Рабочая программа дисциплины «Психология рекламы» для специальности 032401



Скачать 165.18 Kb.
Дата07.11.2016
Размер165.18 Kb.
ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный
университет им. М.А. Шолохова»

Экономико-технологический колледж



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины «Психология рекламы»
для специальности 032401 «Реклама»

Москва


2012

Содержание

1. Пояснительная записка 3
2. Учебно-тематический план 4
3 Требования к уровню подготовки обучающихся 6
3. Содержание дисциплин 8
7 Литература 9

Пояснительная записка

В настоящее время сбыт и маркетинг представляют собой основные ключи к успеху в любом деловом предприятии цивилизованного мира. Современный рынок все более насыщается конкурентоспособными товарами и услугами. В таких условиях понимание технологий рекламы и способов ее влияния приобретают особую ценность. Для современного специалиста в области управления необходимы знания психологических аспектов рекламных средств для большей эффективности своей работы.

Рабочая программа спецкурса «Психология рекламы» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 032401«Реклама» и является единой для всех видов образовательных учреждения СПО на очной форме обучения. Актуальность спецкурса определяется спецификой будущей работы выпускников, чья профессиональная деятельность требует знания и понимания окружающей действительности, в том числе и рекламного рынка.

Дисциплина «Психология рекламы» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

Программа «Психология рекламы» подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и направлена на освоение студентами следующих компетенций: умение работать с профессионально-ориентированной информацией, решение профессиональных проблем, проектирование профессиональной карьеры, организация профессиональных коммуникаций, умение решать проблемные ситуации, осуществление социально-профессионального саморазвития, способность самостоятельно формулировать проблемы и определять способы их решения, способность принимать управленческие решения и др.

Усвоение данной дисциплины должно способствовать подготовке специалистов с новым мировоззрением, специалистов, способных ориентироваться и принимать решения в новых экономических условиях, в условиях рыночной конкуренции.



Цель спецкурса: овладение студентами базовыми знаниями и умениями в области психологии рекламы, необходимыми для успешной реализации профессиональной деятельности: успешного применения основных методов исследования потребительских интересов; приобретение навыков работы с основными психологиями рекламных средств.

Основные задачи курса:

  1. Ознакомить студентов с основными проблемами психологии рекламы.

  2. Рассмотреть виды рекламных средств, их особенности, элементы.

  3. Научить студентов психологическим приемам и техникам в рекламе и с пользой владеть ими.

Спецкурс основывается на таких науках, как философия, социальная психология с учетом роли и места дисциплины в будущей профессиональной деятельности выпускника.

Объем курса 60 часов.



11 часов – СРС.


Учебно-тематический план

(очное обучение)




Наименование тем

Всего
часов


СРС

1.

Введение

2




I.

Общетеоретические функции в рекламе

12







1.1 Реклама: понятие и функции, цели и виды

4

2

2.

Понятия «маркетинг», «реклама». Цели и функции рекламы. Виды рекламы, способы ее воздействия и выражения. Рациональная и эмоциональная реклама. «Жесткая» и «мягкая» реклама. Имиджевая реклама. Стимулирующая реклама. Реклама стабильности. Внутрифирменная реклама.

2

1

3.

Реклама в целях расширения сбыта продукции. Увещевательная, сравнительная, напоминательная, подкрепляющая, превентивная, информирующая реклама. Целевой рынок. Психологическая структура рекламной деятельности. Творческая стратегия рекламной деятельности.

Реклама в целях расширения сбыта продукции



2

1




1.2. Роль психических процессов в формировании рекламных образов

4




4.

Когнитивный компонент рекламы. Ощущения и восприятие в рекламе. рекламный образ.

2




5.

Внимание, память и мышление в рекламе. Эмоциональный и поведенческий компоненты в рекламе. Творческая реклама.

2







1.3. Психология мотивации в рекламе

4

1

6.

Установка. Доминанта. Стереотип. Стереотипы восприятия, мышления и поведения. Отрицательный и положительный стереотипы. Нейтральный стереотип. Потребности в рекламе. Иерархия потребностей. Потребности в рекламе.

2

1

7.

Иерархия потребностей. Объективная потребность. Осознанная потребность. Мотивы в рекламе. Потребительские, эмоциональные, рациональные, эстетические, утилитарные мотивы. Мотивы престижа, уподобления и мотивы моды. Самоутверждения, мотивы традиции.

2




II.

Прикладные вопросы психотехнологии рекламных средств

34







2.1. Психотехнология рекламных средств без обратной связи

4

1

8.

Рекламные средства без обратной связи: радиореклама, рекламный ролик.

2

1

9.

Рекламные средства без обратной связи: щитовая реклама, транзитная реклама.

2







2.2. Психотехнология рекламного текста без обратной связи

4




10.

Психографика рекламного текста, рекламные иллюстрации, рекламная фотография.

2




11.

Слоган. Заголовок рекламного текста. Психолингвистика рекламного текста.

2







2.3. Психотехнологиия рекламных средств с обратной связью

4

1

12.

Психология почтовой пересылки. Психология представления товара или услуги в прямом контакте.

2

1

13.

Психология рекламы по телефону. Психология рекламы непосредственно на месте продаж.

2







2.4. Психологи корпоративной символики

6

1

14.

Товарная марка.

2

1

15.

Товарный знак. Символ.

2










30







Семестр II.










2.4. Психология корпоративной символики

2




16.

Магия знака, символа.

2







2.5. Психология цвета, света и формы в рекламе

8

1

17.

Психология света. Декоративное освещение, оттенок освещения.

2




18.

Распределение света, оптическое «руководство» посетителем. Холодное и теплое освещение.

2

1

19.

Психология цвета. Оптические цветовые раздражители. Психология цвета. Цветовое решение и цветовое восприятие рекламы.

2




20.

Психология формы в рекламе: восприятие форм, геометрических фигур и форм линий.

2







2.6. Психотехнологии торговых ярмарок и выставок

4




21.

Предпринимательский контакт, Торговая ярмарка, ярмарка-выставка, торгово-промышленная выставка. Стенд, дизайн, цели участи, непосредственная коммуникация.

2




22.

Линейный и угловой стенды, стенды «полуостров», «остров» стенд «визави». Персонал стенда, коллективизм-поведение. Реклама участия. Коммуникации с посетителями. Психологические типы посетителей.

2







2.7. Суггестивные психотехнологии в рекламе

4

2

23.

Психоанализ в рекламе. Гипноз в рекламе, гипнотический транс. Трансовая индукция, психотехнологии суггестии в рекламе.

2

1

24.

Эриксоновский гипноз в рекламе Нейролингвистическое программирование, типы восприятия и отражения реальности, метапрограммы в рекламе.

2

1

III.

Проблема психологической эффективности в рекламе

12







3.1. Психология эффективности рекламы

4

1

25.

Проблема эффективности рекламы.

2




26.

Ранговая методика расчета эффективности рекламы.

2

1




3.2. Метод фокус-групп в исследовании потребительских интересов в рекламе

8




27.

Фокус-группа, групповая дискуссия. Рекрутирование участников фокус-группы.

4

2

28.

Обычные способы рекрутировани. Психологические особенности поведения ведущего фокус-группы.

2

1

29.

Психологические типы участников фокус-групп.

2

1

30.

Эффективность работы фокус-групп.

2




Всего

60

12




В результате изучения дисциплин студент должен:

иметь представление:

  • об общетеоретических проблемах психологии рекламы;

  • о роли психологических процессов в формировании рекламных образов;

  • о психологических процессах, обеспечивающих эффективность воздействия рекламы;

  • о рекламе как социально-психологическом феномене;

  • о понятии психологической безопасности;

  • о прикладных вопросах психотехнологии рекламных средств;

  • о проблемах психологической эффективности рекламы;

  • о психотехнической экспертизе;

знать:

  • понятие, функции, цели и виды рекламы;

  • когнитивные, поведенческие и эмоциональные аспекты рекламного воздействия;

  • структуру потребностей и мотивы с позиции рекламного дела;

  • установки и стереотипы в рекламной практике;

  • теорию и методику психотехнического анализа рекламы;

  • психотехнологии рекламных средств без обратной связи и с обратной связи;

  • психотехнологии рекламного текста без обратной связи;

  • суггестивные психотехнологии в рекламе;

  • психотехнологии торговых ярмарок и выставок;

  • психотехнологии эффективных презентаций; метод фокус-групп в исследовании рекламных интересов;

  • психологию света, цвета и формы в рекламе;

уметь:

  • выявлять возможные стереотипы потенциальных покупателей, корректировать стереотипы с помощью рекламного воздействия; проводить «мозговой штурм»;

  • формировать покупательское поведение под влиянием рекламного кампании;

  • формировать образ товара;

  • использовать в исследовании потребительских интересов метод фокус-групп.

Изучение дисциплины осуществляется в форме уроков, семинаров, лекций, треннигов, лабораторно-практических занятий с использованием методических и справочных материалов.

При разработке рабочей программы образовательное учреждение может вносить дополнения за счет резерва времени и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределения учебных часов по разделам (по темам) а также в предложенный примерной программой перечень лабораторных и практических занятий при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников, заложенных в стандарте. Все изменения вносятся по решению предметной (цикловой) комиссии образовательного учреждения и утверждается заместителем директора по учебной работе.

Для проверки знаний студентов в рабочей программе рекомендуется указывать, по окончании изучения каких разделов следует проводить рубежный контроль. Форму и сроки проведения контроля по дисциплине определяет образовательное учреждение.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Общетеоретические проблемы психологии рекламы

Тема 1.1. Реклама: понятие и функции, цели и виды.

Понятие «маркетинга», «рекламы». Цели и функции рекламы, виды рекламы, способы ее воздействия и выражения. Рациональная и эмоциональная реклама. «Жесткая» и «мягкая» реклама. Имиджевая реклама. Стимулирующая реклама. Реклама стабильности. Внутрифирменная реклама. Реклама в целях расширения сбыта продукции. Увещевательная, сравнительная, напоминательная, подкрепляющая, превентивная, информирующая реклама. Целевой рынок. Психологическая структура рекламной деятельности. Творческая стратегия рекламной деятельности.



Тема 1.2. Роль психологических процессов в формировании рекламных образов

Когнитивный компонент рекламы. Ощущения и восприятие в рекламе. рекламный образ. Внимание, память и мышление в рекламе. Эмоциональный и поведенческий компоненты в рекламе. Творческая реклама.



Тема 1.3. Психология мотивации в рекламе

Установка. Доминанта. Стереотип. Стереотипы восприятия, мышления и поведения. Отрицательный и положительный стереотипы. Нейтральный стереотип. Потребности в рекламе. Иерархия потребностей. Объективная потребность. Осознанная потребность. Мотивы в рекламе. Потребительские, эмоциональные, рациональные, эстетические, утилитарные мотивы. Мотивы престижа, уподобления и мотивы моды. Самоутверждения, мотивы традиции.



Раздел 2. Прикладные вопросы психологии рекламных средств

Тема 2.1. Психотехнология рекламных средств без обратной связи

Рекламные средства без обратной связи: радиореклама; рекламный ролик; щитовая реклама; транзитная реклама.


Тема 2.2. Психотехнология рекламного текста без обратной связи

Психографика рекламного текста. Рекламные иллюстрации. Рекламная фотография. Слоган, заголовок рекламного текста.


Тема 2.3. Психотехнология рекламных средств с обратной связью

Психология прямой почтовой пересылки. Психология предоставления товара или услуги в прямом контакте. Психология рекламы по телефону. Психология рекламы непосредственно на месте продаж.

.

Тема 2.4. Психология корпоративной символики

Торговая марка. Товарный знак. Символ. Магия знака, символика.


Тема 2.5. Психология света, цвета и формы в рекламе

Психология света. Декоративное освещение, оттенок освещения. распределение света, оптическое «руководство» посетителем. Холодное освещение. Теплое освещение.

Психология цвета. Оптические цветовые раздражители. Цветовое решение и цветовое восприятие рекламы. Психология формы в рекламе: восприятие форм геометрических фигур и форм линий.
Тема 2.6. Психотехнологии торговых ярмарок и выставок

Предпринимательский контакт, торговая ярмарка, ярмарка-выставка, торгово-промышленная выставка. Стенд, дизайн, цели участия, непосредственная коммуникация. Линейный и угловой стенды, стенды «полуостров», «остров», сквозной, стенд «визави». Персонал стенда. Коллективизм-поведение. Реклама участия. Коммуникации с посетителями, пресс-конференции. Психологические типы посетителей.


Раздел 3. Проблемы психологической эффективности рекламы

Тема 3.1. Психологическая эффективность рекламы

Проблемы эффективности рекламы. Ранговая методика расчета эффективности рекламы.


Тема 3.2. Метод фокус-групп в исследовании потребительских интересов в рекламе

Фокус-группа, групповая дискуссия. Рекрутирование участников фокус-группы. Обычные способы рекрутирования. Психологические особенности поведения ведущего фокус-группы. Психологические типы участников фокус-групп. Эффективности работы фокус-групп.



Литература

  1. Волкова А.И. Основы психологии рекламы для студентов колледжей. Практикум. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 125с.

  2. Геращенко Лариса. Психология рекламы. Изд. АСТ, Астраль. 2006.

  3. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учеб.пособие/Науч.ред. М.В.Удальцова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск:Сибирское соглашение, 2007.-230с.

  4. Райгородский Даниил. Психология и психоанализ рекламы. Изд.Бахрам-М. 2007.

  5. Ткаченко Н.В. и Ткаченко О.Н., под ред.Л.Дмитриевой. Креативная реклама. Изд. Юнити-Дана. 2009.

  6. Фельсер Г. Психологи потребителей и рекламы. Изд. Гуманитарный центр. 2008. – 704 с.

  7. Ценев Вит. Психология рекламы (реклама, НЛП и 25-й кадр). Изд. Речь, 2007. – 200с.

  8. Шуванов В.И. Психология рекламы. Изд. Феникс. 2006.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница