Рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология. Магистерские программы «Компаративистика»



Скачать 379.38 Kb.
Дата31.10.2016
Размер379.38 Kb.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2013 г.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ТЕКСТ: СОВРЕМЕННАЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПАРАДИГМА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 032700.68 Филология.

Магистерские программы «Компаративистика», «Русская литература»,

«Русский язык как иностранный»

Форма обучения – очная


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Авторы работы: ________________/Данилина Г.И./

« 01 » октября 2013 г.


Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы от « 04 » октября 2013 г., протокол № 2. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

И.о. зав. кафедрой ______________________________/Данилина Г.И./

« 04 » октября 2013 г.


Рассмотрено на заседании УМК Института филологии и журналистики 31 октября 2013 г., протокол № 1. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ИФиЖ ___________ /Рацен Т.Н./

«31» октября 2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

И.о. директора ИБЦ_____________/Ульянова Е.А./

«_____»_____________ 2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./

«______»_____________2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт филологии и журналистики

Кафедра зарубежной литературы

Данилина Г. И.


Произведение и текст: современная исследовательская парадигма



Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 032700.68 «Филология». Магистерские программы «Компаративистика», «Русская литература»,

«Русский язык как иностранный».

Очная форма обучения.


Тюменский государственный университет

2013

Данилина Г. И. Произведение и текст: современная исследовательская парадигма. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 03270068 «Филология». Магистерские программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык как иностранный». Очная форма обучения. Тюмень, 2013, 20 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Произведение и текст: современная исследовательская парадигма» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зарубежной литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: к.ф.н., профессор В.Н. Сушкова.

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Данилина Г. И., 2013.



  1. Пояснительная записка

Дисциплина «Произведение и текст: современная исследовательская парадигма» направлена на изучение современного состояния филологического знания и освоение релевантных научных подходов. Центральное значение в современной филологической парадигме имеет категория текста, реализующаяся на уровне дихотомических отношений с понятием произведения, чем задаются как теоретико-методологическое содержание филологических исследований, так и их познавательные границы.

Целью дисциплины является рассмотрение и освоение актуальных проблем литературоведческой науки, связанных с понятиями произведение / текст как ключевыми.

Задачи дисциплины

1. Определить репрезентативные области современной теоретико-литературной мысли;

2. Охарактеризовать релевантные исследовательские стратегии;

3. Выявить направленность современных аналитических практик и их содержательные компоненты (предметность, цели, терминология, технические процедуры.

4. Способствовать освоению терминологии современного литературоведения;

5. Развивать умение применять теоретико-методологические знания в практике научно-исследовательской работы.




    1. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Произведение и текст: современная исследовательская парадигма» входит в раздел «Профессиональный цикл. М.2. Профильная (вариативная) часть». Курс по связан с теми магистерскими дисциплинами, которые ориентированы на освоение проблемного содержания литературоведения и языкознания. В первую очередь это «Научные школы в отечественном и зарубежном литературоведении», «Научные школы в языкознании», «Сравнительный метод в литературоведении», «Теория и практика интертекстуального анализа». Изучение теоретико-методологических основ современного филологического сознания направлено на то, чтобы в итоге освоения дисциплины студент-магистр получил предметное представление о современной парадигме в литературоведении. Кроме того, в результате изучения заявленного курса студент должен уметь видеть конкретные возможности исследования, которые открываются посредством освоения материала дисциплины.

    1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

научно-исследовательская деятельность:

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


    Знать, как применять теоретические и практические знания в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований;

    Уметь квалифицированно анализировать, комментировать, реферировать и обобщать результаты научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта;

    Владеть навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе навыками раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализа языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний



  1. Трудоемкость дисциплины.

    Семестр 1. Форма промежуточной аттестации - экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.





  2. Тематический план.

    Таблица 1.

    Тематический план



    Тема


    недели семестра

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Формы контроля

    лекции

    самостоятельная работа

    Из них в интеракт. форме



    1

    2

    3

    4

    5



    6

    1

    «В поисках метода»: конфликтная ситуация современной науки о литературе.

    1

    2

    2



    Реферирование источников; опрос на собеседовании.

    2

    Оппозиция произведение - текст.

    2

    2

    2



    Реферирование исслед.материалов, составление словаря понятий

    3

    Новые проблемы текстологии.

    3

    2

    2

    2

    Изучение первоисточников, опрос на собеседовании

    4

    Произведение в акте коммуникации.

    4

    2

    2



    Реферирование теоретич.источников

    5

    Коммуникативные стратегии современной прозы.

    5

    2

    2

    2

    Участие в дискуссии; творческая работа (литературно-критич.эссе)

    6

    Нарратология: проблемы повествования

    6

    2

    2



    Реферирование научной лит-ры, словарь понятий

    7

    Паратекст и паратекстуальность

    7

    2

    2



    Реферирование научной лит-ры, словарь понятий

    8

    Дискурсивные практики

    8

    2

    2



    Работа с первоисточниками, терминологические записи

    9

    Компетенции дискурса

    9

    2

    2

    2

    Реферирование источников, словарь понятий

    10

    Неориторика как направление дискурсного анализа

    10

    2

    2

    2

    Реферирование научной лит-ры, словарь понятий

    11

    Деструкция текста

    11

    2

    2



    Работа с научн.лит-рой: словарь понятий

    12

    Деконструкция и поэтика

    12

    2

    2

    2

    Реферирование научной лит-ры, словарь понятий

    13

    Новое в сравнительных исследованиях

    13

    2

    2



    Сопоставит.анализ подходов (план-конспект)

    14

    Текст и дискурс в компаратистике

    14

    2

    2



    Описание предметности подхода (тезисный план)

    15

    Гендерные исследования

    15

    2

    2



    Реферирование научной лит-ры, словарь понятий

    16

    Мультикультурный текст: проблема диглоссии

    16

    2

    2

    2

    Участие в дискуссии; творческая работа (литературно-критич.эссе)

    17

    «Религиозная филология»

    17

    2

    2

    2

    Участие в дискуссии по теме

    18

    Текст и научный дискурс

    18

    2

    2



    Реферирование исследоват.мет-лов (теория науки)



    Итого:



    36

    36

    14




Таблица 2.

    Планирование самостоятельной работы студентов



Темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

    «В поисках метода»: конфликтная ситуация современной науки о литературе.

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Составление сопоставительной таблицы «Дискуссионные вопросы литературоведения»

    1

    2

2

    Оппозиция произведение - текст.

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Реферирование англ. и франц. научных работ

    2

    2

3

    Новые проблемы текстологии.

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Конспект работы по выбору

    3

    2

4

    Произведение в акте коммуникации.

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Подготовка доклада на семинар магистрантов

    4

    2

5

    Коммуникативные стратегии современной прозы.

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Участие в дискуссии, творческая работа (эссе)

    5

    2

6

    Нарратология: проблемы повествования

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Подготовка презентации

    6

    2

7

    Паратекст и паратекстуальность

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Подготовка презентации

    7

    2

8

    Дискурсивные практики

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Подготовка сообщения на конференцию молодых ученых

    8

    2

9

    Компетенции дискурса

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Составление библиографического обзора новейших работ по теме

    9

    2

10

    Неориторика как направление дискурсного анализа

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Подготовка сообщения по маетериалам Интернет-форума

    10

    2

11

    Деструкция текста

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Рецензия на монографию (по выбору)

    11

    2

12

    Деконструкция и поэтика

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Составление плана доклада по терминологии доконструкции

    12

    2

13

    Новое в сравнительных исследованиях

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Участие в дискуссии, творческая работа (эссе); план-конспект к теме

    13

    2

14

    Текст и дискурс в компаратистике

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Составление тезисного плана к теме

    14

    2

15

    Гендерные исследования

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Рецензия на статью в аспекте темы

    15

    2

16

    Мультикультурный текст: проблема диглоссии

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Подготовка презентации материалов (электронные базы данных)

    16

    2

17

    «Религиозная филология»

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Эссе,

Подготовка сообщения на научный семинар кафедры



    17

    2

18

    Текст и научный дискурс

Реферирование ипервоисточников, составление терминологического словаря.

Научная статья по теме ВКР

    18

    2




ИТОГО:

36




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1.

Научные школы в отечественном и зарубежном литературоведении

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+







2.

Общеславянская традиция в русском языке и русской культуре




+




+




+

+










+




+

+

+










3

Актуальные проблемы текстологии







+

+




+




+

+

+

+




+







+




+

4

Научно-исследовательская работа










+

+




+

+

+




+

+




+




+










  1. Содержание дисциплины.


Тема 1. «В поисках метода»: конфликтная ситуация современной науки о литературе Общая характеристика современного состояния литературоведческой мысли. Разрушение идеологических границ; активное и широкое взаимодействие западной и русской науки. Конфликтность методологического сознания: встреча «исторического» и «дискурсивного» подходов. Саморефлексия науки: «Литературоведение как проблема» (2001). Анализ ситуации методологического кризиса в работах А.Я. Гуревича («Историк конца ХХ века в поисках метода»; «О кризисе современной исторической науки»; «Апории современной исторической науки – мнимые и подлинные» и др.). Самокритика науки в материалах «Нового литературного обозрения».

Тема 2. Оппозиция произведение – текст

Проблема новых оснований науки о литературе. Анализ ее «аксиоматики» и перспектив развития в концепции А.В.Михайлова («Несколько тезисов о теории литературы»). Постановка под вопрос принципов традиционного историко-литературного подхода на уровне терминологии и методологических установок. Новая предметная область науки: ее «ключевые слова». Оппозиция произведение-текст; дискуссионность понятия произведения; «развеществление» понятия. Новые понятийные обозначения: «конструкция смысла», «то, что –то, о чем».



Тема 3. Новые проблемы текстологии

Изменение статуса дисциплины: периферийная, вспомогательная функция дисциплины преобразуется. Интеграция текстологии с теорией литературы. Текстология сегодня как аналитическая научная дисциплина. Творческая история произведения как предмет текстологии. Диахронический поворот: акцент на различении статуса произведения в зависимости от эпохи его создания. Категория «варианта» как определяющая. «Вариативность» как способность художественного текста порождать варианты. Вариативный потенциал произведения в свете его парадигматической принадлежности. «Научная биография» писателя как жанр текстологического исследования.



Тема 4. Произведение в акте коммуникации

Внутренняя диалогичность произведения как «коммуникативность» его природы. Понятие о рецептивной компетенции эстетического дискурса. Автор как организатор коммуникативного события и читатель как реализующая это событие инстанция. «Историческая риторика» как новая литературоведческая область знания. Изучение коммуникативных макростратегий как современная задача науки, направленная на процессуальное понимание эволюции словесности в целом. Изменение представления об основных параметрах описания: актуализация коммуникативных отношений расширяет понимания словесности посредством включения в «слово» и нехудожественных текстов. Динамика социокультурных взаимодействий текстов как участников коммуникации. Метод диахронного сравнения на уровне этапов национальной литературы.



Тема 5. Коммуникативные стратегии современной прозы

Категория имплицитного читателя у В. Изера. Креативная рецепция незаконченных произведений: открытость диалогу автора-читателя. Рецептивные стратегии незаконченного текста. Коммуникативные стратегии современной прозы. Развоплощение субъекта речи, преобразование функциональных различий между «я» повествователя и героя (Н.Кононов, А.Кабаков, В.Маканин, А.Слаповский). Кризис языка и «онемение коммуникации» как реалия литературного произведения; проблема «мертвого» слова (Т.Бернхард; Э.Елинек).



Тема 6. Нарратология: проблемы повествования

Проблемы анализа жанров: дискуссионность категории жанра и состоятельности жанровых классификаций. Дискредитация определения жанра как формально-содержательной категории. Жанровое самоопределение современных авторов («роман-завязка»; «проза поэта»; «роман-монолог» и др.). Жанровое обозначение как часть текста. «Импровизация» как онтологический статус жанра в новейшей литературе. Нарратология как область гуманитарного знания, предмет которой - поэтика субъектно-композиционных аспектов ситуации «рассказывания». Расширение литературоведческой по происхождению категории нарративности. Новая нарратология (термин Ц.Тодорова) как сфера междисциплинарных исследований «нарратива» на уровне сюжетно-повествовательного дискурса (П.Рикер, Ф.Анкерсмит).



Тема 7. Паратекст и паратекстуальность

Наррация как порождающий повествовательный акт (Ж.Женетт). Объект исследования – любые, а не только вербальные, знаковые комплексы, если у них есть фабула - «история», которую можно рассказать иначе (произведения искусства, музыка). Интердисциплинарный подход. Понятие «гибридного» текста (М.Дюрас); вербальное и визуальное в литературном произведении (Ю.Б.Орлицкий). Взаимодействие литературного и кинематографического пространств в поэтике современных авторов. «Паратекст» как проблема. Исследования паратекстуальности в работах Ж. Женетта, его классификация по критерию адресантности. Проза постмодернизма: введение «фиктивного» комментария в состав текста. Типы постмодернистского комментария.



Тема 8. Дискурсивные практики

Дискурс как событие сообщения, реализующего интенцию данного сообщения. Литературное произведение как единое высказывание. Задача дискурсивной практики: перевод смыслов с уникального языка произведения на общепринятые языки значений. Модификации дискурсивной практики: нарратив, итератив, перфоматив, декларатив. Эти базовые типы дискурса как основания поэтики – эпического, драматургического и лирического родов; как конституты композиционных форм письма (повествование, описание, диалог, рассуждение).



Тема 9. Компетенции дискурса

«Компетенции дискурса» как интерсубъективные возможности высказывания, приводящие к его осуществлению. Референтная, креативная, рецептивная стороны произведения как события высказывания. Три типа компетенций: референтная («картина мира», общая для говорящего и воспринимающего), креативная (авторство и его самопрезентация), рецептивная (воспринимающие функции сознания).



Тема 10. Неориторика как направление дискурсного анализа

Неориторика как направление в современном дискурсном анализе. Отказ от «естественного» языка в пользу его понимания как изначально риторического: «Язык есть результат риторических трюков, поскольку всегда передает «мнение», а не «истину» (Х.Перельман). Язык, понимаемый как машина по производству коммуникативных событий (реклама, реалити-шоу, массовая литература и т.п.). Типы дискурсов в «неориторической» логике: монологические (информативные, эмотивные, фигуративные).; диалогические (сократические, эристические, софистические).


Тема 11. Деструкция текста

Понятие дискурса у М.Фуко, его «антиидеологический» смысл. Деконструкция как литературоведческое направление в культуре постмодернизма. Репрезентативные стратегии интерпретации (П. Де Ман, Д.Хартман, Д.Миллер, Б. Джонсон). Критика логоцентризма в философии Ж.Деррида как основа подхода к тексту и путей его анализа. Разрыв с традицией на уровне понятия произведения как смыслового целого. Отрицание идеи объективного значения текста. Снятие традиционных противопоставлений типов текстов (литература-философия, текст-интертекст и др.) и их создателей (автор-читатель); задача анализа – выявление факторов, ставящих под сомнение логическую целостность «смысла».



Тема 12. Деконструкция и поэтика

Снятие категорий поэтики (тема, композиция, стиль) в практике деконструкции; отождествление литературного произведения с «игрой» текстовых элементов. Достижение цели - в приведении анализа к «антиинтерпретационным» выводам, т.е. освобождение исследовательского сознания от тех агрессивных идеологических содержаний, что имплицитно присутствуют в литературоведческих установках, ориентированных на смысловое целое.



Тема 13. Новое в сравнительных исследованиях

Интерес к общеевропейским началам литературного творчества: «образ Европы» в литературном сознании; контекст европейской культуры как творческого целого (О.Вайнштейн). С другой стороны, актуализация представления о национальной культурной среде. Выдвижение в центр внимания оснований национальной традиции в целом (Н.С.Павлова). Интегративный подход: анализ компонентов искусствознания в европейской поэтике; театр как «парадигма современности». Деактуализация типологического анализа на уровне литературных направлений и течений; типологические исследования бытийных форм национального мышления (А.Михайлов), «микро-« и «макроэпох» (С.Вьетта, А.И.Жеребин).



Тема 14. Текст и дискурс в компаративистике

Компаративный метод как способ изучения «обыденного» восприятия действительности. Расширение типологии объектов сравнительного исследования за счет социальных структур, «параллельных» исторических источников. Смещение акцента: внимание не к «прямым», а к «опосредующим» литературным контактам.



Тема 15. Гендерные исследования

Традиционные психоаналитические практики как методологическая основа современных гендерных исследований. Смена парадигм; преимущественное внимание к латентным формам самореализации субъектов гендера как социокультурного конструкта. Изменение ключевой стратегии: акцент не на «личной», а на «национальной» идентичности. Феминизм в его новой роли (обнаружение социальной ангажированности феминизма и соответствующая компрометация его идеологии); творческая самооценка авторов, критичная в отношении «феминистской» интерпретации их произведений (Б. Нойвирт, «О моем «женском письме»; Е.Россман, «Тезисы к «женскому еписьму»). Перевод «женского письма» из социально-репрессивной области значений в сферу поэтологии.


Тема 16. Мультикультурный текст: проблема диглоссии

Характеристика понятия. Мультикультурализм как обозначение 1) факта культурного многообразия определенной страны; 2) социальной практики 3) идеологии, направленной на поддержку и развитие культурного многообразия. Мультикультурализм как новая составляющая литературного сознания. Концепты мультикультурализма «толерантное мышление», «интеграция через ассимиляцию», «конфликты лояльностей» в тематике литературных произведений. Арабский мир как главный участник конфликта культур; традиционная оппозиция Запад-Восток в поэтике «мультикультурного» текста (Р.Шами и др.). Диалогическое разрешение конфликта: популярность русских авторов, пишущих на «чужом» языке (В.Каминер, Н.Рыбакова и др.).



Тема 17. «Религиозная филология»

Русская религиозная философия как одна из основ национальной традиции литературоведения в России. Новые литературные факты русского художественного сознания, вызвавшие к жизни появление «религиозного» литературоведения (поэзия О.Седаковой и др.). Дискуссии конца 1990-х; противопоставление религиозного и научного способов мышления. Содержание понятия «религиозная филология» (А.Н.Хоц, С.Г.Бочаров).



Тема 18. Текст и научный дискурс

Личность ученого в ее смыслотворческом значении; экзистенциальный статус литературоведения. История отечественной науки как новая, теоретическая, дисциплина, создающая «творческий центр» всего филологического знания.




  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


  1. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Введение в курс. Учеб.пособие для студентов филолог. фак-тов. М., 2006.

  2. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум. М., 2004.

  3. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. Учеб.пособие для студентов направления Филология. М., 2006.

  4. Эртнер Е.Н., Данилина Г.И. Русская и зарубежная литература: Учеб. пособие. Тюмень: ТюмГУ, 2011.

  5. Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.,2004.

  6. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / глав. научн. ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2008.

  7. Культурология: Энциклопедия. В 2 т. / Глав. ред. С.Я. Левит. М., 2007.


6.2. Рекомендуемая литература для самостоятельной работы (реферирование):

1. Авторефлексия науки

К. Баршт. Постструктурализм в свете открытия А. Потебни (заметки о ракурсах филологического бытия) //Литературоведение как проблема. С. 347=375.

А.Б. Галкин. Литературоведение как миф. Там же. С. 393-427.

П.Фокин. ЛитературовИдение. Там же. С. 428-435.

А.С. Демин. Что делает литературовед с древнерусским произведением. Там же. С. 436-450.

Л.И. Мальчуков. Ленинградско-московская дихотомия в советской германистике //Русская германистика6 Ежегодник Рос. Союза германистов. М., 2004. С. 187-199.

А.В. Михайлов. Актуальные проблемы современной теории литературы // Контекст-19993. М., 1996. С. 4-18.

2. «Свое / чужое»: рецепция русской классики на Западе.

Г.-Г.Гадамер. Философские годы учения; Ф. Оли Счастье пленного в обществе Пушкина и каменных обломков // Контекст-1992. М.. 1993. С. 5-24.

Р.Фигут. Аспекты поэзии Державина // Контекст 1994, 1995. М: Наследие, 1996. С. 277-283.

Р.Фигут. Поэтическое прощание в гневе. О композиции книги М.Ю.Лермонтова «Стихотворения» (1840)// В свете исторической поэтики. Сб. ст. М: РГГУ, 2008. С. 94-118.

А. Хан. «Синтаксис творчества»: заметки к анализу стихотворения Б.Пастернака «Определение творчества» // Там же. С. 144-165.

Л.Н. Полубояринова. Тургенев – читатель Л. Захер-Мазоха. Вестник СПбГУ. 2006. № 5.

3. «Парадигмы художественности» и проблемы терминологии

Н.К. Гей. Метахудожественность литературы // Теория литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 96-141.

Н.К. Гей. Категории художественности и метахудожественности в литературе. Тезисы // Литературоведение как проблема. М: Наследие, 2001. С. 280-301.

Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Intrada, 2008.

4. Современные теории жанров

А.Ю. Большакова. Современные теории жанра в англо-американском литературоведении // Теория литературы. Т. 3. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С.99-132.

Л.И. Сазонова. Жанры литературы средневековой Руси как историко-культурная реальность. Там же. С. 158-181.

Т.А.Касаткина. Проблемы категории жанра в литературоведении // Слово и музыка. Сб. ст. М.: Моск. консерватория, 2008. С. 4-11.

5. Новое в исторической поэтике

С.Н. Бройтман. Тайная поэтика Пушкина. Тверь: ТвГУ, 2002.

Н.П. Гринцер, П.А. Гринцер. Становление литературной теории в Древней Греции и Индии. М.: РГГУ, 2000.

М.П. Одесский. Очерки исторической поэтики русской драмы. Эпоха Петра 1. М., 1999.

6. Переходная эпоха в современном восприятии

А.И. Жеребин. Вертикальная линия: Философская проза Австрии в русской перспективе. СПб.: Мир, 2004.

А.В. Михайлов. Проблемы анализа перехода к реализму в литературе Х1Х века //Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997. С. 43-111.

Немецкая литература между романтизмом и реализмом(1830-1870): Тексты и интерпретации / сост. Й.Шмидт, А.Г.Березина; переводы Е.Парфеновой. СПб.: Бельведер, 2003.

7. Дискурс и неориторика

Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса. М., 1999.

Б. Кассе. Эффект софистики. М.: СПб., 2000.

Ц. Тодоров. Теории символа. М., 1999.

В.И. Тюпа. Аналитика художественного. М., 2001.

В. И. Тюпа. Основания сравнительной риторики //Критика и семиотика. Вып. 7. Новосибирск, 2004.

8. Социологический подход и его перспективы

Американская школа «нового историзма» (по публикациям журнала НЛО, 2003-2004).



А.В. Михайлов. Музыкальная социология: Адорно и после Адорно // Теодор В. Адорно. Избранное: социология музыки. М._СПб: Университетская книга, 1999. С. 371-411.

9. Православная традиция и литература

О. Седакова. «В целомудренной бездне стиха» (О смысле поэтическом и смысле доктринальном) // Контекст – 2008. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 3-11.

А.А. Медведев. Символика косых лучей в творчестве Ф.М. Достоевского и православная литургическая и богословская традиция. Там же. С. 18-46.

С.Г. Бочаров. О религиозной филологии // Литературоведение как проблема. М., 2001. С. 483-498.

В.Е. Хализев. А.А. Мейер и его речь на открытии Рыбинского Религиозно-философского общества (1916) // Контекст 1994, 1995. М., 1996. С. 27-34.

10. Личность в науке: экзистенциальное измерение творчества

С.Г.Бочаров. О филологах нашего времени//С.Г.Бочаров. Филологические сюжеты. М: Языки славянских культур, 2007. С. 457-538.

А.В. Белобратов. В.М. Жирмунский и русская германистика // Русская германистика: Ежегодник. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 59-773.

Д.Кемпер. Для чего нам нужна научная история германистики? Там же. С. 30-58.

И.О. Шайтанов. Классическая поэтика неклассической эпохи // А. Н. Веселовский. Избранное: Историческая поэтика. М.: РОССПЭН, 2006. С. 5-50.
6.3. Темы для творческих работ, эссе

1. «От произведения к тексту» (Р. Барт): категориально-понятийный анализ.

2. «Произведение» или «художественное создание»? Терминологические споры в русском литературоведении.

3. Художественное произведение как «мир» и «земля»: работа М.Хайдеггера «Исток художественного творения».

4. Произведение / текст, историзм / структурализм : научная традиция терминологии.

5. Текст и дискурс: соотношение понятий.

6. Деструкция и деконструкция: соотношение понятий.

7. Текст и код: текст как система кодов.

8. Герменевтика текста: понятие интерпретации.

9. «У произведения есть автор, текст анонимен»: Авторство произведения и анонимность текста.

10. Риторика и герменевтика (по работе Г-Г. Гадамера).

11. Композиция произведения и архитектоника текста.

12. Ризома как текст.

13. Гендер и национальная идентичность (по работам Э. Шоре).

14. «Новый историзм» в зарубежном литературоведении.

15. Историзм произведения и историчность текста.


6.4. Темы контрольных работ


  1. Методологические проблемы науки о литературе («Литературоведение как проблема», 2001)

  2. Понятие произведения в отечественной традиции науки.

  3. Понятия произведение и текст в концепции Р. Барта.

  4. Понятие текст в гендерных исследованиях.

  5. Текст в акте коммуникации: научные подходы.

  6. Текст и смысл: содержание понятий в исторической поэтике.

  7. Текст как след: деструкция смысла в пространстве ризомы.

  8. Произведение как ключевое слово культуры (концепция А.В. Михайлова).

  9. Текст, письмо, архиписьмо: содержание понятий.

  10. Текст как игра: онтологический статус произведения в концепции Г.-Г. Гадамера.

  11. Текст, контекст, интертекст: соотношение понятий.

  12. Нарратологический анализ текста.

  13. Неориторика и компаративный анализ.

  14. Национальная литературная традиция как понятие: актуальные смыслы.

  15. Научный текст: экзистенциальное измерение.



6.5. Основные вопросы к экзамену

1. Методологический кризис в науке о литературе: общая характеристика.

2. Современная парадигма филологического знания: репрезентативные аналитические практики.

3. Произведение и текст: соотношение теоретико-методологических понятий.

4. Современные проблемы текстологии.

5. Рецептивная компетенция эстетического дискурса.

6. Нарратология и ее предмет.

7. Интердисциплинарный подход в изучении текста.

8. Паратекст и паратекстуальность.

9. Дискурсные практики; виды модификации..

10. Неориторика как направление дискурсного анализа.

11. Деконструкция и поэтика.

12. Компаративные стратегии в анализе текста.

13. Гендерные исследования: социокультурный аспект текста.

14. Диглоссия и художественный текст: проблемы анализа.

15. Текст как единое высказывание (М.М. Бахтин).

16. Судьба понятия произведение в истории науки.

17. Произведение и текст в герменевтической традиции истолкования понятий.

18. Текст в парадигме постмодерна.

19. Текст и письмо: взаимосвязанность понятий.

20. «Нулевая степень письма»: автор как научная проблема.

21. «Удовольствие от текста» (Р. Барт): Структурно-психоаналитические коннотации понятия текст.

22. Текст культуры в концепции Ю.М. Лотмана.

23. Понятие текста в современной исторической поэтике.

24. Понятие контекст в современном литературоведении.

25. Историчность и историзм: «конфликт интерпретаций»





  1. Образовательные технологии.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению в учебном процессе реализуются следующие образовательные технологии

Деловые и ролевые игры:

  • тема «Нарратология: проблемы повествования»

  • тема «Дискурсивные практики»

  • тема «Новое в сравнительных исследованиях»

Разбор конкретных ситуаций:

  • тема «Оппозиция произведение / текст»

  • тема «Новые проблемы текстологии»

  • тема «Компетенции дискурса»

  • тема «Деконструкция текста»

  • Мультикультурный текст: проблема диглоссии

  • тема «Религиозная филология»

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»:

  • тема «В поисках метода»: конфликтная ситуация современной науки о литературе»

  • тема «Произведение в акте коммуникации»

  • тема «Деконструкция и поэтика»

  • тема «Текст и дискурс в компаративистике»

Составление портфолио:

  • тема «Неориторика как направление дискурсного анализа»

  • тема «Паратекст и партекстуальность»

Метод проектов:

  • тема: «Текст и научный дискурс»



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

  1. А.В. Павлов. Логика и методология науки: современное гуманитарное познание и его перспективы. М.: Флинта: Наука; 2010.

  2. Сравнительное литературоведение. Хрестоматия: учебное пособие / отв.ред. Г.И. Данилина. Изд. 2-е, испр. и доп. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. 632 с. (гриф УМО РАЕ)

8. 2. Дополнительная литература



  1. Г.И.Данилина. Историчность литературного произведения в работах А.В. Михайлова. Тюмень. ТюмГУ. 2007

  2. Е.Н. Яркова. История и философия науки. Тюмень. ТюмГУ. 2012

  3. Турышева, О.Н. Теория и методология зарубежного литературоведения : учебное пособие / О.Н. Турышева. - М. : Флинта, 2012. - 160 с. - ISBN 9785976512320 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115145 (05.02.2015).


8.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы

  1. http://slovari.yandex.ru

  2. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki

  3. http://www.umk.utmn.ru

  4. http://www.encycl.yandex.ru

  5. http://www.sno.pro1.ru/lib/

  6. http://lib.ru/POEEAST/

  7. http://www.reader.vspu.ac.ru/

  8. http://www.fabula.org

  9. http://www.erudit.org/revue/



  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины




  • Центр информационных технологий ТюмГУ;

  • Информационно-библиотечный центр ТюмГУ;

  • Мультимедийные кабинеты ИГН;

  • Электронная библиотека, содержащая издания и учебно-методическую литературу по дисциплине;

  • Аудиторный фонд ИГН, в том числе кабинеты, оборудованные компьютерами с соответствующим программным обеспечением:;

  • Компьютерные классы с выходом в Интернет;

  • Электронная почта, интернет-форумы, ЖЖ;

  • Групповые и индивидуальные консультации по вопросам выполнения самостоятельной работы в режиме on-line;

  • Сайт кафедры зарубежной литературы;

  • Фонд кафедры зарубежной литературы


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница