Рабочая программа дисциплины в. Д этика делового общения



Скачать 176.44 Kb.
Дата24.04.2016
Размер176.44 Kb.
Министерство спорта Российской Федерации

Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК

Министерство спорта Российской Федерации

Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ДВ1._Этика делового общения________________________________________
по направлению подготовки (специальности) 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения: очная

Уфа 2014

1 Организационно-методический раздел
1.1 Цель и задачи дисциплины

Целью курса является введение студентов в круг теоретических проблем этики делового общения, раскрытие целей и задач данной дисциплины, ознакомление студентов с основными положениями философского учения о морали, как методологической основы учебной дисциплины «этики делового общения», в том числе сформировать представления о сущности этики - как учения о нравственности, о моральных ценностях и их регулирующем значении в жизни.

Важнейшими задачами дисциплины являются:

– ознакомление студентов с основными учениями в области этики делового общения;

– формирование представления об этике общения как целостном в пространственном и временном отношении явлении;

– ознакомить учащихся с психологической культурой и этикой делового контакта;

– приобретение студентами знаний о формах и типах психологической культуры, закономерностях ее функционирования и развития;

– формирование представления о способах и приемах создания делового имиджа человека;

– освоение конкретными методиками ведения служебного телефонного разговора, написания деловых писем, приема посетителей и общения с ними;

– обучить студентов тактикам вербального и невербального воздействия на партнера по общению;

– формирование специалиста, способного самостоятельно изучать практические вопросы курса на основе усвоения современных методов обучения, включая навыки работы с учебно-методической и научной литературой по темам курса.



1.2 Место дисциплины в структуре ООП
Этика делового общения относится к общегуманитарному циклу дисциплин. Она тесно связана с другими дисциплинами этого цикла. Для изучения дисциплины необходимы знания по предшествующим, входящим в образовательный цикл, дисциплинам. Дисциплина тесно связана и опирается на ранее изученные дисциплины, такие как «Культурология», «Психология и педагогика», «Русский язык и культура речи» и другие. В свою очередь этика делового общения создает необходимый дисциплинарный базис для усвоения других общеобразовательных и специальных дисциплин. Основой для изучения этики делового общения являются сформированные представления о практических основах деятельности человека в сфере делового общения, обобщенных знаний по психологии и этике, так как предмет носит прикладной характер.

1.3 Перечень формируемых компетенций

Освоение дисциплины «Этика делового общения» по направлению 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» направлено на формирование следующих компетенций бакалавра:

- ОК– 5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

- ОК– 6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

- ОК– 11 способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины студень должен:



Знать:

– цели, функции, виды и уровни делового общения;

– роли и ролевые ожидания в деловом общении;

– специфику делового общения, структуру коммуникативного акта и условия установления контакта;

– нормы и правила профессионального поведения и этикета;

– механизмы взаимопонимания при деловом общении;

– техники и приемы делового общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

– этические принципы делового общения;

– источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

– закономерности формирования и развития команды.



Уметь:

– планировать, прогнозировать и анализировать деловое общение;

– применять техники и приёмы эффективного делового общения в профессиональной деятельности;

– использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

– устанавливать деловые контакты с учётом особенностей партнёров по общению и соблюдением делового этикета;

– самостоятельно анализировать энциклопедическую, справочную, научную и методическую литературу, составлять конспекты, грамотно излагать суть изученного, выступать с сообщениями и докладами;

– публично выступать перед аудиторией.

Владеть:

– навыками активного поиска необходимой информации, умения четко формулировать мысль, высказывать и корректно защищать собственную точку зрения в ходе делового общения;

– навыками анализа и объективной оценки фактов, обеспечивающих положительный результат в ходе правильно выбранной тактики делового общения;

– современными теоретическими представлениями о психологической культуре и этике делового контакта.



1.5 Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий

Основные формы занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Интерактивные формы проведения занятий предусматривают широкое использование компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: подготовка докладов, работа с научно-справочной литературой, включая интернет-источники, выполнение практических заданий из учебных пособий, в т.ч. электронных.

Лекционные занятия № 2, 3 будут проводиться в таких интерактивных формах как дебаты, дискуссии, круглый стол, что позволит выявить и обсудить различные точки зрения по наиболее актуальным вопросам, которые существуют в этике делового общения по изучаемым темам, позволяя выработать у студентов наиболее объективные подходы к их решению.


2 Содержание дисциплины

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1 – Состав и объем дисциплины

Вид учебной работы

Всего

Часов/ ЗЕ



Распределение по семестрам

(в часах/ ЗЕ)



2 семестр

Общая трудоемкость дисциплины (ЗЕ/часы)

108/3

108/3

Аудиторные занятия, всего

в т.ч. лекции (Л)

практические занятия (ПЗ)


10

4

6



10


Самостоятельная работы студента (СРС)

в т.ч. подготовка доклада

другие виды СРС


94

40

54



94

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет


2.2 Разделы дисциплины

1. Теория этики делового общения



2. Базовые приемы и методы делового общения

2.3 Темы дисциплины и их краткое содержание

Таблица 2 – Темы и их краткое содержание


№ п/п

Тема

Краткое содержание

1

Этика делового поведения в бизнес-сообществе

Основные отличия гражданского и бизнес-этикета. Требования деловой этики при организации деловых визитов. Основные правила этики, соблюдаемые во время встреч, приемов. Приветствие. Рукопожатие. Правила обмена визитными карточками. Правила поведения с коллегами и подчиненными. Критика и благодарность. Комплименты. Основные правила общения с подчиненными. Этические ограничения в выборе тем бесед между сослуживцами. Поведение на совещаниях и деловых встречах. Деловой этикет презентации. Правила использования мобильного телефона в общественных местах. Ведение бизнеса в неформальной обстановке.

2

Имидж при деловом общении

Понятие имиджа. Имиджелогия как комплексная практическая дисциплина и деловая этика. Социально-психологическая природа имиджа. Качества, оказывающие влияние на проблему формирования имиджа (врожденные, благоприобретенные с опытом и в результате воспитания и образования). Структурные элементы имиджа. Диапазон нравственных требований, применяемых к внешнему виду делового человека с учетом статусных, возрастных, профессиональных различий. Деловой человек и деловая одежда. Модели поведения людей в деловой сфере (этикетные модели и стратегические модели). Имидж и тактика общения. Использование психологических механизмов в тактике общения для поддержания имиджа.



2.4 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Анализ собственной манеры ведения делового телефонного разговора.

  2. Ведение делового совещания.

  3. Ведение переговорного процесса.

  4. Ведение телефонного разговора, когда звоните вы.

  5. Ведение телефонного разговора, когда звонят вам.

  6. Вербальные и невербальные средства общения в деловой жизни.

  7. Виды, структура и стадии протекания конфликтов.

  8. Деловые беседы, совещания.

  9. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

  10. Искусственное повышение личного статуса.

  11. Межличностное общение как один из вдов общения.

  12. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта.

  13. Объект, предмет, принципы психологии и этики делового общения. Основные категории изучаемой дисциплины.

  14. Организация и ведения дискуссий.

  15. Особенности этики делового общения в обществе традиционного типа.

  16. Переговоры как форма социального взаимодействия, особенности переговоров.

  17. Подготовка к переговорам.

  18. Подготовка к проведению делового совещания.

  19. Понятие конфликта.

  20. Причины и источники стрессов.

  21. Профилактика стрессов в деловом общении.

  22. «Протестантская этика».

  23. Психологические аспекты ведения телефонных переговоров.

  24. Психологические особенности ведения переговорного процесса.

  25. Роль межличностного общения в жизни делового общения.

  26. Связь понятий этика и мораль.

  27. Этические нормы в деловом общении.

  28. Служебная переписка.

  29. Составление делового письма по схеме.

  30. Составление протокола совещания.

  31. Составление рекомендаций по ведению телефонного разговора.

  32. Стратегии ведения переговоров.

  33. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Правила поведения в конфликте.

  34. Технические аспекты телефонных переговоров.

  35. Характеристика деловых переговоров.

  36. Этапы принятия решений.

  37. Этика делового общения в западноевропейской культуре.

  38. Этика делового общения в современном обществе.



2.5 Виды самостоятельной работы

Темы для докладов

  1. Анализ диагностики личности.

  2. Аргументы. Значение аргументов для принятия решения.

  3. Деловая беседа.

  4. Деловое общение в группе.

  5. Деловые переговоры: их характер, определение целей.

  6. Императивный тип общения.

  7. Манипулятивный и стандартизированный уровни общения.

  8. Модель взаимодействия человека и организационного окружения.

  9. Основные аспекты делового общения.

  10. Основные разговорные стили.

  11. Основные фазы и характеристика делового общения.

  12. Основные формы делового общения.

  13. Основные цели общения.

  14. Особенности деловой речи.

  15. Особенности рефлексивного и нерефлексивного слушания.

  16. Преимущества и негативные последствия смешения межличностного и ролевого общения.

  17. Причины возникновения манипуляций в межличностном общении.

  18. Самодиагностика: «Коммуникативная толерантность».

  19. Способы активного слушания.

  20. Типичные ошибки слушания.

  21. Толерантность и ее значение в развитии коммуникационных способностей.

  22. Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения.

  23. Уровни общения.

  24. Установки в общении в контексте слушания.

  25. Характеристику уровней слушания.

  26. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам.



2.6 Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Визуальный контакт.

  2. Внешний вид делового человека и его карьера. Эффект первого впечатления.

  3. Время и место проведения переговоров.

  4. Выбор стиля поведения в конфликтной ситуации.

  5. Выбор цвета, декора, деталей в деловой одежде и рекомендации деловой этики.

  6. Действие норм деловой этики в условиях продолжения бизнеса в неформальной обстановке.

  7. Деловая культура в современной России.

  8. Деловое общение: понятие, структура, виды и содержание.

  9. Имидж делового человека: социально-психологические аспекты и деловая этика.

  10. Исторические предпосылки и теоретические источники дисциплины «Деловая этика».

  11. Как можно проанализировать рукопожатие.

  12. Как следует обходиться со спорщиком, всезнайкой, негативистом и другими типами участников дискуссии.

  13. Как следует реагировать на личные нападки на докладчика.

  14. Как следует себя вести, когда еда и бизнес - одновременно.

  15. Конфликты как результат нарушения правил общения.

  16. Культурное разнообразие и основные отличия восточного делового этикета от этикета западного.

  17. Международный деловой этикет и разные стили делового поведения.

  18. Методологические основания дисциплины «деловая этика».

  19. Модели поведения деловых людей.

  20. Организация делового чаепития, кофе, делового обеда.

  21. Организация и ведение дискуссий.

  22. Основные принципы деловой этики.

  23. Особенности использования e-mail и предписания деловой этики.

  24. Особые возможности телефона. Служебный разговор по телефону.

  25. Переговорные стратегии (позиционные и принципиальные переговоры).

  26. Подготовка и проведение публичного выступления.

  27. Понятие деловой риторики.

  28. Понятия деловая этика, профессиональная этика, служебный этикет.

  29. Предмет, функции и задачи деловой этики.

  30. Предписания деловой этики в организации фуршета, шведского стола, коктейля, шампанского.

  31. Приемы, помогающие удержать внимание аудитории.

  32. Принципы ведения переговоров, обеспечивающие эффективность и результативность.

  33. Принципы и нормы нравственного поведения руководителя.

  34. Проблема преемственности и новаторства в этике.

  35. Проксемические особенности невербального общения и нравственные нормы.

  36. Протестантская трудовая и деловая этика - основа современной деловой этики.

  37. Роль мимики, жестов и пластики для оратора.

  38. Соблюдение нравственных норм при проведении деловой беседы.

  39. Социально-нравственные аспекты формирования делового костюма.

  40. Социально-психологические особенности невербального общения.

  41. Способы и приемы завоевания внимания аудитории.

  42. Способы реагирования на провокационные вопросы к докладчику.

  43. Структура и функции деловой беседы.

  44. Требования речевого этикета и паралингвистические особенности речи.

  45. Умение слушать как часть речевого этикета.

  46. Управленческая этика: понятие, принципы и значение.

  47. Этика в разрешении спорных вопросов. Качества, необходимые участникам спора.

  48. Этические требования к использованию мобильного телефона в общественных местах.

  49. Этические требования к организации делового совещания.

  50. Этическое регулирование международного общения по телефону.


3 Распределение часов дисциплины по темам и видам работ

3.1 Тематический план лекционных занятий


№ п/п

№ раздела

/темы


Наименование лекции

Объем, час.

2 семестр




1

1/2

Этика делового поведения в бизнес-сообществе

2

2

2/2

Имидж при деловом общении

2







Итого

4


3.2 Тематический план практических занятий


№ п/п

№ раздела

/темы


Наименование практического занятия

Объем, час.

2 семестр




1

2/1

Переговорный процесс с деловыми партнерами

2

2

2/2

Психология имиджа фирмы

2

3

2/3

Этика корпоративного общения

2







Итого

6


3.3 Тематический план самостоятельной работы студентов


№ п/п

№ раздела

Вид СРС (наименование задания, темы для СРС)

Сроки выполнения

Формы контроля

Объем, час.

1

1-3

Подготовка доклада

В течение семестра

Проверка доклада

40

2

1-3

Подготовка тем для самостоятельной работы

В течение семестра

Собеседование

54







ИТОГО

94


4 Формы контроля (текущего, промежуточного и итогового)
В течение семестра, по ходу освоения учебного материала знания студентов в рамках текущей успеваемости оцениваются в различных формах. Освоение некоторых разделов тем оценивается в виде подготовки доклада и выступления, в устной опросной форме с выставлением оценки, в письменной форме, в виде выполнения письменных заданий. Промежуточный контроль в рамках межсессионной аттестации осуществляется виде тестирования студентов. Итоговым видом контроля является зачет, который проводится по вопросам к зачету.

5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1 Перечень рекомендуемой литературы


№ п/п

Наименование литературы

а) основная литература

1

Дусенко С.В. Профессиональная этика и этикет: учеб. пособие. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2013. 224 с.

2

Основы этики и психологии делового общения [Текст]: учебник / под ред. Зарецкой И.И. - Москва, ОНИКС, 2011.

3

Жернакова М.Б., Румянцева, И.А. [Текст]: учебник / под ред. М.Б. Жернаковой, И.А. Румянцевой. Деловые коммуникации: теория и практика. – М.: Юрайт, 2014.

4

Шеламова, Г.М. Этикет деловых отношений. [Текст] / Г.М. Шеламова. - М.: Издательский центр «Академия», 201 1.

5

Этикет делового общения [Текст]: учебник / под ред. Г.М. Шеламова. - М.: Издательский центр «Академия», 201 1.

б) дополнительная литература

1

Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст] / Г.В. Бороздина. - М.: ИНФРА-М, 2008.

2

Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст] / Г.В. Бороздина. - М.: ИНФРА-М, 2010

3

Деловое общение [Текст]: учебник / под ред. Руденко А.М., Самыгина С.И. - М.: КноРус, 2010.

4

Доценко, Е.Л. Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. М.: ЧеРо, 2010.

5

Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Издательский дом Питер, 2010.

6

Кузин, Ф.А. Культура делового общения: практическое пособие для бизнесменов. [Текст] / Ф.А. Кузин. - М.: Ось-89, 2012.

7

Лебедева, М.М. Вам предстоят переговоры [Текст] / М.М. Лебедева. -

М.: Экономика, 2010.



8

Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебник / под ред. Канке А.А., Кошевой И.П. - М.: Форум, 2011

9

Психология делового общения и управления [Текст]: учебник / под ред. Столяренко Л.Д. - Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2012.

10

Этика деловых отношений [Текст]: учебник / под ред. Кибанова А.Я., Захарова Д.К., Коновалова В.Г. - М.: ИНФРА, 2010.


5.2 Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, учебных фильмов, мультимедийных материалов и т.п.

1. национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека на базе технологии Контекстум http://rucont.ru/

2. Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM http://www.znanium.com/

3. Университетская библиотека ONLINE, Интернет-магазин, Деловой портал, Энциклопедии http://biblioclub.ru/

4. Информационно-аналитическое агентство ИНТЕГРУМ http://aclient.integrum.ru/login.aspx?si=2R

5. Научная электронная библиотека (НЭБ)http://elibrary.ru/defaultx.asp

6. Научно-теоретический журнал ОЙКУМЕНА, регионоведческие исследования http://www.ojkum.ru/

7. Университетская информационная система Россия (УИС РОССИЯ) http://uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp



8. Электронная библиотека MYBRARY http://mybrary.ru/


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница