Рабочая программа дисциплины Поведение потребителей Направление подготовки 080200 Менеджмент Профиль подготовки



Скачать 303.27 Kb.
Дата30.10.2016
Размер303.27 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Экономический факультет

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.



Рабочая программа дисциплины

Поведение потребителей


Направление подготовки

080200 Менеджмент
Профиль подготовки

Менеджмент организаций
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения
очная

Саратов
2011




1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Поведение потребителей являются

формирование у студентов системных знаний, умений и навыков в области управления поведением потребителей, а также развитие профессиональных и общекультурных компетенций как важной составляющей системы компетенций в области менеджмента.

Объектом изучения является потребительское поведение в современной экономике

Предметом изучения дисциплины «Поведение потребителей» является процесс принятия решения потребителями на рынке, факторы, влияющие на него, а также инструменты и методы управления потребительским поведением.

Задачи курса, заключаются в том, чтобы:


  1. изучить теоретические основы, концепции и модели поведения потребителей;

  2. изучить практику исследования и анализа поведения потребителей;

  3. анализировать специфику поведения потребителей в России;

  4. изучить комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на поведение потребителей;

  5. изучить основные методы исследования поведения потребителей;

  6. приобрести навыки разработки методологии и методики исследования поведения потребителей и решения конкретных управленческих задач в этой области.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Поведение потребителей» является междисциплинарной

и предусматривает использование знаний и навыков, приобретенных студентами при изучении таких курсов как «Микроэкономика», «Общая теория статистики», «Маркетинг», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент»,«Экономика фирмы», «Экономический анализ», «Социология». Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Поведение потребителей», являются базой для изучения курсов «Инновационный менеджмент», «Управление качеством», «Маркетинговые коммуникации».


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Изучение дисциплины «Поведение потребителей» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной

деятельности формирует у бакалавров направления менеджмент следующие компетенции:

профессиональными компетенциями (ПК):

- знание и понимание механизмов поведения потребителей и их значения в достижении стратегических и тактических целей организации (ПК 29);

- умение использовать модели поведения потребителей для прогнозирования и принятия управленческих решений (ПК 29 ПК 9);

- способность проведения исследований поведения потребителей при выборе целевого рынка организации (ПК29);

- знание и умение анализировать внешние и внутренние факторы, определяющие поведение потребителей(индивидуальных и институциональных) на рынке, для разработки стратегий организации (ПК 29 ПК30);

- владеть навыками сегментации и позиционирования на основе социальных и психологических характеристик потребителя (ПК 29 ПК36);

- способность выявлять потребности покупателей и разрабатывать маркетинговый комплекс, направленный на их удовлетворение (ПК 10 ПК36);

- способность формулировать и реализовывать маркетинговые решения в

зависимости от типа потребительских решений покупателей (ПК10 ПК 36);

- умение управлять потребительским поведением, используя факторное

влияние на каждой из стадий процесса принятия решения о покупке (ПК13);

- знание современных подходов к управлению поведением покупателей

на рынке организаций (ПК10.)

- умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить модели управления потребительским поведением (ПК-31);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- методы структуризации общих потребностей; систему методов изучения и прогнозирования будущих нужд, запросов и предпочтений потенциальных потребителей

- модели покупательского поведения и факторы, влияющие на него

- последовательность проведения анализа возможностей освоения рынка;

- современные концепции, подходы и методы управления поведением потребителей на рынке товаров, услуг, идей;

понимать:

- потребности покупателей (клиентов) для обеспечения наиболее полного их удовлетворения; - цели приобретения товаров, услуг целевыми сегментами;

- социально – психологические аспекты работы с потребителем;

- особенности процесса принятия решения о покупке;

уметь:

- определять структуру удовлетворенных и неудовлетворенных потребностей потребителей;- выявлять факторы, влияющие на изменение запросов и предпочтений и на поведение потребителей на рынке в целом;

- выявлять причины возникновения неудовлетворенных потребностей;

- моделировать покупательское поведение, подводя потребителя к принятию решения о покупке.

Владеть

методами разработки и реализации маркетинговых программ в плане изучения и управлении поведением потребителей


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины Поведение потребителей составляет 4 зачетных единицы, 144 часов






п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

всего

лекции

Сем/прак

Самостоят.

1

Тема 1.Введение в курс «Поведение потребителей».

5

1










4

Домашние задания


2

Тема 2. Современные рынки: глобализация и сохранение культурных ценностей.


5

2










4

Домашние задания

тест


3

Тема 3. Социальная стратификация и поведение потребителей


5

3

8

2




4

Домашние задания

тест





Тема 4. Группы и групповые коммуникации в потребительском поведении


5

4

10







4

Домашние задания

тест





Тема 5. Восприятие и обучение как факторы потребительского поведения


5

5

8







6

Рефераты




Тема 6. Мотивации, личностные характеристики и эмоции как факторы поведения потребителей.


5

6

8

2

2

4

Обсуждение, тест




Тема 7. Персональные ценности и жизненный стиль – отражение в потребительском поведении.


5

7

8







6

Домашние работы




Тема 8. Знания и отношения в потребление


5

8

8







4

тест





Тема 9. Ситуационные факторы и процесс потребительского выбора


5

9

8




2

4

Итоги по ситуационной задаче, тест




Тема 10. Процесс потребительского выбора


5

10

10




2

4

Итоги анализа ситуации

Контрольная работа






Тема 11. Покупка и постпокупочные процессы.


5

11

8







6

Домашние работы




Тема12. Организационное покупательское поведение


5

12

8







4

тест




Тема 13. Развитие потребительского общества и институционализация защиты прав потребителей


5

13

8







6

рефераты







5




4










экзамен













72

4

4

60



Содержание


Тема 1.Введение в курс Поведение потребителей.

Поведение потребителей - становление дисциплины: Определение, содержание поведения потребителей. Ориентация на потребителя основа конкурентного поведения фирмы. Особенности обмена в поведении индивидуальных и институциональных потребителей.



Тема 2. Современные рынки: глобализация и сохранение культурных ценностей.

Современные рынки: универсальное и специфическое в поведении потребителей. Глобализация рынков. Вариации культурных ценностей. Вариации вербальных и невербальных коммуникаций. Кросс-культурные и глобальные маркетинговые стратегии.



Тема 3. Социальная стратификация и поведение потребителей

Социальная структура и особенности потребления. Методы измерения социального статуса. Сегментация рынка и особенности покупочных решений социальных страт.



Тема 4. Группы и групповые коммуникации в потребительском поведении

Группы и их типы. Референтные группы. Виды влияния референтных групп на поведение потребителей. Другие типы влияния на поведение потребителей. Распространение инноваций. Типы домохозяйств. Развитие домохозяйств. Распределение ролей в покупках. Потребительская специализация домохозяйств.



Тема 5. Восприятие и обучение как факторы потребительского поведения

Восприятие. Обработка информации. Особенности интерпретаций. Восприятие и маркетинговые стратегии. Обучение потребителей. Методы и основные характеристики обучения потребителей. Память в обучении. Стратегия позиционирования продукта.



Тема 6. Мотивации, личностные характеристики и эмоции как факторы поведения потребителей.

Сущность и теории мотивации. Использование мотивационных теорий во влиянии на потребителей. Теории личности. Типы эмоций. Эмоции в рекламе.



Тема 7. Персональные ценности и жизненный стиль – отражение в потребительском поведении.

Персональные ценности. Концепции жизненного стиля. Модели описания жизненного стиля. Ресурсы потребителей: экономические, временные, когнитивные.



Тема 8. Знания и отношения в потребление

Знание потребителя: о продукте, о покупке, об использование. Измерение знания потребителя. Компоненты потребительского отношения: когнитивный, аффективный, поведенческий. Изменение отношения потребителя.



Тема 9. Ситуационные факторы и процесс потребительского выбора

Типы потребительских ситуаций. Ситуации коммуникации. Ситуации

покупки. Ситуации использования. Факторы ситуационного влияния: физическое окружение, социальное окружение, время, цель потребителя, предшествующее состояние.

Тема 10. Процесс потребительского выбора

Процесс потребительского выбора: Этапы потребительского выбора: осознание потребности и информационный поиск, оценка и выбор альтернатив. Процесс осознания потребностей. Выявление и измерение проблем потребителей, реакции на осознание проблемы. Активизация осознания проблемы потребителем. Внутренний и внешний информационный поиск. Типы и источники информации. Измерения и факторы поиска. Процесс оценки и выбора альтернатив. Критерии оценки и правила решения. Маркетинговые применения правил.



Тема 11. Покупка и постпокупочные процессы.

Покупочное намерение и типы покупок. Выбор источника и предмета покупки. Характеристики покупателей и источников покупки. Внутриисточниковые факторы покупки. Послепокупочные диссонансы. Потребление и избавление. Варианты оценки покупки. Повторные покупки и приверженность потребителя.



Тема 12. Организационное покупательское поведение

Сущность и масштаб организационных рынков. Специфика организационного покупательского поведения. Модели организационного покупательского поведения. Факторы организационного стиля. Типы закупочных ситуаций. Процесс организации покупки.



Тема 13. Развитие потребительского общества и институционализация защиты прав потребителей

Косьюмеризм сущность и корни. Перспективы косьюмеризма в условиях глобализации. Косьюмеризм в России. Реакция бизнеса на движение потребителей. Права потребителей и практика их отстаивания. Защита прав потребителей.


5. Образовательные технологии

Лекционные и семинарские/практические занятия. Семинарские занятия проводятся с использованием активных методов: работа в малых группах, обсуждение современных проблем потребительского поведения посредством анализа ситуаций, кейсов, деловых игр. Самостоятельная работа студента предполагает изучение литературы, групповые исследования, подготовку докладов и рефератов, массивов фактоологических данных, презентаций. Выполнение заданий требует использования не только учебников и пособий, но и информации, содержащейся в периодических изданиях, Интернете.



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа предполагает изучение научных публикаций, источников эмпирических и фактологических данных, практики, выполнение домашних заданий в различных формах: эссе , доклады, рефераты,обзоры фактологических данных, подготовку к аудиторным занятиям и т.д. Учебно-методическое обеспечение представлено в Планах семинарских/практических занятий и Методическое руководство СМР


Письменные работы

  1. Поведения потребителей – содержание категории

  2. Ориентация на потребителя – целевая функция организации.

  3. Особенности обмена в поведении индивидуальных и институциональных потребителей.

  4. Культурные ценности и потребительское поведение

  5. Вариации в культурных ценностях.

  6. Кросс культурные стратегии в современных глобализированных рынках.

  7. Влияние социального положения на потребительское поведение

  8. Изменение социальной структуры- изменение потребительского поведения

  9. Сегментация рынков: особенности покупочных решений социальных страт

  10. Показное потребление.

  11. Воздействие групп на поведение индивидов.

  12. Референтные группы в потребительском поведении

  13. Влияние референтных групп на потребительское поведение

  14. Персональное влияние в поведении потребителей.

  15. Типы потребителей в распространении инноваций

  16. Распределение ролей в практике покупок домохозяйств

  17. Типы домохозяйств и типы их потребления.

  18. Гендерные особенности потребительского поведения

  19. Восприятие как внутренний фактор поведения потребителей.

  20. Восприятие и маркетинговые стратегии

  21. Методы обучения потребителей

  22. Основные характеристики обучения потребителей.

  23. Краткосрочная и долгосрочная память потребителей.

  24. Стратегии позиционирования продукта.

  25. Теории мотивации и их значение для управления поведением потребителя.

  26. Маркетинговые стратегии основанные на множественных мотивах.

  27. Учет личности потребителя в формировании рыночных сегментов

  28. Использование знаний об эмоциях потребителей в рекламе.

  29. Персональные ценности как значимый фактор различий потребительских решений.

  30. Концепция жизненного стиля в описании потребительского поведения.

  31. Ресурсы потребителя, определяющие его покупочные решения.

  32. Формирование знания потребителя о продукте.

  33. Организация и измерение знания потребителя.

  34. Взаимосвязь компонентов отношений потребителя к продукту.

  35. Типы ситуация покупателя : коммуникации, ситуации покупки, ситуации использования.

  36. Факторы ситуационного влияния на принятие потребителем решения.

  37. Процесс принятия решения потребителем.

  38. Сущность и варианты потребительского выбора.

  39. Этапы процесса потребительского решения..

  40. Типы процессов решений потребителя при покупке.

  41. Осознание проблемы потребности и поиск информации потребителем.

  42. Оценка и выбор потребительских альтернатив

  43. Правила потребительских решений

  44. Ограничения потребителя.

  45. Покупочные намерения и типы покупок.

  46. Выбор источника и предмета покупки.

  47. Послепокупочное поведение потребителя.

  48. Оценка покупки потребителем.

  49. Специфика организационного покупательского поведения.

  50. Типы закупочных ситуаций

  51. Процесс организационной закупки.

  52. Становление и развитие консьюмеризма

  53. Консьюмеризм в России

  54. Реализация прав потребителей в России

Практические работы

Типы закупочных ситуаций предприятий – потребителей

Характеристика целевой аудитории потребителей

Индивидуальный исследовательский проект: использование в рекламе потребительских эмоций.

Коллективный исследовательский проект Изменения ресурсов потребителей в России: средний класс.

Изменения ресурсов потребителей в России : высший потребительский класс.

Изменения ресурсов потребителей в России: бедные.

Коллективный исследовательский проект Типы потребительского поведения
Тесты.

1. Поведение потребителей – это деятельность:

а) связанная с процессом потребления покупателем продукта, услуг,

идей и их переработкой;

б) включающая процесс принятия решений потребителями и

факторы, определяющие это решение в долгосрочной перспективе;

в) непосредственно вовлеченная в обретение, потребление и избавление от продуктов, услуг, идей, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней;

г) предусматривающая приобретение, потребление и утилизацию

продуктов, а также решения потребителя по выбору наиболее

подходящего варианта покупки;



д) правильного ответа нет.
2. Согласно исследованиям Гилберта детерминант социального класса девять и их можно подразделить на экономические, политические и переменные взаимодействия. К какой группе относится классовое сознание – степень осведомленности людей определенного класса о себе как об отличной от других группе?
а) экономические переменные;
б) переменные взаимодействия;
в) политические переменные;
г) ни к одной из вышеперечисленных.
3. При построении ответа продавца продукции промышленного назначения на возражения клиента о высокой цене можно применить следующую стратегию:
а) предложить сниженную цену на данную модель;
б) указать риск для покупателя от приобретения более дешевых аналогов;
в) предложить дополнительные услуги;
г) можно применить любую из вышеуказанных стратегий.
4. Модель VALS-2 предназначена для:
а) измерения отношения потребителей к торговым маркам;
б) описания ценностей и жизненного стиля потребителей;
в) определения принадлежности потребителей к социальным классам;
г) определения лидеров во мнении.
5. Определите правильное утверждение. Влияние референтных групп на процесс принятия решения:
а) проявляется, как правило, при потреблении купленного товара на виду у своего окружения;
б) проявляется, как правило, при уверенности покупателя при выборе товара;
в) проявляется, как правило, при покупке недорогих товаров;
г) проявляется во всех вышеперечисленных случаях.
6. К промышленным покупателям относятся:
а) животноводческие фермы;
б) организации, предоставляющие услуги населению и предприятиям;
в) предприятия добывающих отраслей;
г) все вышеперечисленные предприятия можно отнести к промышленным покупателям.
7. Процессы решений потребителя о покупке по степени сложности делятся на 3 категории: привычные, ограниченные и расширенные. Расширенные – это:
а) сложные решения при высокой степени вовлеченности потребителя;
б) решения, содержащие, как правило, стадию предпокупочной оценки альтернатив;
в) решения, содержащие элемент новизны и неопределенности;
г) импульсные решения.
8. Различают три группы культурных ценностей, имеющих наибольшее воздействие на потребительское поведение:
1)ценности, ориентированные на другого (взгляды общества на отношения между людьми);
2)ценности, ориентированные на среду (взгляды общества на взаимоотношения с окружающей средой);
3)ценности, ориентированные на себя (подходы к жизни, которое общество считает желательными).
Если маркетинговая программа рассчитана на статус - ориентированное общество (а не на общество, где вознаграждаются достигнутые результаты) какая группа ценностей задействована?
Ответы:
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) ни одна из вышеперечисленных групп.
9. Какой из факторов, оказывающих влияние на процесс принятия решения, относится к факторам внешней среды?
а) мотивация;
б) отношение;
в) культура;
г) ни один из вышеперечисленных факторов.
10. Процесс организационной закупки в классическом виде состоит из 8-ми стадий:
1-я) определение потребностей;
2-я) определение основных свойств и особенностей нужного продукта;
3-я) детализация свойств и особенностей нужного продукта;
4-я) нахождение и классификация возможных источников; составление “досье поставщиков”;
5-я) получение и анализ предложений;
6-я) выбор поставщика;
7-я) размещение заказа;
8-я) установление обратной связи с поставщиком и оценка работы.
Определите какие две стадии необходимо поменять местами:
а) 2-ю и 3-ю;
б) 5-ю и 6-ю;
в) 7-ю и 8-ю;
г) все стадии на своих местах.
11. Различают три формы влияния референтных групп на процесс принятия решения:
а) нормативное, ценностно-ориентированное, формальное;
б) первичное, ценностно-ориентированное, формальное;
в) нормативное, ценностно-ориентированное, информационное;
г) нормативное, первичное, информационное
12. Модель “Means-end-chain” показывает:
а) взаимосвязь между принадлежностью к социальному классу и уровнем доходов;
б) взаимосвязь между культурными ценностями потребителей и атрибутами продукта;
в) взаимосвязь между сегментированием и позиционированием;
г) взаимосвязь между долей рынка и рентабельностью.
13. Персональное влияние лидера во мнении проявляется в следующих случаях:
а) потребитель в стремлении сделать обоснованный выбор, прибегает к внутреннему поиску информации;
б) потребитель не испытывает потребности в общественном социальном одобрении сделанного выбора;
в) продукт не является технически сложным;
г) потребитель не является профессиональным пользователем товара.
14. Причиной, определяющей важность рассмотрения социально-классовой структуры общества в рамках системы маркетинга, является следующая:
а) потребители, как правило, исповедуют стиль жизни, выработанный тем классом, из которого они происходят;
б) принадлежность целевого сегмента к социальному классу однозначно определяет ценовую стратегию предприятия;
в) принадлежность к социальному классу определяется, главным образом, уровнем доходов потребителей;
г) влияние социальных классов является основным фактором воздействия внешней среды на процесс принятия решения.
15. К факторам ситуационного влияния на процесс принятия решения, не относится:
а) физическое окружение;
б) социальное окружение;
в) предшествующие состояния;
г) культура.
16. Различают следующие типы референтных групп:
а) первичные и вторичные;
б) притягивающие и отталкивающие;
в) формальные и неформальные;
г) все вышепредставленные классификации существуют.
17. Определите верное утверждение: промышленные рынки характеризуются производным спросом:
а) который отражает принцип независимости продавца и покупателя на промышленном рынке;
б) который создает необходимость проведения тщательного анализа области промышленности, в которой работает клиент, а также рыночного анализа потребителей, обслуживаемых клиентом;
в) следовательно непосредственно продажа товара ставит точку в отношениях покупателя и продавца;
г) следовательно он является эластичным по цене.
18. Определите верное утверждение. В процессе сегментирования промышленных рынков:
а) могут рассматриваться поведенческие переменные, характеризующие индивидуальные черты отдельных лиц закупочного центра;
б) не могут рассматриваться поведенческие переменные, характеризующие индивидуальные черты отдельных лиц закупочного центра;
в) не могут рассматриваться такие переменные, как размер потребителя, тип потребителя, отношение к определенной отрасли и др.;
г) не могут рассматриваться географические переменные.
19. Позиционирование на рынке товаров промышленного назначения:
а) не требуется;
б) требуется и следует за сегментированием рынка и выбором целевых сегментов;
в) требуется и связано, как правило, с эмоциональным восприятием товара потребителем;
г) все вышеперечисленные варианты не верны.
20. Сегментирование рынков товаров промышленного назначения:
а) проводится по тем же характеристикам, что и потребительских товаров;
б) может использовать только свои характеристики;
в) может использовать отдельные признаки сегментирования потребительского рынка;
г) все вышеприведенные ответы не верны.

21. Метод интерпретации, предназначенный для исследования мотивации, основан на опросе потребителей от третьего лица, позволяя респонденту ответить на вопрос, почему “среднестатистический потребитель”, “большинство людей” или “люди в основном” покупают или используют конкретные продукты. Данный метод направлен, главным образом, на определение:


а) декларированных мотивов, о которых покупатель готов заявить открыто;
б) утилитарных мотивов, которые связаны с функциональными свойствами товара;
в) латентных мотивов, которые покупатель не склонен декларировать открыто;
г) всех вышеперечисленных мотивов.
22. Привычное решение на основе лояльности к товарной марке – это:
а) мотивация, которая ведет к привычному решению, принимаемому из-за отсутствия достаточной побудительной причины покупать товары других марок;
б) мотивированная труднопреодолимая привычка покупки одного и того же товара, часто коренящаяся в высокой заинтересованности покупателя в результатах от его использования;
в) мотивация, в основе которой лежат базовые физиологические потребности;
г) мотивация, в основе которой лежат гедонические потребности.
23. Процессы решений потребителя о покупке отличаются по степени сложности и делятся на 3 категории: привычные, ограниченные и расширенные. Ограниченные – это:
а) простые решения без определенных усилий при низкой степени вовлеченности потребителя;
б) решения, содержащие элемент новизны и неопределенности;
в) решения при условии ограниченности в средствах;
г) сложные решения при высокой степени вовлеченности потребителя.
24. Определите правильное утверждение. Вероятность послепокупочного диссонанса (сомнений) снижается путем:
а) создания завышенных ожиданий у клиента;
б) предоставления книги жалоб;
в) наличия возможности возврата товара;
г) снижения цен на последующие покупки.
225. Применив стратегию неокругленных цен многие фирмы устанавливают цены на товары на уровне 9,95 у.е. или 49,99 у.е.. Целью является удовлетворение потребности покупателя категоризировать информацию для избежания отнесения цены товара к группам свыше 10 у.е. или 50 у.е. В какой теории мотивации рассматривается данный вид потребности человека организовывать информацию:
а) теории мотивации Маслоу;
б) теории мотивации МакКлелланда;
в) теории мотивации МакГира;
г) во всех вышеперечисленных теориях.
7. Инерция по отношению к товарной марке – это:
а) скрытая неявная мотивация, которая, как правило, не полностью одобряема социально и покупатели не склонны декларировать ее открыто;
б) мотивация, в основе которой лежат базовые физиологические потребности;
в) мотивированная труднопреодолимая привычка покупки одного и того же товара, часто коренящаяся в высокой заинтересованности покупателя в результатах от его использования;
г) мотивация, которая ведет к привычному решению, принимаемому из-за отсутствия достаточной побудительной причины покупать товары других марок.
28. Активизация осознания потребности в целях рекламы для инициирования процесса решения достигается за счет:
а) увеличения восприятия значимости существующего несоответствия между желаемым и реальным состояниями потребителя;
б) изменения восприятия желаемого состояния потребителя;
в) изменения восприятия существующего состояния потребителя;
г) всех вышеперечисленных факторов.
29. Определите правильное утверждение. Отличие некомпенсационных правил решения от компенсационных заключается в том, что:
а) в первом случае при выборе слабые стороны не могут быть восполнены другими сильными сторонами;
б) в первом случае не учитывается значимость показателей, используемых как критерии при выборе;
в) во втором случае не учитывается значимость показателей, используемых как критерии при выборе;
г) ни одно из вышеуказанных отличий не верно.
30. Предположим, потребитель выбирает между марками А, Б, В или Г продовольственного продукта.
Вопрос: Потребитель следует некомпенсационным правилам решения, при которых слабость одного из показателей не может быть восполнена силой другого. Какую из марок предпочтет потребитель в случаях:
1.1- лексикографики (сначала марки сравниваются по наиболее важному показателю и так далее, пока не происходит окончательный выбор);
1.2- исключения (сначала марки сравниваются по наиболее важному показателю и так далее, но здесь по каждому из показателей задается минимально приемлемый уровень “отсечка”);
условие: отсечка по каждому из оцениваемых показателей продукта – “хорошо”.
1.3- совместного решения (отсечки делаются по каждому значимому показателю и каждая марка сравнивается целиком с набором отсечек);
условие: отсечка по каждому из оцениваемых показателей продукта – “хорошо”.
Показатель Значимость Марка А Марка Б Марка В Марка Г
Вкус 50 Отлично Удовлетворительно Отлично Хорошо
Цена 30 Хорошо Отлично Отлично Отлично
Качество 20 Хорошо Отлично Удовлетворительно Удовлетворительно
Упаковка 10 Отлично Отлично Отлично Хорошо
Варианты ответов:
а) А, А, В;
б) В, А, А;
в) В, В, А;
г) А, А, А.
31. Какой из факторов, оказывающих влияние на процесс принятия решения, не относится к факторам внешней среды?
а) референтные группы;
б) социальные классы;
в) отношение;
г) культура.
32. Потребитель не является полностью лояльным по отношению к товарной марке, если:
а) не удовлетворен и не рекомендует приобретенную марку своему окружению;
б) не приобретает ту же марку в очередной раз;
в) не удовлетворен приобретенной маркой;
г) каждое из вышеприведенных определений не является точным.
33. В данной теории мотивации рассматривается иерархия потребностей, при этом потребность должна быть удовлетворена до минимального уровня, перед тем как активизируется другая:
а) теория мотивации Маслоу;
б) теория мотивации МакКлелланда;
в) теория мотивации МакГира;
г) во всех вышеперечисленных теориях.
34. Определите правильный порядок стадий процесса принятия решения в его классическом виде: 1. послепокупочная оценка, 2. альтернативная оценка вариантов перед покупкой и выбор, 3. покупка, 4. осознание потребности, 5. освобождение, 6. потребление, 7. информационный поиск.
а) 7, 4, 2, 3, 1, 5, 6
б) 4, 7, 2, 3, 1, 6, 5
в) 4, 2, 7, 3, 1, 5, 6
г) 7, 4, 2, 3, 6, 1, 5
35. Выберите верное утверждение. Импульсивная покупка:
а) отличается от других типов процессов принятия решения своей незапланированностью;
б) отличается от других типов процесса принятия решения наличием высокой степени лояльности;
в) отличается от других типов процессов принятия решения низкой эмоциональной вовлеченностью;
д) все вышеуказанные утверждения верны.
36. Потребители прибегают к полноценному внутреннему и внешнему поиску информации при принятии решения:
а) в случае привычного решения;
б) в случае ограниченного решения;
в) в случае расширенного решения;
г) в случае импульсивной покупки.
37. Связь между лояльностью и удовлетворенностью:
а) не существует;
б) выражается через коэффициент удовлетворенности (CSI);
в) выражается через коэффициент лояльности (CLI);
г) показывает, что только удовлетворенные потребители осуществляют повторные покупки;
38. Общая оценка отношения потребителя к торговой марке определяется:
а) мнениями;
б) поведением;
в) чувствами;
г) все три выше представленные компоненты показывают общее отношение;
39. В модели, описывающей процесс мотивации, стадия целенаправленного поведения следует непосредственно за данным фактором:
а) осознанием потребности;
б) за состоянием побуждения;
в) вовлеченностью потребителя;
г) все три выше представленных фактора не предшествуют целенаправленному поведению.
40. Метод третьего лица, используемый при исследованиях мотивации потребителей, относится к следующей группе методов:
а) методы ассоциации;
б) методы завершения;
в) методы интерпретации;
г) методы фокус-групп.

41. Каковы особенности культуры как внешнего фактора

потребительского поведения:

а) культура редко предоставляет детальное описание подходящего

поведения;

б) культура включает инстинкты и не влияет на то, как удовлетворяются биологические стремления;

в) культура приобретаема;

г) влияние культуры часто не осознается;

д) культура адаптивна.

42. Социально-классовая система общества не обоснована, когда:

а) классы имеют границы;

б) классы исчерпывающи;

в) классы значимы;

г) классы внутренне упорядочены;

д) каждый индивидуум принадлежит к двум и более социальным

классам.


43. Типы коммуникаций "из уст в уста":

а) личный или персональный опыт;

б) продуктные новости;

в) рекламные объявления/



44. Потребитель, проживающий в обществе, где значимо физическое совершенство и внешняя привлекательность, предпочтет продовольственный продукт с низким содержанием жира, стремясь сохранить оптимальный вес и хорошую фигуру. Данный пример показывает, что:
а) продуктовые атрибуты – отражение культурных ценностей;
б) продуктовые атрибуты – средства достижения специфических целей потребления;
в) специфические цели потребления инструментальны в достижении культурных ценностей;
г) все вышеприведенные утверждения про данный пример верны.


Вопросы по оценке качества усвоения знаний


  1. Поведение потребителей: основные понятия

  2. Конечные потребители и организации-потребители

  3. Классификация потребителей по их готовности воспринимать новый товар

  4. Сегментация потребителей

  5. глобализация рынков и изменение потребительского поведения

  6. Понятие культуры; основные элементы

  7. Структура культуры (ценность, норма, идеалы, образцы, обычаи, ритуалы)

  8. Вариации культурных ценностей

  9. Факторы кросс-культурной стратегии в отношении к потребителям

  10. Понятие социальной стратификации

  11. Объективные показатели стратификации (власть, доход, образование, престиж)

  12. Субъективные показатели стратификации

  13. Сегментация рынка: особенности покупочных стратегий социальных страт.

  14. Понятие группы. Референтная группа

  15. Соотношение группы членства и референтной группы

  16. Персональное влияние

  17. Формы влияния референтных групп (информационное, нормативное, ценностно-ориентированное)

  18. Понятие роли. Методы использования ролей в продвижении продукта

  19. Демонстративное потребление. Эффект присоединения к большинству. Эффект сноба

  20. Семья и домохозяйство: влияние типов на потребление

  21. Классификация ролей членов семьи

  22. Жизненный цикл семьи

  23. Дети как потребители

  24. Потребительская социализация. Методы потребительской социализации

  25. Сущность обучения потребителей

  26. Поведенческий подход к обучению потребителей (Павлов, Скиннер)

  27. Когнитивный подход к обучению потребителей (заучивание, моделирование, рассуждение)

  28. Основные характеристики обучения

  29. Память в обучении потребителей. Модель памяти (сенсорная, краткосрочная, долгосрочная)

  30. Понятие потребительской мотивации. Стимул. Мотив

  31. Методы исследования потребительской мотивации

  32. Понятие личности.

  33. Эмоции. Классификации эмоций

  34. Концепция жизненного стиля потребителя

  35. Ресурсы потребителей (экономические, временные, когнитивные)

  36. Потребительские знания

  37. Отношение потребителей. Изменение отношений

  38. Ситуационные факторы потребительского выбора

  39. Сущность и варианты выбора потребителя

  40. Типы процессов решений (привычные, ограниченные, расширенные, импульсивные)

  41. Этапы процесса потребительского решения: основные характеристики

  42. Процесс осознания потребностей

  43. Информационный поиск как этап потребительского выбора

  44. Оценка и поиск альтернатив

  45. Покупочные намерения и типы покупок

  46. Выбор источника и предмета покупки

  47. Послепокупочные процессы: потребление и избавление

  48. Послепокупочные процессы: оценка, неудовлетворенность или формирование приверженности покупателя.

  49. Специфика организационного покупательского поведения

  50. Факторы организационного стиля и типы закупочных ситуаций

  51. Консьюмеризм

  52. Защита прав потребителей и реакция бизнеса на движение потребителей.



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Поведение потребителей
Основная литература.

Блэкуэлл, Р. Д.     Поведение потребителей [Текст] = Consumer Behavior / Р. Д. Блэкуэлл, П. У. Миниард, Д. Ф. Энджел ; пер. с англ.: Е. Колотвина, Л. Круглов-Морозов. - 10-е изд. - М. ; СПб. [и др.] : Питер, 2010. - 943, [1] с.
Воловик, Людмила Алексеевна.     Поведение потребителей [Текст] = Consumer Behaviour : учеб. пособие / Л. А. Воловик ; Калинингр. гос. ун-т. - Калининград : Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2004. - 227, [1] с.

  


Ильин, В. И.     Поведение потребителей [Текст] : учеб. пособ. / Владимир Иванович Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 223, [1] с.
Энджел, Джеймс Ф..     Поведение потребителей [Текст] = Consumer Behavion / Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П. У. Миниард ; . - СПб. : Питер, 1999. - 768 с.
Дополнительная литература

Аакер Д. Маркетинговые исследования: Пер. с англ. /Д. Аакер, В. Кумар,Дэй Дж. – СПб.: Питер, 2004.

Баррера Р. Руководство по завоеванию абсолютной лояльности клиентов (пер. с англ., под ред. Трибушной Е. В. ) Эксмо. 2007. 272 с.

Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранныетруды по экономической теории: Пер. с англ. /Г. С. Беккер. – М.: ГУ-ВШЭ,2003.

Гантер Б. Типы потребителей: введение в психографику /Б. Гантер, А.Фернхам. – СПб.: Питер, 2001.

Гембл П. Маркетинг взаимоотношений с потребителями / П. Гембл, М.Стоун, Н. Вудкок. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

Главные тренды потребительского рынка 2008: 50 слов от 50 CEO Мастер-класс лидеров российского бизнеса. Эксмо. 2008. 128 стр.

Козырев А.А. Мотивация потребителей издательство: изд-во Михайлова В.А. 2003. 384 с.

Кэхейн М. Вайзер Дж. Рохлин С. Как зарабатывать на неосвоенных рынках: Потребители с низким уровнем дохода (пер. с англ. Куликова Д.А). Изд-во: Вершина. 2007. 336 с.

Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Пер. с англ. /Ж.- Ж. Ламбен. – СПб.: Питер, 2005.

Макарова Т.Н., Лыгина Н.И. Поведение потребителей Инфра-М, 2010. 208с.

Меликян О.М. Поведение потребителей. Дашков и К, 2010. 264 с.

Васильев Г.А. Поведение потребителей: Учеб. пособие. — М.: Вузовский учебник, 2009. — 240 с.

Поведение потребителей. Практикум/ Т. Н. Байбардина, Г. Н. Кожухова, А. Я. Якимик Изд-во Гревцова. 2011. 138 с

Алешина И.В. Поведение потребителей: учебник для вузов Homo faber. Изд-во Экономистъ. 2006. 525 с.

Мазилкина Е.И. Поведение потребителей. Краткий курс. Изд-во Окей-книгагород. 2009. 112 с.

Денисова Е.С. Поведение потребителей. Московская фин.пром. академия. М., 2005. 111с

Мак-Дуголл Р. Брайерли Дж. Хилл Н Как измерить удовлетворенность клиентов (пер. с англ.). издательство: Инфра-М. 2010. 176 с.

Мельников А.Д Особенности национального шопинга, или Где мед, там и мухи: феномены поведения покупателей. Изд-во Вершина. 2006. 240 с.

Петров Д.В. Техника активного слушания и др. Практика использования фокусгрупп: Что такое метод фокус-групп? ГроссМедиа Ферлаг ГроссМедиа РОСБУХ. 2008. 160 стр.

Сергеев А.М. Поведение потребителей: Учебное пособие/ А.М. Сергеев, Е.А. Бойченко. - М.: Эксмо, 2006.

Периодические издания

Газеты: «Коммерсант-Daily», «Ведомости» (вкладка «Компании

и рынки»), «RBC- Daily».

Журналы: «Эксперт», «Компания», «Маркетолог», «Маркетинг»,

«Маркетинг и маркетинговые исследования», «Маркетинг в России и

за рубежом». Их электронные версии.


Ресурсы Интернета

1. www.larsperner.com

2. www.4p.ru

3. www.mgmt.ru

4. www.sf-online.ru

5. www.dis.ru

6. www.marketing.spb.ru

7. www.cfin.ru

9. www.marketolog.ru

10.www.marketingterms.com

11.www.kommersant.ru

12.www.vedomosti.ru


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Материально-техническое обеспечение – учебные аудитории, мультимедийное оборудование, аудитории для доступа в Интернет, ресурсы библиотеки СГУ.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент профиль Менеджмент организаций


Автор проф. д.э.н. Сиднина В.Л.

Программа одобрена на заседании кафедры менеджмента и маркетинга

от 31.08.2011 года, протокол № 1.

Подписи:


Зав. кафедрой Л.И.Дорофеева

Декан факультета О.С.Балаш


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница