Рабочая программа дисциплины Управление персоналом государственной и муниципальной службой. Часть Управление персоналом



страница1/3
Дата11.11.2016
Размер0.66 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Социологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

профессор ______________ Е.Г.Елина
"__" _________ 2011 г.

Рабочая программа дисциплины



Управление персоналом государственной и муниципальной службой. Часть 1.

Управление персоналом

Направление подготовки

081100 - Государственное и муниципальное управление

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная

Саратов,

2011 г.



1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения курса «Управление персоналом» является усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков по формированию и функционированию системы управления персоналом, планированию кадровой работы, использованию широкого круга технологий работы с персоналом в современных организациях на основе изучения теоретических положений менеджмента и обобщения практического опыта.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Учебная дисциплина «Управление персоналом» относится к вариативной части цикла «Профессиональный цикл». Учебная дисциплина «Управление персоналом» логически взаимосвязана с другими частями ООП (теорией управления, социологией управления, основами менеджмента, социальной психологией, государственной и муниципальной кадровой политикой).

Необходимой базой для освоения данного курса являются знания и навыки, полученные при изучении дисциплин «Основы менеджмента», «Теория управления», «Теория организаций».


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Управление персоналом» направлен на формирование следующих компетенций:

- знание требований профессиональной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями; обладание нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладание гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);

- способность к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (OK-10);

- способность принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умение оценивать последствия решений (ОК-15);

- способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);

- способность применять имеющиеся технологии и методы кадровой работы (ПК-8);

- способность использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач (ПК-13);

- умение разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (муниципальной службы), на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, в научно-исследовательских и образовательных организациях в сфере государственного и муниципального управления, в политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях (ПК-19);

- способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29);



- умение осуществлять вспомогательное обеспечение исполнения основных функций органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций, их административных регламентов (ПК-47).
В результате освоения дисциплины «Управление персоналом» студент должен демонстрировать следующие результаты образования:


ЗНАТЬ

основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами; историю и современные концепции управления персоналом; существующие методы управления персоналом; способы и технологии отбора и расстановки персонала; обучения и развития; оценки и вознаграждения в целях повышения индивидуальной, групповой и организационной результативности и эффективности деятельности.

УМЕТЬ

проводить аудит кадрового потенциала организации; прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения; разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации; использовать различные методы оценки эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и муниципальных служащих; разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации; в соответствии с целями организации формулировать цель и задачи в области управления персоналом, определять приоритеты и направления такой деятельности, планировать ее проведение, подбирать, разрабатывать или конструировать технологии управления персоналом; применять основные и наиболее распространенные методы управления; анализировать и развивать деятельность службы управления персоналом.

ВЛАДЕТЬ

современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; современными методами управления человеческими ресурсами; инструментами развития сотрудников через оценку результатов их деятельности и планирование карьеры, обеспечение возможности для повышения образования и роста; методами планирования служебной карьеры; современным инструментарием управления человеческими ресурсами; навыками определения потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы; навыками анализа рынка труда и сферы занятости; методами отбора и адаптации персонала; методами управления производительности труда, разработки системы мотивации эффективной деятельности, навыками оценки эффективности управления персоналом.


4. Структура и содержание дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)
Всего 216 часов.

Аудиторные занятия 102 часа.

Самостоятельная работа 78 часов.



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические

Сам. работа

КСР

1

Персонал в современной организации. Управление персоналом как специфическая область управления

5

1-2

2

4







Опрос

2

Управление персоналом как наука и учебная дисциплина,

обеспечивающая компетентность современного руководителя



5

3-4

2

4







Тест

3

Основные этапы эволюции управления персоналом

5

5-7

2

6







Тест

4

Политика и стратегия в области персонала

5

8-9

2

4







Опрос, доклад

5

Численность и структура персонала

5

10-11

2

4







Опрос, письменная работа

6

Структура управления персоналом

5

12-14

2

6







Тест, письменная работа

7

Планирование персонала (человеческих ресурсов)

5

15-16

2

4







Опрос, деловая игра

8

Планирование потребности в персонале

5

17-18

4

4







Опрос, письменная работа




Всего







18

36







Зачет

9

Поиск и подбор персонала

6

1-4

4

8

16




Опрос, деловая игра, письменная работа

10

Методы и технологии деловой оценки персонала в организации

6

5-6

2

4

10




Тест

11

Управление развитием персонала в организации

6

7-8

2

4

10




Опрос

12

Управление мотивацией персонала в организации и системы оплаты труда

6

9-11

2

6

12




Тест, письменная работа

13

Управление организационными конфликтами и стрессами

6

12-13

2

4

10




Тест

14

Безопасность труда

6

14-15

2

4

10




Тест

15

Система управления персоналом государственной службы

6

16-17

2

2

10




Опрос




Всего







16

32

60










Итого







34

68

78

























36




Экзамен


Содержание дисциплины.
Раздел 1: Персонал в современной организации. Управление персоналом как специфическая область управления.

Понятие персонала. Персонал, кадры, человеческие ресурсы. Понятие «управление персоналом». Цели управления персоналом. Субъекты управления персоналом. Функции управления персоналом.

Принципы управления персоналом.

Основные методы управления персоналом.


Раздел 2: Управление персоналом как наука и учебная дисциплина,

обеспечивающая компетентность современного руководителя.

Предмет и место управления персоналом в системе современных наук. Управление персоналом и экономика предприятия.

Структура знаний и практическая значимость науки управления персоналом. Управление персоналом как учебная дисциплина

Функции дисциплины «управление персоналом»

Управление персоналом как учебная дисциплина и ее преподавание в современной России
Раздел 3. Основные этапы эволюции управления персоналом.

Управление персоналом в традиционном обществе.

Управление персоналом в индустриальном обществе. Повышение роли персонала в постиндустриальном обществе.

От управления кадрами к управлению человеческими ресурсами. Человеческий и социальный капитал.

Модели управления персоналом.

Современные тенденции эволюции управления человеческими ресурсами.


Раздел 4. Политика и стратегия в области персонала

Понятие кадровой политики. Задачи кадровой политики. Принципы кадровой политики. Виды кадровой политики.

Стратегии управления человеческими ресурсами. Типы кадровых стратегий
Раздел 5: Численность и структура персонала.

Понятие состава и численности персонала. Нормативная и списочная численность персонала.

Показатели движения персонала. Текучесть кадров.

Структура персонала.


Раздел 6: Структура управления персоналом.

Работа с кадрами и руководство персоналом. История и значение служб персонала. Задачи и функции службы управления персоналом.

Структура служб персонала и численность их состава. Менеджер по персоналу.

Должностная инструкция менеджера по кадрам.

Взаимодействие менеджеров по персоналу и линейных менеджеров.

Социальное партнерство в сфере управления персоналом.


Раздел 7. Планирование персонала (человеческих ресурсов)

Понятие и принципы планирования персонала. Цели и задачи кадрового планирования в организации.

Уровни кадрового планирования.

Оперативный план работы с персоналом. Структура оперативного плана работы с персоналом. Содержание оперативного плана работы с персоналом.


Раздел 8. Планирование потребности в персонале.

Сущность и составляющие планирования потребности в персонале. Методы планирования качественной потребности в персонале. Анализ рынка труда. Анализ деятельности. Профессиографический анализ.

Расчет потребности в персонале. Метод расчета количественной потребности в персонале, основанный на использовании данных о времени тру­дового процесса. Метод расчета по нормам обслуживания. Метод расчета по рабочим местам и нормативам численности. Нормирование труда и расчет численности персонала. Нормирование труда и расчеты численности управленческого персонала.

Ошибки, допускаемые при кадровом планировании.


Раздел 9. Поиск и подбор персонала

Маркетинг персонала в организации: понятие, принципы. Анализ внешних и внутренних факторов маркетинговой деятельности. Основные направления маркетинга персонала. Задачи и функции служб (специалистов) по маркетингу персонала. Рынок труда, структура занятости: исследование и маркетинговая политика.

Понятия набора, отбора, подбора персонала. Роль профессионального отбора в решении задач в области управления персоналом. Технологии отбора и управление эффективностью персонала. Группы кандидатов в зависимости от их потенциальной ценности для организации. Технологии привлечения персонала в организацию. Прием персонала в организацию. Факторы эффективности организации процедуры привлечения и отбора персонала. Этапы набора персонала. Внутренние и внешние источники набора.

Методы набора персонала. Анализ затрат и результативности набора персонала.

Отбор персонала как составная часть набора персонала. Анализ содержания работы и требований к работнику. Критерии и процесс (процедура) отбора. Методы отбора.

Виды и техники интервью при отборе персонала. Анализ документов, психологическое тестирование, тестирование компетентности, оценочный центр как методы отбора.

Нетрадиционные методы отбора персонала. Технологии отбора. Последовательность основных этапов отбора персонала. Проблемы эффективности отбора. Рекрутинговые и иные агентства по найму персонала. Лизинг персонала.
Раздел 10. Методы и технологии деловой оценки персонала в организации.

Понятие деловой оценки, оценки трудовой деятельности, оценки исполнения. Цели, задачи, функции деловой оценки. Методология деловой оценки (организационно-правовые и социально-психологические аспекты). Основные элементы деловой оценки: объект, предмет, субъект оценки (оценщик). Личность, трудовое поведение и результат деятельности как предметы оценки. Характеристика субъектов оценки: непосредственный руководитель, подчиненные, коллеги, клиенты, эксперты.

Самооценка. Оценочный период. Аттестация персонала как форма деловой оценки. Аттестация персонала в организации. Аттестация как вид оценки персонала: понятие, результат, процедура.

Цели, компоненты, этапы аттестации. Явные и неявные цели аттестации. Порядок организации и проведения аттестации. Методы оценки в процессе аттестации персонала (интервью, тестирование, экспертная оценка и др.).

Оперативная оценка деятельности работников (оценка руководителями структурных подразделений): критерии и методы оценки. Другие формы оценки персонала (квалификационные экзамены и пр.). Выбор способов и методов оценки.

Требования к организации и проведению деловой оценки: постановка целей и задач, определение критериев оценки, выбор методов и проведение оценки, подведение итогов. Собеседование по результатам оценки.

Оценка результативности труда. Показатели оценки результативности труда. Оценка результативности труда руководителей и специалистов. Оценка деятельности подразделений управления персоналом.
Раздел 11. Управление развитием персонала в организации

Цели и задачи обучения и развития персонала. Направления развития персонала в организации. Профессиональное развитие. Карьерное развитие. Личностное развитие. Развитие групповых норм и ценностей, корпоративной культуры. Обучение работников организации. Обучение персонала как форма его развития.

Основные направления обучения. Обучение на рабочем месте и вне рабочего места. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации. Организация системы обучения персонала. Определение потребностей в обучении. Составление учебных планов и программ. Методы обучения и их выбор. Оценка эффективности обучения. Формы подготовки персонала: наставничество, супервизия, коучинг.

Профессиональное и личностное развитие персонала. Расстановка и движение кадров в организации. Принципы рационального использования персонала. Развитие персонала и организации: цель формы, условия. Профессиональный и личностный рост персонала. Самореализация личности в организации. Управление карьерой.

Планирование и развитие деловой карьеры. Планирование и выбор карьеры в организации. Карьера персонала: понятие, виды, особенности. Профессиональная и внутриорганизационная карьера. Планирование и выбор карьерного пути. Модели карьерного развития. Стадии жизненного пути и этапы карьеры личности. Проблемы развития карьеры и преодоления карьерных затруднений. Проблемы развития карьеры в организации: возрастные, профессиональные. Программы преодоления карьерных затруднений. Управление карьерой персонала и его служебно-профессиональным продвижением. Модель партнерства работника и организации при управлении карьерой.

Работа с кадровым резервом в организации. Формирование резерва кадров как механизм развития работников и организации. Цели и задачи формирования кадрового резерва. Этапы работы с резервом кадров организации.

Профессиональная ориентация и трудовая адаптация персонала. Профессиональная ориентация: понятие, цель, задачи. Основные формы профориентационной работы: просвещение, информация, консультация. Ценностные ориентации работника в организации. Организационная культура. Управление адаптацией персонала в организации: цель, направления, уровни, технологии. Условия, способствующие эффективной адаптации персонала в организации. Информационное обеспечение процесса адаптации.
Раздел 12. Управление мотивацией персонала в организации и системы оплаты труда

Мотивация и стимулирование труда персонала. Мотивация и стимулирование: понятия, особенности, типология и типы. Стимулирование как фактор, регулирующий поведение работника в организации. Теории мотивации в прошлом и настоящем: производительного труда (19-ый, начало 20 века), содержательные и процессуальные теории мотивации (20-ый, начало 21 века).

Направления практического использования основных положений содержательных и процессуальных теорий мотивации. Система стимулирования в организации.

Материальные и моральные стимулы. Вознаграждение в практике управления, поощрение и наказание как стимулы. Вознаграждающее управление в организации. Вознаграждение как объект регулирования трудовых отношений в организации. Социальная политика и система социальных льгот как форма вознаграждения.

Управление процессом повышения производительности и качества труда персонала. Экономическая и социальная эффективность мотивации. Управление производительностью и качеством труда персонала на основе мотивации. Формы и способы мотивации и стимулирования персонала. Создание системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности в организации. Логика построения системы управления мотивацией персонала: от анализа потребностей и подбора стимулов к решению организационных задач.

Оплата труда как базовый стимул: структура, системы, формы, правила использования. Организация оплаты труда персонала. Система оплаты труда в организации. Система заработной платы и ее основные составляющие. Связь оплаты труда с затратами и результатами труда. Основные модели определения заработной платы. Типы и выбор систем оплаты труда в организациях. Структуре дохода и эффективность труда персонала. Заработная плата в структуре дохода работника организации. Эффективность труда и динамика заработной платы. Учет теорий мотивации при построении системы и организации оплаты труда. Другие материальные формы стимулирования.


Раздел 13. Управление организационными конфликтами и стрессами.

Безопасность труда.

Организационные конфликты: развитие, разрешение. Конфликты в процессе управления организацией. Конфликт: структура, стадии развития, характеристики.

Классификации конфликтов. Основные теории конфликтов. Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов. Типология организационных конфликтов. Конфликты в сфере управления. Мировоззренческие, нормативно-ценностные конфликты и ресурсные конфликты. Форма, структура и динамика конфликтов. Пути и средства предупреждения и разрешения конфликтов в организации.

Роль конфликтов в организационном развитии. Технологии управления конфликтом. Управление стрессами в организации. Стресс: условия его возникновения и стадии развития. Стресс и его последствия. Стресс и заболевания. Источники стрессов в организации. Персонал и стрессоры – неблагоприятные условия среды, вызвавшие стресс у персонала. Формы и методы противодействия стрессу. Методы профилактики стрессов.

Здоровье и безопасность труда персонала. Здоровье персонала в организации. Факторы угрозы здоровью и безопасности персонала. Создание системы охраны здоровья. Программы здоровья и безопасности труда в организации. Меры повышения здоровья и безопасности труда. Обучение технике безопасности труда персонала. Воспитание здорового образа жизни. Роль руководителя в поддержании здоровья и безопасности труда персонала.
Раздел 14. Система управления персоналом государственной службы

Государственный служащий государственной службы. Основы правового положения государственного служащего. Обязанности и ограничения, связанные с государственной службой. Поощрения, ответственность, гарантии. Денежное содержание, отпуск, пенсионное обеспечение, стаж, прохождение государственной службы от поступления до увольнения или выхода на пенсию.

Персонал государственной службы: понятие, особенности. Специфика управления персоналом государственной службы. Кадровые службы государственных органов: задачи, функции, статус. Специфика управления персоналом государственной службы: основные персонал - технологии. Зарубежный опыт управления персоналом государственной службы.

Нормативно-правовая база и информационно-методическое обеспечение управления персоналом. Профессиональный отбор и прием на государственную службу. Адаптация государственных служащих, впервые принятых на государственную службу. Регулирование карьеры государственных служащих. Управление профессиональным развитием персонала. Критерии и методы оценки персонала государственной службы.

Управление персоналом государственной службы как система. Субъекты и объекты управления. Структура и функции. Способы воздействия на формирование, развитие, использование, высвобождение государственных служащих в системе управления персоналом государственной службы. Научные подходы и методы, применяемые в управлении персоналом. Роль управления персоналом в повышении уровня организации и качества функционирования органов государственной власти. Проблема подготовки и переподготовки персонала государственной службы. Этический кодекс государственного служащего. Современные тенденции и методы в системе управления персоналом государственной службы. Эффективность и результативность деятельности государственных служащих.
5. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода в ходе реализации программы дисциплины «Социология управления» предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения практических занятий таких как:

- интерактивные семинары;

- реализация индивидуальных учебных исследований различными аналитическими методами;

- индивидуальные выступления студентов с докладами о результатах проведенного анализа научных и статистических источников;

- дискуссии, работа в малых группах;

- участие в студенческих конференциях (в том числе и интерактивных с использованием Интернет технологий) Вузов Саратовского региона, России

- подготовка контрольных работ;

- участие в тестировании;

- деловые игры, анализ ситуаций (кейс-стади);

- подготовка и демонстрация презентаций.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне.

Семинарские занятия являются аудиторными и предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.


Интерактивный семинар 1. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией.

Вопросы для обсуждения

  1. Человеческий фактор и его роль в развитии организации.

  2. Управление персоналом в системе управления организацией.

  3. Задачи и принципы управления персоналом в организации.

  4. Классификация персонала: по функциям, выполняемым в производственном процессе; по характеру фактической деятельности (роду занятий); по сроку работы.

  5. Должности и ее разновидности, полномочия и ответственность по должности.

  6. Персонал управления: состав, задачи, структура. Основные понятия: персонал; кадры; человеческие ресурсы; трудовые ресурсы; управление персоналом; управление человеческими ресурсами; экономически активное население; занятые; трудовой потенциал; управленческий персонал; движение персонала; профессия; специальность; должность; уровень квалификации.

Темы для докладов.

  1. Персонал управления: состав, задачи, структура.

  2. Типы должностей в системах государственной и муниципальной службы.
    Темы дискуссии.

  1. Роль руководителя в системе управления персоналом.

  2. По каким причинам управление персоналом можно рассматривать как искусство?


Интерактивный семинар 2. История развития науки о персонале
Вопросы для обсуждения


  1. Основные этапы развития науки о персонале.

  2. Концепции управления персоналом: Использование трудовых ресурсов. Управление персоналом. Управление человеческими ресурсами. Управление человеком.

  3. Зарубежный опыт управления персоналом: японский, американский, европейский.

  4. Современные проблемы практики управления персоналом в России

Темы для докладов.

  1. Новые традиции в культуре японского управления.

  2. Культура управления американских организаций.

  3. Особенности работы с персоналом в европейских государствах.

  4. Особенности работы с персоналом государственной службы: опыт разных стран.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница