Рабочая программа дисциплины региональная геология направление ооп



Скачать 236.63 Kb.
Дата04.05.2016
Размер236.63 Kb.


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор-директор ИПР

_________А.Ю. Дмитриев

«___» ____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕОЛОГИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 130101 ПРИКЛАДНАЯ геология

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ:



  1. Геологическая съемка, поиски и разведка твердых полезных ископаемых

  2. Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания

  3. Геология нефти и газа

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): горный инженер

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 4; СЕМЕСТР 7;

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 6

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: «Общая геология»

КОРЕКВИЗИТЫ: «Геотектоника и геодинамика», «Основы учения о полезных ископаемых»


ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:


Лекции

36

час.

Лабораторные занятия

36

час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

72

часа

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

54

часа

ИТОГО

126

часов

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

ОЧНАЯ

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЭКЗАМЕН В 7 СЕМЕСТРЕ

Обеспечивающая кафедра: «Общей геологии и землеустройства»


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.г.-м.н., профессор А.А. Поцелуев

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: д.г.-м.н., профессор В.Г. Ворошилов

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к.г.-м.н., доцент П.В. Бернатонис

2011


1. Цели освоения дисциплины

Основной целью курса «Региональная геология» является приобретение студентами знаний о геологическом строении, истории геологического развития и размещении полезных ископаемых для различных регионов России.

В результате освоения данной дисциплины специалист обладает знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими достижение целей Ц1, Ц2 и Ц5 Основной образовательной программы «Прикладная геология»:


  • Готовность выпускников к производственно-технологической и проектной деятельности;

  • Готовность выпускников к научно-исследовательской и творческой инновационной деятельности в области прикладной геологии, интегрированию новых идей, применению математических, физических и специальных знаний и умений к своим исследовательским задачам;

  • Готовность выпускников к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию в условиях автономии и самоуправления.

В результате обучения у студентов формируются общекультурные и профессиональные компетенции.
2. Место дисциплины в структуре ООП
«Региональная геология» принадлежит к базовым дисциплинам профессионального цикла (С3.Б17). Она содержит сведения по палеонтологии, исторической геологии, петрографии, литологии, геотектонике, геологии полезных ископаемых и др. Пред изучением дисциплины необходимо успешно освоить курс «Общая геология». Кореквизитами для «Региональной геологии» являются: «Геотектоника и геодинамика» и «Основы учения о полезных ископаемых».

3. Результаты освоения дисциплины

Студент, изучивший дисциплину «Геология России», должен научиться сопоставлять и обобщать геологическое строение регионов, описывать их тектоническое строение и историю геологического развития опираясь на различные геотектонические гипотезы, свободно ориентироваться по обзорной геологической карте и находить на ней тектонические структуры, рисовать схематичные геологические разрезы платформенных и складчатых структур.

После изучения данной дисциплины магистранты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы: Р1, Р2, Р3, Р4*.

Формируемые компетенции в соответствии с ООП*

Результаты освоения дисциплины

З 1.1; З 2.1;

З 2.16; З 3.1;

З 4.3; З 4.4;

З 4.7; З 4.8.



В результате освоения дисциплины бакалавр должен знать:

Основные черты геологического строения территории России.

Тектоническое районирование России.


У 1.1; У 2.1;

У 2.16; У 3.1;

У 4.3; У 4.4;

У 4.7; У 4.8.



В результате освоения дисциплины бакалавр должен уметь:

Проводить сравнительный анализ геологического строения различных регионов.

Свободно ориентироваться по обзорной геологической карте.


В 1.1; В 2.1;

В 2.16; В 3.1;

В 4.3; В 4.4;

В 4.7;В 4.8.



В результате освоения дисциплины бакалавр должен владеть:

Опытом работы с обширной и разноплановой информацией по геологии регионов.



*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки специалистов по направлению 130101 «Прикладная геология».



4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины по разделам, формам организации и контроля обучения





Название

раздела/темы



Аудиторная работа, (час)

СРС

(час)


Итого

Формы текущего контроля и аттестации

Лекции

Практ./ семинар

Лаб. зан.

1

Введение. Предмет изучения, задачи и методы.

2







4

6

Устный

отчет


2

Геотектонические гипотезы и принципы тектонического районирования.

4




4

6

14

Проверочная работа

3

Восточно-Европейский и Сибирский кратоны.

6




6

8

20

Тест, устный

отчет


4

Урало-Монгольский

подвижный пояс.



10




10

12

32

Тест, устный

отчет


5

Тихоокеанский подвижный пояс.

6




6

10

22

Тест, устный

отчет


6

Средиземноморский подвижный пояс.

4




4

8

16

Тест, устный

отчет


7

Геология окраинных морей и океанов территории России

4










4

Проверочная работа




Построение схематичных геологических разрезов







4

4

8

Проверочная работа




Защита рефератов.







2

2

4

Доклад в форме презентации





Промежуточная аттестация
















Экзамен




Итого

36




36

54

126





4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Введение. Предмет изучения, задачи и методы

Лекция. Введение. Предмет и методы региональной геологии, её связь с другими геологическими дисциплинами. Основные этапы в истории изучения территории России и ближнего зарубежья. Внутреннее строение Земли.

Раздел 2. Геотекнонические гипотезы и принципы тектонического районирования

Лекция. Геотектонические гипотезы и этапы развития земной коры (геосинклинальная концепция и новая глобальная тектоника). Плейт-тектоника и плюм-тектоника. Террейновый анализ. Принципы тектонического районирования территории России.

Лабораторная работа. Графические материалы в региональной геологии

Раздел 3. Восточно-Европейский и Сибирский кратоны

Лекции. Геологическое строение Восточно-Европейской докембрийской платформы. Местоположение, границы и тектоническая структура (щиты, антеклизы, синеклизы, авлакогены) платформы. Строение фундамента на примере Балтийского щита (блоковое строение, комплекс «серых гнейсов», гнейсовые купола, зеленокаменные пояса, протоплатформенный чехол, протогеосинклинальный комплекс). Полезные ископаемые архея и нижнего протерозоя.Переходный структурный этаж. Распространение и состав верхнепротерозойских образований. Тектоно-седиментационные комплексы плитного чехла: венд-кембрийский, ордовикско-силурийский, среднедевонско-средне-триасовый, юрско-раннемеловой, позднемеловой-кайнозойский. Интрузивный магматизм и полезные ископаемые плитной стадии.

Геологическое строение Сибирской докембрийской платформы. Местоположение, границы и тектоническая структура (щиты, антеклизы, синеклизы, авлакогены,поднятия, впадины, астроблемы) платформы. Строение фундамента на примере Алдано-Станового щита (сходство и различие с Балтийским щитом). Интрузивные комплексы и полезные ископаемые архея и раннего протерозоя. Состав и условия формирования рифейских образований переходного структурного этажа. Тектоно-седиментационные комплексы плиточного чехла: юдомско-кембрийский, ордовикско-силурийский, девонско-нижне-каменноугольный, среднекаменноугольно-среднетриасовый, юрско-меловой. Интрузивный магматизм этапа тектоно-магматической активизации.



Лабораторная работа. Тектоническое районирование Восточно-Европейской и Сибирской докембрийских платформ.

Раздел 4. Урало-Монгольский подвижный пояс

Лекции. Тектоническая позиция и районнирование Урало-Монгольского пояса. Урало-Новоземельская складчатая система и Предуральский краевой прогиб. Полицикличная Алтае-Саянская складчатая область (примеры регионов байкальской, салаирской, каледонской и герцинской складчатости). Байкальский рифтовый пояс.

Тимано-Печорская и Западно-Сибирская плиты. Рельеф. Тектоническая структура. Возраст и строение фундамента. Переходный структурный этаж. Плитный чехол. Полезные ископаемые.

Таймыро-Североземельская складчатая область. Енисейско-Саянская складчатая область. Байкальская складчатая область.

Лабораторные работы. Тектоническое районирование Урало-Монгольского складчатого пояса.

Раздел 5. Тихоокеанский подвижный пояс

Лекции. Особенности тектонического положения и структуры Тихоокеанского пояса. Сладчатые сооружения киммерийской, ларамийской и альпийской складчатости: Верхояно-Чукотская, Корякско-Тайгоносская, Камчатско-Олюторская складчатые области, остров Сахалин. Курильская островная дуга и Курило-Камчатский глубоководный желоб. Командорские острова. Рельеф. Тектоническое строение. Геологические формации и полезные ископаемые.

Лабораторные работы. Тектоническое районирование Тихоокеанского складчатого пояса.

Раздел 6. Средиземноморский подвижный пояс

Лекции. Тектоническое районирование и особенности развития Средиземноморского пояса. Скифская эпипалеозойская плита (рельеф, тектоническая структура, состав и возраст фундамента, переходного структурного этажа и плитного чехла, полезные ископаемые). Альпийская складчатая область Кавказа.

Лабораторная работа. Тектоническое районирование Средиземноморского складчатого пояса.

Раздел 7. Геология окраинных морей и океанов территории России

Лекция. Геология окраинных морей Северного Ледовитого и Тихого океанов. Рельеф дна. Степень геологической изученности. Тектоническое строение. Полезные ископаемые.

Лабораторные работы. Построение схематичных геологических разрезов.

Защита рефератов.



    1. Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3.




Формируемые

компетенции

Разделы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7



З 1.1

х





















З 2.1.




х

х















З 2.16.







х

х

х









З 3.1.




х










х






З 4.3.

х

х

х

х

х

х

х



З 4.4.




х

х




х

х






З 4.7.




х




х

х









З 4.8.




х

х

х




х






У 1.1




х













х



У 2.1.







х







х






У 2.16.










х

х









У 3.1.







х















У 4.3.

х

х

х

х

х

х

х



У 4.4.




х

х

х

х

х






У 4.7.




х

х

х

х

х






У 4.8.







х

х




х






В 1.1

х

х













х



В 2.1.










х












В 2.16.







х







х






В 3.1.



















х



В 4.3.




х

х

х

х

х

х



В 4.4.




х

х

х

х









В 4.7.




х

х

х

х

х






В 4.8.




х

х

х

х







  1. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.


Методы и формы активизации деятельности

Виды учебной деятельности

ЛК

ЛБ

СРС

Дискуссия




х




IT-методы

х

х

х

Командная работа




х

х

Разбор кейсов




х




Опережающая СРС

х

х

х

Индивидуальное обучение




х

х

Проблемное обучение




х

х

Обучение на основе опыта




х

х

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:




  • изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных;

  • самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием информационных баз, специальной учебной и научной литературы;

  • закрепление теоретического материала при проведении лабораторных работ с использованием картографического материала, выполнение проблемно-ориентированных индивидуальных заданий.


6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (CРC)

6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений включает:



  • работу студентов с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме;

  • подготовка к лабораторным работам;

  • доклады с презентацией по теме реферата;

  • подготовке к экзамену.


6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала бакалавров и заключается в поиске, анализе и презентации материалов по заданным темам рефератов.
6.2.1. Перечень тем для самостоятельной работы (рефераты)

провести сравнительный структурно-формационный и фациальный анализ:

Вариант 1. рифейских отложений Восточно-Европейской платформы, Башкирского антиклинория и Тиманского поднятия.

Вариант 2. вендских отложений Восточно-Европейской, Сибирской платформ.

Вариант 3. кембрийских отложений Сибирской платформы и Западного Саяна.

Вариант 4. кембрийских отложений Восточно-Европейской, Сибирской платформ и Кузнецкого Алатау.

Вариант 5. ордовикских отложений Восточно-европейской платформы, Салаира, Верхояно-чукотской области.

Вариант 6. ордовикских отложений Сибирской платформы, Западного саяна и урала.

Вариант 7. силурийских отложений Восточно-европейской платформы, западного Саяна.

Вариант 8 силурийских отложений Сибирской платформы, Салаира и Урала.

Вариант 9. девонских отложений Главного девонского поля, Волго-уральской антеклизы.

Вариант 10. Девонских отложений Сибирской платформы, Рудного Алтая, Минусинского прогиба.

Вариант 11. Каменноугольных отложений Московской синеклизы, Волго-Уральской антеклизы, Донбасса.

Вариант 12. Каменноугольных отложений Тунгусской синеклизы, Кузнецкого прогиба, Рудного алтая.

Вариант 13. Пермских отложений московской синеклизы, Волго-Уральской антеклизы, верхоянского антиклинория.

Вариант 14. Пермских отложений Предуральского прогиба, Тунгусской синеклизы, Кузнецкого прогиба.

Вариант 15. Триасовых отложений Прикаспийской, Московской синеклиз, Западно-Сибирской плиты.

Вариант 16. Триасовых отложений Тунгусской и Вилюйской синеклиз, Верхояно-чукотской области.

Вариант 17. Триасовых отложений Прикаспийской и Печорской синеклиз.

Вариант 18. Юрских отложений вилюйской синеклизы, Западно-Сибирской плиты, Верхояно-Чукотской области.

Вариант 19. Меловых отложений Прикаспийской синеклизы, Западно-Сибирской плиты.

Вариант 20. Меловых отложений Печорской и Вилюйской синеклиз.

Вариант 21. Меловых отложений Скифской плиты, Копет-Дага, Камчатки, Сахалина.

Вариант 22. Палеогеновых отложений Восточно-европей-ской платформы, Копет-Дага, Сахалина.

Вариант 23. Палеогеновых отложений Скифской плиты, Западно-Сибирской плиты и Камчатки.

Вариант 24. Неогеновых отложений Скифской и Туранской плиты, Предкарпатского прогиба.

Вариант 25. Неогеновых отложений Западно-Сибирской плиты, Корякского нагорья, камчатки и сахалина.

Вариант 26. Архейских и раннепротерозойских отложений Балтийского, Украинского и Алданского щитов.
7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств)

Оценка текущей успеваемости студентов осуществляется на основании рейтинг-плана по результатам:

- тестов;

- проверочных работ;

- лабораторных работ;

- доклада по теме реферата.



7.1. Требования к содержанию экзаменационных вопросов

Экзаменационные билеты состоят из трех вопросов:



  1. Вопрос по разделу 1 и 2.

  2. Геологическое строение платформ.

  3. Геология складчатых сооружений.


7.2. Примеры экзаменационных вопросов


  1. Террейновый анализ.

  2. Геология фундамента Сибирского кратона.

  3. Кавказская складчатая область.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля (дисциплины)

Основная литература


  1. Милановский Е.Е. Геология России и ближнего зарубежья.

-М.: МГУ, 1996. – 446с.

  1. Цейслер В.М., Туров А.В. Тектонические структуры на геологической карте России и ближнего зарубежья (Северной Евразии). ­­– М. : КДУ, 2007. – 192 с.

  2. Цейслер В.М. и др. Основы региональной геологии СССР. М.: Недра, 1984.-358с.

  3. Кныш С. К., Гумерова Н. В., Полиенко А. К. Основы структурной, исторической и региональной геологии : Ч.2.: Историческая и региональная геология — Томск : Изд-во ТПУ, 2005. – 142 с.



Дополнительная литература


  1. Хаин В. Е., Лимонов А. Ф. Региональная геотектоника (тектоника континентов и океанов). — М. : ГЕРС, 2004. — 270 с.

  2. Короновский Н.В. Краткий курс региональной геологии СССР. –М.: МГУ, 1984. – 398с.

  1. Смирнова М.Н. Основы геологии СССР. – М.: Высшая школа, 1984. – 384с.

  2. Милановский Е.Е. геология СССР. Часть 1. –М.: МГУ, 1987.-415с.

  3. Милановский Е.Е. Геология СССР. Часть 2. – М.: МГУ, 1989.-271с.

  4. Милановский Е.Е. Геология СССР. Часть 3. –М.: МГУ, 1991.-272с.

9. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)

При изучении дисциплины «Геология России» в качестве наглядных пособий используются цветные геологические разрезы, стратиграфические колонки, тектонические схемы.


* приложение – Рейтинг-план освоения модуля (дисциплины) в течение семестра.

Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС-2010 по направлению 130100 «Прикладная геология».

Программа одобрена на заседании кафедры ОГЗ ИПР

(протокол № ____ от «___» _______ 2011 г.)


Автор: Бернатонис П.В.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница