Рабочая программа для студентов направления 030600. 62 "История" профиля подготовки «Историческая информатика»



страница1/6
Дата22.04.2016
Размер0.5 Mb.
  1   2   3   4   5   6


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ / Волосникова Л.М. /

__________ _____________ 2011г.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА РАБОТЫ С ВИЗУАЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ



Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030600.62 “История” профиля подготовки «Историческая информатика» очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор_____________ / Байдуж Д. В. /

«______»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков от 12.04.2011 г., протокол № 6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой_____________ / Еманов А.Г. /

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИГН от 21. 04. 2011, протокол № 1.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель _______________________/ Тумакова Е.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ _____________/ Федорова С.А. /

«______»_____________2011 г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук


Кафедра археологии, истории Древнего мира и Средних веков
Байдуж Д. В.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА РАБОТЫ

С ВИЗУАЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030600.62 “История” профиля подготовки «Историческая информатика» очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011

Байдуж Д. В. Компьютерные средства работы с визуальными источниками. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030600.62 “История” профиля подготовки «Историческая информатика» очной формы обучения. Тюмень, 2011, 40 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Сфрагистика в цифровом формате [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой археологии, истории Древнего мира и Средних веков Института гуманитарных наук.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой археологии, истории Древнего мира и Средних веков Института гуманитарных наук Еманов А. Г., д. ист. н., профессор.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Байдуж Д.В., 2011.

1.Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель:

Ознакомление со спецификой социокультурного функционирования визуальных образов в средние века, их восприятием современниками и исследователями.



Задачи:

1. Ознакомление с основными типами источников средневековой иконографии на современном уровне искусствоведческого и медиевистического источниковедения;

2. Понимание историографических традиций и новейших исследовательских подходов в решении ключевых проблем истории визуальной культуры европейского средневековья;

3. Усвоение понятийного аппарата иконографии;

4. Ознакомление с особенностями создания, использования и восприятия изобразительных памятников как продукта западноевропейской средневековой цивилизации.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина включена в вариативную часть профессионального цикла учебного плана по направлению 030600.62 – История (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом министерством образования и науки РФ 16 декабря 2009 г.

Иконография является важной составной частью комплекса специальных исторических дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку историков.

Программа призвана дать представление о социокультурных контекстах и наборах практик, связанных с циркулированием визуальных образов в европейском средневековом обществе и их рецепцией. Кроме того, в процессе изучения материала дисциплины студенты овладевают необходимыми для бакалавра умениями и навыками. Также посредством передачи материала реализуется воспитательный потенциал содержательного компонента дисциплины.

Освоение данной дисциплины предполагает наличие базовых знаний по дисциплинам (в качестве предшествующих): «История древнего мира», «Археология», «Философия», «Мифология», «История мировой культуры», «История средних веков», «Источниковедение», «Сравнительная история мировых религий».
1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-6);

осознанием социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8).





В результате освоения дисциплины «Компьютерные средства работы с визуальными источниками» обучающийся должен:

- знать основной понятийный аппарат, связанный с практиками создания, использования и изучения иконографических памятников;

- владеть навыками грамотного «чтения» и описания средневековых изображений, их типологизации в соответствии с принципами современной медиевистики и искусствоведения;

- уметь извлекать и интерпретировать социально значимую информацию визуальных источников.


Профессиональная часть включает формирование знаний и умений, связанных с профессионально-направленной тематикой.


    2. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 8. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.



    3.Тематический план

    Таблица 1.



    Тема


    недели семестра

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Итого часов по теме

    Итого количество баллов

    Лекции

    Самостоятельная работа



    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7




    Модуль 1

    1-6













    1

    Изображения в медиевистических исследованиях

    1-2

    4

    4

    8

    0-10

    2

    Источники средневековой иконографии

    3-4

    4

    4

    8

    0-10

    3

    Средневековые изображения: проблемы и подходы в историографии

    5-6

    4

    4

    8

    0-10




    Всего




    12

    12

    24

    0-30




    Модуль 2

    7-12













    1

    Визуальная культура европейского средневековья

    7-8

    4

    4

    8

    0-15

    2

    Заказчики, мастера и аудитория

    9-10

    4

    4

    8

    0-15

    3

    Иконография сакрального и демонического

    11-12

    4

    4

    8

    0-10




    Всего




    12

    12

    24

    0-40




    Модуль 3

    13-18













    1

    Человек и общество в средневековой иконографии

    13-14

    4

    4

    8

    0-10

    2

    Иконография власти и «власть образов»

    15-16

    4

    4

    8

    0-10

    3

    Образы «Иных» и «иные» образы

    17-18

    4

    4

    8

    0-10




    Всего




    12

    12

    24

    0-30




    Итого (часов, баллов):




    36

    36

    72

    0 – 100




Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 2.

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Итого количество баллов

собеседование

контрольная работа

перевод статьи

диктант по терминам

тест

презентация




Модуль 1

1.

0-3

0-1

0-2

0-1

0-2

0-1

0-10

2.

0-3

0-1

0-2

0-1

0-2

0-1

0-10

3.

0-3

0-1

0-2

0-1

0-2

0-1

0-10

Всего

0-9

0-3

0-6

0-3

0-6

0-3

0-30

Модуль 2






















1.

0-5

0-2

0-2

0-2

0-2

0-1

0-15

2.

0-5

0-2

0-2

0-2

0-2

0-1

0-15

3.

0-5

0-1

0-2

0-1

0-2

0-1

0-10

Всего

0-15

0-5

0-6

0-5

0-6

0-3

0-40

Модуль 3






















1.

0-3

0-1

0-2

0-1

0-2

0-1

0-10

2.

0-3

0-1

0-2

0-1

0-2

0-1

0-10

3.

0-3

0-1

0-2

0-1

0-2

0-1

0-10

Всего

0-9

0-3

0-6

0-3

0-6

0-3

0-30

Итого

0-33

0-11

0-18

0-11

0-18

0-9

0 – 100

    Планирование самостоятельной работы студентов

    Таблица 3.



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1

Изображения в медиевистических исследованиях

Чтение литературы

Подготовка презентации

1,2

4

0-10

1.2

Источники средневековой иконографии

Чтение литературы

Работа над переводом

3,4

4

0-10

1.3

Средневековые изображения: проблемы и подходы в историографии

Чтение литературы

Работа над переводом

5,6

4

0-10




Всего по модулю 1

12

0-30

Модуль 2
















2.1

Визуальная культура европейского средневековья

Чтение литературы

Подготовка презентации

7,8

4

0-15

2.2

Заказчики, мастера и аудитория

Чтение литературы

Рецензирование литературы

9,10

4

0-15

2.3

Иконография сакрального и демонического

Чтение литературы

Работа над переводом

11,12

4

0-10




Всего по модулю 2

12

0-40

Модуль 3
















3.1

Человек и общество в средневековой иконографии

Чтение литературы

Рецензирование литературы

13,14

4

0-10

3.2

Иконография власти и «власть образов»

Чтение литературы

Рецензирование литературы

15,16

4

0-10

3.3

Образы «Иных» и «иные» образы

Чтение литературы

Работа над переводом

17,18

4

0-10




Всего по модулю 3

12

0-30




ИТОГО:

36

0-100



4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Актуальные проблемы историко-культурного знания

+

+

+




+




+




+

2

Разработка исторических Интернет-ресурсов




+




+




+

+

+

+

3

Теория и методология истории

+

+

+

+










+






5.Содержание дисциплины

Модуль 1

1. Изображения в медиевистических исследованиях

Споры о смысловых дефинициях понятий «образ», «искусство», «иконография», «изображение» (Х. Бельтинг, Ж.-Кл. Шмитт). Изображение как исторический источник. Междисциплинарность. Медиевистика и история искусства. Историк и изображения, социальная история визуального (Ж.-Кл. Шмитт, Ж. Башэ, М. Пастуро).

Иконография в системе общенаучных и исторических дисциплин. Изображение и текст. Искусство как знаковая система, иконография и семиотика (М. Шапиро, Х. Дамиш). Герменевтика визуального. Иконография и история искусства. Иконография и история материальной культуры. Иконография и специальные исторические дисциплины (нумизматика, геральдика, сфрагистика, палеография, эпиграфика, генеалогия, историческая география). История религий. Социальная история.

Литература

Потин В.М. Монеты. Клады. Коллекции: Очерки нумизматики. СПб., 1992.

Шмитт Ж.-К. Историк и изображения // Одиссей. Человек в истории. 2002. М., 2002. С. 9 – 29.

Bayer C. Essai sur la disposition des inscriptions par rapport à l'image: proposition d'une typologie basée sur des pièces de l'orfèvrerie rhéno-mosane // Épigraphie et iconographie / Éd. R. Favreau. Poitiers, 1996. P. 1-25.

Edson E. Mapping the Middle Ages: The Imaginary and the Real Universe of the Mappaemundi // Monsters, Marvels and Miracles. Imaginary Journeys and Landscapes in the Middle Ages / Ed. L. Sondergaard, R. Thorning Hansen. University Press of Southern Denmark, 2005. P. 11-26.

Foys M.K. A web of linen: Image, text and hypertext in the Bayeux Tapestry. Loyola University Chicago, 1998.

Grierson Ph. Monnaies du Moyen Age. Fribourg, 1976.

Harf-Lancner L., Le Guay M.-L. L'illustration du livre IV des Chroniques de Froissart: les rapports entre texte et image // Le Moyen Âge. Bd. 96. 1990. P. 93-112.

Hülsen-Esch A. v. Der Umgang mit Bildern in der Mediävistik: Über disziplinäre Abgrenzungen und Annäherungen aus kunsthistorischer Perspektive // Die Repräsentation der Gruppen / Hrsg. v. O.G. Oexle, A. v. Hülsen-Esch. Göttingen, 1998. S. 456-477.

Kiersnowski R. Moneta w kulturze wieków średnich. Warszawa, 1988.

Korn E. Die Bedeutung der Ikonographie für die genealogische Forschung, dargestellt am Beispiel des Plettenberger Altars // Herold-Jahrbuch. 1973. Bd. 2. S. 83-108.

Müller J.-D. Writing, speech, image: The competition of signs // Visual culture and the German middle ages / Ed. K. Starkey, H. Wenzel. New York, 2005. P. 35-52.

Ott N.H. Word and image as a field of research: Sound methodologies or just a fashionable trend?; A polemic from a European perspective // Visual culture and the German middle ages / Ed. K. Starkey, H. Wenzel. New York, 2005. P. 15-32.

Pastoureau M. Les sceaux. Turnhout, 1981.

Pressouyre L. Histoire de l’art et iconographie // L’Histoire médiévale en France: Bilan et perspective. P., 1991. P. 247 – 268.

Schweizer S. Identität im Spiegel der Geschichte: Visuelle und architektonische Repräsentation kommunaler Identität im spätmittelalterlichen Verona // Bilder der Macht in Mittelalter und Neuzeit: Byzanz, Okzident, Rußland / Hrsg. O.G. Oexle, M.A. Bojcov. Göttingen, 2007. S. 389-430.

Signori G. Wörter, Sachen und Bilder. Oder: die Mehrdeutigkeit des scheinbar Eindeutigen // Mundus in imagine. Bildersprache und Lebenswelten im Mittelalter. Festgabe für Klaus Schreiner / Hrsg. v. A. Löther, U. Meier, N. Schnitzler, G. Schwerhoff, A. Signori. München, 1996. S. 11-34.

Skubiszewski P. Le titre de "Roi de gloire" et les images du Christ: un concept théologique, l'iconographie et les inscriptions // Épigraphie et iconographie / Éd. R. Favreau. Poitiers, 1996. P. 229-258.

Sutherland C.H.V. Art in coinage. London, 1955.

Wandhoff H. "sie kusten sich wol tusent stunt": Schrift, Bild und Animation des toten Körpers in Grabmalbeschreibungen des hohen Mittelalters // Totenkulte / Hrsg. v. P. Eiden, N. Ghanbari, T. Weber, M. Zillinger. Frankfurt a. M., 2006. S. 53-79.
2. Источники средневековой иконографии

Подходы к типологизации изображений. Образы и носители. Иерархия жанров, религиозные и мирские изображения. Миниатюры иллюминированных кодексов. Панельная живопись. Фрески. Мозаики. Витражи. Эмали. Скульптура и мелкая пластика. Ювелирные изделия. Гобелены, одежда и др. Вооружение. Публикация изобразительных источников. Стили в искусстве (А. Ригль, Г. Вёльфлин) и проблема датировки. Временные и региональные особенности.

Проблема источника сюжета, взаимодействие и взаимовлияние письменной и визуальной традиций. Священное Писание, собрания проповедей и exempla как источники иконографических сюжетов. «Зерцала» и «Суммы». «Золотая легенда» Иакова Ворагинского. «Физиолог» и бестиарии.

Литература

Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.; Л., 1939.

Вёльфлин Г. Истолкование искусства. М., 1922.

Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись: Раннее Возрождение. М., 1970.

Демус О. Мозаики византийских храмов. М., 2001.

Лясковская О. Французская готика. М., 1973.

Манускрипт Ираклия об искусствах и красках римлян IX – XIII веков / Пер. А.В. Винера и Н.А. Елисеевой // Сообщения ВЦНИЛКР. Вып. 4. 1961. С. 23 – 59.

Манускрипт Теофила «Записка о разных искусствах» / Пер. А.А. Морозова и С.Е. Октябревой; ред. и прим. А.В. Винера // Сообщения Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных и художественных ценностей. М., 1963. Вып. 7. С. 66 – 184.

Мокрецова И.П., Романова В.А. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях. 1200 – 1270 гг. М., 1983.

Мокрецова И.П., Романова В.А. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях. 1270 – 1300 гг. М., 1984.

Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей: К истории русского лицевого летописания. М., 1965.

Фуртай Ф. Записки средневекового масона. Альбом Виллара де Оннекура. М:, 2008.

Amelli A.M. Miniature sacre e profane dell’ anno 1023 illustranti l’enciclopedia mediovale di Rabano Mauro. Monte Cassino, 1896.

The Art and Architecture of the Crusader States / Ed. H. W. Hazard. The University of Wisconsin Press, 1977.

Avril F. Manuscript Painting at the Court of France: The Fourteenth Century. New York, 1978.

Bauch K. Das mittelalterliche Grabbild. Figürliche Grabmäler des 11. bis 15. Jahrhunderts in Europa. B.; N. Y., 1976.

Benton J.R. Materials, methods, and masterpieces of medieval art. Santa Barbara; Denver; Oxford, 2009.

La Bible moralisée illustrée conservée à Oxford, Paris, Londres / Éd. A. de Laborde. Paris, 1911-1927. 5 vols.

Blair C. Arms, Armour and Base-Metalwork: The James A. de Rothschild Collectionat Waddesdon Manor. London, 1974.

Boeckler A. Abendländische Miniaturen bis zum Ausgang der Romanischen Zeit. Berlin; Leipzig, 1930.

Boehm B.D., Taburet-Delahaye E. Enamels of Limoges, 1100–1350. New York, 1996.

Böhm G. Mittelalterliche figürliche Grabmäler in Westfalen von den Anfängen bis 1400. Münster, 1993.

Borgwardt E. Die Typen des mittelalterlichen Grabmals in Deutschland. Freiburg i. Br., 1939.

Borrmann R. Aufnahmen mittelalterlichen Wand- und Deckenmalereien Deutschlands. B., 1897. 2 Bde.

Branner R. Manuscript Painting in Paris during the reign of Saint Louis: A Study of Styles . Berkeley; Los Angeles, 1977.

Bräutigam G. Die Darstellung des Verstorbenen in der figürlichen Grabplastik Frankens und Schwabens vom Ende des 13. Jahrhunderts bis um 1430. Diss. Erlangen, 1953.

Brockow T. Spätmittelalterliche Wand- und Deckenmalereien in Bürgerhäuser der Ostseestädte Lübeck, Rostock, Stralsund und Greifswald. Ein Beitrag zur Erfassung und Auswertung von Quellen der Kunst- und Kulturgeschichte in norddeutschen Hansestädte. Hamburg, 2001.

Buchthal H. Miniature painting in the Latin Kingdom of Jerusalem. Oxford, 1957.

Buchthal H. Historia Troiana: Studies in the History of Medieval Secular Illustration. Leyden, 1971.

Campbell M. Medieval Enamels. London, 1983.

Cavallo A.S. Medieval Tapestries in the Metropolitan Museum of Art. New York; New Haven, 1993.

Caviness M.H. Stained Glass Windows in Gothic Chapels, and the Feast of the Saints // Kunst und Liturgie im Mittelalter / Hrsg. N. Bock. München, 2000. S. 135-148.

Chareyron N. L'influence de Froissart dans l'historiographie, la littérature et l'art en France et en Angleterre // Actes du colloque international Jehan Froissart, Lille 3 - Valenciennes, 30 septembre-1 er octobre 2004 / Éd. M.-M. Castellani, J.-Ch. Herbin. Paris, 2006. P. 63-80.

Clapp J. Sculpture Index. Metuchen, 1970-1971. 2 vols.

Clarke M. The Art of All Colours: Mediaeval Recipe Books for Painters and Illuminations. London, 2001.

Clemens R., Graham T. Introduction to Manuscript Studies. Ithaca, 2007.

Cockerell S.C. Old Testament Miniatures (The Maciejowski Bible). London, 1969.

Codex Manesse. Die Miniaturen der Großen Heidelberger Liederhandschrift / Hrsg. I.F. Walther, G. Siebert. Frankfurt a. M., 1988.

Corpus vitrearum Medii Aevi. Bern u.a., 1956-1999. 19 vols.

Cothren M.W. Picturing the Celestial City: The Medieval Stained Glass of Beauvais Cathedral. Princeton, 2005.

Crowfoot E., Pritchard F., Staniland K. Textiles and Clothing c.1150–1450. Museum of London; Woodbridge, 2006.

Cruse M.I. The "Roman d'Alexandre" in MS Bodley 264: Text, image, performance. New York, 2005.

Cutler A. The Craft of Ivory: Sources, Techniques, and Uses in the Mediterranean World: A.D. 200–1400. Washington, 1985.

Dehaisnes Ch.C.A. Histoire de l'art dans la Flandre, l'Artois, et leHainaut avant le XV e siècle. Lille, 1886.

Demus O. Romanesque Mural Painting. London, 1970.

Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. New York, 1987.

Deschamps P., Thibout M. La Peinture murale en France. Le haut moyen âge et l’époque romane. P., 1951.

Deschamps P., Thibout M. La peinture murale en France au début de l'époque gothique, de Philippe Auguste à la fin du règne de Charles V (1180-1380). P., 1963.

De Hamel Ch. The British Library Guide to Manuscript Illumination: Historyand Techniques. Toronto, 2001.

Engel A., Serrure R. Traité de numismatique du moyen âge. Bologna, 1964. T. I-III.

Folda J. The Art of the Crusaders in the Holy Land, 1098-1187. Cambridge; N. Y.; Melbourne, 1995.

Folda J. Crusader Art in the Holy Land, from the Third Crusade to the Fall of Acre, 1187-1291. Cambridge, 2005.

Forgeais A. Collection de plombs historiés trouvés dans la Seine. Paris, 1858-1866. 6 vols.

Friedensburg F. Die Symbolik der Mittelaltermünzen. Berlin, 1913-1922. Teil 1-3.

Frühmorgen-Voss H. Bildtypen in der Manessischen Liederhandschrift // Der deutsche Minnesang. Aufsätze zu seiner Erforschung / Hrsg. H. Fromm. Darmstadt, 1985. Bd. 2. S. 77-114.

Gall E. Die gotische Baukunst in Frankreich und Deutschland. Leipzig, 1925. T. I.

Les grandes chroniques de France. Reproduction intégrale en fac-similé des miniatures de Fouquet. Manuscrit français 6465 de la Bibliothèque Nationale de Paris / Éd. F. Avril, M.-T. Gousset, B. Guenée. Paris, 1987.

Fowler K.A. "A world of visual images": Froissart's legacy to Burgundy // Le héros bourguignon. Historie et épogée / Éd. J.-M. Cauchies, G. Small, A.D. Brown. Neuchâtel, 2001. P. 15-25.

Grabar A. Sculptures byzantines du moyen age: XIe — XIVe siecle. Paris, 1976.

Guillaume de Tyr. Chronique / Éd. R.B.C. Huygens. Turnhout, 1986.

Hagedorn R. Zur Ikonographie von Figurengrabplatten. Deutsche Beispiele zwischen dem Ende des 11. und der Mitte des 13. Jahrhunderts // Erzbischof Wichmann (1152-1192) und Magdeburg im hohen Mittelalter. Stadt, Erzbistum, Reich. Ausstellung zum 800. Todestag Erzbischof Wichmanns / Hrsg. M. Puhle. Magdeburg, 1992. S. 124-155.

Heider G. Beiträge zur christlichen Typologie aus Bilderhandschriften des Mittelalters // Jahrbuch der Kaiserlich-Königlichen Central-Commission. Wien, 1861. Bd. 5. S. 1-128.

Hohenstaufenzeit im Münzbild / Hrsg. A. Suhle. München, 1963.

Horst R.-W. Die deutschen Rittergrabmäler der Gotik als künstlerische Bildquellen zur historischen Waffenkunde. Bonn, 1923.

Jurkowlaniec T. Gotyska rzeźba architektoniczna w Prusach. Wrocław; Warszawa; Kraków; Łódz, 1989.

Koehler W. Die karolingische Miniaturen. Berlin, 1963.

Körner H. Grabmonumente des Mittelalters. Darmstadt, 1997.

Krüger K. Flämische Grabplatten im Ostseeraum. Kunstdenkmäler als historische Quelle // Die Niederlande und der europäische Nordosten. Ein Jahrtausend weiträumiger Beziehungen (700-1700). Vorträge, Symposion Kiel, 8.-11. Oktober 1989 / Hrsg. H. Menke. Neumünster, 1992. S. 167-208.

Krüger K. Corpus der mittelalterlichen Grabdenkmäler in Lübeck, Schleswig, Holstein und Lauenburg (1100 - 1600). Stuttgart, 1999.

Ladner G.B. The Symbolism of the Mediaeval Corner Stone in the Mediaeval West // Mediaeval Studies. 1942. Bd. 4. P. 43-60.

Magirius M. Figürliche Grabmäler in Sachsen und Thüringen von 1080 bis um 1400. Esens, 2002.

Marks R. Stained Glass in England during the Middle Ages. Toronto, 1993.

Martin H. La miniature française du XIIIe au XVe siècle. Paris, 1924.

Meiss M. French Painting in the Time of Jean de Berry: The Limbourg Brothers and Their Contempories. New York, 1974. 2 vols.

Mérindol Ch. de. Nouvelles réflexions sur le rôle de l'image dans les manuscrits (XIVe - XVe siècle) // L'iconographie. Etudes sur les rapports entre textes et images dans l'occident medieval / Éd. G. Duchet-Suchaux. Paris, 2001. P. 277-307.

Meyer zu Ermgassen H. Der Codex Eberhardi aus Fulda - ein Fenster ins farbige Mittelalter // Visualisierte Kommunikation im Mittelalter – Legitimation und Repräsentation / Hrsg. S. Arndt, A. Hedwig. Marburg, 2010. S. 45-68.

Michel P.-H. La fresque romane. Paris, 1961.

Musset L. The Bayeux Tapestry. Woodbridge, 2005.

Muther C.A.R. German Book Illustrations of the Gothic Period and the Early Renaissance (1460 – 1530). Metuchen, 1972.

Mutherich F., Gaehde J.E. Carolingian Painting. New York, 1976.

Oakeshott W.F. The Mosaics of Rome: From the Third to the Fourteenth Centuries. London, 1967.

Ott N.H. Typen der Weltchronik-Ikonographie. Bemerkungen zu Illustration, Anspruch und Gebrauchssituation volkssprachlicher Chronistik aus überlieferungsgeschichtlicher Sicht // Jahrbuch der Oswald von Wolkenstein-Gesellschaft. Bd. 1. 1980-1981. S. 29-55.

Ott N.H. Zum Ausstattungsanspruch illustrierter Städtechroniken. Sigismund Meisterlin und die Schweizer Chronistik als Beispiele // Poesis et Pictura: Studien zum Verhältnis von Text und Bild in Handschriften und alten Drucken. Festschrift für Dieter Wuttke zum 60. Geburtstag / Hrsg. S. Füssel, J. Knape. Baden-Baden, 1989. S. 77-106.

Ott N.H. Zwischen Schrift und Bild: Initiale und Miniatur als interpretationsleitendes Gliederungsprinzip in Handschriften des Mittelalters // Zeichen zwischen Klartext und Arabeske: [Konferenz des Konstanzer Graduiertenkollegs "Theorie der Literatur", veranstaltet im Oktober 1992] / Hrsg. S. Kotzinger. Amsterdam, 1994. S. 107-124.

Oursel C. Miniatures cisterciennes (1109-1134). Macon, 1960.

Pelekanidis S.P., Christou P.C., Tsioumis Ch., Kadas S.K. The treasures of Mount Athos: Illuminated manuscripts. Athens, 1974 - 1991. 4 vols.

Plummer J. The Last Flowering: French Painting in Manuscripts 1420–1530. NewYork, 1982.

Porcher J. Les manuscrits à peintures en France du VIIe an XIIe siècle. Catalogue of exhibition at the Bibliothèque Nationale in Paris. Paris, 1954.

Posse O. Die Siegel der deutschen Könige und Kaiser von 751-1913. 5 Bde. Dresden, 1910-1913.

Rady O. Das weltliche Kostüm von 1250 - 1410 nach Ausweis der figürlichen Grabsteine in mittelrheinischen Gebiet. Dachau, 1976.

Raynaud-Nguyen I. Les Portulans: texte et iconographie // Iconographie médiévale. Image, texte, contexte / Éd. G. Duchet-Suchaux. Paris, 1990. P. 91-107.

Sauerländer W. Gotische Skulptur in Frankreich 1170-1270. München, 1970.

Schmidt G. Typen und Bildmotive des spätmittelalterlichen Monumentalgrabes // Skulptur und Grabmal des Spätmittelalters in Rom und Italien / Hrsg. von J. Garms und A.M. Romanini. Wien, 1990. S. 13 – 82.

Schmitt J.-Cl. Les images classificatrices // Bibliothèque de l'Ecole des Chartes. Paris, 1989. T. 147. P. 311-341.

Scott M. Visual History of Costume: The Fourteenth and Fifteenth Centuries. London, 1986.

Seibold A. Bemalte vorreformatorisehe Ablassurkunden als frühe Plakate // Visualisierte Kommunikation im Mittelalter – Legitimation und Repräsentation / Hrsg. S. Arndt, A. Hedwig. Marburg, 2010. S. 99-110.

Sinding-Larsen S. Categorization of images in ritual and liturgical context // L'image. Fonctions et usages des images dans l'Occident medieval / Ed. J. Baschet, J.-Cl. Schmitt. Paris, 1996. P. 109-130.

Smeyers V. La miniature. Turnhout, 1976.

Stettiner M.R. Die illustrierten Prudentiushandschriften. Berlin, 1895.

Stones A. Prolegomena to a corpus of Vincent of Beauvais illustrations // Vincent de Beauvais: Intentions et réceptions d'une oeuvre encyclopédique au moyen âge: Actes du 14e Colloque de l'Institut d'études médiévales, organisé conjointement par l'Atelier Vincent de Beauvais (A.R.Te.M., Université de Nancy II) et l'Institut d'études médiévales (Université de Montréal), 17-30 avril 1988 / Éd. M. Paulmier-Foucart, S. Lusignan, A. Naderau. Saint-Laurent, 1990. P. 301-344.

Vavra E. Kunstwerke als Massenquellen. Möglichkeiten und Grenzen einer EDV-unterstützten Auswertung // Pictura quasi fictura. Die Rolle des Bildes in der Erforschung von Alltag und Sachkultur des Mittelalters und der frühen Neuzeit. Internationales Round-Table-Gespräch, Krems an der Donau, 3. Oktober 1994 / Hrsg. G. Jaritz, Gerhard. Wien, 1996. S. 191-205.

Vetter E.M. Mariologische Tafelbilder des 15. Jahrhunderts und das Defensorium des Franz von Retz. Ein Beitrag zur Geschichte der Bildtypen im Mittelalter. Heidelberg, 1954.

Weitzmann K. The Icon: Holy Images Sixth to Fourteenth Century. London, 1978.

Wieck R.S. Painted Prayers: The Book of Hours in Medieval and Renaissance Art. NewYork, 1999.

Williamson P. Medieval Ivory Carving. London, 1982.

Williamson Р. Gothic Sculpture, 1140-1300. New Haven, 1995.

Wirth J. La datation de la sculpture médiévale. Genève, 2004.

Wulf Ch. Bild und Text auf den niedersächsischen Textilien des Mittelalters // Épigraphie et iconographie. Actes du Colloque tenu à Poitiers les 5-8 octobre 1995 / Éd. R. Favreau. Poitiers, 1996. P. 259-272.



3. Средневековые изображения: проблемы и подходы в историографии

Готическое искусство в трактовке мыслителей Ренессанса (Л.Б. Альберти, Л. Валла, Дж. Вазари и др.). И.Й. Винкельман. Э.-Э. Виолле-ле-Дюк. Возникновение научного интереса к визуальным памятникам. Иконография и тексты: метод А.-Н. Дидрона и Э. Маля. Венская школа. М. Дворжак, «история искусства как история духа». Г. Вёльфлин, искусство как история «видения». «Структурный анализ» Г. Зедльмайра. Иконологические интерпретации. А. Варбург, «культуроведческая история изображений», Ф. Заксль. Э. Панофский, роль исторического контекста, противопоставление формы и смысла, иконографии и иконологии. Э. Гомбрих, неоднозначность изображений, искусство как «коммуникация». Трактовка символа Э. Кассирером. Искусствоведение и история, «исторический» подход О. Пэхта. Иконология брактеатов (К. Хаук). Взаимодействие текста и изображения в методологии Н.Х. Отта. М. Шапиро, свобода художника и взаимодействие стилей.

«Визуальный поворот» (Митчелл) в медиевистике. М. Камилл, анти-иконография, идеология образов и маргиналии средневекового искусства. История искусства и социальная история: от текста и контекстов к социальной роли изображений. Множественность значений изображения, понятие «иконографического гибрида» (Ж. Вирт). Визуальные «представления» в трудах антропологов школы «Анналов». Формы и функции, «тотальный» анализ. История жестов, Ж.-Кл. Шмитт. Ж.. Баше, «серийность» изображений, «пограничные» образы и гипертемы. Декоративный аспект и критика систематичности средневековых образов, Ж.-Кл. Бонн. Иконография «воображаемого». «Искусство» и «изображения», Х. Бельтинг, «медиальная» функция религиозных изображений до эпохи искусства. Иконография и практики социальной саморепрезентации. Социальная история цветов и фигур, М. Пастуро. Сфрагистика, сословная визуализация и идентичность, образы и смыслы (С.К. Кучиньский, Т. Дидерих, Ж.-Л. Шассель, Б. Бедос-Резак, З. Пех). Методологические подходы М. Фуко, П. Франкастеля. Национальные и международные центры изучения иконографии. Количественные методы в иконографии, индексация, создание банков данных средневековых изображений (группа GAHOM, дом Варбурга и др.).
Литература

Баше Ж. Средневековые изображения и социальная история: новые возможности иконографии // Одиссей. Человек в истории. 2005. М., 2005. С. 152 – 190.

Бельтинг Х. Антропология обра­за // Искусствознание. 2005. Вып. 1. С. 68—106.

Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1956-1971. Т. 1-5.

Ванеян С.С. Утрата и обретение современности: история искусства между Зедльмайром, Хофманном и Бельтингом // Теория ху­дожественной культуры. 2000. Вып. 4.

Ване­ян С.С. История искусства in effigie образа // Искусствознание. 2005. Вып. 1.

Варбург А. Великое переселение образов: Исследование по истории и психологии возрождения античности. СПб., 2008.

Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 2002.

Воскобойников О.С. Новые подходы к традиционным вопросам – рец. на книги: Wirth J. L’image à l’époque romane. P., 1999; Recht R. Le croire et le voir. L’art des cathédrales. XII-XIII siècle. P., 1999 // Одиссей. 2002. М., 2002. С. 365-378.

Воскобойников О.С. Рец. На кн.: Шмитт Ж.-Кл. Воплощенные образы. Эссе о визуальной культуре средних веков. П., 2002; Его же. Обращение Германа Иудея. Автобиография, история и фикция. П., 2003 // Одиссей. 2004. С. 451-466.

Галкова И.Г., Лучицкая С.И. Рец. на сб. ст.: Die Methodik der Bildinterpretation. Les méthodes de l’interprétation des images / Éd. J.-C. Schmitt, A. von Hülsen-Esch. Göttingen, 2002 // Одиссей. Человек в истории. 2005. М., 2005. С. 428 – 443.

Гинзбург К. От Варбурга до Гомбриха: Заметки об одной методологической проблеме // Гинзбург К. Мифы-эмблемы-приметы: Морфология и история. Сборник статей / Пер. с ит. и послесл. С.Л. Козлова. М., 2004. С. 51 – 132.

Гомбрих Э. История искусства. М., 1998.

Гомбрих Э.Г. Амбивалентность классической традиции: Психология культуры Аби Варбурга // Новое литературное обозрение. 2000. № 39. С. 7 – 23.

Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. М., 1934.

Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. СПб., 2000.

Кассирер Э. Философия символических форм. М.; СПб., 2002. Т. 1 – 3.

Лучицкая С.И. Концепция imago в средневековой культуре и средневековые изображения // Антропология культуры. М., 2004. Вып. 2. С. 50-61.

Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства / Пер. В.В. Симонова. СПб., 1999.

Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика. СПб., 2004.

Черных А.П. Белое – венчальное, черное – печальное, или необъятная геральдика – рец. на кн.: М. Пастуро. Синий: история цвета. Париж, 2000 // Одиссей. Человек в истории. 2002. М., 2002. С. 354 – 364.

Ainsworth P. Froissart et "ses"manuscrits: textes, images, codex et ressources électroniques // Froissart dans sa forge. Colloque réuni à Paris du 4 au 6 novembre 2004 / Éd. M. Zink. Paris, 2006. P. 213-230.

Baschet J. Fécondité et limites d'une approche systématique de l'iconographie médiévale // Annales. Paris, 1991. Bd. 46. P. 375-380.

Baschet J. Images ou idoles? // Annales. Paris, 1991. Bd. 46. P. 347-352.

Baschet J. Lieu sacré, lieu d'images. Les fresques de Bominaco (Abruzzes, 1263). Thèmes, parcours, functions. Paris, 1991.

Baschet J. Les bases de données du groupe de recherches sur les images médiévales // Cahiers du Centre de Recherches Historiques. Paris, 1995. Bd. 14/15. P. 51-59.

Baschet J. Les images: des objets pour l'historien? // Le moyen âge aujourd'hui. Trois regards contemporains sur le moyen âge. Histoire, théologie, cinéma. Actes de la Rencontre de Cerisy-la-Salle (juillet 1991) / Éd. G. Lobrichon, J. Le Goff. Paris, 1998. P. 101-135.

Baschet J. Pourquoi élaborer des bases de données d'images? // History and images. Towards a new iconology / Ed. A. Bolvig, Ph.G. Lindley. Turnhout, 2003. P. 59-66, 83-106.

Baschet J. L'iconographie medievale: l'oeuvre fondatrice d'Emile Male et le moment actuel // Émile Mâle, 1862-1954: la construction de l'oeuvre: Rome et l'Italie: [actes de la table ronde tenue à l'École française de Rome, 17-18 juin 2002. Rome, 2005. P. 273-288.

Baschet J., Rigaux D. Le médiéviste et les images à l'ère de l'écran global // Etre historien du Moyen Âge au XXIe siècle, Actes du 38e Congrès de la Société des Historiens Médiévistes de l'Enseignement Supérieur Public. Paris, 2008. P. 259-272.

Baschet J., Bonne J.-Cl., Schmitt J.-Cl. Les images médiévales (notes critiques) // Annales. Paris, 1991. № 2. P. 335-380.

Belting H. Macht und Ohnmacht der Bilder // Macht und Ohnmacht der Bilder. Reformatorischer Bildersturm im Kontext der europäischen Geschichte / Hrsg. v. P. Blickle, A. Holenstein, H.R. Schmidt. München, 2002. S. 11-32.

Bialostocki J. Teoria i twórczość. O tradycji i inwencji w teorii sztuki i ikonografii. Poznań, 1961.

Bialostocki J. Iconografia e iconologia // Enciclopedia universale dell’arte. Venezia, 1962. Vol. 7. Coll. 163 – 177.

Bonne J.-C. L’art roman de face et de profil. Le Tympan de Conques. Paris, 1984.

Bonne J.-C. Formes et fonctions de l'ornamental dans l'art médiéval (VIIe-XIIe siècle). Le modèle insulaire // L'image. Fonctions et usages des images dans l'Occident medieval / Ed. J. Baschet, J.-Cl. Schmitt. Paris, 1996. P. 207-249.

Bonne J.-C. À la recherche des images médiévales // Annales. Paris, 1991. 46. P. 353-373.

Bonne J.-C. Entre ambiguïté et ambivalence (problématique de la sculpture romane) // La Part de l'œil. 8. 1992. P. 146-164.

Bonne J.-C. Histoire et théorie de l'art médiéval: le modèle d'Otto Pächt // Y voir mieux, y regarder de plus près: autour d'Hubert Damisch / Éd. D. Cohn. Paris (2003. P. 29-62, 233-236, 266-269.

Camille M. Mouths and meanings: towards an anti-iconography of medieval art // Iconography at the Crossroads / Ed. B. Cassidy. Princeton, 1993. P. 43-57.

Camille M. Image on the edge: the margins of medieval art. London, 2003.

Didi-Huberman G. Imitation, représentation, fonction: remarques sur un mythe épistémologique // L'image. Fonctions et usages des images dans l'Occident medieval / Ed. J. Baschet, J.-Cl. Schmitt. Paris, 1996. P. 59-86.

Didron A.N. Histoire de Dieu, iconographie des personnes divines. Paris, 1843.

Diers M. Mnemosyne oder das Gedächtnis der Bilder. Über Aby Warburg // Memoria als Kultur / Hrsg. O.G. Oexle. Göttingen, 1995. S. 79 – 94.

Francastel P. La figure et le lieu:. L'ordre visuel du Quattrocento. Paris, 1967.

Godin A. Image et histoire: l'approche d'Alphonse Dupront // A Travers l'image / Éd. S. Deswarte-Rosa. Paris, 1994. P. 325-337.

Hauck K. Germania-Texte im Spiegel von Bildzeugnissen des Nordens // Romanitas - Christianitas: Untersuchungen zur Geschichte und Literatur der römischen Kaiserzeit; Johannes Straub zum 70. Geburtstag am 18. Oktober 1982 gewidmet / Hrsg. K.-H. Schwarte, G. Wirth. Berlin, 1982. S. 175-216.

Hauck K. Text und Bild in einer oralen Kultur. Antworten auf die zeugniskritische Frage nach der Erreichbarkeit mündlicher Überlieferung im frühen Mittelalter // Frühmittelalterliche Studien. B., 1983. Bd. 17. S. 510-645.

Hauck K. Die Goldbrakteaten der Völkerwanderungszeit. München, 1985 – 1989. 3 vols.

Hauck K. Methodenfragen der Brakteatendeutung. Erprobung eines Interpretationsmusters für die Bildzeugnisse aus einer oralen Kultur // Zum Problem der Deutung frühmittelalterlicher Bildinhalte / Hrsg. H. Roth. Sigmaringen, 1986. S. 273-296.

Heidrich E. Beiträge zur Geschichte und Methode der Kunstgeschichte. Basel, 1917.

Heizmann W. Gold, Macht, Kult: Karl Haucks Studien zur Ikonologie der Goldbrakteaten // Frühmittelalterliche Studien. 2007. Bd. 41. S. 11-23.

Jaritz G. "Serra ex ferro" - "serra ex vitro": medieval history - computers - image messages reconsidered // History and images. Towards a new iconology / Ed. A. Bolvig, Ph.G. Lindley. Turnhout, 2003. P. 209-228.

Kessler H. Seeing Me­dieval Art. Peterborough, 2004.

Kuczyński S. K. Pieczęcie książąt mazowieckich. Warszawa, 1978.

Kupfer M. Romanesque Wall Painting in Central France: The Politics of Narrative. New Haven; London, 1993.

Ladner G.B. Images and ideas in the middle ages. Selected studies in history and art. Roma, 1983. 2 vols.

Mâle É. L'art religieux de la fin du Moyen Âge en France: etude sur l'iconographie du Moyen Âge et sur ses sources d'inspiration. P., 1995.

Mâle É. Art & Artists of the Middle Ages. Redding Ridge, 1986.

Mâle É. L'art religieux du XII siècle en France: étude sur les origines de l'iconographie du moyen âge. P., 1928.

Meier Ch. The Colourful Middle Ages. Anthropological, Social, and Literary Dimensions of Colour Symbolism and Colour Hermeneutics // Tradition and innovation in an era of change = Tradition und Innovation im Übergang zur Frühen Neuzeit / Hrsg. R. Suntrup, J.R. Veenstra. Frankfurt a. M., 2001. P. 227-256.

Mitchell W.J.T. Iconology: Image, Text, Ideology. Chicago; L., 1986.

Ott N.H. Überlieferung, Ikonographie - Anspruchsniveau, Gebrauchssituation: Methodisches zum Problem der Beziehungen zwischen Stoffen, Texten und Illustrationen in Handschriften des Spätmittelalters // Literatur und Laienbildung im Spätmittelalter und in der Reformationszeit: Symposion Wolfenbüttel 1981 / Hrsg. L. Grenzmann, K. Stackmann. Stuttgart, 1984. S. 356-386.

Ott N.H. Bildstruktur statt Textstruktur: zur visuellen Organisation ma narrativer Bilderzyklen; die Beispiele des Wienhausener Tristanteppichs I, des Münchener Parzival cgm 29 und des Münchener Tristan cgm 51 // Bild und Text im Dialog / Hrsg. K. Dirscherl. Passau, 1993. S. 53-70.

Pastoureau M. Figures et couleurs: études sur la symbolique et la sensibilité médiévales. Paris, 1986.

Pastoureau M. Couleurs, images, symboles: etudes d'histoire et d'anthropologie. Paris, 1989.

Pastoureau M. Les sceaux et la fonction sociale des images // L'image. Fonctions et usages des images dans l'Occident medieval / Ed. J. Baschet, J.-Cl. Schmitt. Paris, 1996. P. 275 – 308.

Pastoureau M. Une histoire symbolique du Moyen Age occidental. Paris, 2004.

Pächt O. Questions de méthode en histoire de l’art. Paris, 1994.

Piech Z. Ikonografia pieczęci Piastów. Kraków, 1993.

Rudolph C. Introduction: A Sense of Loss: An Overview ofthe Historiography of Romanesque and Gothic Art // A companion to Medieval art: Romanesque and Gothic in Northern Europe / Ed. C. Rudolph. Malden, 2006. P. 1 – 43.

Schier K. Zur Problematik der Beziehung zwischen Bilddetail und Bildganzem // Medieval Iconography and Narrative / Ed. F.G. Andersen, E. Nyholm, M. Powell, F.T. Stubkjær. Odense, 1980. P. 167-182.

Schlosser J. v. Stilgeschichte und Sprachgeschichte der bildenden Kunst. München, 1935.

Schmitt J.-Cl. La raison des gestes dans l'Occident medieval. Paris, 1990.

Treml M. Die "Macht der Bilder". Überlegungen zur Visualisierung von Geschichte und zur Historischen Bildkunde // Jahrbuch für fränkische Landesforschung. Neustadt a. d. Aisch, 1998. Bd. 58. S. 15-30.

Wandhoff H. Ekphrasis: Kunstbeschreibungen und virtuelle Räume in der Literatur des Mittelalters. Berlin, 2003.

Wenzel H. Schrift und Gemeld: zur Bildhaftigkeit der Literatur und zur Narrativik der Bilder // Bild und Text im Dialog / Hrsg. K. Dirscherl. Passau, 1993. S. 29-52.

Wirth J. L'image à l'époque romane. Paris, 1999.

Wirth J. L'image à l'époque gothique: (1140 - 1280). Paris, 2008.
Модуль 2

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница