Рабочая программа дисциплины Проблемы социальной истории человечества Направление подготовки 030600 История



страница1/3
Дата04.05.2016
Размер0.86 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Институт Истории и международных отношений

УТВЕРЖДАЮ

Ректор СГУ им. Н.Г. Чернышевского,

профессор Л.Ю. Коссович

_______________________

"_____"__________________2010 г.



Рабочая программа дисциплины

Проблемы социальной истории человечества

Направление подготовки

030600 История

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Саратов


2010

1. Цели освоения раздела 1 дисциплины «Проблемы социальной истории человечества: Историческая география»

Целями освоения раздела дисциплины «Проблемы социальной истории человечества: Историческая география» являются: приобретение студентами знаний об основном содержании данной отрасли науки; получение базовых сведений о влиянии географического фактора на развитие российского общества в течение всей его истории; изучение ключевых понятий и терминов, касающихся исторической географии России; анализ точек зрения специалистов в отношении главных проблемно-теоретических вопросов курса.


2. Место раздела 1 дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Раздела «Историческая география» вместе с другими курсами по выбору дисциплины «Проблемы социальной истории человечества» относится к вариативной части цикла ГСЭ структуры ООП бакалавриата. Она имеет логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла (философия, экономика), а также профессионального цикла (археология, этнология и социальная антропология, История России (до ХХ в.), История России (ХХ в.), теория и методология истории, источниковедение, вспомогательные исторические дисциплины и др.). Освоение данного курса должно предшествовать прохождению ряда практик: этнологической, архивной, музейной, педагогической.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Проблемы социальной истории человечества: Историческая география»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: содержание понятия «историческая география»; особенности данной дисциплины применительно к российскому историческому процессу; основные этапы развития данной дисциплины в отечественной науке; факты и термины, касающиеся изменений физико-географической среды (в рамках современной территории России) в исторический период времени, а также ее влияния на развитие российского общества и государства.

Уметь: свободно разбираться в основных научно-теоретических проблемах дисциплины; использовать в научных и практических целях знания в области исторической географии России; создавать работы как теоретического, так и прикладного характера по историко-географической тематике; использовать для изучения других разделов истории историко-географический материал; использовать историко-географические, физико-географические и другие подобные карты в научных и образовательных целях.

Владеть: культурой исторического мышления; способностью к восприятию, обобщению, анализу историко-географической информации; методами изучения историко-географических проблем и процессов.
4. Структура и содержание раздела 1 дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 зачетные единицы).


4.1. Структура преподавания дисциплины




п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические занятия

(семинары)

Самостоятельная работа студ.



    Историческая география как научная дисциплина. История формирования рельефа и колебания климата Восточной Европы. Физическая география Восточной Европы.

2

1

2

2

4

Устный опрос



    Историческая география населения Восточной Европы раннего средневековья.

2

2

2

2

4

Устный опрос



    Политическая, этническая и экономическая география Древнерусского государства. Восточная Европа в IX – начале XIII в.: соседи Руси.

2

3

2

2

4

Устный опрос



    Русские княжества и земли в XII – первой половине XIII вв. Историческая география Золотой Орды.

2

4

2

2

4

Устный опрос



    Историческая география Великого княжества Литовского. Складывание территории Русского государства в конце XIII – начале XVI в.

2

5

2

2

4

Устный опрос



    Территория и административное деление Московского государства в XVI–XVII вв. География населения и хозяйства в XVI–XVII вв.

2

6

2

2

4

Устный опрос



Политическая география Российской империи

2

7

2

2

4

Устный опрос



Экономическая география Российской империи

2

8

2

2

4

Устный опрос



Политическая география СССР и Российской Федерации. Экономическая география СССР

2

9

2

2

4

Устный опрос




Промежуточная аттестация
















Зачет




Всего часов







18

18

36

72

4.2. Содержание разделов дисциплины

    Историческая география как научная дисциплина. История формирования рельефа и колебания климата Восточной Европы. Физическая география Восточной Европы.

    Понятие исторической географии. Историческая география как наука. Ее место в системе исторических дисциплин. Историческая география и история географических знаний. Основные элементы исторической географии. Историческая физическая география. Понятие «географическая среда». Физико-географические факторы (компоненты). Историческая география населения. Историческая экономическая география. Историко-политическая география. Историческая география культуры. Методологические основы исторической географии. Основные источники. Развитие исторической географии России как научной дисциплины.

    Основные черты физической географии Восточной Европы. Ледниковый период. Рельеф Восточной Европы. Формирование ландшафта Восточной Европы после Валдайского оледенения. Водные ресурсы. Атмосферная циркуляция. Климатические пояса и природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир Восточной Европы. Влияние деятельности человека на географическую среду.

    Историческая климатология послеледниковья. Колебания климата голоцена Восточной Европы. Период климатического оптимума в III и II тыс. до н. э. Начало глобального похолодания в I тыс. до н. э. Малый климатический оптимум X–XII вв. Изменения климата к концу XV в. «Малый ледниковый период» XV–XIX в. Изменения климата с середины XIX в. по настоящее время.



    Историческая география населения Восточной Европы раннего Средневековья.

Проблема происхождения и прародины славян. Великое переселение народов и его влияние на этническую географию Восточной Европы. Складывание обособленных славянских групп. Расселение восточных славян к IX в. География неславянского населения Восточной Европы. Территория расселения иранских, финно-угорских, летто-литовских (балтских) и тюркоязычных племен в I тыс. н. э. Особенности географии хозяйства на территории Восточной Европы. География торговых путей.

    Политическая, этническая и экономическая география Древнерусского государства. Восточная Европа в IX – начале XIII в.: соседи Руси.

    Складывание территории Древнерусского государства. Состав и движение населения. Влияние географических условий на хозяйственное развитие Руси. Районы развития земледелия, скотоводства, промыслов и других видов хозяйства. Ремесло, его характер и размещение. Географические особенности возникновения, размещения и развития древнерусских городов. Города как религиозные и культурные центры. Пути сообщения и особенности их складывания.

    Политическая география Восточной Европы с середины IX в. до монгольского завоевания. Волжская Булгария, Хазарский каганат, кочевники степей и Восточная Прибалтика: историко-географическая характеристика. Торговые связи.

    Русские княжества и земли в XII – первой половине XIII вв. Историческая география Золотой Орды.

    Этапы децентрализации Киевской Руси. Границы и территории русских княжеств и земель. Размещение и движение населения. География сельского хозяйства и ремесла. Развитие городов в удельный период. Пути сообщения и торговые связи.

    Монгольские племена к началу II тыс.: образ жизни и хозяйство. Термин «монголо-татары». Возникновение военно-кочевого государства Чингисхана на рубеже XII–XIII вв. Маршруты завоевательных походов монголо-татар в начале XIII в. Образование монгольских государств в Евразии. От «улуса Джучи» к «Золотой Орде»: складывание государственной территории. Этническая и хозяйственно-экономическая география Орды. Города. Административно-территориальное деление. Распад Орды.

    Историческая география Великого княжества Литовского. Складывание территории Русского государства в конце XIII – начале XVI в.


Этапы складывания территории Великого княжества Литовского в XIII–XV вв. Областное и административное деление государства. Западнорусские земли в составе Литовско-Русского государства. Размещение населения. География хозяйства, городов и путей сообщения.

Территория русских княжеств и земель в XIII–XV вв. Влияние монголо-татарского нашествия на размещение населения и хозяйства в русских землях. Историко-географические предпосылки объединения русских земель. Основные геополитические центры территориальной консолидации. Этапы объединения Руси: рост Московского княжества в конце XIII – начале XVI в. Миграция населения в XIV–XV вв. Формирование великорусской народности. Изменения в хозяйстве северо-восточных и северо-западных русских земель.



    Территория и административное деление Московского государства в XVI–XVII вв. География населения и хозяйства в XVI–XVII вв.

    Причины территориальной экспансии Московского государства в XVI–XVII в. Природно-климатические особенности присоединенных территорий: Среднее и Нижнее Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Присоединение русских земель на юго-западе. Завоевание Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Изменение государственных границ на западе и северо-западе на рубеже XVI – XVII вв. Вхождение в состав России Левобережной украины. Землепроходческое освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока. Административное деление Московского царства. Историко-географические области. Организация обороны южных границ во второй половине XVI–XVII в. Складывание казачьих областей.

    Размещение населения Московского государства в начале XVI в. Опричнина и ее влияние на географию населения. Этническая география присоединенных территорий. География сельскохозяйственного производства (земледелие, скотоводство, охота, рыболовство и бортничество). Районы ремесленной и промысловой специализации. Центры мануфактурного производства. Типология городов. Пути сообщения и торговые связи. Начало формирования всероссийского рынка в XVII в.


Политическая география Российской империи

    Основные этапы расширения территории Российской империи в XVIII в. Выход на побережье Балтийского и Черного морей, присоединение Крыма. Освоение Северо-Западной Америки. Продвижение в Казахстан. Строительство оборонительных линий. Присоединение Кавказа к Российской империи в первой половине XIX в. Присоединение Средней Азии. Освоение Приамурья и Приморья. «Русская Америка». Административно-территориальное деление Российской империи.

Экономическая география Российской империи

    Структура и размещение сельского хозяйства Российской империи в XVIII в. Основные земледельческие районы. Географическая специализация сельскохозяйственных культур. Районирование животноводства. Изменения в размещении сельского хозяйства в XIX – начале XX в. География промышленного производства в XVIII – первой половине XIX в. Размещение отраслей промышленного производства. Важнейшие промышленные центры и районы. Изменения в размещении промышленности во второй половине XIX – начале ХХ в. География транспорта и торговли.

Политическая география СССР и Российской Федерации. Экономическая география СССР

    Распад Российской империи. Политическая география Советской России в 1917–1922 гг. Складывание территории СССР. Изменение государственных границ в 1939–1940 и 1944–1945 гг. Движение населения. Распад СССР. Политическая география и административно-территориальное деление Российской Федерации. Политическая география постсоветского пространства.

    Последствия Первой мировой и Гражданской войн для географии хозяйства и экономических связей. Основные сдвиги в размещении промышленности в 1920–40-е гг. География электроэнергетического хозяйства. Размещение топливной промышленности. Порайонная специализация сельского хозяйства. География транспорта СССР.

    5. Образовательные технологии

    Организация учебного процесса предполагает три вида занятий: 1) лекционные; 2) практические (семинарские); 3) самостоятельная подготовка студентов.

    Первому виду отводится половина всей аудиторной нагрузки. Его главные цели – сформировать у обучающихся основополагающие принципы восприятия и изложения историко-географического материала, заложить базовые фактические знания о предмете.

    Второй вид имеет интерактивный характер. В процессе общения с преподавателем на семинарах студенты должны выработать специфические профессиональные навыки работы с историческими источниками с точки зрения их использования для изучения исторической географии России. Особое внимание должно уделяться методам применения историко-географических карт в учебном процессе и научной работе.

    Самостоятельная подготовка студентов заключается в освоении основного пласта источников и специальных исследований, связанных с исторической географией России. Контроль над объемом и качеством самоподготовки осуществляется в процессе семинарских занятий. Виды практических занятий ориентированные на самостоятельную подготовку и контролируемые преподавателем по конечному результату: заполнение студентами контурных карт, написание рефератов, выступление с докладами.

    6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

    С целью углубленного изучения ключевых модулей темы, а также для осуществления текущего контроля успеваемости студентов проводятся практические (семинарские) занятия по основным разделам дисциплины. Тематика занятий, методические рекомендации и литература для подготовки приведены в учебно-методическом пособии 1.

    Основной формой текущего контроля успеваемости на занятиях является индивидуальный опрос студентов по содержанию темы. В качестве дополнительных форм могут использоваться (по усмотрению преподавателя) письменные контрольные работы тестового характера или написание студентами научных работ по различным темам курса с последующей проверкой и оценкой.

    Промежуточная аттестация заключается в проведении зачета в форме индивидуального собеседования.

    Вопросы к зачету:

    Предмет, содержание и задачи курса исторической географии. Историческая география как научная дисциплина.

    Основные черты физической географии Восточной Европы. Рельеф, ландшафт, воды и почвы.

    Природно-климатические зоны Восточной Европы. Растительность и животный мир.

    Климат голоцена Восточной Европы.

    Историческая география Восточной Европы раннего средневековья.

    Восточная Европа в IX–XII вв.: политическая география.

    Размещение хозяйства и городов, маршруты путей сообщения в Восточной Европе в IX–XII вв.

    Русские княжества и земли в XII – XIII вв.

    Монголо-татарское нашествие и его влияние на географию Восточной Европы.

    Складывание территории Русского государства в XIV – начале XVI в.

    Территория, административное деление и население России в XVI – XVII вв.

    География экономики России в XVI – XVII вв.

    Складывание территории Российской империи в XVIII – начале ХХ в.

    Состав и размещение населения Российской империи в XVIII – начале ХХ в.

    Административно-территориальное деление Российской империи в XVIII – начале ХХ в.

    Структура и размещение промышленности Российской империи в XVIII – начале ХХ в.

    Структура и размещение сельского хозяйства Российской империи в XVIII – начале ХХ в.

    Транспорт Российской империи в XVIII – начале ХХ в.

    Распад Российской империи. Образование новых государств и формирование территории СССР.

    Политическая география СССР.

    Экономическая география СССР.

    Распад СССР. Политическая география и административно-территориальное устройство Российской Федерации. Политическая география постсоветского пространства.



    7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

    Водарский Я. Е. Население России за 400 лет (XVI – нач. ХХ в.). М., 1973.

    Дробижев В. В., Ковальченко И. Д., Муравьев А. В. Историческая география СССР. Учебное пособие. М., 1973.

    Дулов А. В. Географическая среда и история России (конец XV – середина XIX века). М., 1983.

    Жекулин В. С. Историческая география, предмет и методы. Л., 1975.

    Зайцев М. В. Историческая география России: Учеб. пособ. для студ. Сарат. гос. ун-та. Саратов, 2006.

    Кизилов Ю. А. Географический фактор в истории средневековой Руси // Вопросы истории. 1973. № 3.

    Кизилов Ю. А. Земли и народы России в XIII–XV вв. М., 1984.

    Кириков С. В. Человек и природа восточно-европейской лесостепи в X – начале XIX в. М., 1979.

    Кириков С. В. Человек и природа степной зоны. Конец X – середина XIX в. М., 1983.

    Колебания климата за последнее тысячелетие / Под ред. Е. П. Борисенкова. Л., 1988.



    Лаврищев А. Н. Экономическая география СССР. М., 1972.

    Лившиц Р. С. Размещение промышленности в дореволюционной России. М., 1955.

    Любавский М. К. Историческая география России в связи с колонизацией. СПб., 2000.

    Любавский М. К. Образование основной государственной территории великорусской народности. Заселение и объединение центра. Л., 1929.

    Максаковский В. П. Историческая география мира. М., 1997.

    Монин А. С., Шишков Ю. А. История климата. Л., 1979.

    Муравьев А. В. Самаркин В. В. Историческая география эпохи феодализма: (Западная Европа и Россия в V–XVII вв.). М., 1973.

    Спицын А. А. Русская историческая география. Пг., 1917.

    Хрущев А. Т. География промышленности СССР. М., 1990.

    Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV–XV веках. М., 1960.

    Шаскольский И. П. Историческая география // Вспомогательные исторические дисциплины. Л. 1968. Т. 1.

    Экономическая география СССР. Общий обзор / Под ред. Н. П. Никитина, Е. Д. Прозорова, Б. А. Тутыхина. М., 1972.



б) дополнительная литература

    Бернштейн-Коган С. В. Очерки географии транспорта. М.; Л., 1930.

    Бучинский И. Е. О климате прошлого Русской равнины. Л., 1957.

    Вольпе В. М., Клупт В. С. Лекции по экономической географии СССР. Л., 1969. Ч. 1.

    Горская Н. А. Историческая демография России эпохи феодализма. М., 1994.

    Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.

    Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. М., 2001.

    Гумилев Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992.

    Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.

    Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли (любое изд.)

    Дворниченко А. Ю. Русские земли Великого княжества Литовского (до начала XVI в.). СПб., 1993.

    Дружинина Е. И. Северное Причерноморье в 1775–1800 гг. М., 1959.

    Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII–XIV вв. М., 1985.

Загоровский В. П. Белгородская черта. Воронеж, 1969.

Загоровский В. П. Изюмская черта. Воронеж, 1980.

    Загоровский В. П. История вхождения Центрального Черноземья в состав Российского государства в XVI веке. Воронеж, 1991.

    Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель в России в XVI в. Л., 1985.

    Истомина Э. Г. Водные пути России во второй половине XVIII – начале XIX в. М., 1982.

    Историческая география Азербайджана. Баку, 1987.

    История Русской Америки. М., 1997–1999. Т. 1–3.

    Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1991.

    Котляр Н. Ф. Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской земли IX–XIII вв. Киев, 1985.

    Кочин Г. Е. Сельское хозяйство на Руси в период образования русского централизованного государства конца XIII – начала XIV вв. М.; Л., 1965.

    Кудряшов КВ. Половецкая степь. Очерки исторической географии. М., 1948.

    Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984.

    Любавский М. К. Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания первого литовского статута. М., 1892.

    Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 2001.

    Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). СПб., 2000. Т. 1.

    Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951.

    Петрухин ВЯ., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998.

    Полян П. М. Не по своей воле… История и география принудительных миграций в СССР. М., 2001.

    Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI – начале XVIII века. М., 1972.

    Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества в Х–XII вв. М., 1982.

    Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. М., 1962.

    Фадеев А. В. Россия и Кавказ в первой трети XIX в. М., 1960.

    Халфин Н. А. Присоединение Средней Азии к России (60–90-е годы XIX в.). М., 1965.

    Хорев Б. С.. Городские поселения СССР (проблемы роста и их изучение). М., 1968.

    Шабульдо Ф. М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. Киев, 1987.

    Яцунский В. К. Изменения в размещении земледелия в Европейской России с конца XVIII в. до Первой мировой войны // Вопросы истории сельского хозяйства и революционного движения в России. М., 1961.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

В данном списке указаны некоторые порталы и сайты, содержащие находящиеся в свободном доступе электронные библиотеки, в которых можно ознакомиться с источниками и исследованиями по исторической географии России.

http://annals.xlegio.ru

www.archeologia.ru

www.bibliotekar.ru

www.gumer.info

www.hist.msu.ru

http://historic.ru

http://www.hrono.info

http://lib.ru

www.lrc-lib.ru

http://memoirs.ru/

www.rsl.ru

Электронные собрания карт:

http://abuss.narod.ru

http://atlases.narod.ru

http://elib.ispu.ru/library/history

http://lesson-history.narod.ru/map

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В процессе освоении дисциплины используются: 1) учебная, научная и учебно-методическая литература из фондов ЗНБ СГУ и других общедоступных библиотек; 2) историко-географические карты и наглядные пособия, хранящиеся на кафедре истории России СГУ; 3) ресурсы сети Интернет (порталы и сайты, содержащие, находящиеся в открытом доступе, учебную и научную литературу по истории России, электронные версии историко-географических карт).



1. Цели освоения раздела 2 дисциплины «Проблемы социальной истории человечества: Историческая демография»

Целями освоения дисциплины по выбору «Проблемы социальной истории человечества: Историческая демография» является получение студентами целостного представления о зарождении и развитии демографии и исторической демографии как науки, знакомство студентов с существующими типами источников, с основными вехами историографии проблем исторической демографии, выявление основных закономерностей развития демографических процессов в различные периоды истории Российского государства.


2.Место раздела 2 дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина по выбору «Проблемы социальной истории человечества: Историческая демография» относится к ООП «Б.3 Профессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО – «История». Она основана на изучении разнообразных письменных источников по демографии: летописей, писцовых книг и описаний, материалов ревизий, метрических книг, данных различных статистических комитетов, переписей. Содержание курса излагается по соответствующим разделам общепринятой исторической периодизации. Хронологически данный курс охватывает период с X по начало XXI вв.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины по выбору «Проблемы социальной истории человечества: Историческая демография»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  • Знать: теоретическую концепцию системы демографических наук и этапы ее формирования, сущность основных понятий и временных вех курса, методы исторической демографии, особенности источников демографических процессов на различных этапах истории России, закономерности естественного и механического движения населения в разные периоды истории, закономерности трансформаций типов брачного поведения, основные направления демографической политики государства.

  • Уметь: систематизировать и анализировать комплекс письменных демографических источников, ориентироваться в проблемах исторической демографии России.

  • Владеть: навыками работы с учебной и научной литературой по данному курсу, усвоения содержание курса в соответствии с исторической периодизацией.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 030600– «История»:

а) общекультурными (ОК)

– владение культурой мышления; способен к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

– готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

– способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

– способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

– осознание сущность и значения информации в развитии современного общества (ОК-14).



б) профессиональными (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

– способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории (ПК-1), источниковедения, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

– способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса (ПК-5);

– способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

– способность к работе в библиотеках, владение навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

– способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10).



в организационно-управленческой деятельности:

– способность к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);



в экспертно-аналитической деятельности:

– способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций СМИ (ПК-15).


4. Структура и содержание дисциплины по выбору «Проблемы социальной истории человечества: Историческая демография»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 часов), из них 28 аудиторных.



4.1. Структура преподавания раздела


п/п


Раздел

дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Лекции

Практические занятия

Семинары.

Самостоятельная раб студ.



Введение. Историческая демография как наука

4

1

2







0,5

Устный опрос



Проблемы истории народонаселения России периода средневековья (X – XVII в.)

4

2

2







0,5

Устный опрос



Демографические процессы в России XVII – начала XVIII в.

4

3

2







0,5

Устный опрос



Изменения в размещении населения России в XVIII – первой половине XIX в.

4

4-5

4







0,5

Устный опрос



Естественное движение населения в городе и деревне XVIII – первой половине XIX в.

4

6-7

4







1

Устный опрос



Динамика численности населения во второй половине XIX – начале XX в.

4

8

2







1

Устный опрос



Начало перехода от традиционного к рациональному типу воспроизводства населения

4

9-10

4







1

Контр. работа



Демографические процессы в Советском государстве в 1917 – конце 1940-х гг.

4

11

2







1

Устный опрос



Демографические процессы в СССР (1950-1985 гг.)

4

12-13

4







1

Устный опрос



Демографические процессы в СССР – РФ (1985 г. – начало XXI в)

4

14

2







1

Зачет




Всего часов







28





8

36
4.2. Содержание раздела

История развития исторической демографии как науки. История демографии как науки. Складывание теоретической конструкции системы демографических наук. Историческая демография как элемент системы демографических наук. История развития исторической демографии в Западной Европе. Основные направления историко-демографических исследований. Этапы развития исторической демографии. История развития исторической демографии в России. Основные научные направления.

Проблемы истории народонаселения России периода средневековья (XXVI вв.) Историография вопроса. Демографические процессы в Древнерусском государстве (города, население, миграция). География населения России в XVI в. Писцовые книги и писцовые описания. Динамика населения с конца XV до середины XVI вв. Динамика населения государства во второй половине XVI в. Сдерживающие факторы (голод, эпидемии) расселения в конце XV – XVI вв.

Демографические процессы в России в XVII - начале XVIII вв. Историография вопроса. Рост территории государства. Ослабление сдерживающих факторов. География населения. районы ухода населения. Направления миграций в Европейской России. Освоение Сибири. Численность, структура населения.

Изменения в размещении населения России в XVIII – первой половине XIX в. Историография. Краткая история учета населения России. Два подхода к изучению населения России по материалам ревизий. Соотношение первичных и вторичных источников в историографии ревизского учета. Ревизские сказки как источник демографической информации. Формы ревизских сказок и заключенная в них информация. Достоверность ревизских сказок. Методы обработки ревизских сказок. Метрические книги и заключенная в них информация. Локальные оценки смертности населения по материалам ревизий и вспомогательных источников информации. Динамика населения России: легальное переселение, переселение из-за рубежа, самовольное переселение, эмиграция. Итоги миграционных процессов XVIII – первой половины XIX в.

Естественное движение населения в городе и деревне XVIII – первой половине XIX в. Историография вопроса. Источники. Число и распределение городских поселений по количеству жителей. Динамика городского населения. Соотношение численности наличного и приходского населения. Брачность и рождаемость в городе и деревне. Смертность в городе и деревне. Общие коэффициенты брачности, рождаемости и смертности. Естественный прирост населения в городе и деревне. Влияние сдерживающих факторов на демографические процессы. Механическое движение населения.

Динамика населения России во второй половине XIX – начале XX вв. Историография вопроса. Источники. Рождаемость, смертность, брачность, естественный прирост населения. Возростно-половая, национальная и религиозная карта России по материалам переписи 1897 г. География размещения населения в конце XIX – начале XX вв. Город и деревня в процессе модернизации второй половины XIX – начала XX вв. Внутренние миграции: регионы отхода населения, заселяемые территории, темпы миграций. Иммиграция. Эмиграция.

Начало перехода от традиционного к рациональному типу воспроизводства населения. Типология русской крестьянской семьи эпохи феодализма. Крестьянская семья в 1897-1917 гг. Демографический менталитет православного населения. Особенности демографического развития других народов России. Изменения в матримониальном (брачном) поведении. Брачная рождаемость в России во второй половине XIX – начале XX вв. Становление нового типа рождаемости в России. Итоги демографического развития России к началу XX века.

Динамика населения России в первой половине XX в. и демографические катастрофы. Историография вопроса. Источники – советские переписи предвоенного периода. Первая советская перепись 1920 года. Городская перепись 1923 года. Первая всесоюзная перепись 1926 года. Усилия статистиков В. Г. Михайловского и О. А. Квиткина по разработке научных принципов и методики переписей. Научная ценность данных переписи 1926 года. «Репрессированная» перепись 1937 г. и фальсификация результатов переписи 1939 г. Понятие демографической катастрофы. Первая демографическая катастрофа (1914–1922 гг.): потери на фронтах Первой мировой и Гражданских войн; падение рождаемости; влияние голода 1921–22 гг.; характеристика миграционных потоков. Демографическая ситуация в России во второй половине 1920-х гг. Сталинская коллективизация - ядро второй демографической катастрофы (1930–1936 гг.). Голод 1932–33 гг. и его отражение на демографической ситуации в стране. Третья демографическая катастрофа в СССР (1941–1948 гг.): потери на фронтах Великой Отечественной войны; жертвы фашистского террора; основные направления и разновидности перемещения населения в годы войны; демографическое «эхо» войны и влияние засухи 1946 г. и голода 1947 г. на естественный прирост населения; жертвы борьбы с «сепаратистами» на Украине и Прибалтике.

Брак и семья в Советской России – СССР в 1920-1930-е гг. Изменения в семейной политике после 1917 г. Декреты «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и «О свободе совести и отделении церкви от государства» (20 января 1918 г.) и их значение. Повышение брачного возраста. Упрощение бракоразводного процесса. Взгляды деятелей партии и советского государства на брак и семью. Падение религиозного влияния на брак. Городская и крестьянская семьи в 1920-е гг. и в 1930-е гг. Усиление внесемейной ориентации в российском обществе. Усиление контроля над рождаемостью. Легализация абортов. Изменения в добрачных отношениях между людьми. Изменения критериев брачного выбора. Рост разводимости. Рост одиноких людей. Распространение фактических браков. Изменения положения российской женщины. Внутрисемейное регулирование рождаемости. Семейные разделы и выделение малой семьи. Оценка перемен в российских семьях в 1920-1930-х гг.

Демографические процессы в СССР и России в послевоенные десятилетия. Первая перепись послевоенного периода (1959 г.) и ее значение для демографических исследований. Последующие переписи (1970 и 1979 гг.): новшества в организации и изменения программы переписи. «Всесоюзное выборочное социально–демографическое обследование населения» - микроперепись 1985 г.: первые попытки выяснить намерения и мнение населения. Значение данных микропереписи. Последняя всесоюзная перепись 1989 года. Новшества ее программы. Первая в истории постсоветской России перепись 2002 г. Дополнительные источники демографической информации. Рождаемость и естественный прирост в 1950 г.–начале XXI в. Влияние на эти процессы демографических катаклизмов 1930–40 гг., социально–экономической политики советского руководства. Переход к модели двухдетной и однодетной семьи. Колебания общей численности населения СССР и РСФСР. Брачная рождаемость в СССР в 1960–2000-е гг. Смертность и продолжительность жизни. Смертность населения по причинам. Причины сверхсмертности мужчин и значительного разрыва продолжительности жизни мужчин и женщин в СССР – РФ. Основные закономерности миграционных процессов в 1946-1990-х гг. Демографическая политика в СССР и РФ. Концепция демографического развития РФ.
5. Образовательные технологии

В учебном процессе, помимо чтения лекций, которые составляют 50% аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы (разбор конкретных ситуаций, обсуждение отдельных разделов дисциплины, защита курсовых работ). В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся.



6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Темы контрольных работ.

  1. Демография как наука.

  2. Историческая демография как наука.

  3. Демографические аспекты истории России XVI – XVII вв.

  4. Демографические процессы в городах и сельских поселениях России в XVIII – первой половине XIX вв.

  5. Миграционные процессы в России XVIII – начала XX вв.

  6. Начало перехода к новому типу воспроизводства населения в Российской империи.

  7. Социальные потрясения в России – СССР в 1914–1936 гг. и демографические процессы.

  8. Миграционная политика советского государства 1917 –1929 гг.

  9. Великая Отечественная война и ее влияние на демографические процессы в СССР.

  10. Основные изменения демографических процессов в СССР – РФ в послевоенные десятилетия.

Перечень вопросов для зачета

  1. Демография как наука. Теоретическая конструкция системы демографических наук.

  2. Историческая демография. Предмет. Источники.

  3. Развитие исторической демографии как науки в Западной Европе и России.

  4. Источники по исторической демографии России середины XV – XVII вв. (писцовые книги, подворные переписи).

  5. Источники по исторической демографии России XVIII – XIX вв. (ревизские сказки, административно–полицейский учет, метрические книги).

  6. Переписи населения России начала XX в. как источник по исторической демографии.

  7. Миграционные процессы на территории Киевской Руси.

  8. Города и городское население Киевской Руси.

  9. Историография населения России в XVI в.

  10. Динамика населения России в конце XV – середине XVI вв.

  11. Динамика населения России во второй половине XVI в.

  12. Миграционные процессы в России XVII в.

  13. Влияние неурожаев и эпидемий на демографические процессы в XV – XVII вв.

  14. Оценка смертности и продолжительности жизни в России в XVIII в.

  15. Миграционные процессы в России в XVIII (начало столетия – 70 -е гг.).

  16. Миграционные процессы в России в 80-х гг. XVIII – первой половине XIX в.

  17. Число и распределение городских поселений в XVIII – первой половине XIX вв.

  18. Сеть городских поселений в XVIII – первой половине XIX в.

  19. Динамика городского населения в XVIII – первой половине XIX вв.

  20. Брачность в городе и деревне второй половине XVIII – первой половине XIX вв.

  21. Рождаемость в городе и деревне во второй половине XVIII – первой половине XIX вв.

  22. Смертность и естественный прирост населения в городе и деревне во второй половине XVIII – первой половине XIX вв.

  23. Влияние неурожаев и эпидемий на демографические процессы в XVIII – XIX вв.

  24. Типология крестьянской семьи в ее историческом развитии.

  25. Демографический менталитет православного населения.

  26. Особенности демографического развития неправославных народов России.

  27. Миграционные процессы в России во второй половине XIX в.

  28. Миграционные процессы в России в конце XIX – начале XX вв.

  29. Изменения в матримониальном (брачном) поведении во второй половине XIX – начале XX вв.

  30. Ранние этапы становления нового типа рождаемости в России во второй половине XIX – начале XX вв.

  31. Статистика населения России по данным переписи 1897 г.

  32. Город и деревня в процессе модернизации второй половине XIX – начале XX вв.

  33. Крестьянские и городские семьи в конце XIX – начале XX вв.

  34. Начало перехода от традиционного к современному типу воспроизводства населения.

  35. Переписи населения предвоенного советского общества как источник по исторической демографии.

  36. Переписи населения послевоенного советского общества как источник по исторической демографии.

  37. Демографическая катастрофа 1914–1922 гг.

  38. Демографическая катастрофа 1930–1936 гг.

  39. Демографическая катастрофа 1941–1948 гг.

  40. Изменения в семейной политике после 1917 г.

  41. Городская семья в Советской России – СССР в 1920–1930-е гг.

  42. Крестьянская семья в Советской России – СССР в 1920–1930-е гг.

  43. Рождаемость, естественный прирост в СССР – РФ (1950 г.– начало XXI в.).

  44. Брачная рождаемость в СССР – РФ (1950 г.– начало XXI в.).

  45. Миграционные процессы в СССР – РФ (1946–1990-е гг.).

  46. Смертность и продолжительность жизни в СССР – РФ (1960 г.– начало XXI в.). Угроза депопуляции.

  47. Демографическая политика в СССР и РФ (конец 1980-х – начало XXI в.).


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Историческая демография

а) основная литература

Булычев Михаил Владимирович. Историческая демография России [Текст]: учебно-методическое пособие / М. В. Булычев, А. А. Гуменюк, Н. А. Малова; под ред. В. Н. Данилова – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2006.

Население России, 2003–2004. Одиннадцатый–двенадцатый ежегодный доклад [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т народхоз. прогнозирования, Центр демографии и экологии человека; Отв. ред. А. Г. Вишневский – М.: Наука, 2006

б) дополнительная литература

Медков Виктор Михайлович. Введение в демографию [Текст]: учеб. для вузов: учеб. пособие / В. М. Медков; Моск. гос. ун-т, социол. фак. – М.: Фонд «Мир» [изд.]: Акад. проект, 2006.

Демография [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В. Г. Глушковой – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007.

Харченко Лия Петровна. Демография [Текст]: учеб. пособие / Л. П. Харченко. – М.: Омега-Л, 2006.

Коробов Андрей Александрович. Динамика государственного миграционной политики Российской Федерации: 2000–2006 гг. [Текст] / А. А. Коробов – Саратов: сарат. гос. социал. экон. ун-т, 2007.

Спицына Наиля Хаджиевна. Демографический переход в России. Антропологический анализ [Текст] / Н. Х. Спицына; отв. ред. И. В. Перевозчиков: Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая – м.: наука, 2006.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Историческая демография

При освоении дисциплины используются таблицы и диаграммы, где систематизирован фактический и цифровой материал по курсу, формуляры ревизских сказок, метрических книг и переписные листы переписей. Основные понятия курса, персоналии и другая специфическая информация обычно отображаются лектором на доске. Для самостоятельной работы используется справочный материал по дисциплине, основные понятия дисциплины, методические рекомендации к темам докладов и сообщений, программа дисциплины. Все эти материалы содержатся в учебно-методическом пособии «Историческая демография России».


_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



1. Цели освоения раздела 3 дисциплины «Проблемы социальной истории человечества: Историческая антропология»

Целью освоения 3-его раздела дисциплины «Проблемы социальной истории человечества» является изучение истории формирования и развития исторической антропологии, ее ведущих направлений и школ, усвоение историко-антропологического подхода к изучению исторической действительности. Изучение курса исторической антропологии так же ставит целью привить будущему специалисту необходимую современному историку социогуманитарную культуру, чувствительность к эпистемологическим новациям в научном познании. Основанная задача курса – науковедческая – проследить становление исторической антропологии как нового направления науки, его взаимодействие с другими традиционными отраслями исторического знания, и те формы, которые оно принимает в разных историографических традициях. Другая задача – показать инструментальные возможности исторической антропологии, которые состоят в том, что ее методы могут применяться в самых различных исследовательских проектах. И, наконец, продемонстрировать, на конкретных примерах из историографии и методологии, какие новые возможности открывает перед исследователем междисциплинарность как метод антропологического исследования. Курс исторической антропологии призван научить историков-бакалавров воспринимать оригинальные конкретно-исторические исследования, выработать у них устойчивый интерес к профессиональной рефлексии, представление о современном облике исторической дисциплины и новейших тенденциях ее развития, знания об основах ремесла историка и возможностях его применения в современных условиях, навыки междисциплинарного историко-антропологического исследования, умение учиться и потребность в самообразовании и совершенствовании.


 2. Место раздела 3 дисциплины «Проблемы социальной истории человечества: Историческая антропология» в структуре ООП бакалавриата

Данный курс является одним из разделов общего курса, обозначенного в ООП как «Проблемы социальной истории человечества». В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «История», данный курс в структуре ООП относится к разделу «Б.1. Социальный, гуманитарный и экономический цикл, вариативная часть, дисциплины по выбору студента». Курс «Историческая антропология» в учебном плане взаимосвязан тематически и методологически с такими дисциплинами как «Философия», «История исторической науки», «Историография отечественной истории», «Историография зарубежной истории», «Теория и методология истории», «Естественнонаучные методы в исторических исследованиях». Помимо этого, данный курс связан со всеми дисциплинами профессионального цикла и с научной работой студента над выпускной работой.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения раздела 3 дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: иметь представление: о специфике исторической антропологии как особого направления в историографии и методологии, как закономерного этапа развития исторического сознания, об ее месте в ряду исторических дисциплин, о роли и значении поиска новых тематических полей и исследовательских методик в научном исследовании;



  • знать: основные этапы развития исторической антропологии в контексте мирового историографического процесса; теоретико-методологические принципы основных ее направлений, их мировоззренческие и концептуальные; основные вехи творческого пути ведущих историков-антропологов; особенности их исторических концепций и методологических основ их трудов;

  • уметь: вычленять авторскую концепцию при работе с источниками; определять методологическую и мировоззренческую позицию того или иного историка; сопоставлять важнейшие положения и систему доказательств данного историка с трудами других историков; соотносить их с общим состоянием исторической науки на изучаемый период; аргументировано доказывать свою точку зрения;

владеть: навыками практического применения антропологических методов в изучении истории, анализа дискуссионных вопросов эпистемологии исторического знания.

  • Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «История», квалификация (степень) «бакалавр»:

  • а) общекультурные (ОК):

  • владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)

  • способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-6);

  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

  • способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);

  • способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

  • осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);

  • б) профессиональные (ПК):

  • способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

  • способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

  • способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

  • способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

  • способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу или 36 часов



4.1. Структура



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)













лек.

практич.

сам.

всего




1

Система антропологических знаний и место в ней исторической антропологии.

5

1

1










Выборочны

й индивидуал

ьный

контроль на



лекции.

2

Тематические поля и основные направления исторической антропологии

5




1










Выборочны

й индивидуал

ьный

контроль на



лекции

3

Методологические аспекты историко-антропологического исследования.

5




2










Выборочны

й индивидуал

ьный

контроль на



лекции

4

Системный подход к изучению исторической действительности: «Тотальная история».

5




1




2




Выборочны

й индивидуал

ьный

контроль на



лекции

5

Предшественники историко-антропологического подхода.

5




1




2




Выборочны

й индивидуал

ьный

контроль на



лекции

6

«Антропологизация» истории в 60-е гг. ХХ в.

5




1




2




Выборочны

й индивидуал

ьный

контроль на



лекции

7

Расцвет историко-антропологических исследований в 70-е гг.

5




1




2




Выборочны

й индивидуал

ьный

контроль на



лекции

8

Развитие новых направлений в историко-антропологических исследованиях в 1980-е гг.

5




1




2




Подготовка рефератов, обзоров или аннотаций по пройденному материалу

9

Французская школа исторической антропологии

5




1




2




Выборочны

й индивидуал

ьный

контроль на



лекции

10

Опыт историко-антропологических исследований в США и Великобритании.

5




1




2




Выборочны

й индивидуал

ьный

контроль на



лекции

11

Историко-антропологические исследования в Италии и Германии.

5




1




2




Выборочны

й индивидуал

ьный

контроль на



лекции

12

Становление и развитие историко-антропологических исследований в отечественной историографии и методологии

5




2










Выборочны

й индивидуал

ьный

контроль на



лекции

13

Современные историко-антропологические исследования.

5




2










Выборочны

й индивидуал

ьный

контроль на



лекции

14

Возможности и пределы историко-антропологического подхода.

5




2




2




Подготовка творческого эссе «Возможности историко-антропологического подхода в моей курсовой работе»




Всего







18

-

18

36

зачет

4.2. Содержание раздела

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница