Рабочая программа «История России. XVI-XVIII века»



страница1/4
Дата03.11.2016
Размер0.58 Mb.
  1   2   3   4


история России, 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «История России. XVI–XVIII века» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2004 г. и программы Образовательной системы «Школа 2100» (М. : Баласс, 2010).

В рабочей программе отражены цели и задачи изучения истории России на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

џ Данилов, А. А. История России. XVI–XVIII века : учебник для 7 класса основной школы / А. А. Данилов [и др.]. – М. : Баласс, 2010.

џ Соловьева, Е. А. Проверочные и контрольные работы к учебникам «Всеобщая история. История Нового времени» и «История России». 7 кл. / Е. А. Соловьева, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова. – М. : Баласс, 2010.

Используемый учебно-методический комплект позволяет учащимся получить глубокие и прочные знания основных событий, фактов и явлений Российской истории Нового времени XVI–XVIII веков, теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, отрывки из документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.

Основной задачей курса является формирование исторического мышления:

– дать представление учащимся об общих и особенных чертах при характеристике российского общества в эпоху Нового времени;

– показать отличия исторического развития России XVI–XVIII вв. от истории России современного периода.

Цели:

– воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;

– формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

– способствовать овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информации, участию в межкультурном взаимодействии;

– формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

– обучать применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

– умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

– умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;

– умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;

– умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитанную и прослушанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять планы, тезисы конспекта;

– умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;

– умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.

Рабочая программа рассчитана на 37 часов, из которых 3 часа отведено на обобщение («Общий взгляд») и 3 часа – на контрольные работы. Материал о Московском государстве в XVI веке также включен в программу этого года.

Распределение учебного времени



п/п

Номера
уроков

Кол-во
часов

Изучаемый раздел программы,
наименование уроков

1

1

1

I. Введение

2–10

9

II. Россия в начале Нового времени
(середина XVI – начало XVII в.)


11–16

6

III. Россия в XVII в.: усиление связи с западной
цивилизацией

19–24

6

IV. Преобразование России в правление Петра I

27–34

8

V. Российская империя в середине и второй половине XVIII в. (1725–1800 гг.)

2

17, 25, 35

3

Уроки обобщения изученного материала

3

18, 26, 36

3

Контрольные работы

4

37

1

Уроки для защиты творческих работ и проектов




Всего часов

37





Учебно-тематический план


п/п

Модуль

Раздел, тема

Кол-во

часов


1

2

3

4

1

Модуль 3

I. Введение

1




II. Россия в начале Нового времени
(середина XVI – начало XVII в.)


9

2

Россия к началу Нового времени: страна и её жители в XVI в.

1

3

Российское государство к началу Нового времени: между
Западом и Востоком

1

4

Начало правления первого российского царя Ивана IV
Грозного

1

5

Внешние успехи Российского государства

1

6

Православная церковь и самобытная культура России XVI в.

1

7

Самодержавие Ивана Грозного

1

8

Российское царство в конце XVI в. – наследие Ивана
Грозного

1

9




Начало Смуты: гражданская война в Российском государстве

1

10

Окончание Смутного времени: спасение Отечества

1




III. Россия в XVII в.: усиление связей с западной
цивилизацией


8

11

Восстановление и развитие Российского государства после Смуты

1

12

Самодержавие Алексея Михайловича Тишайшего

1

13

Расширение Российского царства в Европе и Азии в XVII в.

1

14

Российское государство и его население в XVII в.

1

15

Судьба Русской православной церкви в XVII в.

1

16

Традиции и новшества в культуре России XVII в.

1

17

Общий взгляд

1

18

Контрольная работа 1: «Россия в начале Нового времени»

1




Модуль 4

IV. Преобразование России в правление Петра I

8

19

Предпосылки и начало реформ Петра I

1

20

Начало Северной войны и реформы воинских сил государства

1

21

Превращение России в великую европейскую державу

1

22

Реформы Петра I в экономике и общественном строе

1

23

Реформы государственного строя – абсолютизм при Петре I

1

24

Европейский переворот в культуре России при Петре I

1

25

Общий взгляд на эпоху Петра I

1

26

Контрольная работа 2: «Российское государство в эпоху Петра Великого»

1




V. Российская империя в середине и второй половине XVIII в. (1725–1800 гг.)

11

27

Эпоха дворцовых переворотов

1

28

Перемены в хозяйстве и общественном строе в России в XVIII в.

1

29

Начало правления «просвещённой государыни» Екатерины II

1

30

Внешняя политика Екатерины II

1

31

Территория и население Российской империи к концу XVIII в.

1

32

«Просвещённый абсолютизм» Екатерины Великой

1

33




Закат «просвещённого абсолютизма» в России: от Екатерины II к Павлу I

1

34

Культура России в «просвещённый» XVIII в. – часть общеевропейской культуры

1

35

Общий взгляд на Россию и мир в раннее Новое время

1

36

Контрольная работа 3: «Российское государство в XVIII в.»

1

37

Повторение

1

Литература

Методические пособия для учителя:

1. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории : пособие для учителя / Л. П. Борзова. – М. : ВЛАДОС, 2005.

2. Борзак, Е. Олимпиады по истории. 5–9 кл. : пособие для учителя / Е. Борзак. – Волгоград : Корифей, 2006.

3. Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства : практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М. : ВЛАДОС, 2003.

4. Грибов, В. С. Дидактические материалы по истории Нового времени. 7–8 кл. / В. С. Грибов. – М. : ВЛАДОС-Пресс, 2007.

5. Дричак, А. Этническая история народов мира. Культура. Быт. Традиции / А. Дричак. – Волгоград : Экстремум, 2005.

6. Кадневский, В. Тесты по истории России с древнейших времен до XVIII века : 6–7 кл. / В. Кадневский. – М. : Айрис-Пресс, 2001.

Дополнительная литература для учителя:

1. Балашов, М. М. Костюм Киевской Руси : метод. пособие / М. М. Балашов. – М. : Детство-Пресс, 2002.

2. Кириллов, В. В. История России. VI–XXI в. : справочник / В. В. Кириллов, Г. М. Кулагина. – М. : Эксмо-Пресс, 2004.

3. Зуев, М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века : справ. пособие / М. Н. Зуев. – М. : Дрофа, 2009.

4. Сахаров, А. Н. Дипломатия Древней Руси / А. Н. Сахаров. – М. : Просвещение, 1987.

5. Муравьев, А. В. Очерки истории русской культуры. IX–XVII вв. / А. В. Муравьев, А. Н. Сахаров. – М. : Просвещение, 1984.

6. Чернова, М. П. Справочник учителя истории 5–11 кл. / М. П. Чернова. – М. : Экзамен, 2008.

7. 1000 вопросов и ответов по истории : учебное пособие / под общ. ред. А. Н. Алексашкиной. – М. : АСТ, 1996.



Дополнительная литература для учащихся:

1. 100 великих сокровищ : энциклопедия для школьников / сост. Н. М. Ионина. – М. : Вече, 2007.

4. История мировой культуры : справочник школьника / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М. : Слово, 1996.

3. Рыжов, К. В. Все монархи мира. Западная Европа : книга для учащихся / К. В. Рыжов. – М. : Вече, 2001.

4. Аграшенков, А. В. Сто великих битв / А. В. Аграшенков [и др.]. – М. : Вече, 2001.

5. Цыбульский, В. П. Календари и хронология стран мира : книга для учащихся / В. П. Цыбульский. – М. : Просвещение, 1982.

6. Левандовский, А. А. История России / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Н. С. Борисов. – М. : Росмэн, 2004.

7. История России в датах : справочник школьника / сост. Г. Михайлов. – М. : Литера, 2008.

8. Рябцев, Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры : справ. пособие / Ю. С. Рябцев. – М. : ВЛАДОС, 1998.

9. Ушакова, О. Д. Повелители России: Великие князья : справочник школьника / О. Д. Ушакова. – М. : Литера, 2008.

10. Ушакова, О. Д. Повелители России: Цари и императоры : справочник школьника / О. Д. Ушакова. – М. : Литера, 2008.

11. Ушакова, О. Д. Понятия и определения. История : справочник / О. Д. Ушакова. – М. : Литера, 2006.



Учебно-методическое обеспечение:

1. Наглядно-демонстрационные пособия.

Таблицы по основным разделам «Истории России с древнейших времен до конца XIX века» (хронологические, сравнительные, обобщающие).

Схемы по основным разделам «Истории России с древнейших времен до конца XIX века» (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).

История России в таблицах и схемах.

Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России с древнейших времен до конца XIX века.

Портреты выдающихся деятелей мировой истории с древнейших времен до конца XIX века.

Атлас «История России». 5–11 классы. «Атлас школьника».

Карты:

– Смутное время в России в начале XVII века.

– Народное восстания в 40–70 гг. XVII века.

– Русско-польская война 1654–1667 гг.

– Русско-шведская война 1658–1661 гг.

– Русско-турецкая война 1676–1681 гг.

– Северная война 1700–1721 гг.

– Социально-экономическое развитие России в первой половине XVIII века.

– Русско-турецкая война 1736–1739 гг.

– Русско-шведская война 1740–1742 гг.

– Русско-турецкая война 1768–1774 гг.

– Русско-турецкая война 1787–1791 гг.

– Участие России в разделах Польши.

2. Информационно-коммуникативные средства и электронно-звуковые пособия.

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по истории России:

– интерактивное учебное пособие по истории России IX – начала XIX в. «Витязь на распутье» (CD);

– Великие российские династии (CD);

– Соловьев В. Золотая книга русской культуры (CD);

– Ишимова А. О. История России в рассказах для детей (CD);

– Нечволодов А. Сказания о русской земле (CD);

– «История. 7–8 кл.». Тесты для учащихся (CD);

– электронный учебник по истории для 5–8 кл. (CD);

– видеофильмы по истории России (DVD);

– электронная энциклопедия «Имена России» (CD);

– электронное пособие «История России в лицах» (CD);

– слайды (диапозитивы) по «Всеобщей истории».

3. Технические средства обучения.

Телевизор.

Магнитофон.

Аудиоцентр.

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

4. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Штатив для карт и таблиц.

Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

Шкаф для хранения карт.

Ящики для хранения таблиц.



5. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.



Тематическое планирование


п/п

Тема
урока

Тип урока

Кол-во

часов


Элементы

минимального

содержания

образования



Элементы дополнительного
содержания образования

Основные
понятия

Требования
к уровню подготовки учащегося

Вид

контроля


Домашнее

задание


Дата
проведения

п

л

а



н

ф

а

к



т

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I. ВВЕДЕНИЕ

1

Введение

Обобщающий

1

Условия развития страны в XVI веке: территория и население




Природные зоны
(тундра, степь, леса), Северная Евразия, Дальний Восток, Восточная Сибирь, Сибирское ханство, Ногайская Орда, Астраханское ханство, Казанское ханство, Крымское ханство, Кабарда, Касимовское ханство

Знать: природные зоны России.

Уметь: работать

с исторической картой; сравнивать территорию государства в разные периоды существования; выделять важные признаки исторического явления, доказывать его наличие/отсутствие фактами



Вводная
беседа

С. 7– 19






  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница