динамики средневековой западноевропейской цивилизации;

  • основные историографические и теоретико-методологические проблемы современной медиевистики;

  • основные специфические черты эволюции средневековой цивилизации Запада в контексте истории доиндустриальных обществ.

  • Основные типы с источниками по истории средних веков, а также методы работы с ними

Уметь:

- выделять и интерпретировать существенные явления и процессы истории средних веков,

- анализировать корпус базовых источников по истории средних веков,

- представлять результаты своей учебной деятельности в виде устных, письменных ответов, а также выполненных с помощью современных электронных и интерактивных средств.


Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История:
А) общекультурные (ОК):

- владеет культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способен к социальной адаптации (ОК-6);

- осознает социальную значимость своей профессии (ОК-8);

Б) профессиональные (ПК)

- способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

- способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

- умеет применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (ПК-11);

- умение проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность (ПК-13 из педагогического модуля)


4. Структура и содержание учебной дисциплины:

№ п/п

Раздел дисциплины


Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы (в час.)

Формы текущего контроля успеваемости



(по неделям)

В том числе

Лекции

Практические занятия

СРС





История Западной Европы в средние века и современность

3

1

1










  1. .




Варварский мир в допереселенческую эпоху

3

2

2

2

4

Работа на практике



Варварские королевства в Европе, их характер и социальная сущность

3

3

2

2

4

индивидуальные проектные работы

4.

Франкское королевство: путь «уравновешенного» синтеза

3

4

2







Контрольная работа «Варварские королевства»

5.

Античные традиции и варварские королевства

3

5

2





2




6.

«По ту сторону» античной цивилизации: варварские королевства в «варварском» мире

3

6

3

2

4

Работа на практике

7.

Германский мир в эпоху образования государственности

3

7

2




2




8.

Франция – колыбель рыцарства

Проблемный семинар «Закон и порядок»



3

8

4

2

4

Участие в семинаре

9.

Бывшие «варварские» государства в «гольфстриме» античных влияний. Семинар-конференция (с просмотром видеоряда)

3

9

2







Участие в семинаре

10.

Рыцарство и христианская церковь. Проблемный семинар «Основные концепции христианской церкви»

3

10

6

2

4

Участие в семинаре

11.

Менталитет европейского рыцарства в эпоху крестовых походов.

3

11

2

2

4







Отличительные черты западноевропейского города как торгово-ремесленного центра

3

12

2













Трансформация феодальной деревни под влиянием развития товарно-денежных отношений

Ролевая игра «Охота на ведьм»



3

13

2







Участие в ролевой игре, подготовка рефератов




Эрозия феодального уклада и изменение религиозного менталитета европейцев. Проблемный семинар «С небес на землю»

3

14

2

2

4

Участие в семинаре




Почему Франция оказалась «впереди» всех государств?

3

15-16

4













Англия на подступах к парламентской монархии и превращения в «мастерскую мира»

3

17-18

4













Особенности складывания национально-государственного комплекса в Испании

3

18-19

4













Исторические судьбы Германии и Италии в контексте кризиса универсалистской политики

3

20-21

4









Форма итогового контроля знаний студентов – экзамен


5. Образовательные технологии

Изучение дисциплины «История средних веков» основано на использовании как традиционных (лекции, семинары, практические занятия), так и интерактивных (проекты, ролевые игры) образовательных технологий.

На проблемное обучение ориентированы проблемные семинары, ролевые игры. В качестве исследовательских технологий предлагаются разного рода работы на практических занятиях, подготовка и защита проектных работ.

Программа самостоятельной работы пересекается с информационно-коммуникативными технологиями. Предполагается работа с интернет-ресурсами, подготовка проектов, рефератов, просмотр учебных фильмов, изучение дополнительной литературы.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Работа над курсом «История средних веков» ведется в течение всего семестра и завершается сдачей экзамена. В качестве форм текущей аттестации студентов используются: защита проектных работ, контрольные работы, участие в семинарах.

Экзамен по курсу проходит в устной форме. Студент должен хорошо ориентироваться в материале, уметь чётко и конкретно ответить на вопросы. При подготовке к экзамену следует обратить внимание на то, что практически в каждой теме есть три составляющие: 1) явления, термины и понятия, 2) историческое развитие, 3) персональные и ситуативные маркеры. Например, в теме «Рыцарство и христианская церковь» есть понятия «инвеститура», «симония»; есть история борьбы за инвеституру; рассказывается о Клюнийской реформе, Хождении в Каноссу, Гильдебранде, Генрихе IV и т.д. Студент должен уметь раскрыть все составляющие темы, назвать имена известных исторических лиц эпохи, знать даты наиболее значительных событий, связанных с данной темой.
Итоговая оценка на экзамене складывается из нескольких составляющих:

Оценка за работу на практиках


Оценка за участие в семинарах


Оценка за контрольную работу, участие в индивидуальных проектных работах


Оценка за ответ на экзамене



50%

50 %

1/4

1/8

1/8

1/2


Примерные задания к контрольной работе по теме «Варварские королевства»

  1. Какие варварские королевства были созданы на территории Италии и Галлии?

  2. Причины неустойчивости большинства варварских королевств?

  3. Типы варварских королевств?



Примерный перечень контрольных вопросов к экзамену
История средних веков и современность

История средних веков Западной Европы и современные концепции

Великое переселение народов и образование варварских королевств.

Варварское королевство, его характер и социальная сущность.

Церковь и папство в эпоху варварских королевств.

Испания под властью вестготов

Борьба с датчанами. Политическое обьединение Англии в единое государство

Особенности феодализации англосаксонского общества.

Оттон Великий и объединение германских герцогств в единое королевство

Распад империи Карла Великого. Особенности французской раннесредневековой государственности.

Италия под властью варварских королей

Испания под властью вестготов

Арабское завоевание Испании и его последствия.

Скандинавское общество в эпоху викингов

Европейский средневековый город и его специфика как торгово-ремесленного центра.

Церковный раскол в контексте различия исторических судеб Запада и Востока

Капетинги и развитие централизаторских тенденций во Франции XII-XIII вв.

Возникновение сословной монархии во Франции и ее особенности.

Начало Столетней войны и ее характер.

Нормандское завоевание Англии и его культурно-исторические последствия.

Коммунальные движения в Европе и их значение.

Две тенденции развития аграрной Европы в эпоху зрелого Средневековья.

Еврейские погромы и охота на ведьм в Европе на рубеже классического и позднего средневековья.

Изменение религиозного менталитета европейского общества в эпоху классического Средневековья.

Реконкиста. Особенности складывания национально-государственного комплекса в Испании

Жанна д Арк. Особенности формирования национального самосознания в средневековую эпоху.

Война Алой и Белой роз и ее последствия для судеб становления английского абсолютизма.

Борьба за инвеституру и ее значение для судеб западноевропейской средневековой государственности.

Социально-исторической развитие Англии во второй половине XIVв.

Франция при Людовиге XI. Особенности раннего абсолютизма во Франции.

Развитие централизаторских тенденций в державе Плантагенетов.

Завершение Столетней войны и реформы Карла VII.

Европейское общество на пути от универсалисткой государственности к национальной .

Баронская война и возникновение английского парламента.

Политические судьбы Италии в контексте кризиса универсалистской политики.

Общество и еретики в Италии XIII-XV вв.

Система территориальных княжеств в Германии

Еврейские погромы и охота на ведьм в Европе на рубеже классического и позднего средневековья

Священная империя Штауфенов

Примерные темы и задания практических занятий

Практическое занятие № 1


Древнегерманское общество в до-переселенческую эпоху
1. Характеристика источников, содержащих информацию о древних германцах.

2. Географические и хронологические рамки «германского мира», увиденного глазами римских авторов.

3. Хозяйство и община древних германцев:

а) степень оседлости;

б) земледелие, скотоводство, охота: их место в экономике германцев;

в) ремесло и торговля;

г) наличие частной собственности и тип сельскохозяйственной общины.

4. Общество военной демократии. Менталитет комитата.

а) социальная структура германского общества;

б) традиция и новации, проявившиеся в период Великого переселения;

в) специфика воинского менталитета;

г) вождь и дружина.

Практическое занятие № 2

Древнегерманское общество после переселения (на примере королевства франков)


  1. Возникновение государства у франков.

а) хронологические рамки формирования варварского королевства франков;

б) возникновение племенного союза франков, взаимоотношения союза с галло-римской властью;

в) возникновение государственности у франков;

г) Власть Хлодвига: традиции и харизма;

д) формирование налоговой и правовой системы, аппарата управления;

е) вывод: специфика варварского королевства как типа государственности.



  1. Община франков после переселения.

а) хозяйственная жизнь общины.

б) кровнородственные и соседские связи в общине;

в) свободные и зависимые;

г) управление и суд в общине;

д) вывод: изменения в положении свободных франков в рассматриваемый период.
Примерные темы курсовых работ:

Саги как источник изучения общественного сознания в раннесредневековую эпоху.

История франков глазами Г. Турского.

Особенности рыцарского менталитета (по материалам рыцарского романа).

Варварские королевства в Западной Европе.

Европейские рыцари в эпоху крестовых походов (эпоха, быт, общественное сознание ).

Исторический портрет Людовика ХI (по мемуарам Ф. Де Коммина).

«Жизнеописание» Б.Челлини как источник исследования менталитета в эпоху Возрождения.

Исторические взгляды Н. Макьявелли.

Средневековая Англия глазами У. Шекспира.

Охота на ведьм и европейское общество в средневековую эпоху (по материалам современной западной медиевистики).

Франциск Ассизский – святой цивилизации городской Европы.

Ранние ереси и их социальная почва.

Раскол церкви на католичество и православие

Образ чужака в классическом средневековье (солдаты, моряки, нищие, бродяги, воры, палачи, банщики, цирюльники, иноверцы, иностранцы, прокаженные, евреи, безумцы, еретики, знахари, ведьмы).

Прокаженные в средние века.

Методы и принципы средневекового врачевания.

Женщины в крестовых походах.

Достопримечательности средневековых городов по воспоминаниям путешественников.
Учебники, ресурсы и пособия к курсу


  1. История средних веков: в 2 т. Учебник/ Под ред. С.П. Карпова. 4-е изд. М.:Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа». – 2003.

  2. Гуревич А.Я. Проблема генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.

  3. Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Сказскина С.Л. www.newlibrary.ru/read/red/_skazskina_s_l_/hrestom

  4. Исторические источники по истории средних веков (эл. Библиотека МГУ им. Ломоносова) www.hist.msu.ru/ER/ETEXT/PICT/mediev.htm


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудиторный фонд, компьютерный класс, мультимедийное оборудование (в том числе проектор, экран для проектора, ноутбук, колонки), фонды и ресурсы научной библиотеки ТГУ.


Программа рекомендована кафедрой истории древнего мира, средних веков и методологии истории

Протокол заседания №_____ от ___________________ 2011 г.


заведующий кафедрой

доцент ________________________О.В. Хазанов



Программа одобрена на заседании методической комиссии исторического факультета ТГУ

Председатель комиссии

доцент ______________ В.Ю. Соколов

«____» _______________ 2011 г.




Рабочая программа по курсу «История средних веков» составлена на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030600 – История, утверждённого приказом министерства № 732 от 16 декабря 2009 г.


Общий объем курса 96 ч. Из них: лекции − 50 ч., семинарские занятия − 14 ч. на группу, самостоятельная работа студентов − 32 ч. Экзамен в третьем семестре.
Составители:

Н.А. Сайнаков, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории


Рецензент:

О.В. Хазанов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница